дом корабль тульская адрес
Этот гигантский серый дом, мрачно возвышающийся напротив метро Тульская и современного торгового центра, похож на суровый военный корабль из далекого прошлого, плывущий среди зданий, машин и людей. С первых дней строительства местные жители так и окрестили его – «дом-корабль». Здание, выстроенное в стиле советского конструктивизма, сразу породило множество легенд, однако мало кто знает подлинную его историю и имеет представление обо всех его удивительных особенностях.
Гигантские размеры впечатляют
Длина дома – 400 метров, и по протяженности он равен половине Большой Тульской улицы, на которой стоит. В здании 9 подъездов. Большинство из них объединены общим коридором по два, а также есть три объединенных подъезда. Это вам не привычные этажи советских жилых домов, на каждом из которых всего по 3 или, максимум, по 6 квартир. В доме-корабле коридоры на этажах сделали настолько длинными, что можно запросто совершать утреннюю пробежку или заезд на велосипеде! Причем, иногда по этим коридорам гуляет ветер.
При такой невероятной длине в высоту здание тоже внушительное – 14 (а по сути все 16) этажей. И если сейчас такими размерами здания мало кого удивишь, то в советские годы, когда все дома в этом районе были гораздо мельче, этот дом выглядел настолько устрашающе-внушительно, что у местных жителей и приезжих вызывал не только ассоциации с кораблем, но и тревожные мысли о том, что построили его здесь неспроста. И прежде всего это было связано с тем, что возводили его атомщики.
Дом на случай апокалипсиса?
Здание действительно строили по заказу Министерства среднего машиностроения СССР, которое отвечало за атомную промышленность. Предполагалось, что это здание станет примером того, как должен выглядеть самый надежный и крепкий многоквартирный дом, способный пережить любые катаклизмы – вплоть до бомбардировки. А если верить городским легендам, то здание могло выстоять даже при ядерном ударе. Поэтому эту махину местные жители еще называли «дом атомщиков».
Надо сказать, народная молва на пустом месте не рождается, и даже в самых невероятных байках всегда присутствует доля правды. Например, известно, что в доме действительно часть квартир выделили атомщикам и что один из руководителей строительства до того, как взяться за данный проект, работал исключительно на постройке советских АЭС.
В любом случае, дом действительно получился сейсмически устойчивым и был спроектирован так, что при сильной вибрации земли не сложился бы, как это случается с обычными жилыми постройками.
Интересно, что в конструкции здания присутствуют и крепчайший железобетон, отлитый на оборонных заводах, и монолит, и кирпичная кладка, которую использовали в основном для внутренних перегородок.
Как строили дом
Архитекторы Владимир Бабад и Всеволод Воскресенский спроектировали здание по западному проекту, но внеся в него свои изменения.
Здание строили два десятка лет, отдельными отрезками (постепенно, по мере возведения его частей, заселяя в них жильцов) и полностью завершили только в начале 1990-х. Поскольку работа шла так долго и на протяжении возведения дома менялись как начальники, так и реализаторы проекта, в течение этих 20 лет в строительство постоянно вносились изменения.
В итоге дом получился несколько несуразным, неоднородным по качеству, с запутанной системой водоснабжения, а планировка квартир оказалась не одинаковой.
Более того, известно, что в здании есть странные пустоты: во время строительства рабочие рассказывали, что некоторые уже имеющиеся помещения по приказу вышестоящего начальства приходилось замуровывать. Говорят, это было связано с тем, что изначально спроектированные большие квартиры уже в процессе подготовки к сдаче было решено уменьшить.
Легенды и страшилки
Кстати, с этими пустыми помещениями связано немало городских легенд. В доме ходили слухи, что это тайные комнаты сотрудников КГБ (а позже – ФСБ), специально оборудованные для слежки за жильцами-атомщиками. По другой, еще более страшной легенде, это камеры пыток для политических заключенных.
Немало слухов породили и подвальные помещения этого здания. Поскольку первые два этажа дома-корабля с самого начала были спроектированы под нежилые помещения (магазины, аптеки, предприятия сферы услуг), подвал представлял собой склады. Так вот ходили разговоры, что на самом деле это подземелье было создано как бункер для укрытия от ядерного удара, и площадь его настолько велика, что там могут запросто ездить огромные грузовики.
И плюсы, и минусы
Несмотря на то, что внешне дом получился очень странным, и некоторые жители считают, что он уродует облик города, с бытовой точки зрения у него оказалось много плюсов. Например, во всех квартирах с самого начала была предусмотрена пожарная сигнализация (которую в последующие годы почему-то отключили), окна поставили с толстыми рамами и стеклами – для шумоизоляции, а на последних этажах здания предусмотрены балконы для эвакуации жителей на случай пожара и других ЧП.
Внизу здания между попарно соединенными подъездами и по краям сделаны высокие пролеты с большими колоннами, чтобы люди могли проходить сквозь дом, а не идти в обход.
А еще на верхних этажах «корабля» архитекторы спроектировали двухэтажные четырехкомнатные квартиры. В каждой из них – обязательно по два туалета (на нижнем и верхнем этаже) и встроенные гардеробные. По советским меркам это было очень необычно и современно. Как правило, такие квартиры давали многодетным семьям или привилегированным жильцам.
Говорят, после возведения этого дома городские власти планировали построить еще один такой же «корабль» – напротив. Однако уже на стадии строительства первого здания это решение отменили.
Кстати, в лихие девяностые была идея надстроить «дому-кораблю» еще пару этажей и открыть в новых помещениях ночные клубы и казино. К счастью, ее не реализовали.
Сейчас дом изрядно постарел и, как внутри, так и снаружи претерпел изменения. Например, некоторые жильцы объединили квартиры общими тамбурами, таким образом укоротив коридоры. Балконы стали застеклять кто во что горазд, и поэтому здание стало еще более несуразным, потеряв единый стиль. На первом этаже появилось много красочных вывесок разных банков, закусочных, магазинов. Но в общем и целом «корабль» остался таким же мрачно-величественным.
Дом-корабль на Тульской (Дом атомщиков), Большая Тульская, 2
Шестнадцатиэтажный девятиподъездный панельный жилой дом. Модернизированная вариация на тему дома-коммуны — неоконструктивизм 1970-х годов. Построен по индивидуальному проекту в 1986 г. Количество квартир: 980.
«Дом-корабль», «Дом атомщика», «Титаник», «Большой дом», «Дом холостяка», «Лежачий небоскреб» — только часть народных названий гигантского здания на Большой Тульской улице. Дом длиной 400 м и высотой 50 м строили почти два десятилетия.
Cтроительство дома, 1981-1983.
По протяженности он равен половине Большой Тульской улицы, на которой стоит. В здании 9 подъездов. Большинство из них объединены общим коридором по два, а также есть три объединенных подъезда.
Строительство дома под кодовым названием «Титаник» было закончено в 1986 году группой архитекторов под руководством Владимира Бабата, однако задуман он был существенно раньше, ещё в 1970-е годы, предположительно, при участии Леонида Чериковера, автора превосходного жилого дома № 1 по Покровскому бул. (1936 г.).
Здание строили по заказу Министерства среднего машиностроения СССР, которое отвечало за атомную промышленность. Предполагалось, что это здание станет примером того, как должен выглядеть самый надежный и крепкий многоквартирный дом, способный пережить любые катаклизмы – вплоть до бомбардировки. А если верить городским легендам, то здание могло выстоять даже при ядерном ударе. Поэтому эту махину местные жители еще называли «дом атомщиков».
Руководителем строительства дома-корабля был известный в Советском Союзе архитектор Владимир Давидович Бабад, который помимо жилищного строительства занимался проектированием объектов для атомных реакторов. Последнее и стало одним из факторов того, что здание проектировали с высокой сейсмоустойчивостью, а прямым, обычно, углам фасадов зданий задали величины в 87 и 93 градуса, что препятствовало бы складыванию здания при сильном землетрясении.
На полах в квартирах был уложен паркет. Окна застеклили 6-ти миллиметровым стеклом для лучшей звукоизоляции, а со стороны Большой Тульской улицы дополнительно смонтировали еще и фрамуги, для усиления этого эффекта.
Что касается планировки, в доме-корабле на Большой Тульской, 2 имелись 1-2-3 и 4-комнатные квартиры. Последние даже размещались на двух уровнях, что для того времени было весьма редким случаем.
Архитектура СССР: Дом-корабль на Тульской в Москве
Длина «дома-корабля» 400 м, высота – 50 м, ширина – 15 м (без учета балконов). Между парами подъездов и по краям имеются высокие пролеты с большими колоннами. Они служат для того, чтобы люди имели возможность пройти сквозь строение, а не идти почти полкилометра в обход. В доме 980 квартир, которые располагаются в девяти попарно соединенных подъездах. За счет этого там бесконечные коридоры. По словам жильцов, в них можно спокойно кататься на велосипеде. Немало разговоров ходило про подвальные помещения – одна из версий гласит, что они созданы в качестве укрытия от ядерного взрыва и настолько велики, что там может свободно перемещаться грузовой автотранспорт.
Высотку строили 20 лет (. ) – с 1970-х до начала 1990-х, и одно время она напоминала гигантского двугорбого верблюда. Это потому, что строительство шло частями: первыми появились северная и южная часть дома и уже спустя время – центральная. Когда в одной части дома только начиналось возведение этажей, в другой вовсю шло заселение. В то время в Москве преобладала низкая застройка и эдакая махина порой наводила священный трепет на еще не искушенных небоскребами москвичей и гостей столицы.
А вот счастливым обладателям квартир в «доме-корабле» было не до трепета: пришлось сражаться не только с отменным качеством железобетона от атомщиков, но и с крайне запутанной системой водоснабжения. По странной задумке в некоторых квартирах располагается сразу по три стояка. Вентиль на одном из них может перекрыть воду на кухне соседей, а в другой квартире имеется вентиль, который легким движением соседской руки перекроет воду в вашей ванной комнате.
Кстати, несмотря на внушительные размеры «корабля» квартиры в нем не отличаются большой площадью. Кухни в чуде конструктивизма всего на три метра больше «хрущевок» – 9 кв. м. Несмотря на то, что это один из первых архитектурных проектов, в котором были предусмотрены двухуровневые квартиры, лестничные проемы в них оказались настолько узки, что порой жильцы не могли внести мебель на второй этаж.
Зато к несомненным плюсам можно отнести то, что в доме изначально была подключена система пожарной сигнализации, а для лучшей шумоизоляции окна монтировали с утолщенными рамами и стеклами. На последних этажах здания предусмотрены балконы для эвакуации жителей на случай чрезвычайных ситуаций.
«Дом-корабль» – когда-то белоснежный, напоминающий величественный лайнер, а сегодня грязно-серый и слишком уж мрачный, он нависает над Большой Тульской улицей как символ ушедшей от нас эпохи.
Автор Татьяна Филимоничева
Журнал «Вокруг ЖэКа»
Найдены возможные дубликаты
🙂 че ето безвкусная. а туф?!
Действительно. Просто коробка со стеклянным фасадом и то лучше бы смотрелась.
Напоминает Ленинградскую серию 1Лг-600А
мдя. редкое убожество.
в Чертаново экспериментальный район намного лучше смотрится.
даже небоскрЁбом не очень-то испортили его.
даже stroi.mos.ru отпостился об этом доме-несуразице.
или вы считаете его шедевром?
Советская архитектура Москвы
Национальный медицинский исследовательский центр онкологии им. Н. Н. Блохина
НИБО «Наука» на Проспект Вернадского
Московский государственный индустриальный университет
Всероссийский научно-исследовательский институт оптико-физических измерений
Американский фаст-фуд встречается с брутализмом социализма. Часть 2
Необычный дом на Садовой-Триумфальной: история, квартиры и знаменитые жильцы
Триумфальное здание на Триумфальной.
Дом №4/10 на Садовой-Триумфальной улице, 2021.
Так выглядела Садовая-Триумфальная в том месте, где потом будут строить дом, 1936.
Проект здания утвердили в феврале 1946 года. Раньше этот участок на Садовой-Триумфальной занимали небольшие здания, а также пустырь. Автором сооружения стал известный архитектор Зиновий Розенфельд. По его проектам возвели пару десятков домов в Москве. В том числе и первый квартал массовой жилой застройки в столице в районе Песчаных улиц. Помогал создавать Розенфельду дом на Садовой-Триумфальной ещё один зодчий Арнольд Сурис.
Вид на дом 4/10 на Садовой-Триумфальной улице, 1952.
Архитектура здания получилась интересной. Планировалось, что фасад украсят гранитом, лепниной и белым камнем. Исследователи полагают, что вычурный декор отражал Победу в Великой Отечественной войне. За счёт трёхгранных эркеров (выступов), а также фигурных башен, которые расположены между двумя рядами эркеров на крыше. По её периметру сделали фронтоны (что-то вроде ограды). Дополнили фасад характерными для Сталинского ампира лепными украшениями: звёздами, узорами и венками.
Красота достойная премии.
Есть версия, что дом 4/10 строили с расчётом на расширение в будущем Садовой-Триумфальной. Во-первых, из-за конструкций с арками по бокам. Во-вторых, из-за массивности для такой небольшой улицы. Раньше застройка была несколько другой. На противоположной стороне стояло много старых зданий скромного размера. Дом построили быстро. Работы завершили уже в 1949 году. За проект Розенфельд и Сурис получили Сталинскую премию.
Строительство здания №4/10 на Садовой-Триумфальной улице, 1949.
Этажность у здания разная. В центральной части их 7. Однако по бокам можно насчитать 6 или 8, в зависимости от стороны. На сайтах по продаже недвижимости указывают, что в здании 9 этажей. Видимо, они считают башенки. Точно сказать не могу, к сожалению. Визуально дом смотрится на 7 этажей. Именно такую цифру и указывают в профессиональной литературе. Кстати, это один из немногих Сталинских домов в Москве, где внешний вид фасада и двора не сильно отличаются. Конечно, украшений меньше, но цвет стен и цоколя одинаковый. А также совпадает общая концепция оформления.
Вид на дом со двора, 2021.
Вид на дом со двора. Большие балконы есть на третьем этаже и на седьмом по линии эркеров, 2021.
Дом со стороны фасада в 2020 году. Яндекс.Панорамы.
Вид на подъезд в 2021 году. Камень стал светлее, а дверь у подъезда новая.
Хорошие квартиры, однако есть одно «но».
Всего в доме 5 подъездов и 132 квартиры. На каждом этаже располагается по 4 штуки. Каждая квартира имеет выход на чёрную лестницу. Через неё можно попасть в соседний подъезд. Для жителей дома имеется пассажирский лифт. А декор самих подъездов можно назвать вычурным. Здесь также много лепнины, архитектурных украшений. Кроме того присутствуют массивные люстры.
Вид на интерьеры подъезда.
Планировка квартир типового этажа дом №4/10. Картинка из книги Архитектура Москвы 1941—1955 гг. / Броновицкая Н. Н.
Вид на дом №4/10 на Садовой-Триумфальной улице, 2021.
Близость магистрали, на мой взгляд, главный минус расположения дома. Здесь всё время пробки. А значит очень шумно и пыльно. А если ещё и все комнаты выходят на Садовую-Триумфальную, то таким жильцам не позавидуешь. Спасают, наверное, только качественные стеклопакеты и кондиционеры.
Когда шло строительство дома, то никаких конкретных жильцов там не предполагалось. То есть туда не планировали заезжать сотрудники какого-либо ведомства. Поэтому в здание заселили артистов, литераторов, чиновников и спортсменов. Например, здесь жил известный футболист, а потом и тренер Константин Бесков. Практически с момента сдачи дома в эксплуатацию, то есть с 1950 года. Кроме того, квартиру здесь имел поэт и переводчик Арсений Тарковский. Отец культового режиссёра Андрея Тарковского.
Футболист Константин Бесков.
Вот и представьте, как «здорово» здесь жить на втором этаже с видом на кольцо, 2021.
Но в целом, сам дом приятный. Он какой-то уютный, особенно со стороны двора. Опять же, рядом находится станция метро «Маяковская». Транспортная доступность неплохая. Если бы не Садовое кольцо, то всё могло бы быть идеально.
Американский фаст-фуд встречается с брутализмом социализма
Москва, центр, ч.3
Вид на Церковь Великомученика Никиты на Старой Басманной
Библиотека имени Пушкина (Спартаковская улица, 9с3)
Главная лестница внутри билиотеки
улица Остоженка, 37/7с2
Доходный дом И.П. Исакова (ул. Пречистенка, 28), фрагмент фасада
Особняк Берга, сейчас посольство Италии (Денежный пер., 5)
Ответ на пост «На 10 квадратах, зато в столице?»
Так это не мы придумали и не нами. Я вам искренне скажу как москвич, для лиги лени-я при первой возможности отсюда убегу, как постоянно проживающий здесь вам говорю.
Моя мать, царствие ей небесное, ринулась сюда из поселка нефтяников, при союзе неплохо живущим. Там была бабушка, у которой нрав был, что проще в Москве обосноваться. Но то был СССР, там квартиры давали всем приезжим, сначала в коммуналке, потом расселяли. При чём не в самой Москве, а в глубоком, по тем временем, а сейчас территория новой Москвы, Подмосковье, при градообразующем предприятии.
А были ещё те, кто работал вахтовым методом при союзе-все близлежащие области с Москвой проживали в общежитиях. Сейчас эти области в голубой опе, посмотрите статистику беднейших регионов страны, там смоленская, ивановская, рязанская лидируют, 70% мужского работоспособного населения работают вахтой в Москве охранниками. Потом началась перестройка, и те, кто смог приватизировать жильё, осели здесь. Я сейчас живу в таком же посёлке, что и при рождении-каждый мнит себя коренным москвичом, хотя мама с папой получили квартиру как рабочие, на заводе 400.
А теперь наши дни, где мигранты освоили сначала малооплачиваемые области, а теперь такси и сферу обслуживания-ребенок летом работал в бургер кинг,80% работающих мигранты. Жильё строиться катастрофическими темпами, правительство гражданство раздает направо и налево, а там ипотечный кредит под маленький процент, и постоянные войны мигрантов, что дальше? Уже нам, внутри живущим в Москвабаде, страшно за наших детей и будущее поколение..
ВНИЦ ВЭИ в Истринского районе, Россия
Испытательные стенды Высоковольтного научно-исследовательского центра
Стенд позволяет проводить полный объем высоковольтных испытаний электрооборудования сверхвысокими напряжениями (испытания различной техники на молниепоражаемость), а также исследования частичных разрядов в длинных воздушных промежутках (моделирование молнии и развитие длинного электрического разряда в воздухе).
Окраины Москвы с высоты.Панельное гетто
Всем привет, хочу поделиться с вами фотографиями окраин Москвы и ближайших городов Московской области.
Ивановское
Спасибо за просмотр!
Больше фото в паблике вк холод бетонных стен
https://vk.com/moscowoutskirts
Почему в СССР здания так часто украшали мозаикой из смальты
Тут в группе уже поднимали тему про мозаику, хотела добавить.
Мозаичноеуличное изобразительное искусство было отличительной чертой архитектурного образа городов в СССР. Сейчас, спустя 30 лет после развала Советского Союза, никто уже не видит в этих панно идеологической пропаганды, набившей оскомину. Это настоящее искусство, зачастую сделанное очень мастерски, и до сих пор является украшением наших городов.
Панно на фасаде Южно-Уральского государственного технического колледжа. Было создано в 1976 году. Автор Владимир Мишин.
Но почему именно мозаика? Ведь эта технология родом откуда-то из Римской империи.
Интересно, что и в России смальта появилась вовсе не в советское время, а тысячелетием раньше, вместе с византийскими традициями украшения храмов.
Образ Богородицы из Ватопедского монастыря на горе Афон. Фото фото www.pxfuel.com
И во времена Киевской Руси были свои центры изготовления смальты. Правда, это был довольно дорогостоящий процесс.
В 18 веке Михаил Ломоносов потратил немало времени на поиск технологии изготовления смальты: провел несколько тысяч опытов. И сумел создать множество оттенков, добавляя в стекло окислы металлов. А в 1754 году была даже построена фабрика, но со смертью основателя Московского университета она пришла в запустение.
А появившаяся в второй половине 19 века мастерская А.А. Фролова перенимает уже опыт не Ломоносова, а итальянских мастеров. Но именно в это время мозаика начинает входить в моду, ею отделывают фризы доходных домов, используют в украшении храмов. А в первые советские десятилетия оказывается, что мозаика со своей тысячелетней историей вполне подходит для пропаганды коммунистических идей в веках. Подобно тому, как итальянская рассказывает нам о жизни в римской империи.
Мозаика появляется в мавзолее, в метро. А в послевоенное время ее ждет настоящий расцвет. Дело в том, что наступает время панельного домостроения, советские города наполняет модернистская архитектура из бетона. И мозаика оказывается как нельзя кстати.
Во вторых, она долговечная, не выгорает на солнце, не выветривается и не разрушается в суровом климате нашей страны. Ее можно применять от Заполярья до Средней Азии.
Фото мозаики в Караганде. Автор meadowsaffron на ресурсе flickr.com
Первое время после распада СССР эти мозаичные панно вызывали негативные ассоциации, но сейчас, когда выросло новое поколение, которое о советском времени знает только по рассказам родителей, прежний пропагандистский налет развеялся. Сейчас мы смотрим на эти мозаики именно как на художественное творчество.
Более того, даже начались общественные движения за сохранение тех или иных панно. В том числе в бывших советских республиках, где антисоветские настроения куда более сильные. Кроме того, уникальность советский мозаики признается во всем мире. Да это наше прошлое, и это великолепный памятник изобразительному языку того времени. А кое-где даже сохранились неизрасходованные запасы этой смальты. Интересно, вернется ли такая отделка в моду. Мне почему-то кажется, что обязательно.
Сталинские высотки
Всех приветствую! В данном посте я хотел бы продемонстрировать фотографии Сталинских высоток Москвы во время их постройки, а так же в разные годы существования.
Строительство главного здания МГУ. Комсомольцы-облицовщики – ученики школы рабочей молодежи. Слева с фотоаппаратом – корреспондент Яков Халип
Дата съемки: 1951 год
Смоленский метромост
Дата съемки: 1950-е
Жилой дом на Котельнической набережной
Дата съемки: 1952 год
Уборка снега
Дата съемки: 29 января 1952
Детский сад перед строящимся зданием МГУ
Дата съемки: 1952 год
Набережная Тараса Шевченко, Смоленский метромост, Смоленская набережная, Министерство иностранных дел СССР
Дата съемки: июнь 1956
Девушка-каменщик
Дата съемки: 1960-е
Главное здание МГУ имени М. В. Ломоносова в зимний день
Дата съемки: 1960-е
Лыжница у МГУ
Дата съемки: 1963 год
Вид на Москву и «Лужники» с Ленинских гор
Дата съемки: 1967 год
Миллионный «Москвич-408» на Ленинских горах в пробном пробеге по городу
Дата съемки: 24 мая 1967
Вид на жилой дом на Кудринской площади
Дата съемки: 1971
Центр Москвы с высоты
Всем привет, этим летом я преимущественно снимал в центре Москвы и хочу поделиться с вами наиболее удачными снимками.
Снято из района Беговой
Снято из района Якиманка
Вид на Москва сити и строящиеся небоскрёбы Capital towers
Снято из Савеловского района
Вид на ЖК Триумф Палас
Спасибо за просмотр!
Больше фото других районов в паблике: холод бетонных стен
https://vk.com/moscowoutskirts
Дома-трилистники в Мурманске
А какие дома интересных форм расположены в вашем городе? Поделитесь в комментраиях!
Дом-самолёт в Москве
ЦНИИ туберкулёза в парке Лосиный Остров
Особняк был построен в 1893 году по проекту архитектора Ф.О. Шехтеля. Советская власть добавила дому два этажа и «срезала» башенки, украшавшие постройку.
Ну и по традиции картинка с Вовкой
Югославские памятники в объективе Сяо Ян
Сяо Ян (Xiao Yang) – китайский фотограф, который любит ночную съемку, городские пейзажи и фризлайт.
Комбинируя все три направления творчества, она создает сюрреалистические произведения искусства, которые выглядят как сцены из научной фантастики. Ее особенно привлекают заброшенные здания и бетонные памятники, места, которые «пусты и пугающе тихи ночью в темноте»
Сяо посетила более 40 стран в поисках интересных мест для съемок. Хотя она не работает фотографом, девушка признает, что фотография – это ее «постоянная одержимость».
Она проводит большую часть своего свободного времени либо создавая фотографии, либо разыскивая интересные места и планируя следующую поездку, так как она часто путешествует.
Фотограф запечатлел модернистские монументы, с помощью экспериментов со светом превращая их в элементы инопланетных пейзажей.
Эту серию фотографий она посвятила тем, кто создавал памятники, и тем, кого эти памятники когда-то чтили.
Лебедев-Кумач: про Оксфорд, «Священную войну», славу с горьким привкусом, страх Гитлера, радость жизни и грустные стихи в финале…
Честно говоря, этот пост рождался нелегко: информации не очень много, степень её достоверности – 50 на 50… Если вам есть что добавить – добро пожаловать.
«Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой…»
«Широка страна моя родная, много в ней лесов, полей и рек! Я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек…»
«Капитан, капитан, улыбнитесь, ведь улыбка — это флаг корабля…»
«Утро красит нежным светом стены древнего Кремля…»
«А ну-ка, песню нам пропой, весёлый ветер!»
«Легко на сердце от песни весёлой, она скучать не даёт никогда…»
«Как много девушек хороших, как много ласковых имён. »
«Закаляйся, если хочешь быть здоров! Постарайся позабыть про докторов…»
«Удивительный вопрос: почему я водовоз? Потому что без воды —и ни туды и ни сюды!»
«Я на подвиг тебя провожала, над страною гремела гроза…»
На самом деле, Лебедев-Кумач был автором большого количества произведений весьма разного характера и наряду с патриотическими и очень проникновенными стихами, писал, например, злободневные литературные пародии, сатирические сказки, фельетоны, посвящённые темам хозяйства и культурного строительства, а также лирические строки и полные оптимизма и радости жизни стихи о молодых и жизнерадостных людях.
Если вы полюбопытствуете, то найдёте в Интернете стихи Лебедева-Кумача, сильно отличающиеся от широко известных песен о войне и к кинофильмам.
Затем была работа в Бюро печати управления Реввоенсовета и в военном отделе «АгитРОСТА», в различных периодических изданиях. Как раз в это время будущий «любимый поэт сталинской эпохи» нащупал главные направления и темы своего творчества (в первую очередь, это патриотизм; не лишним оказались и «Гимн НКВД»), а также стал Лебедевым-Кумачом. В эти же довоенные годы Василий Иванович работал для эстрады (для театральных обозрений и самодеятельных рабочих коллективов) и кино (были написаны тексты песен к кинокомедиям Г. В. Александрова «Весёлые ребята» (1934), «Цирк», «Волга, Волга» (1938), к фильму «Дети капитана Гранта» и др.). В 1938 году вместе с Александром Александровым Лебедев-Кумач написал «Гимн партии большевиков», который стал победителем конкурса на создание первого Гимна Советского Союза.
В 1939 году Василий Иванович в качестве офицера РККА участвовал в походе на Западную Украину и в Западную Белоруссию. Во время советско-финской и Великой Отечественной войн в звании капитана первого ранга служил в ВМФ политработником и был сотрудником газеты «Красный флот».
Большая советская энциклопедия называет Лебедева-Кумача одним из создателей жанра советской массовой песни, «проникнутой глубоким патриотизмом, жизнерадостностью мироощущения». И большинство критиков, писавших о творчестве поэта, признавали за ним создание жанра весёлой, жизнерадостной песни. Между тем, не раз возникал вопрос относительно оригинальности текстов поэта: эксперты и даже коллеги по цеху обвиняли Лебедева-Кумача в плагиате. Например, есть данные о том, что в 1940 году Александр Фадеев даже собирал Пленум правления Союза писателей, на котором разбирались около 12 случаев «воровства» Лебедева-Кумача…(к слову, Фадеев вообще без особой симпатии относился к Лебедеву-Кумачу не только как к поэту, но и как к человеку, но об этом писать не буду, т.к. не владею материалом). А история об авторстве «Священной войны» (озвучивалась версия о том, что её автором был учитель русского языка и литературы Рыбинской мужской гимназии Александр Боде) и вовсе в 1999 году неожиданно была доведена до судебного разбирательства, в результате которого суд принял окончательное решение о том, что текст песни «Священная война» принадлежит Лебедеву-Кумачу.
Не знаю, когда и где Лебедев-Кумач мог «списать» тест «Священной войны», поскольку на второй день после нападения гитлеровской Германии на СССР, 23 июня 1941 года, он получил задание написать патриотическую песню, и уже на следующий день газеты «Известия» и «Красная звезда» опубликовали текст «Священной войны». 26 июня, положенная на музыку Александра Александрова, она впервые прозвучала в исполнении Краснознамённого ансамбля красноармейской песни и пляски СССР, навсегда став символом борьбы нашего народа за Родину.
И всё же после этого Василий Иванович написал песни к кинофильмам «Первая перчатка» 1946 года («Закаляйся», «На лодке» и «Во всём нужна сноровка») на музыку Василия Соловьёва-Седого и «Весна» 1947 года на музыку Исаака Дунаевского.
Попав в октябре 1948 года в больницу Лебедев-Кумач написал свои последние стихи: