Базы оперативного учета что это такое
Оперативный учет
Оперативный учёт ― одно из четырех направлений хозяйственного учёта наряду с бухгалтерским, статистическим и налоговым учетами.
Цели оперативного учёта
Целью оперативного учёта является:
быстрый ежедневный сбор хозяйственной информации;
сбор данных бухгалтерского учета;
уточнение данных бухгалтерского учёта по себестоимости и выпуску готовой продукции;
уточнение данных об объемах расходов по заработной плате;
оценка рентабельности, эффективности и уточнение ряда других финансовых показателей.
Таким образом, оперативный учет служит базой для учетно-экономической информации по целому ряду показателей. К таким показателям относятся: факты финансово-хозяйственной деятельности конкретной организации, хозяйственные явления и хозяйственные процессы.
Организованный должным образом оперативный учет помогает получать информацию:
о наличии в организации запасов на производстве (сырья, расходных материалов и т.д.);
о показателях бесперебойного функционирования производственного процесса;
о поступлении денежных средств за проданные продукцию, товары или услуги;
об объемах выпускаемой продукции, товаров, услуг;
об объемах ежедневно отгружаемого конкретного вида продукции (товаров, услуг) конечным покупателям.
Информация, полученная в ходе анализа финансового и производственного состояния дел в организации, используется руководством в управлении хозяйственными процессами.
С помощью оперативного учёта осуществляется своевременное обобщение числовых данных в документах первичного бухгалтерского учёта и соблюдается принцип отражения всех счётных записей в день совершения хозяйственных операций.
Высокая оперативность данного вида учёта обеспечивается за счёт краткости и быстроты, поскольку оперативный учёт не предполагает обязательного документирования операций.
В чем заключаются особенности оперативного учета
Особенности оперативного учета и его отличия от других видов учета заключаются в следующем:
1. оперативный учет позволяет осуществлять регистрацию хозяйственных операций и процессов и определять их соответствие качеству и сроку исполнения. Это возможно с помощью определения факторов, влияющих на отклонения от установленных параметров. В то время как бухгалтерский и статистический учет фиксируют только количественно результаты операций в денежном или натуральном выражении;
2. хозяйственные операции и процессы фиксируются с использованием как финансовых, так и нефинансовых показателей;
3. оперативный учет основывается на использовании аналитического подхода, касательно отражения операций и процессов;
4. в оперативном учете используется другая форма и техника исполнения – аналитические карточки, табличные, графические и другие формы, которые могут отражать информацию, необходимую для целей оперативного управления;
5. для оперативного учета характерна приближенность к местам технического исполнения конкретного этапа операции или процесса.
Так, можно выделить следующие особенности ведения оперативного учета:
Отражение деятельности всех структурных подразделений;
Увязка процессов, осуществляемых разными производственными звеньями;
Текущее управление производством;
Текущий контроль отдельных фактов хозяйственной жизни;
Образование нового механизма для принятия управленческих решений;
Автоматизация оперативного учета;
Мгновенный и ежедневный сбор информации о хозяйственной деятельности.
Преимущества от ведения оперативного учета
Оперативный учет – неотъемлемая составляющая анализа хозяйственно-производственных процессов организации.
Его ведение позволяет оптимизировать работу деятельность всех сфер компании/предприятия, повысить рентабельность и т.д.
Таким образом, к основным преимуществам ведения оперативного учета относят:
быстроту получения данных о хозяйственной, трудовой и финансовой сферах организации;
быстроту воздействия на хозяйственную деятельность;
возможность регулирования (и контроля) всех процессов с целью их оптимизации;
повышение рентабельности организации.
В чем заключается метод оперативного учета
Отметим, что для объективной оценки состояния дел в организации необходимо использовать методы оперативно-технического учета. Подобные методы служат базой для получения адекватной информации о ситуациях, происходящих в организации за конкретный период. Основными методами оперативного учета являются:
наблюдение за осуществляемыми хозяйственными операциями;
контроль за явкой сотрудников предприятия;
анализ режима технологического процесса;
наблюдение за производственными мощностями/простоями.
Таким образом, метод оперативного учёта заключается в непосредственном наблюдении хозяйственных операций, причём также и тех, которые невозможно непосредственно отразить в бухгалтерском учёте ― таких, как: явка работников, нагрузка на производственные мощности, простои, режим технологического процесса, характер брака.
Производственные измерители и оперативный учет
Методы ведения оперативного учета основаны на оценке целого ряда переменных величин. К таким переменным величинам принято относить трудовые, натуральные или денежные измерители, которые фиксируются на предприятии в конкретный момент времени.
Натуральные измерители
Натуральные измерители – это количественный показатель, определяющий тонны, метры, килограммы и другие единицы измерения. Натуральные измерители используются для отражения информации об однородных объектах организации. К таким объектам могут относиться выпускаемая продукция, ресурсы, которые имеет конкретное предприятие в определенный момент. При этом каждый количественный показатель отражается в учете отдельно. Например, в различных графах указывают тонну угля и тонну стали.
Трудовые измерители
Трудовые измерители – это временные показатели (минуты/часы/дни), на основании которых ведется оперативный учет. Фактически трудовые измерители отображают время, которое было потрачено на выполнение определенной работы. Учет этих показателей позволяет руководству организации управлять нормами выработки и следить за эффективностью труда. Кроме этого, на основании времени, потраченного на работу, устанавливается размер заработной платы конкретному работнику.
Денежные измерители
Отметим, что на предприятии в построении оперативного учета денежные измерители играют меньшую роль, чем трудовые и натуральные показатели организации.
Тем не менее, анализ денежных измерителей позволяет руководству компании рассчитать единую стоимость объектов учета, объем затрат или прибыли организации за конкретный период времени.
Основным показателем денежных измерителей является национальная валюта.
Примеры использования оперативного учета
Типичный пример оперативного учета – складской учет.
Он оперативный, потому что результаты этого учета (отдельные документы, реестры накладных, остатки товаров на складе и т. п.) необходимы кладовщикам, менеджерам по продажам и другим сотрудникам в их оперативной работе.
Правильный подход к оперативному учету при комплексной автоматизации следующий: документы в систему вводит и отвечает за корректность их ввода тот, кто отвечает за первичные документы. То есть, в случае складского учета, приходные и расходные накладные в автоматизированную систему вводит кладовщик, и он же отвечает за корректность остатков на складе, получившихся в результате ввода документов. Учет закупок, оплат поставщикам, взаиморасчетов с поставщиками – все это примеры ведения оперативного учета.
Так, в зависимости от нюансов организации работы в конкретном предприятии, учет закупок может вестись бухгалтерией в составе бухгалтерского учета, но чем больше компания и сложнее логистические процессы, тем более целесообразно ведение учета закупок отделом снабжения или логистики.
Аналогичная ситуация с автоматизацией учета продаж. Это тоже оперативный учет отгрузки, оплаты, дебиторской задолженности и т. д.
Учет продаж бывает довольно развитый, с множеством дополнительной информации о товарах, покупателях, продавцах и в различных аналитических разрезах.
Учет продаж – это как раз тот случай, когда целесообразно в той же системе, что учет, автоматизировать и планирование продаж.
Продажи планируются также в аналитических разрезах, из числа тех аналитик, в которых ведется учет (например, регион, продавец, товарная группа и т. п. для оптовых продаж).
Еще один пример оперативного учета – кадровый учет, то есть ввод документов о приеме на работу, увольнениях, перемещениях, отпусках и т. д. С кадровым учетом связано и кадровое планирование – работа с вакансиями (планирование приема на работу), планирование и учет обучения, аттестаций персонала и т. п.
Учет движения денежных средств также относится к оперативному учету. В больших компаниях этот учет ведется, как правило, не бухгалтерией, а отдельным подразделением финансового департамента.
Итоги
Оперативный учет – форма учета, которая дополняет другие направления хозяйственных учетов организации: налоговых, бухгалтерских, управленческих, статистических. Оперативный учет формирует оперативно-техническую информацию для контроля над процессами в финансовой и производственной сфере организации.
Исходя из этого, ведение оперативного учета позволяет повысить эффективность хозяйственной деятельности, регулировать финансовые и производственные процессы, контролировать протекание этих процессов в организации.
Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.
Оперативный учет
Проведение документов, при котором может осуществляться изменение данных, учитываемых в прикладном решении, может осуществляться в оперативном режиме. Оперативное проведение документов пользователями выполняется в режиме «реального времени», т. е. отображает изменения, факты, свершающиеся в настоящее время.
Оперативное проведение особенно актуально при многопользовательской работе. В этом режиме, как правило, осуществляется максимум проверок, способных исключить ошибки при вводе данных пользователями. Например, при оперативном проведении обычно выполняется контроль остатков на складе списываемой номенклатуры с тем, чтобы исключить одновременную продажу одного и того же товара несколькими продавцами.
Оперативное проведение служит для того, чтобы в реальном режиме многопользовательской работы определить возможность или невозможность выполнения той или иной операции (и выполнить ее, если возможно).
Оперативная отметка времени
Для обеспечения возможности оперативного проведения документов и расположения их в правильной хронологической последовательности система использует механизм получения оперативной отметки времени, которая создается каждый раз при оперативном проведении документа. Ее значение формируется исходя из текущего времени и последней созданной оперативной отметки.
Если последняя оперативная отметка меньше текущего времени, в качестве новой оперативной отметки принимается текущее время:
Если последняя оперативная отметка равна или больше текущего времени, в качестве новой оперативной отметки принимается значение, на одну секунду большее, чем старая оперативная отметка времени.
При проведении документа в оперативном режиме, для него будет установлено время, равное полученной оперативной отметке времени.
Уровни и виды учетов в органах внутренних дел
Субъекты, осуществляющие ОРД, имеют в своем распоряжении и развивают собственные ведомственные информационно-поисковые системы оперативно-розыскного назначения. Однако в России функционируют информационные системы, которые используют все правоохранительные органы и спецслужбы.
Основным субъектом организации и ведения учетов в Российской Федерации являются ОВД, в которых в настоящее время насчитывается более 30 видов учета. Учеты формируются по следующим уровням:
Каждый из перечисленных учетов может быть централизованным (действовать на всей территории России) и децентрализованным (региональный, местный).
Весь массив информации, сосредоточенной в учетах ОВД, можно разделить натри группы: 1) лица; 2) факты, события; 3) предметы.
Лица — это контингент граждан, представляющих оперативный интерес для ОВД. К их числу относятся:
К фактам, событиям относятся информация по ДОУ, зарегистрированные преступления (раскрытые и нераскрытые).
В зависимости от назначения, способа организации, ведения и учитываемых объектов учеты ОВД делятся на следующие виды:
Перечисленные виды учетов регламентируются ведомственными подзаконными нормативными актами. Их можно разделить на три блока: 1) оперативные; 2) централизованные оперативно-справочные, экспертно-криминалистические, розыскные учеты, криминалистические коллекции и картотеки; 3) криминологические, профилактические, административные (на местном уровне).
Объектами оперативного учета являются:
2. Централизованные оперативно-справочные, экспертно-криминалистические, розыскные учеты, криминалистические коллекции и картотеки.
Оперативно-справочные учеты отличаются большим массивом объектов учета при кратком (справочном) их описании. Их основное назначение — проверка установленных сведений об объекте и его местонахождении.
В рамках данного учета ведутся: учет лиц (пофамильный и дактилоскопический); учет преступлений и правонарушений.
Основаниями постановки на оперативно-справочный учет являются:
Указанные учеты ведутся в виде картотек, составляющих региональный банк криминальной информации.
Розыскные учеты содержат значительно больше сведений об объекте учета, выполняя наряду с оперативно-справочной функцией функцию сравнения установочных данных и сходных внешних описаний.
Розыскной учет обеспечивает:
Основанием для постановки на учет лиц является заведение в отношении них розыскного дела. При постановке на учет похищенных и изъятых предметов основанием является заявление (сообщение) об их хищении, выявлении, обнаружении, изъятии.
Основным назначением экспертно-криминалистических учетов является учет:
Субъектами данного вида учетов являются экспертно-криминалистические группы (ЭКГ), экспертно-криминалистические лаборатории (ЭКЛ) ОВД, научно-криминалистический центр МВД России.
Объектами, подлежащими учету, являются: неустановленные лица, предметы (следы), вещества, обладающие индивидуальными признаками, пригодными для их закрепления и последующего использования дня идентификации в целях решения оперативно-розыскных задач и расследования уголовных дел.
Обязательной постановке на данный вид учета подлежат следующие объекты:
Кроме того, в соответствии с Федеральным законом «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации» ГИАЦ МВД России осуществляет формирование и ведение дактилоскопических картотек (интегрированных с АИСС «Картотека»), которые включают в себя:
В экспертно-криминалистических центрах (ЭКЦ УВД, МВД России) хранятся коллекции (пуль, гильз, патронов, изъятых с мест преступления) и ведутся картотеки (поддельных денежных знаков и документов). Самостоятельное значение имеет учет лиц, представляющих оперативный интерес, по признакам внешности на базе видеозаписей (виде отек и).
Кроме того, в ГУ ЭКЦ МВД России для учета и хранения речевой информации формируется фонотека голоса и речи лиц, представляющих оперативный интерес. Постановка фонограмм на учет и проверка по фонотеке осуществляются в соответствии с письменным заданием руководителей оперативных подразделений МВД РФ.
Задачами фонотеки являются установление принадлежности: 1) анонимного сообщения одному из лиц; 2) фонограммы речи известного лица одному из учитываемых неизвестных лиц; 3) анонимного сообщения одному из учитываемых лиц.
3. Криминологический, административный и профилактический учеты. Данные виды учетов являются вспомогательными и осуществляются на местном уровне.
Объектами криминологического учета являются зарегистрированные преступления, лица, их совершившие, и уголовные дела. Эти сведения накапливаются в журналах регистрации преступлений (книга учета сообщений, журнал учета информации, журнал учета и регистрации уголовных дел и др.), а также в статистических карточках первичного учета преступлений.
Административный и профилактический учеты ведутся службой участковых инспекторов, паспортно-визовой службой, подразделениями лицензионно-разрешительной системы и др.
Объектами профилактического учета являются лица, от которых, судя по их противоправному поведению, можно ожидать совершения правонарушений (освобожденные из мест лишения свободы, особо опасные рецидивисты и др.).
Поступающая информация оперативно-розыскного назначения концентрируется в карточках (алфавитных, дактилоскопических, розыскных, статистических), картотеках, списках, следотеках, коллекциях, журналах, альбомах, компьютерных базах и др.
Для получения информации, содержащейся в учетах, заинтересованное лицо направляет запрос (письменно, по специальным каналам связи). Исполнение запроса осуществляется в срок от трех до пяти дней, срочного — в течение суток, запросов по каналам экстренной связи — в сроки, установленные для данного вида связи.
Наши партнеры
2015-2021 © Ассоциация профессиоалов сыска. При использовании материалов сайта ссылка обязательна
Оперативный учет в 1С Предприятие
Какие задачи выполняет оперативный учет на производстве
От чего зависит успех абсолютно любого производства? Прежде всего, от спроса на производимый товар на рынке и от клиентской аудитории. В целом это так, но следует понимать, что всю деятельность требуется контролировать. Если сказать точнее, то поставки сырья, его остатки на складе, количество брака, деятельность работников и многое другое. Задача по контролю над всеми аспектами производственной деятельности лежит на оперативном учете.
Система оперативного учета в 1С:ERP обеспечивает планирование производственных процессов, с помощью которых определяется порядок запуска в производство, обеспечивается бесперебойное снабжение производства материалами и полуфабрикатами.
Процесс формирования потребностей в производстве
Процесс формирование потребностей на производстве осуществляется документами:
Межцеховое планирование в 1С
Позволяет не только организовать поставки материалов от других организаций, но и сформировать заявки на распределение сырья и товарно-материальных ценностей между цехами. Это в особенности будет к месту, если предприятие крупное и выпускает продукцию в промышленных масштабах. Межцеховое планирование включает в себя управление списком заказов, а также контроль над этапами. Важно не только сформировать заявки, но и убедиться в том, что они были реализованы.
Реализация потребностей предприятия
Предприятие заключает с потребителями договор. В нем указано, что за определенный период потребителю требуется отгрузить строго фиксированное количество продукции. Чтобы не нарушить договорные обязательства, производство должно своевременно получать материалы и полуфабрикаты. Подспорьем в данном деле является система НСИ в программе. Она позволяет реализовать потребности предприятия «под ключ».
В этой системе первым делом специалист формирует заказ в производство. Он может включать в себя материалы, а также оборудование. Далее необходимо указать, куда отправляются полученные позиции. Они могут быть доставлены прямо в цех либо на склад. Далее система контролирует расход сырья и других товарно-материальных ценностей. В автоматическом режиме периодически информирует оператора о том, что остатки подходят к концу.
Учет деятельности рабочих
Позволяет оперативный учет в 1С и вести учет деятельности рабочих, а также начислять им заработную плату. На каждом предприятии может трудиться от пары человек до нескольких тысяч специалистов. Каждому из них требуется начислять заработную плату и своевременно выплачивать. Вручную это делать не только долго, но и неэффективно.
Посредством программы можно сформировать отчет для выплаты заработной платы за несколько минут. В дальнейшем он отправляется в бухгалтерию, и получает статус: «К исполнению». В любой момент времени абсолютно каждый работник из штата может узнать, какой объем работы он выполнил. Тут же указано и вознаграждение за труд специалиста за разные временные промежутки. Программа позволяет начислить налоги и отчисления в различные фонды.
Брак в производстве
Количество брака в производственной деятельности можно минимизировать, но полностью избежать его появления невозможно. В любом случае объемы некондиции требуется контролировать. Если брак является неисправимым, то он списывается на себестоимость выпускаемых товаров. В ином случае отправляется на склад, откуда поступает в соответствующие цеха.
Выпуск и продажа готовой продукции
В программе 1С Предприятие выпуск и продажа продукции реализованы следующим образом:
Во вкладке «Выходные изделия» можно увидеть объемы продукции, готовой к отгрузке потребителям. После формируются заказы на эту самую отгрузку.
Как отражается незавершенное производство в бухгалтерском учете
Незавершенное производство отражается следующим образом:
Подсистема мониторинга для руководителей
С оперативным учетом в 1С Предприятие может работать огромное количество работников, начиная от бухгалтеров и менеджеров по снабжению и, заканчивая начальниками отделов. Деятельность перечисленных кадров требуется контролировать. Чтобы руководитель не тратил долгое время на поиск интересующих сведений в программе, была создана специальная подсистема. В ней отражены все главные аспекты производства. Их достаточно для того, чтобы судить об общем состоянии деятельности. Доступ к подсистеме имеет только руководитель.
Что такое управленческий учет: 7 методов и 5 этапов создания
Вопросы, рассмотренные в материале:
Организация и использование системы управленческого учета позволяют анализировать финансово-экономическое положение компании, планировать распределение ресурсов, сокращать расходы, улучшать финансовые показатели. В нашей статье мы подробно расскажем о том, что такое управленческий учет и как правильно его использовать.
Что такое управленческий учет в организации и чем он отличается от бухгалтерского
Управленческий учет выделился из общей системы к 1950-м годам в связи с проблемой увеличения эффективности предпринимательства.
Управленческий учет (Management Accounting) используется, чтобы измерять и фиксировать финансовую и иную информацию, необходимую для достижения целей компании. Благодаря ему можно узнать объем приобретения или расходования ресурсов, собрать информацию о возможностях и проблемах предприятия, чтобы передать руководству.
Управленческий учет простыми словами — это система организации, сбора и агрегирования информации, цель которой состоит в решении определенных задач менеджмента.
Успешная работа данной системы позволяет наиболее результативно управлять компанией. Администрация сама выбирает, как именно классифицировать затраты, в какой степени нужно рассматривать сферы их возникновения, как учитывать фактические, плановые расходы, организовать внутреннюю управленческую отчетность, контроль.
Нужно понимать, что управленческий учет входит в систему управления предприятием, не ограничивается Общепринятыми принципами бухгалтерского учета (GAAP), поэтому при его построении в качестве исходных рассматриваются такие позиции:
Построение данной системы считается одной из наиболее сложных задач. На Западе эту сферу внутрифирменного управления принято считать конфиденциальной. При этом одним из основных факторов успеха является четкое понимание проблем, экономических выгод от использования такой информационной системы.
А теперь о различиях управленческого и бухгалтерского учета.
Что такое бухгалтерский и управленческий учет? Цели бухгалтерского и управленческого учета принципиально отличаются друг от друга. Первый использует фиксацию фактов хозяйственной деятельности для контроля компании в целом. Тогда как цель второго состоит в оперативном анализе и планировании деятельности.
Разные цели приводят к расхождениям по таким направлениям:
Методы фиксации данных.
При формировании проводок по бухгалтерскому учету бухгалтер отталкивается от ПБУ и других нормативных актов. Для подготовки оперативных данных для управленцев за основу берут указания руководителя, также смотрят, к какой статье дохода или расхода принадлежит определенный показатель. Допустим, расходы на зарплату сотрудников ИТ-отдела в бухгалтерских документах относятся на счет 26 по статье «Заработная плата», а в управленческом учете дается более детальная информация: «Заработная плата» – «Отдел ИТ». Таким образом, второй вариант требует включения большего объема подробностей.
Отчетность в бухгалтерии имеет строго регламентированные формы, в то время как управленческая информация представляется в форме, наиболее удобной для пользователей.
Временные рамки подачи данных.
Сроки сдачи бухгалтерской отчетности фиксируются на законодательном уровне, а для управленческого их устанавливает руководство конкретной фирмы. Так, информация по выпуску продукции и себестоимости в бухучете видна в конце месяца – после подсчета затрат и установления финальной себестоимости товара. Для управленческих целей требуется предоставлять такие отчеты каждый день, чтобы вовремя проанализировать планы и внести необходимые поправки.
Чтобы было проще, представим все описанные расхождения в виде таблицы:
Финансовый учет | Управленческий учет |
---|---|