десятый апелляционный суд адрес
10-й ААС
10-й ААС
Руководство
Председатель суда | Воробьева Инна Олеговна |
Заместитель председателя суда | Хомяков Эдуард Геннадьевич |
Заместитель председателя суда | Мищенко Екатерина Анатольевна |
Контакты
Адрес | 117997, г. Москва, ул. Садовническая, д. 68/70, стр. 1 |
Телефон | Справочная: (495) 987-27-22 |
Сайт | www.10aas.arbitr.ru |
История
Прототипом арбитражных судов в дореволюционной России были коммерческие суды, рассматривавшие торговые и вексельные дела, дела о торговой несостоятельности.
В первые годы после Октябрьской революции в условиях слаборазвитых товарно-денежных отношений судебные споры между казенными учреждениями не допускались (Декрет о суде 2 // СУ РСФСР 1917-1918. 26.Ст.347). Разногласия между предприятиями и организациями решались в административном порядке вышестоящими органами управления.
С развитием хозяйственных отношений появилась необходимость в создании специального органа по разрешению споров между государственными предприятиями и организациями. В1922 году, с этой целью, в России были созданы арбитражные комиссии. Имущественные споры между государственными учреждениями и предприятиями разных ведомств решались Высшей арбитражной комиссией при Совете Труда и Обороны и арбитражными комиссиями при областных экономических совещаниях, а затем совнаркомах автономных социалистических республик, арбитражными комиссиями при исполкомах областей и губерний.
В мае 1931 года в системе органов управления был образован государственный арбитраж, призванный разрешать имущественные споры между учреждениями, предприятиями и организациями социалистического хозяйства. Образовалось два вида арбитража — государственный и ведомственный. В государственном арбитраже разрешались споры предприятий и организаций различного подчинения, в ведомственном — подчинения одному ведомству (министерству, комитету, и т.д.).
Последний этап развития госарбитража связан с принятием законодательства о нем. В 1977 году, после принятия Конституции СССР, Арбитраж был признан конституционным органом. Организация и порядок деятельности органов госарбитража впервые определялись Законом «О Государственном арбитраже в СССР», который был принят 30 ноября 1979 года.
В Российской Федерации госарбитраж руководствовался Положением о Государственном арбитраже, утвержденном постановлением Совета Министров РСФСР от 5 декабря 1980 года.
В 1991 году система арбитражей была отменена Постановлением Верховного Совета РСФСР о введении в действие Закона РСФСР «Об арбитражном суде», принятым 4 июля 1991 года. Замена системы арбитражей арбитражными судами предопределялась новыми экономическими условиями перехода к рыночным отношениям, существования нескольких форм собственности.
После принятия Конституции Российской Федерации, первой части нового Гражданского кодекса РФ, другого законодательства, появилась необходимость в новом законе об арбитражных судах.
В 1995 году был принят Федеральный Конституционный Закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации» и Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, которые в настоящее время определяют систему, состав и структуру арбитражных судов и процессуальную форму их деятельности.
Десятый арбитражный апелляционный суд образован и начал свою деятельность в соответствии с Федеральным конституционным законом от 28 апреля 1995 года 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» и постановлением Пленума Высшего Арбитражного суда от 15 июня 2004 г. 16 «О начале деятельности Десятого арбитражного апелляционного суда».
Место в судебной системе
Десятый арбитражный апелляционный суд осуществляет проверку судебных актов, принятых Арбитражным судом Московской области.
Арбитражные апелляционные суды являются судами по проверке в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой инстанции. Полномочия, порядок образования и деятельности арбитражных апелляционных судов определяется ст. 33.1 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации».
Десятый арбитражный апелляционный суд
О суде
Новости
05.08.2021
Итоги 1-го полугодия 2021 года
29.07.2021
О проведении второго этапа конкурса на включение в кадровый резерв на замещение вакантной должности государственной гражданской службы в аппарате Десятого арбитражного апелляционного суда и включению в кадровый резерв
08.07.2021
Объявление о приеме документов для участия в конкурсе на замещение вакантных должностей федеральной государственной гражданской службы в Десятом арбитражном апелляционном суде
Контактное лицо:
Полюшкина Светлана Сергеевна (Секретариат председателя суда)
e-mail: 10ap.vks@ARBITR.RU
телефон: 8 (495) 987-52-86
Судебные заседания с использованием системы видеоконференц-связи проводятся в здании Десятого арбитражного апелляционного суда (г. Москва, ул. Садовническая, д 68/70, стр. 1) в зале Президиума суда (каб. № 316) по средам по предварительному согласованию между судами.
При определении времени судебного заседания просим учитывать разницу во времени.
При назначении судебных заседаний с использованием системы ВКС убедительно просим предварительно согласовывать дату, время и техническую возможность проведения заседаний путем направления соответствующего запроса на электронный адрес лица, ответственного за координацию работы по проведению судебных заседаний путем использования ВКС, с обязательным указанием категории спора.
Просим учитывать доведенную информацию при рассмотрении ходатайств лиц участвующих в деле, и иных участников арбитражного процесса, заявленных соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Десятый арбитражный апелляционный суд — город Москва
Адрес Десятого арбитражного суда в Москве
Ближайшие станции метро:
Контакты и часы приёма Десятого арбитражного суда г. Москвы
Телефон: +7 (495) 987-27-22, +7 (495) 987-27-53, +7 (495) 987-27-15
Часы работы суда
Адрес электронной почты: 10aas.info@arbitr.ru
Часы приёма
Отдел делопроизводства (канцелярия)
Прием документов производится:
Выдача документов производится:
Ознакомление с судебными делами
Контакты
Структура Десятого арбитражного суда города Москвы
Штатная численность судей — 33. Опыт работы судей в судебной системе от 5 и более лет. Функции помощников судей выполняют работники, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности более 3-х лет.
Председатель суда
Воробьева Инна Олеговна
Помощник председателя суда
Нуждина Светлана Владимировна
Телефон: +7 (495) 987-27-64
Заместитель председателя суда
Хомяков Эдуард Геннадьевич
Помощник заместителя председателя суда
Гильванова Лилиана Раильевна
Телефон: +7 (495) 987-27-59
Заместитель председателя суда
Мищенко Екатерина Анатольевна
Президиум суда
Президиум суда действует в составе председателя суда, его заместителя, председателей судебных составов и судей.
По решению Пленума Верховного Суда Российской Федерации в состав Президиума Десятого арбитражного апелляционного суда могут быть введены судьи арбитражного апелляционного суда, сроком на два года. Один и тот же судья может быть введен в состав Президиума арбитражного апелляционного суда неоднократно.
Полномочия Президиума суда:
Порядок организации работы Президиума суда:
Состав Президиума Десятого арбитражного апелляционного суда:
Воробьева Инна Олеговна
Хомяков Эдуард Геннадьевич
Бархатов Владимир Юрьевич
Мизяк Валентина Павловна
Марченкова Наталья Валерьевна
Мищенко Екатерина Анатольевна
Виткалова Елена Николаевна
Ханашевич Сергей Константинович
Коновалов Сергей Анатольевич
Миришов Эмиль Самедович
Короткова Елена Николаевна
Коллегия по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений
Председатель коллегии — Мищенко Екатерина Анатольевна
1-й судебный состав
Юдина Наталья Сергеевна
Иванова Людмила Николаевна
Ханашевич Сергей Константинович
Миришов Эмиль Самедович
Игнахина Марина Владимировна
3-й судебный состав
Мизяк Валентина Павловна
Епифанцева Светлана Юрьевна
Катькина Надежда Николаевна
Короткова Елена Николаевна
Гараева Наталья Яковлевна
Мурина Виктория Александровна
Коллегия по рассмотрению споров, возникающих из административных и иных публичных правоотношений
Председатель коллегии — Хомяков Эдуард Геннадьевич
2-й судебный состав
Бархатов Владимир Юрьевич
Боровикова Светлана Васильевна
Коновалов Сергей Анатольевич
Немчинова Марина Анатольевна
Семушкина Вероника Николаевна
4-й судебный состав
Марченкова Наталья Валерьевна
Панкратьева Наталья Александровна
Диаковская Наталья Викторовна
Виткалова Елена Николаевна
Иевлев Павел Алексеевич
Аппарат суда
Руководитель аппарата — Васенькин Александр Анатольевич
Секретариат Председателя суда
Руководитель секретариата председателя суда — Исмаилов Мурад Абдукеримович
Телефон: +7 (495) 987-27-52
Заместитель руководителя секретариата председателя суда — Нуждина Светлана Владимировна
Телефон: +7 (495) 987-27-64
Отдел обеспечения судопроизводства
Начальник отдела — Зайцева Лариса Игоревна
Телефон: +7 (495) 987-27-77
Отдел кадров
Начальник отдела — Хорлина Светлана Сергеевна
Телефон: +7 (495) 987-27-16
Отдел материально-технического обеспечения
Начальник отдела — Гречанов Виктор Николаевич
Телефон: +7 (495) 987-27-37
Отдел анализа и обобщения судебной практики, законодательства и статистики
Начальник отдела — Корелина Мария Андреевна
Телефон: +7 (495) 987-52-83
Компетенция суда
В компетенцию Десятого арбитражного апелляционного суда входит проверка законности и обоснованности судебных актов, принятых Арбитражным судом Московской области, а также пересмотр по новым или вновь открывшимся обстоятельствам судебных актов в порядке, предусмотренном главой 37 АПК РФ.
Кроме того, основными направлениями деятельности Десятого арбитражного апелляционного суда являются:
Правила прохода посетителей в здание
Приказ № 22 от 26.06.2012 года
Порядок доступа в открытые судебные заседания суда
Десятый арбитражный апелляционный суд
О суде
Новости
05.08.2021
Итоги 1-го полугодия 2021 года
29.07.2021
О проведении второго этапа конкурса на включение в кадровый резерв на замещение вакантной должности государственной гражданской службы в аппарате Десятого арбитражного апелляционного суда и включению в кадровый резерв
08.07.2021
Объявление о приеме документов для участия в конкурсе на замещение вакантных должностей федеральной государственной гражданской службы в Десятом арбитражном апелляционном суде
Обращаем внимание участников судебных процессов на следующий режим работы Десятого арбитражного апелляционного суда:
Обращаем внимание участников судебных процессов на следующий режим работы Десятого арбитражного апелляционного суда:
Личный прием граждан руководством суда, а также прием корреспонденции нарочным способом производиться не будут. Участникам судебных процессов рекомендуется направлять всю корреспонденцию электронно (через сервис «Мой арбитр» или по почте).
Допуск в здание суда будет возможен только для лиц, участвующих в делах, не ранее, чем за 15 минут до начала судебного заседания (во избежание массового скопления людей в здании суда). Участникам судебных заседаний необходимо использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы), а также соблюдать принцип социального дистанцирования (расстояние между людьми не менее 1,5 метра).
От каждого участника судебного процесса в судебное заседание будет допущен только один представитель. Лицам, участвующим в делах, рекомендуется письменно представлять позиции по существу споров и при наличии возможности заявлять ходатайства о рассмотрении дел в их отсутствие.
Лица, имеющие признаки ОРВИ (в том числе, с повышенной температурой) не будут допущены к участию в судебном заседании. При входе в здание суда участники судебных процессов обязаны пройти «входной фильтр», включающий в себя бесконтактный контроль температуры тела и обязательную обработку рук антисептиком.
Ознакомление с материалами дела в здании суда производиться не будет. В целях обеспечения прав лиц, участвующих в деле, допуск к материалам дел, поступивших в Десятый арбитражный апелляционный суд, может быть предоставлен в электронном виде. Более подробная информация о порядке и процедуре электронного ознакомления размещена в соответствующем подразделе на официальном сайте суда.
Десятый арбитражный апелляционный суд
О суде
Новости
05.08.2021
Итоги 1-го полугодия 2021 года
29.07.2021
О проведении второго этапа конкурса на включение в кадровый резерв на замещение вакантной должности государственной гражданской службы в аппарате Десятого арбитражного апелляционного суда и включению в кадровый резерв
08.07.2021
Объявление о приеме документов для участия в конкурсе на замещение вакантных должностей федеральной государственной гражданской службы в Десятом арбитражном апелляционном суде
Историческая справка
История становления коммерческих (торговых) судов в России
Первое упоминание об особых судах для торгового сословия России встречается в Уставной грамоте Новгородского князя Всеволода Мстиславовича, датированной 1135 годом.
Особые таможенные суды, состоявшие «из лучших торговых люден», были учреждены по Ново-Торговому Уставу в 1667 году.
Дальнейшее развитие торговые суды получили при Петре Первом. В 1699 году в Москве учреждена бурмистрская палата.В 1719 году создана Коммерц-Коллегия, ведающая торговыми и вексельными делами.
На смену Государевой Боярской Думе и Расправной Золотой Палате высшей судебной инстанцией стал Сенат. Его IV Департамент, бывший высшей апелляционной инстанцией по торговым делам, отчасти можно считать предшественником Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Начало создания коммерческих судов в современном понимании относится к 1808 году, когда был учрежден коммерческий суд в Одессе. Затем такие суды были образованы в Таганроге (1818 г.), Феодосии (1819 г.), Архангельске (1820 г.), Измаиле (1824 г.).
Устав судопроизводства в коммерческих судах определял вопросы подсудности, вызова и явки в суд, отводов, собирания показаний сторон и т.п.
Он включал в себя 16 глав, 470 статей и Временные правила о порядке производства дел о несостоятельности из 28 статей.
Обращение в коммерческий суд начиналось с подачи прошения председателю суда, который направлял его в соответствующее отделение. Если прошение удовлетворяло формальным требованиям закона, то заводилось дело.
Процесс считался начавшимся с момента вручения сторонам повесток. Судебная реформа 1864 года в России организационно коммерческих судов не коснулась. Изменения произошли только в судопроизводстве: споры теперь рассматривались не только на основании Устава торгового судопроизводства, но и в соответствии с Уставом Гражданского Судопроизводства от 20 ноября 1864 года, введенного в действие применительно к общим судам и содержащего общие правила сбора и оценки доказательств.
Исполнение решений коммерческих судов производилось по исполнительным листам через судебных приставов и находилось вне юрисдикции коммерческих судов. Главной особенностью производства в коммерческих судах России, как отмечали современники, являлось стремление к «возможно скорому» разрешению дел. Коммерческие суды действовали вплоть до 1917 года. Декретом о суде № 1 советской власти они были упразднены. Затем все споры, возникающие между казенными организациями, предприятиями и учреждениями, решались в административном порядке.
В 1924 году организация системы арбитражных комиссий как специальных органов, созданных для рассмотрения имущественных споров между государственными и кооперативными предприятиями и организациями, в основном завершилась. В ряде наркоматов и других ведомствах действовали свои арбитражные комиссии для разрешения мущественных споров между предприятиями и учреждениями одного и того же ведомства, получившие название ведомственных арбитражных комиссий.
3 мая 1931 года утверждено Положение о Государственном арбитраже. В нем указывалось, что Госарбитраж учреждается для разрешения имущественных споров между учреждениями, предприятиями и организациями обобществленного сектора в направлении, обеспечивающем укрепление плановой и договорной дисциплины и хозяйственного расчета». В 1934 году к компетенции органов Госарбитража были отнесены споры, возникающие при заключении договоров.
После принятия Конституции СССР 1977 года арбитраж признан конституционным органом. Организация и порядок его деятельности стали определяться Законом «О государственном арбитраже в СССР». Однако по существу система государственного арбитража наполовину являлась органом управления и вмешательства исполнительной власти в хозяйственную деятельность предприятий, учреждений и организаций.
С началом глубоких экономических преобразований и формированием рыночных отношений возникла потребность в создании независимой судебной системы, специально приспособленной для рассмотрения экономических споров между хозяйствующими субъектами. В июле 1991 года принят Закон «Об арбитражном суде».
Постановлением Верховного Совета РСФСР от 1 октября 1991 года «О введении в действие Закона РСФСР «Об арбитражном суде» арбитраж и иные аналогичные органы в системе министерств, государственных ведомств, в ассоциациях, концернах, иных объединениях упразднялись. Производство при рассмотрении споров между хозяйствующими субъектами стало осуществляться по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, введенным в действие 5 марта 1992 года.
Правовое регулирование арбитражной системы. Ретроспектива
Создание специальных органов для разрешения имущественных споров между государственными организациями было связано с проведением мероприятий по укреплению социалистической законности, внедрению хозяйственного расчета в деятельности этих организаций в период осуществления новой экономической политики. В связи с образованием Союза ССР ЦИК и СНК СССР б мая 1924 г. утвердили Положение об Арбитражной комиссии при СТО СССР (Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и крестьянского Правительства, 1924 г., № 62, ст. 618), которым была определена ее компетенция и важнейшие принципы арбитражного процесса.
В Основах судоустройства Союза ССР и союзных республик (СЗ СССР, 1924 г. № 23, ст. 203) указывалось, что имущественные споры между государственными учреждениями и предприятиями рассматриваются: Высшей арбитражной комиссией при СТО СССР; Высшими арбитражными комиссиями при ЭКОСО союзных республик, арбитражными комиссиями при СНК АССР, местными (областными, губернскими) арбитражными комиссиями, организуемыми при исполнительных комитетах областей и губерний. Постановлением Совнаркома СССР от 20 марта 1931 г. № 229 «Об изменении в системе кредитования, укреплении кредитной работы и обеспечении хозяйственного расчета во всех хозяйственных органах» было установлено, что все споры, возникающие между хозорганами по заключенным договорам и связанные с материальной ответственностью одного из них перед другим, разрешаются органами Госарбитража (СЗ СССР, 1931, № 18, ст. 166).
Постановлением ЦИК и СНК СССР от 3 мая 1931 г. № 5/298 (СЗ СССР, 1931, №26, ст. 203) было утверждено Положение о государственном арбитраже. Оно определило организационное построение органов государственного арбитража в СССР; регламентировало важнейшие вопросы деятельности органов арбитража по разрешению споров, осуществлению надзора за законностью и обоснованностью их решений, исполнению решений и предупреждению хозяйственных правонарушений. СНК СССР принял постановление от 6 декабря 1931 г. (СЗ СССР, 1931г., №70, ст. 470), которым расширил компетенцию Государственного арбитража при Совете народных комиссаров СССР, возложив на него инструктирование арбитражей, состоящих при Советах народных комиссаров союзных республик и ведомствах СССР, а также поручил Советам народных комиссаров союзных республик возложить на соответствующие государственные арбитражи инструктирование местных и ведомственных арбитражей союзных республик.
С развитием народного хозяйства и договорных связей между предприятиями и организациями компетенция органов государственного арбитража продолжала расширяться. В частности, постановлением Совнаркома СССР от 19 декабря 1933 г. «О заключении договоров на 1934 год» (СЗ СССР, 1933 г., № 73, ст. 445) на органы государственного арбитража, кроме рассмотрения имущественных споров, было возложено рассмотрение споров, возникающих при заключении договоров между органами различных ведомств и кооперативных систем; постановлением СНК СССР от 5 декабря 1939 г. «О заключении договоров на 1940 год» (СП СССР, 1939 г., № 58, ст. 618) на Госарбитраж было возложено рассмотрение споров, возникающих при согласовании Основных условий поставки товаров.
С принятием постановления Совета Министров СССР от 15 марта 1953г. №768 «О Государственном арбитраже при Совете Министров СССР» Государственный арбитраж передавался в состав Министерства юстиции СССР.
Постановлением Совета Министров СССР от 10 июня 1954 г. № 1153 «О Государственном арбитраже» Государственный арбитраж был выделен из Министерства юстиции СССР и подчинен непосредственно Совету Министров СССР. 23 июля 1959 г. Совет Министров СССР принял постановление № 824 «Об улучшении работы Государственного арбитража» (СП СССР, 1959г., №15, ст. 105), которым было определено, что главной задачей государственного арбитража является активное воздействие на предприятия, организации и учреждения в деле улучшения их работы, выполнения хозяйственных планов и укрепления хозяйственного расчета. На рассмотрение органов государственного арбитража были переданы все относившиеся к ведению судов споры между государственными, кооперативными (кроме колхозов) и другими общественными организациями, предприятиями и учреждениями.
Было установлено, что до предъявления иска в органы государственного арбитража предприятия, организации и учреждения обязаны предъявить претензию другой стороне и принять необходимые меры по урегулированию возникших споров.
Постановлением Совета Министров СССР от 17 августа 1960 г. № 892 было утверждено Положение о Государственном арбитраже при Совете Министров СССР (СП СССР, 1960 г., № 15, ст. 127), На основании этого Положения Советы Министров всех союзных республик в 1960-1961 гг. утвердили Положения о государственных арбитражах в союзных республиках.
Совет Министров СССР принял постановление от 7 августа 1970 г. № 646 «О повышении роли органов государственного арбитража и арбитражей министерств и ведомств в народном хозяйстве» (СП СССР, 1971 г., № 15, ст. 122).
Этим постановлением определялись основные задачи органов арбитража в условиях экономической реформы, уточнялась подведомственность споров, вносились существенные изменения в некоторые нормы арбитражного процесса, давались поручения компетентным органам о разработке и представлении Правительству предложений по дальнейшему совершенствованию деятельности органов арбитража и порядка разрешения хозяйственных споров между предприятиями и организациями.
Новый этап в организации и деятельности государственных арбитражей ознаменовало принятие Советом Министров СССР 17 января 1974 г. постановления № 60 «О дальнейшем совершенствовании организации и деятельности органов государственного арбитража». Этим постановлением было установлено, что Государственный арбитраж
при Совете Министров СССР, государственные арбитражи при Советах Министров союзных и автономных республик, государственные арбитражи при краевых, областных и городских исполкомах составляют единую систему Госарбитража в СССР. Государственный арбитраж при Совете Министров СССР был преобразован в союзно-республиканский орган. Этим постановлением также был централизован надзор за законностью решений органов Госарбитража, т.е. возложен на вышестоящие госарбитражи. Органы управления, при которых госарбитражи состояли, были освобождены от выполнения несвойственных им функций по надзору за законностью решений госарбитражей.
Тем же постановлением было утверждено Положение о Государственном арбитраже при Совете Министров СССР, а Советам Министров союзных республик поручалось по согласованию с Госарбитражем СССР утвердить положения о государственных арбитражах в союзных республиках. Эти положения были утверждены в 1974 году.
Конституционные основы деятельности приобрели органы государственного арбитража с принятием Конституции СССР 1977 года, статьей 163 которой было предусмотрено, что разрешение хозяйственных споров между предприятиями, учреждениями и организациями осуществляется органами государственного арбитража в пределах их компетенции. Было также установлено, что организация и порядок деятельности органов государственного арбитража определяются Законом о государственном арбитраже в СССР.
В соответствии с Законом СССР «О государственном арбитраже в СССР» Совет Министров СССР своим постановлением от 5 июня 1980 г. № 440 утвердил Правила рассмотрения хозяйственных споров государственными арбитражами и Положение о Государственном арбитраже при Совете Министров СССР, которые были введены в действие с 1 июля 1980 г. Советам Министров союзных республик поручалось по согласованию с Государственным арбитражем. СССР утвердить положения об органах государственного арбитража в союзных республиках. Такие положения были утверждены в 1980-1981 гг.
Названным постановлением также устанавливалось, что указанные Правила применяются всеми арбитражами министерств, государственных комитетов и ведомств при рассмотрении подведомственных этим арбитражам споров с учетом особенностей, определяемых министром, руководителем государственного комитета и ведомства.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 октября 1980 г. № 3071-Х к подведомственности Госарбитража были отнесены споры, возникающие в связи с поставкой сельскохозяйственной продукции, когда функции государственных заготовительных организаций и организаций потребкооперации в области заготовок переданы государственно-колхозным предприятиям, организациям и их объединениям.
Таким образом, после принятия Конституции СССР (1977 год) в сравнительно короткий срок было полностью обновлено законодательство, регулирующее деятельность органов Госарбитража, что в то время способствовало усилению их воздействия на предприятия и организации в деле выполнения заданий государственных планов экономического и социального развития страны, укрепления социалистической законности и государственной дисциплины в сфере хозяйственных отношений.
Названным постановлением органам Госарбитража были предоставлены дополнительные права:
Названный закон был дополнен новой статьей возлагающей на Госарбитраж функции по осуществлению контроля за соблюдением договорной дисциплины и правил доарбитражного урегулирования хозяйственных споров.
Была также изменена статья 27 Закона, предусматривающая контроль со стороны Госарбитража за деятельностью арбитражей министерств, государственных комитетов и ведомств, а также других органов, разрешающих хозяйственные споры, и их инструктирование.
Постановлением Совета Министров СССР от 16 апреля 1988 года № 490 были утверждены Положение о Государственном арбитраже СССР и Правила рассмотрения хозяйственных споров государственными арбитражами. Этими документами, в частности, расширялась компетенция государственных арбитражей по рассмотрению дел. Так, к ведению госарбитражей было отнесено рассмотрение заявлений государственных предприятий (объединений) и организаций о признании недействительными полностью или частично затрагивающих права и охраняемые законом интересы этих предприятий (объединений) и организаций актов их вышестоящих органов, не соответствующих компетенции указанных органов либо изданных с нарушением требований законодательства.
17 мая 1991 года Верховный Совет СССР принял два закона, в корне изменивших деятельность арбитражных органов: Закон СССР «О Высшем Арбитражном Суде СССР» и Закон СССР «О порядке разрешения хозяйственных споров Высшим Арбитражным Судом СССР».
С введением в действие этих Законов устанавливался судебный порядок защиты прав и охраняемых законом интересов организаций, регламентированный органами законодательной власти, а не исполнительной, как это было ранее:
Законом учреждался Высший арбитражный суд СССР, создавались коллегии по рассмотрению споров, а также Пленум Высшего Арбитражного Суда СССР.
Для обеспечения защиты прав и законных интересов организаций предусматривалось дальнейшее расширение компетенции арбитражных судов, в том числе отнесение к их компетенции разрешения споров о признании недействительными не имеющих нормативного характера актов органов государственного управления и иных органов, не соответствующих законодательству и нарушающих права и законные интересы организаций, а не только актов вышестоящих органов, предприятий и организаций, как это было ранее.
4 июля 1991 года Верховным Советом РСФСР был принят Закон РСФСР «Об арбитражном суде», который вводился в действие с 1 октября 1991 года.
С принятием названного Закона арбитражным судам становятся подведомственны споры с участием граждан-предпринимателей
Следующий период в становлении и развитии арбитражных судов начинается после распада СССР, когда правовой основой их деятельности становятся законы РСФСР (Российской Федерации).
С принятием 26 июня 1992 года Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», действующего в настоящее время в редакции Федерального закона от 21 июня 1995 года № 91-ФЗ, судьи арбитражных судов стали полноправными членами судейского сообщества, приобрели единый с судьями судов обшей юрисдикции статус.
Вопросы, связанные с деятельностью органов судейского сообщества, в том числе с наделением судей арбитражных судов полномочиями по осуществлению правосудия, с прекращением этих полномочий и др. нашли дальнейшее развитие в утвержденных постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 13 мая 1993 года Положении о квалификационных коллегиях сулей и Положении о квалификационной аттестации судей.
Новый этап в законодательном обеспечении деятельности арбитражных судов связывается с принятием в 1993 году новой Конституции Российской Федерации и соответствующих ей федеральных законов.
Конституция Российской Федерации (ст. 10, 11) назвала суды в качестве органов государственной власти, осуществляемой на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, признав тем самым самостоятельность органов судебной власти, Суды названы единственными органами по осуществлению правосудия (ст. 118).
Определено в Конституции Российской Федерации и место арбитражных судов в единой судебной системе Российской Федерации.
Так, статья 127 Конституции Российской Федерации предусматривала, что Высший Арбитражный Суд Российской Федерации являлся высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществлял в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и давал разъяснения по вопросам судебной практики.
Исходя из названных конституционных положений, а также положений статьи 71, п. «о», отнесших судоустройственное и арбитражно-процессуальное законодательство к ведению Российской Федерации, статьи 128, предусматривающей, что полномочия, порядок образования и деятельности федеральных судов устанавливаются федеральным конституционным законом, в апреле 1995 года были приняты Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации», Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О введении в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации».
Принятие названных Законов ознаменовало собой качественно новый этап в реформировании системы арбитражных судов, создало правовую базу для их деятельности в новых социально-экономических условиях.
В частности, Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации», вступивший в силу с 1 июля 1995 года, установил, что все арбитражные суды в Российской Федерации являются федеральными судами и входят в судебную систему Российской Федерации (ст. I).
Этим же Законом определена новая трехзвенная система арбитражных судов, что принципиально отличает ее от прежней, двухзвенной системы. Появилось «среднее» звено в этой системе, которое представляют 10 федеральных арбитражных судов округов, призванных осуществлять проверку решений арбитражных судов в кассационном порядке. Тем самым была предпринята первая попытка создания структуры арбитражных судов, не связанных с административно-территориальным делением, что является одной из гарантий судебной защиты.
Обособленную систему арбитражных судов возглавил Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, получивший возможность сосредоточиться на реализации своих основных конституционных функций по осуществлению судебного надзора в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах за деятельностью арбитражных судов и даче разъяснений по вопросам судебной практики.
Исходя из этих функций, был определен состав Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации: Пленум, Президиум, судебные коллегии.
В арбитражных судах также созданы президиумы и судебные коллегии.
Предоставленное Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации право законодательной инициативы реализовывалось через Пленум, который решал вопрос о выступлении с законодательной инициативой.
Арбитражный процесс также претерпел масштабные изменения в связи с последовательной реализацией в нем принципа состязательности, в соответсвии с которым инициатива суда существенно ограничена, а стороны, в свою очередь, наделены свободой распоряжения предоставленными им правами. Важными новшествами также стали: возможность привлечения к рассмотрению дел в арбитражном суде первой инстанции арбитражных заседателей из числа лиц, обладающих специальными знаниями и опытом работы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также протокол судебного заседания.
Эти и другие процессуальные гарантии защиты прав и законных интересов сторон в арбитражном суде свидетельствовали о завершении процесса превращения государственных арбитражей в полноправные судебные органы, нашедшие свое место в единой судебной системе Российской Федерации.
Принятие Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», вступившего в силу с 1 января 1997 года, создало надежную правовую основу деятельности арбитражных судов в качестве органов судебной власти, образующих триединую судебную систему, обеспечило их самостоятельность и независимость от других судов и иных органов государственной