базарова гули тахировна биография
Базарова гули тахировна биография
Инструментарий
Программы обучения
Проблемы памяти и деменции в пожилом возрасте. Социально-психологическая помощь пожилым людям и их семьям
ВЕБИНАР: Самооценка как источник психологических проблем женщины. Чем может помочь психолог?
Танцевальная терапия: теория и практика
Скоро
Международная конференция «Дифференциальная психология и психофизиология сегодня: способности, образование, профессионализм»
Всероссийская конференция с международным участием «Альянс психологии, психотерапии и фармакотерапии. Наука и реальный мир в лечении психических расстройств»
Круглый стол «О жизни Ученого, Психолога, Учителя и Человека — к 100-летию со дня рождения Льва Ильича Уманского»
VII Международная научно-практическая конференция «Психологическое здоровье личности: теория и практика»
Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Психология творчества и одаренности»
V Международный пенитенциарный форум «Преступление, наказание, исправление»
Международная научная конференция «Л.С. Выготский и современная культурно-историческая психология: проблемы развития личности в изменчивом мире»
Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Диагностика в медицинской (клинической) психологии: традиции и перспективы» (к 110-летию Сусанны Яковлевны Рубинштейн)
Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Психологическая служба университета: опыт пандемии»
Международная научно-практическая конференция «Общение в эпоху конвергенции технологий»
Международная научная конференция «Психологическое время и жизненный путь: каузометрия и другие подходы»
Кандидат психологических наук. Бизнес-тренер, семейный психолог, психолог-консультант.
Директор Московской школы практической психологии при Московском институте психоанализа. Руководитель «Центра психологической поддержки людей, находящихся в трудных жизненных ситуациях». Учредитель тренингово-консалтинговой компании.
Президент Женской ассоциации Сколково. Амбассадор Сколково.
Генеральный продюсер первого в России бизнес-форума для подростков и их родителей «БереZка».
В 2001 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Социально-психологические факторы профессиональной социализации менеджеров».
С 1996 г. занимается организацией дополнительного образования в области практической психологии.
Основные публикации:
В прямом эфире нового проекта i-balaqai кандидат психологических наук, директор Московской школы практической психологии при Московском институте психоанализа, президент Женской ассоциации СКОЛКОВО Гули Базарова дала свои рекомендации. Она рассказала, как родителям не срываться на ребенке и высказала мнение, что после карантина не будет бума разводов и даже возможен рост числа желающих создать семью. Tengrinews.kz подготовил текстовую версию фрагментов интервью.
Второй выпуск проекта i-balaqai на тему «Как поддерживать себя в ресурсном состоянии» начался с теста, находимся ли мы в гармонии с собой. Зрителям нужно было ответить на вопросы психолога «Да», «Нет», «Не знаю».
1. Я периодически понимаю, что, будь моя воля, я бы поступил(-а) иначе, чем поступаю в реальной жизни.
2. Прежде чем что-то сказать или сделать, я всегда думаю, взвешиваю, поэтому редко испытываю чувство вины.
3. У меня часто возникает такое чувство, что я сам или сама не знаю, чего хочу.
4. Я хорошо себя знаю и могу отличить, когда мое физическое недомогание вызвано внутренним конфликтом или душевным недомоганием.
5. Меня часто огорчает то, что я никогда не стану идеальной в глазах близких и коллег.
6. Я вполне доволен(-льна) своей жизнь и собой.
7. Я использую способы, которые позволяют мне в ситуациях, когда проблема вызывает противоречивые чувства, не взрываться и не злиться.
8. Иногда я реагирую на определенные ситуации иначе, чем хотел(-а) бы.
9. У меня есть понимание смысла своей жизни. Именно он позволяет мне жить в гармонии с собой.
10. Я всегда нахожусь в ситуации нехватки времени. Я беру на себя больше, чем позволяют мои возможности.
11. Меня иногда посещают тревожные мысли, касающиеся знакомых людей и происходящих событий.
12. Я умею поддерживать себя в трудных ситуациях, а когда у меня появляется возможность, то я работаю с этими эмоциями.
Ранее, как отметила психолог, ею было выделено 7 разных женских предназначений: домохозяйка, служительница, воительница, предпринимательница, свободный художник, женщина-политик, женщина-благотворитель. В исследовании тогда приняли участие 500 девушек.
В первые недели карантина вскрылись семейные проблемы, многие на примере опыта других стран прогнозировали огромное количество разводов. У психолога на этот счет противоположное мнение.
Она сомневается, что изоляция стала ключевой причиной роста разводов в том же китайском городе Ухань, где впервые был обнаружен вирус. Неизвестно, планировали ли пары разойтись до карантина, а недели самоизоляции только усилили непонимание и обнажили существующие проблемы.
Психолог поделилась техникой, которую используют в эффективной коммуникации и которая позволит держать эмоции под контролем.
После того как ребенок обратился к родителю, необходимо оставить дела, которыми заняты, и сосредоточить внимание. Затем задавать уточняющие вопросы: что, как, с кем, откуда. Таким образом взрослый проявляет свой интерес. После этого идет этап уяснения: «Правильно ли я тебя понял(-а)? Правильно ли я понимаю, что ты хочешь сейчас поиграть? Правильно ли я понимаю, что ты не хочешь сейчас заниматься?» Только потом появляется этап комментария, этап совета.
Как отмечает спикер, многие родители сравнивают свое чадо с другими детьми. Взрослые это делают, чтобы определить направление в воспитании или понять, есть ли причины для тревоги. У ребенка появляются лишь ревность и ненависть, добавляет Гули Базарова.
Психолог также ответила вопросы, которые подготовил партнер проекта мобильный оператор Altel, а именно, с какого возраста можно учить детей пользоваться Интернетом.
Гули Базарова объясняет, что современные дети умеют пользоваться различными гаджетами с младенчества, поэтому необходимость в обучении отпадает.
Видеозапись эфира вы можете посмотреть на YouTube-канале TengriTV.
Читатели, зрители и слушатели также смогут найти фрагменты интервью на Massaget.kz, радиостанциях Zhuldyz FM, Tengri FM и YouTube-канале 7 канала.
Также этот материал доступен в виде подкаста: слушайте на SoundCloud, Яндекс.Музыке и в ВКонтакте.
В первом выпуске нового проекта i-balaqai уполномоченный по правам ребенка Аружан Саин в прямом эфире поделилась мыслями о том, как влияет жизнь на карантине на казахстанские семьи и как нам лучше относиться к сложившейся ситуации.
Гули Базарова: «В подростковом возрасте предпринимательское мышление — норма»
До 30 августа открыт прием заявок на конкурс «Ищу инвестора» для предпринимателей 14-20 лет. Мы поговорили с Гули Базаровой, генеральным продюсером проекта для поддержки активных подростков «БЕРЕZКА», который инициировал конкурс. О подростковом предпринимательстве, том, как горят глаза на конкурсе — у участников и инвесторов, о поддержке бизнес-инициатив девочек. И конечно, спросили, как победить?!
Зачем поддерживать подростковое предпринимательство
Сейчас мы много говорим про осознанность. Пропагандируется жизнь в удовольствие, соответственно, то, чем ты занят почти весь световой день, должно дарить тебе удовлетворение. При этом все понимают, что без денег далеко не пойдешь. У людей, которые любят независимость и хотят быть обеспеченными, кроме предпринимательства, не так много вариантов. Быть собственником бизнеса — это свобода распоряжаться своими временем. Ощущение долженствования только перед своими сотрудниками и аудиторией, от которой зависит успех твоей бизнес-идеи.
Во всем мире процент успешных стартапов очень низкий. Вероятно, это связано с тем, что первый опыт стартаперов часто неуспешен. После провала первого стартапа, трудно справиться с разочарованием, сложно встать и продолжать двигаться вперед. Как в притче про лягушку — взобьют из молока сметану или масло только самые целеустремленные. Поэтому в России сегодня не так много подростков-предпринимателей. Мы видим только стартапы, которые выстрелили благодаря хорошей идее, проверенной гипотезе, востребованному продукту.
Вот зачем нужны конкурсы вроде «Ищу инвестора». Мы не только помогаем конкретным подросткам, но и проводим просветительскую работу, заряжаем, подталкиваем к действию. Особенно это важно для ребят, пока не проявивших активность, менее решительных.
Когда показываешь подросткам особенности предпринимательской деятельности, они начинают испытывать к ней вкус. Появляется запрос на обучение предпринимательскому мышлению и поведению, финансовой грамотности, на конкурсы для молодых стартаперов. По результатам первого конкурса мы получили обратную связь от разных акселераторов и бизнес-школ для подростков: количество ребят, которые хотят у них учиться, выросло. Это же прекрасно, согласитесь!
Зачем участвовать в конкурсе «Ищу инвестора»
В финале первого конкурса, который прошел в начале августа, мы поразились тому, как инвесторы поддержали проекты, какой резонанс вызвали инициативы подростков! Кому-то из участников дали реальные инвестиции, кого-то познакомили с нужными людьми. Теперь инвесторы сами обращаются к нам — хотят присоединиться к финалу второго конкурса в октябре, чтобы поддержать ребят.
Второй конкурс «Ищу инвестора» будет ориентирован на развитие своего города или региона. Здесь — win-win. Мы, с одной стороны, очень хотим поддержать развитие регионов. С другой, видим: если дать детям возможность создавать что-то на местах, поддержать, они с огромным удовольствием будут развивать территории, зарабатывать на то, чтобы комфортно было жить в своем городе, а людям из других городов, к ним путешествовать.
Один из проектов, который получил поддержку в первом конкурсе — офлайн-площадка в Коломне, где ребята будут встречаться, смотреть любимые анимэ, совместно выполнять домашние задания, обсуждать проекты, играть в настольные игры. Автор проекта уверена, что это повысит привлекательность города для подростков. Кажется, элементарно — но в регионах мало мест для встреч подростков. Предприниматели из Коломны с удовольствием поддержали такой проект. Со временем на площадке появится кофейня, кто-то из ребят будет продавать свою выпечку. В родном городе закрутится привлекательная для подростков жизнь. А ведь этот проект масштабируется на любой город!
У меня сердце разрывалось от счастья, когда видела горящие глаза ребят-финалистов! В этих глазах — и благодарность, и будущее проектов, и возможность реализации. Ведь они совершенно не верили, что смогут выиграть, а их проекты будут реализованы. В такие моменты понимаешь, ради чего стоит жить.
Родителям непросто с подростками-предпринимателями. Нам нужно учиться слушать и доверять.
Время — поддерживать не только финалистов и победителей
В первом конкурсе «Ищу инвестора» четыре победителя. Все — девочки. Проекты из разных сфер: социальный бизнес, IT, креативный бизнес, e-commerce.
На самом деле, я не стала бы делить конкурсантов по гендерному признаку. Но опыт показал, что в подростковом возрасте у девочек выше желание рискнуть, в том числе — участвовать в конкурсе. Девочки чаще мальчиков подают заявки на конкурс, потому что понимают — это прекрасный опыт. Мальчики, может, и без конкурса справляются, может боятся конкуренции, может не доверяют или боятся проиграть. Таких «может-гипотез» множество, но факт в том, что раз девочки так себя проявляют, мы максимально задумываемся о том, как поддерживать не только финалистов и победителей.
В конкурсе «Ищу инвестора» мы не просто отбираем победителей, даем не только финансирование, связи, поддержку. 25 конкурсантов встретятся с менторами для того, чтобы доработать свои проекты и обязательно запустить. Инвесторы первого конкурса, Марина Росс, Андрей Ковалев, Анна Резниченко, я — дали ребятам свои личные номера телефонов! Елена Мякотникова, как член жюри первого конкурса, дала 12 финалистам личный электронный адрес и провела менторскую встречу. Уверена, что и Попечители фонда «ПРО Женщин» готовы будут поддержать своей экспертизой проекты ребят.
5 советов предпринимателям-подросткам от Гули Базаровой
Регистрируйте на конкурс «Ищу инвестора» проекты, которые развивают ваш город или регион. Будьте уверены, что, если вам чего-то не хватает в своем городе, это может быть нужно и другими. Конкурс — отличная возможность проверить свою гипотезу и стартовать.
Верьте в себя, свои возможности и идею! Заполняйте заявку — она нужна не только для того, чтобы успешно выступить перед инвесторами, но и чтобы структурировать проект для себя. Если не получается — обращайтесь за помощью к организаторам.
Предпринимательство — дело серьезное, вне зависимости от возраста. Инвесторы в финале первого конкурса разговаривали с ребятами как со взрослыми. Чтобы получить инвестиции, нужно защитить свой продукт, доказать, что он будет востребован!
Если есть идея, но ты не можешь ее доформулировать, ищи команду единомышленников! Здорово, если в городе у вас будет поддержка, когда придёт время реализации проекта!
В сложной ситуации с идеей проекта, да, на самом деле, с любым вопросом, обязательно обращайся к нам — @berezka_forum. Нет нерешаемых вопросов, они могут быть несвоевременными или не относящиеся к нашему проекту, но все вопросы достойны того, чтобы быть заданными. Мы — открыты и всегда на связи.
Теория и практика создания тренинга. Конструктор для тренера
Посоветуйте книгу друзьям! Друзьям – скидка 10%, вам – рубли
Все права защищены. Воспроизведение всей книги или ее части в любом виде воспрещается без письменного разрешения издателя.
© Издание, оформление. Издательство «Олимп-Бизнес», 2020
Вступительное слово автора
Дорогие друзья, я очень долго шла к тому, чтобы важный и значимый период моей тренерской жизни оформился в осязаемый результат. Данная книга – краткий рассказ о том, чем я занималась 20 лет. Я безмерно счастлива, что этот день наступил, и, конечно, хочу посвятить свою книгу моим самым близким, тем, кто позволял мне реализовываться и развиваться в профессии. Я это очень ценю, даже если редко говорю об этом. Спасибо, что выдержали мой тренерский марафон, во время которого я чувствовала любовь и поддержку и могла без выходных работать 25 тренинг-дней подряд. Моим друзьям, которые все эти годы свои праздники подстраивали под мои выходные между тренингами. Моим выпускникам – вместе с вами я познавала нюансы профессии, на наших занятиях делались открытия и рождались инсайты. Для вас книга написана так, чтобы, читая, вы слышали мой голос и вспоминали описанные эпизоды.
Буду благодарна уважаемому читателю за комментарии и обратную связь; пишите мне в WhatsApp: +79039615520
Приятно будет познакомиться с тем, у кого книга окажется в руках.
Введение
В современной жизни, с ее непрерывными кризисами, разрешение которых зачастую непрогнозируемо, руководителям и сотрудникам компаний как никогда необходимо обучение. В статье «Особенности обучения взрослых» [6] мы сказали о том, что специалист в сфере управленческого консультирования Рег Реванс [7] сформулировал своего рода закон успешной бизнес-адаптации: «Организация (и сотрудники) будет процветать до тех пор, пока темп ее обучения выше (или равен) темпу изменения внешней среды».
Сегодня существует множество компаний, ориентированных на долгосрочные тренинговые программы. Они понимают, что формирование у сотрудника полноценного навыка со всем комплексом знаний невозможно без его глубокой проработки и закрепления, чего не достичь за один день, и нанимают собственных тренеров, а некоторые даже содержат целый штат корпоративных коучей.
Обучение людей требует ответственности каждого специалиста. Для начала необходимо позволить обучающимся делать самостоятельные шаги, а затем поддерживать их развитие инструктажем, обратной связью и последующим управлением достижениями и карьерным ростом. При этом важно отметить, что все люди учатся по-разному и каждый по-своему воспринимает и обрабатывает информацию. Если организация понимает и учитывает эти индивидуальные особенности сотрудников, то с большой долей вероятности она создаст необходимые условия, питательную среду для проявления и максимального раскрытия уникального потенциала каждого в единой команде. Во времена кризиса и стремительных перемен стабильны только те компании, которые осознают ценность обучения и развития и находят в этих непредвиденных обстоятельствах новые точки, возможности для роста, новые вызовы.
● повышение бизнес-показателей компании, улучшение статуса на рынке в условиях высокой конкуренции;
● повышение коммерческой целесообразности бизнеса (особенно важно для стартапов, которые выходят из какого-то крупного бизнеса);
● дополнительная диагностика сильных и слабых сторон в деятельности организации;
● формирование или укрепление «достойного имиджа» компании;
● формирование новых профессиональных знаний, навыков и умений у сотрудников;
● адаптация персонала к изменяющимся условиям труда;
● сплочение рабочих групп или команды предприятия в целом;
● возможность смены должностей и видов деятельности – например, при ротации или получении смежной профессии (это часто бывает в закрытых компаниях, которые хотят, чтобы у них в штате были транспрофессионалы [9] );
● взаимный обмен опытом и знаниями сотрудников друг с другом и руководства с сотрудниками;
● своевременное получение обратной связи об эффективности работы;
● управление талантами, лидерами;
● работа с кадровым резервом, его создание и развитие;
● снижение сопротивления сотрудников переменам, повышение готовности к ним;
● повышение трудовой мотивации и лояльности персонала компании;
● выявление и реализация потенциала сотрудников;
● оптимальное прохождение «кризисных» этапов в жизни организации;
● гармонизация социально-психологической атмосферы в коллективе;
● формирование обучающей корпоративной культуры – как правило, это происходит при длительных обучающих проектах с развитым в компании корпоративным университетом.
Как мы указали в учебнике «Организационная психология», анализ перечисленных направлений говорит о том, что проведение тренингов обладает, как правило, полифункциональным эффектом. Удачно разработанный и проведенный тренинг косвенно влияет на следующие показатели:
● эффективность работы всей компании за счет повышения производительности и качества работы значительной части сотрудников;
● обновление видения перспектив и повышение степени готовности организации к изменениям на рынке;
● создание адекватной кадровой политики при условии, что обеспечена полноценная обратная связь относительно профессионального потенциала сотрудников, прошедших обучение; это ложится в основу новых управленческих стратегий командообразования и принятия решений о карьерном продвижении;
● значительное повышение удовлетворенности деятельностью и мотивации сотрудников.
Систематическое внедрение тренинговых программ разного типа, таким образом, не только позитивно влияет на бизнес-показатели компании и стабильность ее жизни, но и активизирует главный человеческий ресурс «внутреннего роста» и саморазвития, повышая компетентность и работоспособность персонала. Когда мы говорим о массовом обучении, на ум приходит множество примеров, в которых оно помогало изменить корпоративную культуру организации в целом. И это уже вопрос не только обучения, но и элементов консалтинга. Так происходит, например, в крупных банках. Однако подобное обучение обходится довольно дорого и занимает много времени. Столь масштабный проект мы реализовали в Ташкенте: были подготовлены 32 тренера, которые сейчас успешно работают по регионам и обучают других слушателей и тренеров. Первая часть обучения была проведена нами в феврале 2018 года, вторая – в июле 2019 года.
За счет подобных проектов предприятия становятся саморазвивающимися и создают комфортную среду для развития сотрудников.
Одна из отличительных черт тренинга заключается в том, что необходимость его проведения должна быть осознана и инициирована руководством компании.
Знать, зачем предприятию обучение, тренер должен именно для того, чтобы предоставить определенные аргументы в пользу тренинга, с которым он идет к руководителю на этапе первичной встречи. Это особенно актуально для заказчика, уже побывавшего на нескольких обучающих программах, но в итоге не получившего прироста эффективности. Конечно, такому лидеру надо будет привести с десяток аргументов. И напротив, когда обучение в компании непостоянное, а часть руководителей говорит: «нам нужен тренинг, но мы не знаем какой», – тогда проявления инициативы ждут от самого тренера. В таком случае надо понимать, что вы можете предложить в той или иной ситуации. Вот почему любому тренеру необходим свой собственный список возможных целей обучения, чтобы заказчик изучил его, оценил имеющиеся варианты и выбрал то, что подходит конкретно ему.
Во многих компаниях, где мы проводили тренинг для тренеров, этот блок аргументов в пользу обучения оказался важным для самоопределения тренеров и их готовности к разговору с руководителем любого уровня.
Роль тренера, специализирующегося на проведении такого рода практики, не сводится просто к оказанию «оплаченных» услуг. Тренер – это учитель, который сам владеет необходимым багажом знаний, умений и навыков и готов их передать. Он также должен активно включаться и управлять процессом овладения участниками тренинга новой сферой деятельности, принимая на себя ответственность за результаты совместно проделанной работы.
Итак, чтобы быстро адаптироваться к происходящим изменениям и, более того, занять проактивную позицию по отношению к переменам, современные организации прикладывают серьезные усилия для развития персонала, используя прежде всего активные методы обучения. Именно поэтому за последние десять – пятнадцать лет особо популярным в обучении сотрудников стал тренинг, пользу которого уже оценили многие руководители.
Цель настоящей книги – вооружить читателя опытом других тренеров. Этот многолетний практический опыт поможет вам сделать свои тренинги более эффективными и успешными, научит разрабатывать и проводить новые обучающие программы, создавать собственный тренерский инструментарий – так называемый «чемоданчик тренера». Материал, изложенный в книге, пригодится в последующем самостоятельном конструировании обучающих тренингов для управленческих кадров под конкретную задачу или проект, а также для уверенного сценирования тренингов для тренеров. В книге полностью и максимально подробно изложена технология создания тренинга. Мы надеемся, что с помощью этой книги вы сможете разрабатывать бизнес-тренинги под любой запрос.
Основные теоретические концепты тренинга
Понятие «Бизнес-тренинг»
Однако, несмотря на востребованность тренингов, до сих пор существует целый ряд противоречий, касающихся определения самого понятия «тренинг» как особого вида психологической практики. Всё зависит от многообразия целей и задач, для решения которых используется данная форма обучения, а также от методов и способов ее реализации.
Обобщив накопленный нами опыт, мы выделили три основных вида тренингов, предназначенных для обучения персонала компаний и различающихся по доминирующему целевому вектору:
● тренинг личностного роста;
Данные виды тренингов достаточно хорошо известны и используются в реальных условиях для повышения компетентности сотрудников предприятий. Однако, исходя из собственной практики, мы можем утверждать, что в зависимости от частоты поступающих запросов они оказываются востребованными в разной степени.
Наименее популярны тренинги личностного роста в «чистом виде», цель которых – стимулировать индивидуальное развитие человека и повышать его самооценку. Исключение составляют тренинги личностного роста и самореализации, направленные на повышение эффективности представителей творческих профессий, топ-менеджеров, специалистов высшей квалификации. Однако в большинстве случаев элементы этого вида тренинга включаются как отдельные компоненты в состав других обучающих программ.
Под профессиональным обучением в широком смысле сегодня подразумевают любые систематические действия, которые предпринимают люди, закончившие начальный цикл непрерывного образования, для того чтобы изменить свои навыки и оценки, развить отношения с окружающими, а также адекватно выполнять профессиональные задачи. Человек лишь тогда не отстает от технических и социальных изменений, способен подготовить себя к постоянным переменам в жизни и полностью раскрыть свой потенциал, когда процесс образования продолжается всю жизнь: это так называемое lifelong education.
Процесс совершенствования навыков, повышения профессионального мастерства никогда не завершается: его можно представить в виде бесконечной спирали развития компетентности (см. рис. 1).
Рисунок 1. Спираль развития компетентности [16]
В статье «Особенности обучения взрослых» [17] мы отмечали, что проведенные в США в 1980-х годах исследования (National Training Laboratories in Bethel, Maine) позволили обобщить данные относительно эффективности (средний процент усвоения знаний) различных методов обучения взрослых.
Данные результаты представлены на схеме «Пирамида обучения» (см. рис. 2). Так подтверждается древняя мудрость, сформулированная в китайской пословице: «Скажи мне – и я забуду. Покажи мне – и я запомню. Позволь мне сделать – и это станет моим навсегда».
Рисунок 2. Пирамида обучения
Особая форма тренинга, относящаяся к профессиональному обучению, – бизнес-тренинг.
В целом, отличительной особенностью такого рода тренинга является четкое определение круга профессиональных задач, согласно которым создается программа обучения – как отдельных категорий сотрудников, так и всего персонала компании. К этим задачам относится, например, формирование навыков управления проектами, ведение переговоров с «трудными» клиентами, разрешение конфликтов и многое другое. Когда мы говорим о бизнес-тренинге, то обычно выделяем два ключевых момента: во-первых, активные методы обучения, а во-вторых – цели тренинга, направленные на приобретение новых профессиональных навыков и умений.
В ходе такого обучения, которое в идеале необходимо людям в течение всей их жизни, происходит целенаправленное овладение конкретными способами действий и приемами решения новых и значимых для компании задач, что повышает профессиональное мастерство и возможности адаптации участников тренингов к нововведениям.
На сегодняшний день тренинг – наиболее популярная форма активного обучения в сфере краткосрочного бизнес-образования. В нем используются интерактивные технологии и методы, реализующие принципы обучения взрослых. Тренинг ориентирован на приобретение навыков и практических умений, предполагает вовлеченность обучаемых, строится с учетом их предшествующего опыта. Данная форма обучения учитывает право взрослых людей на самостоятельный выбор и принятие решений, право принимать или отвергать новые методы работы; также она учитывает их потребность обосновать необходимость изучения новой информации, интегрировать новые знания в имеющийся жизненный опыт и удовлетворяет требованию обязательной практической направленности обучения. Подчеркнем четыре самые важные особенности тренинга: активная форма обучения; последовательность действий (цикл Д. Колба) [19] ; ориентированность на приобретение навыков и знаний; повышение эффективности.
Данные черты и есть те самые критерии, по которым мы определяем итоговую успешность тренинговой программы. От других форм обучения (лекции, семинары и пр.) тренинг отличается тем, что он всегда активен, поэтому обучение происходит в круге, где все видят друг друга и включены в выполнение упражнений или интерактивное обсуждение, а не сидят за партами. Для тренинга также характерна определенная последовательность. Когда мы говорим, что умеем конструировать тренинг, это означает: мы в первую очередь понимаем данную логику и, соответственно, уверены, что участники действительно приобретут новые знания и навыки. Однако эти знания и навыки необходимо не только сформировать, но и сделать так, чтобы они привели к повышению эффективности участников тренинга на их рабочем месте.
Также важно сказать, что тренинг – это погружение, «дайвинг» с утра до вечера в течение всего периода обучения: мы также работаем с мотивацией и вовлеченностью участников, предлагая им практически полезный материал.
Необходимо подчеркнуть, что обучение с помощью тренинга в целом повышает качество жизни его участников, качество общения с другими людьми и понимание самих себя. На наш взгляд, финальный смысл тренинга как вида обучения – это счастье и успех в жизни и профессии. Успех, рассматриваемый как адаптация человека к внешнему миру, способность достигать своих целей в бизнес-среде и на рынке. И счастье – как внутренняя гармония и состояние удовлетворенности собой и своими достижениями. Это именно те два столпа, на которых держатся тренинговые программы нашей школы.