дацан в чите адрес
Читинский дацан (Дамба Брайбунлинг)
Дамба Брайбунлинг — культовое сооружение Читы. Этот монастырский комплекс занимает важное место в религиозной жизни Забайкальского края, где проживает огромное число последователей буддизма.
Читинский дацан открыт для представителей всех конфессий, здесь всегда рады гостям и готовы выслушать каждого. Туристам дацан интересен как памятник архитектуры и место, где можно приобщиться к удивительной культуре, познакомиться с традициями и философией буддизма.
История Читинского дацана
Дамба Брайбунлинг в Чите был освящен и официально открыт 15 августа 2010 года, но этому событию предшествовала долгая история.
Известно, что первый дацан, а точнее молитвенный дуган, появился в Чите в 1899 году. Располагался он в центре города, там где сегодня находится парк ОДОРА. Несмотря на то, что строительство спонсировали верующие, а проект создавали ламы Гусиноозерского дацана, сооружение выполняло скорее просветительскую функцию, а не религиозную. Официально здание, стилизованное под дуган, считалось выставочным павильоном краеведческого музея. В нем размещалась богатейшая в России коллекция предметов, посвященная буддизму.
В январе 1914 года постройка сгорела и долгие годы буддийская община Читы оставалась без дацана. О возведении нового культового сооружения начали говорить в 1994 году, но местные власти выдали разрешение на строительство лишь спустя 7 лет. Еще год ушел на выбор участка и подготовительные работы. И наконец в 2002 году был заложен первый камень Читинского дацана.
Перебои с финансированием затянули реализацию проекта почти на 8 лет, но все же Дамба Брайбунлинг удалось достроить. Открытие святыни стало настоящим праздником. В церемонии принимал участие духовный лидер российских буддистов — Хамбо-лама Аюшеев, а на городском ипподроме провели соревнования по борьбе, стрельбе из лука и скачки.
Храм и другие строения монастыря
Территория комплекса представляет собой правильный квадрат, площадью 108 на 108 метров. Все постройки расположены таким образом, чтобы посетитель по пути к храму смог совершить священный обход и другие традиционные для буддистов ритуалы.
Дамба Брайбунлинг окружен высоким забором, вход осуществляется через главные ворота. От них до храма протянуты гирлянды разноцветных треугольных флажков с надписями. Они называются хии-морин, или «кони ветра». Считается, что ветер шевеля флажки разносит вокруг благие пожелания.
Сразу от ворот вошедший в Читинский дацан начинает священный обход (гороо). Церемония подразумевает обход территории слева направо, согласно движению Солнца, нечетное количество раз.
Первыми на пути появляются беседки с молитвенными барабанами которые следует вращать. Прокручивание барабанов с мантрами заменяет многократное прочтение молитвы. Помимо беседок вдоль стен располагаются кафе национальной кухни и жилые домики для администрации и обитателей дацана.
Далее взору открывается юрта, где прихожан принимает настоятель храма Баир-лама. По соседству с юртой находится ступа в виде остроконечной беседки, украшенная символами огня, земли, луны и солнца. Обычно ступу просто обходят вокруг, но в Читинском дацане в нее можно войти и оставить подношение.
Священный обход заканчивается у главного храма — великолепного образца старинного бурятского зодчества. Специалисты утверждают, что внешне дацан очень похож на сгоревший в 1914 году дуган. Он также имеет три яруса, черепичную крышу и обильно украшен деревянной резьбой, покрытой яркими минеральными красками. Внешний декор святыни наполнен символизмом. В центре композиции — дхармачакра — символ, отражающий учение Будды о перерождении и карме. Традиционно дхармачакра изображается в виде колеса с восемью спицами и газелями по бокам.
Перед входом в Читинский дацан установлена курительница для благовоний. Возле нее часто оставляют подношения (продукты или деньги).
Внутри обители прихожанам также следует совершить гороо и обойти первый этаж по кругу. На второй и третий этажи пускают только монахов. Главная святыня Дамба Брайбунлинга — алтарь с 2-метровой статуей Будды. Золоченая фигура дополнена портретом Далай-ламы XIV, малой скульптурой Будды, сидящего в позе лотоса, и многочисленным декором.
Дацан в Чите живет насыщенной жизнью. Здесь регулярно совершаются хуралы и буддийские ритуалы. Ламы помогают верующим в сложных жизненных ситуациях, консультируют по вопросам веры. Среди лам монастыря есть хорошие специалисты в астрологии и врачевании.
Режим работы дацана в Чите, расписание служб
Дамба Брайбунлинг открыт ежедневно, от восхода до заката солнца. С раннего утра желающие попасть на прием к ламам выстраиваются в очередь у домиков. Время общения не лимитировано, разговор длится столько, сколько потребуется для решения вопроса.
Службы в храме проходят по расписанию. Ознакомиться с ним можно на официальном сайта Читинского дацана.
Правила посещения
Перед визитом в дацан следует изучить несколько правил. Одно из них касается внешнего вида. Как женщинам, так и мужчинам, следует выбирать закрытую одежду. Недопустимы шорты, майки, короткие юбки, женщинам не рекомендуется надевать брюки. При входе нужно снять головной убор, разуться или надеть бахилы, стараться думать о хорошем.
На территории двора запрещено курить, ругаться, распивать алкогольные напитки, мусорить, целоваться и обниматься, кричать, переходить дорогу ламам, трогать подношения, указывать пальцем на алтарь и проч. Полный свод правил Читинского дацана доступен по ссылке.
Как добраться
Дамба Брайбунлинг находится в Центральном районе Читы. Точный адрес: улица Богомягкова, 72. Прямо у главных ворот располагается остановка «Госпиталь ветеранов», где ходят автобусы № 9, 30, 41 и маршрутки № 3, 26, 28, 38, 47, 136.
Остановочных комплексов нет, чтобы не проехать остановку предупредите водителя или кондуктора.
Главные ворота дацана и парковка на google-панораме:
Добраться до святыни быстро и с комфортом поможет такси. В Чите работают известные компании Maxim, Яндекс Go и Gett.
Читинский Дацан
Тибетское название Читинского дацана «Дамба Брайбунлинг» («Место, где собран рис учения Будды»). Дацан относится к организациям Буддийской традиционной Сангхи России.
Он расположен в Забайкальском крае, в городе Чита, ул.Богомягкова, д.72.
Читинский Дацан запись закреплена
Ступа Совершенной Победы
ㅤМы начинаем строительство Ступы Совершенной Победы в июне 2016 года на территории села Авдей (Туян). Это бурятско-русская деревня, с населением более трехсот человек. Мы знаем этих людей лично, большинство из них являются глубоко верующими буддистами. Мы решили общими усилиями возвести святыню, поскольку в селе отсутствуют какие-либо буддийские сооружения.
Показать полностью.
Ступа будет построена по коренным текстам и иметь высоту 7 метров. В неё будет заложено множество драгоценных реликвий полученных от Его Святейшества Далай Ламы и Ринселы учителей Богдо Гегена Ринпоче, Дилго Кенце Ринпоче и других.
ㅤПодобную ступу, благодаря общим усилиям, мы построили в 2013 году в селе Арахлей, чему была и посвящена эта группа, фотографии и информацию можно увидеть ниже в ленте новостей.
Приглашаем принять участие в благом деле!
ㅤКонтактные лица:
+79162085845 Дмитрий Дубарь (Москва)
+79104556696 Лхамо (Москва) номер в Чите будет указан
+79255060006 Сергей (Москва)
ㅤРеквизиты для сбора средств на Ступу:
ㅤДУБАРЬ ДМИТРИЙ ВИКТОРОВИЧ
Номер карты VIZA: 4276 3800 5686 0112
Номер счета карты: 40817810838095301137
Банк получателя: Сбербанк России
БИК: 044525225
Корр. счет: 30101810400000000225
ИНН: 7707083893
КПП: 775001001
ㅤЧУМИТОВА ТАТЬЯНА ВЛАДИМИРОВНА
Сбербанк г.Москва
Номер карты MasterCard: 5469 3800 4433 4695
Большая просьба указывайте имя и цель назначения платежа. Все имена будут заложены в ступу.
Чудеса читинского дацана
Читинский дацан
Расположенный посреди Читы, центр духовности и чистоты – даже воздух здесь совсем другой. Из суеты городских улиц попадаешь в мир и покой молитвенных домиков, а так же яркое солнце и атмосферную и безопасную тишину приветливых стен.
Мы, в travelinlife очень любим дацаны. И нет мы не буддисты. Наверное.
Восточная культура и религия – очень гостеприимная – здесь не чуждаются иноверцев и мирно сосуществуют разные народности. Наверное как и во всей России. Очищение, уют, покой и краски все это можно найти в сказочном замке посреди города.
Дацан Чита не выставляет на показ, как другие храмы – она хранит его в самой глубинке, как величайшее сокровище. Посетить Дамба Брайбунлинг (второе название Читинского дацана) можно в любое время года – ни зимой, ни летом, комплекс не теряет своей красоты. Посетителей в дацане всегда много – это и люди совершающие моления, и туристы и просто прохожие, зашедшие полюбоваться красотой и тишиной.
Монастырь в Чите
Туристам и посетителям следует помнить, что Читинский дацан (впрочем, как и все остальные дацаны) это религиозное сооружение, поэтому на территории необходимо вести себя соответствующим образом и не нарушать заведенного порядка.
Осмотр и обход всей территории начинают справа на лево, по часовой стрелке, придерживаясь специальных дорожек. Нужно сделать минимум один круг – можно и больше – главное, чтобы число кругов было нечетным. Следите за тем что бы не шуметь, не кричать. Можно крутить барабаны с нанесенными мантрам, можно кидать монетки в специально отведенные ящики. Нельзя мусорить, курить и ругаться. При посещении храмов дацана нужно снять головной убор и отключить звук у сотового телефона.
По оводу одежды – особых требований нет – но крайне желательно что бы она была скромной и закрывала руки и ноги.
Из храма положено выходить пятясь спиной – не поворачиваясь тыльной стороной к алтарю.
Следует помнить, что совершая обход, принося пожертвования, крутя молитвенные барабаны – вы получаете благословение на благие дела и очищаете свою энергетику от грязи и накопившегося негатива – вне зависимости от того к какой религии вы принадлежите и вашей цели посещения дацана.
Лама в Чите
Попав на праздник или молебен – вам нужно будет взять с собой подношение – еду, конфеты, молоко и так далее. Если вы не взяли это с собой, все можно будет приобрести в храме.Подарок пищей – это помощь в жизни дацана.
В дацан НУЖНО брать детей.
Посетить Читинский дацан нужно для того что бы прикоснуться к культуре и вере народа, издревле населявшего Забайкальскую землю, а так же ознакомиться с самой доброжелательной религией в мире – с буддизмом.
Буддистский дацан в Чите расположен о адресу Богомякова, 72 и всегда открыт для посетителей.
Буддийский храм в Чите — внешний вид дацана и жизнь лам
Здравствуйте, уважаемые читатели!
Мы продолжаем рассказ о святых для буддистов местах в России. Виртуальное путешествие приведёт вас в Забайкальский край, где на берегах реки Читы расположился краевой центр с таким же названием.
Речь пойдёт о расположенном здесь даца̀не – так по традиции называют буддийский монастырь, который является также и образовательным заведением.
Читинский дацан – это место, куда местные жители с удовольствием приходят за советом и нужной информацией, даже если они и не придерживаются буддийской веры. Здесь всегда внимательно выслушают и помогут.
Строительство
Идея постройки нового храма для буддистов в Чите возникла ещё в 1994 году. Местная администрация выдала разрешение на возведение храма лишь в 2001 году.
Участок для него был выбран не сразу. Имелся ряд вариантов, и дид Хамбо-ламе Забайкальского края – Цырен-ламе пришлось даже прибегнуть к древнему тибетскому гаданию Мо – бросить кости, чтобы определить благоприятное место.
Он располагается в черте города, в тихом, спокойном месте, под сенью древних сосен, овеянный их целебным ароматом. Целых 8 лет прошло от закладки первого камня в 2002 году до официального открытия.
Начало этому процессу в 2007 году положили 46 млн рублей, которые Агинский Бурятский автономный округ вложил в постройку из своего бюджета. Осуществление проекта затянулось из-за недостаточного финансирования, но в середине августа 2010 года Дамба Брайбунлинг торжественно открылся, будучи освящённым российским духовным лидером буддистов – Хамбо-ламой Аюшеевым.
Хамбо Лама Аюшеев
Название дацана означает «там, где собрали рис буддийского учения». Чита второй среди русских городов (первым был Санкт-Петербург) оказалась счастливой обладательницей буддийской святыни, в дополнение к уже имевшимся христианской и исламской церквям.
По местным обычаям открытие дацана отметили на ипподроме соревнованиями в национальных видах спорта:
Эти состязания исторически всегда курировались представителями буддийского духовенства.
Сгоревший дацан
В Чите раньше уже существовал буддийский храм, но в 1914 году пожар его уничтожил. Причина не была установлена. Символично, что второй храм открыли в ту же дату, что и первый, спустя 111 лет.
История гласит, что в прежнем дацане не отправлялись службы, это была его музейная модель под названием «Буддийский культ», содержащий порядка 1700 экспонатов. Музей был в Сельскохозяйственной и промышленной выставке в числе прочих павильонов.
Построен был павильон в саду, названном в честь Жуковского, который сейчас является городским парком ОДОРА. Буддийские культовые реликвии переехали сюда из местного краеведческого музея. По тем временам это была лучшая мировая коллекция.
Городской парк ОДОРА, Чита
Сгоревший храм является прообразом нынешнего. Они сходны тем, что имеют:
Но новый дацан считается самым современным в мире из-за того, что в него проведены электричество, отопление, водоснабжение.
Это стало возможным только из-за нахождения здания в черте города. Передовые технологии соединились здесь со старинным бурятским зодчеством.
Территория храма
Для отделки главного здания и территории было приложено немало стараний. Металлические элементы декора отливались в столице Бурятии, позолота для их украшения была куплена в Индии.
Все постройки вписаны в квадрат со стороной 108 метров. Главные ворота и храм соединены гирляндами треугольных, как принято в южном буддизме, хии-морѝнов – специальных флажков. Они пяти цветов и имеют подписи.
По-другому флажки называются «кони ветра». Это название не случайно, так как ветер, приводящий их в движение, распространяет вокруг благой посыл, в них заключённый. Силы природы часто задействованы в различных буддийских ритуалах.
Войдя в ворота, посетитель отправляется в гороо – священный обход территории нечётное количество раз. Совершается он слева направо, так же как движется Солнце по небосклону.
Проходя мимо беседок с молитвенными барабанами, в которых заключены мантры, следует вращать барабаны. Это равноценно прочтению молитв, содержащихся в них.
Один оборот соответствует 100-кратному повторению мантры. Когда большие праздники, это может засчитаться и за тысячу прочтений, и даже за миллион.
Молитвенный барабан
Беседки окружают храм с трёх сторон, кроме южной. Как и сама святыня, они украшены крышей из черепицы и резными украшениями. В жёлтых домиках вдоль забора живут монахи-хувараки (ученики), ламы, настоятель храма, расположена администрация.
Многочисленные посетители приходят к врачу, астрологу и костоправу, которые есть среди восьми проживающих тут лам. В одном из домиков есть кафе, в котором готовят национальное блюдо – вкуснейшие буузы и другую пищу.
В постройках на территории просматривается смешение четырёх стилей:
Справа – юрта, символ Вселенной у монгольских кочевников. В ней принимает посетителей самый сильный духовно монах – настоятель Баир-лама.
Юрта на территории дацана, Чита
В основном он принимает в Угданском дацане, но бывает и здесь, чтобы был шанс попасть у всех желающих.
Здесь же, но ближе к воротам, находится ступа. Обычно ступы бывают закрытыми, но здесь субурган выполнен в форме открытой остроконечной беседки, навершие которой украшает соёмбо – символические изображения солнца, огня, земли и луны.
Обычно ступу обходят вокруг, чтобы очиститься от пороков и улучшить карму, но в эту можно войти и оставить на полу подношение в виде сладостей или риса.
Главный храм
Цокчѐн-дуга̀н, или главный храм, украшает собой центр архитектурной композиции этого комплекса. Вход в храм обрамлён резными кедровыми выступами. Все деревянные элементы ярко расписаны минеральными красками.
Над ним – дхармачакра (колесо учения). По бокам от колеса – газели, которые, по легенде, были среди слушателей первой проповеди Будды, то есть, при первом повороте колеса учения. Само колесо – это символ Солнца, его восемь спиц – благородный Восьмеричный путь каждого буддиста.
Колесо учения
Главный храм защищают от сил зла два чугунных льва у входа и два дракона на крыше. Дуган повторяет форму территории – он тоже квадратный.
Перед входом имеется железная курительница для благовоний. Её вес – 8 центнеров. Возле этого сосуда тоже принято оставлять подношения. Тут можно класть и деньги, и мясо, и другие продукты –у кого что есть. Утром половина подаяния складывается внутрь, половину оставляют снаружи.
Интересно, что каждый из трёх этажей Читинского дацана олицетворяет Ум, Речь и Тело Будды, поэтому его рекомендуют обходить три раза.
Внутреннее убранство
Внутри дугана тоже нужно повторить путь солнца — совершить гороо, подобно пчеле, облетающей цветок, прежде чем выпить из него нектара. Сделать это можно на 1-м этаже, в зале, где проходят службы.
Внутреннее убранство дацана
Одним из внутренних элементов декора тут является свастика, которая в буддизме тоже символизирует движение солнца. В зале висят флажки уже тибетской, квадратной формы, с мантрами и изображениями пяти животных.
Алтарь украшает почти двухметровая золочёная статуя Будды весом в 200 килограммов, а перед ней – портрет Далай-ламы XIV. У Будды кедровый постамент, на котором он сидит в позе лотоса.
Статуя Будды
Рядом с древним и современным буддийскими лидерами есть изображения и других знаменитых адептов буддизма. В нижней части алтаря два демона охраняют учение от врагов. Здесь же маленький молитвенный барабан и место для подаяний верующих.
В интерьере много ярких, праздничных украшений, сделанных местными умелицами из лоскутов ткани. Они висят или выполнены в виде половиков.
Путь на 2-й 3-й этажи открыт только монахам.
Рабочий день ламы
К домикам лам уже с утра выстраиваются очереди. Начало их рабочего дня совпадает с восходом солнца.
Оно ознаменовывается чтение священных мантр, источником которых служит «Кадон». Во время молебна, который лама читает каждое утро в одиночестве, он просит благоденствия для всех живых существ, чтобы они всегда друг друга помнили.
После этого проходит второй, общий молебен Сахюусан. Он призывает к заботе друг о друге и памятовании о проявленной кем-то доброте.
Произносит молебен дежурный лама, а остальные, в позе лотоса слушают его, прикрыв глаза и расслабившись. Здесь могут присутствовать и прихожане.
К концу службы верующих уже значительное количество: большинство приходит за помощью в разрешении личных проблем, некоторые – за сувенирами, свериться с расписанием хуралов, посмотреть на красивое убранство.
Приём желающих длится, пока не сядет солнце. Часы работы не лимитированы, каждого выслушают столько, сколько потребуется. Для решения проблемы лама использует различные обряды и приспособления для их проведения:
Обедают ламы по очереди, чтобы приём верующих не прерывался.
После приёма проходит молитва Согчел. Во время неё просят, чтобы всё живое было счастливым и пребывало в мире.
Затем, уже в своей келье, монахи обдумывают сделанное за день, анализируют свои ошибки.
Правила посещения дацана
Вход в дацан открыт человеку любого вероисповедания. Голова должна быть непокрыта, а женщинам не желательно надевать брюки. При посещении храма лучше думать о хорошем.
Входя в дуган, нужно сложить ладони так, чтобы загнутые большие пальцы были внутри. Это символизирует лотос с троном Будды. В образовавшееся между ладонями отверстие нужно шёпотом сказать свою просьбу. Она не должна касаться себя. Просить нужно для других. Этим достигается накопление благой кармы.
Затем, не разнимая рук, нужно коснуться макушки, лба, горла и сердца. Таким образом очищается ум, речь и тело.
Нельзя приходить в опьянении, курить, ругаться здесь, а, выходя, не следует поворачиваться к алтарю спиной.
Об общих правилах поведения в дацане вы можете почитать здесь.
Службы
В дацане, по адресу Богомягкова, 72, можно заказать молитву за здравие, как своё, так и других людей.
В определённые числа ежемесячно проводятся хуралы:
Числа указаны по лунному календарю.
Ежедневно в 10 по расписанию бывают Согой и Сахюусан, а по воскресеньям ещё и Сагаан Шухэртэ.
Торжественные хуралы посвящены таким событиям:
Заключение
На этом мы прощаемся с вами, друзья! Ум маани бадмай хум! Что значит – добра вам и процветания!
Подписывайтесь на наш блог, чтобы получать новые интересные статьи себе на почту!
Читинский Дацан
Читинский Дацан запись закреплена
ॐ ЗУРХАЙ ॐ
Дулма Баирова запись закреплена
Расписание хуралов (молебнов) на июль-август месяц (третий летний месяц- синеватая овца) в Читинском дацане «Дамба Брайбунлинг»
Запись и подношение проводится по номеру телефона 89248181108 мобильный банк, получатель Светлана Балбаровна Ц. Кассир Дацана
Дулма Баирова запись закреплена
Запись и подношение проводится по номеру телефона 89248181108 мобильный банк, получатель Светлана Балбаровна Ц. Кассир Дацана
Дулма Баирова запись закреплена
Дулма Баирова запись закреплена
Дулма Баирова запись закреплена
Обоо проводится 3 июля 2021 года, нужно успеть, нужны рабочие руки .
Показать полностью.
С собой удобная одежда, обувь и головной убор. Перчатки и ножи (для хадаков) берём с собой, воду и сухпай.
Хамтын буянай ажал хэhэн зоной нэрэ обог амяараа ламанараар уншагдаха. Имена всех, кто примет участие в уборке зачитают в отдельном молебне.
Обращаемся ко всем землякам принять активное участие в воскреснике.
Дулма Баирова запись закреплена
Показать полностью.
Все вы знаете, что в это время во многих населённых пунктах края начинаются ежегодные молебны малой родины «Обоо тахилга». На эти мероприятия собираются, съезжаются не только жители местности, но и земляки, живущие в других регионах.
Поэтому, в целях сохранения здоровья и профилактики коронавируса, мы вынуждены провести с ограничением участия жителей. Будут присутствовать ламы, организаторы мероприятия. Ответственные на местах организуют сбор подношений на онлайн счета и трансляцию. Надеемся на понимание и поддержку.
Совершайте простирания, подношение Сагаан эдеэн табаг, Сэржэм, призывание Далга из дома.
Дид Хамбо лама по Забайкальскому краю Цырен Дондукбаев
Дулма Баирова запись закреплена
Запись и подношение проводится по номеру телефона 89248181108 мобильный банк, получатель Светлана Балбаровна Ц. Кассир Дацана
Дулма Баирова запись закреплена
Дулма Баирова запись закреплена
Запись и подношение проводится по номеру телефона 89248181108 мобильный банк, получатель Светлана Балбаровна Ц. Кассир Дацана
Читинский Дацан запись закреплена
Далай-лама
Далай-лама. Как обрести покой ума
Мы, люди, все хотим быть счастливыми. Его Святейшество Далай-лама уверен, что ключ к счастью — это обретение покоя ума. В этом коротком ролике он рассказывает, как разрушительные эмоции нарушают наш внутренний покой и что надо делать, чтобы его сохранить.
Нашла интересную статью о Хамба-ламе Калмыкии, почитайте, если интересно, ссылку оставлю
Читинский Дацан запись закреплена
ॐ ЗУРХАЙ ॐ
БУРЯТСКИЕ БЫТОВЫЕ ЗАПРЕТЫ
— Нельзя лежать, спать, вытянув ноги в сторону божницы и очага.
— Нельзя наступать на упавшую шапку или переступать через нее. Также не переступают через вещи, особенно через книги. Книги, различные буклеты и календари с изображением Будды и Бодхисаттв помещают на верхних полках (выше пояса).
Показать полностью.
— Нельзя бросать в огонь мусор, заливать водой. Это может разгневать и Духа огня и Духа воды. При тушении остатков мусора со двора или огорода надо капнуть в воду молоко.
— Нельзя рубить топором что-либо у огня. Считается, что так топор рубит голову огню.
— Часто можно видеть, как «умные» водители моют свои машины рядом с озером, рекой, когда грязная вода обратно стекается в водоем. Гнев Духа воды Лусуд Хана бывает жестким и неизбежным. Человека начнут преследовать болезни, неудачи.
— Помните о том, что человек почти на 80 процентов состоит из воды, так что Лусуд Хану ничего не стоит «поймать» таких нерадивых водителей, — всех тех, кто загрязняет водоемы. Женщинам в определенные дни не стоит купаться.
— У целебного источника, «аршана» нельзя мыть грязные вещи, плеваться.
— Нельзя убивать животных для своего удовольствия, без нужды рвать растения и цветы, рубить деревья. Нельзя срубать одиноко стоящее дерево в степи или в лесу. Обычно внутри таких деревьев живут разные духи. Понятно, что оскорбившись, они могут навредить человеку.
— На охоте запрещается убивать животных с детенышами, а также беременных самок.
— Запрещается убивать змей. Считается, что змея является хозяином различных невидимых духов, поэтому духи могут разгневаться и отомстить обидчику.
— Нельзя давать детям спиртное. Детский организм ответит стрессом и болезнями.
— Нельзя заставлять других пить спиртное. Раньше такое давление на гостей приравнивалось к оскорблению. Нынче, похоже, все в порядке вещей. Хозяева начинают давить, приговаривая: «Если уважаешь – выпьешь», «Зло не оставляй» и так далее.
— Когда приходит гость, при нем не производят уборку, не выносят мусор.
— Заходя в дом, нельзя наступать на порог. На пороге также запрещается сидеть, стоять, разговаривать.
— Нельзя заходить в гости с пустой посудой. В крайнем случае, на крышку или в саму посуду кладут что-нибудь. Также нельзя возвращать пустые емкости, сумку – обязательно положите монетку, конфеты и т.д.
— Нельзя давать пищу гостю в чашке с разбитым и отломленным краем. Когда дают угощение, его всегда берут двумя руками.
— В сумерках, в темное время суток нельзя окликать человека по имени – считается, что зловредные духи, бодрствующие в это время, могут навредить человеку, узнав его имя.
— Также в темное время категорически воспрещается колоть дрова, качать воду, шуметь на улице. Голодные духи могут прийти к вам во двор на звуки и остаться у вас надолго.
— Нельзя переходить дорогу перед монахами, пожилыми людьми. В транспорте надо всегда уступать место пожилым, женщинам. Когда сами постареете, вам также будут уступать места.
Читинский Дацан запись закреплена
Антонио Маргаретти
Читинский Дацан запись закреплена
Тибетский буддизм
Пабонка Ринпоче
Освобождение на вашей ладони
Читинский Дацан запись закреплена
Янгажинский Дацан «ДАШИ ШАРВАВЛИН»
Идамы и год рождения
Конечно, возможность обратиться к Учителю для определения покровителя существует далеко не у каждого. В этом случае вполне можно руководствоваться своеобразными «буддийскими гороскопами» – таблицами, которые соотносят год рождения человека и его Идама. Одним из наиболее распространенных является девятилетний тибетский цикл, рассчитанный на период 1928—2035 годов:
Показать полностью.
Манджушри — 1928, 1937, 1946, 1955, 1964, 1973, 1982, 1991, 2000, 2009, 2018, 2027;
Будда Шакьямуни — 1929, 1938, 1947, 1956, 1965, 1974, 1983, 1992, 2001, 2010, 2019, 2028;
Зеленая Тара — 1930, 1939, 1948, 1957, 1966, 1975, 1984, 1993, 2002, 2011, 2020, 2029;
Будда Медицины — 1931, 1940, 1949, 1958, 1967, 1976, 1985, 1994, 2003, 2012, 2021, 2030;
Будда Шакьямуни — 1932, 1941, 1950, 1959, 1968, 1977, 1986, 1995, 2004, 2013, 2022, 2031;
Ваджрапани — 1933, 1942, 1951, 1960, 1969, 1978, 1987, 1996, 2005, 2014, 2023, 2032;
Ваджрасаттва — 1934, 1943, 1952, 1961, 1970, 1979, 1988, 1997, 2006, 2015, 2024, 2033;
Ваджрапани — 1935, 1944, 1953, 1962, 1971, 1980, 1989, 1998, 2007, 2016, 2025, 2034;
Авалокитешвара – 1936, 1945, 1954, 1963, 1972, 1981, 1990, 1999, 2008, 2017, 2026, 2035.
Отсчет начинается с 1928 года, а Идамы чередуются каждые 9 лет. При этом некоторые из них встречаются чаще других (по несколько раз). Это связано с тем, что они имеют множество форм и воплощений и могут приходить разным людям в разном обличии.
Читинский Дацан запись закреплена
Тибетский буддизм
Шераб Зангмо. Великая йогиня Тибета
Мы втиснулись в маленькую темную комнату и сидели плечом к плечу. Потолок был покрыт такой многолетней копотью, что образовались черные сталактиты. Глаза слезились от дыма благовоний и тлеющих лепешек яка, которые используют здесь в качестве топлива.
Показать полностью. Свет, проникающий через дверь выхватывал из темноты пожилое лицо, несущее отпечаток суровой тибетской жизни на высоте свыше 4200 метров. Там, в углу, в коробке для медитации сидела Шераб Зангмо, она крутила молитвенный барабан.
Когда Шераб Зангмо была молодой монахиней, она отправилась в темный ретрит на 49 суток, практикуя Дзогчен в полной темноте. В это время у нее было видение Еше Цогьял, супруги Гуру Падмасамбхавы.
«Она три раза показала мне мудры, а затем превратилась в Цанг Янг Гьямцо (ученик первого Цокни Ринпоче, основавшего женский монастырь Гетчак). Он переместился на макушку моей головы, а затем растворился в моем теле, речи и уме. Мы стали единым целым. Я плакала и плакала. В тот момент я напрямую постигла природу ума. Я пережила многое – хорошее и плохое, но мой ум всегда оставался стабильным – ни хорошо, ни плохо».
Когда мы уезжали молитвенный барабан Шераб Зангмо продолжал крутиться, а она начитывала Стослоговую мантру Ваджрасаттвы, порождая молитву, наполненную спокойствием и силой практики длиною в жизнь.
Источник: Lion’s Roar
Великая йогиня Шераб Зангмо ушла из жизни в просветленной старости в возрасте примерно 86 лет.
Некоторое время она болела, но потом её состояние улучшилось, она была бодра духом и в эти дни давала монахиням наставления по медитации и часто пела молитву «Призывание ламы издалека».
Незадолго до смерти её тело и лицо помолодели и уменьшились до размера ребенка. Она сказала тем, кто был с ней рядом, что может ясно видеть Джецун Тару и что она направляется в Девачен, Чистую Землю Будды Амитабхи. Она посоветовала монахиням усердно служить своим наставникам и жить в гармонии друг с другом, а также не переживать, т.к. их ждет хорошее будущее.
Весь день после её смерти небо было по утреннему ясным. В посмертной медитации «тукдам» она пребывала 6 дней.
Читинский Дацан запись закреплена
Буддизм шаг за шагом.
Размышления о семейной жизни
54
Семья — основная, наиболее значимая ячейка общества. Если в семье царит согласие и дух уважения к общечеловеческим ценностям, то счастливая жизнь и лад обеспечены не только родителям, но и детям, внукам, а может быть, даже следующим поколениям. Если они почитают религию, то и дети, несомненно, унаследуют это почитание.
Показать полностью. Если между родителями царит ласковое обращение, если их поведение нравственно1, если они любят и уважают друг друга, помогают нуждающимся и заботятся об окружающих, то им предоставляются все возможности для того, чтобы и их дети поступали так же и сами несли ответственность за себя и других. Напротив, если мать и отец постоянно враждуют и злословят в адрес друг друга, если они позволяют себе все, не считаясь с окружающими, они не только никогда не обретут счастья, но и, несомненно, лишат этого дара своих детей.
[1] Под нравственным поведением в буддистской традиции, развиваемой Далай-Ламой, понимается поведение, предписывающее воздерживаться от любых поступков, которые могут причинить зло другим.
55
Как последователь буддизма, я часто напоминаю жителям Тибета, что, если есть место, где им надлежит сосредоточить все усилия для восстановления и развития учения Будды, то таким местом является именно семья. Именно в рамках семьи родители должны насаждать свою веру, воспитывать детей, становясь для них истинными духовными наставниками. Родителям недостаточно лишь показывать детям картинки, рассказывая о том, что на них изображено то или иное божество. Родителям надлежит разъяснять большее: вот это божество олицетворяет сострадание, это — высшую мудрость и так далее. Чем больше родители будут проникаться заповедями Будды, тем более ощутимое положительное воздействие они смогут оказывать на детей. Очевидно, что это также приемлемо и для людей, являющихся наследниками других духовных традиций или религиозных верований.
56
Одна семья передаст свой опыт другой, та, в свою очередь, — следующей, та — еще десяти, сотне, тысяче семей — и все человечество в конце концов сможет приблизиться к лучшей жизни.
57
Когда некоторые утверждают, что люди утратили уважение ко всему, тогда как в обществах, которых в меньшей степени коснулось влияние технического прогресса, люди ведут себя зачастую более сознательно, — необходимо смягчить это суждение. Индийские поселения в Гималаях, например, труднодоступны и еще более труднодосягаемы для веяний технического прогресса. Действительно, там почти не совершается краж и убийств, ибо люди привыкли довольствоваться тем, что имеют. Есть даже местности, где обычай предписывает оставлять дверь открытой, уходя из дома, для того, чтобы вероятные случайные прохожие могли войти, расположиться в доме и подкрепиться в ожидании возвращения хозяина. Напротив, в крупных городах, таких, как Дели, многочисленны преступления, людям свойственно постоянное недовольство жизнью, — а это создает многочисленные трудности. Но я полагаю, что неверным было бы, исходя из этих трудностей, говорить о неблагоприятном уровне экономического развития и о необходимости возврата в прошлое.
58
Доверие и уважительное отношение к другим, присущие традиционным формам общественного уклада, часто проистекают из требований выживания и, по предполагаемому незнанию, из представлений о том, что существуют какие-то иные возможные стили жизни. Спросите тибетских кочевников, не стремятся ли они к тому, чтобы чувствовать себя более защищенными от зимних холодов, располагать источниками тепла, не дающими копоти, оставляющей черный налет на стенах жилища и на предметах домашней утвари? Не хотят ли они получать надежную медицинскую помощь в случае болезни или иметь возможность наблюдать за тем, что происходит на другом конце Земли с помощью телевизионного приемника? Я заранее знаю их ответ.
59
Экономический и технический прогресс благоприятен и необходим. Он зависит от множества факторов, о сложности которых мы не задумываемся, и было бы наивным полагать, что, внезапно затормозив его, можно будет разом решить все проблемы. Но развитие не может быть пущено на самотек. Техническое и экономическое развитие общества неотделимы от стремления к нравственному совершенствованию. Наш долг, долг всех живущих на Земле — заботиться о разрешении этих двух связанных друг с другом проблем сообща. Это ключ к нашему будущему. Лишь общество, в котором материальное благосостояние и нравственное развитие дополняют друг друга, может считаться счастливым.
60
Семья призвана играть свою основополагающую роль. Если в семьях царит истинный мир, если семья является не только оплотом и источником передачи жизненного опыта, но и истинных духовных ценностей, если в семье возможно непосредственно приобщиться к опыту посредством отношений, основанных на искренности и любви к ближнему, — то становится возможным довести общество до его совершенного состояния. Для меня семья — это, прежде всего, сообщество, основанное на громадной ответственности.
61
Главное, чтобы именно в семье дети по-настоящему развивались, приобретали и совершенствовали заложенные в их натуре основополагающие человеческие качества, достойно вели себя, дабы духовные силы помогали им морально поддерживать друг друга. Дети должны быть небезразличны к тому, что происходит вокруг, и служить примером для остальных. В дальнейшем такие дети смогут полностью посвятить себя избранному жизненному пути, подавая пример последующим поколениям. Я убежден, что даже если они превратятся в стариков-профессоров, смотрящих на мир сквозь толстые линзы своих очков, они смогут сохранить благородные привычки, заложенные в юные годы.
62
Чтобы семья могла успешно справляться с этой возложенной на нее задачей, необходимо, чтобы с самого начала союз мужчины и женщины основывался не на простом влечении к физическому совершенству друг друга, упоении звуком голоса или прочих внешних проявлениях. Мужчине и женщине необходимо сначала научиться пристально изучить себя и друг друга. Если каждый находит в своем спутнике определенные достоинства, если чувства мужчины и женщины взаимны, то их союз, основанный на взаимном уважении и снисхождении, сможет с большой долей вероятности продлиться долгие годы и принести истинное счастье.
63
Если же, напротив, людей связывает простое стремление к удовлетворению полового влечения, биологическая привязанность, сродни стремлению торговать своим собственным телом, исключающие интерес к душевным качествам друг друга, взаимное уважение, то они будут связаны друг с другом лишь до тех пор, пока в них сильно сексуальное влечение. Но если чувство взаимной привязанности не подкреплено чувством глубокого взаимного уважения, то, как только пройдет лихорадочное возбуждение от внезапно нахлынувшей страсти, совместная счастливая жизнь станет невозможной. Эту любовь называют слепой. Спустя некоторое время такая любовь часто превращается в свою противоположность. Если у супружеской пары есть дети, то они, в свою очередь, рискуют лишиться родительской любви. Очень важно подумать об этом, прежде чем принимать решение связать свою жизнь с кем-либо.
64
Однажды в Сан-Франциско я встретил христианского священника, помогавшего молодым найти свою пару. Всем он рассказывал, что им необходимо познакомиться с большим числом молодых людей или девушек, прежде чем сделать окончательный выбор. Принимая поспешное решение о заключении брака сразу же после первой встречи, они сами становились жертвой собственных заблуждений. Я посчитал, что иначе и быть не могло.
65
Не следует забывать, что с момента заключения брака двое составляют единое целое. Даже когда мы одни, то, о чем мы думаем с утра, может противоречить тому, о чем мы думаем вечером. Излишне говорить, что у двух людей, живущих вместе, разногласия могут возникать в любой момент. Если каждый из супругов интересуется лишь собственными мыслями и не принимает во внимание мысли своей «половины», то такие люди не могут жить вместе.
66
С того самого момента, как мы приняли решение связать свою жизнь с кем-то, мы приняли на себя обязанность трепетно заботиться о нем и проявлять внимание к ходу его мыслей. Что бы ни случилось, каждый из супругов обязан нести свою долю ответственности. Совместная жизнь двоих не может быть делом лишь кого-то одного.
67
Мужчина призван удовлетворять потребности женщины, и женщина призвана удовлетворять потребности мужчины. Если ни один, ни другой не выполняют своего долга, единственный возможный выход— размолвка и расставание. Если у супругов нет детей, в этом нет ничего страшного. Судебная тяжба, оформление документов — простое изведение бумаги. Но если в семье есть дети, то у них на всю жизнь останется чувство горькой обиды.
68
Многие супружеские пары распадаются. Часто для этого есть веские основания. Но все же, по моему убеждению, сначала необходимо, чтобы они сделали все возможное для того, чтобы продолжить счастливую совместную жизнь. Конечно, это требует определенных усилий и размышлений. Если же разрыв неминуем, то главное — не принимать скоропалительных решений, дабы не причинять друг другу непоправимого зла.
69
Если вы решите связать свою жизнь с кем-либо, примите это решение серьезно и неторопливо. Если вы уже живете вместе, подумайте об ответственности, которую возлагает семейная жизнь на каждого из вас Создание семьи — серьезный, ответственный шаг. Сделайте все для того, чтобы создать счастливую семью, чтобы уметь удовлетворять ее потребности, воспитывать детей, обеспечивая им счастливую жизнь в будущем.
70
Предпочитайте количеству качество. Это правило применимо ко всем жизненным ситуациям. Предпочтительнее, чтобы в монастыре было меньше монахов, но чтобы они относились к жизни серьезно. В школе важно не большое количество учеников, а качество образования. В семье важно не большое количество детей, а высокий уровень их физического и нравственного совершенства.