дербентская джума мечеть адрес
Джума-мечеть в Дербенте
Джума-мечеть — самая древняя не только в РФ, но и во всех странах бывшего Союза. Она была выстроена в 734 г. и стала самым большим городским сооружением. На то время в Дербенте уже имелось семь мечетей, по одной на каждый магал (район города, аналог христианского прихода). После их число возросло ещё в два раза. Но Джума-мечеть стала главной, не относящейся к какому-то конкретному району; именно здесь горожане совершали пятничный намаз («джума-намаз»). Мечеть на удивление неплохо сохранилась и не так давно была внесена ЮНЕСКО в Список объектов наследия.
На протяжении многих столетий мечеть перестраивали неоднократно. Согласно надписи над входом, как минимум в 1368—1369 гг. её восстанавливал после землетрясения бакинский мастер. Постепенно мечеть «обрастала» дополнительными постройками: в 1474 г. при ней начали строить медресе, и полностью архитектурный комплекс сложился только к 1815 г. Самая большая на Северном Кавказе и долгое время единственная в Южном Дагестане, Джума-мечеть собирала мусульман не только Дербента, но и многочисленных окрестных районов.
В 1930 г. мечеть закрыли, как закрывали и православные церкви по всему СССР. С 1938 г. по 1943 г. она принадлежала управлению внутренних дел. Здесь держали заключённых, и слава о тюремных застенках шла дурная. Но, как это произошло и с несколькими особенно значимыми православными церквями, на третьем году Великой Отечественной войны Джума-мечеть разрешено было вернуть верующим. Восстанавливали и ремонтировали здание буквально всем городом, на собранные частные пожертвования.
Во внутреннем дворе Джума-мечети растут три платана-патриарха (в восточной традиции их зовут чинарами), которые возвышаются над стенами и хорошо видны из многих точек города. Назначение платанов было самое утилитарное: во-первых, они любят воду и вытягивают её из земли, так что в мечети всегда сухо. Во-вторых, мощные корни платанов делают грунт надёжнее. В 2012 г. эти тысячелетние великаны признаны природными памятниками и охраняются государством.
До наших дней дошли все основные постройки комплекса: главное здание соборной мечети, медресе и жилые строения. Сама по себе мечеть представляет собой трёхнефную конструкцию длиной 68 м с куполом высотой 17 м. Такая подобная базилике конструкция в сочетании с ориентированностью по сторонам света позволила предположить, что мечеть была выстроена на месте ещё более древнего христианского храма.
Внешний облик мечети не назовёшь парадным или броским — скорее, это сдержанное здание полно многовекового достоинства. Интерьер тоже скромен. Внутри можно увидеть прямоугольные колонны метровой толщины, отделяющие три части мечети одна от другой, и стрельчатые арки традиционной формы. Согласно одной из легенд, под полом мечети при её строительстве был закопан сосуд с золотыми монетами, чтобы было на что отстроить святыню, если её разрушат. На каждой из 40 колонн поэтому была надпись, сообщавшая, что под ней сокровища нет — оно под следующей. Последняя же колонна «признавалась», что и у неё нет ничегошеньки, а у кого — она знать не знает.
Практическая информация
Джума-мечеть расположена в Старом городе, в запутанном лабиринте улиц. Впрочем, если верить жителям Дербента, то все они в любом случае так или иначе ведут к мечети.
Джума-мечеть в Дербенте
Дербентская Джума-мечеть — мусульманская святыня, исторический и архитектурный памятник VIII века. Она признана одной из старейших в мире и самой древней из действующих на территории России и стран бывшего СССР. Джума-мечеть в Старом городе Дербента — культовое сооружение мусульман, относящихся шиитской ветви религии. Сейчас на молитву в мечеть приходят и шииты и сунниты.
Слово «Джума» происходит от арабского الجمعه (al-jum`a) и переводится как «собрание» или «пятница». Джума-мечеть это не имя собственное, так называют большую соборную или пятничную мечеть в крупном населенном пункте, в которой мусульмане собираются на обязательный общий джума-намаз в полдень пятницы (зухр).
Время намаза
Коран предписывает проводить джума-намаз только в определенной мечети, совершив полное омовение и облачившись в праздничные одежды. Многие годы Джума-мечеть Дербента была крупнейшей на Северном Кавказе. На пятничный намаз в нее съезжались со всех районов Южного Дагестана.
Время намаза в Дербенте можно узнать на главной странице официального сайта Джума-мечети Махачкалы, выбрав в поисковой строке «Расписания намазов» город Дербент.
История Джума-мечети Дербента
История строительства Джума-мечети отсылает нас к эпохе арабских завоеваний и военным походам известного арабского полководца Масламы ибн Абдул-Малика. Маслама, прославивший свое имя осадой Константинополя и другими военными операциями против Византии, был наместником Арабского халифата в Азербайджане и Армении. Борьба за влияние на Кавказе привела к конфликту интересов с Хазарским каганатом и продолжительным арабо-хазарским войнам в регионе.
Баб-аль-Абваб, в переводе с арабского — Ворота ворот, так называли Дербент арабские источники, расценивая его как стратегический центр на «Каспийском проходе» через Кавказский хребет. Весной 732 г. арабские войска под предводительством Масламы, которого местные исторические хроники именовали Абу Муслимом, начали осаду Дербентской крепости. В тот период Дербент находился под властью хазар. К 735 году арабам удалось захватить город, и с этого времени началось обращение жителей в ислам.
Каждый из 7 городских кварталов, так называемых магалов, получил собственную мечеть, предназначенную для повседневных молитв жителей окрестных домов. Для совершения общего пятничного намаза была построена большая общая Джума-мечеть. С тех давних времен на протяжении тринадцати столетий двери мечети открыты для мусульман. Только на несколько лет в 30- годы ХХ в. исламская святыня была закрыта, а ее здание перепрофилировано под городскую тюрьму. За свою историю Джума-мечеть претерпела несколько перестроек и реконструкций. Современный облик она обрела к началу XIX века.
Архитектура
Мечети, построенные в ранний период становления ислама (VII—VIII вв.), состояли из купольного молельного зала с колоннами и большого прямоугольного внутреннего двора с галереями и источником для омовений. В более позднее время культовые сооружения обрастали дополнительными постройками, в них появились айваны и величественные порталы над входом.
Джума-мечеть имеет трехнефный подкупольный зал размерами 68 м на 28 м, ориентированный по сторонам света. Над ним возвышается купол шлемовидной формы высотой 17 м. Как у многих шиитских храмов купол венчает не полумесяц, а кисть руки. Это «алям», почитаемый символ отрубленной руки мученика Аббаса ибн Али. Своды нефов поддерживаются 40 массивными колоннами, перекрытия между ними имеют стрельчатую форму. К молельному залу с западной стороны в XV веке пристроено двухэтажное здание духовного училища — медресе. Стрельчатая форма присуща не только сводам молельного зала. Ее имеют входные двери внутренних помещений, трое арочных ворот, ведущих во двор мечети, окна и многие другие элементы архитектуры.
Мечеть имеет строгое и скромное внутреннее убранство. Полы устланы персидскими коврами. С их яркими узорами контрастируют беленые стены. В центре расположен орнаментированный минбар с именами имамов. В южной стене устроен традиционный михраб — ниша указывающая направление на Мекку.
Древние платаны и внутренний двор
Двор дербентской Джума-мечети имеет классическую прямоугольную форму, его размеры — 45 м на 55 м. В центре двора расположен источник для ритуальных омовений. Он обрамлен стрельчатой аркой из светлого ракушечника. В уютном дворе много зелени, создающей тень и прохладу. Особого внимания заслуживают четыре исполинских платана. Считается, что эти деревья растут во дворе Джума-мечети уже 800 лет. Величественные кроны вековых платанов видны из любой точки Дербента.
Во дворе мечети врыт цилиндрический каменный столб, похожий на обломок колонны. С его появлением во дворе культового мусульманского места связаны множество версий, достоверность которых вызывает сомнения. По одной — его считают ритуальным камнем древнего языческого капища. Другая история, леденящая кровь, рассказывает о закопанных под колонной семи батманах (1 батман = 7.7 кг) человеческих глаз. Якобы, глаза выкалывал жестокий правитель Надир-шах во время Дагестанского похода 1742 года.
Как добраться
В район 7-го магала Старого города Дербента, к Джума-мечети можно доехать на маршрутке. На остановке «Ворота Орта-Капы» останавливается маршрутное такси № 13. От остановки до ворот мечети нужно пройти 200 м по квартальному проулку в северо-западном направлении. Можно доехать до остановки «Кырхляр-Капы» на перекрестке ул. Н. Крупской и ул. Мамедбекова на маршрутках № 6 (15) и 12. Отсюда останется пройти до Джума-мечети около 350 м. В хорошую погоду можно совершить пешую прогулку по старому Дербенту, посмотреть на колоритную архитектуру магалов и добраться до мечети пешком. Расстояние от железнодорожной станции, расположенной в нижней части города — около 2 км.
Дербентская Джума-мечеть на панораме Google
На видео Джума-мечеть в Дербенте
Древняя Джума-мечеть у Главных Ворот Халифата
Дербентская Джума-мечеть — является одним из уникальных памятников культовой архитектуры, старейшая мечеть в России и на территории СНГ, которой уже исполнилось 1300 лет. Мечеть находится в центре старой части города Дербент. Дербент – это один из немногих древних мусульманских городов, сохранивших первоначальный облик. Дербент обладает древними улочками, мечетями и, конечно же, цитаделью «Нарын-кала».
Дербент, который упоминается в священном Коране и в священных хадисах, считался святым местом. Завоевав Иран, мусульмане при правлении второго Праведного Халифа Умара в 643 году достигли стен великого Дербента. Со вступлением мусульман на землю Дагестана и его завоеванием, город Дербент стал северной окраиной мусульманского мира, который вошёл в состав исламского Халифата. Мусульмане рассматривали город как центр распространения мусульманской религии дальше на север. В дальнейшем Дербент стал одним из центров распространения ислама среди населения нынешней европейской части России. Городу-крепости Дербент мусульмане дали арабское название Баб аль-Абваб («Ворота ворот»). После завоевания предводитель мусульман Абу Муслим поселил здесь 20 тыс. арабских воинов, разделив город на 4 квартала: Дамасский, Куфский, Хамасский и Джазаирский. Поэтому вполне закономерно, что для такого количества арабских переселенцев и вновь обращенных из числа местных жителей, а также в соответствии с ролью Дербента в мусульманской традиции и значением в политике Халифата стала необходимостью построить Джума-мечеть, которое могло бы вместить всех верующих города. Впоследствии это грандиозное здание Джума-мечети заняло особое место в истории Дагестана.
Дербент превратился в средоточие духовной мысли огромного региона, а главной религией местных народов стал Ислам. Здесь начинали свою благотворную миссию многие деятели раннего Ислама, потомки пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), его сподвижники и табиины. Дербент стал крупным административно-политическим, культурным и идеологическим центром.
В Дербенте 733 году было построено 7 мечетей, по одной в каждом магале (районе). Дополнительно была возведена большая соборная Джума-мечеть – аль-Масжид-ул-Джамии для совершения общего пятничного намаза. Джума-мечеть города Дербент принадлежит к самым значительным ранним мечетям, построенным в исламском халифате.
Кроме приведенного выше арабского текста другая, комбинированная надпись над входом сообщает:
Арабски текст: «Год 115. Аллах и его посланник. Боже благослови Мухаммада и род Мухаммада».
Персидский текст: «Упала мечеть в семьсот семидесятом. Восстановил Африбурз бен Теймураз с помощью Всевышнего. 770 год хиджры».
Надпись не сообщает, когда и в силу каких обстоятельств разрушилось здание мечети.На протяжении многовековой истории Джума-мечеть неоднократно перестраивалась.
Архивные данные свидетельствуют, что медресе, основанное в XV в. и перестроенное при Ших-Али-хане, было затем расширено (до начала XIX в, медресе состояло лишь из шести центральных секций) и окончено строительство уже после 1810 г.
В конце 20-х годов XVIII века писатель-декабрист Александр Бестужев-Марлинский так описывал Джума-мечеть:
«. Стих из Корана горит над главными дверями. Входите, и вдруг какой-то сумрак объемлет вас, невольное безмолвие уважения покоряет. Тихо журчит молитва правоверных; сидя на коленях или припав к ковру, они погружены в благоговение; ни слух, ни взор не взывают их внимание на окруженные предметы. Направо и налево по два ряда аркад со стрельчатыми сводами, переплетая на помосте тени столбов своих, уходят в сумрак. Там и сям купы молящихся чуть озарены бледным светом, заронившимся во мглу сквозь небольшие окна сверху. Ласточки реют под куполом и вылетают в поднебесье, будто слова моления; всё дышит отсутствием настоящего. и навевает прохладно-отрадные чувства усталому сердцу»
Старожилы Дербента вспоминают, с каким трудом им приходилось очищать мечеть от тюремной скверны. Причем ее оборудование и восстановление осуществлялось исключительно за счет добровольных пожертвований верующих.
В советские годы Джума-мечеть в Дербенте являлась крупнейшей на Северном Кавказе. На пятничный намаз сюда съезжались верующие из многих районов Дагестана.
Весь этот комплекс наполнен необыкновенной тишиной, лишь изредка нарушаемой проезжающими мимо открытых ворот машинами. По своей культурно-исторической значимости эта мечеть сопоставима с культовыми сооружениями Иерусалима, Медины и Мекки. Это самая древняя мечеть из всех больших мечетей в России.
Сменялись эпохи, сотрясались стихийные бедствия, уходили поколения за поколениями, Дербент постепенно менял свой облик, а его Джума-мечеть, как неприступная крепость, стоит и сегодня, выдержав все испытания временем.
И с того памятного года Джума-мечеть продолжает выполнять свою священную роль и служить духовной опорой верующих и праведных людей.
Спустя 1300 лет Джума-мечеть снова предстала перед нами в первозданном виде и великолепии. Сменялись эпохи, происходили стихийные бедствия, уходили поколения народов, город менялся, а Джума-мечеть, как неприступная крепость Аллаха, стоит и сегодня, выдержав все испытания эпохи.
Несмотря на свою многовековую историю, мечеть хорошо сохранилась. Джума мечеть внесена в реестр культурного наследия ЮНЕСКО.
Джума-мечеть в Дербенте
входит в пятерку древнейших мечетей мира
Мечеть занимает всю южную сторону комплекса Джума-мечеть. Эта самая древняя мечеть в России. Джума-мечеть входит в пятерку древнейших мечетей мира.
Многочисленные письменные источники сообщают о строительстве «. большой соборной мечети» завоевавшим Дербент в 115 году хиджры (733/4 г.), арабским полководцем Масламой ибн Абд ал-Маликом, которого местная историческая хроника «Дербенд-наме» и народные предания называют Абу-Муслимом.
Эту же дату сообщает и арабская надпись, сохранившаяся над центральным входом в мечеть:
«Входите сюда с миром и в спокойствии!
В сто пятнадцатом году хиджры пророка —
Да благословит его Аллах и приветствует
Его и весь его род!».
Прямоугольное, вытянутое с востока на запад, здание мечети, имеет длину 67 метров и в ширину 17 метров. Свод здания опирается на сорок квадратных колонн, вытянувшихся в два ряда и разделяющих здание на три длинных нефа. Стрельчатые арки между колоннами перекинуты поперек нефов. Каждая секция боковых нефов перекрыта полуциркульными, а среднего нефа — зеркальными сводами. Центральная секция среднего нефа перекрыта небольшим 14-гранным стрельчатым куполом.
В середине южного нефа имеется выступающий квадратный зал, перекрытый стрельчатым куполом. Южная стена зала расписана масляными красками декоративным растительным орнаментом и цитатами из Корана. Это михраб, указывающий сторону священного города мусульман — Мекки.
Здание освещается маленькими арочными зарешеченными окнами, расположенными высоко над землей и выходящими в каждую секцию боковых нефов. Квадратный зал освещается тремя окнами на южной стене, расположенными выше михраба, и четырьмя окнами в куполе.
В северной стене устроен большой главный вход, расположенный в центре, на поперечной оси здания, и три маленьких сводчатых входа.
Массивный портал главного входа, выступающий от плоскости стены, расписан ярким растительным орнаментом, вырезанными на камне цитатами из Корана и сообщениями о строительстве и ремонте здания.
Сокровища страны гор
Дербент – ворота Шелкового пути
Экскурсия в Дербент
Так, кроме приведенного выше арабского текста другая, комбинированная надпись над входом сообщает:
Боже благослови Мухаммада и род Мухаммада«.
«Упала мечеть в семьсот семидесятом.
Восстановил Африбурз бен Теймураз
с помощью Всевышнего. 770 год хиджры».
115 год хиджры соответствует 21 февраля 733 г.- 9 февраля 734 г.
770 год хиджры соответствует 16 августа 1368 г.- 4 августа 1369 г.
Многие арабские авторы IX-X вв. и местная историческая хроника «Дербенд-наме» сообщают, что Маслама провёл в Дербенте крупные строительные работы по восстановлению оборонительных сооружений и переселил в город большое число мусульман из стран Халифата. Некоторые источники называют цифру переселённых — 24 тысячи человек. Кроме того, Дербент, который упоминается в священном Коране и в святых хадисах, в мусульманской традиции считался «святым местом», а халифы не без основания считали этот город форпостом Халифата на северной границе и центром распространения ислама на северные территории. Поэтому вполне закономерно, что для такого количества арабских переселенцев-мусульман и вновь обращенных из числа местных жителей, а также в соответствии с ролью Дербента в мусульманской традиции и значением в политике Халифата Маслама и воздвиг столь грандиозное здание Джума-мечети.
Персидская надпись не сообщает, когда и в силу каких обстоятельств разрушилось здание мечети. Вполне вероятно, что это случилось в результате какого-то сильного землетрясения. Но если вспомнить, что монголы, захватившие город в 1259 году учинили в нём неслыханные разрушения, а в XIII-XIV вв. Дербент был пограничным городом между государством Ильханов и Золотой Ордой, постоянно отвоевывавших город друг у друга, то можно допустить, что мечеть могла быть разрушена и в результате военных действий.
Упомянутого в тексте Африбурза сына Теймураза можно считать правителем города или богатым феодалом, который финансировал восстановительные работы.
Ещё одна персидская надпись в стороне от первых, на западном торце портала, сообщает имя строителя (архитектора):
«Нет Бога кроме Аллаха,
Мухаммад посланник Аллаха.
Воистину работа
мастера Тадж ад-Дина бен Мусса
бакинского строителя».
Даты на надписи нет. Однако по схожести почерка и стиля специалисты утверждают об одновременности написания двух последних надписей.
Нижняя часть стен мечети и внутренних столбов сложены из больших и хорошо отесанных камней, очень напоминающих по кладке городские стены. Это ранняя, первоначальная кладка. Верхние части стен, внутренние арки, своды и купола выложены из красного кирпича, причём кирпичная кладка сводов и главного купола изнутри оставлена неоштукатуренной, так что рисунок фигурной известковой кладки образует красивый декоративный орнамент. Это кладка поздняя, XIV века, периода восстановления.
Внутренний интерьер Джума-мечети поражает своей грандиозностью и монументальной торжественностью. Два параллельных ряда мощных колонн, перекинутых аркадой куполов и сводов, подчеркнутых слабым верхним светом небольших оконцев, создают впечатляющую перспективу светотеней. Цветовой колорит кирпичных сводов, побеленных стен и колонн, покрывающих пол ярких ковров, полумрак и прохлада, царящие даже в знойный летний день, ещё больше подчеркивают монументальную торжественность интерьера этого, одного из крупнейших и древнейших мусульманских культовых сооружений Кавказа.
Писатель-декабрист А. Бестужев-Марлинский в конце 20-х годов XVIII века так описывал Джума-мечеть: «. Стих из Корана горит над главными дверями. Входите, и вдруг какой-то сумрак объемлет вас, невольное безмолвие уважения покоряет. Тихо журчит молитва правоверных; сидя на коленях или припав к ковру, они погружены в благоговение; ни слух, ни взор не вызывает их внимание на окружённые предметы. Направо и налево по два ряда аркад со стрельчатыми сводами, переплетая на помосте тени столбов своих, уходят в сумрак. Там и сям купы молящихся чуть озарены бледным светом, заронившимся во мглу сквозь небольшие окна сверху. Ласточки реют под куполом и вылетают в поднебесье, будто слова моления; всё дышит отсутствием настоящего. и навевает прохладно-отрадные чувства усталому сердцу».
Купол Джума-мечети, поднимающийся над землей на 17 метров и господствующий над рядовой застройкой с плоской кровлей, безусловно, был главным элементом силуэта древнего Дербента, его композиционным акцентом.
Существуют разные версии относительно первоначального предназначения здания Джума-мечети.
Одни авторы утверждают, что здание мечети ранее было христианским храмом-базиликой, приспособленным в VIII веке арабами под мечеть. Сторонники этой гипотезы исходят из явно базиликального характера здания.
Другие авторы считают, что здание с самого начала возводилось как мечеть. Сторонники этого мнения аргументируют тем, что если бы это огромное здание являлось базиликой, то арки между колоннами располагались бы в традиционной для базилик манере вдоль нефов, а не поперек. Это требование акустики, необходимое для литургии. А базиликальный характер здания объясняется тем, что в начальный период распространения ислама первые мечети на арабском Востоке перестраивались из существовавших христианских храмов (выигрыш был двойной: мечети появлялись быстро, без больших затрат средств и одновременно исчезали немусульманские храмы), а вновь воздвигаемые мечети строились уже по подобию перестроенных христианских базилик. Джума-мечеть оказалась в числе последних.
Третьи считают, что в древности на месте Джума-мечети была маленькая христианская церковь албанского периода, которую захватившие город в VII веке арабы обстроили до нынешних размеров.
Окончательного решения в данном вопросе на сегодня у исследователей нет.
В 1938 году Джума-мечеть в рамках проходящей в стране идеологии воинствующего атеизма была закрыта, имущество национализировано, а здание передано под «Спецприёмник» Следственного изолятора НКВД. В 1943 году здание Джума-мечеть вновь возвратили верующим мусульманам с обязательством собирать у верующих средства в Фонд обороны страны.
Джума-мечеть в Дербенте на карте:
Адрес: г. Дербент, 7 магал, квартал 127, д. 10
GPS: 42.0552436340804, 48.2798284851015
Дербентская Джума-мечеть
Дербентская Джума-мечеть — является одним из уникальных памятников культовой архитектуры, старейшая мечеть в России и на территории СНГ, которой уже исполнилось 1300 лет.
Дербент – это один из немногих древних мусульманских городов, сохранивших первоначальный облик. Более того, в наше время нет другого города, который бы знал столько нашествий и разрушений.
Начальной точкой отсчета проникновения и распространения Ислама на территории современной Российской Федерации являются два события, произошедшие во времена Праведных Халифов. Один из них связан со вступлением мусульман на землю Дагестана, бывшей некогда северной окраиной мусульманского мира и позже вошедший в состав арабского (исламского) халифата.
Здесь начинали свою благотворную миссию многие деятели раннего Ислама и потомки Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха). Завоевав Иран, мусульмане при правлении второго Праведного Халифа Умара в 643 году достигли стен великого Дербента. Они рассматривали город как центр распространения мусульманской религии на севере и востоке Кавказского хребта, а также в Прикаспии. С тех самых пор Дербент превратился в средоточие духовной мысли огромного региона, а главной религией народа был Ислам.
Дербент стал крупным административно-политическим, культурным и идеологическим центром.
Дербент по праву считается одним из центров распространения ислама среди населения нынешней европейской части России. Джума-мечеть принадлежит к самым значительным ранним мечетям, построенным в исламском халифате.
В 733 году было построено 7 мечетей, по одной в каждом магале (районе). Дополнительно была возведена большая кафедральная соборная мечеть – аль-Масжид-ул-Джамии для совершения общего пятничного намаза. В разные периоды количество священных сооружений менялось. По архивам в 1796 году в Дербенте действовало 15 мечетей.
Кроме приведенного выше арабского текста другая, комбинированная надпись над входом сообщает:
Арабский текст: «Год 115. Аллах и его посланник. Боже благослови Мухаммада и род Мухаммада».
Персидский текст: «Упала мечеть в семьсот семидесятом. Восстановил Африбурз бен Теймураз с помощью Всевышнего. 770год хиджры».
Надпись не сообщает, когда и в силу каких обстоятельств разрушилось здание мечети.
На протяжении многовековой истории Джума-мечеть неоднократно перестраивалась.
Архивные данные свидетельствуют, что медресе, основанное в XV в. и перестроенное при Ших-Али-хане, было затем расширено (до начала XIX в, медресе состояло лишь из шести центральных секций) и окончено строительство уже после 1810 г.
Джума-мечеть была самым крупным зданием в городе. Ее размеры по тем временам считались внушительными: 68 м – с запада на восток, и 28 м – с юга на север. Высота купола равна 17 м. Двор мечети – 55х45 м.
Внутреннее пространство состоит из трех нефов. Ширина среднего нефа – 6,3 м, боковых – по 4 м, они разделены квадратными столбами-опорами (97х97 см) с профилированными капителями. Между столбами перекинуты стрельчатые арки.
Спустя 1300 лет Джума-мечеть снова предстала перед нами в первозданном виде и великолепии. Сменялись эпохи, происходили стихийные бедствия, уходили поколения народов, город менялся, а Джума-мечеть, как неприступная крепость Аллаха, стоит и сегодня, выдержав все испытания эпохи.
Несмотря на свою многовековую историю, мечеть хорошо сохранилась. Джума мечеть внесена в реестр культурного наследия ЮНЕСКО.
В конце 20-х годов XVIII века писатель-декабрист Александр Бестужев-Марлинский так описывал Джума-мечеть:
«. Стих из Корана горит над главными дверями. Входите, и вдруг какой-то сумрак объемлет вас, невольное безмолвие уважения покоряет. Тихо журчит молитва правоверных; сидя на коленях или припав к ковру, они погружены в благоговение; ни слух, ни взор не взывают их внимание на окруженные предметы. Направо и налево по два ряда аркад со стрельчатыми сводами, переплетая на помосте тени столбов своих, уходят в сумрак. Там и сям купы молящихся чуть озарены бледным светом, заронившимся во мглу сквозь небольшие окна сверху. Ласточки реют под куполом и вылетают в поднебесье, будто слова моления; всё дышит отсутствием настоящего. и навевает прохладно-отрадные чувства усталому сердцу»
Старожилы Дербента вспоминают, с каким трудом им приходилось очищать мечеть от тюремной скверны. Причем ее оборудование и восстановление осуществлялось исключительно за счет добровольных пожертвований верующих.
В советские годы Джума-мечеть в Дербенте являлась крупнейшей на Северном Кавказе. До последних лет она оставалась единственной во всем Южном Дагестане. На пятничный намаз сюда съезжались верующие из многих районов.
Сменялись эпохи, сотрясались стихийные бедствия, уходили поколения за поколениями, Дербент постепенно менял свой облик, а его Джума-мечеть, как неприступная крепость, стоит и сегодня, выдержав все испытания временем.
Платаны Джума-мечети