Байонет canon что это
Байонет canon что это
Байонет объектива — это крепление отвечающее за установку объектива на камеру.
Компания Canon выпускает объективы для камер EOS с четырьмя типами байонетов:
• Canon EF
Объективы EF (выпускаются с 1987 г.) предназначены для полнокадровых (Full-Frame) цифровых камер. Обозначение на байонете камеры и объективе, красный круг.
Метка крепления объектива на полнокадровой камере Canon EOS 5D Mark IV
• Canon EF-S
Объективы EF-S (выпускаются с 2003 г.) предназначены для цифровых камер кроп матрицей формата APS-C. Обозначение на байонете камеры и объективе, белый квадрат.
Метки крепления объективов на камере с кроп матрицей Canon EOS 80D
• Canon EF-M
Объективы EF-M (выпускаются с 2012 г.) предназначены для беззеркальных цифровых камер, с матрицей формата APS-C. Обозначение на байонете камеры и объективе, белый круг.
Метка крепления объектива на беззеркальной камере Canon EOS M с кроп матрицей
• Canon RF
Объективы RF (выпускаются с 2018 г.) предназначены для беззеркальных, полнокадровых (Full-Frame) цифровых камер. Обозначение на байонете камеры и объективе, красный прямоугольник
Как компания Canon удивила всех, сменив привычный байонет EF на новый, и почему это было нужно сделать уже давно.
Мир людей с профессиональными камерами — это всегда прежде всего традиции и осторожность. Оно и неудивительно — ведь у многих из них есть привычная логика работы, желание стабильности, и, конечно же, парк «совместимой» аппаратуры на сотни и тысячи долларов. Поэтому когда на конференции Canon в Лондоне впервые сказали про то, что у нового фотоаппарата будет другой байонет, все сначала напряглись. А потом постепенно успокоились. Впрочем, обо всем по порядку. Для начала — посмотрите вот это видео с моими первыми впечатлениями о камере. Я тогда еще только-только взял её в руки после презентации.
Итак, компания Canon представила новую камеру с новым байонетом, несколько объективов и переходники на старые объективы с байонетом EF и EF-S.
Важно подчеркнуть, что это полнокадровые беззеркальные камеры — на мой взгляд, именно к такой компоновке цифровых камер придут все производители постепенно.На сегодняшний день самые интересные камеры этого класса производит Sony и Nikon, давайте я приведу все их в табличке.
Sony A7 III | Nikon Z 6 | Nikon Z 7 | Canon EOS R | |
Матрица | Full Frame (35,9 x 24 мм), 24,2 МП | Full Frame (35,9 x 23,9 мм), 24,5 МП | Full Frame (35,9 x 23,9 мм), 45,7 МП | Full Frame (36 x 24 мм), 30,3 МП |
Стабилизация сенсора | Да, 5-осевая, эффективность 5 стопов экспозиции | Да, 5-осевая, эффективность 5 стопов экспозиции | Да, 5-осевая, эффективность 5 стопов экспозиции | Нет |
Серийная съемка | 10 к/с | 12 к/с | 9 к/с | 8 к/с |
Форматы видеосъемки | 4K 3840×2160 (30p), Full HD 1920×1080 (120p) | 4K 3840×2160 (30p), Full HD 1920×1080 (120p) | 4K 3840×2160 (30p), Full HD 1920×1080 (120p) | 4K 3840×2160 (30p), Full HD 1920×1080 (60p), HD 1280 x 720 (120p) |
Диапазон ISO | ISO 100–25.600 (с расширением до 32–204.800) | ISO 100–51.200 (с расширением до 50–204.800) | ISO 100–25.600 (с расширением до 50–204.800) | ISO 100–32.000 (с расширением до 50–102.400) |
Диапазон выдержек | 1/8000 – 30 с | 1/8000 – 30 с | 1/8000 – 30 с | 1/8000 – 30 с |
Автофокус | 683 фазовых точек, 425 точек контрастной АФ | 273 фазовых точек | 493 фазовых точек | 5655 точек с системой Dual Pixel |
Экран | 3”, 921.600 точек, сенсорный | 3,2”, 2.100.000 точек, сенсорный | 3,2”, 2.100.000 точек, сенсорный | 3,2”, 2.100.000 точек, сенсорный |
Видоискатель | 2,359 млн. точек, 100% покрытие кадра, увеличение 0,78х | 3,69 млн. точек, 100% покрытие кадра, увеличение 0,8х | 3,69 млн. точек, 100% покрытие кадра, увеличение 0,8х | 3,69 млн. точек, 100% покрытие кадра, увеличение 0,71х |
Беспроводная связь | встроенный модуль Wi-Fi + NFC | встроенный модуль Wi-Fi + Bluetooth | встроенный модуль Wi-Fi + Bluetooth | встроенный модуль Wi-Fi + Bluetooth |
Карты памяти | 2xSD/SDHC/SDXC, Memory Stick Duo/Pro Duo/Pro-HG Duo | XQD | XQD | SD/SDHC/SDXC |
Аккумулятор | NP-FZ100, литий-ионный, 2280 мАч | Литий-ионная батарея EN-EL15b, 2000 мАч | Литий-ионная батарея EN-EL15b, 2000 мАч | Литий-ионная батарея LP-E6N, 1865 мАч |
Размеры и вес | 127 x 96 x 74 мм, 650 г | 134 х 101 х 68 мм, 675 г | 134 х 101 х 68 мм, 675 г | 135,8 х 98,3 х 84,4 мм 660 г. |
Цена | $1998 | $ 1995 | $ 3399 | $ 2300 |
Как видите, основные «фишки», которыми выделяется устройство — широкий диапазон ISO, автофокус с большим количеством точек. Ну и вообще, сама по себе система Dual Pixel CMOS AF (хотя она и не новая) — она быстрая и хорошая.
Впрочем, обо всем по порядку.
Сама по себе камера унаследовала все основные черты зеркалок Canon. Трудно представить себе более «традиционно» выглядящую беззеркалку.
Сходство со кропнутыми зеркалками потрясающее — впрочем, оно развеивается, стоит взять камеру в руки, очень уж она легкая, всего 660 грамм (без объективов). Конечно, современных элементов много — в частности, отличный поворотный экран.
Разъемы в основном расположены слева, хочу обратить ваше внимание на гнездо для микрофона. А также на то, что разъем USB теперь в формате Type-C.
Аккумулятор находится снизу, сюда же можно присоединять батарейный блок. То есть, все что нужно для профессиональной репортажной работы присутствует.
Есть и экранчик, отображающий основные настройки, и это притом, что он является явно избыточным (информация и так отображается и в видоискателе, и в экранчике).
Но для чего вообще тогда было городить такой вот новый байонет, с учетом того, что вроде все почти такое же? Дело в том, что EF был сделан в далеком 1987 году. Только представьте себе. Тогда все было иначе.
Под него сделали огромное количество оптики, но нужно было что-то менять. Тогда на основе EF был сделан новый байонет R, у которого есть несколько важных фишек: во-первых, большой внутренний диаметр.
Выглядит это на довольно компактной камере интересно. Кстати, если бы Sony поступила похожим образом со своим байонетом E, то сейчас, глядишь, и объективы бы стоили у них не так дорого.
Вместе с коротким рабочим отрезком (всего 20 мм) это позволило делать линзы лучше, располагать их ближе к сенсору, и таким образом улучшать снимки. Некоторые из проектируемых объективов банально нельзя было бы сделать в формате EF, или было бы слишком дорого.
Еще важная штука — новый 12-контактный разъем, который позволяет передавать много данных с объектива на камеру и при этом решить проблемы с питанием (раньше чтобы передать достаточно энергии на моторы объективов приходилось решать нетривиальные задачи).
А самое главное состоит в том, что байонет R практически полностью совместим с байонетом EF. И вся оптика EF и EF-S работает вообще без проблем.
Такое кольцо есть на всех новых объективах и оно чрезвычайно удобно. Это не кольцо диафрагмы (как было на старых объективах), а именно электронный орган управления, на который можно навесить, например, экспокоррекцию.
И это одна из самых важных фишек новой камеры — в ней настраивается все. То есть, любые кнопки и колеса предназначаются под себя. Я попробовал — это действительно очень удобно.
Удобнее всего, конечно, кольца на объективе. Притом, что вся информация отображается в видоискателе, посматривать на экранчик для переключения настроек практически не приходится.Сам по себе видоискатель очень быстрый и беспроблемный, в нем все видно сильно лучше чем в оптическом.
Компания Canon также говорит о том, что их камера предназначена для видеооператоров. И там действительно хороший электронный стабилизатор. Но кроп на видео составляет 1.6, если включить стаб — почти два, а 4К снимается только в 30 к/с. Так что, по факту как камера именно для съемки видео Canon EOS R представляется мне не много сомнительной.
В целом камера показалась мне очень интересной. Я поснимал на нее не очень много, пока выложу лишь несколько снимков. Чуть позже (если получится) — видео отдельным постом.
На этом все для первого захода. А почему нужно было сделать давно? Ну, потому что, если бы компания Canon сделала такой байонет несколько лет назад, не побоявшись гнева фанатов, то у нас давно было бы под него множество интересных объективов.
Разбираемся в маркировке объективов Canon
Понимание обозначений из маркировки объектива раскрывает все его тайны и позволяет совершить правильный выбор требуемого решения в дальнейшем. А так как различные производители оптики зашифровывают даже одинаковые технологии под собственными аббревиатурами, то запомнить их все достаточно сложно. В данном материале мы расскажем обо всех используемых обозначениях в маркировке объективов от «акулы» в отрасли производства фототехники — японской компании Canon.
В предыдущей статье цикла рассмотрена маркировка объективов Nikon.
Байонет Canon EF, который используется во всех современных фотокамерах Canon со сменной оптикой, зародился на этапе становления автофокусной оптики в 1987 г. С тех пор он является единственным основным как для поколения пленочных, так и для цифровых фотоаппаратов. С той лишь оговоркой, что в состав системы EF входит парочка подвидов. Но обо всем по порядку.
EF (Electro-Focus) — символы EF встречаются в маркировке подавляющего большинства объективов Canon (за редкими исключениями, о которых пойдет речь немного ниже). В конструкцию оптики с таким обозначением встроен привод системы автофокусировки, а вся связь между объективом и «тушкой» фотоаппарата налажена через электрические контакты для управления автофокусом и диафрагмой.
EF-S (Electro-Focus Short back focus) — разновидность системы EF, которая заточена под работу с кропнутыми зеркалками Canon (кроп-фактор 1.6х). Ввиду меньшего расстояния от задней линзы объектива до матрицы фотокамеры и, соответственно, уменьшенного рабочего отрезка, класс оптики EF-S не годится для совместного использования с полнокадровыми камерами и немногочисленным отрядом зеркалок APS-H (кроп-фактор 1.3х).
EF-M (Electro-Focus Mirrorless) — эта комбинация символов используется с 2012 г., когда компания Canon анонсировала публике свою первую беззеркалку. Объективы с байонетом EF-M несовместимы с системами EF-S и EF, но представителей последнего типа можно установить на беззеркальные камеры через специальные переходники (например, Canon Mount Adapter EF-EOS M).
Парой исключений из правил, на борту которых отсутствуют символы EF в маркировке, являются следующие обозначения:
TS-E (Tilt-Shift EOS) — наименование представителей класса неавтофокусной оптики, назначение которых заключается в предоставлении возможности коррекции перспективы изображения. Она достигается путем сдвига либо наклона группы линз в конструкции объектива относительно оптической оси. Буква E при этом обозначает электронный привод диафрагмы. Tilt-Shift объективы используются для получения интересных эффектов (например, панорамных фотографий в игрушечном стиле).
MP-E (Macro Photography EOS) — указанная символьная комбинация встречается в единственном числе на корпусе делегата из отряда макрообъективов — Canon MP-E 65mm f/2.8 1-5x Macro Photo. «Фишкой» модели является поддержка изменения кратности увеличения: он способен вести съемку с увеличением от 1 до 5 крат против классических 1:1. Как и в предыдущем обозначении, буква E в маркировке служит для отображения электронного управления диафрагмой.
Следом за сокращением, обозначающим тип байонета, в наименовании объектива указываются ключевые данные — диапазон фокусных расстояний и значение максимальной светосилы.
35mm / 70-300mm — одним числом обозначается фокусное расстояние у фиксов, а двумя через дефис — у зум-объективов (минимальное и максимальное соответственно).
f/2.8 / f/3.5-5.6 —в данном случае одним числом указывается минимально доступное значение диафрагмы, а при нескольких цифрах через дефис — плавающие значения максимальной светосилы для объективов с переменным фокусным расстоянием. Непосредственно на корпусе объектива обозначение выглядит несколько иначе: 1:2.8 или 1:3.5-5.6.
Линейку топовых объективов Canon можно определить на глаз издалека, поскольку они выделяются среди сверстников цветными кольцами у передней линзы.
L (Luxury) — символ L, расшифровка которого в дословном переводе с англ. звучит как «Роскошь», указывается аккурат после сведений о максимальной апертуре объектива. Дополнительным индикатором принадлежности модели к премиальному сегменту выступает красное колечко на оправе. В объективах серии L используются исключительно высококлассные оптические элементы, к тому же корпус представителей линейки зачастую обладает пыле- и влагозащитой.
DO (Diffractive Optics) — использование в оптической схеме объектива дифракционных линз, включенных в конструкцию для борьбы с хроматическими аберрациями и дисторсией. Применение подобных элементов позволяет уменьшить габариты и вес объектива. Распознать группу моделей с маркировкой DO на расстоянии можно по зеленому колечку у передней линзы. К слову, в ее состав входят лишь дальнобойный фикс Canon EF 400mm f/4 DO IS II USM и зум Canon EF 70-300mm f/4.5-5.6 DO IS USM.
Немаловажную роль в маркировке отыгрывают символы, сообщающие о наличии в арсенале объектива стабилизатора изображения и типа используемого привода автофокусировки:
IS (Image Stabilizer) — оснащенность объектива встроенной системой оптической стабилизации изображения. В зависимости от поколения стаб помогает выиграть до 5 стопов экспозиции при съемке с рук, что особенно важно в условиях недостаточной освещенности. Более детально о принципах работы систем стабилизации рассказано в рамках материала «Все что нужно знать о системах стабилизации изображения».
DC (Direct Current) — двигатель постоянного тока для управления мотором фокусировки, использовавшийся в недорогих объективах Canon. По скорости наводки на резкость он проигрывает своим более старшим собратьям, описание которых представлено ниже.
USM (UltraSonic Motor) — ультразвуковой привод автофокусировки, обеспечивающий быструю и тихую наводку на резкость. Может быть выполнен в двух типах: кольцевом и с микромотором. Приводы автофокусировки с кольцевым двигателем установлены в более дорогой оптике и вместе с ними доступна функция FT-M (Full Time Manual) — ручная доводка резкости вне зависимости от выбранного режима работы автофокуса. А вот в объективах со встроенным микромотором наводится на резкость вручную можно только после переключения ползунка «AF/MF» на корпусе линзы в соответствующий режим. В противном случае привод автофокуса может быть поврежден.
STM (Stepper Motor) — шаговый мотор автофокусировки, являющийся практически бесшумным и очень точным в наводке на резкость. Основным призванием STM выступает улучшение качества фокусировки при съемке видео или фото в режиме LiveView.
Ряд символов в конце наименования конкретной модели раскрывает дополнительные сведения об объективе:
IF (Internal Focusing) — наличие данной символьной комбинации указывает на внутреннюю фокусировку, т.е. при наводке на резкость внутренний блок линз перемещается сугубо внутри конструкции объектива, за счет чего он не меняет своих размеров. Кроме того, в связке с моделями со внутренней фокусировкой гораздо удобнее использовать светофильтры.
RF (Rear Focusing) — разновидность внутренней фокусировки, у которой при наводке на резкость задействована только задняя группа линз.
AL (Aspheric Lens) — из расшифровки обозначения становится понятно, что речь идет об использовании в оптической схеме асферических элементов, предназначением которых является борьба со сферическими хроматическими аберрациями. В реальности маркировка практически нигде не указывается, т.к. подобные элементы встречаются почти во всех представителях широкого парка оптики Canon.
UD (Ultra-low Dispersion) — линзы с низким рассеиванием для эффективной борьбы с хроматическими аберрациями.
S-UD (Super Ultra-low Dispersion) — элементы в оптической схеме со сверхнизкой дисперсией, призванные еще более эффективно подавлять хроматические аберрации, чем ED-линзы. Встречаются на борту телевиков и широкоугольных объективов семейства L.
CaF2 (Fluorite) — флюоритовые линзы для борьбы с пурпурно-зелеными хроматическими аберрациями.
BR (Blue Spectrum Refractive Optics) — относительно новая аббревиатура, обозначающая наличие в оптической схеме элемента, преломляющего свет коротких спектральных волн (синяя часть спектра). С его помощью хроматические аберрации подавляются с максимальной степенью эффективности. Впервые данный элемент был применен в объективе Canon EF 35mm f/1.4L II USM, анонсированном широкой публике в середине 2015 г.
Float — система плавающих линз для устранения аберраций при съемке на коротких дистанциях.
SWC (SubWavelength Structure coating) — покрытие для снижения паразитных бликов и переотражений. Встречается в некоторых широкоугольных объективах серии L.
CA (Circular Aperture) — закругленные лепестки диафрагмы, созданные для получения правильного круглого боке.
SF (Soft Focus) — обозначение возможности управления расфокусировкой изображения, что позволяет получить особый «мягкий» эффект кадра (например, сглаженную кожу лица модели). С тотальной экспансией постобработки отснятого материала в фоторедакторе эта функция утратила свою актуальность, поскольку добиться подобного эффекта программным путем весьма несложно. Ярким представителем оптики с маркировкой SF выступает портретный объектив Canon EF 135mm f/2.8 SF.
PZ (Power Zoom) — указывает на моторизованный привод зума. Единственным известным примером объектива с трансфокатором является универсальный зум Canon EF 35-80mm f/4-5.6 PZ.
Наконец, в самом конце наименования объектива могут фигурировать специализированные обозначения, указывающие на тип оптики:
Fisheye — таким образом маркируются широкоугольные объективы с характерными бочкообразными дисторсиями и углом обзора, близким к 180°. Народным названием этого класса оптики является «рыбий глаз».
Macro — специализированные объективы, предназначенные для макросъемки.
Compact Macro — разновидность макрообъективов, которые способны фокусироваться на объекте съемки с очень близкого расстояния. Пример такого решения — светосильный «полтинник» Canon EF 50mm f/2.5 Compact Macro.
Macro Lite — встроенные источники света (у передней линзы и байонетного крепления) для подсветки объекта съемки в режиме макро. Представляют собой кольцевые вспышки с несколькими режимами работы (могут работать как вместе, так и по отдельности, также можно выбирать уровень яркости света). Один такой макрообъектив выпущен в 2017 г. для кропнутых зеркалок Canon (Canon EF 35mm f/2.8 Macro IS STM), а второй появился на год раньше — Canon EF-M 28mm f/3.5 Macro IS STM совместим с беззеркальными камерами японского бренда.
Стоит отметить, что все из указанных обозначений наносятся непосредственно на корпус объектива или фигурируют в его маркировке. Многие из них настолько закрепились в конструкции оптики, что не требуют отдельного напоминания о своем присутствии.
В чём разница между байонетами Nikon F и Canon EF?
Хотя любое сравнение Nikon с Canon может привести к излишне длинным и эмоциональным дебатам –…
Хотя любое сравнение Nikon с Canon может привести к излишне длинным и эмоциональным дебатам – и лично я считаю такие дискуссии глупыми – существует несколько явных отличий между этими двумя системами, которые стоит отметить, особенно для тех, кто только стоит перед выбором системы.
Некоторые различия связаны с текущим уровнем развития технологий, и когда одна компания догонит и перегонит другую – всего лишь вопрос времени. Например, владельцы Nikon и Sony часто хвастаются удивительным динамическим диапазоном, который способны захватить их камеры, указывая на слабую сторону зеркалок Canon в этом плане. И в настоящее время это действительно так – Canon в плане динамического диапазона смотрится слабее своих прямых конкурентов. Тем не менее, это именно та область, в которой Canon в будущем может потенциально обойти своих соперников, начав использовать сенсоры с более высокой производительностью в плане передачи динамического диапазона изображения.
Другие различия имеют более постоянный характер и со временем могут переходить в разряд фирменного отличительного признака. Одним из таких отличий можно считать крепление объектива – оба рассматриваемых нами производителя используют байонеты разных размеров. Какой из них лучше и почему? Давайте попробуем это выяснить, поговорив подробнее о различиях между байонетами Nikon F и Canon EF.
Я много лет подряд снимаю на Nikon, и сейчас я нисколько не жалею о своём выборе. Несмотря на некоторые недавние проблемы Nikon с контролем качества, мне нравятся мои зеркалки Nikon и объективы Nikkor из-за их превосходной производительности, и я стараюсь постоянно обновлять свое фотооборудование по мере выхода новинок. Тем не менее, были времена, когда я не был уверен, что Nikon – это правильный выбор, особенно в начале, когда я обнаружил некоторые из слабых сторон байонета Nikon F.
Итак, в чем же дело? У Nikon F в сравнении с Canon EF есть несколько как преимуществ, так и недостатков, поэтому мне хотелось бы подробно их разъяснить.
Nikon F: Механический рычаг диафрагмы
Один из самых существенных недостатков байонета Nikon F является механический рычаг диафрагмы, который присутствует на большинстве объективов Nikon. Этот рычаг вы можете найти и на классических мануальных объективах Nikkor, и на более новых объективах D-серии, и на новейших объективах G-серии. Именно при помощи этого рычага камера Nikon устанавливает диафрагму для каждого снимка, если только не выбрана самая широкая диафрагма.
Когда вы демонтируете объектив, подпружиненный рычаг переходит в стандартное положение, которое обычно соответствует минимальному отверстию диафрагмы. Как только вы установите объектив на камеру, соответствующий рычаг в корпусе камеры сместит рычаг на объективе, открыв диафрагму до заданного значения.
Механический рычаг управления диафрагмой объектива Nikon
Как правило, при установке объектива на камеру его диафрагма остается максимально открытой для того, чтобы до видоискателя и системы автофокусировки доходило как можно больше света. Следовательно, на DSLR-камере диафрагма изменяется непосредственно перед съемкой кадра. После того как снимок сделан, рычаг возвращается в исходное положение, и диафрагма вновь раскрывается максимально широко, пропуская максимальное количество света в камеру. Это означает, что при использовании объективов, оснащенных такими механическими рычагами, диафрагма закрывается и открывается каждый раз посредством физического воздействия на рычаг объектива. Поскольку рычаг контролируется камерой посредством механического воздействия на него, то он должен быть чрезвычайно точным, чтобы быть способным обеспечить точное получение требуемой яркости и глубины резкости. Тем не менее, при постоянной съемке на высокой скорости, точность работы рычага может падать, поскольку ему может просто напросто не хватать времени на перемещение из одного положения в другое. Кроме того, если рычаг неточно откалиброван или уже изношен, каждый кадр может иметь неверные значения диафрагмы и яркости.
В дополнение к вышесказанному стоит отметить, что объективы с механическими рычагами сложно использовать с другими системами через переходники сторонних производителей. Если до этого момента вы были удивлены, почему адаптеры для объективов Nikon сложны в использовании и не обеспечивают возможности полной и точной регулировки диафрагмы, то теперь вы знаете ответ. Камеры сторонних производителей просто-напросто не имеют необходимого механизма управления рычагом диафрагмы объектива. Адаптер, способный механически перемещать рычаг, должен быть оснащен приводом с электронным чипом, что делает такое решение неоправданно затратным.
Совсем другое дело – объективы, комплектующиеся электромагнитными диафрагмами. В них нет механических рычагов, а управление размером диафрагмы происходит посредством электронных команд, передаваемых камерой объективу через контакты на байонете. Такой способ управления диафрагмой более предпочтителен, поскольку объективы с электромагнитными диафрагмами способны более точно и последовательно устанавливать отверстия диафрагмы, без вариативности от снимка к снимку.
Как упоминалось выше, использование механического рычага для изменения диафрагмы потенциально может приводить к несогласованности в экспозиции и проблемам с механизмами как в камере, так и в объективе. В Canon это осознали и с некоторого времени полностью перешли на электронное управление диафрагмой на обоих типах байонета: EF и EF-S. Nikon же лишь недавно начал модернизировать свои объективы Е-серии, оснащая их электромагнитной диафрагмой. К сожалению, линейка таких объективов ограничена супер телефото и топовыми зум-объективами. Так что, несмотря на очевидные недостатки, Nikon все еще продолжает выпускать многие современные объективы G-серии с механическими рычагами.
Байонеты Nikon F и Canon EF: Различия размеров
Еще одним ключевым отличием является физический размер крепления объективов – диаметр байонета Nikon F составляет 44 мм, в то время как Canon EF – 54 мм. Эта разница в 10 мм может показаться незначительной, но когда дело доходит до конструкции объектива, она становится крайне важной. Именно в этой особенности конструкции кроется ответ на вопрос, почему у Nikon нет светосильного f/1.2 объектива с автофокусом, в то время как у Canon есть отличные объективы: 50mm f/1.2L и 85mm f/1.2L II. Попытка разработать f/1.2-объектив с автофокусом из-за ограниченного пространства на задней части объектива была бы для Nikon экономически нецелесообразной.
Такая конструктивная особенность байонета накладывает ограничения на фокусное расстояние – оно не может превышать 60 мм – и даже в этом случае контакты микропроцессора придется размещать прямо на заднем оптическом элементе. В самом деле, если вы посмотрите на заднюю часть Canon 85mm f/1.2 L II, которая существенно больше задней части любого объектива Nikkor, то увидите, что инженерам Canon пришлось разместить контакты прямо на поверхности линзы. Взгляните на изображение ниже:
Canon 85mm f/1.2 L II (слева) и Nikon 85mm f/1.4 G (справа)
Различия в размерах очевидны. Следовательно, компания Nikon не сможет сделать подобный объектив из-за меньшего диаметра байонета Nikon F. Конечно, спроектировать короткофокусный f/1.2-объектив возможно, но это потребует врезки контактов непосредственно в линзу, что усложняет и разработку и производство такого объектива, делая его неоправданно дорогим, а его производство нерентабельным с точки зрения массовых продаж. Такой объектив должен изготавливаться в ограниченных количествах на заказ подобно некоторым экзотическим супер-телеобъективам.
Canon же в этой области имеет преимущество – его инженерам гораздо проще разработать и сконструировать короткофокусные объективы f/1.2 в диапазоне 50 мм и более, поскольку диаметр байонета достаточно большой для того, чтобы вместить такие оптические конструкции. В самом деле, байонет Canon EF позволяет конструировать объективы 50mm f/1.0 и 200mm f/1.8 (и в прошлом мы видели такие объективы). Для байонета Nikon F это остается практически невозможным. Большой диаметр байонета не является необходимым условием для создания светосильных фиксов, но он потенциально может упростить конструкторам задачу.
Еще одно преимущество, которое отмечают пользователи – долговечность. Поскольку байонет Canon EF физически больше, то некоторые полагают, что он более долговечен. Я не стал бы придавать этому преимуществу большое значение, потому что байонет Nikon F достаточно большой для того, чтобы быть довольно прочным, и я сомневаюсь, что у Canon EF в этом плане есть сколь-либо заметное преимущество…
Байонеты Nikon F и Canon EF: Варианты установки
Из-за вышеупомянутых различий в размерах байонетов, объективы Canon EF не могут использоваться на DSLR-камерах Nikon, в то время как объективы Nikon посредством адаптеров могут быть использованы на зеркалках Canon. Это еще один недостаток байонета Nikon F, поскольку это не дает владельцам Nikon использовать объективы Canon, в то время как обладатели камер Canon могут наслаждаться объективами Nikon на своих зеркалках. Действительно, до тех пор, пока Canon не выпустила свой отличный, но дорогой EF-объектив 11-24mm f/4L USM, многим владельцам Canon нравились результаты, которые они получали с Nikkor 14-24mm f/2.8G в сочетании с адаптером.
Байонеты Nikon F и Canon EF: Особенности монтажа
При монтаже объективов Nikon, вы вращаете их по часовой стрелке – если смотреть со стороны камеры. Объективы Canon всегда устанавливаются в обратном направлении – против часовой стрелки. Не слишком существенная деталь, но при переходе с одной системы на другую, конечно же, может потребоваться время, чтобы привыкнуть к этому.
Байонет Nikon F: Старый и обратно совместимый
До этого момента я указывал на недостатки байонета Nikon F, но это не значит, что он лишен преимуществ. И одно из главных его преимуществ, обусловленное его возрастом — обратная совместимость. Байонет Nikon F увидел свет в 1957 году и с тех пор, почти любой объектив с байонетом Nikon F был совместим с любой недавно выпущенной камерой Nikon. То есть вы можете взять какой-нибудь действительно старый мануальный объектив и установить его на современную зеркалку. В случае с байонетом Canon EF у вас это не получится. Представив в 1987 году новый байонет EF, Canon не позаботился об обратной совместимости с объективами, выпущенными до этого. Многие владельцы камер Canon были недовольны этим, поскольку им приходилось начинать с нуля – все старые объективы на новых камерах стали бесполезны – в то время как владельцы Nikon благополучно избежали этой проблемы. Таким образом, в то время как сегодня Canon может предложить фотографам больше возможностей своих объективов, общее количество линз, доступных к установке на камеру, у Nikon существенно больше.
Совместимость объективов Canon EF и EF-S
Хотя у байонетов EF и EF-S одинаковый диаметр, который по идее должен был бы обеспечить совместимость со всеми современными зеркальными камерами этого производителя, Canon ввёл ограничения на возможность использования EF-S объективов на полнокадровых камерах. То есть если вы соберетесь перейти с зеркалки с APS-C сенсором на полнокадровую камеру, то вам придется сменить все объективы с байонетом EF-S на объективы с байонетом EF. У Nikon нет таких ограничений – DX-объективы будут работать на всех полнокадровых камерах, но будут выдавать очень сильное виньетирование. Избежать виньетирования можно, активировав в полнокадровой камере кроп режим. Иногда DX-объективы на определенных фокусных расстояниях могут фактически покрывать весь круг изображения полнокадровой камеры, т.е. объектив может быть использован в режиме полного кадра без проблем. Это существенное преимущество для пользователей Nikon – перейдя на полнокадровую камеру, первое время можно использовать объективы, оставшиеся от неполнокадровой камеры, постепенно приобретая новые объективы.
Вывод
В конце концов, и Nikon и Canon предлагают широкий выбор объективов для практически любой цели. В то время как некоторые владельцы Nikon хотел бы видеть светосильный f/1.2 объектив с автофокусом, можно достаточно уверенно утверждать, что такой объектив был бы сложен в использовании в плане точности автофокуса (спросите любого владельца Canon 50mm f/1.2 L). Кроме того, проектирование и производство такого объектива было бы крайне сложным и неоправданно дорогим. И если говорить о стоимости, я не думаю, что можно было бы ожидать большой спрос на объектив Nikon 50mm f/1.2 стоимостью более 2 000 долларов, когда за существенно меньшие деньги можно приобрести превосходный Sigma 50mm f/1.4 Art.
Еще раз обращаю внимание, что целью этой статьи не было дать начало очередным дебатам Nikon против Canon, а осветить различия между байонетами двух гигантов фотоиндустрии. Я знаю, что о каждом из плюсов и минусов, обозначенных в статье выше можно долго рассуждать, и уверен, что опытные фотографы, работающие с камерами обоих производителей, могут раскрыть еще больше преимуществ и недостатков каждого из типов байонета. Если у вас есть что добавить, или вы просто хотите высказать свое мнение – напишите об этом в комментариях ниже.
Автор: Насим Мансуров
Больше полезной информации и новостей в нашем Telegram-канале «Уроки и секреты фотографии». Подписывайся! Читайте нас на Яндекс.Дзен «Секреты и хитрости фотографии».