У меня четыре лодки и два пакрафта. Я сплавлялся и на том и на том. Могу сравнить, чем я сейчас и займусь.
Пакрафт дороже лодки. В моём случае разница в два с половиной раза. Это для одноместного судна. Двухместные варианты отличаются по цене троекратно.
Пакрафт почти в три раза легче лодки. У лодки в комплекте есть штатный насос. У пакрафта нет. Лодку можно накачать до звона, пакрафт не получится. Во всяком случае, если он из ТПУ. Пакрафт можно легко подкачивать на воде. Сделать это в лодке сложнее.
Размер кокпита в лодке больше. Пакрафт более узкий. Поэтому на нём легко использовать байдарочное весло. В лодке можно применять специальную технику гребли. Пакрафт начинает крутить при таком способе грести.
За счёт своей узости и байдарочного весла пакрафт манёвреннее лодки. Ещё такое весло позволят развить большую скорость.
У большинства пакрафтов более современная форма. Из-за этого пакрафт меньше захлёстывает водой на волнах.
В лодке есть привычные сиденья с регулировкой места установки. Сидеть в классическом пакрафте можно только на надувных подушках.
Из-за малого веса и меньшей ширины пакрафт менее устойчив на воде, чем лодка. Я привык чуть ли ни запрыгивать в лодку с берега, как ковбой. При попытке исполнить тот же трюк на пакрафте, я вывалился в воду с противоположной стороны.
Хорошую лодку практически нереально порвать на суше. Лодку можно тащить волоком по снегу, по траве и даже через кусты. То есть лодочные баллоны остаются целыми при обносе по лесу сквозь буреломы. Я порвал пакрафт просто о ветку, когда нёс его вокруг завала.
Заклеить пакрафт на природе проще, чем лодку. Для того, чтобы заделать порез на пакрафте, можно применить специальный скотч. Есть и другие средства быстрого ремонта пакрафтов, но, к сожалению, в нашей стране они почти не продаются.
Зато лодка более пригодна к ремонту в условиях города, чем пакрафт. В городах гораздо больше мастерских, где знают, как клеить лодки. Потому что лодка из ПВХ, а пакрафт из ТПУ.
Что не сравнивалось? Лодочные болоны не рвутся, когда задеваешь ими за камни у берега и на мелях. Пока до конца непонятно, выдержит ли пакрафт такую жесть?
Весной сравнение будет продолжено. Сейчас для сплавов готовятся и лодки и пакрафты. Сплавляться будем и на том и на том.
Зарегистрирован в налоговой Советского района Самары 16 апреля 2014
Как не ошибиться при выборе байдарки и пакрафта
Из каркасных-надувных байдарок могу рекомендовать байдарку «Варзуга-2». Собирается гораздо проще, чем широко известный «Таймень-2»
Из одноместных относительно легко собрать каяк «Легор». Но даже собирая эту предельно простую байдарку можно получить небольшую травму.
Ну и достаточно легко собираются гибридные байдарки, например, байдарки «Варяг-480».
Ну и совсем мало временени и сил уходит на подготовку к старту байдарки Gora63.
2. Некачественные материалы
Китайская байдарка » Экплорер К2″ расползается по шву в носу и корме. Мне известно не менее 4 подобных случаев.
3. Двухслойные надувные байдарки.
Здесь огорчения не столь неприятные, как в 2 предыдущих случаях. Двухслойные байдарки очень долго сохнут. Как правило, они начинают издавать неприятный запах. Внутренний баллон часто смещается внутри оболочки. Байдарка приобретает в этом случае деформированную форму.
(фото с сайта ww.avito.ru)
Баллоны из пленки это не для слабонервных
Сначала все было нормально. Наш тандем благополучно достиг одного из островов напротив Солнечной поляны. ( см.фото).
Здесь то и лопнул один из пленочных баллонов. Пришлось сдувать байдарку. Оставшуюся часть маршрута мы прошли на китайской лодке.
«Вольный ветер» повел себя в этой ситуации весьма достойно. За свой счет они заменили пленочные баллоны на надежные баллоны из ТПУ. Вес байдарок с баллонами из ТПУ заметно вырос.Но зато никаких проблем с баллонами из ТПУ не было.
Тот же «Вольный ветер» постепенно переходит на монобаллонные байдарки (например, альтернативой байдаркам «Тайга» стали монобаллные «Ермаки». Многие серьезные фирмы вообще не выпускают двухслойные байдарки (например, производитель «Хатанг» «Стрим»).
Когда я продавал свои б/у байдарки «Тайга-430» и «Тайга-280» покупатели интересовались: «Не пленочные ли у них баллоны?» С пленочными никто брать не хотел. Выводы делаете сами.
4. Слишком тяжелые байдарки.
Некоторых владельцев первоклассных, но не легких байдарок, со временем начинает напрягать их вес. К тому же в транспорте приходится платить за багаж. В основном, это байдарки с весом корпуса от 22 кг и выше. В результате, например, владельцы «Хатанг-3» меняют их на более легкие «Хатанга-2».
5. Слишком легкий вес (не достаточно прочные байдарки).
Некоторые обращают свой взор на сверхлегкие лодочки-пакрафты. Здесь огорчения ждут другого свойства. Самые легкие пакрафты делают из ткани с односторонним покрытием. Подобная ткань, будучи хотя бы слегка поцарапанной, через небольшое время начинает травить воздух. Другие, пытаясь съекономить лишние 200 грамм покупают односекционные пакрафты. Здесь надо быть готовым к серьезным приключениям и всегда ходить в спасжилете.
Так же, самые легкие пакрафты оказываются чрезмерно тесными. Ходовые качества и устойчивость на курсе зачастую хуже, чем у надувной байдарки типа «Gora63-d» и «Калар-2» Мое мнение. Хорошая байдарка должна быть не слишком легкой и не слишком тяжелой. Хороша золотая середина.
Другой пример. Легор. Отличная одноместная байдарка фирмы «Тритон». К сожалению, производитель пошел на поводу желаний туристов по минимизации веса байдарки. В результате, кильсон получился не достаточно прочным. У меня он переломился в полный штиль во время одного из походов по Волге. Чем доставил мне не самые приятные эмоции.
Трехместная байдарка Gora63, которая весит 11 кг, отличный пример золотой середины.
6. Самоотлив
Самоотлив хорошее изобретение для походов 3-5 к.с.
А вот для сплавов 1 к.с, в которые ходят большинство туристов, он скорее минус. Уменьшает максимальную грузоподъемность. Плюс через отверстия происходит небольшое забрызгивание кокпита. Сейчас многие модели байдарок с самоотливом предлагают приобрести без самоотлива. Так что, хорошо подумайте нужен ли вам самоотлив.
7. Неправильный выбор в плане открытости кокпита
При походах на Севере (Карелия и Мурманская область), для походов весной и осенью, а так же по маршрутам выше 4 к с. хорошо подходят байдарки с закрытой декой и юбками. Например, Хатанга-1-спорт.
8. Слишком высокая уязвимость байдарки и дорогие запчасти.
В основном этим страдают каркасные байдарки. Согласитесь, неприятно в первый же день похода получить сразу несколько пробоин. Так, на моей «Варзуге-2» было аж 8 заплаток (результаты первого же похода по Чусовой).
Запчасти для каркасных байдарок недешевы. Так, стоимость одного шпангоута для байдарки «Таймень-2» сопоставима с ценой небольшой пвх-лодки. Смотрите показательное видео сплава по равнинной реке Вашана в Тульской области. На нем вы увидете, как байдарка «Таймень-2″ стоимостью порядка 40000 рублей за несколько минут превращается в груду мусора (12-я минута видео). На 5-50 минуте красноречивые разрушения каркасно-надувной байдарки»Легор», переломившегося попалам.
9. Слишком тесные байдарки
Теснота слишком узких байдарок (менее 80 см) усугубляется тем, что на них невозможна высокая посадка. Теснота существенный минус известной байдарки «Ласточка 21». Тем, кто жалуется на тесноту байдарок серии «Хатанга-спорт», полезно было бы походить немного на «Ласточке». После нее практически любая байдарка (включая небольшую «Тайгу-340») кажется просторной. Очень тесными являются небольшие хвостатые пакрафты.
10. Слишком валкие байдарки.
Чрезмерная валкость байдарки вносит ненужное напряжение на маршруте и не позволяет по-настоящему расслабиться.Подобные байдарки мало подходят в ситуации, когда вам надо приобщить вашу девушку или жену к водному туризму (подробнее в статье «Как приобщить жену к водным походам на байдарке». Здесь можно отбить желание ходить на байдарках раз и навсегда. Для такой задачи хорошо подходят остойчивые байдарки Gora63, на которых чувствуешь себя уверенно, как в танке (см.видео «Байдарка Gora63 пересекает Волгу в шторм»).
11. Недостаточная устойчивость на курсе
Этот важный показателель комфортной эксплуатации байдарок особенно значим для новичков. С ростом опыта улучшается и устойчивость на курсе. Традиционно считается, что чисто надувные байдарки серьезно проигрывают каркасникам в этом вопросе. Однако на надувной байдарке Gora63, можно установить киль. И тем самым решить вопрос с устойчивостью на курсе.
12. Недостаточная маневренность
Хорошая маневренность очень важна для получения удовольствия от управления байдаркой. Кроме того, это просто необходимо, чтобы без повреждений обходить препятствия. Здесь каркасники сильно проигрывают надувным байдаркам.
13. Неудобная низкая посадка
Есть ряд байдарок, у которых для увеличения остойчивости при прохождении мощных порогов, применена низкая посадка. Но, то, что является плюсом при экстремальных сплавах, превращается в минус при водных прогулках по озерам и спокойным рекам. Я убедился в этом на собственном опыте. Так, однажды, я установил на свою «Тайгу-430» надувное дно. Высота посадки уменьшилась с 15 до 5-6 см. Разницу я заметил сразу. Резко возросла утомляемость от даже не продолжительной гребли. Это очень важный фактор. Новичок после непродолжительной прогулки на байдарке с низкой посадкой может решать что это «удовольствие не для него».
Показательно следущее видео. Девушка устала после нескольких минут гребли на байдарке с низкой посадкой.
14.Возможность встать в полный рост на байдарке
Встать в полный рост можно только на самых остойчивых байдарках. Иногда приходится грести по несколько часов, не имея возможности пристать к берегу. Это бывает в половодье, и на некоторых реках (например, на реке Сок ниже одноименной деревни). Возможность встать в полный рост значительно снижает утомляемость при прохождении подобных участков. Встать в полный рост можно и на байдарках Gora63, и на пакрафте «Сенсация-3» (смотрите с 25 секунды видео).
Например, автор следующее видео выбрал себе байдарку по двум характеристикам: плотность ткани и грузоподъемность. Он выбрал байдарку «Хатанга-expedition». На сайте указывалась грузоподъемность 300 кг и ткань 950. Получив лодку, он обнаружил, что в паспорте стоит грузоподъемность 220 кг.
Здесь следует знать, что в паспортах лодок и байдарках старого образца (спроектрованных до 2012 года) часто стоит именно эта цифра 220 кг. Дело в том, что в те годы надувные лодки с подобной грузоподъемностью не надо было регистрировать в ГИМС. Я сам в 2005 году купил себе лодку «Иволга-2» с такой грузоподъемностью, чтобы не иметь проблем с ГИМС. Иволга-2 имела размеры 220 см*110 см. Баллоны 30 см. У нее была указана реальная грузоподъемность. У современных же лодок грузоподъемность по паспорту резко занижена. Сравните размеры «Хатанги» 460 см*100 см. То есть, это лодка почти в 2 раза больше чем «Иволга-2», а паспортная грузоподъемность такая же.
Далее очень озадаченный покупатель, решил взвесить образцы ткани, чтобы определить ее плотность. Выяснилось ( и производитель признал это!), что на днище «Хатанг» используется ткань не 950, а 700 грамм на метр. Озадаченный этой новостью, я решил взвесить ткань, применяемую на Gora63. У меня получилось 775 грамм на метр. 25 лишних грамм это погрешность вычислений.Так что, за этот параметр вы можете быть спокойны.
16.Удобство посадки в байдарку
Это немаловажный фактор комфорта (см. видео ниже). Возможность сесть в байдарку не замочив ног (. ) является мощным плюсом байдарки Gora63
17. Возможность эксплуатации в морской воде
При эксплуатации каркасных и каркасно-надувных байдарок в морской воде владельцы сталкиваются с неприятным сюрпризом. Из-за коррозии каркаса байдарки в морской воде, сборка и расборка байдарок еще более усложняется. У байдарки Gora63 нет подобных проблем. Она хорошо подходит для эксплуатации в морской воде.
18. Использование вспомогательного парусного вооружения
Большинство туристов-байдарочников не имеют опыта походов под парусом. А зря. Парус качественно улучшает впечатления от похода. Дело в том, что многие варианты парусного вооружения байдарок довольно дороги, много (более 10 кг) весят, имеют большие габариты в сложенном виде. Установленное парусное вооружение мешает грести. На сборку уходит где час, а где и два. Так же не все знают, как управлять парусной байдаркой. А так же считают это рискованным делом. Разработанное мной парусное вооружение легкое (вес 2 кг). Оно устанавливается на байдарку за несколько минут. Мачта укладывается внутрь весел и не занимает места. Управление и установка предельно простые, интуитивно осваиваются за один выход. Основной упор при проектирования паруса я сделал на то, чтобы парус совершенно не мешал грести.Испытания показали, что даже развернувшись лагом к волне в свежий ветер, парусная байдарка Gora63 не переворачивается. Стоит комплект недорого.
19. Моторные байдарки
Глиссирующие моторные байдарки имеют очень широкий фукционал. Особое внимание на эти лодки следует обратить тем, кому за 40. Благодаря очень высокой остойчивости и увеличенной вместимости моторные байдарки интересны семейным экипажам с 2-3 детьми. По этой же причине моторные байдарки хорошо подходят для установки парусов.Подробнее об этой теме в статье «Возможности моторных байдарок Gora63m«
20. Наличие уключин под распашные весла
Использование распашных весел дает примерно 25 процентный прирост скорости. Две пары уключин дают еще более впечатляющий выигрыш. Особенно ярко преимущества распашных весел проявляются при встречном ветре. Подробнее в моей статье «Зачем байдарке 2 пары распашных весел».
Свои комментарии к статье и отзывы о байдарках присылайте по адресу dzlond@yandex.ru
21. Безопасность при проколе байдарки и при перевороте.
Любимые многими туристами карскасные байдарки не предназначены для плавания по волне выше 15 см (так указано в их паспорте). Поэтому они хорошо подходят для малых рек. Для пересечения крупных рек, озер и водохранилищ шириной более 1 км они не подходят. Главный минус каркасников то, что при перевороте они могут в буквальном смысле пойти ко дну, так как не имеют собственных отсеков плавучести. Переворот для надувной байдарки при наличии спасжилетов не проблема. Надувную байдарку можно прямо в воде перевернуть обратно. И спокойно продолжить плавание. Байдарки «Gora63», «Калар» и «Сенсация-3» благодаря своей особой форме с приподнятыми носой и кормой большого объема возращаются в нормальное положение с меньшими усилиями, чем традиционные остроносые байдарки.
Далее важный момент это компановка надувных отсеков. На байдарках Gora63 перегородки вклеены по середине лодки. При проколе одного из отсеков у вас остается пол лодки, на которой спокойно можно дойти до берега. На байдарках «Тайга» и на аналогичных нет перегородок в баллонах. Есть левый и правый баллоны. При проколе одного из баллонов вы оказываете в воде рядом с оставшимся баллоном.
23. Высота надводного борта. Многие специально покупают байдарки с минимальной высотой борта чтобы легче выгребать против встречного ветра. Но плата за этот плюс то, что на волнении в байдарку попадает много воды.
Помнится, лет дцать назад в моём кругу общения впервые проскочила информация о неких надувных чудо-лодках, коими пользуются иностранные велотуристы, совмещающие покатушки со сплавом. Данные лодки, будучи изготовлены из современных материалов, весили чуть более трёх килограмм, а в упакованном виде занимали объём, сравнимый со свёрнутым спальником.
Однако, тогда с покупкой пакрафтов имелись сложности. Во-первых — их производители располагались исключительно за рубежом, во-вторых — стоили оные лодочки чуть ли не в десять раз дороже обычной советской «Уфимки». У нас ни у кого в ту пору лишней тыщи евро в кармане не завалялось, посему о пакрафтах пришлось лишь помечтать, отложив эту мечту «на потом».
Но, прогресс на месте не стоял. Постепенно на территории бывшего СССР открылись фирмочки, занимающиеся поклейкой пакрафтов. Вполне очевидно, что с тех пор легковесные чудо-лодки оказалось проще купить, да и цены на них стали вполне демократичны для нашего потребителя.
Перед покупкой пакрафта нужно кое-что учитывать, ибо пакрафт пакрафту — рознь. Их делают несколько производителей, у каждого из коих свой подход к производству и свой модельный ряд, а каждая модель имеет свои отличия — и тут всё зависит не только от деталей «фасона», но и от комплектации. Более того — на «кройку и пошив» тех или иных лодок используется разная «тряпка» — что влияет на эксплуатационные характеристики, в частности — на вес и прочность.
В сей статье я подробно расскажу о всех вышеописанных нюансах — дабы помочь потенциальному покупателю определиться с выбором и «автоматом» ответить на некоторые его вопросы. Но сперва — немного теории.
Разновидности пакрафтов и их назначение
Фото 2. Снаряжённые пакрафты на реке Анактувук (Аляска, США).
В нынешнее время пакрафтинг практически стал самостоятельной дисциплиной в водном туризме, и сфера использования миниатюрных лодок заметно расширилась. Если по первости на них только сплавлялись и переправлялись, то сейчас ими пользуются для:
Фото 3. Пакрафт помогает совместить велопокатушки со сплавами. Автор: Sven Schellin.
Даже альпинисты и спелеологи стали пользоваться пакрафтами, например — чтоб добраться в труднодоступные места, или шутки ради поплавать по подземному озеру в какой-нибудь свежеоткрытой пещере.
Фото 4. А этот пакрафтер залез на ледник — чтоб поплавать в озерце талой воды. Автор: Paxson Woelber.
Усердные производители плавсредств в ходе разработки учитывали запросы потребителя, в итоге «эволюция» легковесных лодок дала три ветви. К нынешнему времени можно выделить следующие разновидности пакрафтов:
Понятно, что сие деление несколько условное, и народ в последнее время частенько раздвигает рамки использования того или иного пакрафта. Например — сплавляется по речкам на чисто «переправных» лодочках, а на экспедиционных проходит пороги.
Однако, умудрённые опытом туристы-водники нет-нет, да и повторяют поговорочку «всяк сверчок — знай свой шесток». И рекомендуют всё-таки использовать для конкретных целей тот пакрафт, что для них предназначен.
Всё дело в том, что «не в своей стезе» пакрафт ведёт себя несколько хуже, чем в тех условиях, под которые «заточен», и требует от пользователя заметно бо́льших физических усилий, внимания и навыков.
Теперь — подробнее рассмотрим каждую разновидность.
Пакрафты для переправ и прогулок
Фото 5. «Королёк» от Birdy Packraft — типичное плавсредство для переправ и прогулок.
Представьте себе ситуацию, когда турист идёт по лесу, и вдруг у него на пути появляется река. Или озеро, которое не так просто обойти.
Тут-то турист и достаёт из широких штанин рюкзака небольшой свёрток и надувает миниатюрную лодочку, в которой без труда переправляется на другой берег.
Пакрафты для переправ конструкционно являют «необходимый минимум». Они не предназначены для долгого использования, и главное в них — малый вес. И он действительно малый — в пределах или чуть более килограмма. Однако, миниатюрная лодка обладает достаточной грузоподъёмностью, чтобы выдержать туриста с рюкзаком.
Другое применение данных пакрафтов — праздные водные прогулки, сплав по тихой воде, или игры с минимальной степенью экстрима. Например — чтоб поплавать по подземному озеру — достаточно именно прогулочного пакрафта.
Экспедиционные пакрафты и для комбинированных походов
Главный упор в их конструкции сделан на следующие характеристики:
Фото 7. Экспедиционное мини-плавсредство в упакованном виде даже вместе с вёслами занимает совсем немного места. Автор: Sven Schellin.
Обычный вес экспедиционных пакрафтов — порядка трёх-четырёх килограмм. Их стоит порекомендовать новичкам — благодаря некоторой универсальности.
Пакрафты для экстремального сплава
Фото 8. Отличительная черта пакрафтов для бурной воды — сильно приподнятый нос и короткая корма. Автор: Paxson Woelber.
Это — самые крепкие и тяжёлые пакрафты, ведь на них в буквальном смысле слова «прыгают по камням» — по порожистым рекам. Формой своей они отдалённо напоминают каяк — что сделано для повышения манёвренности. Ну и понятное дело — данные плавсредства по умолчанию комплектуются декой для защиты от брызг.
Весят пакрафты для бурной воды в пределах 5 килограмм, хотя в последнее время этот параметр постепенно понижается — благодаря внедрению легковесных тканей.
В последнее время народ повадился сплавляться по бурной воде на обычных экспедиционных пакрафтах, и в принципе — это работает, особенно — на не очень сложных порогах (до 2 к. с.). Однако, знатоки всё же рекомендуют для экстремального туризма использовать предназначенные для этого плавсредства.
Фото 9. Экспедиция на пакрафте, вроде как предназначенном для бурной воды. Автор: Sven Schellin.
Для чего пакрафт не предназначен
Фото 10. Пакрафтинг на крупном озере. Автор: Paxson Woelber.
Благодаря объёмным формам, а соответственно — достаточной парусности — пакрафт не рекомендуется использовать для путешествий по открытым водным просторам вроде морей и даже крупных озёр. Разве что в штиль или при слабеньком ветерке.
Однако, истинных фанатов водного туризма сие предостережение ничуть не останавливает.
Пакрафт для рыбалки
Фото 11. Американские нахлыстовики на пакрафтах. Автор: Troy Smith.
Для речной рыбалки, либо в каком-нибудь пруду или небольшом озере подойдёт не только экспедиционный, но и прогулочный пакрафт (при соблюдении всех необходимых мер предосторожности, само собой). Однако, некоторые производители решили пойти навстречу потребителю и представили публике так называемые «рыбацкие пакрафты».
Суть данных плавсредств — в «навесном оборудовании». Они комплектуются уключинами и распашными вёслами, а также всякими удобными карманчиками и держателями под удочки-спиннинги-эхолоты и прочее рыбацкое барахло. Некоторые производители ставят на такой пакрафт удобное кресло, слань на дно и даже рисуют на борту линейку — чтоб рыбу мерять. Ну и понятное дело — стараются изготавливать подобные плавсредства более прочными. А те из-за всех вышеперечисленных «наваротов» получаются тяжелее обычных пакрафтов чуть ли не в три раза.
Фото 12. Пакрафт от AquaTech, сконструированный специально для рыбалки.
В итоге мы имеем нечто промежуточное между полноценным легковесным пакрафтом и банальной лодкой ПВХ. Где подобный девайс может пригодиться — вопрос интересный. Рыбаку, который добирается до места рыбалки пешочком или «на перекладных» — такое вряд ли подойдёт, тому лучше что-то полегче. Иному же ловцу, пользующемуся личным транспортом, проще взять на рыбалку нормальную лодку — в которой и места больше, и гораздо удобнее.
Видится мне, что рыбацкие пакрафты — штука на любителя. Хотя, опять же — тут всё зависит от веса. Чем он меньше — тем больше смысла пользоваться такой лодочкой.
Материалы, из которых делают пакрафты
Весьма важный раздел, ибо от типа ткани зависит — насколько прочен окажется пакрафт, и сколько он будет весить.
ПВХ (PVC)
Поливинилхлоридная ткань, давно пришедшая на смену традиционной прорезиненной. Отличается хорошей прочностью, фактически не растягивается, устойчива ко многим воздействиям, ну и достаточно плотная. Наиболее дешёвая.
Стало быть — из ПВХ производятся самые дешёвые, прочные, но в то же время и самые тяжёлые пакрафты. Также некоторые производители используют данный материал для изготовления дна — ибо оно заметно чаще бортов соприкасается с камушками на дне реки, а значит — должно быть попрочнее.
Наиболее «отмороженным» экстремалам обязательно следует учитывать, что любое плавсредство из ПВХ имеет свойство «дубеть» при низких температурах.
ТПУ (TPU)
Термопластичный полиуретан, или просто термополиуретан. Легче поливинилхлорида, ещё более химически устойчив, ещё лучше противостоит ультрафиолету, меньше истирается, почти не «дубеет» на морозе, однако не столь механически прочен. Хотя, его прочности с лихвой хватает для задач водного туризма. Понятное дело — ТПУ несколько дороже ПВХ.
В нынешнее время основная масса пакрафтов изготавливается именно из термопластичного полиуретана.
Следует знать, что в отличии от ПВХ — который благодаря его плотности можно «надуть до каменной твёрдости» — ТПУ не настолько крепок и имеет некоторую растяжимость. Поэтому его до твёрдой упругости никогда не накачивают.
Vectran
По свойствам — почти тот же ТПУ, но не растягивается. Раза эдак в полтора дороже.
Dyneema
Сей материал примечателен тем, что идёт на изготовление бронежилетов. Также он знаком рыболовам — ибо из него вьют прочную, нерастяжимую леску-плетёнку.
Да, пакрафты из «дайнемы» тоже делают — и они отличаются повышенными прочностными характеристиками. Но, понятное дело — то самые дорогие пакрафты.
«Дайнема» — материал несколько капризный, поэтому производство пакрафтов из него является авантюрой сложной, и к настоящему моменту сия технология ещё находится на стадии эксперимента. Поэтому пакрафты из данной ткани — редкость.
Важные аксессуары
Многие производители позволяют покупателю включать те или иные опции при заказе пакрафта. Их следует рассмотреть подробнее.
Встроенные в пакрафт
Отдельным комплектом
Важно: на что следует обязательно обратить внимание при покупке
Опытные пакрафтеры рекомендуют комплектовать плавсредство сиденьем типа «кирпич» вместо «подковы». Как показала практика — первое второго заметно удобнее.
Некоторые производители не комплектуют пакрафт по умолчанию насосом-мешком. На это следует обращать внимание при покупке в первую очередь.
Также не ко всем пакрафтам прилагается весло. Тоже нужно учитывать. К пакрафту подойдёт любое байдарочное весло, но бывают и специальные пакрафтовые — которые отличаются не только малым весом и повышенной компактностью в сложенном виде, но и особой формой лопастей, обеспечивающей более удобную греблю при низкой посадке.
Обзор производителей пакрафтов
Сейчас пакрафты производят как за рубежом, так и на территории бывшего СССР. Не так давно подключились к сему благородному делу и китайцы (пакрафты «от дяди Вонга», например, можно найти на «Алибабе»). Есть из чего выбирать. Рассмотрим наиболее популярных по порядку.
США и Европа
Сразу говорю — «за бугром» делают очень качественные пакрафты. Сказывается и технологический уровень развития, и опыт тамошнего туризма вместе с наработками отдельных энтузиастов. Соответственно — цена на хороший зарубежный пакрафт будет в пределах 1000 — 1500 «условных единиц». Плюсом к этому окажется и весьма недешёвая стоимость доставки. Однако, оно того стоит. Придраться к импортному пакрафту — никак, в его конструкции учитывается буквально всё. Об этом неоднократно сообщали наши туристы, пользовавшиеся данной продукцией.
Наиболее известные фирмы: Alpacka (пионер мирового пакрафтостроения, классическая модель которой стала легендой), Kokopelli (делает пакрафты и надувные каяки), Aquadesign (эта европейская фирма производит разные плавсредства для туристов).
Украина
Поклейкой пакрафтов в Украине с недавнего времени тоже занимаются. Мне удалось уточнить название парочки наиболее известных фирм.
Самый раскрученный бренд — «Red River», который делает экспедиционные плавсредства и пакрафты для бурной воды.
В основном украинские пакрафты производятся из ПВХ, поэтому ценовой диапазон весьма демократичный — примерно от 4000 до 7000 гривен, в зависимости от конкретной модели и комплектации.
В России сейчас наблюдается пик пакрафтостроения, и в последнее время кто только эти лодочки не клеит. Каждого производителя рассмотрю подробно.
«Black Pike»
Список российских пакрафтостроителей начну именно с этой пермской фирмы, ибо она производит наиболее бюджетные плавсредства, средняя стоимость коих — порядка 12 тыс. руб. Ассортимент небогат — на момент написания статьи в линейке было всего четыре модели, однако пакрафты весьма универсальны — их можно использовать как в экспедиционных целях, так и по бурной воде.
На качество вроде никто не жалуется, также народ в восторге от низкой цены. Рекомендуется начинающим пакрафтерам.
«Birdy Packraft»
Началось всё с того, что в 2008-м году красноярский турист (и по специальности — химик) Сергей Каржаев сделал надувную лодку. Весом она получилась всего 4 килограмма. Однако, это не удовлетворило изобретателя и последующие попытки создать наилегчайшее плавсредство привели к возникновению целой пакрафтостроительной мастерской, которая сейчас производит весьма широкий ассортимент мини-лодок как для тихой, так и бурной воды, и даже что-то вроде сверхоблегчённых рыбацких «плюшек» с распашными вёслами (ну и понятное дело — ко всему этому прилагается куча опций и аксессуаров).
Некоторые модели, похоже, стали самыми популярными на территории бывшего СССР, например — пакрафт «Иволга». Также «Birdy Packraft» делает самую маленькую в РФ (на момент написания статьи) надувную лодку «Королёк» (см. раздел «Видео-приложение»), которая весит 850 грамм [2] В ультралёгкой версии и того меньше — 750 грамм. при грузоподъёмности 145 килограмм.
Что интересно — конкретные модели пакрафтов имеют несколько вариаций по размеру. Например — та же «Иволга» производится в размерах «M», «L» и «XL». Средняя цена продукции данной фирмы — в пределах 30-40 тыс. руб., но оно того стоит, ибо для изготовления пакрафтов применяются передовые технологии.
Известный завод, производящий лодки, байдарки и прочую продукцию из ПВХ. Не так давно взялся за поклейку пакрафтов. Наиболее интересная модель — «Спутник».
В частности, именно «ТаймТриал» производит рыбацкий пакрафт «Танк» в двух версиях: тяжёлый — полностью из ПВХ, и облегчённый — с бортами из ТПУ.
Средняя цена на продукцию — порядка 20-30 тыс. руб.
«Тритон»
Также довольно известная контора, изготавливающая различные плавсредства. Производит несколько моделей пакрафтов.
«Сплав»
Известный производитель туристического оборудования. На момент написания статьи у них можно приобрести пакрафт «Drakeboat» (цена — порядка 30 тыс. руб.).
Видео-приложение
Напоследок — несколько видео-вкусняшек.
Что такое пакрафт
Просто чумовая двухчасовая лекция о пакрафте и пакрафтинге. Настоятельно рекомендую к просмотру!
Пакрафт «Королёк»
Такая малявка — и плавает ведь! Презентация с испытаниями на воде.
Пакрафт — спутник туриста!
Как пеший турист пакрафтером стал. Краткий обзор изделия от «Black Pike».