детская железная дорога адрес
Детская железная дорога в поселке Кратово
Фото детской железной дороги в поселке Кратово
Детская железная дорога в подмосковном поселке Кратово – образовательное учреждение РЖД, ставшее популярным среди москвичей и гостей столицы аттракционом. По сути дела, железная дорога является точной копией настоящей магистрали, но управляют всеми процессами школьники в возрасте от 12 до 17 лет. Объект создан для практического погружения юных железнодорожников в профессию: взрослые инструкторы лишь наблюдают за работой младших коллег.
Детская железная дорога перевозит пассажиров только в летний сезон: с последней декады мая по последнюю декаду августа. Купить билет на необычный поезд может каждый.
Общая протяженность железнодорожной магистрали – 4,9 км. Колея имеет ширину в 750 мм: это и есть основное отличие детской железной дороги от настоящей (ширина классической железнодорожной колеи составляет 1520 мм).
Маршрут состоит из трех станций. Пассажиры садятся на поезд на платформе «Школьная», и двигаются с остановками на платформах «Пионерская» и «Юность» (конечная). Состав находится в пути примерно 20 мин.
В техническом оснащении детская железная дорога ничем не уступает настоящей. На пути есть четыре автомобильных переезда, несколько КТСМ. Обслуживается поезд в локомотивном депо, работают в котором дети.
Состав состоит из шести вагонов, в которых помещается 25 пассажиров. Билеты проверяет юный контролер.
История
В 1935 г. пионеры Раменского района решили построить детскую железную дорогу. Взрослые эту идею активно поддержали. Уже к июню 1936 г. было построено 2,3 км пути, деревянные вокзалы станций «Юность» и «Школьная».
2 мая 1937 г. состоялся торжественный запуск первого состава. Это был паровоз ВЛ-1 с одним вагоном. Позднее по дороге стал курсировать и второй поезд – ИС-1.
Детская железная дорога была практически уничтожена в ходе авиаударов Люфтваффе. Восстановление объекта началось после войны, и было завершено в 1947 г.
Юные железнодорожники увеличили протяженность маршрута почти до 5 км. Улучшилось и качество пути: теперь по нему могли ходить не только паровозы, но и тепловозы.
В 1957 г. Министерство путей сообщения СССР предоставило пионерам современный тепловоз ТУ2-078, укомплектованный четырьмя вагонами польского производства. В 1972 г. по Кратовской ДЖД в последний раз проследовал паровоз: эпоха пара на ветке завершилась.
В 1979 г. неподалеку от ст. «Пионерская» соорудили огромный образовательный корпус. В 2003 г. на ст. «Юность» прошло открытие современного вокзала с удобными помещениями для пассажиров и служащих.
В 2005 г. Кратовская ДЖД была полностью отремонтирована. Строители уложили новые пути, возвели ангары для локомотивов и вагонов, оснастили вокзалы электроникой. Вместо устарелых советских тепловозов по ветке начали курсировать современные поезда.
Сотрудниками ДЖД являются ученики школ из Москвы и Подмосковья. К обучению принимаются школьники 5-11 классов. Дети осваивают полный спектр железнодорожных профессий: машинист, проводник, кондуктор, диктор, стрелочник, путевой обходчик, кассир и т.д.
Видеосюжет о детской железной дороге в телепередаче «Галилео»:
Как добраться
От Казанского вокзала на электричке до ст. «Отдых» (рядом находится ст. «Юность» Московской детской железной дороги»). Можно доехать до ст. «Кратово», аналогичной ст. «Пионерская» ДЖД.
На личном транспорте следует ехать по Новорязанскому шоссе. Повернуть на г. Жуковский у поселка Чулково. Въехав в черту Жуковского с шоссе, повернуть в сторону Раменского на первом светофоре (ориентируясь по указателю). Далее следовать к пл. Громова, въехать с нее на ул. Нижегородскую и следовать до станции «Школьная».
Московская детская железная дорога
Московская детская железная дорога
История
Решение о создании детской железной дороги было принято в октябре 1935 года на слете школьников Раменского района. После окончания учебного года, 24 июня 1936 года, пионеры сами начали строительство дороги. На самых тяжелых участках им помогали комсомольцы Раменского и Ухтомского районов. Они же взялись сделать капитальный ремонт трех деревянных пассажирских вагонов и паровоза, получившего на ДЖД обозначение ВЛ-1 (Владимир Ленин). Уже к 7 ноября 1936 года была сдана первая очередь дороги. Были уложены 2,3 км пути (в том числе 1,8 км главного пути), возведены временные деревянные постройки на станциях Путь Ильича (ныне станция Юность) и Школьная.
Московская детская железная дорога была торжественно открыта 2 мая 1937 года. На дороге курсировали паровозы ВЛ-1 (Владимир Ленин) и ИС-1 (Иосиф Сталин).
Первый набор учеников на Малой Московской в Кратове прошел в 1936 году, в мае 1937 года у юных железнодорожников началась первая производственная практика. Учебный процесс не прекращался даже в военные годы.
ДЖД во время войны
Открытие летнего сезона 22 июня 1941 года совпало с началом Великой Отечественной войны. Весной 1942 года юные железнодорожники откликнулись на призыв «Заменим отцов и братьев, ушедших на фронт» и приняли участие в строительстве и эксплуатации узкоколейных железных дорог Спецлестрансхоза Народного комиссариата путей сообщения в Бронницах, Фаустово, Хоботове. По этим веткам в течение всей войны осуществлялась доставка леса, необходимого для производства шпал, на прифронтовые железные дороги.
По окончании Великой Отечественной войны юные железнодорожники приступили к восстановлению детской железной дороги. 14 июня 1945 года движение было восстановлено, полностью работы завершились летом 1947 года.
С этого времени длина главного пути дороги составила 3,8 км, а полная эксплуатационная длина – 4,962 км. Впоследствии полная эксплуатационная длина несколько уменьшилась за счет того, что разворотные сооружения для паровозов были разобраны и превращены в тупики.
В 1957 году Малой Московской железной дороге взамен выведенного из эксплуатации паровоза ИС-1 был поставлен тепловоз ТУ2-078 и четыре цельнометаллических вагона Pafawag (Польша). В 1972 году на Кратовской ДЖД закончилась эра паровозов.
В 1979 году на станции «Пионерская» построен учебно-лабораторный корпус и новая высокая платформа. В 2003 году на станции Юность возведено новое здание с легким навесом для пассажиров и помещением для обслуживающего персонала станции.
Инфраструктура и подвижной состав
На маршруте детской железной дороги расположены две станции — Пионерская и Юность, а также посадочные платформы Школьная и Детская (последняя используется только по предварительной заявке для перевозки детей из детского лагеря). Станция Юность примыкает к платформе Отдых Рязанского направления МЖД.
Профориентация
В настоящее время на МДЖД занимаются юные железнодорожники из 25 школ Люберецкого, Раменского, Воскресенского районов и г. Жуковского, а также воспитанники клуба «Юный железнодорожник» г. Москвы. Полный курс обучения длится 4-5 лет.
Учебный процесс осуществляют четыре преподавателя, старший преподаватель и машинист во главе с начальником ДЖД.
Во время обучения юные железнодорожники слушают курс лекций об устройстве железных дорог. Преподаватели детской железной дороги знакомят ребят с должностными обязанностями дежурных по перрону, по переезду, стрелочному посту, контролеров и проводников вагона, монтера пути.
Теоретические знания ребята закрепляют во время летней поездной практики. Работа здесь организована по графику и разбита на четыре смены, поэтому каждый воспитанник МДЖД сможет применить полученные навыки и знания в полной мере.
В каждый рейс отправляются 25 человек. Еще почти столько же обслуживают состав, находясь не в поезде, а на своих рабочих местах. Это кассиры, кондукторы, дежурные по станции, работники на стрелочных переводах, диспетчеры, дикторы, начальники смены, дежурные по переезду.
На детскую железную дорогу принимаются школьники с 5-го класса. Занятия по профориентации проводятся на базе общеобразовательных школ и детской железной дороги. Кружки «Юный железнодорожник» работают с октября по май, практические занятия по знакомству с профессиями проводятся с мая по август.
Адрес
140130, Россия, Московская область,
Московская детская железная дорога
Московская детская железная дорога
История
Решение о создании детской железной дороги было принято в октябре 1935 года на слете школьников Раменского района. После окончания учебного года, 24 июня 1936 года, пионеры сами начали строительство дороги. На самых тяжелых участках им помогали комсомольцы Раменского и Ухтомского районов. Они же взялись сделать капитальный ремонт трех деревянных пассажирских вагонов и паровоза, получившего на ДЖД обозначение ВЛ-1 (Владимир Ленин). Уже к 7 ноября 1936 года была сдана первая очередь дороги. Были уложены 2,3 км пути (в том числе 1,8 км главного пути), возведены временные деревянные постройки на станциях Путь Ильича (ныне станция Юность) и Школьная.
Московская детская железная дорога была торжественно открыта 2 мая 1937 года. На дороге курсировали паровозы ВЛ-1 (Владимир Ленин) и ИС-1 (Иосиф Сталин).
Первый набор учеников на Малой Московской в Кратове прошел в 1936 году, в мае 1937 года у юных железнодорожников началась первая производственная практика. Учебный процесс не прекращался даже в военные годы.
ДЖД во время войны
Открытие летнего сезона 22 июня 1941 года совпало с началом Великой Отечественной войны. Весной 1942 года юные железнодорожники откликнулись на призыв «Заменим отцов и братьев, ушедших на фронт» и приняли участие в строительстве и эксплуатации узкоколейных железных дорог Спецлестрансхоза Народного комиссариата путей сообщения в Бронницах, Фаустово, Хоботове. По этим веткам в течение всей войны осуществлялась доставка леса, необходимого для производства шпал, на прифронтовые железные дороги.
По окончании Великой Отечественной войны юные железнодорожники приступили к восстановлению детской железной дороги. 14 июня 1945 года движение было восстановлено, полностью работы завершились летом 1947 года.
С этого времени длина главного пути дороги составила 3,8 км, а полная эксплуатационная длина – 4,962 км. Впоследствии полная эксплуатационная длина несколько уменьшилась за счет того, что разворотные сооружения для паровозов были разобраны и превращены в тупики.
В 1957 году Малой Московской железной дороге взамен выведенного из эксплуатации паровоза ИС-1 был поставлен тепловоз ТУ2-078 и четыре цельнометаллических вагона Pafawag (Польша). В 1972 году на Кратовской ДЖД закончилась эра паровозов.
В 1979 году на станции «Пионерская» построен учебно-лабораторный корпус и новая высокая платформа. В 2003 году на станции Юность возведено новое здание с легким навесом для пассажиров и помещением для обслуживающего персонала станции.
Инфраструктура и подвижной состав
На маршруте детской железной дороги расположены две станции — Пионерская и Юность, а также посадочные платформы Школьная и Детская (последняя используется только по предварительной заявке для перевозки детей из детского лагеря). Станция Юность примыкает к платформе Отдых Рязанского направления МЖД.
Профориентация
В настоящее время на МДЖД занимаются юные железнодорожники из 25 школ Люберецкого, Раменского, Воскресенского районов и г. Жуковского, а также воспитанники клуба «Юный железнодорожник» г. Москвы. Полный курс обучения длится 4-5 лет.
Учебный процесс осуществляют четыре преподавателя, старший преподаватель и машинист во главе с начальником ДЖД.
Во время обучения юные железнодорожники слушают курс лекций об устройстве железных дорог. Преподаватели детской железной дороги знакомят ребят с должностными обязанностями дежурных по перрону, по переезду, стрелочному посту, контролеров и проводников вагона, монтера пути.
Теоретические знания ребята закрепляют во время летней поездной практики. Работа здесь организована по графику и разбита на четыре смены, поэтому каждый воспитанник МДЖД сможет применить полученные навыки и знания в полной мере.
В каждый рейс отправляются 25 человек. Еще почти столько же обслуживают состав, находясь не в поезде, а на своих рабочих местах. Это кассиры, кондукторы, дежурные по станции, работники на стрелочных переводах, диспетчеры, дикторы, начальники смены, дежурные по переезду.
На детскую железную дорогу принимаются школьники с 5-го класса. Занятия по профориентации проводятся на базе общеобразовательных школ и детской железной дороги. Кружки «Юный железнодорожник» работают с октября по май, практические занятия по знакомству с профессиями проводятся с мая по август.
Адрес
140130, Россия, Московская область,
Московская детская железная дорога
Московская детская железная дорога
История
Решение о создании детской железной дороги было принято в октябре 1935 года на слете школьников Раменского района. После окончания учебного года, 24 июня 1936 года, пионеры сами начали строительство дороги. На самых тяжелых участках им помогали комсомольцы Раменского и Ухтомского районов. Они же взялись сделать капитальный ремонт трех деревянных пассажирских вагонов и паровоза, получившего на ДЖД обозначение ВЛ-1 (Владимир Ленин). Уже к 7 ноября 1936 года была сдана первая очередь дороги. Были уложены 2,3 км пути (в том числе 1,8 км главного пути), возведены временные деревянные постройки на станциях Путь Ильича (ныне станция Юность) и Школьная.
Московская детская железная дорога была торжественно открыта 2 мая 1937 года. На дороге курсировали паровозы ВЛ-1 (Владимир Ленин) и ИС-1 (Иосиф Сталин).
Первый набор учеников на Малой Московской в Кратове прошел в 1936 году, в мае 1937 года у юных железнодорожников началась первая производственная практика. Учебный процесс не прекращался даже в военные годы.
ДЖД во время войны
Открытие летнего сезона 22 июня 1941 года совпало с началом Великой Отечественной войны. Весной 1942 года юные железнодорожники откликнулись на призыв «Заменим отцов и братьев, ушедших на фронт» и приняли участие в строительстве и эксплуатации узкоколейных железных дорог Спецлестрансхоза Народного комиссариата путей сообщения в Бронницах, Фаустово, Хоботове. По этим веткам в течение всей войны осуществлялась доставка леса, необходимого для производства шпал, на прифронтовые железные дороги.
По окончании Великой Отечественной войны юные железнодорожники приступили к восстановлению детской железной дороги. 14 июня 1945 года движение было восстановлено, полностью работы завершились летом 1947 года.
С этого времени длина главного пути дороги составила 3,8 км, а полная эксплуатационная длина – 4,962 км. Впоследствии полная эксплуатационная длина несколько уменьшилась за счет того, что разворотные сооружения для паровозов были разобраны и превращены в тупики.
В 1957 году Малой Московской железной дороге взамен выведенного из эксплуатации паровоза ИС-1 был поставлен тепловоз ТУ2-078 и четыре цельнометаллических вагона Pafawag (Польша). В 1972 году на Кратовской ДЖД закончилась эра паровозов.
В 1979 году на станции «Пионерская» построен учебно-лабораторный корпус и новая высокая платформа. В 2003 году на станции Юность возведено новое здание с легким навесом для пассажиров и помещением для обслуживающего персонала станции.
Инфраструктура и подвижной состав
На маршруте детской железной дороги расположены две станции — Пионерская и Юность, а также посадочные платформы Школьная и Детская (последняя используется только по предварительной заявке для перевозки детей из детского лагеря). Станция Юность примыкает к платформе Отдых Рязанского направления МЖД.
Профориентация
В настоящее время на МДЖД занимаются юные железнодорожники из 25 школ Люберецкого, Раменского, Воскресенского районов и г. Жуковского, а также воспитанники клуба «Юный железнодорожник» г. Москвы. Полный курс обучения длится 4-5 лет.
Учебный процесс осуществляют четыре преподавателя, старший преподаватель и машинист во главе с начальником ДЖД.
Во время обучения юные железнодорожники слушают курс лекций об устройстве железных дорог. Преподаватели детской железной дороги знакомят ребят с должностными обязанностями дежурных по перрону, по переезду, стрелочному посту, контролеров и проводников вагона, монтера пути.
Теоретические знания ребята закрепляют во время летней поездной практики. Работа здесь организована по графику и разбита на четыре смены, поэтому каждый воспитанник МДЖД сможет применить полученные навыки и знания в полной мере.
В каждый рейс отправляются 25 человек. Еще почти столько же обслуживают состав, находясь не в поезде, а на своих рабочих местах. Это кассиры, кондукторы, дежурные по станции, работники на стрелочных переводах, диспетчеры, дикторы, начальники смены, дежурные по переезду.
На детскую железную дорогу принимаются школьники с 5-го класса. Занятия по профориентации проводятся на базе общеобразовательных школ и детской железной дороги. Кружки «Юный железнодорожник» работают с октября по май, практические занятия по знакомству с профессиями проводятся с мая по август.
Адрес
140130, Россия, Московская область,
Детская железная дорога в Кратово
Примерно год назад мы побывали на детской железной дороге в Новомосковске и остались под очень сильным впечатлением, а в этом решили продолжить знакомство с ДЖД и отправились в подмосковный поселок Кратово, чтобы прокатиться по Малой Московской железной дороге и сравнить их между собой. Мы не станем повторять историю появления ДЖД в России, она в кратком изложении есть в предыдущем отчете, а постараемся рассказать именно о Кратовской железной дороге. А еще, в этой статье будет непривычно много видеороликов, которые лучше любых текстов покажут, что же такое Детская железная дорога в Кратово.
Детская железная дорога в Кратово: адрес, часы работы, расписание, цена билета
Малая московская железная дорога расположилась в 40 км от Москвы в небольшом поселке Кратово по официальному адресу улица Центральная, дом 5. Рядом с парком Кратовского пруда расположилась станция «Пионерская», локомотивное депо и учебные корпуса.
Вход на территорию Кратовской ДЖД
Можно использовать в качестве станции отправления платформу «Юность», которая разместилась совсем рядом с железнодорожной станцией пригородных поездов «Отдых» и адрес которой как раз и указан как официальный.
Платформа «Отдых» (вид из вагона ДЖД)
Платформа «Отдых» (вид из поезда детской ЖД)
У обеих станций есть парковки, но они очень маленькие, так что придется поискать место, чтобы припарковать свою машину. Нам повезло, но большинство оставляет автомобили прямо вдоль дороги. Мы же воспользовались станцией «Пионерская», которая и отмечена у нас на карте в конце статьи.
Парковка у Кратовского пруда и ДЖД ст. «Пионерская»
Работает детская железная дорога в Кратово лишь четыре дня в неделю: со среды по субботу, в летнем сезоне 2015 года в воскресенье движение поездов отменено. В июне-июле отправляется всего четыре поезда: в 10:00, в 11:00, в 12:00 и в 13:00 часов, в августе в будни есть еще один дополнительный в 14:00, в субботу добавили еще три рейса: в 15:00, в 16:00 и в 17:00.
Расписание движения поездов ДЖД в Кратово
Но тут стоит учесть, что работа детской железной дороги в Кратово довольно сильно зависит от погодных условий. Так при плохой погоде и в дождь возможна отмена поездов без предварительного уведомления.
Точно такая же история может возникнуть, если температура выше 28 градусов, а если столбик термометра поднялся выше 30 градусов, то скорее всего вас ожидает полная отмена всех поездов.
Расписание движения поездов от станции Юность
Два взрослых и один детский билет
Немного истории и технических характеристик детской железной дороги в Кратово
Детская железная дорога в Кратово была открыта в мае 1937 года. На тот момент в СССР их было еще очень мало: Москва, Тифлис, Красноярск, Днепропетровск и Гомель. Из ранних железных дорог по наши дни действует только красноярская и днепропетровская, остальные или закрылись, или, как в Тифлисе, стали обычным аттракционом.
Фото с сайта Детских железных дорог
На момент открытия длина железнодорожного полотна составляла 2.3 километра. До 1940 года ДЖД в Кратово продолжала расти и развиваться: силами учащихся было построено еще 2 километра пути, здание вокзала на одной из станций и разворотный треугольник. В годы ВОВ железная дорога была закрыта, но юные железнодорожники время зря не теряли: они приняли участие в строительстве узкоколейных железных дорог в Подмосковье, по которым осуществлялась доставка леса. Ребята показали себя настоящими тружениками тыла, трое из них получили звание Героев Советского Союза, а еще двенадцать награждены медалью «За оборону Москвы». Сразу же по окончании войны началось восстановление Кратовской ДЖД, и к 1947 году она была полностью завершена.
Кратовская железная дорога
В 1960-е годы ДЖД в Кратово одна из немногих работала круглогодично, но, к сожалению, спустя пару лет снова вернулась к обычному режиму (только летом). Практически ежегодно на Кратовской детской железной дороге проводились какие-то работы и реконструкции: силами ребят ремонтировались помещения, велась замена пути, менялся и подвижной состав.
В 2004-2005 годах на Кратовской детской железной дороге прошла серьезная реконструкция: деревянные шпалы были заменены на бетонные, смонтирована новая линия связи, появился новый ангар для вагонов, в помещениях установлены современные пластиковые окна, а также другие серьезные и важные изменения.
Изменения на ДЖД были не только физические, но и идеологические. Так за время своего существования детская железная дорога дважды меняла свое название: из Малой Ленинской в Малую Московско-Рязанскую, а затем в Малую Московскую (Кратовскую).
Названия станций тоже изменились: платформа «Путь Ильича» в начале 90-х получила название «Юность», а станция «Культбаза» еще в начале 50-х получила название «Пионерская».
На сегодняшний день длина Кратовской детской железной дороги составляет почти 5 километров, из которых более километра приходится на технические пути, а основной путь составляет 3.8 км. Кстати, именно по железнодорожному полотну проходит условная граница между городом Жуковский и поселком Кратово.
Пути Кратовской детской железной дороги
Как и на всех других детских железных дорогах, вся работа выполняется ребятами, которые проходят здесь обучение, и как правило их возраст от 11 до 17 лет.
Они управляют подвижным составом, продают билеты, читают технику безопасности, несут вахту на железнодорожных переездах, ремонтируют поезда и делают все то, что делают взрослые.
Проверка билетов
Юный машинист поезда
Молодые железнодорожники руководят процессом сцепкой тепловоза с вагонами
Видео сцепки вагонов на станции «Пионерская» Кратовской ДЖД
Видео сцепки вагонов на станции «Юность» Кратовской ДЖД
Техника безопасности от бригадира поезда
Проход теплоэлектровоза
Заход тепловоза в депо
Если сравнивать ДЖД в Кратово и Новомосковске, то нам показалось, что вагоны и тепловоз в Подмосковье немножко старше, чем в Тульской области. А в целом все очень и очень похоже, так что сложно сказать, какая из них лучше: в Кратово из Москвы ехать гораздо ближе, а в Новомосковске пассажиров меньше. Везде есть свои плюсы и минусы.
Центр управления «полетами»
Максим и Наташа общаются с ребятами-машинистами
Главное здание Детской железной дороги в Кратово
Собрание персонала ДЖД в Кратово
О том, что нам понравилось, говорить, наверное, излишне, достаточно посмотреть на лицо нашего маленького пассажира, который был в полном восторге.
Вот уже несколько недель он ежедневно спрашивает, когда мы поедем следующий раз кататься на поезде.
Центр детского творчества в Кратово
Одна из многочисленных детских площадок в Кратовском парке
Пляж у Кратовского пруда
Пляж у Кратовского пруда
Если у вас есть дети, то вам обязательно нужно побывать на детской железной дороге в Кратово. Это не аттракцион в парке, это настоящая миниатюрная железная дорога, на которой все по-настоящему и от этого интересно здесь не только детям, но даже взрослым.