База смэв что такое
Единая система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ)
Реализация взаимодействия информационных систем организаций и ведомств осуществляется в рамках государственной целевой программы «Информационное общество (2011-2020 годы)».
Взаимодействие реализуется в рамках:
системы межведомственного электронного документооборота (МЭДО).
единой системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ).
Что такое СМЭВ и для чего она нужна?
Участниками межведомственного электронного взаимодействия (участниками СМЭВ) являются федеральные органы исполнительной власти, государственные внебюджетных фонды, исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, многофункциональные центры, иные органы и организации.
Целью создания СМЭВ является повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций за счет использования общих информационных ресурсов, уменьшения времени на поиск и обработку информации в электронной форме.
СМЭВ предназначена для решения следующих задач:
обеспечение исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме;
обеспечение предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в том числе с использованием универсальной электронной карты и единого портала 2 ;
обеспечение информационного взаимодействия в электронной форме при предоставлении государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций.
Основные функции СМЭВ
Основными функциями СМЭВ являются:
передача запросов, документов и сведений, необходимых для получения государственных и муниципальных услуг и поданных заявителями через единый портал, в подключенные к СМЭВ информационные системы;
обмен электронными сообщениями между участниками СМЭВ;
передача на единый портал запросов, иных документов и сведений, обработанных в информационных системах, а также информации о ходе выполнения запросов и результатах предоставления услуг.
В целях исполнения своих функций СМЭВ обеспечивает:
доступ к электронным сервисам 3 информационных систем, подключенных к СМЭВ;
возможность использования централизованных баз данных и классификаторов информационными системами, подключенными к СМЭВ;
получение, обработку и доставку электронных сообщений в рамках информационного взаимодействия участников СМЭВ, обеспечение фиксирования времени их передачи, целостности и подлинности, указания их авторства и возможности предоставления сведений, позволяющих проследить историю движения электронных сообщений;
защиту передаваемой информации от несанкционированного доступа, искажения или блокирования с момента поступления указанной информации в СМЭВ до момента передачи ее в подключенную к СМЭВ информационную систему;
ведение реестра электронных сервисов информационных систем, подключенных к СМЭВ.
Технологическое обеспечение СМЭВ
Технологическое обеспечение информационного взаимодействия с применением СМЭВ достигается путем использования:
сервис-ориентированной архитектуры, представляющей собой совокупность электронных сервисов, построенных по общепринятым стандартам;
единых технологических решений и стандартов, единых классификаторов и описаний структур данных.
Как стать участником СМЭВ?
Интеграция информационных систем в рамках СМЭВ осуществляется в соответствии с Техническими требованиями к взаимодействию информационных систем в единой системе межведомственного электронного взаимодействия (утв. приказом Минкомсвязь России от 27.12.2010 № 190).
Чтобы стать участником СМЭВ органу или организации, предоставляющей государственные и муниципальные услуги и исполняющей государственные и муниципальные функции, необходимо:
Обеспечить разработку электронных сервисов и интерфейсов взаимодействия используемой информационной системы и СМЭВ.
Для этого нужно обратиться к поставщику или разработчику используемой информационной системы для выполнения им работ по реализации необходимых сервисов и интерфейсов.
Обеспечить наличие защищенного канала связи между используемой информационной системой и СМЭВ.
АИС МФЦ ДЕЛО
АИС МФЦ ДЕЛО — решение для автоматизации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ). Основная цель внедрения АИС МФЦ – повышение качества работы МФЦ. Это достигается путем взаимодействия со СМЭВ, РСМЭВ, УЭК, ИАС МКГУ, ГИС ГМП, Центром Телефонного Обслуживания, а также с федеральной государственной информационной системой «ЕСИА»:
Справочная информация: Перечень наиболее важных документов по организации информационного взаимодействия органов государственной власти в рамках СМЭВ:
Распоряжение Правительства РФ от 17.12.2009 № 1993-р «Об утверждении сводного перечня первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде».
Постановление Правительства РФ от 08.09.2010 № 697 «О единой системе межведомственного электронного взаимодействия».
Приказ Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 27.12.2010 № 190 «Об утверждении технических требований к взаимодействию информационных систем в единой системе межведомственного электронного взаимодействия».
Постановление Правительства РФ от 08.06.2011 № 451 «Об инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме».
Постановление Правительства РФ от 28.12.2011 № 1184 «О мерах по обеспечению перехода федеральных органов исполнительной власти и органов государственных внебюджетных фондов на межведомственное информационное взаимодействие в электронном виде».
Постановление Правительства РФ от 22.12.2012 № 1382 «О присоединении информационных систем организаций к инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме».
Распоряжение Правительства РФ от 25.12.2013 № 2516-р «Об утверждении Концепции развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде».
Распоряжение Правительства РФ от 09.06.2014 № 991-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») по реализации Концепции развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде, утв. распоряжением Правительства РФ от 25.12.2013 № 2516-р».
Приказ Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 01.07.2014 № 184 «О реализации положений постановления Правительства Российской Федерации от 19 марта 2014 г. № 208 «О внесении изменений в положение о единой системе межведомственного электронного взаимодействия».
Постановление Правительства РФ от 19.11.2014 № 1222 «О дальнейшем развитии единой системы межведомственного электронного взаимодействия».
1. В соответствии с Положением о единой системе межведомственного электронного взаимодействия (утв. постановлением Правительства РФ от 08.09.2010 № 697).
2. Федеральная государственная информационная система «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».
3. Программные и технические средства, обеспечивающие возможность доступа к информационным системам через СМЭВ.
4. В соответствии с Положением о единой системе межведомственного электронного взаимодействия.
Система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ): определение, понятия, процедуры
Межведомственное взаимодействие возникает при предоставлении госорганами услуг гражданам и при осуществлении госфункций. Электронное взаимодействие между ведомствами — логичный шаг в концепции построения Электронного правительства.
Предпосылки появления СМЭВ
Глава 2, статья 7 ФЗ №210 гласит, что «органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя предоставления документов и информации, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций».
Для исполнения закона, реализовывая принцип «одного окна», ведомства (федеральные и территориальные органы власти и органы местного самоуправления) самостоятельно в процессе предоставления госуслуг обмениваются электронными документами и информацией, требуемыми для оказания услуг.
Обмен обеспечивается посредством СМЭВ — Системы межведомственного электронного взаимодействия. Подход ускоряет предоставление госуслуг и обеспечивает максимальную безопасность и конфиденциальность передаваемых данных.
Что собой представляет Система межведомственного электронного взаимодействия
Фактически СМЭВ является информационной системой, объединяющей:
С точки зрения инфраструктуры СМЭВ представляет собой сеть специальных защищенных каналов, объединяющих узлы — шины на базе Oracle Enterprise Service Bus — в ЦОД-ах «Ростелекома».
На 2015 год созданы один федеральный и 83 региональных узла, подключенных к федеральному. Кроме того, к федеральному узлу Системы межведомственного электронного взаимодействия подключен ряд федеральных ведомств и кредитных организаций.
СМЭВ ориентирована на работу через специальные сервисы (а именно — веб-сервисы). Это означает, что поставщики сведений создают электронные сервисы, которые могут обработать входящие запросы и предоставить в ответ необходимые сведения, а потребители сведений создают собственные адаптеры, отправляющие запросы и получающие ответы.
Регистрация и получение доступа к сервисам Системы межведомственного взаимодействия
Регистрация
Для регистрации сервиса поставщик сведений должен пройти определенную процедуру:
Получение доступа
Чтобы иметь доступ к сервису потребителю сведений потребуется:
Более подробно о процедурах можно прочитать на Технологическом портале СМЭВ в разделе часто задаваемых вопросов.
Готовые решения на базе платформы DIRECTUM для работы обеспечения межведомственного электронного взаимодействия
В ходе реализации знаковых проектов в органах государственной власти, в частности в Удмуртской Республики, Тюменской, Кировской, Ярославской, Омской областях и других регионах РФ, компания DIRECTUM совместно с партнерами наработала опыт организации взаимодействия региональных информационных систем со СМЭВ, создания и регистрации сервисов, а также получения доступа к ним.
В частности разработано готовое техническое решение «DIRECTUM: Государственные (муниципальные) услуги и межведомственное взаимодействие». Внедрение данного решения в том числе предполагает обеспечение обмена между органами власти федерального и регионального уровней через Систему межведомственного электронного взаимодействия.
Архитектура решения (в части интеграции со СМЭВ) выглядит следующим образом:
На базе технического решения построено бизнес-решение «DIRECTUM: Комплексная система предоставления государственных (муниципальных) услуг региона». Часть задач, закрываемых решением, напрямую связана с взаимодействием региональной информационной системы на базе DIRECTUM с Системой межведомственного электронного взаимодействия:
Бизнес-решение включает в себя не только разработку и внедрение системы DIRECTUM, но также глубокий бизнес-консалтинг с гарантией успешного завершения проекта под ключ.
С 2015 года запланирован переход на СМЭВ 3.0 с принципиально другой архитектурой, работающую с новыми форматами. Решения, внедренные у заказчиков, будут адаптироваться, что приведет к доработке готовых решений для новых клиентов-госорганов.
Система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ)
Содержание
Зачем нужна СМЭВ
Система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), построение которой идет в России на протяжении уже нескольких лет, должна помогать органам власти исполнять федеральный закон 210. Согласно одному из пунктов этого документа, с 1 июля 2012 г. чиновники не имеют права требовать с обратившихся к ним за госуслугами граждан дополнительные справки, которые и так есть в распоряжении других чиновников. Эти сведения органы власти должны получать друг у друга через СМЭВ.
СМЭВ – это федеральная государственная информационная система, включающая в себя информационные базы данных, содержащие сведения об используемых органами и организациями программных и технических средствах, обеспечивающих возможность доступа через систему взаимодействия к их информационным системам и электронным сервисам, а также сведения об истории движения в системе взаимодействия электронных сообщений при предоставлении государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций в электронной форме.
Кроме того в состав СМЭВ входят программные и технические средства, обеспечивающие взаимодействие информационных систем органов и организаций. Данное решение позволяет обеспечить предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг и исполнение государственных и муниципальных функций.
Система межведомственного электронного взаимодействия позволяет федеральным, региональным и местным органам власти, контроля и надзора в электронном виде передавать и обмениваться данными, необходимыми для оказания госуслуг. Система позволяет реализовать принцип «одного окна» при оказании госуслуг населению. Гражданин обращается за услугой в профильное ведомство, а специалисты ведомства добирают необходимые данные в других ведомствах, используя СМЭВ.
Как работает СМЭВ
Обмениваться данными через СМЭВ органы власти должны в двух направлениях. Если заявитель запрашивает федеральную услугу, то территориальное подразделение федерального органа власти в случае необходимости должно иметь возможность получить сведения из регионального органа и (или) органа местного самоуправления. В случае если заявитель обращается за региональной или муниципальной услугой, то чиновники должны суметь получить сведения в федеральном органе.
Сведения, которые федеральные органы власти должны предоставлять региональным органам и органам местного самоуправления в рамках оказания госуслуг, определялись экспертами Минэкономразвития. Всего таких сведений (в терминологии чиновников) было отобрано 135. Из них 110 должны предоставляться в электронном виде через СМЭВ.
Для передачи в электронном формате в обратную сторону – от региональных к федеральным органам власти – было утверждено 38 сведений для каждого региона.
Сервис-ориентированная архитектура СМЭВ предполагает, что поставщик сведений (им может выступать как федеральный орган власти, так и регион) выводит через свою систему в эту шину некий электронный сервис, который при правильном запросе сведений правильно выдает их. А потребитель сведений (также, регион или федеральный орган) через свою систему в шину интегрирует адаптер, который умеет правильно запрашивать сведения и получать ответ.
Инфраструктура СМЭВ, представляющая собой 7 физических ЦОДов, по мнению Алексея Козырева (январь 2013 г), является избыточной: «Когда у нас есть 7 дата-центров, к которым подключено 83 региона, федеральный сервис нужно проксировать на каждый из 83 региональных узлов. Эта процедура повторяется каждый раз, когда в сервис вносятся какие-то изменения. Это огромный объем работы, и это значительно увеличивает трудоемкость поддержки системы».
Задачи системы
Главная функция СМЭВ – передача необходимых для оказания госуслуг данных между ведомствами. К системе должны будут подключиться не только федеральные информационные системы, но и региональные СМЭВ, говорится в постановлении. Подключающиеся ведомства документ обязывает соблюдать сроки, заданные в октябрьском (2009 г.) распоряжении правительства о переходе на электронные госуслуги (см. раздел «История развития СМЭВ» ниже).
Массух Илья Иссович, замминистра связи: «Главная задача – создать эффективную систему взаимодействия государства и общества. На данном этапе электронные госуслуги стали реальностью, они востребованы обществом. Об этом говорит статистика посещаемости сайта госуслуг». Илья Массух уточнил, что наибольшее количество личных кабинетов граждан на портале госуслуг активируется в отдалённых регионах, таких как Камчатка, Дальний Восток, Хабаровский край, Карелия, Мурманская область, что, по его мнению, объясняется недостаточно удобным и доступным расположением офисов ведомств в этих местах.
Место СМЭВ в Электронном правительстве РФ
Полноценная работа Электронного правительства немыслима без налаженных механизмов межведомственного электронного взаимодействия. Ведь если в случае с «обычным» правительством получатели государственных услуг, граждане и юридические лица, вынуждены лично собирать все необходимые документы, обходя многочисленные учреждения и кабинеты, то Электронное правительство должно их избавить от любых проблем подобного рода, и, в идеале, сделать процесс получения государственной услуги не сложнее, чем процесс получения коммунальной услуги (водопровода, электричества и т.д.). Но для этого необходимо, чтобы сами ведомства, их информационные системы взаимодействовали между собой, обмениваясь всей необходимой информацией в автоматическом режиме.
Однако, всем известно, что автоматизация различных государственных структур происходила в разное время, на разном уровне, и с использованием самых разнообразных решений. В каждом ведомстве господствуют собственные регламенты делопроизводства, со всеми вытекающими отсюда проблемами. В одном месте уже работает полноценный электронный документооборот, в другом месте еще до сих пор используется ручной ввод данных и документов. Но даже и в том случае, если речь идет о внедренной и работающей СЭД, налицо полный «зоопарк» стандартов, форматов и т.д. Поэтому, как только был запущен общероссийский портал Gosuslugi.ru, создание в ближайшей перспективе Системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) стало острейшей необходимостью. По сути, СМЭВ как раз и представляет собой набор стандартов и решений, позволяющих информационным системам федеральных и муниципальных ведомств беспрепятственно взаимодействовать между собой, а также с Единым порталом госуслуг. Еще одна немаловажная функция СМЭВ – обеспечение функционирования государственных информационных систем информационно-аналитической поддержки государственного управления.
Масштаб задачи
Внедрение СМЭВ без преувеличения можно назвать самым крупным интеграционным проектом, который когда-либо был реализован в России до этого.
О масштабе задачи говорят следующие цифры. На федеральном уровне в электронном виде должны предоставляться 320 услуг, сводный реестр госуслуг регионального уровня насчитывает уже около 13 тыс. позиций, а муниципального — более 25 тыс.
`У нас 67 органов исполнительной власти участвуют через 237 услуг в СМЭВ` (Эльвира Нибиуллина, на совещании у председателя правительства Владимира Путина 26 сентября 2011 г.). Число органов же исполнительной власти регионального и муниципального уровней, которые должны быть охвачены электронным взаимодействием, в сотни раз больше.
Роль Минэкономразвития
На межведомственное взаимодействие, по словам министра, переводится 988 документов. В процессе перевода выяснилось, что 311 документов были избыточны, рассказала она: «То есть когда органы власти требовали у граждан, у бизнеса эти документы, они их даже не использовали для предоставления госуслуг. Выяснилось, что эти документы просто не нужны, их можно ликвидировать. Это косвенный, но положительный эффект в документообороте».
Набиуллина также отметила активное участие в межведомственном взаимодействии Росеестра. В это ведомство, по ее словам, ежегодно поступает около 26 млн обращений на регистрацию, 68 млн обращений или запросов на информацию, и по значительной части этих обращений нужны справки из других ведомств, прежде всего из Федеральной налоговой службы.
Базовые информационные ресурсы
На федеральном уровне была проведена работа, связанная с принятием постановления о базовых информационных ресурсах, которые будут предоставлять наиболее востребованные сведения как органам федеральной исполнительной власти, так и регионам и муниципалитетам.
В сентябре 2011 г. обсуждается проект нормативного правового акта Правительства РФ, предусматривающий подходы к формированию базовых информационных ресурсов регионов и муниципалитетов. По оценке экспертов, наиболее востребованными данными, которые могли бы предоставлять регионы и муниципалитеты, являются данные из ЗАГСов, данные, связанные с выдачей разрешений на строительство, данные, связанные с выдачей социальных пособий и льгот и ряд других.
Участники СМЭВ
Мониторинг подключения федеральных ведомств и регионов к СМЭВ ведется на сайте Высшей школы экономики.
Федеральная налоговая служба
На январь 2012 года налоговая служба (ФНС) является одним из крупнейших поставщиков данных, необходимых для оказания более 235 государственных услуг 51 федеральному ведомству.
Самостоятельно же ФНС России оказывает девять государственных услуг, требующих организации межведомственного электронного взаимодействия. Это прежде всего:
Начиная с 1 октября по 30 декабря 2011 г., было зафиксировано более 120 тыс. запросов федеральных органов исполнительной власти при оказании государственных услуг к сервисам ФНС России, размещенным в СМЭВ. Самыми популярными из них является сервисы по предоставлению сведений и выписки из ЕГРЮЛ/ЕГРИП.
Наиболее активными пользователями указанной информации являются МВД России, Росреестр, Россельхознадзор, ФСС России, Роспотребнадзор и Ростехнадзор.
Министерство обороны
Министерство обороны РФ по запросу других органов власти в электронном формате должно выдавать документы, подтверждающие факт прохождения службы или увольнения, справки о получении пенсии проходившим службу в органах внутренних дел, справки об общей продолжительности службы и др.
ФСБ должно в электронном виде предоставлять данные о смерти необоснованно репрессированных лиц, сведения о гибели своих сотрудников при исполнении обязанностей и др.
Штрафы для чиновников
С точки зрения меры ответственности предполагается, что это будут штрафы для чиновников, нарушающих сроки оказания госуслуг. В названном выше законопроекте существует подход, когда эти штрафы будут составлять от 3 до 5 тысяч рублей. Здесь также есть один нюанс. Он касается возможности установления мер ответственности в региональных законах. Сейчас региональные органы власти занимаются разработкой аналогичных правовых актов на местном уровне, предусматривающих ответственность региональных и муниципальных административных регламентов.
В Кодекс РФ об административных правонарушениях добавляется две статьи. Новые статьи это Ст. 5.60. «Нарушение прав граждан и организаций при предоставлении государственных услуг» и Ст. 19.33. «Непредоставление информации, необходимой для оказания государственной или муниципальной услуги, необоснованный запрос информации в рамках межведомственного информационного взаимодействия».
Выдержки из проекта
Наименование нарушения
Санкция
Нарушение прав граждан и организаций при предоставлении государственных услуг
Однократное нарушение должностным лицом сроков предоставления государственных (муниципальных) услуг
Предупреждение должностного лица
Совершение должностным лицом правонарушения, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение, при нарушении сроков предоставления государственных (муниципальных) услуг
Требование должностным лицом органа, предоставляющего государственные услуги, документов и (или) платы, не предусмотренных нормативными правовыми актами
Штраф в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей
Необоснованный отказ должностного лица в приеме документов у заявителя, поданных в целях получения государственной (муниципальной) услуги
Штраф в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей
Грубое нарушение должностным лицом сроков регистрации запросов заявителей о предоставлении государственных (муниципальных) услуг.
Штраф в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей
Нарушение должностным лицом федерального органа исполнительной власти, наделенного полномочиями по рассмотрению административных жалоб, предусмотренных законодательством
Штраф в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей
Отказ должностного лица федерального органа исполнительной власти, предоставляющего государственную услугу, в исправлении допущенных должностными лицами опечаток и ошибок, или нарушение установленного срока таких исправлений
Штраф в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей
Непредоставление информации, необходимой для оказания государственной или муниципальной услуги, необоснованный запрос информации в рамках межведомственного информационного взаимодействия
Неправомерный отказ в предоставлении в орган, предоставляющий государственную услугу (муниципальную) услугу, по межведомственному запросу такого органа информации, в том числе в форме документа, либо предоставление заведомо недостоверной информации
Штраф в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
Однократное несвоевременное предоставление, либо однократное непредоставление запрошенной информации, в том числе в форме документа по межведомственному запросу
Предупреждение должностного лица
Совершение должностным лицом правонарушения, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение, при несвоевременном предоставлении, либо непредоставлении запрошенной информации, по межведомственному запросу
Направление должностным лицом федерального органа исполнительной власти, органа государственного внебюджетного фонда межведомственного запроса о предоставлении документа и информации, в случае если такое направление не обусловлено запросом заявителя о предоставлении услуги или ведением базовых государственных информационных ресурсов, либо если получение органом, предоставляющим государственную услугу, такого документа и информации, в том числе в порядке межведомственного информационного взаимодействия, не предусмотрено правовыми актами.
Штраф в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей
Проблема грязных данных
Сведение данных в ведомствах в электронную базу на основе имеющейся документации наверняка привело к ошибкам, полагает чиновник: «У многих электронных данных просто не было, и им приходилось вводить их руками».
Он рассказывает, что для обработки ошибок в каждом органе федеральной власти создан центр телефонного обслуживания, куда могут обращаться граждане и организации, предполагающие, что их данные введены в базу данных с ошибками.
22 сентября 2011 г. выступление Алексея Попова на конференции CNews
В правительстве не исключают, что при формировании электронных баз данных могут быть определенные накладки, например неправильно указанные фамилии или сведения, не соответствующие действительности. `Хотелось бы, чтобы, с одной стороны, органы власти отнеслись к этому более внимательно, — считает г-н Володин. — А с другой стороны, чтобы граждане, когда видят, что есть неточности, через `горячую` линию уведомляли соответствующие органы власти с тем, чтобы база данных была почищена и данные соответствовали действительности`.
Криптографическая защита СМЭВ
Для защиты систем, обеспечивающих поддержку процессов информационного взаимодействия всех субъектов Электронного правительства, «Ростелекомом» было выбрано решение на основе программных и программно-аппаратных комплексов защиты информации ViPNet компании «ИнфоТеКС.
Программно-аппаратные комплексы ViPNet Coordinator HW успешно используются для обеспечения межсетевого экранирования и криптографической защиты информации при подключении к системе межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) федеральных органов исполнительной власти, органов власти субъектов Российской Федерации, муниципальных учреждений, банков и операторов платежных систем. Проект стартовал в 2010 году. За прошедший год удалось построить федеральный сегмент СМЭВ. Сейчас осуществляется подключение региональных сегментов электронного правительства (РИЭП).
Внедрение СМЭВ в регионах
Подключение к СМЭВ субъектов РФ (РСМЭВ) является вторым после федерального этапом разворачивания системы.
Система идентификации в инфраструктуре электронного правительства
Постановление правительства № 977 от 28 ноября 2011 г. утвердило требования к единой системе идентификации и аутентификации в инфраструктуре электронного правительства, которая входит в инфраструктуру, обеспечивающую информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме.
Система не только обеспечит доступ граждан и юридических лиц к электронному правительству, но будет использоваться и чиновниками при обмене сведениями, а также информационными системами при информационном обмене в автоматическом режиме.
История развития СМЭВ
2020: Мишустин подписал постановление о повышении качества электронных госуслуг
8 сентября 2020 года кабмин сообщил о подписанном премьер-министром Михаилом Мишустиным постановлении о повышении качества электронных госуслуг. Соответствующий документ опубликован на сайте правительства.
В соответствии с постановлением, работа системы межведомственного взаимодействия (СМЭВ) будет улучшена, в результате чего ведомства на федеральном и региональном уровне будут быстрее обмениваться документами в электронном виде. В частности, региональные ведомства смогут взаимодействовать между собой напрямую через СМЭВ, а не только через свои региональные системы взаимодействия.
Кроме того, система дополнится дополнительными средствами маршрутизации и автоматического исполнения последовательностей, что значительно ускорит обмен документами.
Постановление, подписанное Михаилом Мишустиным, также предполагает ещё одно изменение — органы власти и внебюджетные фонды должны будут использовать СМЭВ в соответствии с техническими требованиями, установленными Минкомсвязью.
Там же добавили, что целью реформы системы межведомственного электронного взаимодействия является повышение эффективности работы государственных органов и качества электронных услуг, которые они оказывают.
К 8 сентября 2020 года продолжается переход на третью версию СМЭВ, которая позволяет передавать информацию между ведомствами значительно быстрее и даёт возможность реализовать проект суперсервисов – комплексных государственных услуг, «привязанных» к определённым жизненным ситуациям. СМЭВ 3 призвана повысить функциональность суперсервисов, увеличить скорость передачи и обработки данных на портале госуслуг и в региональных государственных информационных системах, а также сократить долю отказов при предоставлении приоритетных государственных услуг и сервисов. [4]
2018: План развития СМЭВ
В конце августа 2018 года на заседании подкомиссии по использованию информационных технологий при предоставлении государственных и муниципальных услуг одобрен план развития Единой системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) на 2018-2020 годы.
Ключевые направления развития СМЭВ в ближайшие годы будут связаны с повышением эффективности системы за счет минимизации расходов и уменьшения сроков, необходимых для присоединения к СМЭВ и адаптации видов сведений при изменении нормативных правовых актов, а также за счет сокращения расходов на эксплуатацию. Кроме того, развитие системы будет направлено на повышение качества межведомственного взаимодействия и безопасности обмена сведениями.
Перечень доработок включает 7 основных пунктов. Первый касается обеспечения автоматизированного проектирования, тестирования и вывода видов сведений в продуктивный контур СМЭВ, а также автоматизации выполнения отдельных регламентных процедур.
В составе СМЭВ создана подсистема «Каталог типов данных и атрибутов» (КТДА). Средства каталога позволяют создавать, согласовывать и использовать типовые документы, типы данных и атрибуты, формируя тем самым единую модель государственных данных, подлежащих межведомственному взаимодействию.
В рамках развития средств КТДА запланирован ряд доработок:
Второй пункт касается развития адаптера СМЭВ. С целью снижения сроков и стоимости подключения информационных систем к СМЭВ участниками взаимодействия широко используются безвозмездно распространяемые библиотеки клиента СМЭВ, реализующие методы синхронной отправки запросов и методы отправки подтверждений получения ответов на запросы.
Помимо библиотек клиента СМЭВ разработан и свободно распространяется адаптер СМЭВ, реализующий полную функциональность по формированию, отправке, получению сообщений СМЭВ в соответствии с актуальной версией Методических рекомендаций по работе в СМЭВ.
С целью дальнейшей минимизации расходов и сокращения сроков, необходимых для присоединения к СМЭВ, а также с целью повышения качества межведомственного взаимодействия при использовании адаптера, запланированы следующие доработки:
Третий пункт затрагивает развитие функций управления очередями сообщений, маршрутизации сообщений и их доставки получателям.
Посредством СМЭВ осуществляется доставка запросов, ответов, широковещательных рассылок, а также сообщений, содержащих реестр, состоящий из однотипных (реестровых) записей. При этом, сообщение, содержащее реестр, включающий значения мнемоник информационных систем получателей, доставляется во входящую очередь системы получателя целиком или частично (в составе отдельных реестровых записей) в виде сообщений, сформированных СМЭВ. Применительно к одной информационной системе в СМЭВ создается одна очередь входящих запросов и одна очередь входящих ответов на запросы. За одно обращение к Единому сервису СМЭВ можно извлечь только одно сообщение из очереди входящих запросов или очереди ответов информационной системы.
С целью повышения качества межведомственного взаимодействия в части развития функций управления очередями сообщений, маршрутизации сообщений и их доставки получателям запланированы следующие доработки:
С целью повышения доступности СМЭВ за счет сокращения времени вывода в промышленную эксплуатацию новой функциональности СМЭВ, ускорения проведения ФЛК (форматно-логический контроль) сообщений, а также расширения пропускной способности СМЭВ в части количества сообщений, одновременно поступающих в СМЭВ, и размера вложений, передаваемых через СМЭВ, запланированы следующие доработки:
Пятый пункт связан с обеспечением сквозного мониторинга процессов жизненного цикла видов сведения СМЭВ от их проектирования, до вывода в продуктивный контур СМЭВ, а также мониторинга и прогнозирования интенсивности обмена сообщениями между потребителями и поставщиками, мониторинга и самодиагностики СМЭВ.
В ходе проектирования, разработки, а также осуществления межведомственного взаимодействия участники взаимодействия, средства взаимодействия – информационные системы участников взаимодействия, виды сведения и, собственно, сообщения могут находиться в различных статусах, информацию о которых необходимо получать участникам взаимодействия с целью осуществления мониторинга взаимодействия, выявления и устранения причин инцидентов, возникающих в ходе взаимодействия.
В частности, при выводе вида сведения в продуктивный контур СМЭВ, поставщик, как правило, исходит из некоторого планового значения интенсивности опроса очереди запросов СМЭВ и формирования ответов на поступающие запросы по виду сведения, в том числе с учетом производительности своей информационной системы. При этом фактическая интенсивность направления запросов потребителями может превышать плановую интенсивность, установленную поставщиком, что приводит к переполнению очереди поставщика и к отказу в обслуживании потребителей.
Встречаются случаи, когда участник взаимодействия недопустимо редко опрашивает очереди своей системы, что может привести к помещению сообщений в архив по прошествии строка, установленного в Методических рекомендациях по работе со СМЭВ.
С целью повышения качества межведомственного взаимодействия и надежности СМЭВ за счет обеспечения сквозного мониторинга процессов жизненного цикла видов сведения СМЭВ от их проектирования, до вывода в продуктивный контур СМЭВ, а также мониторинга и прогнозирования интенсивности обмена сообщениями между потребителями и поставщиками, мониторинга и самодиагностики СМЭВ, запланированы следующие доработки:
Для получения сведений посредством СМЭВ потребитель должен направить в Федеральный ситуационный центр электронного правительства заявку, приложив к ней документы, подтверждающие возможность получения информации, а служба технической поддержки СМЭВ, после проведения необходимых проверочных мероприятий, предоставляет доступ к виду сведения, указывая мнемонику информационной системы потребителя в матрице доступа. При этом каждый вид сведения может иметь несколько версий, предназначенных, к примеру, для различных потребителей, что требует разграничения доступа на уровне версий вида сведений. Более того, виды сведений зачастую включают в свой состав несколько пар «запрос-ответ», предназначенных для предоставления различных сведений в соответствии с переданными в запросе аргументами.
Кроме того, в отдельных случаях при предоставлении сведений поставщики устанавливают требование по подписанию направляемых им запросов не только электронной подписью органа или организации, но и электронной подписью служебного пользования, в том числе с целью предоставления доступа к указанным сведениям уполномоченным специалистам потребителя. При этом, матрица доступа, определяющая сотрудников участников взаимодействия, уполномоченных запрашивать сведения у поставщиков, ведется поставщиками в своей информационной системе.
Учитывая это, с целью повышения безопасности обмена сведениями через СМЭВ за счет исключения рисков неправомерного доступа к версиям видов сведений СМЭВ, запланированы следующие доработки:
Программные компоненты СМЭВ и ЕСНСИ, отвечающие за обеспечение информационной безопасности, размещены в различных модулях, что увеличивает объем работ, проводимых при аттестации СМЭВ и ЕСНСИ на соответствие классу защищенности согласно приказу Федеральной службы по техническому и экспортному контролю от 11.02.2013 № 17 «Об утверждении Требований о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах». В этой связи запланировано выделение компонентов обеспечения информационной безопасности СМЭВ и ЕСНСИ в отдельную подсистему, ее сертификация и аттестация. Это позволит сократить стоимость и сроки проведения аттестации.
2017: Подключение Росстата
25 декабря 2017 года стало известно о планах Росстата раскрывать банкам отчетность компаний в круглосуточном режиме.
К концу декабря 2017 года завершается подключение Росстата к системе межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). В результате нововведения объем передачи данных в системе вырастет с 5 Мбайт до 1 Гбайт. Подробнее здесь.
В 2015 году число запросов в СМЭВ возросло на 171%
15 февраля 2016 года Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации подвело итоги работы Единой системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) в 2015 году.
Самыми активными поставщиками информации в СМЭВ в 2015 году стали Федеральное казначейство, Росреестр, Федеральная миграционная служба России, Пенсионный фонд РФ и Министерство внутренних дел РФ. Самые активные потребители среди федеральных и региональных органов власти и кредитных организаций — Федеральная служба судебных приставов России, город Москва и ОАО «Сбербанк» (в части взаимодействия с Федеральным казначейством).
На 15 февраля 2016 года момент Минкомсвязь России внедряет технологию СМЭВ версии 3.0. ПО заявлению разработчиков, она поможет сократить расходы на разработку и поддержку сервисов, снимет существующие технологические ограничения.
В 2015 году по заказу Минкомсвязи России разработано техническое решение системы межведомственного электронного взаимодействия для регионов Крымского федерального округа (КФО).
Региональную систему электронного правительства разместят в Национальном фонде алгоритмов и программ, что обеспечит возможность использовать полученные наработки в других субъектах, снижая расходы регионов на использование ИКТ.
СМЭВ обслуживает 12,5 тыс. участников
В течение полугодия наиболее активно в СМЭВ действовали участники электронного взаимодействия из Москвы, Московской области и республики Татарстан.
Самые активные поставщики информации в СМЭВ за первые шесть месяцев 2016 года:
Самые активные потребители среди федеральных и региональных органов власти и кредитных организаций:
Согласно заявлению Минкомсвязи России, ведомство внедряет технологию СМЭВ версии 3.0. Ее использование будет содействовать сокращению расходов на разработку и поддержку сервисов СМЭВ, повысит качество оказываемых государственных услуг. По состоянию на начало июля 2016 года 65 субъектов РФ завершили интеграцию с системой межведомственного электронного взаимодействия версии 3.0.
Минкомсвязь России провела успешное тестирование СМЭВ 3.0 в продуктивной среде
С 1 января 2015 г. начался постепенный переход на модернизированную версию СМЭВ, что исключает возможность запуска новых несоответствующих требованиям сервисов. Однако отключение остальных уже существующих пока производиться не будет. Необходимость модернизации системы связана с тем, что предыдущая ее версия не решала проблем с перегрузками и отказами сервисов поставщиков, а потребители сведений были вынуждены ожидать восстановления их работоспособности.
В новой версии СМЭВ созданы очереди сообщений, а также обеспечена их гарантированная доставка. Теперь, если потребителю сведений будет недоступна информационная система поставщика, СМЭВ примет сообщение, а ответ на него придет после восстановления работоспособности системы. Возврат ответа потребителю происходит аналогично. Кроме того, в СМЭВ 3.0 был принят единый формат обмена информацией, создана техническая возможность информационного взаимодействия между субъектами РФ, а также увеличен размер передаваемых сообщений с 5 МБ до 1 ГБ.
«Модернизированная СМЭВ не просто повысит эффективность межведомственного взаимодействия в электронной форме, но и позволит существенно сэкономить время и деньги на формирование, отправку и обработку межведомственных запросов поставщиками и потребителями сведений. Ожидается значительное снижение трудозатрат на подключение к сервисам в СМЭВ 3.0», — рассказал директор департамента развития электронного правительства Минкомсвязи России Авербах Владимир.
В пилотном проекте по внедрению модернизированной версии системы участвуют четыре ведомства, которые являются наиболее востребованными поставщиками сведений в СМЭВ: Федеральная налоговая служба, Росреестр, Пенсионный фонд России и Министерство внутренних дел РФ. А также восемь субъектов Российской Федерации, среди которых Москва, Новосибирская, Ярославская и Тюменская области, Приморский край, республики Татарстан, Мордовия и Башкортостан.
ФССП инициировала подключение к СМЭВ бюро кредитных историй
В соответствии с Федеральным законом «О кредитных историях» №218-ФЗ от 30 декабря 2004 года ФССП России наделена правом направлять в БКИ данные о наличии у граждан задолженности по оплате коммунальных услуг, услуг связи, алиментов, в ее обязанности входит передача информации об их исполнении.
Согласно закону, в случае продолжительного взаимодействия, источники формирования кредитных историй обязаны направлять информацию в БКИ в форме электронного документа. Кроме того, ФССП России вправе запрашивать у БКИ кредитные отчеты. Для организации электронного взаимодействия с ФССП России участники заседания приняли решение о подключении БКИ к СМЭВ, и одобрили представленный ФССП России перечень сведений, который будет передаваться посредством СМЭВ.
Предполагается, что возможность упрощенного доступа к базам данных ФССП будет способствовать подключению к СМЭВ различных бюро кредитных историй. Кроме того, реализация электронного взаимодействия поможет России продвинуться в мировом рейтинге благоприятности условий для ведения бизнеса.
Минкомсвязи России представила на Подкомиссии отчет об основных показателях функционирования инфраструктуры электронного правительства (ИЭП). По состоянию на начало июня 2015 года, на Едином портале государственных и муниципальных услуг (ЕПГУ) зарегистрировано 15,9 млн пользователей. Всего в России открыто 6,7 тыс. точек для регистрации граждан в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА). В мае 2015 года через портал госуслуг получено 1,3 млн федеральных и 194 тыс. региональных и муниципальных услуг. Федеральные органы исполнительной власти (ФОИВ) отправили в СМЭВ 47 млн запросов федеральных и 9,7 млн региональных сведений. Доступность федеральных сервисов ИЭП составила 95%.
На 22 июня 2015 года к системе подключены Росреестр, Министерство внутренних дел РФ (МВД), Федеральная миграционная служба (ФМС) и Федеральная налоговая служба (ФНС). Доля положительных оценок работы данных ведомств по состоянию на 1 июня 2015 года составляет от 88% до 98,2%, или от 4,5 до 4,9 баллов по пятибалльной шкале.
К 22 июня 2015 года завершены технические работы по тестовому подключению ведомственных информационных систем Роспотребнадзора, Росимущества, Фонда социального страхования РФ (ФСС), ведутся работы по подключению к системе Пенсионного фонда России и ФССП. Также идет подключение к ИАС МКГУ многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг.
Готовность регионов к работе в СМЭВ достигла 99%
Готовность регионов Российской Федерации к предоставлению сведений в рамках системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) достигла 99% в рамках исполнения распоряжения Правительства РФ номер 1123-р по 18 региональным сведениям. Об этом сообщил в марте 2014 года на заседании Подкомиссии по использованию информационных технологий при предоставлении государственных и муниципальных услуг глава Минкомсвязи России Николай Никифоров.
Как отметил министр, готовность региональных сведений в продуктивной среде СМЭВ составляет 99%, однако все еще есть ряд отстающих регионов. «Мы уже точно знаем, где что нужно доработать. Прошу в апреле достичь 100% готовности», — подчеркнул глава Минкомсвязи.
Директор департамента развития электронного правительства Авербах Владимир отметил, что для достижения этой цели необходимо провести тестирование сведений в продуктивной среде еще в 13 субъектах. Всего за февраль 2014 года в рамках СМЭВ было отправлено более 3 млн запросов по региональным сведениям.
По словам главы департамента, общее количество запросов от субъектов РФ в адрес федеральных органов исполнительной власти РФ, зарегистрированных в системе, достигло более 252,6 млн. При этом наиболее активно эти сведения используются в Еврейской автономной области, Москве, Республике Тыва, Республике Калмыкия и Кемеровской области.
Как сообщил Владимир Авербах, за последний месяц на 500 тысяч человек увеличилось и количество граждан, зарегистрированных в единой системе идентификации и аутентификации: их общая численность достигла более 7,9 млн. «Наибольший прирост доли граждан в системе, около 2% за месяц, обеспечен в трех субъектах-лидерах рейтинга: Приморский край, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, а так же в Тульской области», — уточнил директор департамента.
Кроме того, в ходе заседания был одобрен уточненный перечень мероприятий по подключению органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов к информационной системе досудебного обжалования решений и действий, совершенных при предоставлении госуслуг. Предполагается, что такая система будет полностью запущена уже до конца текущего года.
Участники встречи также рассмотрели вопрос о статусе функционирования Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах и разработки электронных сервисов по предоставлению сведений, необходимых Пенсионному фонду РФ, а также статус готовности к информационному обмену сведениями в электронном виде с ФТС России в целях реализации распоряжения Правительства РФ 1125-р.
Начинается переход госорганов на взаимодействие через СМЭВ 3.0
Органам власти субъектов Российской Федерации рекомендовано перейти на единый электронный сервис с 1 января 2017 г., добавили в министерстве, сославшись на постановление Правительства РФ №1222 «О дальнейшем развитии единой системы межведомственного электронного взаимодействия».
Переход на последнюю версию СМЭВ планируется начать с самых востребованных сведений. Отключение остальных уже существующих сервисов пока производиться не будет, однако запуск новых, не соответствующих требованиям, прекратится с 1 января 2015 г.
Минкомсвязи решило отказаться от СУБД Oracle в СМЭВ
Цель перехода – «снижение затрат и рисков при использовании в СМЭВ иностранных коммерческих баз данных».
Система межведомственного электронного взаимодействия была создана для органов власти, чтобы чиновники могли обмениваться сведениями при предоставлении госуслуг. Благодаря СМЭВ с граждан снимается обязанность предоставлять в ведомства документы, которые чиновники могут запросить самостоятельно у своих коллег из других ведомств.
Подведены итоги работы СМЭВ в 2014 году
Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации подвело итог работы Единой системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) за 2014 год. По сравнению с 2013 годом количество запросов как от органов власти, так и от кредитных организаций возросло почти в 2,5 раза и составило 4,3 млрд.
Система, созданная в 2009 году, активно развивается: растет количество запросов, число участников СМЭВ, а также постоянно расширяется функционал.
Заметнее всего увеличилась активность кредитных организаций. За минувший год количество запросов выросло в четыре раза и достигло 1 млрд. Для сравнения, количество запросов от федеральных органов власти увеличилось в 2,3 раза, от региональных органов власти — в 3,3 раза.
К СМЭВ подключено более 11 тыс. участников. Из них 85 составляют федеральные органы власти, 1,3 тыс. — региональные, 8,6 тыс. — муниципальные и более 900 — кредитные организации.
Пока самыми активными поставщиками информации в СМЭВ остаются Федеральное казначейство, Росреестр, Федеральная миграционная служба России, Пенсионный фонд РФ и Министерство внутренних дел РФ. Самыми активными потребителями в 2014 году среди федеральных и региональных органов власти и кредитных организаций стали Федеральная служба судебных приставов России, город Москва и ОАО «Сбербанк» (в части взаимодействия с Федеральным казначейством).
Почему упала СМЭВ: Минкомсвязи проведет расследование
27 августа 2013 г. Минкомсвязи сообщило о намерениях исследовать причины сбоя в системе межведомственного электронного взаимодействия, который привел к ее временной неработоспособности несколькими днями ранее.
Масштабный сбой системы произошел 23 августа в процессе проведении регламентных технических работ. В результате сбоя 90% функционала СМЭВ было недоступно с 02:30 до 18:00 по московскому времени для всех участников информационного взаимодействия, говорится в сообщении Минкомсвязи.
Для того, чтобы исследовать причины сбоя, в ведомстве создали специальную рабочую группу под руководством директора департамента развития электронного правительства Минкомсвязи Алексея Козырева. Помимо представителей министерства в нее также вошли представители «Ростелекома», являющегося исполнителем работ по СМЭВ.
На основе полученных рабочей группой данных будут приняты меры по предотвращению подобных сбоев в будущем и доработке системы в долгосрочной перспективе. Кроме того, по итогам деятельности рабочей группы возможны изменения технических регламентов обслуживания или корректировки на уровне архитектуры СМЭВ.
Минэк и Минсвязи рассказали о планах развития СМЭВ
26 сентября 2013 года заместитель министра экономического развития Олег Фомичев и директор департамента развития электронного правительства Минкомсвязи Алексей Козырев рассказали на конференции CNews о планах модернизации СМЭВ.
На вопрос о сроках появления новой версии СМЭВ Фомичев заявил, что разрабатывать ее идеологию Минэкономразвития и Минкомсвязи уже начали, но вести технические работы преждевременно до того, как будет «полноценно внедрена» та версия СМЭВ, которая есть сейчас.
Кроме того, по его словам, архитектура системы меняется так, что интеграция с ней становится на порядок проще. «Если сейчас разработчику для подключения к каждому сервису требуется отдельно реализовывать уникальный специфичный адаптер, то в новой идеологии адаптер будет один и внутри адаптера можно будет получать доступ к различным сведениям».
Медведев утвердил изменение архитектуры СМЭВ
В ней, в частности, идет речь о перепроектировании архитектуры СМЭВ и введении в систему новых функций: маршрутизации сообщений, динамического мониторинга событий, атрибутирования входящих и исходящих сообщений, мониторинга статусов.
Это не стало неожиданностью, ранее оба разрабатывавших концепцию ведомства уже говорили CNews о планирующихся изменениях. Заместитель министра экономического развития Олег Фомичев, выступая на конференции CNews, предлагал отказаться от идеи перевода в электронный вид всех госуслуг и ограничиться только популярными, так как затраты на перевод редко используемых услуг не окупаются. А о планах модернизации архитектуры СМЭВ говорил замминистра связи Алексей Козырев.
Подписанная концепция предусматривает развитие Единого портала государственных и муниципальных услуг и упрощение регистрации на нем, а также создание единой системы справочников и классификаторов для государственных информационных систем. Гражданам, согласно концепции, предоставят возможность оплачивать пошлины и начисления в режиме онлайн, удаленную запись на посещение ведомств и возможность получения результата оказания услуги специальным госкурьером. В данном документе также указана необходимость формирования единого пространства доверия электронной подписи и развития системы межведомственного электронного взаимодействия.
Кроме того, в концепции определен перечень наиболее востребованных сервисов, подлежащих первоочередной оптимизации и переводу в полностью электронный вид. Среди федеральных услуг приоритетными сделали государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним; предоставление сведений из Единого государственного реестра налогоплательщиков; регистрацию автомототранспортных средств и прицепов к ним; выдачу и замену паспортов гражданина Российской Федерации и другие. Всего Минкомсвязь совместно с Минэкономразвития выделили в концепции 15 наиболее востребованных федеральных услуг, которые должны будут в первую очередь перевести в электронный вид.
Ведомства также внесли в концепцию 20 приоритетных госуслуг, оказываемых региональными и муниципальными властями и бюджетными организациями. Среди них выдача разрешения на строительство, согласование проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, назначение и выплата пособия по уходу за ребенком, запись на прием к врачу и другие.
По всем выбранным услугам будут прорабатываться единые решения для всех этапов их оказания: регистрации, подачи заявления, записи в очередь на посещение, оплаты, информирования, обжалования.
Согласно указу президента Владимира Путина №601 от 7 мая 2012 г., к 2018 г. властям необходимо обеспечить предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме для 70% граждан. При этом 90% жителей должны быть довольны качеством оказания госуслуг.
Запуск системы провален. Началась её переделка
Дальнейшая история внедрения СМЭВ связана с подключением к системе регионов. Смотри статью СМЭВ в регионах РФ.
Основная сложность проекта, по словам Козырева, заключалась в том, что когда строилась инфраструктура, не были учтены специфические вопросы, связанные с его масштабом и с порядком взаимодействия распределенных пользователей.
Это заявление было сделано спустя несколько дней после совещания у вице-премьера Владислава Суркова, на котором была отмечена низкая техническая готовность субъектов к взаимодействию в электронном виде.
Сурков поручил Никифорову «взять под личную ответственность решение данного вопроса и усилить администрирование процесса перехода органов исполнительной власти на электронное межведомственное взаимодействие».
Не считая Наума Мардера, который заявил о намерении уйти в отставку, но до сих пор находится в отпуске, у Николая Никифорова четыре заместителя.
На замечание о том, что ответственные за «ручной режим» должны быть в каждом регионе, Никифоров ответил: «Уже есть. По вице-губернатору в каждом регионе. Но успехи есть не везде».
Выбранный Минкомсвязи подход отличается от принципа управления созданием СМЭВ, используемого ранее. До смены правительства в мае 2012 г. активное участие в проекте принимал директор правительственного ИТ-департамента Алексей Попов. От министерства СМЭВ курировал только один заместитель Игоря Щеголева, ответственный за ведомственную информатизацию, Илья Массух.
Ранее Николай Никифоров говорил, что планирует назначить заместителя, который будет курировать направление информатизации органов власти, но этого до сих пор не произошло.
Никифоров вызвал «на ковер» глав регионов, где не готовы к СМЭВ
13 декабря 2012 года министр связи и массовых коммуникаций России Николай Никифоров сообщил о результатах подготовки внедрения Системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). В частности, он отметил высокую готовность СМЭВ.
По его словам, на 10 декабря 2012 года в СМЭВ протестированы все приоритетные федеральные сервисы основных поставщиков информации (Росреестр, ФНС, ФМС, ПФР и других федеральных органов исполнительной власти), которые предоставляют более 80% всех сведений в рамках системы. При этом из 89 неприоритеных федеральных сведений уже фукционирует 51, остальные находятся на финальной стадии запуска.
Для обеспечения гарантированного доступа к СМЭВ всех региональных органов исполнительной власти, во всех регионах развернута «Система исполнения регламентов», позволяющая направлять и обрабатывать межведомственные запросы. По словам главы Минкомсвязи, наилучшим образом подготовлены к взаимодействию с регионами ФМС и Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии.
В то же время министр обратил внимание, что некоторые регионы до сих пор не прислали запросы на предоставление доступа к федеральным сведениям, есть регионы, где у госслужащих до сих пор нет электронной подписи. 18 декабря 2012 года состоится очная встреча для представителей 10 регионов с наименьшей степенью готовности к работе в СМЭВ. Причем министр вызвал «на ковер» как ответственных вице-губернаторов, так и местных министров связи.
Также министр отметил, что в 2013 году будет заключен единый контракт Минкомсвязи РФ с компанией «Ростелеком» на инфраструктуру электронного правительства, в который будут включены федеральный сегмент, региональные сегменты электронного правительства и необходимые каналы связи. За счет этого Минкомсвязь обеспечит функционирование системы межведомственного взаимодействия как на региональном, так и на федеральном уровня. Пользование региональной инфраструктурой СМЭВ будет бесплатным для регионов, они будут платить только за разработку своих собственных систем и за информатизацию собственных услуг.
Региональные чиновники не торопятся запускать СМЭВ
Региональные правительства некоторых субъектов ПФ не торопятся досрочно запускать полнофункциональную СМЭВ, оставляя за собой право требовать у граждан помимо паспорта один или несколько документов личного хранения. К такому выводу пришли участники форума «Приоритетная информатизация регионов-чего ждут граждане», прошедшего 30 ноября 2012 года в Новосибирске.
По словам представительницы департамента связи и информационных технологий Республики Саха (Якутия), местные органы ЗАГС готовы предоставлять данные пока только по запросу внутренних органов правопорядка, остальным же ведомствам придется ждать 1 января 2015 года, когда, согласно Стратегии Развития информационного общества РФ, в обязательном порядке в России должна заработать СМЭВ на всех уровнях при предоставлении государственных услуг населению.
Мотивируется отказ в досрочном запуске СМЭВ тем, что такие действия приведут к нарушению 210 ФЗ о электронном межведомственном взаимодействии.
Согласно 210 ФЗ СМЭВ с 1 июля 2012 года должна заменить предоставление гражданам любых видов справок в органы государственной власти, если запрашиваемые данные уже есть в базах других ведомств. Однако, остаются более десятка документов личного хранения, которые органы вправе требовать к предъявлению при предоставлении некоторых услуг.
В соответствии со Стратегией развития информационного общества России, с 1 января 2015 года, органы ЗАГС обязаны будут предоставлять данные по гражданам при запросе из ведомств, т.е. гражданину будет достаточно только официально оформленное волеизъявление в получении госуслуг или иных услуг от государства. До этого момента каждый регион вправе самостоятельно решать, когда запускать СМЭВ между органами ЗАГС и другими ведомствами, по степени готовности системы.
Начальник Управления Президента Рф по применению информационных технологий и развитию электронной демократии Андрей Липов заявил, что подобное отношение к приоритетным задачам информатизации регионом может говорить только о нежелании глав субъектов заниматься этой проблемой. «Первое января 2015 года-это крайний срок. К этому моменту должно быть все готово и работать. Но если регион готов раньше, то запуск не является нарушением 210 ФЗ»,- прокомментировал собравшимся он.
По словам министра информатизации и связи республик Тыва Органы Натсак, сейчас в России досрочно полнофункциональную версию СМЭВ использует в 3-4 регионах. «Если данные по гражданам региона внесены во все системы на всех уровнях, то можно начинать тестовую эксплуатацию. В течение года посмотреть, как и что работает, исправить ошибки, и вводить в промышленную эксплуатацию уже в январе 2014»,- сказала она.
Собравшиеся отметили всероссийскую тенденцию к бюрократизации внедрения СМЭВ.
Сейчас помимо паспорта в список документов личного хранения входят около 18 бумаг, среди которых свидетельство о рождении/смерти, свидетельство о браке/разводе, аттестаты и дипломы. Эти документы граждане пока обязаны предъявлять при получении тех или иных услуг, связанных с запросом в органы ЗАГС.
2011: Дорожная карта и 5 этапов реализации требований 210-ФЗ в СМЭВ
По словам Алексея Попова, директора Департамента информационных технологий и связи Правительства РФ, основная проблема состояла в длительном согласовании процедур взаимодействия различных ведомств на федеральном и региональном уровнях. Проекту явно недоставало системного архитектора, способного спроектировать систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), а затем и скоординировать работы по ее внедрению в практику. По сути дела, до последнего времени в роли архитектора процесса оказания госуслуги выступали сами граждане, всякий раз организовывавшие сбор необходимых справок и их предоставление в соответствующие госучреждения.
Первый этап, о котором до апреля 2011 года фактически не было и речи, состоит в детальном проектировании, или составлении, технической карты, межведомственного взаимодействия, включая описание бизнес-процессов взаимодействия органов исполнительной власти в новых условиях.
Второй этап, ответственным за реализацию которого является Минкомсвязи, включает в себя разработку, тестирование и внедрение веб-сервисов межведомственного взаимодействия. На базе этих сервисов будет построена система структурированного электронного документооборота, которая позволит информационным системам разных ведомств обмениваться друг с другом данными без участия госслужащих. Это, правда, не будет означать полного отказа от традиционного документоборота, то есть обмена неструктурированными документами в электронной и даже в бумажной форме, однако общее число документов и запросов, которые циркулируют «в коридорах власти», в будущем уменьшится на порядки.
К тому же для граждан, которые не вполне освоили современные компьютерные технологии, будет сохранена прежняя схема получения госуслуг. Именно для их обслуживания в России разворачивается сеть многофункциональных центров (МФЦ), реализующих так называемый принцип одного окна. В 2009 году в стране насчитывалось 94 таких центра, к концу 2012 года их число должно перевалить за 800. При этом обмен информацией между МФЦ и ведомствами все равно будет осуществляться через СМЭВ.
Третий этап. Грядущие изменения требуют приведения нормативно-законодательной базы в соответствие с новой архитектурой межведомственного электронного взаимодействия, что составляет суть третьего этапа «дорожной карты». Значительная часть этой работы уже выполнена благодаря вступлению в силу с 1 июля 2011 года Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», тем не менее считать ее полностью законченной еще рано.
Четвертый этап связан с построением инфраструктуры электронных госуслуг и межведомственного взаимодействия, включая развертывание системы удостоверяющих центров. К настоящему времени эта работа практически завершена, начато нагрузочное тестирование построенной инфраструктуры, однако, по словам Попова, у правительства до сих пор нет полной уверенности в том, что данная инфраструктура сможет «переварить» нагрузку, которая возникнет после ввода СМЭВ в эксплуатацию. По утверждению исполнителей проекта, технических проблем, относящихся к инфраструктуре, на федеральном уровне сегодня не существует, однако подключение к ней отдельных субъектов не отлажено до конца.
Пятый этап реализации проекта предлагает проведение комплекса мероприятий по обучению сотрудников многочисленных ведомств работе с новой системой.
Реализация межведомственного электронного взаимодействия — проблема не столько техническая, сколько организационная, ведь речь идет не просто о переводе госуслуг в электронный вид, а об изменении сложной цепочки бизнес-процессов, обеспечивающих их предоставление. Другими словами, заметное упрощение процедуры получения госуслуг это лишь вершина айсберга, за которой скрывается принципиальное изменение схем взаимодействия органов исполнительной власти по всей вертикали, вплоть до муниципалитетов.
Что касается второй даты, то готовность регионов к переходу на СМЭВ имеет территориальную специфику. Так, в стране выделено три пилотных региона (Самарская и Волгоградская области, а также Республика Башкирия), которые по темпам внедрения новых принципов межведомственного электронного взаимодействия практически не уступают федеральным ведомствам и к 1 октября этого года могут показать степень готовности, близкую к федеральной.
Охват остальных регионов должен заметно упроститься благодаря стандартизации регламентов и типизации госуслуг, предоставляемых на региональном и муниципальном уровнях. Подобная унификация будет поддержана и инфраструктурно: в каждом регионе разворачиваются региональные СМЭВ, которые и обеспечат взаимодействие соответствующих ведомств.
`Считаем, что многие регионы могут это сделать и гораздо раньше, — заявил руководитель аппарата правительства РФ Вячеслав Володин`.
Чтобы нововведения легче было понять, уже созданы ведомственные центры телефонного обслуживания при обращении граждан. `Горячие` линии будут работать всё время как на портале государственных услуг, так и в каждом ведомстве.
Глава Минкомсвязи Игорь Щёголев отметил, что создание СМЭВ потребовало большой организационной и инженерной работы. Информационные системы в каждом ведомстве строились десятилетиями, каждая — по своим технологиям. СМЭВ должна была объединить эти ИС между собой. По словам министра, новая система не подменяет собой базы данных разных ведомств. `Ведомства, которые хранили данные, их и будут хранить, — подчеркнул он. — И возможности зайти и сразу собрать все данные не будет, просто их обмен будет осуществляться между ведомствами`. По словам министра, СМЭВ уже сейчас выдерживает два миллиона ежесуточных обращений, так что пропускная способность системы превосходит существующие потребности населения страны.
Министр экономического развития РФ Эльвира Набиуллина отметила, что СМЭВ является крупным шагом к снижению административных барьеров как для граждан, так и для бизнеса. В процессе внедрения системы были пересмотрены регламенты оказания ряда государственных услуг. Для 150 услуг уменьшилось количество необходимых справок. Около трех сотен документов не будут переводиться в СМЭВ, а будут просто ликвидированы за ненадобностью.
Ряд документов, которые обычно находятся на руках самих граждан и представителей бизнеса, они должны будут предоставлять в государственный орган самостоятельно. Это, в частности, документы, удостоверяющие личность гражданина, документы воинского учета, медицинские справки, водительские права, архивные документы — таких категорий документов всего восемнадцать.
Вячеслав Володин даже прогнозирует, что переход на электронный документооборот приведет к оптимизации численности чиновников и высвобождению части площадей, занимаемых ныне ведомствами.
Еще у четырех ведомств тогда же была обнаружена неполная готовность к запуску СМЭВ: 75% у Роскомнадзора, 67% у Федерального медико-биологического агентства, 50% у ФНС и 40% у Пенсионного фонда. У остальных 41 ведомства готовность признавалась нулевой.
Окончательное завершение создания системы межведомственного электронного взаимодействия намечено на 1 июля 2012 года. К этой дате на нее должны перейти также все региональные и муниципальные ведомства.
Ход работы федеральных органов исполнительной власти по разработке веб-сервисов для межведомственного взаимодействия при предоставлении госуслуг
Источник: Интерфакс, 3 октября 2011 г.
Как сообщают в Минкомсвязи, задача документа – упорядочить работу ведомств по переходу на межведомственное электронное взаимодействие при предоставлении госуслуг.
В соответствии с утвержденными правилами, госорганы должны разработать технологические карты для каждой государственной услуги. В карте должен содержаться перечень документов и сведений, необходимых для оказания госуслуги, которые находятся в распоряжении других госорганов. На основании технологических карт будет вестись разработка электронных сервисов для предоставления этих документов и сведений с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). Правила определяют порядок разработки и согласования технологических карт, единый для всех федеральных органов исполнительной власти и органов государственных внебюджетных фондов.
Минкомсвязь России до 1 февраля 2012 г. разработает для госорганов методические рекомендации по переходу на предоставление госуслуг с использованием СМЭВ, в том числе правила разработки электронных сервисов предоставления документов и сведений. Кроме того, министерство будет консультировать госорганы по всем вопросам, возникающим в ходе этого процесса.
2010: ФЗ-210, Постановление 697 «О единой СМЭВ» и Приказ 190
а) обеспечение передачи запросов, иных документов и сведений, необходимых для получения государственных и муниципальных услуг и поданных заявителями через единый портал, в подключенные к системе взаимодействия информационные системы органов и организаций, обязанных предоставить испрашиваемые государственные (муниципальные) услуги;
б) обеспечение обмена электронными сообщениями между органами и организациями, информационные системы которых подключены к системе взаимодействия, при предоставлении государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций;
в) обеспечение передачи на единый портал запросов, иных документов и сведений, обработанных в информационных системах органов и организаций, а также информации оходе выполнения запросов о предоставлении государственных или муниципальных услуг и результатах их предоставления.
2009: Постановление 478
Одним из первых нормативно-правовых документов, регулирующих создание СМЭВ можно назвать Постановление Правительства Российской Федерации № 478 от 15 июня 2009 года «О единой системе информационно-справочной поддержки граждан и организаций по вопросам взаимодействия с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет». Это Постановление фиксирует, что будет строиться единая система информирования по государственным услугам, которая включает федеральный, региональный и муниципальный уровень – транзакционность будет опускаться на уровень ведомств и регионов. Плюс, что немаловажно, оно определяет точный перечень сведений по госуслугам для предоставления в сводном реестре и на едином портале.
В данном документе закреплено несколько важных моментов, а именно – назначение Министерства связи и массовых коммуникаций РФ единым оператором «Сводного реестра государственных и муниципальных услуг» и «Единого портала государственных и муниципальных услуг», двухуровневая архитектура системы (реестр и портал), жестко определенный срок публикации услуги на Едином портале (5 месяцев).
2007-2010: ОГИЦ
Первое упоминание необходимости «автоматизации процессов обмена данными между отдельными ведомственными информационными системами» можно найти еще в концепции формирования в России электронного правительства до 2010 г. Ее в 2007-2008 гг. подготовило Мининформсвязи под руководством Леонида Реймана.
ОГИЦ разрабатывался «Восходом» еще в то время, когда институт был подчинен уже упраздненному Федеральному агентству по ИТ (ФАИТ). Именно с межведомственным сегментом был связан скандал лета 2009 г., когда «Восход» не согласился с победой «Открытых технологий» и обжаловал результаты тендеров на обслуживание СМЭВ. При помощи силовиков «Восходу» удалось сохранить эти работы за собой, однако затем Минкомсвязи сначала переподчинило институт от ФАИТ напрямую себе, а потом передало работы по созданию электронного правительства «Ростелекому».
О том, что при проектировании нового межведомственного сегмента (СМЭВ) использовался опыт аналогичного московского решения, знает Кругляков Роман, технический директор компании «Армада», участвовавшей в его создании. «Де-факто при работе федерального портала госуслуг СМЭВ использовалась для подключения ведомств к федеральной инфраструктуре электронного правительства с момента запуска личного кабинета портала в апреле 2010 г., но де-юре именно сейчас вышел документ, определяющий правила работы с этой системой. Вышедшее постановление закрепляет статус федеральной СМЭВ, официально задает стандарт архитектуры».
- База смр что это
- База солярис пробив что это