доходный дом елисеева адрес
Гид по Петербургу
Что посмотреть и куда сходить в Культурной Столице
Доходный дом Елисеевых На Фонтанке в Санкт-Петербурге
Здания
A post shared by Интересное в Петербурге (@walkingontheroofs) on Jun 17, 2019 at 3:13am PDT
Краткое описание
Доходный дом Елисеева Г. Г. расположен на улице Ломоносова, недалеко от набережной реки Фонтанки. Все пять этажей украшены затейливыми наличниками и пышной лепниной. Архитектор Г. В. Барановский создал свой первый проект для семьи Елисеевых в стиле эклектика, подчеркнув тем самым богатство и значимость знаменитого купеческого рода.
История
Знаменитый род Елисеевых начался с крепостного крестьянина, чудом вырастившего клубнику для барского стола холодной зимой. Хозяин был так поражен этим фактом, что в благодарность велел крепостному просить награду. Крестьянин попросил вольную. Имея недюжинные экономические способности, он вскоре обосновался с семьей в столице, завел дело, открыл торговлю заморским товаром.
Род Елисеевых с годами становился все известнее и зажиточней. Григорий Елисеев, вернувшись из заграницы после учебы, решил вкладывать не только в склады, магазины и лавки, но и умножать состояние постройкой доходных домов. Такое решение повлекло за собой выкуп земель во многих престижных районах Санкт-Петербурга. Ведь дома создавались для богатых постояльцев.
Архитектор Барановский впервые работал на Елисеевых. Строительство дома началось в 1889 году, и дата эта увековечена на фонтанчике внутри дворика.
Архитектура
Итальянские палаццо стали прообразом нового творения Барановского, что было логично, учитывая особенности участка на берегу реки.
Стиль здания – эклектика. Окна окружены многочисленными керамическими барельефами, тонкой работы карниз выдается вперед, опять же, по типу венецианских дворцов.
Деталей, возможно, многовато, но они отлично прорисованы и создают иллюзию легкости всей постройки
Отделка дома – облицовочный мелкий кирпич, что не характерно для того времени. Но отказавшись от штукатурки архитектор удлинил жизнь фасаду. Внутрь двора ведет даже не арка, а изогнутый тоннель. Такое решение, во-первых, было связано с формой участка, а во-вторых, решало проблему шума, идущего от набережной Фонтанки, где в то время ходили лодки, разгружали уголь и дрова, торговали рыбой.
Экстерьер внутреннего дворика-колодца довольно прост, даже слишком. Фонтанчик с головой льва и кусок стены за ним, обшитый крупным камнем, является концом перспективы второй арки и единственным украшением внутреннего пространства двора.
Фонтан когда-то служил поилкой для лошадей, сегодня воды в нем нет
Особенности здания
В дом вел богато украшенный парадный вход. Шатровая конструкция потолков и обильная лепнина делали подъезд невероятно нарядным. В перила прекрасной чугунной работы вплетены цветочные мотивы. Над потолком красуется и сейчас Елисеевский вензель. Все говорило о статусе квартиросъемщиков и их богатстве.
Доходный дом Елисеева на Фонтанке, как утверждают некоторые источники, обладал всеми благами современной цивилизации:
Шахта лифта существует до сих пор, но ее существенно видоизменили
Доходный дом Г. П. Елисеева на Фонтанке
Доходный дом на набережной реки Фонтанки под номером 64 стал, по сути, первым большим проектом архитектора Г.В. Барановского для купеческой династии Елисеевых. Двумя годами ранее он надстраивал им художественную мастерскую в доме на Биржевой линии Васильевского острова. В 1889м году Григорий Григорьевич пригласил Барановского, чтобы построить дом в стиле эклектики, выходящий фасадом на Фонтанку.
Фасад дома решен в формах итальянского палаццо. Отказавшись от традиционной сплошной обработки штукатуркой, архитектор применил в обработке фасада облицовочный кирпич и керамику.
Разного рода детали страдают излишней дробностью и измельченностью, но прорисованы весьма тонко и с большим вкусом. Особенно поражает шикарный, далеко вынесенный на «итальянский» манер, карниз.
Участок лежит под углом к набережной и въезд во двор выполнен в виде длинного изгибающегося тоннеля. Продиктованное формой участка, такое решение также помогло изолировать внутренний двор от шумной и живой реки с ее рыбными садками, дровами и пароходами.
Первый двор дома также получил полноценную архитектурную обработку, не такую роскошную, конечно, как лицевой фасад.
Перспективу второй арки замыкает расшитая глубоким рустом стена и фонтан со львом.
07
Дешевый трюк: за исключением куска напротив арки задний двор абсолютно лыс и гол.
09
С восточной стороны дом Елисеевых выходит на участок б. Петровского купеческого училища. Здесь дом немного отступает от границы участка, что позволило отказаться от привычного брандмауэра и обеспечить жителей восточного флигеля скупым северным солнцем.
Здесь видно необычные окна первого этажа. Когда то здесь располагались конюшни.
А на втором этаже маленькие комнатки для конюхов.
Дом был обеспечен всеми коммунальными благами того времени. Одним из первых в Петербурге он имел паровой лифт, было устроено «центральное», как тогда говорили (т.е. общее на все домовладение), отопление и водопровод. Большинство квартир имело не только комнату, но и отдельный нужник для прислуги.
К парадной лестнице ведёт достаточно длинный коридор, основная красота сосредоточена под сводчатым потолком
В остеклении просторных окон лестничных пролётов Г.В. Барановский опробовал тот приём, что применит год спустя в доме на улице Ломоносова, 14. Круглые жёлтые стекла утепляют свет, проникающий в парадную со стороны двора.
Считается, что именно в доме на набережной Фонтанки за номером 64 установили самый первый (или один из первых) в Санкт-Петербурге паровых лифтов. Лифтовая кабина, заменённая в советское время на более современную, довольно просторная. В пустующих нишах по обе стороны от дверей вполне могли располагаться небольшие статуи.
Над лифтом сохранился витиеватый вензель купца Елисеева.
17
Необычное расположение квартир типично для Питера.
Это парадная расположенная во втором внутреннем дворе.
19
Доходный дом Елисеевых на Биржевой линии: подвалы знаменитого вина и шикарные интерьеры
© Фото: Instagram / @dancingcarrot
Здание, в котором сейчас находится ИТМО и Музей оптики, имеет богатую историю и некогда принадлежало династии купцов Елисеевых. В его стенах трудились лучшие умы нашей страны, а внутри доходного дома по сей день сохранились шикарные интерьеры.
Знаменитая купеческая семья
Участок земли, на котором сейчас стоит здание номер 14 по Биржевой линии, до 1860 года принадлежал жене одного статского советника. Его выкупил Григорий Петрович Елисеев для расширения своего бизнеса. Дело в том, что купеческая семья держала в этом доме свою винную лавку ещё с 1824 года, и в этот период начала активно скупать землю вокруг магазинчика в районе, ограниченном Биржевой линией, Биржевым и Волховским переулками. Почему на Васильевском острове – здесь поблизости располагалось здание таможни, а в лавке торговали именно импортным товаром.
Началом такого бурного роста дома «Братья Елисеевы» послужила смена руководства в компании. В 1858 году умер старший брат Григория Петровича – Сергей, стоявший во главе бизнеса. Второму по старшинству наследнику сразу же пришлось сменить брата на этом месте. Средний сын Петра Елисеевича Елисеева на тот момент уже был записан в первую гильдию столичного купечества и сразу взялся преумножать семейный капитал.
К 1968 году в собственности Григория Петровича были уже три соседних дома на Биржевой линии. В следующем году владения купца расширились на дома с землей по Биржевому и Волховскому переулкам. В целом, мировую известность компания Елисеевых получила именно при управлении Григория Петровича, а он сам стал кавалером пяти орденов.
Фото: citywalls.ru
Дома и винные подвалы
Четырехэтажный дом номер 14 по Биржевой линии появился в 1861-1862 годах, почти сразу после выкупа земли. Строительством занимался архитектор Николай Павлович Гребенка, один из основных зодчих купеческой семьи. На первом этаже нового дома располагался обновленный и расширенный магазин. Второй этаж полностью занимало семейство купцов Елисеевых, выше находилось правление компании, офисы и кабинеты, а последний этаж отдали служащим для проживания. Да, работники получали бесплатное жилье, в добавок к социальному страхованию, хорошему жалованию и другим видам поддержки.
По окончанию строительства дома Николай Павлович сразу перешел к сооружению винных подвалов по прямому распоряжению Григория Петровича Елисеева. Дело в том, что купцы были известны далеко за пределами Российской империи и нанимали большие подвалы и кладовые в Бордо, Хересе, Порту и на Мадейре.
Иногда компания скупала целые урожаи и кораблями привозила испанские и португальские вина. Для этих целей в 1858 году купцы приобрели в собственность большой морской пароход «Александр II» в довесок к трём имевшимся голландским грузовым кораблям «Архангел Михаил», «Святой Николай» и «Конкордия». Нередко вина, после выдержки в подвалах Елисеевых, разливались в бутылки и отправлялись в Лондон, Бордо и даже Нью-Йорк. Отсюда и появилась у торгового дома «Братья Елисеевы» острая нужда в больших винных подвалах рядом со столичной таможней.
Фото: citywalls.ru
В новых погребах установили огромные дубовые бочки ёмкостью на 700 ведер. Но уже в 1868-1869 годах Николай Павлович опять принимается за работу и существенно расширяет склады, а также строит новые. К 1870 году Гребенка дополнительно построил складские помещения в соседнем доме номер 16 и в домах по Биржевому переулку, а также соорудил грандиозные одноэтажные подвалы для хранения импортных товаров в глубине двора дома номер 16. По масштабам XIX века винные погреба Елисеевых стали выдающимся сооружением.
За свою долгую жизнь Григорий Петрович успел поучаствовать во многих важных вехах развития страны и получил почётное звание коммерции советника. Так, в 1864 году он был одним из учредителей первого в России акционерного коммерческого банка, а затем 25 лет сначала состоял членом его правления, потом председателем правления. В 1870 году Елисеев стал учредителем страхового общества «Русский Ллойд», страховавшим торговые транспорты.
В 1873 году высокое качество вин «Братьев Елисеевых» было отмечено почетным дипломом в Вене и золотой медалью в Лондоне. В следующем году «в знак долголетней полезной деятельности» торговый дом был удостоен права изображения Государственного герба и до революции на фасаде дома 14 по Биржевой линии висело увеличенное изображение этого знака. Григорий Петрович Елисеев умер в своем доме 4 февраля 1892 года и был похоронен в семейном склепе под Казанской церковью.
Фото: citywalls.ru
Перепланировка Барановского
После смерти отца за управление торговым домом взялся Григорий Григорьевич Елисеев вместе с братом. По его словам, «благодаря неутомимой энергии Григория Петровича Елисеева, эта фирма и разрослась до баснословных размеров. Этот человек отличался железной волей, терпением и неутомимостью в работе, и, кроме того, имел способность выбирать людей и внушать им необходимость постоянной работы».
Новое руководство взялось за дело с отцовской хваткой, но в 1896 году Александр Григорьевич отошел от дел, став членом совета Государственного банка. Так младший сын остался единоличным владельцем торгового дома «Братья Елисеевы». Это был стройный элегантный голубоглазый блондин с безукоризненно светскими манерами. Григорий Григорьевич был по-европейски образованным человеком, тонким знатоком вина и любителем искусств, особенно театра.
В этом же году началась масштабная перепланировка дома 14 на Биржевой линии. За дело взялся Гавриил Васильевич Барановский, к тому моменту уже построивший для Елисеевых знаменитые доходные дома на Фонтанке и улице Ломоносова. Еще при Григории Петровиче архитектор надстроил над домом в Биржевом переулке мансарды, сдаваемые под мастерские художников. Здесь находилась мастерская Архипа Куинджи, и сейчас открыт музей художника.
Фото: citywalls.ru
Зодчий перестроил парадную лестницу и перепланировал бельэтаж семейного гнезда под вкус нового хозяина, любившего пышную эклектику. Барановский любил украшать доходные дома невероятными лестницами. Удивительно, что столько внимания было уделено соединению этажей, которое не приносило никакой прибыли. На первом и втором пролетах ступени лестницы имеют овальные обводы, перила изящной спиралью раскручиваются вверх от центра. Округлые формы лестничного проёма повторяются в закруглениях концов ступеней с обеих сторон и в узоре ограды перил. Они, в свою очередь, вместе с прямоугольными панелями на стенах объединяют интерьер всех четырех этажей лестничной клетки в одном архитектурном стиле.
При ремонте Барановский широко использовал живописные плафоны, фризы, керамические панно, мозаики, позолоту, зеркала от пола до потолка, деревянную обшивку и лепнину. В кабинете стены, потолок, оконные проёмы и камин отделаны резными дубовыми панелями с мозаичными вставками и кессонированным потолком. Столовая решена в стиле неоренессанса, а концертный зал украшают кариатиды и ордер. Большая часть всей этой роскоши сохранилась до наших дней. Многие архитектурные элементы плотно ассоциируются с интерьерами императорских дворцов. Сложно сейчас представить, что скромное с виду старинное здание скрывает внутри такую красоту, созданную по желанию богатейших купцов, заседавших здесь.
Осенью 1892 года на международной выставке в Париже торговый дом Елисеевых удостоился золотой медали за выделку французских вин. Через пару лет Григорий Григорьевич совершил реорганизацию фирмы, превратив её в Торговое товарищество «Братья Елисеевы» с капиталом в 3 млн рублей, разделённым на 600 паев. Правление помещалось всё в том же доме Елисеевых на Биржевой линии, 14.
В 1898 году Григорий Григорьевич был избран гласным Городской думы и сохранял эту должность вплоть до 1917 года. Елисееву также были дарованы права потомственного российского дворянства, которые он оформил 14 марта 1915 года. Скончался Григорий Григорьевич уже в эмиграции в Париже в 1949 году, с ним закончилась и история купеческой династии.
Фото: citywalls.ru
Коллективизация имущества
Ещё в 1913 году на праздновании 100-летней годовщины торговой деятельности рода Елисеевых Правление Торгового товарищества «Братья Елисеевы» выпустило иллюстрированный альбом. Больше половины книги занимали фотографии работников и служащих отделений и магазинов компании. Это был знак уважения Григория Григорьевича к тем, кто у него работал. Но с приходом к власти большевиков всё величие и слава купеческой семьи исчезли в один миг.
После Октябрьской революции дом 14 и соседние здания были переданы Государственному оптическому институту (ГОИ). В нём жили сотрудники, в том числе с 1918 по 1940 годы – первый директор ГОИ академик Дмитрий Сергеевич Рождественский. С 1932 по 1951 годы тут же жил и президент Академии наук СССР Сергей Иванович Вавилов, имя которого носит институт. На фасаде дома 14 сейчас висят мемориальные доски в честь известных учёных, работавших здесь. Поэтому можно сказать, что на протяжении всего XX века в бывших апартаментах династии предпринимателей жили лучшие умы страны.
Винные склады также были национализированы и переданы ЛСПО (Ленинградский совет потребительских обществ). К организации перешёл и знаменитый магазин Елисеевых на Невском проспекте. В 1938-1939 годах архитекторы Ребортович и Гегелло надстроили два этажа дома 16 по Биржевой линии и изменили оформление фасада. Государственный оптический институт им. С.И. Вавилова поглотил все здания, расположенные на бывшем участке владений Елисеевых.
Фото: Instagram / @cabiriya, @marina_novitskaya_
Реставрация и Музей оптики
Сейчас дом Елисеевых принадлежит Институту точной механики и оптики (ИТМО), и внутри продолжается медленная реставрация былой роскоши. Проделан колоссальный объём работ – восстановлены тамбур с парадной лестницей, приёмная, кабинет Григория Григорьевича, столовая и бальный зал.
В помещении магазина теперь располагается интерактивная образовательная экспозиция «Музей оптики». Она создана в рамках инновационной образовательной программы ИТМО. В одиннадцати залах рассказывают об истории оптики и настоящих технологиях будущего, знакомят с оптическими явлениями вживую. В 2015 году в музее проходила выставка Magic of Light, организованная совместно с Греческим институтом голографии. В 2016 году Музей оптики провел выставку «Живой Свет», которая ярко и наглядно рассказывала посетителям о волшебно красивых свойствах света.
Прогулки по Петербургу. Дом Г.Г.Елисеева
История рода богатейших российских купцов Елисеевых, которым в начале ХХ века было присвоено дворянское звание, начинается с Петра Елисеева, выходца из Ярославской губернии, садовника графа Шереметева.
По легенде, Пётр умудрился вырастить зимой землянику, которая была подана к столу графским гостям во время одного из зимних празднеств.
Ушлый Елисеев попросил вольную, которую и получил, вместе с солидной суммой денег и вместе с женой и тремя детьми обосновался в Петербурге.
У него оказалась развита коммерческая жилка и через год, в 1813 году, он уже открыл на Невском проспекте небольшую торговую лавку, где были выставлены вина, колониальные товары и экзотические фрукты.
Сыновья тоже принимали живейшее участие в отцовском деле.
Через 10 лет Елисеев настолько разбогател, что начал расширять бизнес.
Вначале, 1824 году, он открыл на Биржевой линии ВО магазин и арендовал таможенный склад, расположенный по соседству, а уже в 1860-х годах он выкупил эту территорию, а также соседние участки домов №12 и 16.
Участок дома №14 на Биржевой линии с начала XVIII века входил в состав усадьбы князя Александра Даниловича Меншикова.
В 1790-х годах занимавший усадьбу Кадетский корпус начал продавать участки вдоль улицы частным лицам.
К середине XIX столетия эта ещё пустующая территория принадлежала почётной гражданке Екатерине Львовне Зотовой и купчихе Марии Львовне Харитоновой. Они приходились друг другу сёстрами и получили участок по наследству от отца.
Елисеев выкупил этот участок и начал там строительство жилого дома.
В 1861-1862 годах архитектором Н. П. Гребёнкой было построено жилое здание для сына П.Е.Елисеева — Григория Петровича и его семьи, где разместились их офисы и квартира.
В дальнейшем Елисеевы построили дома на соседних участках, им принадлежала почти вся чётная сторона Биржевой линии, а также Биржевой переулок.
Там находились склады, магазины, доходные дома и богадельни для одиноких сотрудников, вышедших на пенсию.
Вот так выглядит здание складов на Биржевой, 16
Через подвал дома №14 можно было пройти в здание склада в соседний дом. Вот, как сейчас выглядит этот переход — он является гардеробом Оптического института (ГОИ)
В 90-х годах ХIХ века дом унаследовал сын Григория Петровича — Григорий Григорьевич, основатель и владелец знаменитого Елисеевского магазина на Невском, и архитектором Г.В.Барановским была проведена капитальная реконструкция дома и интерьеров.
В 1918 году елисеевские постройки были переданы Оптическому институту им. Вавилова, организации настолько закрытой, что никому было неведомо, что происходит с богатыми елисеевскими интерьерами.
В последние годы ГОИ сдал свои позиции и началась реконструкция жилых помещений дома.
Восстановлен парадный вход в дом и дубовый тамбур
Стены окрашены под мрамор. Лепнина здесь и в приёмной отражает тогдашнее увлечение древнегреческими и древнеримскими мотивами.
Поражает красотой парадная лестница
По обем сторонам лестничной площадки второго этажа расположены зеркала, создающие впечатление бесконечности
Первой комнатой является приёмная.
Вот, как она выглядела в конце XIX в.
А вот так она выглядит сейчас, после реставрации
На стендах — рассказ о династии Елисеевых.
Потолок в приёмной
Далее — дубовый кабинет хозяина дома
Вот так он выглядел в начале XX в. (Фото К.Булла)
Резные украшения камина
Керамическая вставка на камине
Танцевальный зал (Розовый) находится в стадии реставрации.
Вот, как он выглядел в начале 1900-х годов
Вот, как он пока выглядит сейчас
Лепной потолок с современным «довеском»
Фрагменты потолочной лепнины
Самое удручающее впечатление производит бывшая столовая, пережившая два пожара.
Вот, как она выглядела в начале 1900-х годов
Остатки былых украшений потолка
А это — керамические панно в лепных рамах
На одном из них сохранилось клеймо мастера
Далее, мы отправились осматривать бывшие владения Елисеевых снаружи.
Этот дом на Биржевой, 12, был построен архитектором А.К.Бруни для Г.П.Елисеева в 1884г., когда он отошёл от дел
Наверху остался вензель Елисеевых
Вот, как он выглядит со стороны Биржевого переулка:
А вот, как с Волховского переулка
Это здание бывшей шоколадной фабрики Елисеевых, расположенное в Биржевом переулке, внутри двора, за галереей складов