Баз у казаков что это

Баз у казаков что это

Смотреть что такое «БАЗ» в других словарях:

баз — баз/ … Морфемно-орфографический словарь

БАЗ — БАРЗ Быковский авиаремонтный завод ОАО http://www.basco.ru авиа, организация БАЗ БелАЗ Белорусский автомобильный завод; автомобиль этого завода авто, Беларусь БелАЗ напри … Словарь сокращений и аббревиатур

БАЗ — БАЗ, базок муж., новорос., дон., сар., базки мн., урал. скотный двор, крытый или некрытый, при доме или за селением, на базках, общем для этого месте; варок, варинка, варушка тамб., ряз., орл.; стойло, карда, калда оренб. сар. На базу также режут … Толковый словарь Даля

баз — баз, а, предл. п. на баз у, мн. ч. ы, ов (двор) … Русский орфографический словарь

баз. — баз. базальтовый баз. базальт … Словарь сокращений и аббревиатур

БАЗ- — Белорусский автомобильный завод в маркировке автомобилей авто, Беларусь, в маркировке Пример использования БАЗ 525 … Словарь сокращений и аббревиатур

баз — баз, а, на базу; мн. базы, ов … Русское словесное ударение

Баз — м. местн. 1. Хозяйственный двор крестьянской усадьбы. 2. Огороженное место для скота. 3. Крытый скотный двор. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

БАЗ — БАЗ: Благовещенский арматурный завод; Богословский алюминиевый завод; Бориспольский автозавод; Брянский автомобильный завод. См. также BAS … Википедия

баз — сущ., кол во синонимов: 3 • двор (25) • загон (24) • навес (38) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин … Словарь синонимов

БАЗ — быстродействующая аварийная защита. Термины атомной энергетики. Концерн Росэнергоатом, 2010 … Термины атомной энергетики

Источник

Баз у казаков что это

постройка из местных материалов (плетень, обмазанный глиной, саман, камыш и др.) для содержания крупного рогатого скота, лошадей, овец, верблюд. смотреть

баз м. местн. 1) Хозяйственный двор крестьянской усадьбы. 2) а) Огороженное место для скота. б) Крытый скотный двор.

БАЗ, постройка из местных материалов (плетень, обмазанный глиной, саман, камыш и др.) для содержания кр. рог. скота, лошадей, овец, верблюдов и др. с. смотреть

баз базо́к 1. «загон, скотный двор», 2. «место, где делаются кизяки, т. е. топливо из сушеного скотского помета», воронежск., тамб., сарат., донск.; «д. смотреть

(basua), пещера в Лигурии (Северная Италия). В 1950 г. была случайно открыта «запечатанная» сталагмитовой пробкой северная галерея длиной в 400 м, она завершалась залом, долго служившим медвежьей берлогой. Исключительная сохранность замурованного в течение тысячелетий пещерного ареала — от отпечатков ног юных неандертальцев (25 таких характерных негативов послужили антропологическим показателем мустьерской древности всего комплекса) до следов их действа — открывает возможность реконструкции всей картины древнейших охотничьих инициации палеоантропа: крупный фигурный сталагмит увенчивался головой пещерного медведя (см. рис. 106), образуя натуральный макет простейшего вида (с естественной основой). В такую символическую мишень подростки метали вылепленные из глины «шары», условно обозначавшие используемые при охоте округлые природные камни. смотреть

-а, предл. на базу́, мн. базы́, м. обл. Огороженная площадка или крытый двор для скота; задний двор в крестьянской усадьбе (в южных областях РСФСР).Чу. смотреть

1) Орфографическая запись слова: баз2) Ударение в слове: ба`з3) Деление слова на слоги (перенос слова): баз4) Фонетическая транскрипция слова баз : [б`. смотреть

БАЗ, у, ч.1. Навіси з легкими стінками для утримання сільськогосподарських тварин у степових районах відгінного тваринництва.2. У донських та кубанськи. смотреть

1. Двор с навесом для рогатого скота. 2. Мэгарап. (Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995) Синонимы: двор, загон

(2 м), Пр. о ба/зе, на базу/; мн. базы/, Р. базо/вСинонимы: двор, загон

I1) баз, крытый двор для скота;- мал базы скотный двор2) разг. склад, база3) диал. погреб, подвалII п уст. герой;- смельчакIII то же, что бағзы III;- баз баяғы прежний (тот же самый); баз бір некоторый;- баз біреу (лер) некоторые;- баз қалпы (нда) как было, так и есть;- баз уақытта иногдаIV IУ баз кешу а) отрекаться от чего-л. б) терять надежду на что-л. смотреть

(гк) βἀδιζ основа, основание базис основа(ние) чего-л. базисный основополагающийСинонимы: двор, загон

БАЗ, базок м. новорос. донск. сар., базки мн. урал. скотный двор, крытый или некрытый, при доме или за селением, на базках, общем для этого месте; варок, варинка, варушка тамб. ряз. орл.; стойло, карда, калда оренб. сар. На базу также режут или заготовляют в клетках кизяк, тизяк, кизик, кирпич, топливо из навоза, в кирпичах.

-у, ч. 1) Навіси з легкими стінками для утримання сільськогосподарських тварин у степових районах відгінного тваринництва. 2) У донських та кубанських. смотреть

[Бази-, Базио-, Базо-; греч. basis предмет, на котором может что-либо стоять, основа, основание; шаг, ходьба] — составная часть сложных слов, означающа. смотреть

баз- [ ази-, базио-, базо-; греч. basis предмет, на котором может что-либо стоять, основа, основание; шаг, ходьб ] — составная часть сложных слов, означающая: 1) «основа, основание», «основной»; 2) «шаг», «ходьба».

( ази-, базио-, базо-; греч. basis предмет, на котором может что-либо стоять, основа, основание; шаг, ходьб ) составная часть сложных слов, означающая: 1) «основа, основание», «основной»; 2) «шаг», «ходьба». смотреть

-у, ч. 1》 Навіси з легкими стінками для утримання сільськогосподарських тварин у степових районах відгінного тваринництва.2》 У донських та кубанських. смотреть

corralметод трех баз — three-base methodСинонимы: двор, загон

[от фр. base, греч. basis основа, основание; шаг, ходьба] составная часть сложных слов, означающая: 1) «основа, основание», «основной»; напр., базальный; 2) «шаг», «ходьба» (напр., Абазия). смотреть

быстродействующая аварийная защитаСинонимы: двор, загон

• dvůr (dobytčí)• ohrada pro dobytek• skladů• výběh

ба’з, базы’, ба’за, базо’в, ба’зу, база’м, ба’з, базы’, ба’зом, база’ми, ба’зе, база’х, базу’

Ударение в слове: б`азУдарение падает на букву: а

Источник

LiveInternetLiveInternet

Музыка

Подписка по e-mail

Поиск по дневнику

Интересы

Постоянные читатели

Сообщества

Статистика

Донской казачий словарь

Основу данного словаря составляет «Казачий словарь-справочник». ТТ. 1-3. М., 1992.

БАБАЙКИ – парные гребные весла на лодке; одиночное рулевое на­зывается — «вило».

БЕНДЮГА – 1) бревно в оси мельницы для ее поворота на ветер; 2) простые сани для перевоза груза.

ВОЗРИ, ВОЗРИВЫЙ (сев. дон.) — выделения из носа, сопливый.

ВОРОЩАТЬ — вернуть, возвратить

Г. В. и станичные опол­чения вместе составляли все Великое Войско Донское. Ввиду того, что в Г. В-ске находились представители всех донских поселений, по­становления Кругов, собран­ных из его бойцов, были обя­зательны для всего Дона. Чи­сленность Г. В-ски зависела от обстановки на турецко-татарской границе и от бое­вых планов самих казаков. Она колебалась от 6-ти до 12-ти тысяч бойцов и состояла из крепостной пехоты, моряков (судовая войска), пушечного наряда и конни­цы. Г. В. вела непрерывную разведку степи и татарских тылов, в случае нужды обо­роняла подступы к Дону и посылала отдельные отряды, на помощь донским город­кам, осажденным кочевника­ми. При Г. В-ске организовались сухопутные и морские вооруженные предприятия.

ДЕРЮЖКА — рядно, пок­рывало из грубой конопляной ткани.

ДРАЗНИЛКИ – шуточные песни, насмешливые прибаутки и прозвища станиц.

Источник

Cловарь казачьих терминов и выражений

Абы – кое-как, небрежно

Ажина – растение ежевика

Ажнак – аж даже: ажнак заболело, аж до конца, аж столько (так много? даже столько?)

Айдан – косточка из ноги барана; служит казачьим детям для игры в айданчики

Алахарь – беспорядочный, распущенный, бесшабашный человек.

Алтын – от татарского «алты» — шесть; старинная монета в шесть «денег» или три копейки. До революции сохранялась еще память в «пятиалтынном» — 15 копейках.

Аль – альбо или, может быть

Антирес – интерес, прибыль

Анчибел – ечистый дух

Арапник – длинный кнут

Арба – воз с драбинами для воловьей запряжки

Аскаляться – улыбаться, смеяться.

Атаман – с древнетюркского переводится буквально как «отец мужчин». То есть: «ата» – отец, «ман» – мужчина. Атаманы в войсках назывались войсковыми (с 1723 года – наказными, то есть назначенными, с 1738 года – вновь войсковыми) и походными. Атаманы возглавляли административно-территориальные единицы: округа (в Донском, Кубанском, Терском, Амурском, и Уссурийском казачьих войсках – отделы). Атаманы были также станичные, хуторские, поселковые (в уральском казачьем войске) и полковые (у сибирских городовых казаков).

Атаманово слово – разрешение.

Ащеле – если же, в том случае, если.

Баба – бабаня, бабушка

Бабайки – весла на лодке, с противовесом для облегчения гребли

Бабник – вид женской прически

Баглай – лентяй, лежебок.

Багмут – северо-западный ветер у населения Приазовья

Баз – двор или огороженный загон для скота.

Базавлук – татарское слово, в разных произношениях означает «телячий». Отсюда казачье «бузивок» — годовалый теленок. Распространенное географическое название в районах исторического пребывания татар. Остров Базавлук — место расположения Запорожской Сечи от 1593 по 1709 гг., после чего ее укрепления были разрушены русскими войсками, а Кош перешел на земли Крымской орды в Алешки. На Дону слово Базавлук сохраняется в названиях речки Бузулук, Усть-Бузулуцкой станицы и растения «бузлучек».

Базыга – старый хрыч

Байбак – степной зверек, сурок

Байдак – килевое судно с одним парусом

Байдик – пастушеский или стариковский посох, палка для опоры

Бакчя / бакша – огород в поле, чаще всего – из арбузов, дынь и кабаков

Балахон – домашнее платье казачки

Балберка – плечевой ремень у пики

Балка – пологая долина в степи, иногда с болотистой речкой

Балык – просоленная и провяленная хребтовая полоса крупной рыбы (в основном осетрины или сомятины)

Банить – мыть, стирать

Баниться – мыться, купаться, «пойду побанюсь»

Банник – щетка для чистки орудийного ствола

Бартыжать – идти на парусах против ветра зигзагами, лавировать

Батяня, Батяшка – отец, батюшка

Баять – разговаривать, рассказывать

Бережь – экономность, бережливость

Беспереводно– постоянно, непрерывно

Бирчить – помнить, забирчить – запомнить

Блазниться – показаться, померещиться, причудиться

Братина – большая чаша для пития вкруговую

Бок – сторона. Напр.: «С боку Москвы добра не жди»

Бузовать – основательно выпить и поесть, израсходовать много напитков и пищи

Бурлак – неженатый, бессемейный казак, без дома и хозяйства

Бывалыча– когда-то, некогда, бывало

Велие – большое множество

Великатный – вежливый, хорошо воспитанный

Ветхий годами – очень старый, преклонного возраста

Взгалчиться – протестовать, поднять шум по пустякам

Взгальный – несолидный, взбалмошный

Вилюжить – продвигаться по зигзагу, лавировать

Вкупе – вместе, сообща

Вназирку– наблюдая издали, не теряя из виду

Вовзят, вовзятки – совершенно, совсем, полностью

Водворил – дочь, муж которой принят в дом тестя

Водночас – сразу, тотчас

Вокат – как раз, точно по размеру

Ворощать – вернуть, возвратить

Враз – тотчас, сейчас же

Вскагакались – заволновались, всполошились

Втымеж – в то время

Галмат – плохой человек, ненадежный

Гальмовать – сдерживать движение, тормозить

Гладкий – полный, упитанный, жирный

Глухая спень – полночь

Годок – сверстник, одного года рождения

Грамотка – письмо, записка

Гребовать – брезгать, пренебрегать

Громный – подобный грому

Грядка – боковой край саней

Грядушка – спинка кровати

Гутарить – говорить, беседовать, разговаривать

Десно – на правой стороне

Десница – правая рука

Детоумный – глупый, неразвитый умственно

Доброличный человек – человек с приятным и красивым лицом

Довести – дать знать, уведомить

Досить жить – жить до этого времени, до этой поры

Дочиста – все целиком

Друзек – друг, приятель

Дубочки стоять – стоять навытяжку, выпрямившись

Дуван – военная добыча

Дуванить – делить добычу

Дурно – бесплатно, даром

Дурноед – дармоед, человек, живущий за чужой счет

Егупетка – подхалим, подлиза

Ежелеть – каждый год

Ей-правнушки! – утвердительное восклицание: «Конечно!», «В самом деле!»

Жалковать – жалеть, сочувствовать

Жалочка – дорогая, милая

Жармелка – жена казака, ушедшего на службу в полк

Жидковатый – слабого сложения

Жухлый – потускневший, увядший

Заберечь гостя – хорошо принять и угостить посещающего дом

Зазирать – осуждать, злословить

Зазря – напрасно, без всякого повода

Закличка– объявление, анонс

Закутать дверь – закрыть дверь

Зальян – противник, неприятель

Замордовать – затравить (на охоте)

Замурил – быстро скрылся, убежал

Замуроветь – зарасти травой

Запорожская Сечь – организация казачества за Днепровскими порогами. Казаки колонизовали степные пространства к югу от Днепровских порогов, создавая здесь «городки» (укрепления) или «сечи» (засеки) еще с ХIV века. В 1540-х годах они объединились в Запорожскую Сечь. Название центрального укрепления – Запорожская Сечь – перешло на всю организацию запорожского казачества. Окончательно как своеобразная организация казачества Запорожская Сечь сложилась во второй половине ХVI века. С конца XVII в., с усиления России на южных рубежах, отношения к ней Запорожской Сечи ухудшились. При Петре I за измену при гетмане Мазепе Сечь была разрушена. Петр объявил ее уничтоженной. Запорожцы приютились, в так называемой Новой Сечи, которая была ликвидирована в 1775 году Екатериной II после подавления восстания Пугачёва

Заранка – раннее утро

Зарас – сейчас, сию минуту, тотчас

Зареть – гореть ярким пламенем

Зарьять – задохнуться, надорваться с перегону (о борзой собаке)

Зась! – Замолчи! Перестань!

Захолонуть – похолодеть от страха

Знамя – символ войскового (и полкового) объединения. Хранилось в Войсковом храме и выносилось в особо важных случаях (праздник, поход, присяга и похороны атамана)

Игрец – злой дух, нечистая сила

Иначий – другой, непохожий, иной

Искусить – попробовать, откусить

Казак – взрослый представитель особого многоплеменного этноса – казачьего этноса (казачьего народа). Казак родовой (природный) – знающий не менее трех поколений предков-казаков по мужской линии (отца, деда и прадеда). Казак, знающий четыре и более поколений, является казаком старинного рода. Казак потомственный – взрослый казак, имеющий (знающий) хотя бы одного из своих родителей (включая крестного отца) из родовых казаков. Казак приписной (повёрстанный) – взрослый мужчина неказачьего происхождения, принятый в казачью станицу (в общину, в реестровое казачество) и берущий на себя, соответствующие Уставу обязанности. До 1917 г. – представитель одного из многочисленных племен, населяющих Российскую империю, наряду с великороссами, малороссами, татарами, алеутами, тунгусами и пр. В настоящее время обозначение особой национальности в общем перечне национальностей при проведении переписи в РФ; представитель особого казачьего сословия, существовавшего в Российской империи до 1917 года; рядовой казачьих войск; член казачьей общественной организации (общины, станицы, объединения); вольный, свободный, никому неподвластный человек (в фольклоре)

Казаки донские, а также кубанские, уральские, терские, сунженские, кизлярские, волжские, азовские, черноморские, запорожские, приднепровские, уфимские, касимовские и пр.: 1) территориальный признак проживания казачьего этноса, территориальное расположение казачьих станиц, хуторов и юртов; 2) принадлежность к казачьему сословию, состоявшему к 1917 г. из одиннадцати казачьих Войск (Донское, Кубанское, Терское, Уральское, Астраханское, Оренбургское, Сибирское, Семиреченское, Забайкальское, Амурское, Уссурийское)

Казаки ордынские – казаки, служившие в XIII-XVI вв. Золотой Орде под началом ханских ставленников в качестве воинов, а также работники, обслуживающие транспортную сеть Орды. До принятия Ордой ислама (XIV век) могли быть православными, то есть «русскими»

Казаки реестровые – в XIV-XVII вв. приднепровские (черкасские) казаки на службе Польско-литовскому государству под началом шляхетских офицеров. Позже (XVII-XVIII вв.) на службе московскому царю (слободские казаки); в настоящее время граждане РФ, принявшие на себя обязательства по тому или иному виду государственной службы и вступившие в соответствующую общественную организацию

Казачонок – подросток до 18 лет, родившийся и воспитанный в казачьей семье, до 7 лет – «малец». После 18 лет казачонок верстается (принимается) в родовые или потомственные казаки на общем (валовом) станичном Круге

Казачье сословие. Начиная с петровских времен XVIII века вплоть до революции 1917 г. казаки образовали в Российской империи основу отдельного сословия (совместно с другими племенами – осетинами, калмыками, бурятами, якутами и др.) Казаки охраняли государственные и внутренние границы, в качестве иррегулярных войск участвовали во множестве войн – с Турцией, на Кавказе, с Наполеоном, с японцами, в Первой мировой войне, служили как личный конвой царя. В ответ они имели значительную социальную автономию, выборность атаманов низшего и среднего звена, плодородные земли в общинной собственности. Казачье сословие освобождалось от государственных налогов, однако с казаков взимали станичные сборы. Революция 1917 года уничтожила бывшее сословное деление Российской империи

Казачьи войска. С XVIII века территориальное обозначение одиннадцати казачьих Областей (Войск) – Донское, Кубанское, Терское, Уральское, Астраханское, Оренбургское, Сибирское, Семиреченское, Забайкальское, Амурское, Уссурийское. До 1917 г. составная часть Российских вооруженных сил. Подразделялись на иррегулярные (резервные) и действующие (срочные) части. Состояли из кавалерийских частей (80% всех казачьих войск), основная структурная единица – полк, артиллерийских – основная структурная единица батарея, пехотных (пластунских) – основная структурная единица сотня, батальон. Комплектовались исключительно из представителей казачьего этноса, с 1909 года также представителями других народностей (калмыки,буряты и пр.). Офицерский состав – исключительно казачий. Казачьи войска принимали активное участие в освоении Кавказа, Сибири (экспедиция Ермака) и Дальнего Востока. В 1645 русский казак Василий Поярков проплыл по Амуру, вышел в Охотское море, открыл Северный Сахалин и вернулся в Якутск. В 1648 русский казак Семён Иванович Дежнёв проплыл из Ледовитого океана (устье Колымы) в Тихий (устье Анадыря) и открыл пролив между Азией и Америкой. В 1697–1699 русский казак Владимир Васильевич Атласов (1661–1711) исследовал Камчатку

Калгата, калгатня – беспокойство, забота, хлопотливая суета

Карачун – мрак, темнота, смерть

Катух – свинарник (где содержались свиньи)

Квелый – хилый, слабый, болезненный

Киммерийский пролив – Керченский пролив

Клейноды – войсковые знаки отличия (знамена, бунчуки, трубы, литавры и т.д.) и символы атаманской или гетманской власти (булавы, палицы, перначи)

Клечететь– замерзнуть, окоченеть

Коробчить или карабчить — воровать, обманывать

Источник

Баз у казаков что это

КАЗАЧИЙ СЛОВАРЬ

АЖНАК, АЖ даже: ажнак заболело, аж до конца, аж столько (так много? даже столько?).

БАШЛЫК-1) кавказский и казачий покров на голову; шьется из тонкого сукна в виде квадратного мешка с двумя открытыми сторонами и с длинными лопастями в открытом углу; название тюрское, означает «головной,» «во главе», «на голове»; первоначальный фасон Б-ка без лопастей встречается на изображениях скифских ваз; более поздние остатки его найдены в ранне-средневековых погребениях Приазовья;

2) начальник бухарского торгового каравана.

ВИДНЕНСКИЙ (уссур.) поселок Бнкинской станицы.

ВЫПАЛ (некр.) — выстрел.

ВЬЮНОК — ранение повилика.

ВЯЗЫ — основание головы; при соединении с шеей.

ГАЙТАН — шнурок для нательного креста или ладанки.

ГУРДА — лучшие клинки для шашек кавказского производства.

ГУРТ — стадо крупного рогатого скота.

ДЕСНО (некр.) — на правой стороне.

ДОБРОЛИЧНЫЙ ЧЕЛОВЕК (некр.) — человек с приятным и красивым лицом.

ДРУГАК — сок из промытых виноградных выжимок; после брожения Д. обращался в вино второго сорта.

ЖИЛО (некр.) — населенное место, небольшое поселение.

ЖИРАЛА — жерло, пасть.

ЖИТО — хлебный злак, рожь.

ЖУРКА — журавль, птица из сем. бегающих; серого цвета с кудрявыми перьями в крыльях и в хвосте, с очень длинными ногами, величиною много больше гуся.

ЗАБЕРЕЧЬ ГОСТЯ (некр.) — хорошо принять и угостить посещающего дом.

ЗАЗРЯ — напрасно, без всякого повода.

ЗАЛЬЯН (дон.) — противник, неприятель.

ЗАПОН (дон.) — подол платья.

ЗАТАТЬ (дон.) — задевать, затрагивать;

ЗАЧАТЬ. ЗАЧИНАТЬСЯ — начать, начаться.

ЗНАМЯ — шелковое полотнище с изображением государственных эмблем. В последние века 3. служило символом полкового объединения, святыней, за которую каждый воин должен был битья не щадя жизни. По старинному казачьему обычаю договоры с государями о наступлении или обороне подкреплялись присылкой от них Казакам знамен и литавров. Их прислал Запорожцам и германский император Рудольф II в конце XVI в. вместе с другими дарами и просьбой выступить ему на помощь против Турок. Знамена, литавры и серебрянные трубы Запорожские Казаки получали от польско-литовских королей. После Смуты, когда отношения между Казаками и царем Михаилом Федоровичем урегулировались, он послал на Дон знамя, «с чем против наших недругов стояти и на них ходити». После выполнения договорных обязательств, знамена поступали в войсковые музеи и могут служить памятниками договорных отношений с соседними государствами. У Запорожцев и их потомков Кубанских Казаков знамена, литавры и древние грамоты назывались польским словом «клейноды» (драгоценности).

ИЗОК (некр.) — саранча, кузнечик.

ИРЬЯН — откидное молоко (см.), разбавленное водой.

ИЧЕГИ — кожаные чулки, то же самое, что кавказские, ноговицы. По Ригельману, в восемнадцатом веке на Дону женщины носили И. красной кожи с вышивками. Тюркское значение слова И. — «во внутрь».

КАЛКАН-— загривок, жировой нарост на затылочной части шеи.

Запорожские Казаки, во время сожительства с Татарами и службы Крымским ханам, объединялись тоже в курени и сохранили этот термин, перейдя на окраины Вел. княжества Литовского. У них К. это неодинаковое по численности военное содружество односельчан и родственников с Куренным атаманом во главе и с названием по той местности, откуда в него приходило постоянное пополнение. Такие курени были иногда не только в Сичи, но и в поселениях Гетманщины, где Запорожские Казаки проживали группами со своими атаманами, обособленные от другого населения. Запорожцы принесли с собой куренное устройство и на Кубань. В Положении «Об устройстве Черноморского Войска» (Полное Собрание Законов, т. XXVII, № 20508. 13.11.1802) говорится: «Ныне существующий внутренний сего Войска распорядок, основан будучи на правилах прежнего Запорожского, состоит из Войскового Коша который есть главный стан Войска, и под главным начальством Войскового (Кошевого) атамана составляют его 40 куреней, тех самых наименований, какие существовали в Войске Запорожском, с чинами и служителями по росписи с 1792 году июля в 30-й день означенными».

«Каждый курень имеет начальником Куренного атамана, избираемого Казаками из равных себе. Все Казаки и чиновники в виде простых Казаков расписаны по куреням по добровольному каждого избранию. Число Казаков не ограничено и простирается от 100 и до 1000 человек» (Казачий Исторический Сборник 11, 1960 г. Париж).

О происхождении Л-са на Дону в шутку рассказывали, что царица прислала Казакам много синего сукна и мало красного. Когда поделили всем поровну, то оказалось, что красного каждому хватило только на лампасы. Но в основе Л-са лежит обычай первобытных степных кочевников покрывать несовершенный внешний шов дополнительной полоской цветной кожи, иногда украшенной каким либо затейливым узором.

Красний лампас вместе с казачьим палашом, в качестве особой награды, введен в форму Нижегородского драгунского полка русской регулярной кавалерии. У казаков же Л. стал народной отличительной эмблемой, они охотно носили шаровари с лампасами и в домашнем быту.

Все струни жильние. В месте касания колесца, для смягчения звука, они обмотаны шерстяными нитками. Колесцо посыпается порошком канифоли.

Когда «рылешник» вращает ручку и нажимает на клавиши, их толкачики упираются остриями в две струны, которые звучат в унисон и дают основную мелодию. Третья струна, «басок» или «гудок», настроена квинтой ниже двух первых и издает непрерывно один тон. Четвертая, как натянутая тетива, отводит шашки в исходное положение, «отбивает» их.

Казачьи офицеры виходили на льготу после трех-четирех лет службы в первом очередном полку; в течение трех лет пребмвания на льготе они жили в обстановке неопределенности и необеспеченности; льготное жалованье из войсковых средств было сокращено до минимума и едва хватало на жизнь, сельским хозяйством заняться было невозможно, потому что через три года надо было снова идти в полк, трудно было также устроиться на временную гражданскую или частную должность. Поэтому приходилось прозябать в безделии и пользоваться помощью семьи; офицеры принимали Л. только как нежелательную и печальную необходимость. В русской регулярной армии она не практиковалась.

Такое же положение М-ток сохранялось до русской революции 1917 г.

НАЗЁМ — навоз, перегнойное удобрение поля.

НАЗНАМЕНОВАТЬ (некр.) — назначить; назнаменовать начальнова — выбрать начальника.

НАКАЗНЫЕ АТАМАНЫ — заместителя Войсковых атаманов. В независимых Войсках Н. а. избирались Кругами, а в России назначались царской властью. Когда наследник-цесаревич стал считаться атаманом всех каз. Войск, Н. а. назначались в качестве его заместителей для каждого Войска из генералов-неказаков.

НАМЁТ — казачье название галопа, бег коня, при котором он идет скачками, вы-. брасывая попеременно передние ноги, а потом задние; Н. бывает широкий и короткий или «волчий», иногда с правой передней ноги, иногда и с левой, в зависимости от того, какая раньше выносится лошадью.

НАСЛУС — снег пропитанный водой.

Советник Константинопольского посольства Я. И.Смирнов в 1895 г. описал одежду некрасовских женщин. Они носили высокие кички о двух рогах из золотой парчи под желтым шелковым покрывалом, ватные кофты-бешметы с большими дутыми пуговками, обшитые но бортам мелкими серебряными монетами, при коротких рукавах, из которых выпускались рукава платья, падавшие вниз ши­рокими углами. Наряд дополняли красные сапоги и пояса с серебряным набором.

НЕУК — табунный конь, не знающий узды и выездки.

НУЖНЫЕ ЛЮДИ (некр ) — нуждающиеся, бедняки.

ОБРОТЬ — недоуздок, род узды без удил с одним поводом при содержании коня на привязи.

О том же пишет другой русский сановник этого же времени генерал Михайловский-Данилевский: «Женщины пожилые почти все были одеты в национальном платье, состоящем из капота с длинными рукавами, который застегивают у самого подбородка», «Напротив того молодые перестали носить национальное платье» (Русская Старина 1877 г., т. 7-9).

Так, в некоторых случаях, воля государей, действительно, реставрировала казачью старину, но в отношения к Казакам-воинам ее роль оказалась иной: в результате правительственных постановлений наш мужской национальный костюм был вытеснен из жизни военной формой, придуманной в министерстве. Казаков сделали «картузниками», заставив сменить привычные папахи на фуражки общеармейского фасона, вместо бешметов введены русские рубахи-гимнастерки, а чекмени заменены серыми шинелями. На шароварах появились лампасы, украшение не характерное для казачьей национальной одежды.

Таким образом, к нашему времени мужская О. К. слагалась из остатков национальных фасонов и военной формы, которую Казаки должны были приобретать на свои средства и донашивали дома и которая не может считаться одеждой национальной (см. НАЦИОНАЛЬНАЯ ОДЕЖДА КАЗАКОВ).

Станичное общество разрешало О-ным пользоваться трудом приписных к станице крестьян и жениться на казачьих вдовах и девушках, даже в тех случаях, если они не были природными Казаками. Таким смешанным семьям всегда отдавалось предпочтение перед другими иногородними и молодежь, родившаяся и выросшая в них легко приобретала все казачьи права. С другой стороны, казачьи дети с физическими недостатками или по другой причине неспособные к строю, перечислялись в О.

На Дону число О-ных постоянно увеличивалось за счет пришлых Днепровских Казаков. По приказу Военной Коллегии в конце XVIII века, ими иногда пополнялись донские полки и тогда они автоматически приобретали на Дону все гражданские права на казачьем положении. Не попавшие в эти наборы, расселились по слободам и составили часть коренных иногородних. (По данным кн. А. П. Пронштейн, Земля Донская в XVIII веке).

ОЧУНЕТЬ — очнуться, выздороветь.

Обычай П-ства распространялся и на наших предков; в XVI и XVII вв. Днепровские Казаки, отличившееся во время совместных с Поляками походов на Татар и Москву, получали, как награду, от королей шляхетство и земли. Оставаясь Казаками, принятыми в рыцарский класс Речи Посполитой, они Обычно становились по-братымами старых польских или литовских боярских родов, приобретали их фамилии и «пшипущали сень до их гербув». Этим и объясняется присутствие среди наших Черноморцев и даже среди Донцов множества Казаков, не только с отчетливо-польскими фамилиями (Зазерские, Дзиковские, Калиновские, Myжиловские, Мальчевские, Ямпольские, Закржевские, Ржаксинские, Кремпские, Ямборовские), но и со знатными польскими фамилиями (Зборовские, Язловецкие, Потоцкие, Вишневецкие и др.). Польский историк К. Щейноха утверждает, что гетман Богдан Хмельницкий имел право печататься, высоко стоящим в геральдике гербом «Абданк» и, следовательно, один из его предков, получив от короля шляхетство, тоже был связан узами побратымства с одним из знатных польских родов.

В результате польско-казачьих войн и взаимных обид, гербовые книги Польши много о казачьей щляхте не говорят, но в некоторых случаях на их страницах еще можно отыскать следы по-братымства, разорванного после.

Все наши носители польских фамилий по праву считают себя чистокровными Казаками, какими их предки оставались и после получения от королей шляхетских «клейнодов».

ПОЛЫННОЕ ВИНО особый сорт донского вина; белое, очень сухое типа шампанского и с небольшим привкусом полынной горечи.

ПОРУХА — ошибка, вина: «В этом нашей порухи не было».

РУНДУК-закрытый ящик, сундук, крылечко со ступеньками.

РЫЛЕШНИК- народный певец; исполнял казачьи песни, аккомпанируя себе на донской лире или рыле.

стянуть вниз, низвергнуть.

СИБИРЕК- колючий кустарник, из побегов которого делаются метлы.

СОЧЕВИЦА- чечевица, растение из семьи мотыльковых.

СУМАРОК-неприветливый, странный человек.

СУМНО- печально, грустно.

ТОНЯ-участок реки или какого-либо другого водоема, на котором из года в год производится лов рыбы неводом. Место, где выбирают невод из воды, называется «притонком»; вдоль берега размер Т. полтора-два км, приспособленных особенным образом для тяги невода: удаляются камни, карчи и даже выравнивается дно. Когда говорили о «покупке одной тони», разумели под этим не место, а улов рыбы при одной тяге невода, заброшенного в воду и вытянутого на берег. На притонке иногда устраивали ворот для подтягивания невода-волокуши. Донские Казаки для этой цели употребляли быков, которые стояли наготове и впрягались до пяти пар за раз.

ТРОК-ремень в виде подпруги, которым придерживается попона на спине лошади.

ТРОМБАК- большое судно с одним косым парусом и кливерами. Ходили с грузами с Дона по всему Азовскому морю и вдоль берега Черного до Одессы и Батума.

В Казачьей земле этот обычай существовал уже в эпоху Томаторкани. Безопасное У. там находили все противники Руси и ее князей, а среди других — князья-изгои Олег и Роман Святославовичи, Давид Игоревич, дружинники Порей и Вышата и, наконец, черноризец Никон, благодаря которому русские летописцы кое-что узнали о Томаторкани и ее населении.

Обычай У-ща сохранялся и да Вольном Дону, где он выражался формулой: «С Дону выдачи нет!» Впервые его нарушила сильная партия южан, сторонников сохранения добрых отношений с московскими царями, когда в 1671 г. был выдан Степан Разин и Донцы обязались присягою высылать в Москву всякого главного заговорщика против ее государей, даже в том случае, если бы он оказался природным Казаком.

Обычай У. насильно и окончательно ликвидировал император Петр Первый в 1709 г., лишив казачье политическое общество на Дону всех его суверенных прав и обычаев.

УВЕЖЛИВЫЙ- скромный, почтительный, вежливый.

ФАТАЖЕН — жидкий продукт перегонки нефти, керосин для освещения.

ФИГУРИСТЫЙ — статный.
ФУРМА — южный фрукт; сладкая и мучнистая темная ягода размером в вишню: внутри ее очень крепкая косточка в виде чечевицы. В казачьи края Ф. привозилась в сушеном виде.

ХАБУР — багаж, дорожные вещи.

ХАЗЫВКА — в старину так называли крепостной посад, окраины городка.

ХАИТЬ — осуждать человека, хулить.

ХАЛЯВА — голенище сапога.

ХАЛЯВКИ — нижняя часть шаровар, штанины.

ХАПА (некр.) — лекарство.

ХАРУНКА — знамя, хоругвь.

ХВОРОСТЬ — болезнь; отсюда хворый — больной.

ХИСТ — ловкость, сноровка.

ХЛУПЬ — крестец у птицы.

ХОД — раздвижной воз, растянутый в длину с драбинами служит для перевозки сена и злаковых, а укороченный употребляется с досками или со специальным кузеном.

ХОРОНИТЬСЯ — прятаться, укрываться.

ХРЕБТИТСЯ — хочется, желается.

ХУДОБА — рогатый скот.

ХУДОЙ — дырявый, изношенный.

ХУТОР — казачье поселение на отдаленных окраинах станичного земельного юрта. Население хутора выделялось из станицы, но сохраняло с нею хозяйственные и административные связи, подчиняясь станичному атаману. Его представители «десятидворные» и хуторской атаман участвовали в станичных сборах с правом ре­шающего голоса. В старое время казачий X. назывался посёлком; это же название сохранялось до недавнего времени у Казаков Сибири и Дальнего Востока.

ЦАПАТЬ — подбивать клин.

ЦАРСКИЙ КУС — первый улов с зимнего багрения рыбы, отсылавшийся Уральскими Казаками в дар царскому двору.

ЦУКНУТЬ — залиться трелью (о птицах).

ЦЫБАР, ЦЫБАРКА — ведро.

ЦЫДУЛКА — письмо, записка; в военном смысле — донесение.

ЦЫЦ! — замолчи! Утихни!

ЧАДО, ДАДУНЮШКО — дитя, деточка.

ЧАКАН — водолюбивое южное растение с пахучими шпагообразными листьями; то же, что русское рагоз или ежеголовка.

ЧАКУША — деревянный кистень или молот для глушения крупной рыбы, попавшей в невод; также — чекуша. ЧАПЕЛЬКА (дон.) — застёжка, петля.

ЧАПЕЛЬНИК — кухонная принадлежность, двойной крючок-имало с деревянным черенком для передвигания сковородок.

ЧАПЛЯ — багор, длинный шест со стальным острием той же формы, как конец рыболовного крючка.

ЧАРГУНЦЫ (некр.) — червонцы.

ЧАЯТЬ (некр.) — надеяться, ожидать: «чадо моя любо чаянная», «пришли вести давно чаянные».

ЧЕБРЕЦ, ЧЕБОРЕЦ — душистая трава с лиловыми цветами; в дикорастущем виде встречается на тучном чернозёме казачьих степей. Называют ее также чобор.

ЧЕВЯКИ — низкая кожаная обувь без твердого задника; с древних времен в обиходе у Кавказцев, которые надевают их поверх кожаных чулок-ноговиц.

ЧЕЛАУЧ — женская прическа Казачек. Четыре косички сплетались в одну косу, которая укладывалась вокруг головы и покрывалась повязкой или широкой лентой; из-под ленты на виски падали подвески-чики-лики. Археолог С. А. Плетнёва говорит, что такая повязка из фаты называется у кочевых народов словом «жаулык» (МИА 62).

ЧЕЛБА — большая разливная ложка.

ЧЕЛЕНГА — упругая кисть или султан на парадных киверах казачьих генералов; введена в форму 17 февраля 1809 г.

ЧЕЛОБИТЬЕ (некр.) — просьба, прошение.

ЧЕЛЯДКА (некр.) — прислуга, служанка, домоработница.

ЧЕМЕЗИН — кожаный кошель.

ЧЕПИГИ — ручки плуга.

ЧЕПРАК — 1) В старых казачьих сёдлах чехол из кожи или крепкой материи, натянутый на деревянный арчак и свисавший ниже его по бокам лошади; сверху покрывался кожаной подушкой, а открытые его части украшались тиснением, серебряными украшениями или вышивками; 2) по Ригельману, особый женский пояс «с золотыми, серебряными, а иные с дорогими каменьями и медными по ремню бляшками разными узорами сделанными и напереди с замошною пряжкою».

ЧЕПУРА — птица цапля.

ЧЕПУРИТЬСЯ — прихорашиваться, чиститься, наряжаться.

ЧЕРВЧАТЫЙ (некр.) — малинового цвета.

ЧЕРЕПА (некр.) — хворост, сухие ветки.

ЧЕРЛЁНЫЙ (некр.) — алый, красный.

ЧЕРНОБЫЛ — полынь обыкновенная, степное растение с горьким соком и с кистями желтых цветов.

ЧЁРНЫЕ ВОДЫ — стоячие озёра, старицы и т. п. без выхода в текущие реки.

ЧЕРПАЛО — рыболовный сачок.

ЧЕРСЕЛ (некр.) — пояс, кушак.

ЧЕРЬГА — войлочная полость, то же самое что и сибирская кошма.

ЧЕСТНЫЕ ЛЮДИ (некр.) — особы уважаемые, почитаемые.

ЧЕЧЕКАТЬ — во время казачьего танца, танцор в такт движениям произносит сквозь зубы, подобно испанским кастаньетам: «чи-чи-чи-чи-чи!». От этого — название танца «чечётка».

ЧИВОЙТА (среднедон.) — что такое, что то.

ЧИГАН — болотная кочка.

ЧИКИЛИКИ — у Казачек женские височные подвески особенной формы; у Ригельмана о них говорится: «На голове носят повязки с висящими по Щекам чикиликами, то есть лопастьми жемчужными, и поверх оных высокие кички». Ч. имели форму прямоугольных сеточек, низанных жемчугом и нависавших из-под головного убора возле ушей, над частью щек.

ЧИКИЛЯТЬ — хромать, прихрамывать.

ЧИКОМАС — окунь, рыба с красными спинными плавниками.

ЧИНАК — большая миска.

ЧИНИТЬ — исполнять, совершать.

ЧИНИТЬ ПРОМЫСЕЛ (некр.) – делать решение, обдумывать.

ЧИРИКИ — низкая обувь с твёрдой подошвой; По тюрски — чарик, по балкарски — чурук, до в. осетински — цирик.

ЧИСТИК — узкая лопаточка для очищения земли с плуга.

ЧИСТЫЙ ПУТЬ (некр.) — путь беспрепятственный, свободный.

ЧИХИРЬ — молодое вино незаконченного брожения (ферментации), мутноватое и мало хмельное.

ЧТОНЕВИДНО — скоро, моментально, того и гляди.

ЧУВ — традиционный и очень древний обычай Казаков оставлять прядь волос, нависшую над левым ухом; в последнее Время стало модным взбивать ее кверху.

ЧУВАЛ — брезентовый мешок на 80 кг. зерна.

ЧУВЯК — мягкий шитый башмак (выворотной); надевался поверх ноговиц.

ЧУДАК — странный, дурной; по казачьим понятиям оскорбительное прозвище.

ЧУДИТЬ — острить, вызывать смех словами или действиями.

ЧУДОК — немного, мало, чуть-чуть.

ЧУЛАН — сени, коридор без окон.

ЧУМБУР — запасной третий повод от кольца удил, специально для привязывания коня.

ЧУРА — одно из старинных казачьих имен.

ЧУРКАНЧИК — смешная выходка.

ЧУХАТЬСЯ — чесаться, в переносном значении — медлить, опаздывать.

ШАБАЙ — посредник в торговле между производителем товара и купцом.

ШАГРЕНЬ — козлиная кожа для ичегов и ноготиц.

ШАЛАБАН — крытый воз, кочевая кибитка; в переносном смысле — стакан водки.

ШАЛАВА — распутный человек.

ШАЛАТЬСЯ — бродить без видимой нужды.

ШАЛЫЖИНА — хворостина, молодой побег у дерева.

ШАРАН (некр.) — рыба карп, молодой сазан.

ШАРМИЦЫ — малые полковые манёвры.

ШАРОВАРЫ — широкие казачьи штаны.

ШАРПАТЬ — отрывать, добывать.

ШАСТАТЬ — бегать без особенной нужды и появляться то тут то там.

ШАТОСТЬ (некр.) — неустойчивость, склонность к измене.

ШЕРБОШИТЬ — волноваться, возбужденно выкрикивать.

ШИБАТЬ — бросать вдаль, бить броском плетью.

ШИПУЧЕЕ ДОНСКОЕ — игристое вино, донское шампанское.

ШИПШИНА — дикая роза, шиповник.

ШИТВЯНКА — у служивых кожаный мешочек со швейными принадлежностями.

ШЛЕНДАТЬ — слоняться без дела.

ШЛЫЧКА — женский головной убор, твёрдая шапочка с рожками, которая покрывалась платком или шальником из прозрачного шёлка. До наших дней сохранялась Ш. в виде низкой цилиндрической шапочки. Её носили под платком.

ШЛЯХ — широкая степная дорога.

ШМАТ — связка поплавков-балбырок в каждом конце рыболовной сети.

ШОКЛА — трещина, щель.

ШТУРМА (некр.) — буря, шторм.

ШУБА ДОНСКАЯ — парадная женская делалась на лисьем меху длиною до пят, покрывалась шелковой материей зеленого или синего цвета с черными узорами; широкие сверху рукава свисали много ниже рук, а если поднимались выше кистей, то собирались наверху вроде буфов. Вся Ш. Д. вокруг подола, бортов и ворота, часто была оторочена порешней (мехом выдры). Мужские — того же кроя, как и женские запахивались правой полой на левую, но шились на волчьем меху того же фасона и покрывались толстым сукном.

ШУБАШИ ИЛИ ШУБУШИ — у Турок начальники областей; в конце XV ст. эта должность учреждена и для Азова, после чего им должны были подчиняться Азовские Казаки, жившие еще в устьях Дона и в Приазовье. Точное турецкое значение: главный, возглавляющий.

ШУИНЫЙ (некр.) — левый.

ШУМНУТЬ — крикнуть, позвать.

ШЫРЕШЬ — изломанный первый лед на Дону; когда низовый ветер подымает уровень водах, едва установившийся лед ломается и Ш. несется по руслу с большим шумом.

Щ — на Дону произносится как двойное Ш. в народной речи.

ЩЕПЕТНОЙ (дон.) — щеголеватый, небольшой,

ЩЕРБА — уха, суп из рыбы, заправленный крупой.

ЩЕРБАТЫЙ — зазубренный, человек с потерянным передним зубом.

ЩОГЛА — рейка, лесной материал из ствола молодого дерева.

ЩУРАТЬ — щадить, помиловать.

ЭНТА, ЭНТОТ — та, тот там вдали, в стороне.

ЭТТА — Как его? Употребляется для выражения неуверенности, необходимости еще поразмыслить.

ЭФЕС — рукоятка холодного оружия; общекавказский эфес шашки, принятый и у Казаков, как правило, открыты без охранной дужки и даже без крестовины, защищающей кисть руки, оправлен металлом и часто украшался серебром золотом и дорогими камнями. Тип сарматский, в старину принятый у Запорожцев, имел только крестовину из цветного металла.

Ю — винительный падеж от местоимения «она» — «ее»; древняя славянская, форма, сохранившаяся у Некрасовцев: «Войпоймавши ю, в полон взяли».

ЮРАГА — пахтанье, маслянка, остатки от сметаны или сливок после сбитого масла.

ЮРТ — в старину у Татар косное владение одного улуса; участок земли или целая область вместе с принадлежащими к ним водами, состоявшие в наследственном и безраздельном владении улусного общества. У Казаков КЗ. — земельное владение станичного общества. Границы Ю. с древних времен утверждались Войсковыми Кругами. После того, как группа казачьих семей или станица решала основать новый городок, они обращались в Главную Войску за разрешением «обысканный юрт занять». После расследования, не будет ли от этого другим станицам «утеснения» им разрешалось «Юрт занять и собрав станицу городок устроить и жить, как и иные наши городки». Одновременно с этим им выдавалась «заимочная грамота». С начала XVIII в., при основании городка станица должна была произвести «развод рубежей» и точно определить границы с соседними казачьими поселениями. После этого она получала «разводную грамоту», которая служила документом, определявшим право станицы на ее Юрт.

ЯВИТЬ (искр.) — показаться, появиться, заявить о себе.

ЯВОРЧАТЫИ (некр.) — сделанный из ясеня (явора): «вёсла яворчатые».

ЯЗЫКА ДОБЫТЬ — захватить пленника для получения сведений о противнике.

ЯРУГА — обрыв, овраг.

ЯРЫГА — пьяница, пропойца.

ЯСТИ (некр.) — есть, кушать.

ЯСЫРКА — пленница взятая на востоке; в прошлом веке так называли домашних прислуг, домработниц.

ЯСЫРЬ — военная добыча; в частности пленники взятые в набеге.

ЯТ (некр.) — взятый; «ят на войне» — взятый в плен.

ЯТНО — понятно, светло, ясно.

ЯТОВЬ — место в водном бассейне, в реке или в озере, где рыба располагается на зиму; происходит от татарского слова «ятты» (киргизского «джаты»), что означает «лёг».

х. Крутинский, пер. Школьный 2, Белокалитвинский район, Ростовская область
тел. (886383) 72-4-24 E-mail: krutinka10@mail.ruБаз у казаков что это. b. Баз у казаков что это фото. Баз у казаков что это-b. картинка Баз у казаков что это. картинка b.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *