Базилика херсонес что это
Базилика VI века в Херсонесе, часть 9
В Херсонесе археологами открыто множество христианских храмов. Пожалуй, наибольшее их число встречаются в Северном районе города. Особый интерес представляет средневековая базилика, которая была раскопана в 1935 году. На сегодняшний день она является основной визитной карточкой древнего полиса. В путеводителе числится, как Базилика VI века в Херсонесе или «Базилика 1935 года».
Базилика VI века в Херсонесе
Церковь выполнена в форме удлиненного четырехугольника, наподобие спасительного Ноевого ковчега. Основное её помещение разделено продольными колоннами на три отдела, так называемых нефа.
Прежде, чем попасть в сам храм, верующие проходили сквозь притвор (нартекс). К базилике была пристроена крытая галерея (экзонартекс). Она расположилась с западной стороны строения. Основной вход в базилику производился именно через неё.
Центральный молельный зал был выше. Это позволяло сделать некоторое освещение для всего помещения. Восточная часть центрального нефа заканчивается алтарной апсидой, что свойственно для классического средневекового храмового стиля в Ромейской империи. Алтарь имеет довольно внушительные размеры, как впрочем, и вся культовая постройка. Какое-то время храм мог иметь статус главной церкви города.
Планировка базилики
Вообще, греческой традиции свойственно планировать базилики следующим образом. Внешне храм мало отделывался и выглядел совершенно аскетично, но зато внутри украшался богатой смальтовой мозаикой. Такая традиция соответствовала внутренней жизни христианина. Снаружи верующий прост, но зато внутренний мир его полон и богат дарами Святого Духа. В сердце верующего изливается благодать Господа. Это и хотели потомки колонистов отобразить в храмовом базиликальном искусстве.
Базилика VI века в Херсонесе стоит в живописном месте у самого берегу моря. По праву она может считается основной и самой красивой визитной карточкой древнего греческого городища.
Базилика херсонес что это
Не уместилась вся статья на одной странице, поэтому пришлось сделать перенос с продолжением. Итак, часть вторая путешествия по местам силы Херсонеса.
Можно предположить, что малая базилика была частично выстроена из материалов большой в следствие разрушения большой и уменьшения количества прихожан в этот храм. Но, давайте задумаемся, почему по сей день множество женщин интуитивно стремится попасть в это место. Что их так сюда влечет?
Внутри храмового комплекса, в его алтарной части и по сей день стоит обломок колонны, на котором лежит капитель. Словно алтарь все еще сохранился и периодически на нем можно обнаружить оставленные кем-то цветы и фрукты. Неоднократно приходилось наблюдать за тем, как гуляющие по Херсонесу женщины, а именно они чаще всего являются посетителями этого комплекса, заходили внутрь малой базилики и осторожно, словно боясь нарушить тишину внутри себя, ступали по мраморным плитам пола, подходили к «алтарю» и прикасались к нему, словно это была не обычная колонна, а нечто живое.
Так вот, по одной из херсонесских легенд, храм Артемиды Таврополы был двухэтажным. На первом этаже стояла отнятая у тавров (в следствии чего и возникли раздоры между таврами и греками) антропоморфная деревянная статуя таврского божества, которое греки именовали Девой, и куда могли входить только служители храма и только по разрешению верховной жрицы, а на втором этаже комплекса была установлена беломраморная статуя Артемиды Таврополы, доступ к которой был у всех горожан.
А теперь допустим версию археологов. действительно, в 10 ст. н.э. могло быть крупное землетрясение. Каждое столетие в Крыму случались землетрясения, последствия которых и по сей день мы можем видеть.
Последнее крупное землетрясение случилось в 1927 году, повлекшее множество разрушений. Если такое землетрясение было в 10 ст., то почему столь почитаемый храмовый комплекс, построенный еще до нашей эры не мог подвергнуться разрушению и в целях экономии из огромного комплекса была сооружена (восстановлена) малая базилика, внутри которой и находилась та самая антропоморфная статуя таврской Дивы, столь почитаемая херсонеситами?
Статуя возможно уже и не существовала, но сохранилась память о Деве-Диве и потому место это оставалось почитаемым и многие тысячелетия спустя. Афинский Парфенон тоже в свое время был посвящен Афине Палладе, а в следствии падения культа древнегреческой богини и изменения мышления человечества остался так же столь почитаемым как и прежде, но только с разницей в том, что был уже посвящен БогоМатери, Пресвятой деве Марии. И что изменилось? Одна форма женского проявленного принципа сменилась другой, от чего лишь возникли перемены к лучшему.
Именно так случилось и с храмом Артемиды Таврополы. После появления христианства в Херсонесе и его распространения как государственной религии, подвластный Византии полис Херсонес просто сменил вывеску на храме. И храм от девы Артемиды перешел в ведение девы Марии, что по своей сути ничего не изменило. Одна форма проявления женского начала сменила другую. А люди и по сей день приходят к этому месту, входят внутрь храма без стен и молят БогоМатерь о помощи в разрешении своих задач или просто с благодарностью оставляют Ей дары.
Но, это все отступление и образ Артемиды и Аполлона следует рассматривать, как образ Единого, взаимодействие мужского и женского принципов. А пока мы отправляемся далее, к Туманному колоколу, находясь под которым можно загадать желание и через время оно обязательно исполнится.
Честно признаюсь, я не знаю почему и как это работает. Может быть эта особенность лишь в силу места нахождения колокола, но скорее всего здесь работает принцип веры.
Для того, что бы загадать желаемое необходимо находиться под самим куполом колокола, между двумя держащими его колоннами. В летний период года, при огромном стечении экскурсий и праздно бродящих по Херсонесу людей, несколько сложно это осуществить. Каждый норовит сфотографироваться в одиночестве под колоколом и таких желающих просто огромное количество. Порой даже возникают разногласия между фотографирующимися, т.к. каждый стремится что бы его запечатлели отдельно от всех и столпившиеся вокруг люди не дают спокойно человеку сосредоточиться. А бывает так, что рядом просто никого нет и можно даже минут пять постоять наедине.
В любом случае, если у Вас нет возможности постоять между колон, то хоть воспользуйтесь тем, что бы пройти на смотровую площадку за колоколом, а оказавшись на ней постойте в раздумьях, сфокусируйтесь на желаемом и когда будете проходить обратно, оказавшись между колон под куполок колокола, задержите шаг и на мгновение остановитесь и. загадайте желаемое.
А далее не мешкая предлагаю отправиться в не менее таинственное место, где когда-то состоялось историческое крещение князя Владимира Красное Солнышко. По разным источникам его определяют то в бывшем храме Рождества Пресвятой Богородицы (первый этаж Свято-Владимирского собора), то в баптистерии или крещальне Уваровской базилики, то даже в самом море.
Очищение происходило не только на уровне тела, но и на энегро-информационном уровне, через сброс излишней энергии путем омовения. Вода от омовения сливалась в огромный колодец рядом с фиалом. Это один из тех священных колодцев, почитавшихся издревле херсонеситами, в котором происходило преобразование структуры воды. Учитывая тот факт, что вода всегда была ценным продуктом в городе, ее использовали уже в хозяйственных нуждах на полив или в других технических целях.
Прогуляйтесь по окрестности, пройдитесь вдоль моря, поднимитесь на холм и постойте ни о чем не думая и ничего не ожидая. А когда будете готовы, мы сможем продолжить наш путь далее. И отправимся мы с вами в сам Свято-Владимирский собор.
Но стоит подняться на второй этаж и ты попадаешь в огромное пространство под высоченным куполом, богато убранное золотом и серебром. Некоторые люди считают, что Бог в золоте не нуждается и может обойтись и простым убранством.
Это была не просто церковь. Здесь хранились мощи знаменитых на весь христианский мир святых. В этом храме в «прекрасном доме Девы Марии, именуемой Влахернской, за стенами, на расстоянии стадии от благословенного города Херсонеса» погребли римского папу Мартина I, сосланного в Херсонес (или Инкерман) императором Константином II и скончавшегося в 655 году.
Память о святом Мартине долго чтили в Херсонесе. К его мавзолею стекались христиане, «чтобы получить благодать излечения». По одной из версий, позже прах папы Мартина I вывезли из Херсонеса в Рим, где он и поныне хранится в церкви Св. Мартина на Холмах. А место первого упокоения святого продолжало почитаться даже после гибели Херсонеса.
Важно отметить, что еще задолго до погребения святого папы Мартина там, вероятно, были захоронены неизвестные нам христианские подвижники, недаром это место называлось «некрополем святых».
После снятия мозаичного пола под ним открылись остатки (алтарная часть) небольшого по размерам, более раннего храма. Так что там был не один, а два храма, что тоже очень необычно и занимательно.
Что тут интересного, спросите вы? А то, что храм был очень популярен, а символика отображает чашу причастия или Святой Грааль, который много столетий не дает покоя исследователям. По легенде, Золотая Колыбель (Святой Грааль) была спрятана в одной из пещер. А чем склепы некрополя не пещеры? Они ведь так же, как и горные пещеры являются лоном Матери-Земли и духи, хранящие Грааль для 77 потомка княжеского рода, позволят ему обрести Его.
Стоит упомянуть, что определенной последовательности в посещении мест Силы нет. Маршрут формируется индивидуально, под личные вопросы и потому последовательность тоже различна. Если вам просто интересно, то можете прогуляться и отыскать отличия по своим ощущениям и восприятию.
Но, если Вам действительно необходимо решить насущные задачи, то все же рекомендую обратиться за сопровождением и тогда вы получите больше, нежели просто посещение мест Силы, научитесь понимать процесс формирования событий и сможете корректировать свою реальность.
“Базилика 1935 года”
Памятник | Христианский храм базиликального типа. Памятник назван условно по году открытия. |
Время строительства | |
Время разрушения Последующие постройки |