Базовая школа что это
Базовая школа что это
создание максимально благоприятных условий для выявления и обучения талантливых детей, их ориентации на построение успешной карьеры в области науки и высоких технологий.
ученики базовых школ РАН получат новые возможности осваивать современные методы научных исследований; оценивать и рассчитывать достоверность, воспроизводимость и значимость полученных результатов; самостоятельно добывать новые научные знания, выдвигать и верифицировать гипотезы; проводить поисковые работы, решая задачи без заранее известного результата; участвовать в школьных научных сообществах под руководством известных учёных.
Модели базовых школ РАН
Основные направления деятельности базовых школ РАН
Проект создания базовых школ РАН предусматривает реализацию трех основных направлений деятельности базовых школ РАН.
Повышение качества образования и его доступности для обучающихся, которые ориентированы на освоение научных знаний и достижений науки, в том числе проведение:
профильных учебных курсов и факультативов;
курсов внеурочной деятельности, связанных с научно-исследовательской тематикой;
индивидуальных консультаций с ведущими учеными;
научно-практических конференций и других мероприятий, связанных с популяризацией и пропагандой науки, распространением научных знаний, включая научно-консультационную деятельность;
научно-популярных и образовательных проектов и сетевых лекториев, вовлекающих школьников в исследовательскую и творческую деятельность;
интеллектуальных и творческих конкурсов и соревнований.
Повышение профессиональной квалификации педагогических работников, включая:
информационные и обучающие семинары, мастер-классы и консультации;
курсы повышения квалификации и переподготовки, предусматривающие рассмотрение сложных научных понятий и современных научных открытий (включая возможности онлайн-курсов и сетевого взаимодействия), освоение новых методов обучения, образовательных технологий;
научно-практические конференции по актуальным проблемам современного образования.
Укрепление материально-технической базы, необходимой для реализации целей и задач проекта создания базовых школ РАН.
Базовая школа что это
Многие школьники и их родители слышали о базовых школах, но не все ещё знают, что же это такое. Так что же это? Если говорит простыми словами — это школа, в которой ведётся совместная работа школы и вуза. Чем хороша такая школа? Базовая школа — как дополнительная ступенька между школьником и студентом, с такой ступенькой гораздо легче взобраться на вершины высшего образования.
Несомненно, базовую школу нужно брать на заметку сознательным родителям — базовыми школами становятся далеко не все и гордое звание «базового профильного образовательного учреждения» говорит о школе, как о прогрессивной организации, выгодно отличающейся от других школ как обогащённой учебной программой, так и качеством образования.
Возьмём лицей № 1550 — учащиеся лицея ежегодно становятся победителями и призёрами всевозможных олимпиад и конкурсов, в том числе олимпиады по авиации, проводимой совместно ОАО Компания «Сухой» и МАИ, в дальнейшем становясь успешными студентами университета. Лицей на прекрасном счету у окружного Управления образования и входит в ТОП-400 московских школ, показавших высокие образовательные достижения по итогам 2012-2013 учебного года.
Лицей проводит предпрофильную и профильную подготовку, включающую предметы по выбору и предметы инженерно-технического блока — черчение, начертательную геометрию, инженерно-компьютерную графику. Профильное обучение ведётся по таким направлениям, как: информационные технологии, физико-математическое, инженерно-техническое.
Многолетнее учебно-педагогическое сотрудничество связывает Московский авиационный институт и московский лицей № 1550, которому в 2012 году присвоена категория базового профильного образовательного учреждения МАИ. Среди преподавателей лицея — преподаватели ведущих технических вузов Москвы, в т.ч. и МАИ. Они не только читают будущим студентам элективные курсы, но и готовят ребят для участия в городских и всероссийских профильных олимпиадах, соревнованиях, конкурсах и фестивалях. На базе лицея работает Центр проектной и исследовательской деятельности учащихся по робототехнике и конструированию в области авиации и машиностроения, где с ребятами занимаются преподаватели, аспиранты и студенты МАИ, а по окончании 10-го класса учащиеся проходят летнюю практику на базе ведущих технических вузов (МАИ, МГТУ им. Н.Э. Баумана, МАДИ, МАТИ).
Подобных базовых школ у МАИ — несколько десятков, и вы всегда можете выбрать подходящее учебное заведение, где таланты и способности вашего ребёнка разовьют не только хорошие педагоги, но и профессионалы от науки.
Общим называют образование, подтвержденное учебным заведением с выдачей официального документа, аттестата после окончания учреждения. Воспитательный процесс заключается в получении основных знаний в различных дисциплинах для формирования широкого кругозора, морально-этических аспектов и выбора будущей профессии. Базовый уровень образования является бесплатным, за исключением частных школ, общедоступным и обязательным для получения.
Российская система обучения
Вам будет интересно: Значение слова «лелеять» в современной речи
Современные учреждения, основываясь на законодательстве страны, имеют несколько ступеней. Министерство образования и науки разделяет их на среднюю школу, колледжи и высшие учебные заведения. Дошкольное обучение в России не является обязательным, пусть и многие семьи записывают детей в государственные или частные детские сады.
Базовое общее среднее образование начинается по достижении 6 лет и продолжается в течение 11 лет, после чего учащиеся могут остаться в академической школе, пройти профессиональное обучение или отправиться искать работу после получения аттестата. После сдачи ЕГЭ, получив результаты, выставленные по 100-балльной шкале, будущие студенты подбирают университеты для получения специальности. Она подразумевает получение степени бакалавра, магистра и доктора наук. Поступающие проходят вступительные экзамены, по результатам которых решается зачисление на бюджетные места или платную основу.
Типы школ
Вам будет интересно: Что такое окоп: значения слова
Обучение в России происходит на бесплатной основе, однако базовая система образования предоставляет возможность выбирать между двумя типами учебных заведений: государственным и частным.
Первые востребованы в 98% случаях, в выборе родители опираются на общедоступность, личный опыт и территориальное расположение. Школа предлагает простую государственную программу, которая охватывает все необходимые предметы для дальнейшего обучения. Время для дисциплин распределяется поровну.
Специализированные учебные заведения, такие как лицеи, гимназии или школы с профильным изучением конкретных предметов — гуманитарных, физико-математических, исторических или лингвистических, предоставляют услуги на платной основе. Благодаря дополнительным часам, выделенным на углубленное изучение основных дисциплин, ученики получают более полные знания в нескольких областях по сравнению с государственной школой.
Период обучения
Базовые программы образования предусматривают подготовку по общим предметам, ориентированные на этические и моральные аспекты, изучение культуры страны, общемировой культуры — они закладывают базу для будущих специалистов и расширяют кругозор. Обучение происходит в специальных классах, разделенных по возрастным категориям.
После получения аттестата, будучи совершеннолетними людьми, бывшие школьники могут поступить в высшее учебное заведение или найти работу.
Дошкольное образование
Загруженность родителей или обычное желание социализировать ребенка в окружающем мире подталкивают к рассмотрению перспективы записи в детские сады. Посещение не является обязательным, однако положительно сказывается на активности, коммуникабельных, творческих и спортивных навыках детей. В детских садах предусмотрено определенное количество мест, а пребывание разделяется в зависимости от типа заведения.
Многие дошкольные учреждения взимают плату за посещение. В госучреждениях она, скорее, символическая, а в частных может составлять крупную сумму. По закону плата за частные детские сады ограничена 20% эксплуатационных расходов. В некоторых районах наблюдается переполненность государственных детских садов, поскольку спрос превышает предложение.
Начальная школа
Первый этап обучения длится четыре класса, охватывая широкую программу, общие дисциплины, знакомство с русским и иностранным языками, ведение прописей, обучение этике и активные занятия физкультурой. Базовое образование – это обязательное обучение в школе в течение 11 лет.
Государственные учреждения составляют учебную программу на основе установленных стандартов. Школы с углубленным изучением предметов или частные заведения могут отклоняться от программы, вписывая дополнительные дисциплины. Так, развивая навыки, ученики знакомятся с тонкостями определенной сферы с детства.
Средняя школа
Получение аттестата потребует прохождения двух ступеней. Первая состоит из обязательного обучения в течение пяти лет. Школьные предметы реализуют В школьном образовании базовый перечень предметов стандартный. Он включает изучение математики, химии, физики, биологии, истории, русского языка и литературы, иностранного языка, рисования, музыки, географии, культуры. По окончании ученикам предлагают посещать учреждение дальше или поступить в колледж на конкурсной основе. В конце последнего года школьники сдают экзамены.
Ученики, перешедшие в 10 класс, проходят подготовку к поступлению в университет следующие два года.
Базовое образование – это не только государственные школы, но и специализированные гимназии и лицеи. Они финансируются правительством или являются частными. Заведения предлагают более продвинутую учебную программу. Стандартная продолжительность урока увеличивается в два раза.
Система оценивания
Дети обязательно берут с собой дневник, куда вносятся академические достижения ученика, записывается домашнее задание, а также замечания преподавателей о нарушении дисциплины. Выполненная работа оценивается по шкале от 2 до 5 баллов, где последнее – наивысшая отметка.
Школа: роль в будущем становлении личности
Базовое образование – это средство, с помощью которого цели и социальные нормы группы людей передаются между поколениями. Учителя не просто преподают информацию, а вызывают интерес к определенной сфере, обращают внимание на особенности детей, терпеливо относясь к неудачам. Ошибки – неотъемлемая часть воспитательного процесса, поскольку они помогают построить представления о трудностях и стимулируют работать над ними.
Благодаря широкому спектру дисциплин современное обучение направлено на выявление индивидуальных навыков, создание комфортной атмосферы в классе, формирование коммуникабельных способностей и уважения. Психологи утверждают, что базовое образование – это способ грамотно подойти к воспитанию в детях усидчивости, умения слушать, воспринимать большой объем информации, а также хитрить, искать компромиссы и действовать по ситуации. Перечисленные умения необходимы для повсеместного применения в жизни.
Что такое «базовые школы РАН»?
1 сентября 2019 года в России начнут работать базовые школы РАН. Что это за школы и в каких регионах они будут открыты? Сибирским отделением РАН подготовлена презентация «Базовые школы РАН», в которой подробно рассказывается об этих школах.
Что же такое «базовые школы РАН»?
14 февраля на Российском инвестиционном форуме — 2019 Минпросвещения России, Российская академия наук (РАН) и Группы Компаний «Просвещение» рассказали о запуске в России проекта по созданию базовых (опорных) школ РАН.
« Базовые школы РАН » — это совместный проект Российской академии наук и Министерства просвещения Российской Федерации, цель которого — создание максимально благоприятных условий для выявления и обучения талантливых детей, их ориентации на построение успешной карьеры в области науки и высоких технологий, что послужит развитию интеллектуального потенциала регионов и страны в целом.
С инициативой создания в регионах базовых школ РАН к Президенту РФ В.В. Путину обратился Президент Российской академии наук А.М. Сергеев. Минпросвещения России всецело поддержало эту инициативу.
Ежегодно России нужно примерно 10 тысяч тех, кто приходит в науку. Ожидается, что организация базовых школ РАН увеличит приток в науку талантливых детей, позволит воспитать новое поколение российских ученых.
Кто и как отбирал школы для проекта?
Школы для проекта выбирала сама Академия с учетом следующих условий: по результатам существующего в России рейтинга в регионах, где имеются крупные научные институты и исследовательские университеты. Всего РАН определено 110 школ в 32 регионах.
Базовая школ РАН – это школа, которая:
-показывает высокие результаты достижений школьников в предметных олимпиадах и конкурсах;
-использует ресурсы научных институтов РАН и других научно-практических площадок; — имеет традиционные связи с крупными университетами, научными центрами;
— является муниципальной и в ходе реализации проекта осуществляет необходимые действия для передачи учредительства на региональный уровень;
-обладает значительным кадровым потенциалом для формирования исследовательских умений обучающихся, развития у них основ научной деятельности;
— имеет опыт организации профильного обучения (углубленного изучения отдельных предметов), сетевого взаимодействия с другими образовательными организациями
В каких территориях будут работать базовые школы РАН?
В Презентации перечислены следующие регионы:
Республика Башкортостан, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Татарстан, Удмуртская Республика;
края: Краснодарский,, Красноярский, Пермский, Приморский, Ставропольский, Хабаровский;
области: Архангельская, Белгородская, Волгоградская, Воронежская, Иркутская область, Калининградская, Калужская, Кемеровская, Московская, Нижегородская, Новосибирская, Омская, Ростовская, Самарская, Саратовская, Свердловская, Тамбовская, Томская, Ульяновская, Челябинская, Ярославская.
Определены также региональные координаторы, обеспечивающие поддержку базовых школ РАН на территориальном и федеральном уровне, а также региональные научно- образовательные центры.
Возможные модели базовых школ РАН
Предлагается 6 моделей базовых школ РАН: профильная школа, школа с углубленным изучением отдельных предметов на всех уровнях, начиная с начальной школы, школа-лаборатория, школа при университете (научной организации), школа-ресурсный (сетевой) центр, смешанная модель.
А что с учениками, которые сейчас обучаются в отобранных школах?
Как сообщила Министр просвещения России О.Ю. Васильева, « уже обучающихся в опорных школах РАН детей отсеивать никто не будет ». Для них « организуют классы с углублённым преподаванием отдельных предметов ».
А что с учителями?
Для педагогических работников базовых школ со стороны РАН будут предложены (как на региональном, так и на федеральном уровне):
— информационные и обучающие семинары, мастер-классы и консультации;
— курсы повышения квалификации, предусматривающие рассмотрение сложных научных понятий и современных научных открытий (включая он-лайн и сетевые курс);
— новые методы обучения и образовательные технологии и другие формы.
Предполагается, что, организация базовых школ РАН увеличит приток в науку талантливых детей, позволит воспитать новое поколение российских ученых, а базовые школы РАН станут центрами дополнительного образования и внешкольной работы; будут сотрудничать с местными университетами и предприятиями; обеспечат возможность вовлечения школьников в собственные исследовательские проекты во взаимодействии с академическими центрами.
Базовая школа что это
1.1. Настоящее Примерное положение о Базовой школе (далее – Положение) определяет нормативно-правовые, финансово-экономические и содержательные основы функционирования Базовой школы, организуемой для получения качественного доступного общего образования независимо от места жительства.
1.2. Базовая школа – общеобразовательное учреждение, реализующее общеобразовательные программы, оснащенное современным учебным и технологическим оборудованием, обеспечивающим внедрение инновационных образовательных программ, а также имеющее в своем составе филиал или филиалы, структурные подразделения (далее – филиалы).
1.3. Базовая школа создается для повышения эффективности обеспечения государственной поддержки общеобразовательных учреждений как опорных площадок процесса модернизации образования, выступает в качестве ресурсного центра и может быть центром дистанционного обучения.
1.4. Основной целью деятельности Базовой школы является обеспечение обучающимся высокого уровня основного общего и среднего (полного) общего образования путем создания условий для эффективной и качественной реализации федеральных государственных образовательных стандартов, а также гарантированного государством права граждан Российской Федерации на получение общедоступного и бесплатного общего образования.
1.5. На Базовую школу возлагается реализация следующих задач:
· создание условий для устойчивого развития среднего (полного) образования с учетом потребностей общества и экономики края;
· выравнивание условий для получения всеми обучающимися полноценного образования, в том числе путем реализации предпрофильной подготовки и профильного обучения, образовательных программ профессиональной подготовки и дополнительного образования;
· обеспечение доступа воспитанников и обучающихся к качественным знаниям за счет использования дистанционных форм обучения, транспортных схем доставки учащихся в базовые школы, интеграции общеобразовательной школы с учреждениями дополнительного, начального, среднего, высшего профессионального образования;
1.6. Базовая школа осуществляет обучение и воспитание в интересах личности, общества, государства, обеспечивает охрану здоровья обучающихся и воспитанников, создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, в том числе возможности удовлетворения потребности обучающегося в самообразовании, получении дополнительного образования.
1.7. Базовая школа в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, федеральными законами РФ и законами Пермского края, Типовым положением об общеобразовательном учреждении, утвержденном Постановлением Правительства РФ №196 от 19.03.2001 г. и другими нормативно-правовыми актами Российской Федерации и Пермского края.
2.1 Базовая школа является юридическим лицом и имеет организационно-правовую форму муниципального образовательного учреждения.
2.2 Базовая школа организовывается на основе учреждения среднего (полного) общего образования. При функционировании в муниципальном районе, городском округе школы для старшеклассников Базовая школа может быть создана на основе учреждения основного общего образования.
2.3 В филиалы Базовой школы преобразовываются дошкольные и общеобразовательные учреждения.
2.4 Создаваемые Базовой школой филиалы функционируют на базе данной школы и действуют на основании утвержденного ею Положения. Руководители филиалов назначаются руководителем Базовой школы.
2.5 В Базовую школу зачисляются (переводятся) все дети, обучающиеся и воспитывающиеся в ее филиалах.
2.6 Базовая школа, организует, в случае необходимости, транспортную доставку детей из близлежащих населенных пунктов к месту учебы.
2.7 Базовая школа должна быть обеспечена высококвалифицированными педагогичес кими кадрами, современными средствами обучения и оборудованием, в том числе телекоммуникационным, компьютерным, лабораторным; дидактическими, иллюстра тивными материалами, учебно-методическими пособиями, позволяющими качественно обеспечить образовательный процесс.
2.8 Базовая школа организует:
· обучение «во вторую смену» или в специально выделенные дни (субботу) для обучающихся иных образовательных учреждений;
· дополнительные занятия по предметам, которые не представляется возможным изучать в других образовательных учреждениях по причине отсутствия в них необходимой учебно-материальной базы и соответствующего уровня педагогических работников;
· привлечение к проведению занятий высококвалифицированных педагогических работников Базовой школы в тех образовательных учреждениях, в которых такие работники отсутствуют, в порядке, предусмотренном трудовым законодательством;
· ресурсные распределительные и информационные центры, которыми имеет возможность пользоваться иные образовательные учреждения и обучающиеся;
· деятельность «передвижных лабораторий»;
· дистанционное обучение обучающихся образовательных учрежде ний через локальную компьютерную сеть с центром в Базовой школе.
3. Организация образовательного процесса
3.1 В учреждениях начального общего образования – филиалах Базовой школы при наличии свободных помещений может быть организовано обучение школьников 5-х и 6-х классов.
3.2 Обучающиеся филиалов проходят итоговую аттестацию в Базовой школе или в филиале с участием представителей Базовой школы.
3.3 Деятельность образовательного учреждения в статусе Базовой школы по оказанию предоставляемых услуг строится с учетом социального заказа, интересов обучающихся образовательных учреждений и запросов их родителей.
3.4 Базовая школа имеет целевую программу развития школы, осуществляет методическое взаимодействие с филиалами, входящими в структуру Базовой школы.
3.5 Базовая школа на третьей ступени обучения имеет 10-е и 11-е классы с числом учащихся не менее 18 человек в классе.
3.6 Образовательный процесс в Базовой школе, включая филиалы, осуществляется на основе учебного плана, разрабатываемого Базовой школой самостоятельно в соответствии с базисным учебным планом и согласованного с Учредителем.
3.7 При организации совместного обучения по отдельным предметам учащихся в Базовой школе с объединением классов на одной параллели количество часов тарифицируется в расчете на 1 класс.
3.8 Учебная нагрузка и режим занятий обучающихся филиалов при проведении занятий на учебно- материальной базе Базовой школы определяются Уставом общеобразовательного учреждения, являющегося Базовой школой.
3.9 Продолжительность учебного года, учебных часов и каникул в Базовой школе устанавливается согласно Типовому положению об общеобразовательном учреждении и закрепляется Уставом школы.
3.11 С учетом потребностей и возможностей личности общеобразовательные программы в Базовой школе осваиваются в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной; экстерната с возможным использованием дистанционных форм обучения.
3.13 Формы сетевого взаимодействия:
· совместная корректировка учебных планов, образовательных программ, образовательных линий при выборе учебников;
· единые формы контроля за качеством знаний и промежуточной аттестацией выпускников первой и второй ступеней обучения;
· совместные педагогические советы;
· выездные родительские собрания;
· совместные мероприятия с детьми, включая профилактическую работу по предупреждению подростковых правонарушений;
· разработка комплекса мер по адаптации детей, переводимых с одной ступени обучения на другую и подвозимых к месту учебы.
3.14 Исходя из запросов обучающихся и их родителей (законных представителей), при наличии соответствующих условий Базовая школа может организовывать свою работу по различным направлениям образовательной и социокультурной деятельности. Виды и формы дополнительных образовательных услуг, в том числе платных, определяются Уставом Базовой школы.
4. Управление Базовой школой
4.1 Управление Базовой школой осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, Уставом общеобразовательного учреждения, строится на принципах единоначалия и самоуправления, а также на основании заключаемых договоров.
4.2 Взаимоотношения между учреждением и учредителем, учреждением и филиалами (отделениями) строятся на договорной основе.
4.4 Руководство филиалом осуществляет прошедший аттестацию руководитель общеобразовательного учреждения.
4.5 Регулирование вопросов между Базовой школой и филиалами осуществляется путем обсуждения на совещаниях и принятия решений по обсуждаемым вопросам с обязательным оформлением протоколов совещаний, а также путем заключения договоров (соглашений).
4.6 При организации работы Базовой школы и управления образования муниципального образования учитываются вопросы:
· согласования реализуемых Базовой школой образовательных программ и учебных планов;
· разработки программы деятельности по различным направлениям модерни зации образования;
· укрепления и развития учебной и материально-технической базы Базовой школы ;
· оказания помощи в организации деятельности по повышению профессиональной компетентности педагогических работников и административного персонала;
5. Финансирование Базовой школы
5.3 Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные и финансовые ресурсы для осуществления переданных им государственных полномочий по обеспечению государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного общего образования в Базовой школе в случаях и порядке, которые предусмотрены Уставом муниципального образовательного учреждения.