дом бенуа петроградская адрес
ЖК «Дом Бенуа»
Памятник архитектуры, в котором жили Киров и Шостакович
Параметры здания
«Звёзды» — это экспертная оценка наших специалистов, которая отражает наиболее существенные характеристики объекта по одному из семи критичных параметров.
Охрана, консьерж, видеонаблюдение; благоустроенные дворики с фонтаном
Многокомнатные квартиры на верхних этажах
Местоположение ЖК «Дом Бенуа»
Квартиры
Квартиры
Площади, м 2
Описание здания
ЖК «Дом Бенуа» расположен в Петроградском районе Санкт-Петербурга. Адрес: Каменноостровский проспект, 26-28/улица Кронверкская, 29/улица Большая Пушкарская, 37.
Рядом находятся сад Александровского лицея (1 минута пешком), сквер Низами (4 минуты пешком), Матвеевский сад (3 минуты пешком), Александровский парк (8 минут пешком). Прямо в доме расположены театр «Остров» и мемориальный музей Кирова.
В шаговой доступности – учреждения образования (детские сады №2, 17, 29, 53, 98; школы №80, 84; лицей №82) и здравоохранения. Ближайшая станция метро – «Горьковская» (9 минут пешком).
Дом Бенуа или Дом трех Бенуа представляет собой жилой комплекс, занимающий целый квартал Петроградской стороны. Здание имеет богатую историю и широкую известность. Дом построен в начале ХХ века по заказу Первого Российского страхового общества архитекторами Л.Н. Бенуа, Ю.Ю. Бенуа и А.Н. Бенуа при участии А.И. Гунста. Стиль – неоклассицизм.
Почти столетие назад здание на Каменноостровском задавало вектор развития градостроительства. Это один из самых благоустроенных домов начала ХХ века с тогда передовыми инженерными коммуникациями (канализацией, водопроводом, паровым отоплением, подъемными машинами, телефонами). Собственные электростанция, котельная, прачечная, мусоросжигательная печь, снеготаялка. У парадных встречал швейцар. Настоящей новинкой были встроенные гаражи.
Северное и южное крылья здания соединены двурядной дорической колоннадой из красного гангутского гранита. Этим же камнем облицована цокольная часть зданий. Изящные невысокие колоннады, скульптуры, маскароны, орнаменты с грифонами, дельфинами и рогами изобилия – дополняют оформление дома.
После революции первых жильцов дома – князей, графов и промышленников, сменили большевистские вожди. Квартиры на Каменноостровском заняли товарищи Зиновьев, Угаров, Рахья и другие соратники Ленина, а в апреле 1926 года здесь поселился глава Ленинградского губкома партии Сергей Киров. Несколько лет прожил в этом доме и здесь же работал над своей Седьмой (Ленинградской) симфонией композитор Дмитрий Шостакович.
В наше время Дом Бенуа получил всероссийскую известность благодаря криминальным телесериалам – здание находится неподалеку от «Ленфильма» и от студии питерского телевидения. Помимо удачной географии, комплекс выделяется лабиринтом проходных дворов – всего их, причудливо соединенных друг с другом, больше десятка.
Дом Бенуа является памятником архитектуры, охраняется государством. В 2008 году в здании провели полную реставрацию фасадов.
Сейчас в доме находятся 230 квартир. Среди них 16 однокомнатных, 33 двухкомнатных, 38 трехкомнатных, 51 четырехкомнатная, 38 пятикомнатных, 32 шестикомнатных и 22 семикомнатные квартиры. Высота потолков – 3,9 м.
В комплексе расположена охраняемая наземная парковка. За безопасностью жильцов следят сотрудники охраны и консьержи. Ведется видеонаблюдение.
Дом Бенуа
Дом Бенуа в Петербурге был построен по заказу компании «Первое Российское страховое общество», занимавшейся страхованием граждан от пожаров. Страховщики собирались организовать в особняке доходный дом, сдавая квартиры внаем.
Строительство здания началось в 1911 году. Проект разработали братья Бенуа – Леонид, Аркадий и Юлий. Архитекторы решили создать дом в стиле неоклассицизма, который преобладал в то время в Европе.
Впрочем, Бенуа не следовали четко канонам, внося в облик здания характерные петербургские черты. Дом Бенуа контрастирует с господствующим ранее стилем модерн и является своего рода символом возвращения архитекторов к русскому зодчеству.
При разработке проекта Бенуа учитывали специфику доходных домов. Этот вид недвижимости появился в Петербурге в 18-ом веке, дома чаще всего строили по типовым проектам. Окончательный облик классического доходного дома сложился к 1840-му году. Архитекторы в основном использовали два вида планировки здания: с неоднородной группировкой похожих квартир у лестничных клеток, и с размещением жилых помещений вокруг специальных галерей. Как правило, доходные дома имели маленькие и очень тесные дворики, напоминающие колодцы.
Петербург 19-го века – это город доходных домов. Множество зданий, возведенных по типичным проектам, расположились вдоль городских улиц: их строители особо не утруждали себя украшением фасадов. Дом Бенуа стал исключением.
Стены особняка архитекторы облицевали дорогостоящим горшечным камнем, привезенным в Петербург из Швеции. Декоративное оформление фасадов отличается оригинальностью и европейским очарованием. Даже въезд во двор Бенуа оформили колоннами из редкой породы гранита.
В 1914 году строительство особняка было завершено. Парадная часть здания выходила на Кронверкскую улицу. Квартиры в Доме Бенуа начали сдавать внаем, кроме того, здесь разместились три лечебницы и офис железнодорожной компании.
Архитекторам удалось соединить в единый комплекс все корпуса здания. Для этого была использована уникальная система организации дворового пространства. Дворы каждого корпуса с помощью арок объединяются в единую архитектурную композицию.
По тем временам Дом Бенуа был одним из самых передовых в Петербурге: в нем присутствовали телефонные линии, лифты, встроенные гаражи, электричество, система автономного парового отопления, прачечная, мусоропровод. В цокольных этажах здания разместились продовольственные и галантерейные магазины.
Дом Бенуа отличался великолепной планировкой внутренних помещений: квартиры располагались вдоль широких изящных лестниц. Парадные в доме огромные, они украшены колоннами и внешне похожи на залы соборов.
Наличие всех удобств и элитная планировка обусловили интерес к зданию со стороны элиты, в том числе, советской. После революции многие жильцы Дома Бенуа были выселены, а в их квартиры заселились большевистские деятели.
В советское время в особняке размещалась редакция газеты финских коммунистов «Вапаус», затем – Дом просвещения.
В Доме Бенуа всегда жило множество знаменитостей. Здесь творили композиторы Д. Шостакович и Д. Толстой; художники К. Маковский, Л. Сергеева, А. Мыльников; писатели М. Чехов, В Дорошевич, А. Прокофьев.
Здание является объектом культурного наследия России.
Как добраться:
[yandexMap name=»Дом Бенуа» description=»Санкт-Петербург, Галерная улица, 75″]Санкт-Петербург, Галерная улица, 75[/yandexMap]
Дом бенуа петроградская адрес
Всего здесь было распланировано примерно 250 квартир, таким образом, дом стал « крупнейший и один из самых благоустроенных в дореволюционном Петербурге жилой комплекс», как писали об этом здании без малого сто лет назад.
В городе это здание называют «Дом Бенуа» или еще «Дом трех Бенуа», поскольку строился он по проекту трех представителей известной архитектурной семьи – родных братьев Леонтия и Альберта и их кузена Юлия Бенуа, при участии А. И. Гунста. Стиль постройки можно отнести к неоклассицизму.
Рассказывают, что революционные события привели на постой в одну из квартир этого дома князя императорской крови Гавриила Константиновича — сына великого князя Константина Константиновича. Он переехал к артистке кордебалета Мариинского театра из Мраморного дворца.
Для любителей классической музыки, это здание памятно тем, что в нем несколько лет жил и работал в кв.5 корпуса по Большой Пушкарской ул. над своей Седьмой (Ленинградской) симфонией (первые три части) композитор Дмитрий Шостакович. Прожил он здесь с 1937-го по 1941 год: до эвакуации в Куйбышев (ныне — Самара). В декабре 1945 года Д. Д. Шостаковичу предоставили кв.1 в первом этаже окнами на Каменноостровский пр., где он до 1949 г. раз в месяц проводил депутатские приёмы; в этой же квартире некоторое время жили родители жены Шостаковича. Со стороны Кронверкской улицы находятся мемориальные доски, оповещающие прохожих о творческих людях, некогда живших в этом доме, в том числе горельеф с изображением композитора, а во дворе, открывающемся на Кронверкскую улицу, установлен его бюст.
Также в доме трёх Бенуа стали пристанищем для композитора Д. А. Толстого, который жил тут некоторое время со своей матерью Н. В. Крандиевской после 1935 г., а с 1950 по 1957 г. — в квартире № 1 (часть которой была ему предоставлена по ходатайству Шостаковича). Художник Е. А. Кибрик (в 1930-х занимал квартиру-мастерскую № 44).
В наше время Дом трех Бенуа получил всероссийскую известность благодаря бесчисленным криминальным телесериалам – здание находится неподалеку от «Ленфильма» и от студии питерского телевидения. Помимо удачной географии (съемочные группы «ментовских» сериалов экономят на всем и натуру выбирают поближе к технической базе) дом выделяется лабиринтом проходных дворов – всего их, причудливо соединенных друг с другом, больше десятка. Да и к тому же, тут очень удобно прятаться от надоедливых фанатов. Вероятно, «киношники» и попросили сделать нумерацию домов комплекса трёх Бенуа столь запутанной и таинственной на первый взгляд.
С 1995 года в доме находится редакция газеты «Женское счастье», имеющей несколько приложений («Ведунья», «Здоровье и экология женщины», «Практичная хозяйка»). А с 1999 года в цокольном этаже «дома трех Бенуа», со стороны Каменноостровского проспекта, дает представления театр «Остров». В его фойе устроен небольшой музей любимого россиянами писателя и драматурга А. М. Володина.
Дом Бенуа в Петербурге
Фотографии
Дом Бенуа в Петербурге, который известен ещё и как Дом трёх Бенуа, — памятник истории и культуры регионального значения. Здание было возведено в стиле неоклассицизма по проекту трёх братьев Бенуа — Леонтия Николаевича Бенуа, Альберта Николаевича Бенуа и Юлия Юльевича Бенуа, при участии Гунста.
Фасады здания выходят сразу на три улицы: Каменноостровский проспект, Кронверскую улицу и Большую Пушкарскую улицу. Свыше ста лет назад дом Бенуа считался самым крупным жилым комплексом в городе на Неве.
История дома Бенуа с новшествами
Проект дома был утверждён в апреле 1911 года. Здание возвели по заказу Первого Российского страхового общества. Дом Бенуа был спроектирован на двести пятьдесят больших квартир и оснащён передовыми инженерными коммуникациями: электричеством, водопроводом, канализацией, паровым отоплением.
Инфраструктура включала в себя собственную электростанцию и котельную, мусоросжигательную печь и снеготаялку, а в цокольных этажах размещались прачечная и магазины. В домах были лифты, в квартирах — телефоны, внизу — встроенные гаражи. В каждой из двадцати пяти парадных служил швейцар, в каждом дворе, которых более десяти, — был дворник.
Строительство Дома трёх Бенуа
Этот дом и сегодня выглядит весьма нарядно и грандиозно. Занимая целый квартал Петроградской стороны в Санкт-Петербурге, можно сказать, что это не дом, а — город в городе. Сначала в 1911-1912 годах построили первое здание комплекса на Каменноостровском проспекте при участии родных братьев Леонтия и Альберта, а также их кузена Юлия Бенуа.
Другая часть дома, выходящая на Кронверкскую и Большую Пушкарскую улицы, была возведена в 1913—1914 годах. В честь представителей архитектурной династии за домом закрепилось название «Дом трёх Бенуа», или просто — «Дом Бенуа».
Знаменитые жильцы Дома трёх Бенуа
Дом знаменит своими выдающимися жильцами. В разные годы здесь жили знаменитые композиторы, художники, деятели театра и кино, литераторы, архитекторы, учёные, партийные и государственные деятели и военачальники СССР.
До революции тут жил и издавал журнал «Золотое детство» писатель Михаил Чехов, родной брат Антона Павловича Чехова; а также проживала артистка кордебалета Мариинского театра Антонина Рафаиловна Нестеровская, впоследствии ставшая женой великого князя Гавриила Константиновича, который переехал сюда из Мраморного дворца.
Композитор Дмитрий Шостакович жил и творил в квартире № 5 корпуса по Большой Пушкарской улице с 1937 года. В этом доме им были написаны первые три части его Седьмой (Ленинградской) симфонии. Мемориальная доска с горельефом Шостаковича установлена со стороны Большой Пушкарской улицы, а в курдонёре, открывающемся на Кронверкскую улицу, установлен его бюст.
При СССР здесь жили вожди пролетариата. С апреля 1926 года и до самой своей гибели квартиру с окнами на проспект занимал глава Ленинградского обкома КПСС Сергей Миронович Киров. Мемориальный музей его имени переехал сюда в 1956 году и в настоящее время принимает посетителей как филиал Государственного музея истории Петербурга.
Многие жильцы дома внесли существенный вклад в различных сферах деятельности, их имена вошли в историю страны, это — маршалы Советского Союза Борис Михайлович Шапошников и Леонид Александрович Говоров, командовавший с 1942 по 1946 год войсками Ленинградского фронта, а затем войсками Ленинградского военного округа.
Тут жили и знаменитые актёры Николай Константинович Черкасов, известный по кинокартине «Александр Невский» и Борис Андреевич Бабочкин, сыгравший Чапаева в одноимённом фильме; и известные учёные, такие как научный руководитель Института мозга человека РАН, академик Наталья Петровна Бехтерева; советский и российский физик, профессор кафедры квантовой механики физического факультета СПбГУ, заслуженный деятель науки Российской Федерации Юрий Николаевич Демков, и другие.
Братья композитор Дмитрий Алексеевич Толстой и физик Никита Алексеевич Толстой жили в этом доме некоторое время, после 1935 года, со своей матерью поэтессой и писательницей Натальей Васильевной Крандиевской-Толстой. Часть квартиры была предоставлена по ходатайству Шостаковича. О творческих личностях дома свидетельствуют мемориальные доски на стене, выходящей на Кронверкскую улицу.
Дом Бенуа при Советском Союзе
При СССР, после национализации дома Бенуа, в нём размещались разные организации. С 1918 года в здании появились коммунальные квартиры, а часть жилого фонда занимала советская номенклатура. Помещения тут занимали клуб, редакция газеты финских коммунистов, Дом просвещения.
В годы блокады Ленинграда в корпусе, выходящем на Большую Пушкарскую улицу, работал детский сад — один из немногих в Великую Отечественную войну. Он является старейшим в городе учреждением для дошкольников. Его построили и открыли в 1915 году как кружок для детей. В 1921 году он был превращён в детский сад.
Декор, описание и дворы-испытание дома Бенуа
Дом отличается архитектурной строгостью и в то же время плавными мягкими линиями фасадов. Здание украшают невысокие колоннады, лепной декор, скульптуры, статуи богов Меркурия и Фортуны, лишённые помпезности, настенные фонари.
Въезд в парадный двор оформлен двойной колоннадой из красного гранита, соединяющей южный и северный корпуса. Так же отделан цоколь фасада, а его остатками в виде мозаики выложены стены первого этажа внутреннего корпуса.
Несмотря на элегантные и солидные фасады, внутренние дворы дома Бенуа представляют собой типичные петербургские дворы-колодцы с причудливыми закоулками, что может представлять настоящее испытание для каждого туриста, почище любого квеста.
Внутри жилого комплекса устроена целая сеть закрытых дворов, соединяющихся друг с другом и составляющие реальный лабиринт. Чтобы не заблудиться и для удобства, дворы имеют нумерацию. Именно тут расположен самый протяжённый проходной двор в Петроградском районе.
Перекликающееся настоящее Дома трёх Бенуа
В настоящее время большую часть здания занимают квартиры, причём, тут элитные апартаменты соседствуют с коммуналками, а офисные помещения с номерами отеля. На четвёртом этаже дверь в музей Сергея Кирова, вообще, представляет некий загадочный портал в прошлое. Он работает в здании с 1956 года, c 1991-го является филиалом Музея истории Санкт-Петербурга.
С 1995 года в доме Бенуа находится редакция газеты «Женское счастье», имеющей несколько приложений: «Ведунья», «Здоровье и экология женщины», «Практичная хозяйка». Театр «Остров», занимающий площадь в цокольном этаже дома Бенуа с 1999 года, словно связующее звено — между реальностью и будущим. В его фойе, к тому же, устроен музей писателя и драматурга Александра Моисеевича Володина.
Историк и краевед Лев Лурье причислил проходные дворы Дома Бенуа к небанальным достопримечательностям Санкт-Петербурга. Режиссёры «Ленфильма» в лабиринтах дворов дома Бенуа нередко снимали сериалы, получившие, кстати, всемирную известность, так, например, «Бандитский Петербург», «Агент национальной безопасности» и многие другие.
Необычной достопримечательностью Дома трёх Бенуа ещё обязан креативной работе современного художника Кирилла Миллера. Он создал «Стену столетия», посвящённую юбилеям выдающихся людей, что претворяет в жизнь проект касательно идеи преемственности культурных традиций народов и поколений.
Барельефы авторы начали появляться в 2002 году, в необычной стилистике выполнены значимые личности: Даниил Хармс, Дмитрий Лихачёв, Дмитрий Шостакович и Сальвадор Дали. Стена-инсталляция обращена к скверу композитора Андрея Петрова, написавшему музыку ко многих обожаемым горожанами фильмам. В саду Петрова сегодня можно погулять и полюбоваться уникальными скульптурными воплощениями любимой композитором скрипки.
История одного здания: Дом трех Бенуа в Петербурге
Д ом трех Бенуа стал одним из самых больших и благоустроенных зданий в Петербурге начала ХХ века. Его возвели на Каменноостровском проспекте по проекту трех представителей знаменитой творческой династии — родных братьев Альберта и Леонтия Бенуа и их кузена Юлия. В разные годы здесь жили композитор Дмитрий Шостакович, писатель Михаил Чехов, советский политический деятель Сергей Киров. Об истории этого удивительного здания читайте в нашем материале.
Техническое чудо братьев Бенуа
В начале XX века в Российской империи стали строить много доходных домов, квартиры в которых сдавались в аренду. Такие здания могли принадлежать как частным владельцам, так и разным организациям — монастырям, благотворительным обществам, учебным заведениям. Квартиры в них различались по степени благоустройства: небольшие комнаты предназначались для студентов, рабочих и других небогатых петербуржцев; просторные и хорошо обставленные апартаменты часто снимали состоятельные горожане.
Одним из самых известных зданий такого типа в Петербурге стал Дом трех Бенуа, фасады которого выходят сразу на три улицы: Каменноостровский проспект, Кронверкскую и Большую Пушкарскую.
В 1910 году Первое Российское страховое общество выкупило участок на Петроградской стороне. Тогда же прошел конкурс на разработку проекта дома, в котором победили архитекторы Юлий, Леонтий и Альберт Бенуа. Вместе с Анатолием Гунстом они спроектировали жилой дом, который стал самым большим и благоустроенным в дореволюционном Петербурге.
Строительство продолжалось с 1911 по 1914 год. По тем временам это здание считалось техническим чудом: в нем работали не только канализация и водопровод, но и паровое отопление, электрические лифты, собственная телефонная станция, прачечная, мусоросжигательная печь и снеготаялка. В центре комплекса зданий располагалась котельная. В каждой из 250 квартир были установлены камины. Одной из новинок для того времени стали встроенные каретные и гаражи для редких тогда автомобилей. Доходный дом обслуживали более 100 человек: истопники, дворники, сторожа и швейцары.
Центральную часть главного фасада украшал шестигранный купол, окруженный декоративными вазами. Первые два этажа были отделаны колоннами, резными панно и наличниками. Въезд в парадный двор оформляла колоннада из красного гангутского гранита, который добывали в Финляндии. Этот материал был популярен у петербургских архитекторов в конце XIX — начале XX века. Его использовали в отделке Литейного моста, облицовке буддийского храма, магазина ювелирной фирмы Фаберже, здания страхового общества «Россия».
Квартиры в Доме трех Бенуа состояли из пяти-семи комнат. Аренда стоила дорого, поэтому снимали их в основном состоятельные горожане: чиновники, ученые, актеры и режиссеры театра и кино, литераторы, композиторы, архитекторы.
Знаменитые жильцы дома
До революции в Доме трех Бенуа жил писатель Михаил Чехов — родной брат Антона Чехова. В то время он выпускал журнал «Золотое детство», в издании публиковали игры, ребусы и шутки для юных читателей, а также выкройки игрушек, которые можно было сделать своими руками.
В 1917 году Российское страховое общество ликвидировали, а здание национализировали. Большинству квартиросъемщиков пришлось съехать. Кто-то эмигрировал за границу, кого-то сослали в Сибирь или отправили в Петропавловскую крепость. Квартиры в Доме трех Бенуа заняли большевистские партийные деятели: Григорий Евдокимов, Григорий Зиновьев, Петр Попков, Эйно Рахья и другие.
В квартире №5 корпуса по Большой Пушкарской улице с 1937 года жил композитор Дмитрий Шостакович. В этом доме он написал первые три части Седьмой симфонии, которая также известна под названием «Ленинградская». Сейчас со стороны Большой Пушкарской улицы установлена мемориальная доска с горельефным изображением композитора, а в парадном дворе — курдонере, который виден с Кронверкской улицы, — находится его бюст.
В апреле 1926 года в шестикомнатной квартире №20 на четвертом этаже поселился первый секретарь Ленинградского обкома партии Сергей Киров. Здесь он провел последние восемь лет своей жизни. 6 января 1957 года в бывшей квартире Кирова открылся мемориальный музей.
В 1940–1958 годах на первом этаже Дома трех Бенуа жил архитектор Андрей Оль, который спроектировал Дом культуры завода «Серп и молот», жилой дом Управления Октябрьской железной дороги другие здания в Ленинграде.
Блокада и массовые репрессии
После убийства Сергея Кирова в 1934 году начались массовые репрессии. За четыре года в Доме трех Бенуа арестовали жильцов 55 квартир.
Во время блокады Ленинграда в корпусе, выходящем на Большую Пушкарскую улицу, работал старейший в городе детский сад. Он стал одним из немногих учреждений для дошкольников, которые не закрывались в годы войны.
Сейчас большую часть Дома трех Бенуа занимают коммунальные квартиры и элитные апартаменты. Здесь же находятся офисные помещения, гостиница, магазины. О том, что здание принадлежало Первому Российскому страховому обществу, напоминают статуи на фасаде: они изображают бога торговли и прибыли Меркурия и богиню удачи Фортуну.