Базар шумел чего только не увидели

Базар шумел чего только не увидели

ДИКТАНТЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ

Диктант № 1

Куда ни ступишь, куда ни посмотришь – повсюду вода. Над пропитанным водою, еще не растаявшим снегом в овражке порхает первая бабочка, будто лимонно-желтый листочек. Многочисленные ручейки и речонки объединяются в пенящиеся бешеные потоки.

Птицы, возвратившиеся из дальних мест, уже приглядывают места для будущих гнезд. Некоторые из них смастерили гнездышки и внутри выстлали их пухом и мхом. А у воронихи вылупилось шесть прожорливых птенцов, и из гнезда слышится их не смолкающий ни на минуту их требовательный писк.

На проталинке под кустом копошится серенький пушистый комочек – это зайчонок. Он совсем недавно родился, очень забавен, но уже умеет прятаться от врагов в прошлогодней траве.

В конце апреля осинник и орешник сплошь увешаны длинными сережками, в лужицах и канавах огромные комья студенистой лягушиной икры.

У самой дороги – муравьиная куча, близ которой взад и вперед бегают тысячи маленьких тружеников. Кажется, будто вся куча движется и кипит.

А сколько нового в полях и садах! Как только слегка подсохнет земля, пойдут трактора, потащат за собой бороны. В саду у груш, вишен, яблонь и крыжовника подрезают вручную поломанные и засохшие сучочки, выставляют на пасеку ульи с пчелами.

Посаженное деревце и в дальнейшем потребует неустанных забот: поливки, подкормки. Плодовым деревьям необходима особая забота – охрана от личинок плодожорки и других вредителей. Как ни тяжела бывает весенняя страда, все окупает урожай на столе и радость от итогов проделанной работы.

Диктант № 2

Солнце греет по-летнему, но трава уже чуть-чуть пожелтела. В темно-зеленых косах берез кое-где виднеются светло-желтые пряди.

Вверху над нами бледно-голубое небо, слева лес, а справа еще не скошенное овсяное поле, за ним вдали небольшая речонка. Мы проходим межой и сворачиваем влево, к лесу.

Лес и теперь по-прежнему хорош. Волей-неволей мы, завороженные его красотой, останавливаемся, а затем шагаем напрямик в чащобу.

Медленно продвигаемся вперед и нежданно-негаданно попадаем на полянку, насквозь продуваемую легким ветерком.

Здесь должна быть брусника, и ее во что бы то ни стало нужно разыскать.

По-моему, надо идти дальше, в глубь леса, но мои подружки врассыпную разбегаются по поляне и уже сыплют в корзинки кроваво-красные ягоды.

Наконец и я замечаю под блестящими кожаными листьями ягоды брусники. Да их здесь видимо-невидимо! Поляна сплошь покрыта ягодами. Мы разбрелись поодиночке и только изредка перекликаемся друг с дружкой. Понемногу корзины наполнились доверху, да и сами мы наелись досыта.

Однако обед все-таки нужен. Девчонки расстелили на траве сложенную вдвое газету, положили на нее хлеб, соль, яйца, варенные вкрутую, – все наши скромные яства. Мы с аппетитом съели все и растянулись на траве.

Где-то поблизости вполголоса звенит кузнечик. Не хочется уходить, но и ночевка в лесу никого не прельщает. Уже темнеет, до дома вовсе не близкий путь, вернуться хочется засветло.

Мы берем корзины, наполненные ягодами, и выходим к дороге. Несмотря на усталость, все шагают по шоссе быстро, озабоченно поглядывая на солнце, еще не скрывшееся за лесом. Ветви деревьев еле-еле колышутся, как бы прощаясь с нами.

Диктант № 3

Базар шумел. Чего только не увидели мы в съестных рядах! За прилавками с белокочанной капустой, за россыпями золотого лука, шафранной моркови, за бочонками с мочеными яблоками и солеными огурцами стояли продавцы.

В рядах за ними летали на ветру домотканые льняные полотенца, с которых кричали петухи, полыхала гроздьями калина; тут же расстилались полотняные скатерти, вышитые аллегорическими сценами.

Издали бросалась в глаза особая шерстяная ткань – рязанка, сработанная в четкую цветную по черному полю клетку, что лучше всякой шотландки. Привлекали внимание ярко-пестрые варежки, вязанные в елочку. Но не яствами и не рукоделием славятся окрестности этого городка.

Всем крестьянкам хорошо известны с давних пор скопинские «синюхи». «Синюхи» – это не что иное, как двухлитровый широкогорлый, вовсе не облитый горшок.

Кто не пробовал розового, румяного, томленного в деревенской печке молока? Такое душистое молоко не удастся получить ни в стеклянной, ни в покрытой глазурью крынке. Хорошая хозяйка ни за что не возьмет никакой другой посуды, если стоит на прилавке горшок простого обжига: во всякой другой посуде молоко «не дышит» и скоро скисает.

Издавна закрепилась за Скопином слава благодаря его керамическому искусству, такому, какого никто и нигде никогда не видал.

Даже в Москве на весенних базарах нарасхват брали диковинные изделия, и не по дешевке. Чаще всего это были сосуды, поражавшие изящными и целесообразными пропорциями частей и разнообразием силуэта.

Удивляло умение тек искусно лепить птиц и животных, будто бы мастера подсмотрели их врасплох в естественном движении. В изделиях смутно чувствовался какой-то почерк старинной чеканной осеребренной посуды, не сохранившейся уже нигде, кроме музеев.

Московские коллекционеры и другие антиквары-керамисты часто наведывались в Скопин за этими шедеврами.

Диктант № 4

Ранним утром, когда все спали, я вышел на цыпочках из душной избы и как будто не в палисаднике оказался, а вышел в тихую, неизъяснимой прозрачности воду – такая охватила свежесть.

Высоченная нетронутая трава буйствовала за самой калиткой. Я сбежал с насыпи влево и пошел вдоль реки навстречу ее течению. Ничем не примечательна была эта речонка, разве что удобными для отдыха песчаными отмелями да кое-где заросшими камышом участками реки, где часто зоревали рыболовы. Вот и сейчас на бережке расположилась небольшая компания рыболовов-любителей.

Тропинка обогнула песчаный карьер и вывела меня на просторную луговину, по которой в одиночку и группками росли деревья.

Неподвижный воздух, еще не ставший знойным, приятно освежает гортань и грудь. Солнце, не вошедшее в силу, греет бережно и ласково. Через каких-нибудь полчаса я оказался вблизи соснового леса. Дорога через этот лес кажется чересчур ухоженной. Временами по бокам присыпанной песком тропы попадаются аккуратно постланные светло-шоколадные коврики кукушкина льна – этого непременного обитателя сосновых лесов.

По стволу осинки с юркостью мышонка шныряла вверх и вниз какая-то птичка. Вскоре тропа совсем сузилась и превратилась в тропинку. Попалась болотинка с кофейно-коричневой, но вовсе не мутной водой. Я перебрался через нее, перескочив на скользкое бревно, с бревна – на брошенное кем-то полено. А вот и речонка с такой студеной, несмотря на жаркие дни водой.

Сторожка, которую мне хотелось разыскать во что бы то ни стало, оказалась не чем иным, как бревенчатой избой, обнесенной пряслом. С одной стороны к строжке близко-близко примыкал лес, с другой – расстилалась обширная луговина, усеянная иван-да-марьей.

Источник

Русский язык национальный язык русского народа

Главная > Документ

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

1. Неизменяемые самостоятельные части речи. Их морфологические

и синтаксические признаки.

Однажды 3 в редакцию журнала где работал писатель Борис Житков зашел какой (то) иностранец и спросил:

Кто здесь говорит (по) английски?

Житков ответил на немецком языке, что и (по) немецки здесь (н. ) кто не говорит.

Тогда может быть (по) французски?

Нет никто на французском языке ответил Борис

Степанович. Иностранец 3 очень расстроился.

Житков объяснил ему как добраться до гостиницы, сначала (по) английски, потом (по) немецки, наконец, (по) французски.

— Что же вы меня обманули? Почему сразу не сказали, что
говорите (по) английски, (по) французски, (по) немецки.

Житков ответил ему:

Когда мы приезжаем в Англию, то там говорим

(по) немецки. А здесь мы все говорим (по) русски.

И посоветовал иностранцу выучить русский язык.

Билет №14

Служебные части речи: предлог, союз, частица. Их разряды.

Анализ текста. Определить тип речи. Расставить знаки препинания. Попробуйте определить роль предлогов, союзов, в построении предложений, связи частей текста

Вскоре из(за) горла бухты показывается следующий баркас ещё один (за)тем два сразу.

Присев на корточки в лодке рыбаки быстро хватают по две или по три рыбины и швыряют их в корзины ведя точный скорый ни на секунду (не)прекращающийся счёт.

Крепкий запах (свеже) пойманной рыбы и чадный запах жареной стоит в воздух. в течени. многих дней.

Ленивые объевшиеся рыбой коты валяются поперёк тротуаров нехотя приоткрывают один глаз когда их толкнёшь ногой и тот(час) же засыпают опять и домашние-гуси то (же) сонные качаются (по)середине залива а из клювов у них торчат хвосты (не)доеденной рыбы.

Словосочетание как единица синтаксиса. Типы связи слов в
словосочетании. Виды словосочетаний по главному слову.

Анализ текста. Определите стиль текста.
Расставьте знаки препинания и пропущенные буквы. Морфологический разбор указанных слов.

Осенью в Балаклаве

Кругом тишина (не) нарушаемая (н. )чем. Вода так густа и тяжела 3 что звезды отражаются в ней (не)рябясь и (не)мигая.

На всем крымском побережье в Анапе, Судаке, Керчи, Балаклаве рыбаки готовятся к лову белуги. На самом борту сидит молодой рыбак и с хвастливой (не)брежностью раскуривает верченую папиросу.

Это (н. )кто 3 иной как Юра Паратипо невысокий крепкий просоленный и просмоленный грек. (Н. )кто (не) сравнится с Юрой удачливостью и (н. )кто иной (не) проявляет такого равнодушия к (не)справедливым ударам судьбы.

(На)утро его баркас (до)верху наполненный серебряной рыбой влетает в залив и (не)брежно на ходу в то время когда гребцы почти ещё (не)замедляют разгона лодки Юра соскакивает на деревянную пристань.

Предложение как основная единица синтаксиса. Грамматическая
основа. Морфологические способы выражения подлежащего и
сказуемого.

Анализ текста. Определить тип речи. Объясните орфограммы и пунктограммы.

Базар шумел. Чего только не увид…ли мы в с. естных рядах! 3 прилавками с бело (качанной) капустой за рос. ыпями золотого лука шафранной моркови за боч. нками с мочеными яблоками и солёными огурцами за поросячьими тушами стояли в белых фартуках продавцы.

В рядах за ними летали на ветру (полутора)метровые домотканые льняные полотенца с которых кричали петухи полыхала гроздьями калина; расстилались полотняные скатерти вышитые аллегорическими сценами.

(Из) дали бросалась в глаза шерст. ная ткань сработанная в чёткую цветную клетку. 4 Привлекали внимание варежки вяза. ые спицами. 4

Даже в Москве на весе. их базарах (на)расхват брали диковинные гончарные изделия.

Удивляло умение так искусно вылепить птиц и животных, будто бы мастера подсмотрели их (в)расплох в естественном движении. В изделиях смутно чувствовался какой (то) почерк стар. ой серебря. ой посуды (не) сохранившейся теперь уже (н..) где.

Билет №17

Простое предложение, виды по цели высказывания, по
интонации.

Анализ текста. Определить стиль текста. Морфемный
разбор указанных слов. Объяснить знаки препинания.

И вся эта ночь слилась в какую-то волшебную чарующую сказку. Взошёл месяц и его сияние причудливо пёстро и таинственно расцветило 2 лес легло среди мрака неровными, иссиня-бледными пятнами на корявые стволы на изогнутые сучья 2 на мягкий как плюшевый ковер мох. Тонкие стволы берёз белели резко и отчётливо, а на их редкую листву казалось были наброшены серебристые, призрачные газовые покровы.

Местами свет вовсе не проникал под густой навес сосновых ветвей. Там стоял полный непроницаемый мрак и только в самой середине его скользнувший неведомо куда луч вдруг ярко озарял длинный ряд деревьев и бросал на землю узкую правильную дорожку.

Полные и неполные предложения. Двусоставные и односоставные
Распространенные и нераспространенные.

Прочитайте текст выразительно. Объясните пропущенные знаки
препинания. Приведите примеры разных типов предложений.
Определите стиль текста.

Более ста лет прошло с тех пор как Суриков написал картину «Боярыня Морозова». Не одно десятилетие это шестиметровое полотно украшает Третьяковскую галерею восхищая её посетителей мастерством художника.

Остановимся перед картиной и мы. Постоим на деревенской улице с низкими домами с золочеными куполами церквей и мысленно двинемся вместе с толпой за санями на которых сидит закованная в цепи женщина. Страшен пламенный взгляд её глубоко запавших глаз на изнеможденном, мертвенно-бледном лице.

Второстепенные члены. Способы их выражения.

Определить стиль речи. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения.

Однородные члены предложения. Обобщающие слова при
однородных членах.

Анализ текста. Определите стиль текста, тип речи. Объясните
пропущенные знаки препинания и орфограммы.

День был тума(н,нн)ый, безветре(н,нн)ый. Вдоль глиня (н,нн)ого берега, усеянного острыми камнями, раве. чики вышли к невспаханному полю, тянувшемуся вдоль не замеченной иш ранее реч. нки.

Они должны были доставить командованию ценные сведения. Разведчики вошли в лес, и командир, чувствуя, что бойцы устали, приказал остановиться возле огромной ели, поваленной урага (н,нн) ым ветром. Быстро ра. вели небольшой костёр, и печенная в золе картошка, которую запивали студёной р. дниковой подкрепила уставших бойцов.

Обособленные члены предложения. Уточнение как
обособленный член предложения.

Анализ текста. Определить тип речи. Расставить знаки препинания. Вставить пропущенные буквы. Синтаксический разбор предложения с обособлением.

Кто (н…) когда (не) бывал в Ярославл. пусть приедет убеди. ся

что это город (не)уступающий по красоте (ни)какому другому волжскому городу.

Уже под. е. жая к Ярославлю (с) низу вы (из) дали увид. те высокий правый берег обсаж..ый липами. На месте стари. ого крепос. ного вала разбит прекрасный липовый бульвар. Набережную (не) давно удлиннили (в)доль левого берега Которосли.

В центре города широкая площадь охваченная (полу)кольцом административных зданий. Удивительны фрески церкви то есть роспись выполне..ая по свежей штукатурке.

Обращения, вводные слова и вставные конструкции.

2. Найдите в данных предложениях указанные выше синтаксические конструкции. Синтаксический разбор указанного предложения.

Актера, игравшего немца, а был он доподлинный немец, предупредили: «Будьте осторожны!»

По утверждению МВД, большая часть вывозимой за рубеж валюты, а это, по разным оценкам, от одного до двух миллиард: долларов США ежемесячно, идет на приобретение недвижимости.

1. Сложное предложение и его виды: союзные и бессоюзные, сложносочиненные и сложноподчиненные.

Анализ текста. Указать языковые средства создания художественного образа, назвать их. Синтаксический разбор сложносочиненного предложения.

Местами свет вовсе не проникал под густой навес сосновых ветвей. Там стоял полный, непроницаемый мрак и только в самой середине его, скользнувший (не)ведомо куда луч вдруг ярко озарял длинный ряд деревьев и бросал на землю узкую правильную дорожку.

Чужая речь и способы её передачи.

Анализ текста. Определить стиль текста. Найдите изобразительные средства языка. Синтаксический разбор указанного предложения.

У меня был закадычный приятель Вася. Зимой, отбыв положенное в гимназии, мы катались на коньках или читали книжки: Достоевского, Толстого, Байрона, Белинского, Шекспира Бокля.

В воскресный день Вася зашел ко мне утром; мы условились пойти в лес„.

Перед тем как выйти Вася сказал:

— Хочешь знать, о чём я думаю?
Ну, говори.

Знаешь ли ты, в чём цель жизни? Не знаю. Ну? В самой жизни. Как же это?

— А так, в ней самой. Особой цели нет, а вся цель в том.
чтобы жить.

Текст как речевое произведение, основные признаки текста.

Докажите, что это текст. Определите тип речи текста.
Объясните знаки препинания. Сделать синтаксический разбор
указанного предложения.

Особенности текстов разных типов: повествование,
описание, рассуждение.

Анализ текста. Определить тип речи.
Пунктуационный и орфографический разбор.

Иногда одно название одна строчка прочита. ая из книги наизусть могут сказать о человеке очень много… Однажды я шёл по берегу и увидел женщину. Она оторвалась от чтения и заговорила со мной

Понимаете я забыла слово. Стала читать про себя и вдруг забыла. Одно только слово. Оно не дает мне покою. Если я его не вспомню я кажется сойду с ума. И она прочитала

Урну с водой уронив об утес её дева разбила. Дева печально сидит. Она замолчала нетерпеливо пошевелила пальцами.

Какой-то держа черепок. а вот какой? Я перебрала все возможные эпитеты. Но какой?

Праз. ныи конечно праз. ный выпалил я как на экзаменах. И с наслаждением повторил:

Урну с водой уронив об утёс ее дева разбила

Дева печально сидит праз. ный держа черепок

Чудо! Не сякнет вода изливаясь из урны разбитой

Дева, над вечной струёй, вечно печально сидит.

Да, как это прекрасно вспомнить нужное слово! И как это прекрасно вообще! Какая пластика, музыка! Какой восторг!

1 Стили речи. Их функции и сфера употребления.

2. Анализ текста. Определить стиль текста.

Пунктуационный и орфографический разбор.

Россия это океан земель размахнувшийся на целую шестую часть света и держащий в касаниях своих раскрытых крыльев Запад и Восток.

Россия это семь синих морей; горы увенчанные белыми льдам: Россия меховая щетина бесконечных лесов ковры лугов ветреных и цветущих. Россия это бесконечные снега над которыми поют мертвые серебряные метели но на которых так ярки пл. тки русских женщин снега из-под которых нежными вёснами выходят темные фиалки синие подснежники.

Россия страна неслыханных богатейших сокровищ которые таятся в её глухих недрах.

Безударная и чередующаяся гласная в корне слова.
Правописание приставок при- и пре-.

Анализ текста. Определите стиль речи. Объясните
пропущенные орфограммы.

Наука недаром пр. дает огромное значение изучению стари (н, нн) ых предметов. Без пр. увеличения можно сказать, что археологические н. ходки пр. взошли все ожидания ученых, пр. открыв картины живой древности. В небезызвестных ра. копках под Новгородом, которые велись в продолжени. десяти лет, были найдены сверх. нтересные грамоты на бересте. Это бе. прецедентное открытие в археологи. в них запечатлелась оригинальная пред…стория русской книги.

Слитные, дефисные и раздельные написания наречий.

Анализ текста. Определить тип речи. Объяснить
пропущенные орфограммы и пунктограммы.

Между тем она не только не зар…сла но превратилась в широкую сияющую дорогу. Ми(л,лл)ионы людей объединяются чувством высокой любви и признательности к светлому гению нашего народа. Не угасает любовь к поэту!

Мне, человеку иску (с, сс)тва, Пушкин особенно дорог потому что я всегда чувствую как высоко понимал он назначение поэзии и иску (с, сс) тва, место творца в жизн. народа как выразителя и глашатая его дум и чаяний.

1. Знаки препинания при однородных членах предложения, обособление причастных и деепричастных оборотов.

2. Анализ текста. Определите стиль текста. Объясните
пропущенные знаки препинания.

Так вот. Кто не заслушивался трелями жаворонка! Наверное каждый когда-то в своей юности радостно выходил с первым лучом из дома шёл заросшей межой за село любовался окрестностями вдыхая запахи некошеной травы и видел как сквозь сетку легких утренних облаков брезжат солнечные лучи как колеблется от дыхания ветра стебелёк с ещё не высохшей росой а где-то вблизи курлычет ручей совсем неслышный в иное время. Широко стелется поле колышется рожь и эти просторы не измерить не охватить

Билет № 31

1. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

2. Определить стиль речи. Расставьте знаки препинания и пропущенные буквы. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения.

Источник

Рассказ «Мещерская сторона»

Базар шумел чего только не увидели. ico file doc. Базар шумел чего только не увидели фото. Базар шумел чего только не увидели-ico file doc. картинка Базар шумел чего только не увидели. картинка ico file doc.Базар шумел чего только не увидели. ico file pdf. Базар шумел чего только не увидели фото. Базар шумел чего только не увидели-ico file pdf. картинка Базар шумел чего только не увидели. картинка ico file pdf.

Прочитав повесть К. Паустовского «Мещерская сторона» вы узнаете об интересных событиях, которые происходили с автором во время путешествия по родному краю. Мещерская сторона не отличается яркой и броской красотой, богата она только полями, лесами и реками. Но для того, кто здесь родился и вырос, эти места навсегда останутся в сердце.

Поможем улучшить оценки по школьной программе, подготовиться к контрольным и понять предмет!

Мещерская сторона

ОБЫКНОВЕННАЯ ЗЕМЛЯ

Что можно увидеть в Мещёрском крае? Цветущие или скошенные луга, сосновые боры, поемные и лесные озера, заросшие черной кугой, стога, пахнущие сухим и теплым сеном. Сено в стогах держит тепло всю зиму.

Мне приходилось ночевать в стогах в октябре, когда трава на рассвете покрывается инеем, как солью. Я вырывал в сене глубокую нору, залезал в нее и всю ночь спал в стогу, будто в запертой комнате. А над лугами шел холодный дождь и ветер налетал косыми ударами.

В Мещёрском крае можно увидеть сосновые боры, где так торжественно и тихо, что бубенчик-«болтун» заблудившейся коровы слышен далеко, почти за километр. Но такая тишина стоит в лесах только в безветренные дни. В ветер леса шумят великим океанским гулом и вершины сосен гнутся вслед пролетающим облакам.

Базар шумел чего только не увидели. Screenshot 44. Базар шумел чего только не увидели фото. Базар шумел чего только не увидели-Screenshot 44. картинка Базар шумел чего только не увидели. картинка Screenshot 44.

В Мещёрском крае можно увидеть лесные озера с темной водой, обширные болота, покрытые ольхой и осиной, одинокие, обугленные от старости избы лесников, пески, можжевельник, вереск, косяки журавлей и знакомые нам под всеми широтами звезды.

Но увидеть и услышать так мало можно только в первые дни. Потом с каждым днем этот край делается все богаче, разнообразнее, милее сердцу. И, наконец, наступает время, когда каждая и на над заглохшей рекой кажется своей, очень знакомой, когда о ней можно рассказывать удивитель-ные истории.

ПЕРВОЕ ЗНАКОМСТВО

Впервые я попал в Мещёрский край с севера, из Владимира.

За Гусем-Хрустальным, на тихой станции Тума, я пересел на поезд узкоколейки. Это был поезд времен Стефенсона. Паровоз, похожий на самовар, свистел детским фальцетом. У паровоза было обидное прозвище: «мерин». Он и вправду был похож на старого мерина. На закруглениях он кряхтел и останавливался. Пассажиры выходили покурить. Лесное безмолвие стояло вокруг задыхавшегося «мерина». Запах дикой гвоздики, нагретой солнцем, наполнял вагоны.

Станции завалены смолистыми бревнами и пахнут свежей порубкой и дикими лесными цветами.

На станции Пилево в вагон влез косматый дед. Он перекрестился в угол, где дребезжала круглая чугунная печка, вздохнул и пожаловался в пространство:

Дед вытащил измятую бумажку, сдул с нее махру и показал бабе-соседке.

— Манька, прочти,- сказала баба девчонке, тершейся носом об окно.

Манька обтянула платье на исцарапанных коленках, подобрала ноги и начала читать хриплым голосом:

— «Собчается, что в озере живут незнакомые птицы, громадного росту, полосатые, всего три; неизвестно, откуль залетели,- надо бы взять живьем для музею, а потому присылайте ловцов».

Дед плюнул. Баба вытерла круглый рот концом платка и вздохнула. Паровоз испуганно посвистывал, леса гудели и справа и слева, бушуя, как озера. Хозяйничал западный ветер. Поезд с трудом прорывался через его сырые потоки и безнадежно опаздывал, отдуваясь на пустых полустанках.

— Вот оно существование наше,- повторил дед.- Летошний год гоняли меня в музею, сегодняшний год опять!

— Ребят по ем будут учить.

Об этой находке в «Исследованиях и материалах областного музея» сообщалось следующее:

«Скелет уходил в глубь трясины, не давая опоры для копачей. Пришлось раздеться и спуститься в трясину, что было крайне трудно из-за ледяной температуры родниковой воды. Огромные рога, как и череп, были целы, но крайне непрочны вследствие полнейшей мацерации (размачивания) костей. Кости разламывались прямо в руках, но по мере высыхания твердость костей восстанавливалась».

Был найден скелет исполинского ископаемого ирландского оленя с размахом рогов в два с половиной метра.

С этой встречи с косматым дедом началось мое знакомство с Мещёрой. Потом я услышал много рассказов и о зубах мамонта, и о кладах, и о грибах величиной с человеческую голову. Но этот первый рассказ в поезде запомнился мне особенно резко.

СТАРИННАЯ КАРТА

С большим трудом я достал карту Мещёрского края. На ней была пометка: «Карта составлена по старинным съемкам, произведенным до 1870 года». Карту эту мне пришлось исправлять самому. Изменились русла рек. Там, где на карте были болота, кое-где уже шумел молодой сосновый лес; на месте иных озер оказались трясины.

Но все же пользоваться этой картой было надежнее, чем заниматься расспросами местных жителей. С давних пор так уж повелось у нас на Руси, что никто столько не напутает, когда объясняет дорогу, как местный житель, особенно если он человек разговорчивый.

— А сколько километров?

— А кто его знает? Может, десять, а может, и все двадцать. Тут километры, милый, немереные.

Я пытался следовать этим советам, но всегда или горелых ив оказывалось несколько, или не было никакого приметного холмища, и я, махнув рукой на рассказы туземцев, полагался только на собственное чувство направления. Оно ночти никогда меня не обманывало.

Туземцы всегда объясняли дорогу со страстью, с неистовым увлечением.

Меня это вначале забавляло, но как-то мне самому пришлось объяснять дорогу на озеро Сегден поэту Симонову, и я поймал себя на том, что рассказывал ему о приметах этой запутанной дороги с такой же страстью, как и туземцы.

Каждый раз, когда объясняешь дорогу, будто снова проходишь по ней, по всем этим приволь-ным местам, по лесным проселкам, усеянным цветами бессмертника, и снова испытываешь легкость на душе. Эта легкость всегда приходит к нам, когда путь далек и нет на сердце забот.

НЕСКОЛЬКО СЛОВ О ПРИМЕТАХ

Примет так много, что о них можно было бы написать целую книгу. В городах приметы нам не нужны. Огненную рябину заменяет эмалированная синяя табличка с названием улицы. Время узнается не по высоте солнца, не по положению созвездий и даже не по петушиным крикам, а по часам. Предсказания погоды передаются по радио. В городах большинство наших природных инстинктов погружается в спячку. Но стоит провести две-три ночи в лесу, и снова обостряется слух, зорче делается глаз, тоньше обоняние.

Приметы связаны со всем: с цветом неба, с росой и туманами, с криком птиц и яркостью звездного света.

Глядя на дым, можно определенно сказать, будет ли завтра дождь, ветер или снова, как сегодня, солнце подымется в глубокой тишине, в синих прохладных туманах. Безветрие и теплоту предсказывает и вечерняя роса. Она бывает такой обильной, что даже блестит ночью, отражая свет звезд. И чем обильнее роса, тем жарче будет завтрашний день.

Это всё очень несложные приметы. Но есть приметы сложные и точные. Иногда небо вдруг кажется очень высоким, а горизонт сжимается, кажется близким, до горизонта как будто не больше километра. Это признак будущей ясной погоды.

Иногда в безоблачный день вдруг перестает брать рыба. Реки и озера мертвеют, как будто из них навсегда ушла жизнь. Это верный признак близкого и длительного ненастья. Через день-дна солнце изойдет в багровой зловещей мгле, а к полудню черные облака почти коснутся земли, задует сырой ветер и польются томительные, нагоняющие сон обложные дожди.

ВОЗВРАЩЕНИЕ К КАРТЕ

Я вспомнил о приметах и отвлекся от карты Мещёрского края.

Рязанские земли хлебные, желтые от ржаных полей, кудрявые от яблоневых садов. Околицы рязанских деревень часто сливаются друг с другом, деревни разбросаны густо, и нет такого места, откуда бы не была видна на горизонте одна, а то и две-три еще уцелевшие колокольни. Вместо лесов по склонам логов шумят березовые рощи.

Но стоит переправиться на пароме через Оку, и за широкой полосой приокских лугов уже стоят темной стеной Мещёрские сосновые леса. Они идут к северу и востоку, в них синеют круглые озера. Эти леса скрывают в своей глубине громадные торфяные болота.

На западе Мещёрского края, на так называемой Боровой стороне, среди сосновых лесов лежат в мелколесье восемь боровых озер. К ним нет ни дорог, ни троп, и добраться до них можно только через лес по карте и компасу.

МШАРЫ

— От страху. Так тебя страхом и дерет по спине, так и дерет. Мы как на Поганое озеро наткнемся, так бяжим от него, бяжим до первого острова, там только и отдышимся.

Бабы нас раззадорили, и мы решили обязательно дойти до Поганого озера. По пути мы заночевали на Черном озере. Всю ночь шумел по палатке дождь. Вода тихо ворчала в корнях. В дожде, в непроглядном мраке выли волки.

Черное озеро было налито вровень с берегами. Казалось, стоит подуть ветру или усилиться дождю, и вода затопит мшары и нас вместе с палаткой и мы никогда не выйдем из этих низких, угрюмых пустошей.

Мы свернули палатку, взвалили на себя рюкзаки и пошли. Идти было трудно. Прошлым летом по мшарам прошел низовой пожар. Корпи берез и ольхи подгорели, деревья свалились, и мы каждую минуту должны были перелезать через большие завалы. Шли мы по кочкам, а между кочками, там, где кисла рыжая вода, торчали острые, как колья, корни берез. Их зовут в Мещёрском крае колками.

Мшары заросли сфагнумом, брусникой, гонобобелем, кукушкиным льном. Нога тонула в зеленых и серых мхах по самое колено.

С нами был писатель Гайдар. Он обошел весь «остров». «Остров» был небольшой, со всех сторон его окружали мшары, только далеко на горизонте были видны еще два «острова».

Гайдар закричал издали, засвистел. Мы нехотя встали, пошли к нему, и он показал нам на сырой земле, там, где «остров» переходил в мшары, громадные свежие следы лося. Лось, очевидно, шел большими скачками.

— Это его тропа на водопой.- сказал Гайдар.

Мы пошли по лосиному следу. У нас не было воды, хотелось пить. В ста шагах от «острова» следы привели нас к небольшому «окну» с чистой, холодной водой. Вода пахла йодоформом. Мы напились и вернулись обратно.

Гайдар пошел искать Поганое озеро. Оно лежало где-то рядом, но его, как и большинство озер во мшарах, было очень трудно найти. Озера окружены такими густыми зарослями и высокой травой, что можно пройти в нескольких шагах и не заметить воды.

Гайдар не взял компаса, сказал, что найдет обратную дорогу по солнцу, и ушел. Мы лежали на мху, слушали, как падают с веток старые сосновые шишки. Какой-то зверь глухо протрубил в дальних лесах.

Прошел второй час, третий. Небо над мшарами стало бесцветным; потом серая стена, похожая на дым, медленно наползла с востока. Низкие облака закрыли небо. Через несколько минут солнце исчезло. Только сухая мгла стлалась над мшарами.

Без компаса в такой мгле нельзя было найти дорогу. Мы вспомнили рассказы о том, как в бессолнечные дни люди кружили в мшарах на одном месте по нескольку суток.

Я влез на высокую сосну и стал кричать. Никто не отзывался. Потом очень далеко откликнулся чей-то голос. Я прислушался, и неприятный холод прошел по спине: в мшарах, как раз в той стороне, куда ушел Гайдар, уныло подвывали волки.

Что же делать? Ветер дул в ту сторону, куда ушел Гайдар. Можно было разжечь костер, дым потянуло бы в мшары, и Гайдар мог бы вернуться на «остров» по запаху дыма. Но этого нельзя было делать. Мы не условились об этом с Гайдаром. В болотах часто бывают пожары. Гайдар мог принять этот дым за приближение пожара и, вместо того чтобы идти к нам, начал бы уходить от нас, спасаясь от огня.

Спускались сумерки. Вороны летали над «островом» и каркали испуганно и зловеще.

Автомобиль явно приближался. Он гудел настойчиво, а через полчаса мы услышали треск в завалах, автомобиль крякнул в последний раз где-то совсем рядом, и из мшар вылез улыбающий-ся, мокрый, измученный Гайдар, а за ним и наш товарищ,- тот, что ушел с компасом.

До Поганого озера Гайдар не дошел. Ему встретилась одинокая сосна, он влез на нее и увидел вдали это озеро. Гайдар поглядел на него, выругался, слез и пошел обратно.

— Очень страшное озеро,- ответил он.- Ну его к черту!

Он рассказал, что даже издали видно, какая черная, будто смола, вода в Поганом озере. Редкие больные сосны стоят по берегам, наклонившись над водой, готовые упасть от первого же порыва ветра. Несколько сосен уже упало в воду. Вокруг озера, должно быть, непроходимые трясины.

На некоторых мшарах (на Красном болоте и на болоте Пильном) уже началась добыча торфа. Торф здесь старый, мощный, его хватит на сотни лет.

Вода в озере была черная. Со дна пузырями поднимался болотный газ.

Мы удили в этом озере окуней. Мы привязывали длинные лески к кустам багульника или к деревцам молодой ольхи, а сами сидели на поваленных соснах и курили, пока куст багульника не начинал рваться и шуметь или не сгибалось и трещало деревцо ольхи. Тогда мы лениво подыма-лись, тащили за леску и выволакивали на берег жирных черных окуней. Чтобы они не уснули, мы клали их в свои следы, в глубокие ямы, налитые водой, и окуни били в воде хвостами, плескались, но уйти никуда по могли.

В полдень над озером собралась гроза. Она росла на глазах. Маленькое грозовое облако превратилось в зловещую тучу, похожую на наковальню. Она стояла на месте и не хотела уходить.

Молнии хлестали в мшары рядом с нами, и на душе у нас было неважно.

Больше на Поганое озеро мы не ходили, но все же заслужили у баб славу людей отпетых, готовых на все.

— Вовсе отчаянные мужчины,- говорили они нараспев.- Ну такие отчаянные, такие отчаянные, прямо слов нету!

ЛЕСНЫЕ РЕКИ И КАНАЛЫ

Пра течет из озер северной Мещёры в Оку. Деревень по берегам очень мало. В старое время на Пре, в дремучих лесах, селились раскольники.

В городе Спас-Клепики, в верховьях Пры, работает старинная ватная фабрика. Она спускает в реку хлопковые очесы, и дно Пры около Спас-Клепиков покрыто толстым слоем слежавшейся черной ваты. Это, должно быть, единственная река в Советском Союзе с ватным дном.

Кроме рек, в Мещёрском крае много каналов.

Жилинский провёл в Мещёре множество каналов. Сейчас каналы эти заглохли и заросли болотными травами. В них гнездятся утки, живут ленивые лини и верткие вьюны.

Каналы эти очень живописны. Они уходят в глубь лесов. Заросли свисают над водой темными арками. Кажется, что каждый канал ведет в таинственные места. По каналам, особенно весною, можно пробираться в легком челне на десятки километров.

Тишина нарушается только звоном комаров и всплесками рыб.

На берегах этих рек в глубоких норах живут водяные крысы. Есть крысы, совершенно седые от старости.

Если тихо следить за норой, то можно увидеть, как крыса ловит рыбу. Она выползает из норы, ныряет очень глубоко и выплывает со страшным шумом. На широких водяных кругах качаются желтые кувшинки. Во рту крыса держит серебряную рыбу и плывет с ней к берегу. Когда рыба бывает больше крысы, борьба длится долго, и крыса вылезает на берег усталая, с красными от злости глазами.

Чтобы легче было плавать, водяные крысы отгрызают длинный стебель куги и плавают, держа его в зубах. Стебель куги полон воздушных ячеек. Он прекрасно держит на воде даже не такую тяжесть, как крыса.

ЛЕСА

По сухим сосновым борам идешь, как по глубокому дорогому ковру,- на километры земля покрыта сухим, мягким мхом. В просветах между соснами косыми срезами лежит солнечный свет. Стаи птиц со свистом и легким шумом разлетаются в стороны.

В ветер леса шумят. Гул проходит по вершинам сосен, как волны. Одинокий самолет, плывущий на головокружительной высоте, кажется миноносцем, наблюдаемым со дна моря.

Простым глазом видны мощные воздушные токи. Они подымаются от земли к небу. Облака тают, стоя на месте. Сухое дыхание лесов и запах можжевельника, должно быть, доносятся и до самолетов.

Базар шумел чего только не увидели. Screenshot 45. Базар шумел чего только не увидели фото. Базар шумел чего только не увидели-Screenshot 45. картинка Базар шумел чего только не увидели. картинка Screenshot 45.

Кроме сосновых лесов, мачтовых и корабельных, есть леса еловые, березовые и редкие пятна широколиственных лип, вязов и дубов. В дубовых перелесках нет дорог. Они непроезжи и опасны из-за муравьев. В знойный день пройти через дубовую заросль почти невозможно: через минуту все тело, от пяток до головы, покроют рыжие злые муравьи с сильными челюстями. В дубовых зарослях бродят безобидные медведи-муравьятники. Они расковыривают старые пни и слизывают муравьиные яйца.

Леса в Мещёре разбойничьи, глухие. Нет большего отдыха и наслаждения, чем идти весь день по этим лесам, по незнакомым дорогам к какому-нибудь дальнему озеру.

А вечером блеснет наконец озеро, как черное, косо поставленное зеркало. Ночь уже стоит над ним и смотрит в его темную воду,- ночь, полная звезд. На западе еще тлеет заря, в зарослях волчьих ягод кричит выпь, и на мшарах бормочут и козятся журавли, обеспокоенные дымом костра.

В необыкновенной, никогда не слыханной тишине зарождается рассвет. Небо на востоке зеленеет. Голубым хрусталем загорается на заре Венера. Это лучшее время суток. Еще всё спит. Спит вода, спят кувшинки, спят, уткнувшись носами в коряги, рыбы, спят птицы, и только совы летают около костра медленно и бесшумно, как комья белого пуха.

Базар шумел чего только не увидели. Screenshot 46. Базар шумел чего только не увидели фото. Базар шумел чего только не увидели-Screenshot 46. картинка Базар шумел чего только не увидели. картинка Screenshot 46.

Однажды мы ночевали на Черном озере, в высоких зарослях, около большой кучи старого хвороста.

Я ударил веслом по воде. Рыба в ответ со страшной силой хлестнула хвостом и снова прошла под самой лодкой. Мы бросили удить и начали грести к берегу, к своему биваку. Рыба все время шла рядом с лодкой.

Мы въехали в прибрежные заросли кувшинок и готовились пристать, но в это время с берега раздалось визгливое тявканье и дрожащий, хватающий за сердце вой. Там, где мы спускали лодку, на берегу, на примятой траве стояла, поджав хвост, волчица с тремя волчатами и выла, подняв морду к небу. Она выла долго и скучно; волчата визжали и прятались за мать. Черная рыба снова прошла у самого борта и зацепила пером за весло.

Я бросил в волчицу тяжелым свинцовым грузилом. Она отскочила и рысцой побежала от берега. И мы увидели, как она пролезла вместе с волчатами в круглую нору в куче хвороста невдалеке от нашей палатки.

Базар шумел чего только не увидели. Screenshot 47. Базар шумел чего только не увидели фото. Базар шумел чего только не увидели-Screenshot 47. картинка Базар шумел чего только не увидели. картинка Screenshot 47.

Мы высадились, подняли шум, выгнали волчицу из хвороста и перенесли бивак на другое место.

Черное озеро названо так по цвету воды. Вода в нем черная и прозрачная.

В Мещёре почти у всех озер вода разного цвета. Больше всего озер с черной водой. В иных озерах (например, в Черненьком) вода напоминает блестящую тушь. Трудно, не видя, представить себе этот насыщенный, густой цвет. И вместе с тем вода в этом озере, так же как и в Черном, совершенно прозрачная.

Этот цвет особенно хорош осенью, когда на черную воду слетают желтые и красные листья берез и осин. Они устилают воду так густо, что челн шуршит по листве и оставляет за собой блестящую черную дорогу.

Я упомянул о Мещёрских челнах. Они похожи на полинезийские пироги. Они выдолблены из одного куска дерева. Только на носу и на корме они склепаны коваными гвоздями с большими шляпками.

Челн очень узок, легок, поворотлив, на нем можно пройти по самым мелким протокам.

ЛУГА

Между лесами и Окой тянутся широким поясом заливные луга.

В сумерки луга похожи на море. Как в море, садится солнце в травы, и маяками горят сигналь-ные огни на берегу Оки. Так же как в море, над лугами дуют свежие ветры, и высокое небо опрокинулось бледной зеленеющей чашей.

В лугах тянется на много километров старое русло Оки. Его зовут Прорвой.

Это заглохшая, глубокая и неподвижная река с крутыми берегами. Берега заросли высокими, старыми, в три обхвата, осокорями, столетними ивами, шиповником, зонтичными травами и ежевикой.

Один плес на этой реке мы назвали «Фантастической Прорвой», потому что нигде и никто из нас не видел таких огромных, в два человеческих роста, репейников, голубых колючек, такой высокой медуницы и конского щавеля и таких исполинских грибов-дождевиков, как на этом плесе.

Густота трав в иных местах на Прорве такая, что с лодки нельзя высадиться на берег,- травы стоят непроходимой упругой стеной. Они отталкивают человека. Травы перевиты предательскими петлями ежевики, сотнями опасных и колких силков.

По утрам, когда нельзя пройти по траве и десяти шагов, чтобы не промокнуть до нитки от росы, воздух на Прорве пахнет горьковатой ивовой корой, травянистой свежестью, осокой. Он густ, прохладен и целителен.

Каждую осень я провожу на Прорве в палатке по многу суток. Чтобы получить отдаленное представление о том, что такое Прорва, следует описать хотя бы один прорвинский день. На Прорву я приезжаю на лодке. Со мной палатка, топор, фонарь, рюкзак с продуктами, саперная лопатка, немного посуды, табак, спички и рыболовные принадлежности: удочки, донки, переметы, жерлицы и, самое главное, банка с червяками-подлистниками. Их и собираю в старом саду под кучами палых листьев.

Там я разбиваю палатку. Но прежде всего я таскаю сено. Да, сознаюсь, я таскаю сено из ближайшего стога, по таскаю очень ловко, так, что даже самый опытный глаз старика колхозника не заметит в стогу никакого изъяна. Сено я подкладываю под брезентовый пол палатки. Потом, когда я уезжаю, я отношу его обратно.

Палатку надо натягивать так, чтобы она гудела, как барабан. Потом ее надо окопать, чтобы во время дождя вода стекала в канавы по бокам палатки и не подмочила пол.

Шатры черных ив нависают над головой. Глядя на них, начинаешь понимать значение старых слов. Очевидно, такие шатры в прежние времена назывались «сенью». Под сенью ив.

С каждым часом ночь холодеет. К рассвету воздух уже обжигает лицо легким морозом, полотнища палатки, покрытые толстым слоем хрустящего инея, чуть-чуть провисают, и трава седеет от первого утренника.

Пора вставать. На востоке уже наливается тихим светом заря, уже видны на небе огромные очертания ив, уже меркнут звезды. Я спускаюсь к реке, моюсь с лодки. Вода теплая, она кажется даже слегка подогретой.

Восходит солнце. Иней тает. Прибрежные пески делаются тёмными от росы.

Я кипячу крепкий чай в жестяном закопченном чайнике. Твердая копоть похожа на эмаль. В чайнике плавают перегоревшие в костре ивовые листья.

К этим дням, проведенным на Прорве, целиком относятся слова Аксакова:

«На зеленом цветущем берегу, над темной глубью реки или озера, в тени кустов, под шатром исполинского осокоря или кудрявой ольхи, тихо трепещущей своими листьями в светлом зеркале воды, улягутся мнимые страсти, утихнут мнимые бури, рассыплются самолюбивые мечты, разлетятся несбыточные надежды. Природа вступит в вечные права свои. Вместе с благовонным, свободным, освежительным воздухом вдохнете вы в себя безмятежность мысли, кротость чувства, снисхождение к другим и даже к самому себе».

НЕБОЛЬШОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ ОТ ТЕМЫ

С Прорвой связано много всяких рыболовных происшествий. Об одном из них я расскажу.

Великое племя рыболовов, обитавших в селе Солотче, около Прорвы, было взволновано. В Солотчу приехал из Москвы высокий старик с длинными серебряными зубами. Он тоже ловил рыбу.

Мы презирали спиннинг. Мы со злорадством следили за стариком, когда он терпеливо бродил по берегам луговых озер и, размахивая спиннингом, как кнутом, неизменно выволакивал из воды пустую блесну.

А тут же рядом Ленька, сын сапожника, таскал рыбу не на английскую леску, стоящую сто рублей, а на обыкновенную веревку. Старик вздыхал и жаловался:

— Жестокая несправедливость судьбы!

Итак, старику не везло. За один день он обрывал о коряги не меньше десяти дорогих блесен, ходил весь в крови и волдырях от комаров, но не сдавался.

Один раз мы взяли его с собой на озеро Сегден.

Всю ночь старик дремал у костра стоя, как лошадь: сесть на сырую землю он боялся. На рассвете я зажарил яичницу с салом. Сонный старик хотел перешагнуть через костер, чтобы достать хлеб из сумки, споткнулся и наступил огромной ступней на яичницу.

Он выдернул ногу, вымазанную желтком, тряхнул ею в воздухе и ударил по кувшину с молоком. Кувшин треснул и рассыпался на мелкие части. И прекрасное топленое молоко с легким шорохом всосалось у нас на глазах в мокрую землю.

Потом он пошел к озеру, опустил ногу в холодную воду и долго болтал ею, чтобы смыть с ботинка яичницу. Две минуты мы не могли выговорить ни слова, а потом хохотали в кустах до самого полдня.

Всем известно, что раз рыболову не везет, то рано или поздно с ним случится такая хорошая неудача, что о ней будут рассказывать по деревне не меньше десяти лет. Наконец такая неудача случилась.

Мы пошли со стариком на Прорву. Луга еще не были скошены. Ромашка величиной с ладонь хлестала по ногам.

Старик шел и, спотыкаясь о травы, повторял:

— Какой аромат, граждане! Какой упоительный аромат!

Над Прорвой стояло безветрие. Даже листья ив не шевелились и не показывали серебристую изнанку, как это бывает и при легком ветре. В нагретых травах «жундели» шмели.

Я сидел на разбитом плоту, курил и следил за перяным поплавком. Я терпеливо ждал, когда поплавок вздрогнет и пойдет в зеленую речную глубину. Старик ходил по песчаному берегу со спиннингом. Я слышал из-за кустов его вздохи и возгласы:

— Какое дивное, очаровательное утро!

Потом я услышал за кустами кряканье, топот, сопенье и звуки, очень похожие на мычание коровы с завязанным ртом. Что-то тяжелое шлепнулось в воду, и старик закричал тонким голосом:

— Боже мой, какая красота!

Я соскочил с плота, по пояс в воде добрался до берега и подбежал к старику. Он стоял за кустами у самой воды, а на песке перед ним тяжело дышала старая щука. На первый взгляд, в ней было не меньше пуда.

Но старик зашипел на меня и дрожащими руками вынул из кармана пенсне. Он надел его, нагнулся над щукой и начал ее рассматривать с таким восторгом, с каким знатоки любуются редкой картиной в музее.

Щука не сводила со старика злых прищуренных глаз.

Тогда и случилась та неудача, о которой до сих пор говорят по деревне.

Щука примерилась, мигнула глазом и со всего размаху ударила старика хвостом по щеке. Над сонной водой раздался оглушительный треск оплеухи. Пенсне полетело в реку. Щука подскочила и тяжело шлепнулась в воду.

В стороне приплясывал Ленька и кричал нахальным голосом :

— Ага! Получили! Не ловите, не ловите, не ловите, когда не умеете!

В тот же день старик смотал свои спиннинги и уехал в Москву. И никто больше не нарушал тишину протоков и рек, не обрывал блесной холодные речные лилии и не восторгался вслух тем, чем лучше всего восторгаться без слов.

ЕЩЕ О ЛУГАХ

В лугах очень много озер. Названия у них странные и разнообразные: Тишь, Бык, Хотец, Промоина, Канава, Старица, Музга, Бобровка, Селянское озеро и, наконец, Лангобардское.

В Музге глубина доходит до двадцати метров. На берегах Музги во время осеннего перелета отдыхают журавлиные стаи. Селянское озеро все заросло черной кугой. В ней гнездятся сотни уток.

Разнообразие трав в лугах неслыханное. Нескошенные луга так душисты, что с непривычки туманится и тяжелеет голова. На километры тянутся густые, высокие заросли ромашки, цикория, клевера, дикого укропа, гвоздики, мать-и-мачехи, одуванчиков, генцианы, подорожника, колоко-льчиков, лютиков и десятков других цветущих трав. В травах к покосу созревает луговая клубника.

СТАРИКИ

Знакомство с этими стариками начинается обыкновенно во время грозы или дождя, когда приходится отсиживаться в шалашах, пока гроза не свалится за Оку или в леса и над лугами не опрокинется радуга.

Больше всего старики любят поговорить о вещах необыкновенных: о новом Московском море, «водяных еропланах» (глиссерах) на Оке, французской пище («из лягушек уху варят и хлебают серебряными ложками»), барсучьих бегах и колхознике из-под Пронска, который, говорят, заработал столько трудодней, что купил на них автомобиль с музыкой.

Чаще всего я встречался с ворчливым дедом-корзинщиком. Жил он в шалаше на Музге. Звали его Степаном, а прозвище у него было «Борода на жердях».

Дед был худой, тонконогий, как старая лошадь. Говорил он невнятно, борода лезла в рот; ветер ворошил у деда мохнатое лицо.

Как-то я заночевал в шалаше у Степана. Пришел я поздно. Были серые теплые сумерки, перепадал нерешительный дождь. Он шумел по кустам, стихал, потом снова начинал шуметь, как будто играл с нами в прятки.

У костра сидела девочка лет двенадцати, светлоглазая, тихая, испуганная. Говорила она только шепотом.

Степан вытащил из кармана желтый огурец и дал девочке:

Девочка взяла огурец, кивнула головой, но есть не стала.

Дед поставил на огонь котелок, начал варить похлебку.

— Вот, милые вы мои,- сказал дед, закуривая,- бродите вы, как нанятые, по лугам, по озерам, а того нету у вас в понятии, что были все эти луга, и озера, и леса монастырские. От самой Оки до Пры, почитай, на сто верст, весь лес был монашеский. А теперь народный, теперь тот лес трудовой.

— Ходил и я по церквам, был грех,- пробормотал смущенно дед.- Да что толку-то! Лапти даром уродовал.

Дед помолчал, накрошил в похлебку черного хлеба.

Дед снял похлебку с огня и полез в шалаш за ложками.

— Жить бы нам и жить, Егорыч,- сказал он из шалаша.- Родились мы чуть-чуть рановато. Не угадали.

Девочка смотрела в огонь светлыми, блестящими глазами и думала о чем-то о своем.

РОДИНА ТАЛАНТОВ

На краю Мещёрских лесов, недалеко от Рязани, лежит село Солотча. Солотча прославлена своим климатом, дюнами, реками и сосновыми борами. В Солотче есть электричество.

Крестьянские кони, согнанные в ночное на луга, дико смотрят на белые звезды электрических фонарей, повисшие в далеком лесу, и всхрапывают от страха.

За стеной избы по ночам шумел соседский сад. В саду стоял дом в два этажа, обнесенный глухим забором. Я забрел в этот дом в поисках комнаты. Со мной говорила красивая седая стару-ха. Она строго посмотрела на меня синими глазами и комнату сдать отказалась. За ее плечом я разглядел стены, увешанные картинами.

На следующий год я поселился у Пожалостиных. Я снял у них старую баню в саду. Сад был заглохший, весь в сирени, в одичалом шиповнике, в яблонях и кленах, покрытых лишаями.

— Ежели тебе еще сметана потребуется,- сказала она ласково,- так ты приходи ко мне, у меня есть. Спросишь у церкви, где живет Татьяна Есенина. Тебе всякий покажет.

— Есенин Сергей не твой родственник?

— Племянничек мой,- вздохнула бабка и вытерла рот концом платка.- Был он поет хороший, только больно чудной. Так ежели сметанка потребуется, ты заходи ко мне, милый.

— Если окажется ценной,- сказал он мне,- подарю кому-нибудь из наших лучших скрипачей.

Второй сын, Ваня,- учитель ботаники и зоологии в большом лесном селе, за сто километров от родного озера. Во время отпуска он помотает матери по хозяйству, а в свободное время бродит по лесам или по озеру по пояс в воде, ищет какие то редкие водоросли. Их он обещал показать своим ученикам, шустрым и страшно любопытным.

Ваня человек застенчивый. От отца к нему перешли незлобивость, расположение к людям, любовь к душевным разговорам.

Два года назад на озеро приехал из Москвы художник. Он взял Васю себе в помощники. Вася перевозил художника на челне на другой берег озера, менял ему воду для красок (художник рисо-вал французскими акварельными красками Лефранка), подавал из коробки свинцовые тюбики.

Однажды художника с Васей застигла на берегу гроза. Я помню ее. Это была не гроза, а стремительный, предательский ураган. Пыль, розовая от блеска молний, неслась по земле. Леса шумели так, будто океаны прорвали плотины и затапливают Мещёру. Гром встряхивал землю.

Художник с Васей едва добрались до дому. В избе художник обнаружил пропажу жестяной коробки с акварелью. Краски были потеряны, великолепные краски Лефранка! Художник искал их несколько дней, по не нашел и вскоре уехал в Москву.

Через два месяца в Москве художник получил письмо, написанное большими корявыми буквами.

МОЙ ДОМ

Базар шумел чего только не увидели. Screenshot 48. Базар шумел чего только не увидели фото. Базар шумел чего только не увидели-Screenshot 48. картинка Базар шумел чего только не увидели. картинка Screenshot 48.

Вечером коты осторожно перелезают через частокол и собираются под куканом. Они подыма-ются на задние лапы, а передними делают стремительные и ловкие взмахи, стараясь зацепить кукан. Издали кажется, что коты играют в волейбол. Потом какой-нибудь наглый кот подпрыгива-ет, вцепляется в кукан мертвой хваткой, висит на нем, качается и старается оторвать рыбу. Остальные коты бьют от досады друг друга по усатым мордам. Кончается это тем, что я выхожу с фонарем из бани. Коты, застигнутые врасплох, бросаются к частоколу, но не успевают перелезть через него, а протискиваются между кольями и застревают. Тогда они прижимают уши, закрывают глаза и начинают отчаянно кричать, прося пощады.

Осенью весь дом засыпан листьями, и в двух маленьких комнатках становится светло, как в облетающем саду.

Трещат печи, пахнет яблоками, чисто вымытыми полами. Синицы сидят на ветках, пересыпа-ют в горле стеклянные шарики, звенят, трещат и смотрят на подоконник, где лежит ломоть черного хлеба.

В доме я ночую редко. Большинство ночей я провожу на озерах, а когда остаюсь дома, то ночую в старой беседке в глубине сада. Она заросла диким виноградом. По утрам солнце бьет в нее сквозь пурпурную, лиловую, зеленую и лимонную листву, и мне всегда кажется, что я просыпаюсь внутри зажженной елки. Воробьи с удивлением заглядывают в беседку. Их смертельно занимают часы. Они тикают на врытом в землю круглом столе. Воробьи подбираются к ним, слушают тиканье то одним, то другим ухом и потом сильно клюют часы в циферблат.

Особенно хорошо в беседке в тихие осенние ночи, когда в саду шумит вполголоса неторопливый отвесный дождь.

Прохладный воздух едва качает язычок свечи. Угловатые тени от виноградных листьев лежат на потолке беседки. Ночная бабочка, похожая на комок серого шелка-сырца, садится на раскры-тую книгу и оставляет на странице тончайшую блестящую пыль.

Я иду в пустую баню, кипячу чай. На печке заводит свою песню сверчок. Он поет очень громко и не обращает внимания ни на мои шаги, ни на звон чашек.

Светает. Я беру весла и иду к реке. Цепной пес Дивный спит у калитки. Он бьет хвостом по земле, но не подымает головы. Дивный давно привык к моим уходам на рассвете. Он только зевает мне вслед и шумно вздыхает.

Я отплываю в тумане. Восток розовеет. Уже не доносится запах дыма сельских печей. Остается только безмолвие воды, зарослей, вековых ив.

БЕСКОРЫСТИЕ

Можно еще много писать о Мещёрском крае. Можно написать, что этот край очень богат лесами и торфом, сеном и картофелем, молоком и ягодами. Но я нарочно не пишу об этом. Неужели мы должны любить свою землю только за то, что она богата, что она дает обильные урожаи и природные ее силы можно использовать для нашего благосостояния!

Не только за это мы любим родные места. Мы любим их еще за то, что, даже небогатые, они для нас прекрасны. Я люблю Мещёрский край за то, что он прекрасен, хотя вся прелесть его раскрывается не сразу, а очень медленно, постепенно.

Оцените, пожалуйста, это произведение.
Помогите другим читателям найти лучшие рассказы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *