бажов биография серебряное копытце
Биография Павла Бажова
Бажов Павел Петрович (1879-1950) – русский писатель, фольклорист, журналист, публицист, революционер. Известность ему принесли уральские сказы, многие из которых мы знаем с детства: «Серебряное копытце», «Малахитовая шкатулка», «Синюшкин колодец», «Хозяйка Медной горы». Он и сам был похож на доброго сказочного героя – удивительно талантливый и трудолюбивый, порядочный и мужественный, скромный и бережно заботливый, способный любить и жаждущий служить людям.
Родители
Павел появился на свет 27 января 1879 года в городе Сысерть Екатеринбургского уезда.
Его отец, Бажёв Пётр Васильевич (сначала фамилию писали через букву «ё», а не «о»), принадлежал к крестьянскому сословию Полевской волости. Но отец никогда не занимался сельским трудом, потому что в Сысертском округе были одни заводы, пахотных наделов земли там не давали. Он трудился мастером пудлингово-сварочных цехов на металлургических заводах (Полевском, Северском и Верх-Сысертском). Под конец трудовой деятельности дослужился до рухлядного припасного (в современности такая должность аналогична инструментальщику или завхозу цеха).
Отец будущего писателя специалистом в своём ремесле был исключительным, но страдал запоями. Несмотря на то, что считался первоклассным профессионалом, с работы его частенько увольняли. И причиной становился не сам факт чрезмерного употребления спиртного, а слишком уж острый язык – напившись, он критиковал и высмеивал руководство завода. За это Петру даже дали кличку «Сверло». Правда, специалистов подобного уровня найти в то время было сложно, поэтому, как только случались на заводе серьёзные проблемы, начальство брало Петра Васильевича обратно на работу. Только до прощения верхушка завода снисходила не сразу, уволенному порой приходилось самому долго их упрашивать и ждать месяцами, а то и дольше.
В такие периоды безденежья отец подыскивал случайные заработки, но в основном семья кормилась за счёт мамы – редкой мастерицы Августы Стефановны. Её девичья фамилия была Осинцева, она принадлежала роду польских крестьян. Днём мама занималась хозяйством, а по вечерам кропотливо вывязывала на заказ для жён заводского начальства кружева, ажурные чулки, которые по красоте и качеству намного превосходили изделия машинной вязки. Из-за такого ночного вязания впоследствии у Августы Стефановны сильно испортилось зрение.
Бажовы, как и любая другая семья трудового Урала, бережно хранили и передавали из поколения в поколение воспоминания о предках, которые были знатоками своего дела и считали труд единственным смыслом в нелёгкой жизни.
Детство
Павел был единственным ребёнком в семье. Его отец, несмотря на алкоголь и злой язык, сына обожал, потакал ему во всём. Ещё более терпеливой и мягкой была мама. Так что маленький Паша рос, окружённый заботой и любовью.
Долгими зимними вечерами в семье Бажовых любили усаживаться у печи и слушать бабушкины рассказы о том, как встречались работники рудников с таинственными и фантастическими помощниками – Золотым Полозом или горной маткой Хозяйкой, которые иногда относились к людям по-доброму, а иной раз бывали откровенно враждебны.
Начальное образование
Несмотря на то, что порой финансовое положение семьи было сложное, родители дали единственному сыну достойное образование. Учиться мальчик начал в четырёхлетней земской школе города Сысерти, где сразу стал выделяться своими способностями среди учащихся. Как сам он позднее вспоминал, помог ему в этом Александр Сергеевич Пушкин. Если бы не томик стихов великого поэта, то возможно Павел Бажов так и остался бы заводским парнишкой с четырьмя классами образования. На тяжёлых условиях досталась ему эта книжка, библиотекарь сказал, что нужно выучить её наизусть. Скорее всего, это была шутка, но Паша воспринял задание всерьёз.
Преподаватель земской школы с первых месяцев обучения обратил внимание на смекалку и способности Бажова, он советовал родителям обязательно отдавать сына учиться дальше. Но когда учитель узнал, что Павел знает наизусть весь томик стихов Пушкина, то показал одарённого ребёнка приятелю Николаю Смородинцеву – ветеринару из Екатеринбурга. Благодаря этому неравнодушному человеку Павел получил шанс продолжить учёбу.
Обучение в духовном училище
По протекции Смородинцева Бажов продолжил обучение в духовном училище Екатеринбурга. Родителям не хотелось отпускать от себя ребёнка, но всё-таки они желали для него лучшего будущего, чем заводской рабочий или смотритель. Поэтому рискнули, и десятилетний Паша уехал в Екатеринбург.
Оплата за обучение в этом заведении была самой низкой в городе, тем не менее денег, чтобы снять для Павла жильё, у родителей не оказалось. На первое время его приютил у себя в доме Николай Семёнович Смородинцев. Мужчина не только предоставил мальчишке кров, но и стал в его жизни лучшим товарищем. Причём впоследствии их дружественные отношения были испытаны временем и сохранились надолго.
В Екатеринбурге Павла удивила железная дорога, которая в то время звалась «чугункой», культурная бурная жизнь, каменные дома в несколько этажей. Земский преподаватель хорошо позанимался со своим лучшим учеником. Бажов легко сдал экзамены и поступил в духовное училище.
Немного проучившись, Павел перебрался от Николая Семёновича на съёмное общежитское жильё. От училища для студентов снимали несколько комнат в квартире у одного хозяина, там за ребятами следил специально приставленный инспектор. Этого человека писатель впоследствии вспоминал с добротой, хотя поначалу за его постоянные нотации, строгость и замечания ребята инспектора не слишком любили. Уже будучи взрослыми, мальчишки поняли, как ответственно он выполнял свою работу – следил, чтобы хозяева не обижали студентов по вопросу обслуживания и питания, чтобы старшие студенты не издевались над младшими. Именно благодаря усилиям инспектора в общежитском жилье никогда не процветала дедовщина.
А ещё инспектор устраивал с мальчиками чтения, прививая тем самым любовь и вкус к хорошей литературе. Часто он читал им классические произведения сам:
Четырёхлетнее обучение давалось Павлу без проблем, из одного класса в другой он переходил с первым разрядом. Летом ездил на каникулы домой, где по вечерам с ребятами убегал на дровяные склады. Там они слушали байки о «старинном жилье», которые очень интересно рассказывал сторож – Василий Алексеевич Хмелинин. Мальчишки прозвали старичка «дедушка Слышко», именно его занятные полубытовые-полумистические рассказы сильно интересовали Пашу. Впоследствии это стало главным увлечением Бажова, всю жизнь он собирал фольклор – мифы, словесные обороты, легенды, сказы, пословицы.
Семинария
Окончив училище на «отлично», Павел получил возможность дальнейшего обучения в духовной семинарии. Огорчало лишь то, что надо было уезжать ещё дальше от родного дома – в Пермь. Выпускникам Пермской духовной семинарии предоставлялось очень качественное и многостороннее образование. Кроме Бажова в этом заведении учились также писатель Дмитрий Мамин-Сибиряк и известный русский изобретатель Александр Попов.
Павел окончил учёбу в 1899 году. Он попал в тройку лучших выпускников, и ему предоставили место в духовной академии. Но двадцатилетний молодой человек посчитал нечестно пользоваться таким шансом, потому что не был религиозным человеком, более того, считал себя настроенным революционно. Ещё в студенчестве читал философские и революционные запрещённые книжки, также изучал научные работы Дарвина. Ему были близки идеи народников, Павел страстно мечтал, чтобы простой люд избавился от самодержавия.
Преподавательская деятельность
Бажов попробовал поступить в светский университет, но, потерпев неудачу, решил заняться преподавательской деятельностью. К тому же требовалась помощь маме. Отец умер от заболевания печени, а Августе Стефановне тяжело было выживать на одну мизерную пенсию супруга. Павел начал репетиторствовать и писать статьи в газеты.
Почти два десятилетия Бажов преподавал русский язык. Сначала в деревне Шайдуриха неподалёку от Невьянска, потом в Камышлове в духовном училище, в Екатеринбурге в епархиальном училище для девочек. Во всех учебных заведениях он считался любимым учителем – не кричал, никогда не торопил с ответом, подсказывал, задавал наводящие вопросы, если видел, что ученик затрудняется. Каждый его урок воспринимали как подарок, он мог заинтересовать даже самых равнодушных.
Все эти годы не переставал увлекаться уральскими народными сказами. Когда его ученики разъезжались на каникулы, давал им задание записывать загадки, пословицы, поговорки, которые услышат.
Революция
До революционных событий 1917 года Павел был членом партии эсеров. После революции поддержал большевизм, и новая власть доверила ему руководство комиссариатом просвещения. На этом посту Бажов проявил себя как энергичный и порядочный работник, переживающий за народ, поэтому ему доверяли новые ответственные поручения:
Когда в Екатеринбург и город Камышлов, где жили Бажовы, вошла белая гвардия, Павел находился в командировке. Пытаясь потом воссоединиться с семьёй, он оказался в плену, откуда сбежал и затаился в глухой деревушке. Потом с чужими документами добрался до Усть-Каменогорска, откуда послал письмо супруге, и она с детьми приехала к Павлу Петровичу. Семья снова была вместе, а вскоре в город вошли красногвардейцы. Бажов начал свою трудовую деятельность в литературном направлении – редактором изданий «Советская власть» и «Известия».
Творчество
В начале 1920-х годов Бажовы вернулись в Екатеринбург, где Павел Петрович стал трудиться в местных газетах.
В 1924 году он опубликовал свой первый сборник «Уральские были». Это не сказки, а рассказы о жизни на Урале, над которыми писатель трудился после работы по вечерам. Но такое творчество доставляло ему удовольствие, особенно когда сборник был издан и имел успех.
Следующие свои произведения Павел Петрович писал по заказу Советской власти:
Но когда в 1937 году его обвинили в троцкизме, исключили из партии и уволили с работы, Бажов вспомнил рассказы дедушки Слышко и нашёл в них утешение. Он стал писать сказки, а выживали тогда за счёт большого огорода, на котором трудилась вся семья.
В 1939 году вышел сборник его сказок «Малахитовая шкатулка». Книга была нарасхват, сказы про Урал понравились и маленьким, и взрослым.
В 1941 году (в начале войны) Бажов писал альманахи для поднятия боевого духа. Но в 1942 году у него начались проблемы со зрением, и тогда Павел Петрович стал читать лекции и возглавил Свердловскую писательскую организацию.
Личная жизнь
Так получилось, что Павел до тридцати лет всего себя отдавал учёбе, потом работе, на яркие романы или сильные чувства к женщинам у него не оставалось времени. Он относился к таким людям, которых судьба награждает великим чувством взаимной любви и счастьем лишь один раз, но на всю жизнь.
Любовь настигла Бажова, когда ему уже было 32 года. Его избранницей стала бывшая ученица, выпускница епархиального училища Валентина Иваницкая. Несмотря на юный возраст (19 лет), девушка была сильной по духу и очень талантливой. Она ответила взаимностью, подарив Павлу Петровичу неисчерпаемую, преданную и нежную любовь.
Они создали идеальную семью; бесконечно уважали друг друга; в болезнях, бедности и в трудных ситуациях всегда сохраняли нежные отношения. У тех, кто знал эту семью, сохранились самые лучшие воспоминания о Бажовых.
У Павла с Валентиной родилось всего семеро детей, но трое из них умерли в младенческом возрасте. Всю свою любовь и заботу супруги подарили выжившим девочкам Ольге, Елене, Ариадне и мальчику Алексею. Все вместе Бажовы смогли пережить и страшную трагедию, когда на заводе совсем в юном возрасте погиб единственный сынок.
Младшая дочь Ариадна говорила, что отец обладал удивительной способностью всегда и всё знать о своих любимых людях. Он работал больше всех, но его душевной чуткости хватало на то, чтобы быть в курсе радостей, огорчений и забот каждого члена семьи.
Павел Петрович ушёл из жизни 3 декабря 1950 года, он похоронен на Ивановском кладбище города Екатеринбурга.
П. Бажов «Серебряное копытце»
Тема: П.Бажов. Серебряное копытце.
Цели : познакомить с биографией и творчеством П.Бажова. совершенствовать навык беглого чтения; работа над жанром «сказ»; обогащать словарный запас; развивать внимание учащихся; учить составлению портретной характеристики героев; воспитывать чувство внимания друг к другу, к животным, к природе.
Оборудование: портрет П.Бажова, учебник, иллюстрации к сказке.
Еле шорохом шурша В класс заходит тишина.
На стульях сидят шалунишки, Листают волшебные книжки.
Ожидание чуда, благости Всех коснется к общей радости.
Тихо, тихо, чуть дыша, Входит сказка не спеша.
2. Работа с портретом писателя
Насупленные брови, добрые, внимательные глаза, большая серая борода – на фотографиях Павел Петрович Бажов выглядит старым, мудрым сказочником. Он и был сказочником. Только герои его сказок жили, казалось, в самых неподходящих для сказок местах: в горных шахтах, среди заводского шума – словом, там, где родился и прожил свою долгую жизнь этот замечательный писатель и человек.
Свои произведения Бажов называл сказами. В его сказах встречаются люди, которые могли бы жить рядом с нами: старик Кокованя, Даренка, Данилушко, искусница Катюша, но рядом с обычными – сказочные: Медной горы Хозяйка, ящерки, Великий Полоз.
3. Биография Бажова
— Что вам известно об этом писателе?
Павел Петрович Бажов родился и прожил жизнь на Урале. Его отец был опытным мастером, а мать писателя была искусной кружевницей. В 20 лет Бажов начал работать учителем. Он много путешествовал по Урал. Изучал окружающий мир, беседовал с рабочими, записывал разговоры и рассказы.
— С какими еще произведениями Бажова вы познакомились самостоятельно?
— Что общего во всех его сказах?
4. Работа с жанром «сказ»
Читая произведение на прошлом уроке, мы с вами споткнулись на определении жанра. Не сказка, а сказ. Я просила вас найти в словаре литературоведческих терминов определение сказа.
Сказ – это форма авторской речи в духе языка и характера того, от чьего имени ведется повествование, например, сказы «Малахитовая шкатулка» П.П. Бажова, произведения Шергина.
— Молодцы, ребята. А я вам на доске написала подсказку:
Сказ – рассказ – сказка.
— Назовите еще слова с таким же корнем.
(сказочник, рассказывать, присказка, подсказка).
— Сказка – это фольклорное или литературное произведение с элементами вымысла и фантастики. В сказках всегда есть назидательный смысл.
Рассказ – это прозаическое произведение, в основном повествовательного характера, в центре которого чаще всего какой-то один эпизод, в котором происходят реальные события.
Получается, что в сказе сочетаются жанры сказа и рассказа.
5.Работа над произведением.
-чтение 1-3 частей сказа.
-Понравился вам сказ? О ком он? Кто главные герои сказа? Опишите Кокованю, Даренку.
-Почему «Серебряное копытце» названо сказом? Это быль или небыль? Что в сказке волшебного? А что было в действительности?
Во время чтения сказки нам встретились непонятные слова. Найдите в словаре учебника значение слов, записанных на доске:
Рукоделие – ручной труд (шитье, вышивание)
Голбчик – припечье со ступеньками для входа на печь
Приказчик – управляющий имением помещика (хозяйством)
Похлебка – жидкая пища, род супа из картофеля или крупы
Пожитки – мелкое имущество, домашние вещи
Балаган – временная легкая деревянная постройка
Бирюзовый – зеленовато-голубой цвет
Душной – запах, идущий от животного
Угрузнешь в снегу – утонешь, погрузишься в снег
Покосные ложки – широкий, длинный овраг (покосы в оврагах).
-Чтение сказа учащимися.
Таким образом, ребята, вы видите, что в сказах герои выдуманные и реальные, настоящие, живущие среди нас, чем-то похожие на нас.
И у рассказчика свое отношение к ним.
— Как вы думаете, что нравится автору в характере Даренки?
— А что понравилось Коковане в ней?
Ответить на этот вопрос вам может помочь отрывок из мультфильма «Серебряное копытце» режиссера Г.Сокольского по сценарию Г.Сапгира.
Эпизод очень серьезный, вдумайтесь в него.
Отрывок из мультфильма, в котором Даренка спрашивает Кокованю: «А ты убьешь его?»
— Так что же Коковане могло понравиться в Даренке?
(Он увидел в ней черты, близкие его душе: доброту, любовь к природе, ожидание чуда).
— Какие черты характера главных героев близки вам или вы хотели бы их иметь?
— Я уверена, ребята, что мудрый сказочник Бажов для этого и писал свои книги, чтобы, прочитав их, каждый из нас захотел стать чуть-чуть добрее, чуть-чуть мудрее, внимательнее друг к другу, чтобы нам захотелось беречь мир, ту природу, в которой мы живем.
Павел Петрович Бажов: биография, семья, творчество, лучшие произведения
Павел Петрович Бажов, биография которого интересна для читателей, написал много замечательных произведений, которые известны всему миру. Он прожил долгую и счастливую жизнь. Несмотря на все политические перевороты, Павел Петрович занимался исключительно литературой. И даже в трудные времена он был на пике признания, славы и популярности.
Детские годы
Павел Петрович Бажов родился в январе 1879 года. Первоначально фамилия отца писалась через «е». Отец, Петр Бажов, был выходцем Полевской волости, но работал он на горнодобывающем участке в городе Сысерти. Он был хорошим работником, вот только начальство никогда его не любило, поэтому пришлось поменять несколько рабочих мест. Основная причина такого отношения начальства к отцу будущего писателя заключалась в том, что он часто уходил в запои.
Мать Бажова, Августа Стефановна, происходила из польских крестьян. Она нигде не работала, а занималась домашним хозяйством. Когда Павел засыпал, она плела кружева и вязала. Если у отца были периоды безработицы, то тогда продавались и ее поделки. Из-за работы по вечерам у нее вскоре испортилось зрение.
Отец и мать всегда по-дружески общались с сыном, потакая ему и прощая все его шалости и проказы.
Образование
Павел всегда был прилежным учеником. Сначала он обучался в земской школе Сысерти, где его хвалили учителя, и всегда учился на отлично. Все предметы ему давались легко, и он просто схватывал их на лету. Сам Бажов вспоминал, что такое хорошее образование он получил благодаря Пушкину, томик стихов которого он однажды решил взять в библиотеке. Тогда библиотекарь пошутил, сказав, что Павел должен выучить наизусть все стихи из этого томика, но тот поверил и выучил.
После этого случая учитель Бажова рассказал другу о своем одаренном ученике, который растет в рабочей семье, но зато знает все произведения Пушкина наизусть. И этот друг помог Павлу получить дальнейшее образование. Сначала будущий писатель сказов обучался в духовном училище Екатеринбурга, а затем поступил еще и в духовную семинарию Перми. После окончания обучения ему было предложено получить церковный сан, но Павел Петрович отказался.
Семья Павла Бажова не была богатой, поэтому, несмотря на желание мальчика учиться дальше в университете, денег не было. К этому времени отец будущего писателя уже умер, поэтому семья жила только на пенсию матери.
Преподавательская деятельность
Писатель Бажов, с биографией которого мы знакомимся, из-за нехватки денег не смог получить университетского образования и вынужден был пойти работать. Он преподавал русский язык и литературу в духовных училищах Камышлова и Екатеринбурга. Ученики любили и преподавателя, и его интересные лекции, на которых он всегда чувственно и эмоционально читал произведения классиков.
Преподаватель Бажов Павел Петрович легко мог заинтересовать любого ученика, даже если тот не желал учиться или у него было плохое поведение. В училище у девочек был обычай: прикалывать атласные ленточки любимым учителям. И вскоре на пиджаке будущего писателя уже не было свободного места.
Участие в политических событиях
Бажов, биография которого тесно связана с литературой, принимал активное участие и в политических событиях. Так, Октябрьскую революцию он принял с большим воодушевлением, так как считал, что она должна была обеспечить счастливое будущее, где не будет социального неравенства.
До 1917 года известный писатель был членом партии социалистов, а затем, во время Гражданской войны, воевал на стороне красных, где и организовывал подполье. Одно время он также занимал должность заведующего профсоюзным бюро. Работал Павел Бажов и в редакции, где выпускали газету. Писатель Бажов призывал бороться с неграмотностью, и даже для этого организовывал школы. А в 1918 году он вступает в Коммунистическую партию.
Творчество Бажова
Еще во время обучения в семинарии и в училище будущий писатель жил в городах, где были дома в несколько этажей и железная дорога. А Павел Петрович, который вырос на лоне природы, скучал по живой природе. Возвращаясь домой, он познакомился и с местным фольклором: сторож Василий Хмелинин всегда рассказывал народные сказы. Его героями были Серебряное Копытце, и Хозяйка Медной горы, и другие, которых со временем можно встретить и в сказах Бажова.
Сам сторож говорил, что все его сказы основаны на старинном житье. Очень нравились его рассказы взрослым и детям. Павел Петрович тоже внимательно слушал повести деда Слышко (как звали его в народе) и старался все запомнить. Именно эти удивительные и волшебные истории привили будущему писателю любовь к фольклорному творчеству.
В 1935 году было опубликовано первое произведение Бажова. Писатель в сказе «Девка Азовка» описывал духа горы Азов. А уже через три года вышел из печати и другой сборник. «Малахитовая шкатулка» при жизни Павла Петровича постоянно пополнялась новыми сказами старожила Хмелинина.
Фольклор Урала
Павел Бажов, годы жизни которого указаны в этой статье (1879-1950), вел тетради, куда собирал уральский фольклор: песни, загадки, легенды и сказания. В 1931 году он посещает конференции на тему русского фольклора, которые проходили в Ленинграде и Москве. Именно на этих конференциях было принято решение не только тщательно изучить колхозно-пролетарский фольклор, но еще и создать сборник, куда бы входил фольклор Урала до революции.
Собирать материал для этого сборника поручили краеведу Бирюкову, но тот не смог найти источников, и вскоре возглавлять такую работу было поручено Павлу Бажову. Но тот собирал этот материал не как ученый, а как писатель. Он не записывал точные паспортные данные, так как его герои все были только из России, обычно с Урала.
Лучшие произведения
За всю свою жизнь Павел Петрович Бажов написал 56 произведений, которые знают и любят дети и взрослые. Это такие сказы, как «Алмазная спичка», «Богатырева рукавица», «Васина гора» и другие. Лучшими произведениями являются следующие сказы Бажова: «Голубая змейка», «Горный мастер», «Каменный цветок», «Малахитовая шкатулка», «Медной горы Хозяйка», «Огневушка-поскакушка» и другие.
Любят читать дети и такую интересную сказку, как «Серебряное копытце», где рассказывается о том, как старик Кокованя решил приютить у себя сиротку Даренку. Однажды рассказал он девочке историю о необыкновенном козле. Стали они жить в одной избе, а вечерами дедушка рассказывал девочке сказки. А однажды он взял девочку с собой на охоту, оставил ее в избушке лесника, а когда вернулся, то вся избушка была завалена драгоценными камнями, которые козлик своим серебряным копытцем набил.
Интересны читателям и такие сказы Бажова, как «Солнечный камень», «Травяная западенка», «У старого рудника», «Хрупкая веточка», «Чугунная бабушка», «Шелковая горка» и другие.
Сказ «Каменный цветок»
Сказ «Каменный цветок» Бажовым был написан в 1937 году. Он вошел в известный сборник «Малахитовая шкатулка». По сюжету старик Прокопьич был лучшим резчиком по малахиту, но вот учеников он всегда учил плохо, так как не видел в них способности к своему делу. А вскоре и вовсе отправлял их обратно. Однажды Прокопьичу отдали сироту Данилку Недокормыша, которому было двенадцать лет. В господском доме Данилка так ничего и не научился делать, лишь рассматривал картины, а когда коров пас, то они у него разбегались в разные стороны.
Прокопьич не только пожалел парнишку, но вскоре привязался к нему всей душой. Быстро тот стал учиться и всем премудростям малахитного дела. А когда он вырос, то настоящим красавцем стал. Прокопьич с ним о невесте стал разговаривать, а тот пока лишь о своем деле говорил, мечтая стать настоящим мастером. Барин однажды, чтобы проверить умения Данилки, заказал ему малахитовую чашу на ножке. И остался доволен результатом работы.
Решил барин женить Данилку на Кате Летеминой. Но вот только не нравилась самому юноше чаша, которую он изготовил: парень считал, что в ней нет жизни, что камень он не прочувствовал. И тут от старого мастера он услышал легенду о каменном цветке, который дает понять силу камня. Захотел Данилка увидеть этот цветок. И перед самой свадьбой молодой резчик по малахиту отправился на Змеиную гору за малахитом, где и повстречался с Хозяйкой Змеиной горы.
Долго он уговаривал ее показать каменный цветок, но она предупредила резчика, что прежней жизни у него после этого не будет. А затем отвела в свой сад, где и был этот прекрасный каменный цветок. Вернулся Данилка домой, весь вечер грустил, а ночью убежал куда-то и больше никто его не видел. Но ходили слухи о том, что его взяла к себе в мастера Хозяйка Змеиной горы.
Сказ «Медной горы Хозяйка»
Когда Степан передает требования Хозяйки Медной горы своему начальнику, то тот не верит и приказывает наказать Степана. Главного героя сажают на цепь в рудник и требуют добыть много малахита. И вот тут снова является Хозяйка Медной горы, которая хвалит Степана за смелость и помогает добыть ему малахит, а также она показывает свое приданое. Она сообщает, что готова исполнить обещание и стать женой молодого человека.
Но Степан не может на ней жениться, так как у него уже есть невеста. Для сиротки Настеньки Хозяйка Медной горы передает в подарок малахитовую шкатулку с драгоценностями. Свои слезы прощания со Степаном она отдает ему, чтобы он смог их продать и разбогатеть.
Вскоре рудник закрывают, Степан женится на Насте, и оба получают освобождение от крепостного права. Но вот счастья он так и не обретает. Теперь он ходит все время грустный и посещает закрытый рудник, где якобы охотится, но добычи никогда никакой не приносит. Однажды его находят на этом руднике мертвым, а в его руке были зажаты медные изумруды. Это были слезы Хозяйки Медной горы, которые он хранил всю жизнь.
Личная жизнь
Что известно о личной жизни Павла Бажова, биографию которого мы описываем? Долгое время он даже не пытался ухаживать за женщинами, хотя часто им нравился. Писатель вел размеренную жизнь холостяка до тридцати лет. Он не только был увлечен литературой, но ждал, когда же в его жизни появится настоящая и искренняя любовь. Поэтому-то в 32 года он и сделал предложение Валентине Иваницкой. Та сразу же согласилась. Валентине Александровне на тот момент было всего лишь девятнадцать лет, и она была его бывшей ученицей.
Этот брак продлился всю жизнь. В семье родилось семеро детей, но трое от болезней умерли еще в младенческом возрасте. А четверых детей они воспитали. Современники вспоминали, что в их доме всегда было уютно и спокойно, и даже быт не омрачал их отношений. Свою жену Павел Петрович всегда называл только ласковыми именами.
Но даже подрастающие дети Бажова, к которым он всегда относился серьезно, как ко взрослым людям, рано пошли работать. Сын Алексей работал на заводе и вскоре из-за несчастного случая погиб. Это стало страшной трагедией для семьи.
Смерть писателя
Незадолго до своей смерти известный писатель перестал писать. Его основным занятием стало читать лекции, которые бы могли укрепить дух и веру народа в годы Отечественной войны. Умер Бажов третьего декабря 1950 года. Похоронен он на Ивановском кладбище в городе Екатеринбурге. В 1967 году в Екатеринбурге, в доме, где жил талантливый писатель, был открыт Дом-музей Бажова. А затем еще один был открыт в селе Бергуль Новосибирской области в 1984 году.
Наследие Бажова
По произведениям известного писателя Павла Бажова сняты кинофильмы. В 1946 году на экраны вышел кинофильм «Каменный цветок», а через четыре года «Тайна зеленого бора». В 2007 году вышел фильм «Золотой полоз». Начиная с 1944 года на основе сказов Бажова были поставлены спектакли и балеты. Это и «Малахитовая шкатулка», и «Каменный цветок» и другие. С 1973 года на основе сказов создавались и мультипликационные фильмы: «Серебряное копытце», «Синюшкин колодец» и другие.