Байонет mft что это
Лучшие объективы Micro Four Thirds 4:3, Как выбрать и какой купить
Как выбрать лучший объектив Micro Four Thirds?
Размер датчика
Глубина резкости определяется размером сенсора: чем больше сенсор, тем меньше глубина резкости, которую вы можете достичь. Это означает, что объектив с диафрагмой f / 1.8 может иметь различные значения глубины резкости в зависимости от того, является ли он Micro Four Thirds, APS-C или полнокадровым датчиком изображения.
Совместимость камеры
Если вы снимаете на модели Panasonic, вы сможете лучше использовать оптику этого бренда. Камеры Olympus имеют встроенную стабилизацию изображения, в то время как в объективах этого нет. Между тем, Panasonic встраивает стабилизацию изображения в объективы, а не в камеры. Вот почему, если у вас есть камера Panasonic, и вы соедините ее с объективами Olympus, у вас не будет никакой стабилизации изображения.
Коэффициент обрезки
Коэффициент обрезки объектива влияет на его эффективное фокусное расстояние. Для датчиков APS-C он составляет 1,5x, а камеры, совместимые с объективами Micro Four Third, имеют 2-кратный коэффициент кадрирования. Это означает, что если у вас есть 25-миллиметровый объектив, подключенный к датчику Micro Four Thirds, он покажет вам то же поле зрения, что и 50-миллиметровый объектив на полнокадровой камере или 35-миллиметровый на пленочной камере. 100 мм эквивалентно 200 мм.
Максимальная диафрагма
В общем, апертура относится к размеру отверстия объектива, через которое свет попадает внутрь и попадает на датчик. Качество фото сильно зависит от диафрагмы.
Что касается чисел, профессионалы рекомендуют выбирать f / 2.8. Если у вас объектив с диафрагмой f / 2,8 или выше, вы можете уверенно работать в условиях плохого освещения и при этом получать очень хорошие результаты. Такие модели хвалят за создание красивого и мягкого боке.
Дешевые зум-объективы имеют максимальную диафрагму f / 4 или медленнее. Это число кажется хорошим, но если вы работаете на улице и естественного освещения недостаточно, у вас будут некоторые проблемы.
Лучшие объективы Micro Four Thirds
Если вам не нравятся громоздкие полнокадровые камеры, мы рекомендуем MFT-камеры в качестве альтернативы, потому что в сочетании с лучшими объективами и микропроцессором все объективы из нашего обзора будут создавать потрясающие фотографии.
Blackmagic Cinema Camera MFT — модель, во всём аналогичная Blackmagic Cinema Camera EF, кроме байонета, то есть крепления объективов. Если на модели EF байонет расчитан на объективы Canon EF и Zeiss ZE, то модель MFT предназначена для работы с объективами Micro 4/3. Из-за байонета, на самом деле, разница между моделями существенная, поскольку Blackmagic Cinema Camera MFT оснащена пассивным байонетом, не имеющим электронного управления объективом, а следовательно расчитана исключительно на работу с ручными объективами. Расчёт, очевидно, был сделан на опытных пользователей, не балующихся автоматикой и имеющих соответствующую интересную оптику.
По иронии судьбы, родные и наиболее распространённые объективы MFT производства Panasonic и Olympus не годятся для данной камеры, поскольку все они нуждаются в электронном управлении диафрагмой, стабилизатором изображения и почти все имеют электронную фокусировку. Blackmagic Cinema Camera MFT работает только с объективами, имеющими кольцо ручной настройки диафрагмы, ну и само собой кольцо ручной фокусировки.
Из производителей подобных объективов наилучшее, пожалуй, предложение делает известная немецкая фирма Voigtlander (произносится Фойгтлэндер). А в качестве объектива Номер Один для Blackmagic Cinema Camera MFT можно смело предлагать Voigtlander 17.5mm f0.95. Этот замечательный «немец» выдаёт на байонете Micro 4/3 поле зрения около 40 мм и будет служить основным объективом в вашей кинематографической коллекции по многим причинам.
Во-первых, потому что это родной байонет Micro 4/3 без электронных контактов. Диафрагма регулируется на объективе. Во-вторых, и это одно из весомых преимуществ Voigtlander 17.5mm f/0.95 — его можно сделать бесшумным, отключив щёлкание диафрагмы, что будет просто идеально для видеосъёмки. В-третьих, кольцо имеет хорошую ребристость — есть за что цеплять фоллоу-фокус. В четвёртых, у объектива очень резкие линзы. В пятых, этот объектив поражает своей чрезвычайно мелкой глубиной резкости и возможностью рисовать интересные боке. Есть много ещё преимуществ, но нет ни одной причины почему бы не выбрать Voigtlander 17.5mm f/0.95.
Поехали далее, за другими ручными объективами Micro 4/3. Если покопаться по сусекам, а нынешние сусеки это eBay, Молоток и др., то можно подобрать замечательную технику прошлого, которую как старое выдержанное вино приятно влить в новые мехи современной цифровой кинокамеры. Вот некоторые примеры:
1) Carl Zeiss Jena Biotar 58 mm f2 с креплением Exakta. С учётом кроп-фактора Blackmagic Cinema Camera MFT = 2.3, поле зрения у данного объектива будет порядка 134 мм. Это старый добрый полностью металлический объектив с настоящими линзами Карл Цейсс, производившийся полностью вручную в Германии, начиная с 1930-х годов. Кольца вращаются с усилием, неожиданным после современной пластиковой техники, но когда привыкнешь — ни за что не расстанешься с ними на всю жизнь. Фокусировка удивляет приятной плавностью хода.
Объектив Carl Zeiss Jena Biotar 58 mm f2 наделён 17-лепестковой диафрагмой! Это гарантирует Вам сочное боке (размытость) при невероятно малой глубине резкости. Фокусное расстояние не совсем кинематографическое, этот объектив прежде всего идеальный вариант для портретной съёмки, но лица крупным планом часто бывают лучшими кадрами в кинокартинах.
2) SLR Magic Noktor 12mm f1.6 с учётом кроп-фактора 2.3 будет выдавать поле зрения 28 мм. Он как и все объективы SLR Magic имеет бесшумную (нещёлкающую) диафрагму. Для кинематографии важно учесть, что у этого объектива T-stop = 1.6, хотя компания-производитель, дабы не смущать фотолюбителей этой кинематографической величиной, указывает только F-stop, который равен f1.4. Это достаточно светосильный объектив с широким, даже после кроп-фактора, углом. Кстати, кроп-фактор должен сделать доброе дело, избавив от виньетирования, которое замечается у этого объектива на полноматричной камере.
Это один из самых тяжёленьких объективов Микро Четыре-Третьих для цифровых камер, поскольку имеет целиком металлическую конструкцию и утяжелённый передний элемент дабы снизить до минимума искажения. Искажения действительно минимальны и легко устранимы. SLR Magic Noktor 12mm f1.6 радует своими толстыми кольцами диафрагмы и фокусировки, опять же ребристыми в достаточной степени, чтобы подсоединить фоллоу-фокус. Плавность хода не уступает цейссовским линзам.
3) SLR Magic 26mm f1.4 — поле зрения на камере Blackmagic будет около 60 мм — очень оригинальный объективчик, позиционируемый как игрушечный (Toy Lens), и в комплекте идут разноцветные кольца ярких цветов, одеваемые на кольца диафрагмы и фокусировки, чтобы можно было время от времени разнообразить весёлый внешний вид.
Значения диафрагмы указаны, но они буквально убегают при вращении кольца. На кольце фокусировки вместо индикации расстояния указаны только направления вращения: Ближе (Near) — Дальше (Far). На первый взгляд, всё это смотрится как забавное надувательство, «развод», и первой мыслью становится бежать и сдать объектив обратно.
Но стоит немного побаловаться этой игрушкой, и она начинает нравиться. Фокусное кольцо вращается не очень плавно, и не очень резко (примерно как Olympus 12mm F2). Спустя некоторое время Вы привыкнете и будете приблизительно ориентироваться, насколько сфокусировались. Объективчик настолько мал, что не привлекает к себе внимание. Его яркие цветные кольца выглядят несерьёзно, как игрушка в руках малыша.
В то же время SLR Magic 26mm f1.4 выдаёт необычную картинку, которая может весьма пригодиться в художественной съёмке. Есть у него склонность, например, фокусироваться по центру, а всё что с краю — размывать. Причём, размывание это происходит с какими-то сумасшедшими завихрениями. Поскольку линзы в объективе достаточно светосильные, с ними прекрасно работать в движении на полностью открытой диафрагме. Прелесть объектива в том, что картинка всегда получается непредсказуемой и бесшабашной. По вышеперечисленным причинам, SLR Magic 26mm f1.4 как «кино не для всех», но для экспериментаторов, хипстеров и прочих любителей всего незаурядного.
4) Rokinon(Samyang) 7.5mm f3.5 «Рыбий глаз» — это суперширокий «рыбий глаз» и даже на Blackmagic Cinema Camera MFT он будет выдавать примерно 18-миллиметровое поле зрения. Объектив отличается превосходной резкостью. Удобное широкое кольцо фокусировки вращается плавно и с хорошей тугостью, как у Цейсса. Кольцо диафрагмы потрескивает при вращении как на старой доброй фототехнике. При отсутствии шкалы глубины резкости порой трудновато угадать, что же попадёт в фокус. Впрочем, это проблема для моментальной, репортажной съёмки, но не для постановки.
Rokinon(Samyang) 7.5mm f3.5 будет просто незаменим для съёмки в больших интерьерах. Причём, чем просторней интерьер, тем меньше искажений по краям. Но надо не забывать, что у вас в руках «рыбий глаз» и он не срабатывает где попало, искажения прямых линий по краям, в силу свойств его оптики, никто не отменял.
Линзы отличаются большой аккуратностью в цветах, не «голубят», не «зеленят». Ещё более удивительно: ни следа цветной бахромы, чем грешит порой гораздо более дорогая оптика. Практически отсуствует виньетирование, а то что наблюдается иногда — едва различимо глазом.
Одно из преимуществ Рокинона — им можно снимать с колена, не глядя в видоискатель. Это бывает необходимо, когда стараешься скрыть свою съёмку для окружающих. При этом можно не волноваться: почти всё будет в фокусе, главное правильно выстроить кадр. Этим особенно может похвалиться Rokinon(Samyang) 7.5mm f3.5. Другой плюс: эффективное фокусное расстояние и сама природа объектива способствуют достаточно резкой съёмке на длительных выдержках. Что касается малой глубины резкости — её можно добиться на Rokinon(Samyang) 7.5mm f3.5, но боке не настолько впечатляющее как на Лейках или Кэнонах. Применение Rokinon(Samyang) 7.5mm f3.5 станет ещё более эффектным в сочетании с художественными фильтрами, типа диорамного.
5) Pentax C22525KP 25mm f1.4 на камере Blackmagic Cinema Camera MFT имеет поле зрение около 57 мм. Светосила 1.4 даёт возможность избегать высоких значений ISO, а значит и шумов, и «зерна». Удобная и плавная регулировка фокуса и диафрагмы. Тем, кому сложно снимать общий план с аппертурой F1.4, может больше понравиться более универсальный в таком случае объектив того же класса Pentax C22516 25mm F1.8.
6) Fujinon CF50HA-1 50mm f1.4 с полем зрения чуть больше 100 мм на камере Blackmagic. Этот светосильный объектив достаточно универсален, очень пригодится для портретной, уличной и прочей событийной съёмки. Фуджинон всегда славился своей оптикой для видеокамер.
7) Fujinon CF16HA-1 16mm f1.4 с полем зрения около 40 мм на камере Blackmagic. В отличие от предыдущего этот объектив имеет более узкую направленность, очень хорош, когда оператору необходимо стоять ближе к объекту своей съёмки.
8) Rainbow H6X8 8-48mm f1.0 CCTV — вариообъектив для камер Микро 3/4. Постоянно грешит виньетированием, от которого можно избавиться, снимая в режиме теле или навесив на объектив телеконвертер. Кроме того, учитывая кроп-фактор Blackmagic Cinema Camera MFT = 2.3, а также её широкий формат 2.5К, виньетирования можно не бояться — места для кадрирования хватает. О преимуществах объектива с трансфокатором можно дополнительно не говорить.
Вышеперечисленный выбор касался родной оптики формата Микро 3/4. Можно ещё больше распространяться о более широком выборе объективов, которые будут работать на Blackmagic Cinema Camera MFT с помощью переходников адаптеров. Один из ближайших выборов — старые добрые кинообъективы Super16, размер которых немного превышает размер сенсора камеры. Не говоря уже о бесконечном выборе среди фотообъективов Nikon F, Nikon G, Leica M, Leica R и т.д.
Фотоблог 365
15 сентября 2016 г.
5 причин почему камеры Micro 4/3 являются лучшими беззеркалками для ночной съемки
Многие, конечно же, не согласятся со следующим текстом. Но все равно, об этом стоит рассказать, считает автор сайта Shutters in the night. Тем более, что информация будет полезна для людей, которые собираются покупать фотоаппарат в ближайшее время.
Камеры формата Micro 4/3 являются лучшими из популярных беззеркальных систем для съемки ночной фотографии.
Да, все верно. Система с самым маленьким сенсором (единственная, у которой нет APS-C-сенсора) является самой лучшей для ночной съемки. И это полностью опрокидывает стандартную логику. Размер сенсора напрямую связан со способностью улавливать свет, поэтому при прочих равных, более крупные матрицы должны выигрывать если есть недостаток света, без вопросов. Но ведь всё остальное не одинаково. Вот причины, по которым Micro 4/3 является лучшей маленькой беззеркальной системой, если вы планируете часто снимать по ночам:
Очень. Много. Шикарных. Объективов.
Беззеркальные системы молоды, поэтому у них нет массы старых объективов, как например у зеркальных систем Canon и Nikon, которые разрабатывались и производились на протяжении десятков лет. Но вот количество объективов в системе Micro 4/3 достаточно большое, чтобы можно было выбрать практически людей объектив, который вам нужен. Это отличает систему от остальных. Это особенно верно, если вам нужен объектив с фиксированным фокусным расстоянием и большой светосилой от f/2 и выше. У вас очень широкий выбор:
Это на самом деле много. Светосильные фиксы являются источником жизненной силы для ночной фотографии. А с камерой Micro 4/3 вы можете найти точно тот объектив, который подходит вашему стилю. И они буквально все фантастически резкие, их можно, без сомнений, использовать на максимально открытой диафрагме. Звучит очень впечатляюще, но можете посмотреть отзывы, если не верите. Panasonic и Olympus установили очень высокие стандарты оптического качества.
И они все стабилизированные.
Да, у нас есть большой выбор фиксов. Но всё становится ещё лучше, потому-что как только вы установите объектив на камеру, он получает дополнительный гигантский плюс в виде встроенной в камеру стабилизации изображения. Все современные модели камер Micro 4/3 от Olympus, а также новые камеры от Panasonic (GX7, GX8, GX85, G85) имеют встроенный стабилизатор, который еще больше увеличивает преимущество в условиях низкой освещенности. Со стабилизацией можно получать очень длинную выдержку. Например выдержка 1/2 или 1/4 секунды с объективом f/1.4 или f/1.7 приводит к исключительно светлому бесшумному изображению при низких настройках чувствительности ниже ISO 1000. Правило «выдержка равна 1 поделенное на фокусное расстояние» можно просто выбросить. А штатив можно оставить дома.
Тот факт, что ВСЕ объективы могут использоваться со стабилизацией просто бесподобен. У Sony только два светосильных фикса имеют стабилизацию: 35 мм и 50 мм. У Fujifilm и Canon нет ни одного. И нет никакого способа сделать нестабилизированный объектив конкурентом стабилизированного, когда дело доходит до ночной съемки портативным комплектом.
А ведь можно еще светосильнее.
Будет ли диафрагма f/1.4 достаточно светосильной? Когда речь идет об этом, то единственное, что всегда хочется еще больше — это светосила объектива. К счастью, можно получить кое-что получше f/1.4. У Voigtlander есть набор из четырех объективов с диафрагмой f/0.95, причем только для системы Micro 4/3. Это фиксы 10.5 мм, 17.5 мм, 25 мм и 42.5 мм. Для Sony и Fujifilm есть только 35 мм и 50 мм с диафрагмой f/0.95. Причем эти объективы от Mitakon доступны и с байонетом Micro 4/3.
А если вы не хотите тратиться на довольно дорогие объективы с диафрагмой f/0.95, то можно использовать маленькое волшебное устройство, которое называется Speed booster. Оно уменьшает фокусное расстояние объектива и увеличивает светосилу примерно на одну ступень. Так винтажный объектив 50 мм с диафрагмой f/1.4 превращается в серьезного игрока с f/1.0. Спид-бустеры доступны для разных систем, в том числе Fuji X, Sonу E и Micro 4/3.
Можно подумать, что все системы оказываются в довольно похожих условиях. Ведь у каждой есть объективы с f/0.95, и почти на любую можно установить спид-бустер. Но знаете что? Только на Micro 4/3 с объективом f/0.95 или спид-бустером будет одновременно работать стабилизатор внутри камеры, который даст огромное преимущество, благодаря возможности удлинить выдержку на 3-5 ступеней, и при этом получать резкие снимки.
Плюс удивительно мощный автофокус.
Другой туз в рукаве, это технологии автофокусировки. Мало того, что «традиционный» контрастный автофокус действительно отлично работает, намного лучше, чем в первых беззеркальных камерах, но новые разработки предлагают еще больше, чем в зеркальных камерах. У Olympus E-M1 есть фазовый автофокус, как и зеркалок. Скоро должен появиться E-M1 Mark II, в котором будет всё то же, но только ещё лучше. А у новых камер от Panasonic есть система DFD — «глубина из расфокуса», это очень сильно оптимизированная система контрастного автофокуса, которая конкурирует с лучшими системами фазового автофокуса.
Всё, в зависимости от вашего желания.
Выбор камеры, как и множество других вещей, становится более важным при съемке в ночное время. Когда вы не можете видеть камеру, то она должна иметь интуитивное управление, быть простой в использовании. Вы должны знать ее как свои пять пальцев. Кроме того, для некоторых фотографов, особенно работающих в жанре стрит-фото важна компактность и малозаметность. В системе Micro 4/3 не только наибольшее количество доступных моделей, но они еще и наиболее разнообразны. Вот например:
Если вы стрит-фотограф, который хочет спрятаться в окружении города, то невероятно маленький Lumix GM1 с «блинчиком» будет идеальным выбором. При этом и великолепный Olympus Pen F будет к месту. Если вам нужна отличная эргономика и надежность для профессионального использования, то есть Lumix GH4 и Olympus E-M1. Если вам нужна камера в стиле дальномерки или в формате зеркалки, если нужна миниатюрная камера или камера со всеми свистелками, в ретро-стиле или с современным дизайном, то среди камер Micro 4/3 обязательно найдется камера, которая подходит вам и вашей фотографии. Среди других систем есть отличные камеры, но ни одна система, кроме Micro 4/3, не предлагает такого широкого диапазона моделей разного форм-фактора, дизайна, производительности и функционала.
Если вы сейчас изучаете доступные беззеркальные системы, то хочется надеяться, что эта информация подогреет ваш интерес. Когда изучаешь сайты, посвященные фотографии, то возникает ощущение, будто камеры Sony и Fujifilm с APS-C сенсорами получают непропорционально много внимания. Возможно потому, что на бумаге их характеристики выглядят лучше. Это одна из причин возникновения этого текста. Поэтому хочется сказать, что слегка уменьшенный размер сенсора не является серьезной причиной для того, чтобы считать систему странной. Эти камеры делают гораздо больше, чем можно подумать.
Если у вас есть какие-то мысли по этому поводу, то комментарии только приветствуются.
Как выбрать объектив формата Микро 4/3
Читая различные обзоры фототехники, можно сделать вывод о том, что на сегодняшний день безоговорочное качество и высокие характеристики продукции являются необходимым условием для хоть сколько-нибудь успешного существования фото-подразделения того или иного производителя. Вместе с тем, с появлением беззеркальных фотоаппаратов, разработчикам приходится реализовывать максимальное качество изображения и функционал в компактном устройстве. Особенно касается это системы Микро 4/3, или Micro Four Thirds, появившейся раньше всех на рынке, так как она является наиболее многообразной, с компактной оптикой.
С точки зрения устройства объективов, у данной системы существуют следующие особенности:
Базовые законы выбора объективов здесь те же, что и для других систем, стоит лишь умножать их фокусное расстояние на 2 (кроп-фактор системы), чтобы понять, какой функционал они имеют.
Как и вся техника, объективы разделяются на виды (типы, классы, кому как больше нравится), отличные по функционалу. Для отдельно взятого вида съемки подойдет один из видов, с редкими исключениями.
Зум объективы
Это наиболее распространенный класс оптики, который используется для путешествий, репортажной съемки, всех тех случаев, когда некогда менять объективы, так как нужно вовремя поймать момент.
Также, многие объективы для начинающих, не определившихся с жанром, фотографов, принадлежат к этому классу.
Если ваш бюджет позволяет, и есть потребность, стоит переходить на профессиональную светосильную оптику, коей является Olympus M.Zuiko Digital ED 12-40mm F2.8 PRO, расширяющей возможности, благодаря высокой светосиле и более широкому углу (на фокусном расстоянии 12 миллиметров).
Он имеет защиту от пыли, влаги и низких температур, снабжен программируемой кнопкой, словом, представляет наивысший уровень технологий производителя.
Объективы такого класса могут казаться привлекательными для новичков, однако, любое универсальное устройство хуже делает что-то одно, и поэтому они имеют довольно сильные геометрические искажения практически на всем диапазоне фокусных расстояний.
Телеобъективы
Это объективы с большим фокусным расстоянием, предназначенные для съемки удаленных объектов. Могут, также, заменять портретный объектив.
Более дорогие и профессиональные объективы могут занимать нишу репортажной съемки, благодаря высокой светосиле и скорости автофокуса.
Тем не менее, он имеет металлический конструктив, влагозащиту. Подобный объектив должен быть в арсенале каждого профессионального фотографа.
Если же вам 150 миллиметров фокусного расстояния недостаточно, можно приобрести Olympus M.Zuiko Digital ED 300mm f/4 IS Pro, пригодный, в том числе, и для сафари, профессиональной съемки спорта и так далее.
Кроме того, это один из самых резких объективов системы Микро 4:3, первый объектив производителя со стабилизатором.
Портретные объективы
Если у двух предыдущих классов объективов определяющим является фокусное расстояние, то здесь также обязательна светосила, для получения малой глубины резкости.
Бюджетным вариантом объектива такого класса будет Olympus M.Zuiko Digital 45mm f/1.8.
Это недорогой светосильный объектив с эквивалентным фокусным расстоянием 90 миллиметров, пожалуй идеальным для съемки людей. Именно его можно порекомендовать, если вы хотите сделать шаг вперед, по сравнению с бюджетным китовым объективом.
Объективы такой цены и характеристик просто обязаны иметь приятное мягкое размытие фона (боке) в сочетании с высокой резкостью в зоне фокусировки. И эта модель справляется с данной задачей.
Они имеют угол зрения и перспективу, приближенную к тому, что мы видим собственными глазами. При этом, высокая светосила обеспечивает малую глубину резкости.
Широкоугольные объективы
К сожалению, объективов такого класса в данной системе не так много. Как пример, существует Olympus M.Zuiko Digital ED 7-14mm f/2.8 Pro, из той же профессиональной линейки, что и Olympus M.Zuiko Digital ED 12-40mm F2.8 PRO.
Интересен и Olympus M.Zuiko Digital ED 9-18mm f/4-5.6, причем, не только широким углом, но и складной конструкцией, благодаря чему он становится, пожалуй, самым компактным из выпускаемых объективов этого класса.
Макрообъективы
Макросъемка, пожалуй, может быть одной из самых сильных сторон системы Микро 4:3, благодаря тому, что она имеет небольшой размер матрицы, и диафрагму здесь нужно “зажимать” не так сильно.
Для начинающих “макрушников” подойдет Olympus M.Zuiko Digital ED 30mm 1:3.5 Macro, недорогой, резкий объектив, позволяющий снимать действительно мелкие объекты.
Однако, даже с учетом кроп-фактора, он слишком короткофокусный для макросъемки: его придется придвигать вплотную к объекту.
Если вам нужен 100% макрообъектив, советуем присмотреться к Olympus M.Zuiko Digital ED 60mm f/2.8 Macro.
Он имеет встроенный ограничитель расстояний фокусировки, а их шкала указывает и получаемое увеличение.
Выводы
Как известно, любое техническое решение может иметь как положительные, так и отрицательные стороны. Система Микро 4/3, надо сказать, появилась не с нуля: размер матрицы здесь был выбран еще под зеркальную систему 4/3, однако тогда уровень развития электроники не позволял конкурировать против камер с большим размером сенсора.
Сейчас же камеры с такой матрицей вполне конкурентоспособны, а появление беззеркальных камер позволило реализовать преимущество системы в физических размерах и весе. Многие объективы Микро 4/3 имеют такие размеры, что их можно взять с собой, не задумываясь, именно благодаря компактности.
Однако, некоторые ниши здесь представлены не слишком широко, в частности, широкоугольные объективы, что может быть связано с трудностью технической реализации.
Да и выбор оптики сторонних производителей здесь не слишком большой.