дача башкирцева семилуки адрес
Дача башкирцева семилуки адрес
Дача Башкирцева — главная историко-культурная достопримечательность Семилукского района. Она расположена в живописнейшем месте на правой стороне Дона при впадении в него реки Девица — всего в 3—4 километрах от районного центра. Даже в наши дни, когда заброшен и пруд, и великолепный некогда парк, это место располагает к отдохновению и покою. Этот дом был построен в первой половине 19 века. В 30-х — начале 40-х гг. прошлого века здесь часто бывал Алексей Васильевич Кольцов.
Владельцем дома был Иван Сергеевич Башкирцев — муж Марии Васильевны Кольцовой, старшей сестры поэта, умершей в 1831 году. С Башкирцевым Алексея Васильевича связывали очень добрые отношения, Здесь, на даче, поэт находил и помощь, и заботу, и участие, и понимание.
В одном из писем к М. Ф. Де-Пуле А. В. Станкевич писал: «В Воронеже, как всюду, были добрые люди, да Кольцову по мелким практическим делам приходилось много водиться не с ними, а с теми, кого он называл: жид на жиде, татарин на татарине. Между тем, подумывая покинуть Воронеж, он пишет: «У меня много здесь людей хороших, которым я еще ни слова. Про это знает лекарь и тот, у кого я жил на даче. Скажи я им, они помогут».
К лету 1841 года здоровье А. В. Кольцова сильно ухудшилось. Врач Иван Андреевич Малышев, добрый и отзывчивый человек, посоветовал поэту отдохнуть на Дону. В том году Кольцов провел на даче Башкирцева почти все лето.
Дача Башкирцева — это двухэтажный дом с мезонином. С главного фасада дом — двухэтажный, а со двора — одноэтажный. Объясняется это неровностью местности. Здание выстроено из кирпича. Внутренняя планировка здания по сравнению с XIX веком была изменена.
В конце 80-х — начале 90-х гг. предпринимались попытки создать в одной из комнат дома музей. К сожалению, они не увенчались успехом.
О большом, самобытном народном поэте Кольцове напоминает мемориальная доска, установленная на фасаде дома. Она гласит:
«Здесь на бывшей даче И. С. Башкирцева в 1830— 1841 гг. неоднократно бывал народный поэт А. В. Кольцов».
Воронежский исторический форум
История, Архитектура, Краеведение
Семилуки. Дача Башкирцева
Семилуки. Дача Башкирцева
Сообщение Sergey » 25 фев 2018, 22:50
Что влекло сюда поэта?
В одном из писем к М. Ф. Де-Пуле А. В. Станкевич писал: «В Воронеже, как всюду, были добрые люди, да Кольцову по мелким практическим делам приходилось много водиться не с ними, а с теми, кого он называл: жид на жиде, татарин на татарине. Между тем, подумывая покинуть Воронеж, он пишет: «У меня много здесь людей хороших, которым я еще ни слова. Про это знает лекарь и тот, у кого я жил на даче. Скажи я им, они помогут».
Именно здесь, на даче своего родственника, Алексей Васильевич встретился в 1839 году с «веселой вдовой» Варварой Григорьевной Лебедевой, урожденной Огарковой. Новая любовь поэта тоже привела к драматической развязке. И снова Кольцов ехал к Башкирцеву искать. исцеления для своей души.
А. М. Путинцев в своей работе «Сердечная драма А. В. Кольцова» (Воронеж, 1926) небезосновательно утверждает; «. десять лет жизни А. В. Кольцова (1830— 1840) были порой его сердечного одиночества и тоски. Одиночество и тоска по потерянной Дуняше угнетали поэта, и он не мог забыться ни в семье, ни в общении с друзьями, ни в иных развлечениях». Все это накладывало, по словам того же А. М. Путинцева, «пессимистическую окраску как на его мировоззрение, так и на его поэзию». Именно в эти годы он пишет, например, стихотворение «Расчет с жизнью» (1840):
Моя юность цвела
Под туманом густым, —
И что ждало меня,
Я не видел за ним.
Только тешилась мной
Злая ведьма-судьба;
Только силу мою
Сокрушила борьба;
Только зимней порой
Меня холод знобил;
Только волос седой
Мои кудри развил;
Да румянец лица
Печаль рано сожгла,
Да морщины на нем
Ядом слез провела.
Жизнь, зачем же собой
Обольщаешь меня?
Если б силу Бог дал —
Я разбил бы тебя.
Нередки в стихах поэта и мотивы одиночества:
Сяду я за стол —
Да подумаю:
Как на свете жить
Одинокому?
(1837)
И совсем не случайны эти строки:
Не окажу никому,
Отчего у меня
Тяжело на груди
Злая грусть налегла.
(1840)
А вот строчки из письма поэта В. П. Боткину, датированного 27 февраля 1842 года:
«Вдруг я упал и телом и духом; вдобавок отец не дает денег ни гроша ни лекарю, ни на лекарство. Я занимаю; лечусь. Меня плохо кормят, и то тихонько от отца готовили обед мне. Я это узнал, сказал лекарю. Он присоветовал мне удалиться из дома, купаться в реке. К счастью, у родственника над самым Доном, в 12 верстах от Воронежа, есть дача. Я к нему; он велел с охотой переехать и дал мне все средства, и я жил на даче три месяца так покойно, — пил, ел, спал, купался».
Из того же письма можно сделать вывод, что домой поэт возвратился в августе.
В письме В. Г. Белинскому и В. П. Боткину, написанном в мае 1842 года А.В. Кольцов дает характеристику Ивану Сергеевичу Башкирцеву:
«Выгонит отец со двора больного, — есть родственник, готовый меня взять к себе и безо всякого счета доставить мне все нужное. Это — Башкирцев. Он человек чисто математический и лет пятидесяти; да он меня издавна любит, и он больше всех в городе, после матери, обо мне заботится».
Дача Башкирцева — это двухэтажный дом с мезонином. С главного фасада дом — двухэтажный, а со двора — одноэтажный. Объясняется это неровностью местности. Здание выстроено из кирпича. Внутренняя планировка здания по сравнению с XIX веком была изменена.
О большом, самобытном народном поэте напоминает мемориальная доска, установленная на фасаде дома. Она гласит: «Здесь на бывшей даче И. С. Башкирцева в 1830— 1841 гг. неоднократно бывал народный поэт А. В. Кольцов».
После революции долгие годы дача была мужским общежитием местного завода, потом оказалась бесхозной. Но в 2007 году здесь вдруг начались активные восстановительные работы: перекрыли крышу, восстановили фронтоны, привели в порядок близлежащий сад. Оказалось, дачу взяла в аренду частная школа «Гармония». Подготовленный план реставрации усадьбы был согласован, и вскоре здесь должна была разместиться школа-пансион со спортивным уклоном. Причем наряду с коммерческими группами на базе школы планировалось создать и группы бесплатного обучения для юных спортсменов области, и развивающие группы для детей с ограниченными возможностями. Увы, инвестором того проекта оказалась компания «Строй-Арт», печально известная тем, что не смогла выполнить свои обязательства перед воронежскими дольщиками. На владельца компании Александра Чурсанова завели уголовное дело.
Как только у «Строй-Арта» появились финансовые проблемы, стройку на даче Башкирцева заморозили. У самой «Гармонии» не оказалось средств для завершения реконструкции. Позже перестали платить и арендную плату.
Сейчас, согласно документам, полученным нами из департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области, объект культурного наследия «Дача Башкирцева» передан из федеральной собственности в собственность Семилукского муниципального района. Еще несколько лет назад можно было считать, что она находится в «законсервированном» состоянии: произведен ремонт кровли, окна и двери надежно заколочены. Но сейчас там ситуация полной разрухи. Окна выбиты, двери распахнуты настежь. Усадьба становится прибежищем для местных бомжей и групп праздношатающейся молодежи. Понятно, что в любой момент может произойти уже необратимое разрушение.
В конце 80-х — начале 90-х гг. предпринимались попытки создать в одной из комнат дома музей. К сожалению, они не увенчались успехом.
Неравнодушные воронежцы спасают дом, где был счастлив Алексей Кольцов
Дача Башкирцева — памятник федерального значения в Семилуках, который хранит память о воронежском поэте
Читать все комментарии
Войдите, чтобы добавить в закладки
Дача Башкирцева — одно из любимых мест семилукцев. Фруктовый сад с яблонями, липовая аллея с 200-летними деревьями… С главного фасада дом имеет два этажа с мезонином, а со двора — один этаж. В начале XIX века сюда приезжали известные люди. Частым гостем в загородном доме Башкирцева был и поэт Алексей Кольцов. Сейчас люди приезжают сюда на машинах и велосипедах, устраивают пикники рядом с домом, разжигают костры прямо в стенах здания… Историческое наследие давно превратилось бы в свалку, если бы семилукцы на волонтёрских началах не устраивали тут время от времени субботники.
В отличие от других памятников, которые разрушаются от времени, даче Башкирцева повезло. Усадьба расположена в живописном месте Семилук — на правой стороне Дона при впадении в него реки Девицы. Недавно местные власти задумали разместить в её стенах филиал загса с музеем семьи. Пока замысел не воплотился в жизнь, но для реставрации усадьбы уже подготовлено несколько студенческих проектов. Дело за малым — найти финансирование.
Последняя любовь Кольцова
Иван Сергеевич Башкирцев — богатый воронежский промышленник — был не первым владельцем дачи. Сохранились архивы, из которых следует, что примерно в 1643 году сенокосные земли (на них сейчас располагается поместье) отошли некоему «Василию Федорову сыну Солодовникову».
— Они несколько раз передавались по наследству и перепродавались, — рассказывает краевед Павел Попов, — пока в начале XIX века землю не купила семья Сергея Башкирцева.
Именно он отстроил дачу. Хотя, как говорит Попов, в основании здания давно были обнаружены своды, относящиеся к XVIII веку, так что на его месте раньше что-то уже стояло.
На даче Башкирцева проводились званые обеды, гостей катали на лодках. Часто приезжал и поэт Алексей Кольцов. Это место было для него оазисом, где он мог залечить душевные раны. Здесь же встретился с последней своей любовью.
Башкирцевы и Кольцовы состояли в родстве. Старшая сестра Алексея Кольцова Мария Васильевна вышла замуж за Ивана Башкирцева. В дни, когда дома становилось невмоготу (деспотичный отец, торговец скотом, презирал «мягкотелого» сына, склонного к литературе), Кольцов приезжал сюда, и ему всегда здесь были рады. Начиная с 1832 года поэт жил на даче с весны до глубокой осени.
На даче Башкирцева пара проводила счастливые дни. По липовым аллеям, где сегодня катаются велосипедисты и гуляют мамы с колясками, когда-то прогуливались и Кольцов с Лебедевой. Современники утверждают, что между ними была любовь. Но через два месяца у поэта кончились средства на содержание Лебедевой, и она предпочла ему местного помещика. Душевная травма подточила силы Кольцова, у него открылась чахотка. Весной и летом 1841 года Алексей Васильевич жил на даче Башкирцева и по рекомендации врача закалял организм, купаясь в Дону. В октябре 1842-го болезнь унесла жизнь 33-летнего поэта.
Нужна реконструкция
Башкирцевы были не первыми и не последними владельцами дачи. Причём владели они ею недолго. В середине XIX века разорившаяся семья Башкирцевых потеряла дачу. Она была описана за уплату долгов. Позже в стенах зданий располагались больница, столовая и общежитие профилактория огнеупорного завода.
В 60-х годах прошлого века дачу восстановили и даже открыли на ней мемориальную доску, которая сообщает, что здесь был поэт Алексей Кольцов. Однако в 80-е дом опять опустел. Собирались устроить музей, посвященный Кольцову, но дальше разговоров дело не пошло.
Уже больше года Павел Попов вместе со студентками строительного университета Ольгой Черниковой и Елизаветой Артамоновой реконструируют облик дачи Башкирцева. Приехав в усадьбу, они местами вскрыли старую штукатурку и по кирпичной кладке, где старые кирпичи перемежались с более новыми, определили, на каких местах раньше располагалась дверь, где были окна и как мог выглядеть фасад здания изначально. Под руководством Попова и профессора Александра Танкеева студентки создали проект реконструкции дачи. А нынешним летом в университете защищено ещё три диплома на эту тему. Лучшие предложения могут быть взяты за основу, если власти определятся с тем, что может разместиться в этих стенах, и изыщут деньги на реализацию проекта. Во сколько миллионов рублей это может вылиться — говорить рано.
Самое читаемое
ТОП-5. Культура
Будь в курсе
Если вы хотите, чтобы ваши сообщения публиковались на «МОЁ! Online» без предварительной модерации, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите
= 1 комментарий в режиме инкогнито
Использование режима инкогнито не даёт права нарушать правила общения на сайте!
Сетевое издание, зарегистрировано 30.12.2014 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС77-60431 от 30.12.2014 г.
Учредитель: ООО «Издательский дом «Свободная пресса»
Главный редактор редакции «МОЁ!»-«МОЁ! Online» — Ирина Викторовна Булгакова
Редактор отдела новостей «МОЁ! Online» — Полина Александровна Листопад
Адрес редакции: 394049 г. Воронеж, ул. Л.Рябцевой, 54
Телефоны редакции: (473) 267-94-00, 264-93-98
Мнения авторов статей, опубликованных на портале «МОЁ! Online», материалов, размещённых в разделах «Мнения», «Народные новости», а также комментариев пользователей к материалам сайта могут не совпадать с позицией редакции газеты «МОЁ!» и портала «МОЁ! Online».
Есть интересная новость?
Звоните: (473) 267-94-00, 264-93-98. Пишите: web@kpv.ru, moe@kpv.ru
По вопросам размещения рекламы на сайте обращайтесь:
или по телефону в Воронеже: (473) 267-94-13, 267-94-11, 267-94-08, 267-94-07, 267-94-06, 267-94-05
Подписка на новости: RSS
Наш партнёр:
Альянс руководителей
региональных СМИ России
Данные погоды предоставляются сервисом
Все права защищены ООО ИД «СВОБОДНАЯ ПРЕССА» 2007–2021. Любые материалы, размещенные на портале «МОЁ! Online» сотрудниками редакции, нештатными авторами и читателями, являются объектами авторского права. Права ООО ИД «СВОБОДНАЯ ПРЕССА» на указанные материалы охраняются законодательством о правах на результаты интеллектуальной деятельности. Полное или частичное использование материалов, размещенных на портале «МОЁ! Online», допускается только с письменного согласия редакции с указанием ссылки на источник. Все вопросы можно задать по адресу web@kpv.ru. В рубрике «От первого лица» публикуются сообщения в рамках контрактов об информационном сотрудничестве между редакцией «МОЁ! Online» и органами власти. Материалы рубрик «Новости партнёров» и «Будь в курсе» публикуются в рамках договоров (соглашений, контрактов) об информационном сотрудничестве и (или) размещаются на правах рекламы. Партнёрский материал — это статья, подготовленная редакцией совместно с партнёром-рекламодателем, который заинтересован в теме материала, участвует в его создании и оплачивает размещение.
Дача Башкирцева
03. Подвесных мостов в наших широтах раз, два и обчёлся, поэтому первое время несколько ссыкотно ощущать как он пошатывается под тобой.
05. Буквально недавно я уже писал об этом, но, на всякий случай, повторюсь.
В Воронежской области протекают две реки с именем Девица, обе впадают в Дон, и обе имеют притоком реку с названием Россошка.
Кратчайшее расстояние между реками 24 км. Это верхний приток Дона.
06. В 2009-ом году я уже бывал здесь и несколько других ракурсов этого же моста можно посмотреть вот в этом отчете.
07. А вот господский дом тогда был наглухо заколочен, поэтому сегодня основное внимание я уделю ему.
На фотографии ниже foxbat как бы приценивается к первой попавшейся двери.
09. Почти всё пространство комнаты занимает, собственно, печь.
Лишь в одном углу уместился умывальник.
11. Последний раз, уже сильно болевший Кольцов, прожил здесь весну и часть лета 1841 года, принимая по назначению лечившего его дохтура водные процедуры в Дону. Кольцов умер от чахотки в 1842 году в возрасте тридцати трёх лет. А мемориальная доска появилась на стене дома в октябре 1969 года в честь празднования 160-летия со дня рождения Алексея Васильевича.
12. Неподалеку висит и традиционная в таких местах табличка, о которой я заикнулся еще в первом абзаце.
13. Вот она же по крупней.
Ездить здесь на машине по этой тропке действительно проблематично, а вот всё остальное государство как бы не оговаривает.
14. Впрочем, совсем рядом есть и вполне себе автомобильные тропинки.
15. После национализации усадьба находилась в распоряжении воинской части, потом – больницы.
16. До начала 1990-х гг. в усадьбе располагались профилакторий и общежитие Семилукского огнеупорного завода.
Подумывали так же и о том, чтобы создать в усадьбе свиноферму.
17. В конце восьмидесятых годов прошлого века дачу Башкирцева было решили преобразовать в дом-музей Кольцова.
Даже начали ремонт особняка. Но пришли «лихие девяностые» и руководство огнеупорного завода остановило все работы, а дом наглухо закрыли.
18. Какие-то ебану. бравые гангстеры вовсю здесь порезвились.
19. Какой-то дед Мазай припрятал здесь свою лодку, да не тут то было.
Её тоже сломали.
20. Путешествие вглубь ремонтов.
22. Чего только не повидала дача Башкирцевых за свою историю: схватки белоказаков с буденновцами, бомбежки и артобстрелы Великой Отечественной. Но как-то уцелела.
А вот буквально за пару лет «раскрытого» состояния докатилась до вот такого.
23. Это не следы пуль фашистких оккупантов, а каких-то местных имбецилов. Кстати, довелось пообщаться с аборигенами, все как один, от школьников до пенсионера, с надеждой в голосе интересовались, а не для будущих ли восстановительных работ мы тут всё так тщательно фотографируем?
24. Впрочем, я немного забежал вперёд. В 2007-ом дачу взяла в аренду частная школа «Гармония». Подготовленный план реставрации усадьбы был согласован, и вскоре здесь должна была разместиться школа-пансион со спортивным уклоном. Перекрыли крышу, восстановили фронтоны, привели в порядок близлежащий сад (о нём ниже). Инвестором проекта выступила компания «Строй Арт», которая позже нагрела кучу дольщиков в Воронеже. Как только у «Строй Арта» и у его владельца Александра Чурсанова появились финансовые проблемы, стройку на даче заморозили. У самой «Гармонии», естественно, не оказалось средств для завершения реконструкции. Позже перестали платить арендную плату и охранять.
25. Вплотную к особняку прилегают заросший парк и яблоневый сад.
31. Обычно стараюсь законопатить в фотошопе попавшие в кадр ТБО, но в этот раз не стал.
Потому что вокруг просто какой-то адище. Снимок смазан, но будем считать, что это от волнения.
Копипастерам напоминаю, что при перепечатке фотографий и текста активная ссылка на источник обязательна. Без noindex и nofollow.
Бумажные и электронные СМИ должны предварительно связаться со мной.