Базилика что это такое кратко
Базилика
Бази́лика (базили́ка) (греч. βασιλική — царский дом) — тип строения прямоугольной формы, которое состоит из нечётного числа (1, 3 или 5) различных по высоте нефов.
В многонефной базилике нефы разделены продольными рядами колонн или столбов, с самостоятельными покрытиями. Центральный неф — обычно более широкий и больший по высоте, освещается с помощью окон второго яруса.
Содержание
Римская базилика
Римляне переняли этот тип строения у греков. Первыми базиликами в Риме были Базилика Порция (184 год до н. э.) и Базилика Эмилия (179 г. до н. э.). При Цезаре было начато строительство базилики Юлия (54 год до н. э.), завершено при Августе. Огромное строение базилики Константина (306—312 гг. см. также Базилика Максенция) стало последним монументальным сооружением римских императоров в Риме.
Также в других городах Италии и римских провинциях началось строительство по типу базилики. Так в 120 году до н. э. в Помпеях была воздвигнута монументальная базилика. Она сильно пострадала при землетрясении в 62 году и к моменту извержения Везувия (в 79 году) так и не была восстановлена. Это самая старая сохранившаяся до наших дней базилика.
В 310 году при императоре Константине была воздвигнута Aula Palatina в Трире.
Базилика в Помпеях
Примечания
Литература
Ссылки
Римские базилики и церкви | ||
---|---|---|
Большие базилики | ||
Христианские | Крестово-купольный храм • Шатровый храм • Базилика • Ротонда • Восьмерик на четверике • Иже под колоколы • Корабль • Надвратный храм • Железная церковь • Зальный храм | |
Буддийские | Пранг • Пагода • Сала • Ступа • Кумбум • Тахото • Так-пху • Чайтья | |
Языческие | Митреум • Моноптер • Нимфеум • Наиск • Капище • Гонтина • Серапеум • Мегалитические храмы Мальты • Мандир | |
План и объёмы | Наос • Пронаос • Опистодом • Неф • Апсида • Четверик • Восьмерик • Капелла • Хоры • Галерея • Средокрестие | |
Помещения | Экзонартекс • Притвор • Венец капелл • Придел • Крипта • Подклет • Карильон • Вима • Амвон • Алтарь • Трансепт • Исповедальня • Эмпоры | |
Несущие конструкции | Столб • Колонна • Аркада • Каркасная система готической архитектуры • Контрфорс • Аркбутан • Нервюра | |
Своды и перекрытия | Арка • Свод • Конха • Парус • Тромп • Барабан • Глава • Купол • Шатёр • Журавец • Закомара • Кокошник • Лемех • Небо | |
Храмовые сооружения | Звонница • Карильон • Колокольня • Кампанила • Капелла • Придел • Баптистерий • Киворий • Гульбище • Клуатр • Трапезная • Мартириум |
Полезное
Смотреть что такое «Базилика» в других словарях:
БАЗИЛИКА — (греч. basilike, от basileus царь). 1) у римлян, крытые общественные здания, предназначенные для суда и торговли и служившие, вообще, гражданам местом собрания для совещаний об общественных делах. 2) теперь храм, построенный в виде продолговатого … Словарь иностранных слов русского языка
Базилика — Базилика. Базиликами в древнем языческом Риме называлисьобщественный здания, предназначенные для суда и торговли, а вхристианский период церкви. Слово Б. латинское по своей форме и греческое по своему происхождению: отbasileuV, basilikoV царь,… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Базилика — (от греч. basilika царский дом; в Афинах портик, где заседал архонт басилей), вытянутое, прямоугольное в плане здание, разделённое внутри продольными рядами колонн или столбов на несколько (большей частью нечётное количество) частей… … Художественная энциклопедия
Базилика — (Казань,Россия) Категория отеля: 3 звездочный отель Адрес: Улица Сары Садыковой 49, Казань … Каталог отелей
базилика — и, ж. basilique f., лат. basilica <гр. basilke царский дом. Прямоугольное (общественное, культовое и т. д.) здание, разделенное рядами колонн. Византийские базилики. БАС 2. От нечего делать мы бродили по окрестностям, осмотрели три… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
БАЗИЛИКА — (от греч. basilike царский дом) прямоугольное в плане здание, разделенное внутри рядами колонн или столбов на продольные части (нефы); средний неф, более высокий, освещается через окна над крышами боковых нефов. В Др. Риме базилики судебные и… … Большой Энциклопедический словарь
БАЗИЛИКА — БАЗИЛИКА, и, и БАЗИЛИКА, и, жен. (спец.). Античная и средневековая постройка (обычно храм) в виде удлинённого прямоугольника с двумя продольными рядами колонн внутри. | прил. базиликовый, ая, ое и базиликовый, ая, ое. Толковый словарь Ожегова.… … Толковый словарь Ожегова
БАЗИЛИКА — БАЗИЛИКА, и, и БАЗИЛИКА, и, жен. (спец.). Античная и средневековая постройка (обычно храм) в виде удлинённого прямоугольника с двумя продольными рядами колонн внутри. | прил. базиликовый, ая, ое и базиликовый, ая, ое. Толковый словарь Ожегова.… … Толковый словарь Ожегова
базилика — мартирий, храм Словарь русских синонимов. базилика сущ., кол во синонимов: 2 • мартирий (5) • храм … Словарь синонимов
Базилика — (греч. basilike – царский дом) – прямоугольное в плане здание, разделенное рядами колонн или столбов на продольные части (нефы). В Древнем Риме базилика – это судебные или торговые здания; позже – один из главных типов христианского храма.… … Энциклопедия культурологии
базилика — и устаревающее базилика … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке
Базилика
В Древнем Риме базилики служили судебными залами, рынками, биржами и пр. В дальнейшем базилика стала одним из основных типов христианских храмов, получив широкое распространение в византийской, сирийской, романской и готической архитектуре; применялась также в архитектуре Возрождения и барокко.
(от греч. basilik – царский дом), прямоугольное в плане здание, разделённое внутри рядами колонн или столбов на продольные части – нефы (как правило, три – пять). Центральный неф, завершающийся апсидой, выше и шире боковых. Базилики появились в Древнем Риме, где служили помещениями для суда и торговли; в Средние века этот тип здания был приспособлен для христианских храмов. В базиликальных храмах к продольным нефам добавился поперечный неф (трансепт) в восточной части. Пересечение продольных нефов и трансепта образует средокрестие и в плане напоминает букву «Т» или т. н. латинский крест (тип креста, который напоминает о распятом Христе). За трансептом, как бы в продолжение продольных нефов, располагался, помимо апсиды, пресбитерий (хор) – прямоугольное в плане помещение, в котором находились певчие и представители духовенства. Средокрестие, хор и апсида – наиболее значимые части храма, где проходят самые торжественные части богослужения. В апсиде размещается алтарь. Стены центрального нефа базилики могут делиться по высоте на два – четыре яруса. Нижний ярус образуется боковыми аркадами, ведущими в соседние нефы. В верхней части стен центрального нефа делали окна. Нередко над аркадами в главном нефе помещали просторные галереи-балконы – хоры, на которых размещалась знать. Перекрытия базилик могли быть как деревянными (плоские или с открытыми стропилами крыши), так и каменными (своды). Снаружи, у западного фасада, базилику, как правило, дополняли башни, которые могли служить колокольнями. Интерьеры базилик украшали фрески, мозаики, нарядные ткани и ковры, резные скамьи, драгоценная церковная утварь.
Базилика. План: 1 – центральный неф; 2 – боковые нефы; 3 – трансепт; 4 – средокрестие; 5 – пресбитерий; 6 – апсида (хор)
Конструкция базилики имела символическое значение: церковь, согласно христианскому вероучению, – это тело Христа, принёсшего добровольную жертву во искупление людских грехов. Неф (лат. navis – корабль) – символ спасения человеческих душ. Апсида с алтарём ориентирована на восток, где восходит солнце («незаходимым солнцем» называли Христа). Главный вход находился в западной части храма. На стене над входом обычно помещали сцены Страшного суда. Двигаясь к алтарю, верующие как бы проходили путь покаяния и очищения, дающий человеку надежду войти в Царствие Небесное.
Интерьер базилики Сан-Франческо. Флоренция
Многие базилики являются выдающимися памятниками раннехристианской (Сант-Аполлинаре Нуово и Сант-Аполлинаре ин Классе в Равенне, Италия, 6 в.), романской (Сантьяго-де-Компостела, Испания; Сен-Сернен в Тулузе, Франция; обе – 11–13 вв.) и готической архитектуры (соборы в Париже, Кёльне, Праге, Толедо, Солсбери).
Полезное
Смотреть что такое «Базилика» в других словарях:
БАЗИЛИКА — (греч. basilike, от basileus царь). 1) у римлян, крытые общественные здания, предназначенные для суда и торговли и служившие, вообще, гражданам местом собрания для совещаний об общественных делах. 2) теперь храм, построенный в виде продолговатого … Словарь иностранных слов русского языка
Базилика — Базилика. Базиликами в древнем языческом Риме называлисьобщественный здания, предназначенные для суда и торговли, а вхристианский период церкви. Слово Б. латинское по своей форме и греческое по своему происхождению: отbasileuV, basilikoV царь,… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Базилика — (Казань,Россия) Категория отеля: 3 звездочный отель Адрес: Улица Сары Садыковой 49, Казань … Каталог отелей
базилика — и, ж. basilique f., лат. basilica <гр. basilke царский дом. Прямоугольное (общественное, культовое и т. д.) здание, разделенное рядами колонн. Византийские базилики. БАС 2. От нечего делать мы бродили по окрестностям, осмотрели три… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
БАЗИЛИКА — (от греч. basilike царский дом) прямоугольное в плане здание, разделенное внутри рядами колонн или столбов на продольные части (нефы); средний неф, более высокий, освещается через окна над крышами боковых нефов. В Др. Риме базилики судебные и… … Большой Энциклопедический словарь
БАЗИЛИКА — БАЗИЛИКА, и, и БАЗИЛИКА, и, жен. (спец.). Античная и средневековая постройка (обычно храм) в виде удлинённого прямоугольника с двумя продольными рядами колонн внутри. | прил. базиликовый, ая, ое и базиликовый, ая, ое. Толковый словарь Ожегова.… … Толковый словарь Ожегова
БАЗИЛИКА — БАЗИЛИКА, и, и БАЗИЛИКА, и, жен. (спец.). Античная и средневековая постройка (обычно храм) в виде удлинённого прямоугольника с двумя продольными рядами колонн внутри. | прил. базиликовый, ая, ое и базиликовый, ая, ое. Толковый словарь Ожегова.… … Толковый словарь Ожегова
базилика — мартирий, храм Словарь русских синонимов. базилика сущ., кол во синонимов: 2 • мартирий (5) • храм … Словарь синонимов
Базилика — (греч. basilike – царский дом) – прямоугольное в плане здание, разделенное рядами колонн или столбов на продольные части (нефы). В Древнем Риме базилика – это судебные или торговые здания; позже – один из главных типов христианского храма.… … Энциклопедия культурологии
базилика — и устаревающее базилика … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке
БАЗИЛИКА
БАЗИЛИКА (от гр. basilike – царский дом) – тип здания, прямоугольный в плане, состоящий из нечетного количества (3 или 5) разных по высоте нефов (лат. navis – корабль), разделенных продольными рядами колонн или столбов, имеющих самостоятельные покрытия. Более широкий и высокий центральный неф освещается окнами второго яруса и завершается апсидой (лат. absida, гр. hapsidos – свод, арка), покрытой полукуполом. Входом в базилику служит поперечный объем – нартекс (от гр. «ларчик», «шкатулка») – притвор, входное помещение, примыкающее обычно к западной стороне христианских храмов, реже к 3 сторонам храма. В раннехристианских и средневековых храмах нартекс предназначался в для лиц, не имевших права входить внутрь главного помещения, т.н. оглашенных, готовых принять христианство.
В Афинах базиликами называли место заседания архонта – базилея, чей трон располагался в конце среднего нефа, в апсиде.
В Древнем Риме базилики – гражданские здания для торговли, судопроизводства и политических собраний, часто размещавшиеся на Форумах. В центральном нефе располагался зал заседаний, в одном из концов которого в полукруглой апсиде, иногда отделенной от остального зла колоннадой, возвышался трибунал с местами для судейских чиновников, адвокатов. Среднее, более высокое, место принадлежало квестору или претору. Перед апсидой находился алтарь для жертвоприношений. Алтарь (лат. altaria, altus – высокий) – жертвенник, поднятый на высокий, украшенный скульптурой цоколь. Вход устраивался с торца или через боковой неф.
Первые христианские храмы воспользовались базиликальной планировкой, а также термином «базилика». В первых церквях в центре апсиды, завершающей неф, располагался алтарь – стол, где совершали богослужения, украшенный скульптурой, золотом, драгоценностями. Алтарем также называлась вся восточная часть храма, отделенная алтарной преградой, а в православном – иконостасом. В католическом храме название алтарь перешло и на воздвигавшуюся на нем или за ним декоративную стенку, обычно украшенную живописью и скульптурой. В глубине апсиды стоял трон епископа, а по полукружью кресла других священнослужителей. Средний неф предназначался для ритуальных процессий, левый боковой первоначально отводился для женщин, правый – для мужчин. В покрытиях базилик Древнего Рима применялись открытые деревянные конструкции, уступившее позднее место сводчатым перекрытиям. Христианские базилики часто строились с одним или двумя поперечными нефами– трансептами (лат. transeptum от лат. trans – за, septum – букв., ограда), пересекающими под прямым углом основные (продольные) нефы. Трансепт появился при необходимости увеличить пространство перед алтарем и апсидой, и его расположение преобразовало план храма в латинский крест (в православных храмах – в православный крест).
С развитием христианства базилики становятся основным типом храма и получают дальнейшее развитие в византийской, романской, готической архитектуре, а также используются, как тип здания, в эпоху Возрождения и барокко. Форму базилик могут иметь различные здания общественного назначения.
Самыми древними базиликами считаются базилика Порция (184 до н.э.), базилика Эмилия (179 до н.э.), базилика Юлия (12), базилика Ульпия (113), базилика Максенция-Константина (306–312). Среди известных базилик базилика Сант-Нуово в Равенне (нач. 6 в.), Собор в Пизе (1063–1118), Собор Нотр-Дам де Пари в Париже (1163–1114 в.), Собор Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции (1296–1461), Собор Св. Петра в Риме (1506–1612).
Базилика Максенция – Константина
Базилика Максенция – Константина на Римском форуме (306–312) – трехнефное сводчатое здание площадью 6 тыс. кв. м. Колоссальный по ширине средний неф (80–25 м), завершаемый полукруглой апсидой, перекрыт тремя крестовидными сводами, которые опирались на восемь столбов и поддерживались снаружи контрфорсами. Наружные стены прорезаны ярусами арочных пролетов. Первоначально вход располагался на восточной стороне здания, где находился нартекс. Позже вход перенесли на южную сторону здания. Это один из величественнейших образцов античной архитектуры, положивших начало строительству многочисленных христианских храмов последующих столетий.
Собор в Пизе – Собор Санта Мария Ассунта
Собор в Пизе – Собор Санта Мария Ассунта (1063–1118). Храм был построен в ознаменование морской победы г.Пизы над г.Палермо. В начале 12 в. его расширили и завершили декорировку фасада. Пятинефный собор, план которого представляет собой форму латинского креста, прорезан трансептом. Апсида украшена двухъярусной колоннадой, а также бронзовыми рельефными вратами Сан Раньери, которые ведут в капеллу.
Нотр-Дам де Пари
Нотр-Дам де Пари (Собор Парижской Богоматери) – величайшее сооружение ранней готики. Построен на месте древнеримского храма Юпитера, позже замененного христианской базиликой. Строительство велось с 1163 до 1345, однако из-за разрушений, войн собор сильно обветшал и уже в 1793 был под угрозой сноса. В 1802 собор вновь освящен, а с 1844 по 1864 архитектором Виолле-ле-Дюком производилась его реставрация. Фасад собора разделен по вертикали на три яруса, в центральном ярусе которого находится окно-роза (1220–1225) диаметром 10 м. По ширине фасада проходит т.н. «галерея королей». Интерьер собора (длина – 130 м, ширина – 50 м, высота – 35 м) разделен цилиндрическими пятиметровыми столбами на пять нефов, вокруг трансепта проходит двойная галерея.
Собор Санта-Мария дель Фьоре
Собор Санта-Мария дель Фьоре (Св. Мария с цветком) во Флоренции построен на месте церкви Санта Репарата. Работы начались в 1296 архитектором Арнольфо ди Камбио (1265–1302) и продолжались зодчими Джотто (1267–1337), Андреа Пизано (1295–1348/49), Франческо Таленти (1300–1369) до 1375. Для возведения купола был объявлен конкурс, победителем которого стал Брунеллески (1377–1446). Строительство восьмигранного купола велось с 1420 по 1434, а завершено в 1461 установкой на нем фонаря в виде небольшого храма с позолоченным шаром наверху. Пустотелый купол высотой 91 м опирается на барабан диаметром 45,52 м. Вместе с фонарем высота купола 107 м. По размерам собор занимает четвертое место в мире (длина – 153 м, ширина – 38 м, ширина в месте трансепта – 90 м).
Собор Святого Петра
Собор Святого Петра в Ватикане. На месте мученической смерти и захоронения Святого Петра, апостола Иисуса Христа, была возведена его усыпальница, позже перестроенная в небольшую базилику (324–349). Начавшаяся при папе Николае V (1447–1455) реконструкция старой базилики была приостановлена, но вновь возобновлена в 1506 при папе Юлии II (1503–1513). По плану Донато Браманте (1444–1514) новый храм должен был иметь в плане греческий крест, поэтому большая часть старой базилики была разрушена. Среди знаменитейших архитекторов и художников, работавших над возведением собора, был Микеланджело Буонарроти (1475–1564), который видоизменил проект Браманте, увеличив размеры собора и увенчав его огромным куполом. Однако позже, при папе Павле V (1605–1621), было принято решение вновь перепланировать базилику и вернуться к идее латинского креста. С этой целью с каждой стороны здания были добавлены по три капеллы и увеличен неф до размеров современного фасада, над которым работали с 1607 по 1612. Это один из величайших соборов мира, построенный в форме базилики.
История зарубежного искусства. – М., «Изобразительное искусство», 1984
Флоренция. Город и его шедевры. Флоренция, Casa Editrice Bonechi, 1994
Джулиано Вальдес. Искусство и история. Пиза. – Флоренция, Casa Editrice Bonechi, 1995
Джованна Маджи. Весь Париж. Флоренция, Casa Editrice Bonechi, 1995
Рим и Ватикан. – Флоренция, Casa Editrice Bonechi, 1997
Оксфордская иллюстрированная энциклопедия. М., «Весь Мир», 2001
Искусство Древнего мира. Энциклопедия.М., «ОЛМА-ПРЕСС», 2001
Значение слова базилика
Словарь Ушакова
Средневековый мир в терминах, именах и названиях
(от греч. basilike — царский дом) — в ант. и средневековой культуре здание вытянутой прямоугольной формы, разделенное на несколько продольных проходов-нефов рядами колонн или столбов. Средний (главный) неф, как правило, выше и шире боковых и освещается через окна над крышами боковых нефов. С утверждением христианства б. стала одним из основных типов храмов, центр, неф которого завершается ориентированной на восток апсидой, где находится алтарь. Постепенно б. приобрела форму лат. креста.
Культурология. Словарь-справочник
(греч. basilike – царский дом) – прямоугольное в плане здание, разделенное рядами колонн или столбов на продольные части (нефы). В Древнем Риме базилика – это судебные или торговые здания; позже – один из главных типов христианского храма.
Католическая Энциклопедия
(базилика, базилика) (греч. βασιλική — царский дом)— тип строения прямоугольной формы, которое состоит из нечётного числа (3 или 5) различных по высоте нефов.
Нефы разделены продольными рядами колонн или столбов, с самостоятельными покрытиями. Центральный неф — более широкий и больший по высоте, освещается с помощью окон второго яруса и завершается апсидой (лат. absida, гр. hapsidos — свод, арка), увенчанной полукуполом.
Входом в базилику является поперечный объём — нартекс — притвор, входное помещение, которое обычно примыкает к западной стороне христианских церквей. В храмах раннехристианского и средневекового периодов нартекс был предназначен для прихожан, не имевших разрешения входить внутрь главного помещения, т. н. оглашенных, готовых принять христианство.
Римляне переняли этот тип строения у греков. Первая базилика в Риме была Базилика Эмилия (179 г. до н. э.). При Цезаре было начато строительство базилики Юлии (54 г до н. э.), завершено при Августе. Огромное строение базилики Константина (306—312 гг. см. также Базилика Максенция) стало последним монументальным сооружением римских императоров в Риме.
Также в других городах Италии и римских провинциях началось строительство по типу базилики. Так в 120 году до н. э. в Помпеи была воздвигнута монументальная базилика. Она сильно пострадала при землетрясении в 62 году и к моменту извержения Везувия (в 79 году) так и не была восстановлена. Это самая старая сохранившаяся до наших дней базилика.
В 310 году при императоре Константине была воздвигнута Aula Palatina в Трире.
Архитектурный словарь
вытянутое, прямоугольное в плане здание, разделенное внутри продольными рядами колонн или столбов на несколько (преимущественно нечетное количество) частей (нефов), имеющих самостоятельные перекрытия. Средний неф всегда выше боковых, так что верхняя часть его стен, прорезанная окнами, выступает над крышами боковых нефов. Первые христианские базилики имели деревянное открытое строительное перекрытие, которое позднее сменилось каменным сводчатым.
(Архитектура: иллюстрированный справочник, 2005)
Здание с вытянутым прямоугольником в основе плана, расчлененное внутри продольными рядами колонн или столбов на нефы.
(Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995)
(Словарь терминов архитектуры. Юсупов Э.С., 1994)
Античный мир. Словарь-справочник
здание прямоугольной формы, разделенное рядами колонн на несколько нефов. Получила название от места заседания архонта-басилея в Афинах. В Древнем Риме предназначалась для судебных заседаний и других публичных собраний, здесь же заключались торговые сделки. В глубине б. находилась трибуна для выступающих. По типу б. стали строить христианские храмы. Б. получила свое дальнейшее развитие в византийской, романской и готической архитектуре.
Колпинский Ю.Д., Бритова Н.Н. Искусство этрусков и Древнего Рима. М., 1983. С. 107-110.
2) форма раннехрист. церкви, с высоким вертикальным нефом, кончающимся апсидой, к-рый фланкирован двумя более низкими боковыми нефами и перекрыт деревянной крышей.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под ред. В.Н.Ярхо. М., 1995.)
Православие. Словарь-справочник
здание, предназначавшееся в Римской империи для гражданских собраний (торговых и судебных). В некоторых местностях римские базилики после некоторых изменений были превращены в христианские храмы. В своем плане христианская базилика представляет собой прямоугольник, который в длину в два раза больше, чем в ширину. Внутреннее пространство базилики разделяется в длину двумя или четырьмя рядами колонн на три или пять продолговатых частей, которые называются нефами. На восточной стороне прямоугольника, по числу нефов, устроено соответствующее количество (три или пять) алтарных полукружий (см. Апсида). Если церковь небольшая, то она не разделяется на нефы и у нее одно алтарное полукружие. В противоположной алтарным полукружиям части базилики помещается притвор (нарксис) и портик, составленный из колонн. Средний неф шире и выше боковых, и между его колоннами, в стенах, над кровлей боковых нефов, помещаются окна, которые освещают базилику. Перед христианской базиликой обыкновенно находился колодец или фонтан с надписью, предлагавшей верующему перед вступлением в храм омыть себе нe только лицо и руки, но и душу. При входе в базилику было отделено в ширину храма место для оглашенных. В боковых нефах стояли в правом – мужчины и в левом – женщины. В среднем было отгорожено место для низшего духовенства и певчих. В этом же месте находились две кафедры: одна для чтения Евангелия, другая для чтения посланий и произнесения проповедей. Высшее духовенство занимало конец центрального нефа, который имел возвышение и был отгорожен, как в римских судебных базиликах. В середине алтарного полукружия стояло кресло епископа; по бокам его – седалища для священников, а диаконы стояли направо и налево при входе в алтарное полукружие, перед которым возвышался алтарь с дарохранительницей под балдахином на четырех колонках. В последующее время, с утверждением христианства, базиличный тип храма долго сохраняется на Западе (до XI в.) и приобретает новые черты: здание приняло форму латинского креста, появились купола, как правило, одного диаметра. На Востоке базилика в дальнейшем была вытеснена крестово-купольным храмом.
Скифы. Византия. Причерноморье. Словарь исторических терминов и названий
Вестминстерский словарь теологических терминов
♦ ( ENG basilica)
Энциклопедический словарь
Словарь Ожегова
БАЗИЛИКА, и, и БАЗИЛИКА, и, ж. (спец.). Античная и средневековая постройка (обычно храм) в виде удлинённого прямоугольника с двумя продольными рядами колонн внутри.
| прил. базиликовый, ая, ое и базиликовый, ая, ое.
Словарь Ефремовой
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
— базиликами в древнем языческом Риме назывались общественные здания, предназначенные для суда и торговли, а в христианский период — церкви. Слово Б. — латинское по своей форме и греческое по своему происхождению: от βασιλεύς, βασιλεχός — царь, царский. Это греческое название указывает на греческое происхождение подобных зданий, и действительно мы знаем, что в V в. до Р. X. существовало в Афинах здание, известное под названием βασιλεως στοά. Эта «стоя» была местом судебных отправлений, и в ней, по свидетельству Павзания, «заседал архонт в течение его годичного управления государством». Есть также основание полагать, что она служила иногда местом собрания ареопага и была центром письменного афинского законодательства. О форме этого здания мы, к сожалению, ничего не знаем, потому что до нас не дошло ни развалин его, ни каких-либо описавий древних авторов. Все же исторические и археологические соображения по этому поводу представляют собой лишь более или менее вероятные гадания и потому особенного внимания не заслуживают. Несомненно только одно, что это было здание с колоннами, потому что греч. «стоя» соответствует лат. «портик», что обозначает часть здания, образуемую колоннами. Такие «стои» были не в одних только Афинах, но также в Спарте, Пирее и Агригенте. Принимая во внимание распространенность зданий этого типа в Греции, несомненное влияние греческой архитектуры на римскую и наконец, то обстоятельство, что первые Б. в Риме появляются лишь во II веке до Р. X., следовательно, почти на два с половиной века позже чем в Греции, можно принять за несомненный факт, что базиличная форма зданий была заимствована римлянами, как и многое другое, у греков. Первая Б. в Риме была построена в 184 г. до Р. X. у форума Порцием Катоном и была названа по имени своего основателя «Порциевой». Ее назначение состояло в том, чтобы заменять отчасти форум, т. е. быть местом разных отправлений общественной жизни, как, напр., судебных, политических и торговых. Она сгорела в 62-м году до Р. X.
Пример Катона нашел многих подражателей, и в Риме после него строится целый ряд базилик, каковы, напр., Фульвиева и Эмилиева, названная так по имени своих строителей, цензоров Фульвия Нобилиора и Эмилия Лепида; «Семпрониева», сооруженная Тиверием Семпронием Гракхом, и затем «Опимиева», построенная Люцием Опимием. Все эти базилики прилегали к форуму и были построены до Августа; от них теперь не осталось никаких следов. К счастью, до нас дошли остатки и развалины нескольких более поздних базилик, которые дают нам возможность сделать достоверные выводы о форме и расположении этого рода сооружений; такова, напр., базилика «Юлиева», начатая Юлием Цезарем и оконченная Августом; базилика «Ульпиева», построенная при императоре Траяне, затем колоссальная базилика Константина в Риме.
Одной из самых великолепных базилик Рима была Ульпиева, сооруженная греком Аполлодором Дамасским, любимым архитектором императора Траяна в 111—114 гг. по Р. X. и названная так в честь рода Ульпиев, к которому принадлежал император. Остатки ее мы до сих пор видим на форуме Траяна в Риме, около колонны этого императора. Траянов форум раскопан в настоящее время только в небольшой своей части и теперь представляет собой прямоугольную яму, над которой, как набережные над рекой, высятся прилегающие улицы нового Рима. Б. приходится поперек ямы, так что открыта ее средняя часть, а концы до сих пор еще не откопаны, и всю форму ее мы можем определить только с помощью того же плана Капитолийского музея, где она изображена на обломке XIV в. Она значительно превосходила своими размерами Юлиеву и имела около 50 сажень длины и 25 сажень ширины. В середине находилась длинная зала, обнесенная двумя рядами колонн и наружной стеной, так что, в сущности, подобно предыдущей, она была разделена колоннами на пять нефов, из которых средний, образующий залу, был очень велик и имел 11 сажен ширины. К одной из узких сторон ее примыкала большая полукруглая ниша, называемая трибуной, абсидой или конхой (раковиной) для судей; по бокам ее были расположены лестницы, ведшие в галереи 2-го этажа. По трем свободным сторонам, посередине их, было устроено по несколько выходов. Если стать лицом к абсиде, то с правой стороны Б. были две симметричные продолговатые пристройки, которые, по мнению нкоторых археологов, были хранилищами латинских и греческих книг. Они не доходили несколько до середины, оставляя свободным вход и образуя своими короткими сторонами, вместе с оставшейся свободной частью стены базилики, квадратную площадку, в центре которой стоит Траянова колонна. Основание Б. было мраморное, а кровля бронзовая. Она была так великолепна, что Константин Великий признал ее «единственным зданием во всей вселенной».
Сравнительно весьма хорошо сохранилась в нижних своих частях базилика в Помпее.
План базилики в Помпеях.
Она точно так же представляет собой продолговатое здание, длина которого почти в три раза превосходит его ширину, но только внутри ее не четыре, а два ряда колонн, которые разделяют ее всего лишь на три нефа. На одной из узких сторон ее колоннады пять входов, а на противоположной — возвышение, или эстрада, для судей, которая заменяет абсиду. Есть очень серьезное основание полагать, что средний неф этой базилики был выше боковых. Она была основана в I веке до Р. X. и вскоре перестроена после пожара архитектором М. Арторием.
Эти две базилики без всякого сомнения имели горизонтальное, балочное, так называемое архитравное покрытие, т. е. плоский потолок, как в наших нынешних домах.
Остается еще сделать краткий очерк базилики Константиновой, которая находится в Риме против Палатинского холма, близ форума, примерно на линии зданий, расположенных на его северной стороне. План ее — прямоугольник довольно близкий по своей форме в квадрату, длина которого равна 43 саж., а ширина 33 саж. Длинной стороной она обращена к Палатину и имеет посередине с этой стороны вход. Четырьмя громаднейшими пилонами (столбами, поддерживающими своды) она разделена на три очень широких нефа; боковые два ниже и покрыты цилиндрическими сводами; средний, имеющий около 10 саж. ширины, был покрыт тремя колоссальными крестовыми сводами; он освещался тройными окнами, расположенными выше крыши боковых нефов. Против главного входа со стороны Палатинского холма, в противоположной стене, расположена полукруглая абсида; точно так же на короткой правой (считая от главного входа) стороне расположен против центрального нефа вход, а против него, в конце этого же нефа, расположена также абсида. Весьма многие данные заставляют полагать, что Б. эта начата Максенцием, окончена после поражения его Константином Великим в III — IV в. после Р. X. и названа Константиновой. Остов ее северной части сохранился еще довольно хорошо и своей колоссальностью до сих пор еще производит подавляющее впечатлние.
Сводя теперь различные данные, добытые путем рассматривания дошедших до нас остатков римских Б., мы можем прийти к следующим выводам: 1) что это были большие продолговатые здания, которые располагались близ городских площадей, 2) что они разделялись несколькими рядами колонн на нечетное число пролетов, или нефов, из которых средний был самый широкий и высокий, 3) что боковые нефы представляли собой двухэтажные галереи, и что они покрывались в раннюю эпоху балками, а позже сводами, 4) что в них устраивалась всегда абсида, или эстрада для суда. Для большей ясности прибавим, что внутреннее устройство Б. очень напоминает собой главные залы петербургского и московского дворянского собрания, хорошо известные жителям наших столиц: сама зала — это средний неф; проходы за колоннами и хоры — это двухъярусные галереи боковых нефов, а эстрада для музыкантов — это судейская трибуна; зала освещается верхними окнами, т. е. окнами, расположенными вверху среднего нефа, в стене над колоннами.
Перейдем теперь к назначению всех этих частей: в базиликах консул или претор изустно разбирал тяжбы римских граждан, причем середина служила обыкновенно местом суда, а боковые части заняты были местными законниками (юрисконсультами), к которым во время судебных заседаний обращались за советами. Там же пробовали свои силы и уменье говорить приготовлявшиеся к адвокатуре. В абсиде, покрытой обыкновенно полусферическим сводом, ставился судейский трибунал (возвышение с несколкими ступенями для подъема и курульским креслом), где сидел консул или претор. Перед трибуналом было достаточно места для публики, приходившей судиться. Секретари (scribae) сидели поотдаль, по бокам трибунала, и к ним можно было проходить по боковым нефам, не тесня толпу в Б. Что касается внутренней жизни древнеримской Б., то превосходную картинку ее дает Буассье в своих «Promenades arch è ologiques» (Пар., 1880 г.) при описании Юлиевой Б. «От нее остался, — говорит он, — мраморный помост, который возвышается над уровнем прилегающих улиц и занимает площадь в 4500 кв. метр. (около 2100 кв. саж.). По следам колонн и столбов, поддерживавших своды здания, можно восстановить его план. Оно состояло из большой средней залы, предназначенной для судебных отправлений, она была настолько велика, что в ней помещались четыре суда, которые заседали или вместе, или порознь. Там решались важнейшие в государстве гражданские дела, и Квинтилиан, Плиний Младший и другие знаменитые защитники того времени стяжали себе здесь блестящие лавры. Двойной ряд портиков окружал эту большую залу; они были тогда излюбленным местом прогулок и развлечений для мужчин и женщин. Недаром же Овидий советует молодежи укрываться там от палящего полуденного зноя: там бывала такая многолюдная и разнородная толпа! Но не одни только щеголи и легкомысленные искательницы приключений наполняли собой портики Юлиевой Б.; немало приходило туда и простого народа, и праздношатающихся, и людей без дела, которых было столько в этом великом городе, где государи и богачи заботились о прокормлении и развлечении бедняков. Люди эти оставили свои следы на полу Б.: его мраморная выстилка исцарапана множеством кругов и квадратов, пересеченных большей частью прямыми линиями, которые подразделяли их на отдельные части. Они служили для римлян чем-то вроде шашечных досок для игры, страсть к которой была невероятно развита у этих праздных людей. Здесь играли не одни только простые граждане: Цицерон в своих «Филиппиках» говорит об одном весьма важном человеке, который, не краснея, играл перед целым форумом. В последние времена республики пытались законом подавить эту страсть, но он остался без применения, игра продолжалась во все время существовании империи, и свежие черты, которые бороздят пол Юлиевой Б., свидетельствуют, что игра шла до последних минут древнего Рима. Б. была довольно высока: над первым этажом портиков шел второй, куда вела лестница, следы которой заметны еще до сих пор. Из этого этажа видна вся площадь; отсюда Калигула бросал деньги в толпу, забавляясь тем, что народ давит друг друга. Отсюда же было видно, что делается внутри Б., и можно было следить за речами защитников. Плиний рассказывает, что когда он вел одно важное дело, защищая интересы дочери, лишенной отцом наследства, который восьмидесяти лет увлекся интриганткой, толпа была так велика, что не только наполняла собой всю залу, но даже и верхние галереи были переполнены мужчинами и женщинами, пришедшими его послушать».
Таковы были Б. в римском зодчестве. Вместе с падением его должна бы погибнуть и Б., как строительная форма; но она была, так сказать, подхвачена и следовательно, спасена христианством, которое стало придавать базиличную форму своим первым храмам. Влияние римских общественных Б. в этом случае несомненно. Из древнехристианского искусства Б. перешла в средневековое и, преобразовываясь и развиваясь, просуществовала, как самостоятельная и архитектурная форма, вплоть до появления стиля Возрождения. — О древнехристианской Б. см. «Древнехристианское зодчество»; о средневековых Б. см. в ст. «Романское зодчество» и «Стрельчатое зодчество».
Литература : M. Vitruvii Polltonis, «De architectura» (libri decem, Лейпциг, 1836 г.); L. B. Alberti, «De re aedificatoria» (Флоренция, 1845 г.); Gaston Boissler, «Promenades arch è ologiques» (Пар., 1880); Zestermann, «Die antiken und die christlichen Basiliken» (Лейпц., 1847 г.); I. A. Messmer, «Ueber den Ursprung, die Entwickelung und Bedeutung der Basilica in der christl. Baukunst» (Лейпц., 1834 г.); W. Weiug ärtner, «Ursprung and Entwikeluug des christlichen Kirchengebä udes» (Лейпц., 1858); F. Kugler, «Der rö mische Basilikenbau» («Kunstblatt», 1842 г., № 86); Oscar Mothes, «Die Basillkenform bei deu Christen der ersten Jahrhunderte» (Лейпц., 1865 г.); H. Покровский, «Происхождение древнехристианской Б.» (СПб., 1880 г.); Красносельцев, «О происхождении христианского храма» (Казань, 1880 г.).