дхарма что это в буддизме
Дхарма — что это такое, и что мы упускаем? Виды и цели дхармы.
Раз вы задаетесь вопросом что такое дхарма, тогда наверняка Вы уже продвинулись достаточно глубоко, что бы не тратить время на такое понятие, как карма, реинкарнация и так далее. И не будем этого делать, сразу перейдем к сути вопроса. Если же интересует, например, вопрос кармы, то можно все узнать здесь «Что такое карма простыми словами».
Понятие дхармы и виды дхармы
Дхарма — что это простыми словами, по самой сути? Дословно, дхарма — это закон, следование законам общества. Это достаточно общее понятие, оно включает в себя несколько составляющих, как варна-дхарма, ашрама-дхарма и сва-дхарма. Мы кратко разберем эти виды дхармы, чтобы пойти дальше. Эта информация крайне будет важна для дальнейшего понимания темы.
Варна — это также слово из санскрита, что значит социальный уклад общества по виду деятельности, где люди распределяются по четырем ее видам:
Ашрама-дхарма также распределяется на 4 ступени, именно ступени взросления человека по возрасту.
Сва-дхарма, это индивидуальный путь человека в жизни. Поиск себя и своего предназначения.
Дхарма — что это простыми словами. Суть дхармы
Здесь еще кое-что важное, потерпите немного, мы обязательно дойдем до развязки. Итак, можно сказать, что дхарма, это тот путь человека, который должен пройти честно «от и до». От маленького ребенка еще ничего не ждут.
А вот когда он будет готов к школе, его самой важной драхмой будет учеба.
Каждый родитель скажет своему ребенку — самое главное для тебя в этом возрасте учиться и только учиться.
Чем усердней молодой человек выполнил свою главную обязанность или драхму — учиться, тем лучше он прошел этот этап. Соответственно, молодой человек больше получил благословений и похвалы от родителей. И конечно, больше пользы принес для самого себя.
Здесь отмечу, что уровень оценок играет второстепенную роль, поскольку зависит от способностей ученика.
А точнее, если ученик однозначно может учиться на 4 и 5, но не делает этого, тогда уже с детства не выполняет, что должен, то есть — драхму. Если же его потолок это тройки, и он усерден в своей учебе, тогда выполняет дхарму.
Далее, интереснее.
После окончания учебы молодой человек вступает сразу на две ступеньки. Он должен чем-то зарабатывать на хлеб, то есть определиться, кто он по профессии. И, второе — вступает в семейные узы.
От девушки здесь ожидают уют в доме, заботу о детях, материнство. Это ее дхарма. От юноши- обеспечение достатка в доме и защита семьи. Давайте здесь оттолкнемся, как в геометрии, от противного.
Закон и суть дхармы на примерах
Не редко бывает так, что молодой человек пренебрегает своими обязанностями, как в профессиональном росте, так и в семейной жизни. От этого известные проблемы. Недовольство от второй половины и личная неудовлетворенность. То есть близкие, и свои ощущения подсказывают, что не выполняем свои обязанности. Не делаем, что должны.
Если сейчас скажем, почему я кому-то что-то должен, то можно дальше не читать, поскольку пока не готовы к основам личного и духовного роста.
Здесь слово «должен» имеет то значение, которое закладывается при достижении цели.
Спортсмен должен усиленно тренироваться, ученик — учиться, врач — лечить, жена обеспечивать, сама или организационно, хотя бы минимальный уют в доме, а мужчина кормить семью и так далее.
На сколько ученик въедался в гранит науки относительно своих способностей, и насколько в течение следующих 25-30 лет человек хорошо выполнял свой долг, настолько он подойдет к тому возрасту, когда пожинают плоды своего труда.
Не только материальные, но и как зрелая личность.
Здесь мы подбираемся к самому интересному.
Теперь представим иную картину, когда человек выполнял все свои домашние обязанности и честно выполнял свою работу в профессиональной сфере. Согласитесь, к 50 годам, будут два разных человека, кто шел по пути драхмы, а кто считал что он ничего никому не должен. Жил, как придется.
Одному было не очень легко. Вся жизнь в труду и обязанностях, однако есть некое моральное и материальное удовлетворение. Второй плыл по течению, но к середине своей жизни понимает, что приплыл в тупик.
Успех — понятие больше социальное. В плане вселенских законов, успех, это рост над самим собой, а не в глазах других
Что в итоге?
Например, женщина, которая все силы тратила на комфорт в доме, и мужчина, который, в меру своих способностей к заработку — зарабатывал и честно приносил заработок домой. На этом этапе, как муж жена внутри себя благословляют друг друга. Можно слышать — какой (какая) ты у меня умница!
Это имеет большую силу с точки зрения кармы.
Кроме того, за исполненный закон дхармы, за честно прожитый отрезок времени — их благословляет Бог. Да, у людей может не быть полного материального достатка, но они своими честно исполняемыми обязанностями зарабатывают очень хорошую карму на свою следующую жизнь.
В следующей жизни Господь им предоставит куда лучшие и комфортные условия для жизни и труда в свое удовольствие.
Цель дхармы, во многом выполнена.
Но это далеко не все. Далее еще интереснее.
Дхарма — что это простыми словами. Развязка.
Переходим к третьему этапу жизни человека, когда наш возврат перевалил за 50-55 лет. Как говорят еще и в Японии:
первая часть жизни — учеба,
вторая усердная работа и семья,
третья — обучение других.
Что сможет после 50 лет тот, кто не шел по пути драхмы, пути следования своим обязанностям? Чему полезному он может научить? Какие дать зрелые и ценные советы?
Никаких! Такой человек, по самой сути бесполезен. Такой человек в конфликте сам с собой. Его путь закончен. Может я сейчас жесток, но это только для акцента проблемы.
И наоборот. Тот, кто шел по пути своей драхмы, всегда может быть полезным обществу, как специалист своего дела, так и в житейских вопросах. Лучшие дедушки и бабушки именно такие люди.
Дхарма возраста 50-70 лет — учить других. Мы не говорим, что все педагоги по жизни. Мы говорим, что каждый, кто честно трудился, шел по пути выполнения своих профессиональных и семейных обязанностей, может передать свой опыт молодым поколениям. Такой человек может еще работать, но должен понимать, что от него, на этом этапе, требуется две вещи.
Первое. Как уже сказали — передача опыта, обучение.
Второе. Осознанный подход к четвертому, или заключительному этапу своей жизни. Человек не доживает свою жизнь. А в этом возрасте делает переход от бурной, ритмичной жизни к духовным ценностям. Свободное время тратит не на праздность и потехи как в молодости, а на шаги его одухотворяющие.
Человек ни в коем случае не гаснет. Наоборот. Позитив, это качество, которое может и должно быть в течение всей жизни. Более того, позитив, признак целостной личности.
В конце жизни превратиться в разочарованного и мелочного старика — считаю, это трагедия. Должно быть ровно все наоборот.
Старость не обреченность, а достоинство и мудрость. Таков должен быть венец жизни.
Что в конечном счете дхарма дает человеку?
Дхарма — это не просто морально-нравственный путь. Дхарма — это последовательный духовный рост человека путем честного выполнения своих обязанностей, как в семье, так и в обществе, в т ч перед старенькими родителями. Деятельность, которая поднимают его на духовную ступень развития.
По сути, Иисус Христос в своих заповедях и проповедях также давал путь дхармы. Честный труд и максимальная свобода от греха.
И по той же сути, это подцель всех религий, следуя путем благочестия и честного труда, заботясь о семье, ко второй половине жизни подойти к еще более высоким ценностям. На Востоке или Кавказе, традиция уважения стариков возникла не просто так. Человек должен уже к 50-55 годам подойти целостной личностью, не обремененный только материальными заботами. А к 70-75 годам, быть в прямом смысле слова духовным учителем для других, а не скрягой или брюзгой.
Счастье и востребованность после 50 и 70 лет, это прямой признак выполнения своей дхармы
Выполнение закона дхармы дает человеку основу для дальнейшего роста. Не только как профессионала, а потом учителя. Это все ступени, важные, но ступени, к главной цели — духовный рост человека.
А духовный рост не возможен без честности.
В данном случае, повторимся, честности в части выполнения своего долга, как ученика, супруга, родителя, специалиста своего дела. Мы не идеальны, порой мы обманываем себя и других. Однако, одно дело, когда мы понимаем свою слабость и стремимся избегать этого в будущем, другое — перекладывать все на других.
Заключение
Идея дхармы именно в том, что мы начинали всему этому учиться именно здесь, а не там. А к Богу возвращаемся полностью подготовленными.
Понимаете? К Богу можно вернуться только целостной, одухотворенной личностью, честно выполнив свой долг от А до Я.
Никак не иначе.
Теперь немного рекламы =)). Я сделал максимум, чтобы реклама не мешала Вашему чтению.
Дхарма
В индийской национальной философии понятие дхарма объясняют как комплекс устоев, правил, догм, позволяющих найти свой верный путь и жить в гармонии с окружающим миром и Вселенной.
Это своеобразный кодекс морально-нравственных устоев, опираясь на который можно достичь совершенства. Основная цель дхармы — соединить душу с реальной жизнью, но при этом реальность должна соответствовать некоему идеальному миру.
Понятие дхармы
В буддистской философии слово дхарма употребляется в нескольких значениях: это и закон, и состояние души, и возможность жить по правилам, и единственно верное понимание сути существования человека на земле.
Главное в дхарме то, что она учит человека правилам поведения и общения со всеми другими людьми, а кроме этого
Дхарма учит человека, как при жизни постичь религиозное учение, которое в ином случае постигается лишь избранными. Учение индуизма утверждает, что в праведной жизни есть четыре стороны:
И именно дхарма учит, как достичь единения физического тела и души и достичь баланса между землей и небом, духом и плотью, кратковременностью и вечностью.
Дхарма в буддизме
В различных религиозных учениях дхарму объясняют по-разному. У буддистов дхарму отождествляют с высшим пониманием учения Будды (Просветлённого). Считается, что Великий Будда видит каждого человека в его собственной ипостаси, как единственно уникальную сущность, поэтому и дхарма не может быть общей, одинаковой для всех.
Это нравственный закон, который каждый понимает по-своему и стремится к его выполнению. То есть в буддизме дхарма это и главный нравственный закон существования человека в обществе, и священный поток сознания, излучаемый Вселенной.
Дхарма в индуизме
Понятие дхарма впервые встречается еще в древних письменных источниках и там ее интерпретируют, как умение сочувствовать и сострадать ближним.
Затем в индуизме это понятие расширялось и теперь оно обозначает
Особым почетом в индуизме пользуется учение о дхарме внутри семьи. Считается, что если свою семейную жизнь человек строит по законам дхармы, то он особо угождает Богу и может рассчитывать на его благоволение.
Для женщины это, прежде всего, служить желаниям мужа, быть верной и преданной, уважать и почитать всех родственников своего супруга, следовать за своим мужем, куда бы он ни пошел и всегда чтить его наравне с Богом.
Для мужчины это защищать свою женщину при любых обстоятельствах и до последнего издыхания, хранить физическую верность, вести за собой жену и детей и обеспечивать им необходимый уровень жизни.
Дхарма в астрологии
С появлением астрологии учение о дхарме пополнилось новыми знаниями. Наука о влиянии звезд на судьбу человека считает, что дома дхармы имеют номера 1,5,9 – лучшие дома, оказывающие самое положительное влияние на формирование характера человека.
Если в гороскопе сильны именно эти дома, то этот человек и мудр, и благочестив, и наделен всяческими добродетелями. Именно они указывают на то, сколько благочестия у индивидуума. А главная цель каждого человека, начиная с рождения – это идти по пути, определенному дхармой и помогут ему в этом пять истин:
Всего выделяют пять правил дхармы, которые и считаются главными этическими законами поведения:
Некоторые буддисты трактуют этот принцип, как полное воздержание от спиртного и призыв к разумной умеренности в потреблении пищи.
Как постичь свою дхарму?
В наши дни много приверженцев древних восточных учений, поэтому все чаще возникает вопрос: как верно определить свою дхарму? Веды на это отвечают, что в этом деле главное смотреть внутрь себя, определить свои жизненные приоритеты, причем, сделать это можно строго самостоятельно. Кроме этого, Веды называют пять дхармических типов:
Вы можете примерить эти типы на себя и определить свой тип дхармы.
Значение колеса дхармы
Одно из самых ранних изображений, начертанных в священной книге Вед – это колесо дхармы. В индуизме это изображение олицетворяет защиту и божественную поддержку человеку среди земных стихий, а в буддизме – это символ Будды и его мудрости.
Постоянное движение колеса дхармы значит, что учение Будды действует и спустя тысячелетия после его смерти, оно вечно и постоянно и всегда находит своих последователей.
Колесо состоит из трех частей: ступица, обод и спицы (от 5-ти до 8-ми), и каждая часть освещает свой аспект учения Будды: этику, мораль и умение концентрироваться на себе и Вселенной.
Восемь спиц в колесе олицетворяют Благостный Восьмеричный путь Будды
А ступица- центр колеса символизирует общий закон нравственности, необходимый к выполнению для всех без исключения живущих на земле.
Обод же олицетворяет вечное вращение колеса, постоянное движение жизни. Иногда его изображают с тысячью спиц, которые демонстрируют всему миру тысячу деяний Будды.
Считается, что великий Будда сделал собственноручно три поворота колеса дхармы, т.е. дал три больших цикла лекций о своем учении:.
Изображение колеса дхармы считается одним из священных символом Индии, оно присутствует на их государственном флаге и многих других и государственных, и политических, и религиозных атрибутах.
Дхарма (Dharma) в Древней Индии. Что это в буддизме, определение
В основе индийской философской и религиозной мысли с древности лежит такое сложное многоаспектное понятие как Дхарма. Часть религии с её богами и ритуалами; часть истории и культуры, отражённая в исторических памятниках и жизненном укладе прошлого и нынешнего; практика в обыденной жизни – всё это Дхарма.
Понятие Дхармы в буддизме и ее виды
Дхарма – это в Древней Индии переводится как «закон» или «учение», «то, что удерживает». В буддизме она и учение, и универсальный закон, механизм, определяющий бытие в целом, и минимальный элемент самого существования.
По индийским преданиям, основы учения сформулировал сам Будда, озвучив их в своей 1-й проповеди перед учениками. Именно эта проповедь легла в основу философско-этнической базы буддизма и получила название поворота колес дхармы.
Колесо Dharma
Дхарма как учение описывает истину и открывает путь к её реализации. Истина в ней понимается как постижение подлинных закономерностей, по которым движется всё в мире – от космических законов, до человеческих горя и радости, достижений и неудач, того, что только кажется случайным.
Продвижение в сторону просветления, избавления от страстей, гнева, зависти, всего, приносящего страдания, – это и есть следование Дхарме. Понимаемая как закон, Дхарма объединяет в себе все аспекты бытия от космических до социальных (правовых, моральных и нравственных).
В более приземлённом аспекте дхарма (в этом случае она обычно пишется со строчной буквы) выступает как любой элементарный предмет, явление, мысль или качество. Успокоение непрерывного потока дхарм и достижение нирваны является одной из целей буддизма.
Дхарма и Карма
Тесно сплетено с Дхармой понятие Кармы. Если первая является универсальным космическим законом, то вторая представляет собой внешнее проявление человека в мире вместе с последствиями всех его поступков. Карма представляет собой индивидуальный закон: то, какие задачи и трудности возникают перед человеком вследствие его личных осознанных решений и действий.
И если Дхарма универсальна и едина, то Карма предполагает определённый баланс: она может быть положительной (хорошие плоды у хороших намерений), либо отрицательной (соответствующее воздаяние для негативных намерений).
Карма связана с индивидуальным выбором и индивидуальной ответственностью за выбор. Следование дхармическому пути предполагает преодоление кармы и нацелено на поддержание и восстановление мирового порядка.
Виды Дхармы
Соответственно многоаспектности понятия, многочисленными оказываются классификации Дхарм.
Так, в одном из учений, 72 элементарных дхармы (понимаемые как элементарные элементы бытия) разделяются по разным основаниям. Выделяют обусловленные, они же изменчивые, зависящие от каких-либо факторов, и необусловленные, постоянные. По включенности в процесс индивидуальных страстей: омрачённые (загрязнённые) и неомрачённые (те, которые не принадлежат обыденному опыту).
Более подробная классификация по стадиям познания истины:
Развёрнутое деление дхарм сразу по трём сущностным аспектам представлено в таблице:
Субъективные или воспринимаемые органами чувств | Объективные или присущие объектам | Воспринимаемые сознанием |
Глаза | Цвет и форма | Осознавание цвета и формы |
Уши | Звучание | Осознавание звука |
Нос | Запах | Осознавание запаха |
Язык | Вкус | Осознавание вкуса |
Органы осязания | Ощущаемое тактильно | Осознавание осязаемого |
Ум или сознание | Внечувственное | Осознавание внечувственного |
Эти мимолётные дхармы непрестанно возникают и прекращаются, образуя весь вещный мир и того, кто его воспринимает.
В более глобальном понимании Дхармы выделяют 4 подраздела в зависимости от того этапа жизненного пути, на котором находится человек:
Кроме того, в кастовом обществе для разных каст будут различные Дхармы: если кшатрию (воину) предписаны честь и доблесть, верность слову и поддержание репутации, то для брахмана (жреца) долгом будут сострадание, учёность, соблюдение обетов.
Бог Дхармы
В индуизме упоминается божество Дхармы – Дхармараджа, или «повелитель закона», который впоследствии сливается с образом бога подземного мира, повелителя мёртвых Ямы. И уже Яма сочетает в себе 2 функции, являясь одновременно персонифицированным космическим законом и «Царём правосудия», тем, кто записывает добро и зло: он закон, и он же судья.
Приписываются в древнеиндийском эпосе Яме и человеческое воплощение, и сыновья, один из которых – Юдхиштхира, «царь справедливости».
В тибетской вариации буддизма Дхармараджа рассматривается как проявление одного из сподвижников Будды Гаутамы, божества, обеспечивающего защиту и покровительство.
Колесо Дхармы
Дхармачакра, оно же «колесо закона» – символ буддизма, одна из его 8 драгоценностей с 8-ю же спицами. Каждая из спиц служит напоминанием этапов восьмеричного Пути, направленного к освобождению от страданий и остановке колеса перерождений.
Этот путь, пройденный Буддой и указанный им другим людям, включает в себя правильное развитие в трёх областях – ума, нравственности и духовной дисциплины.
Развитие происходит по спирали, где одна стадия перетекает в другую, и, как для колеса нужны все спицы, так и правильное поведение невозможно без правильных намерений или воззрений. В истории буддизма упоминается 3 поворота колеса Дхармы в соответствии с 3 циклами проповедей Будды.
Символично колесо Дхармы и для некоторых направлений индуизма и даосизма.
Историческое развитие концепции Дхармы в индуизме
Дхарма – это в Древней Индии основополагающее понятие веры и бытия, которое прошло длительный путь развития. Основы концепции Дхармы обнаруживаются в литературе, начиная с середины 1-го тысячелетия до н. э. В «Ригведе» предшествует идее Дхармы концепция риты – совокупности мировых законов, вселенского миропорядка.
Позже Дхарма перенимает на себя это значение космического закона, позволяющего богам созидать упорядоченность из хаоса.
И уже далее, в Ведах, Упанишадах, эпосе, область действия космической Дхармы расширяется и на мир человеческих законов и взаимоотношений – Дхарма становится моральным и социальным законом, сводом правил поведения, указанием пути к истине и духовному развитию.
Махабхарата фиксирует для Дхармы область действия как в материальном, так и в духовном измерениях. Бхагавадгита разделяет индивидуальную, личную и чужую Дхармы.
Многочисленные тексты формулируют принципы и законы Дхармы, определяют её суть и содержание, порой полемизируя друг с другом. Так, в школе миманса Дхарма может быть познана только через авторитетное наставничество в ведах, тогда как в адвайта-веданте познание является результатом собственных действий и опыта.
Закон и суть Дхармы на примерах
Суть Дхармы – в её всеобщности: она космический закон и истина, она же и путь к истине для каждого человека. Понимание своей Дхармы и следование ей – путь к избавлению от страданий, в этом смысле Дхарма идентична 4-м благородным буддийским истинам.
В числе универсальных законов Дхармы:
Увеличивает свои страдания, идя против Дхармы тот, кто выбирает образ жизни и сферу деятельности из соображений престижа, не обращая внимания на то, в чём действительно талантлив, кто ищет удовольствия в ущерб обязанностям, кто избегает ответственности, действуя из прихотей и мимолётных желаний.
Дхарма в современной культуре
Дхарма – это одна из 3-х буддийских драгоценностей в Древней Индии, пребывающая неизменной и в современности.
Следование Дхарме (как совершение верных поступков в правильное время должным образом и с благими намерениями) остаётся вневременной ценностью из-за своей общечеловеческой универсальности. Не только в современной Индии буддизм переживает своё возрождение, но и для всего мира его концепции, сохраняют актуальность.
Уравновешивая постмодернизм с его раздробленностью, отсутствием смысла, отрицанием целеполагания, концепция Дхармы как бы говорит о том, что есть закон, есть правила, есть смысл прикладывать усилия. Жизнь приносит страдания, но существует путь, позволяющий понять их причины и избавиться от них.
Из духовных практик и философии буддизма вырастает такая современная концепция, как осознанность или mindfulness (с соответствующей литературой и даже исследованиями) с позитивными эффектами уменьшения беспокойства, тренировкой внимательности и эмоциональной устойчивости при применении на практике.
Не обходится здесь без перегибов: продвижение Дхармы методами маркетинга, реклама практики медитаций как универсальной панацеи. Здесь открывается опасность отрыва исходного понятия от общей культуры – многовековых практик наставничества, от глубокого изучения основ.
Буддизм и его концепции уже обретают в России свою форму и нюансы, пусть это длительный и не всегда прямолинейный процесс. И здесь благом является возможность соприкоснуться с отражением изначальных концепций во всём их многообразии и полноте в живой культуре современной Индии.
Как постичь свою Дхарму?
Существует несколько источников постижения дхармического пути:
Но есть ещё один путь, когда нет возможности найти наставника, изучать книги, когда нет даже знания о концепции Дхармы: хороший человек может следовать собственному внутреннему чувству – голосу совести или нравственности, тому, к чему он чувствует побуждение, что соответствует его внутренней природе и актуальному этапу духовного развития.
Это та самая осознанность, которая важна для постижения индивидуальной Дхармы.
Как практиковать Дхарму в обычной жизни?
Дхарма – это в Древней Индии не только общий закон всего сущего, но и индивидуальный путь человека. Практика дхармического пути в современном мире может казаться непростой задачей. Но она вовсе не требует кардинальных перемен в жизни, ухода в монастырь, ежедневного подвижничества.
Минимально достаточными являются соответствующее намерение, упорство и постоянство практики. И ещё в учении Будды указано на необходимость приспособления Дхармы к месту и времени.
Как в любом учении, в следовании Дхарме есть внешнее и внутреннее. Внешние предписания и правила дают структуры, задают образец, которому необходимо следовать.
В буддизме это восьмеричный путь, предполагающий освоение трёх ступеней:
Именно последняя ступень может быть трудна для достижения в обыденной жизни, но концепция Дхармы, понимая несовершенную природу каждого человека, не требует от него идеальности. Достаточно заходить в практике настолько далеко, насколько это возможно.
Здесь на первый план выступает внутренняя сторона, дух следования пути, соответственно, можно ошибаться, можно быть несовершенным в практике. Если Дхарма обязывает желать добра всем живущим, то она не может требовать жестокости к себе.
Достаточно быть на своём месте, выполнять своё дело, не бежать от ответственности. Не более того, что требуется от понятия «быть хорошим человеком»: не нарушать моральных запретов, поддерживать порядок вокруг себя, оказывать поддержку другим на их пути, оказывать уважение и благодарность учителям и тем, кто становится примером.
Что в конечном счете Дхарма дает человеку?
Ответ на этот вопрос зависит от того, что ищет человек, обращаясь к мудрости Древней Индии:
Как значимая концепция для Древней Индии, Дхарма отражена в памятниках, жизненном укладе прошлого, том, как этот уклад преломляется в живой традиции современной Индии. Как философия и образ жизни Дхарма с любого момента открыта для постижения каждому человеку в любой культуре.
Видео о дхарме
История мировых цивилизаций: ведическая культура Индии: