дом народного творчества адрес
Дом народного творчества
Всероссийская выставка «Гончары России». г.Тверь.2009
Методический центр в сфере поддержки, сохранения и развития народного художественного творчества и культурного наследия народов Российской Федерации
Государственный Российский Дом народного творчества имени В.Д. Поленова
Адрес: Москва 101000, Сверчков переулок, дом 8, стр. 3
Телефон: +7(495) 628-40-87
История
В самом начале XX века, незадолго до революции, стали появляться деревенские и фабричные самодеятельные театры. В декабре 1915 года был открыт Поленовский Дом — первое в мире учреждение, созданное с целью осуществлять помощь таким театрам.
В течение последующих 20 лет организация неоднократно преобразовывалась и переименовывалась, но суть — помогать народному творчеству во всех его проявлениях, оставалась неизменной.
Скульптура «Дед Мороз»
Скульптура «Дед Мороз»
В 1936 году ЦДИСК был преобразован во Всесоюзный Дом народного творчества им. Н. К. Крупской Комитета по делам искусств при Наркомпросе СССР, и в этом качестве он просуществовал до 1958 года, осуществляя методическое руководство художественной самодеятельностью всего Советского Союза.
А в 1958 г. ВДНТ был переименован в Центральный дом народного творчества (ЦДНТ). В 1940-х гг. дома народного творчества организованы во всех республиках, краях и областях.
Через войну, через все невзгоды и изменения работники ДНТ пронесли понимание необходимости поддерживать народное искусство.
Было ясно одно – необходимо сплотиться, объединить всех коллег вокруг центра – ГРДНТ — и создать локальные объединения по региональному принципу, которые дадут возможность оперативных контактов и интеграции.
Так в 1992 году на очередном совещании директоров Д(Ц)НТ было принято решение об образовании региональных ассоциаций домов (центров) народного творчества, которые успешно действуют по сей день.
Деятельность
Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный Российский Дом народного творчества» является единственным в своем роде методическим центром в сфере поддержки, сохранения и развития народного художественного творчества и культурного наследия народов Российской Федерации.
Созданный в 1915 году, он впоследствии в середине 30-х гг. прошлого века стал головной организацией в системе Домов (центров) народного творчества, которые до сегодняшнего дня успешно функционируют во всех без исключения субъектах Российской Федерации.
Часы, авторская гжель Олега Ковалёва
Часы, авторская гжель Олега Ковалёва
Эта уникальная, не имеющая мировых аналогов система, сохранилась, несмотря на все социально-экономические преобразования и исторические изменения.
Благодаря деятельности этой системы в нашей многонациональной сохраняются богатства национальных культур, не угасает традиция проведения масштабных фестивалей, смотров и праздников, решающих задачи не только массового культурного обслуживания, но и укрепления межнациональной толерантности, межэтнических и межконфессиональных связей.
Кувшины, лубочная гжель
Кувшины, лубочная гжель
Успешно действует общероссийский календарь массовых мероприятий — фестивалей, смотров, конкурсов, выставок ежегодно около 200 в регионах, около 15 Всероссийских и международных под эгидой ГРДНТ, финансируемых в рамках реализации ФЦП «Культура России».
Вручение премии «Душа россии»
По поручению Минкультуры ГРДНТ проводит ежегодный отбор и экспертизу номинантов на Премию Правительства Российской Федерации за заслуги в развитии народного творчества «Душа России», заявок на звание «Заслуженный коллектив народного творчества Российской Федерации», постоянно сотрудничая с видными деятелями культуры.
Знамение времени
Открытие Поленовского дома назвали знамением времени, подлинным демократическим движением русской творческой интеллигенции, вдохновленной идеей просвещения искусством.
Вокруг академика живописи В.Д. Поленова объединились актеры, режиссеры, художники. Они помогали любителям в поиске и адаптации репертуара, в изготовлении декораций и костюмов.
На средства В.Д. Поленова и при поддержке мецената С.И. Мамонтова для этой работы был сооружен необычный особняк, торжественно открытый в 1915 году, где и развернулось, по выражению Поленова, «театральное дело на всю Россию».
Структура
Структуру ГРДНТ составляют отделы:
Сотрудники обладают необходимым багажом знаний в области художественной культуры, теории и практики досуга, имеют практические навыки и опыт в проведении фестивальных и конкурсных творческих акций, учебно-методических мероприятий, аналитических исследований по изучению культурно-художественных предпочтений и потребностей населения, внедрения в практику новых методов культурно-досуговой деятельности.
Директор
Директор ФГБУК «ГРДНТ» — заслуженный деятель искусств РФ, профессор, кандидат искусствоведения, председатель Российского комитета по сохранению нематериального культурного наследия при Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО, лауреат Премии Правительства Российской Федерации в области культуры, кавалер Ордена Дружбы Пуртова Тамара Валентиновна.
Авторские права
Вы можете приобрести изделия народных художественных промыслов в магазине «Русские ремёсла»!
Магазин «Русские ремёсла» — интернет-магазин единичных и редких изделий, подарков и сувениров народного искусства России. Мы предлагаем традиционные произведения русских народных художественных промыслов, изготовленные лучшими авторами и мастерами в разных регионах России.
Мы гарантируем подлинность народного искусства, эксклюзивность представленных изделий и уникальность каждого предмета.
Российский Дом народного творчества
Государственный Российский Дом народного творчества имени В.Д. Поленова является центром по координации и информационно-методическому обеспечению деятельности региональных домов (центров) народного творчества,
Показать полностью. организации масштабных фестивалей, конкурсов и смотров в сфере народного творчества и любительского искусства, формированию Каталога объектов нематериального культурного наследия народов России.
Российский Дом народного творчества запись закреплена
В Севастополе проходит Всероссийский фестиваль «Моё Отечество – моя Россия!».
В смотре принимают участие вокальные ансамбли и сольные исполнители из Башкортостана, Крыма, Марий Эл, Краснодарского края, Белгородской, Курской, Нижегородской, Ростовской, Самарской, Челябинской областей и Севастополя.
11 сентября состоялись конкурсные прослушивания в номинациях «Академический вокал», «Эстрадный вокал», «Народный вокал».
Показать полностью.
Цеп Анатолий Иванович – автор проекта, заведующий отделом музыкального искусства ГРДНТ им. В.Д. Поленова, член Президиума Всероссийского хорового общества, вице-президент Ассоциации духовых оркестров и исполнителей на духовых и ударных инструментах «Духовое общество имени Валерия Халилова», заслуженный работник культуры России, лауреат Премии Правительства Российской Федерации в области культуры – председатель жюри (г. Москва).
Гилев Александр Геннадьевич – профессор Военного института (военных дирижеров), кандидат искусствоведения, член Союза композиторов России, заслуженный работник культуры России (г. Москва).
Жиляева Лариса Юрьевна – заслуженный деятель искусств Автономной Республики Крым, обладатель Почетного Знака за заслуги перед городом Севастополем, руководитель городской методической секции струнных народных инструментов (г. Севастополь).
Карягина Ариадна Владимировна – заведующая отделением эстрадного пения Санкт-Петербургского государственного музыкального училища им. М.П. Мусоргского, руководитель городского объединения руководителей эстрадных коллективов в Санкт-Петербургском Доме народного творчества и досуга Комитета по культуре СПБ, лауреат Премии Правительства Санкт-Петербурга (г. Санкт-Петербург).
Сизых Денис Юрьевич – специалист по вокально-хоровому искусству ГРДНТ им. В.Д. Поленова (г. Москва).
Лауреаты фестиваля примут участие в гала-концерте, который состоится 12 сентября в Драматическом театре Черноморского флота имени Б. А. Лавренёва.
***
Следующий этап фестиваля состоится 22-24 октября в Новосибирске.
Заявки принимаются до 20 сентября
Конкурс проходит по следующим возрастным группам:
— от 10 до 13 лет;
— от 14 до 17 лет;
— от 18 до 25 лет;
— от 26 и старше.
Всероссийский фестиваль патриотической песни «Моё Отечество – моя Россия!» берет своё начало в 2016 году и проходит в целях формирования высокохудожественного репертуара гражданской и героико-патриотической тематики, повышения исполнительского мастерства и активизации творческой деятельности любительских вокальных коллективов и отдельных исполнителей.
Организаторы: Министерство культуры Российской Федерации, Государственный Российский Дом народного творчества имени В.Д. Поленова, Департамент культуры города Севастополя, Севастопольский центр народного творчества.
Мероприятие проходит с соблюдением рекомендаций Роспотребнадзора и наличии у участников Сертификата о прохождении полной вакцинации, либо отрицательного результата ПЦР-теста.
Дом народного творчества адрес
Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный Российский Дом народного творчества имени В.Д. Поленова» является единственным в своем роде методическим центром в сфере поддержки, сохранения и развития народного художественного творчества и культурного наследия народов Российской Федерации.
Созданная в 1915 году великим русским художником В.Д. Поленовым и промышленником-меценатом С.И. Мамонтовым «Комиссия содействия устройству деревенских театров» при «Союзе сценических деятелей», в результате многочисленных преобразований и переименований становится Государственным Российским Домом народного творчества, сохранив за собой роль головной методической организации в системе Домов (центров) народного творчества.
В 2016 году Приказом Министерства культуры Российской Федерации (№ 2917) Государственному Российскому Дому народного творчества присвоено имя основателя Василия Дмитриевича Поленова (сокращенно ГРДНТ им. В.Д. Поленова). Деятельность Дома получила высокую оценку Президента Российской Федерации В.В. Путина на заседании Совета по культуре и искусству в Кремле 25 ноября 2003 г. Он дважды был награжден Благодарностью Президента РФ в 2001 году и в преддверии 100-летия в 2015 году. Также за большой вклад в патриотическое воспитание граждан Российской Федерации ГРДНТ в 2007 г. награжден памятной медалью «Патриот России».
Государственный Российский Дом народного творчества им. В.Д. Поленова ведет активную совместную работу с Комиссией Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, а также с Международной организацией под эгидой ЮНЕСКО – CIOFF (Совет организаторов фольклорных фестивалей). На базе ГРДНТ им. В.Д. Поленова по решению ЮНЕСКО с 2003 г. действует Российский Комитет по сохранению нематериального культурного наследия при Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО, который по согласованию с Председателем Комиссии Министром иностранных дел РФ С. В. Лавровым возглавляет директор ГРДНТ им. В.Д. Поленова Т.В. Пуртова. Начиная с 2009 года, реализуется проект по наполнению электронного Каталога особо ценных объектов нематериального культурного наследия народов России (ОНКН).
Одним из основных направлений деятельности ГРДНТ им. В.Д. Поленова является учебно-методическая. Более десяти Всероссийских семинаров по всем жанрам народного искусства ежегодно проходит в Москве на базе ведущих профессиональных художественных коллективов и театров, профильных ВУЗов, а также свыше 30 творческих мастерских, лабораторий, мастер-классов на базе мероприятий в регионах России. Наиболее масштабной координационно-методической акцией является ежегодный Всероссийский съезд руководителей методических служб в сфере народного творчества.
ГРДНТ им. В.Д. Поленова поручен ежегодный отбор и экспертиза номинантов на Премию Правительства Российской Федерации за заслуги в развитии народного творчества «Душа России», а также вся организационно-творческая работа по проведению торжественной церемонии вручения и гала-концертов на сцене Концертного зала им. П.И. Чайковского. За период 2007 – 2019 гг. Премией Правительства РФ были награждены 180 лауреатов из 71 региона РФ, из них от образовательных учреждений – 37, от сельских и муниципальных учреждений – 60.
Также по поручению Минкультуры России сотрудники ГРДНТ им. В.Д. Поленова ведут работу по рассмотрению заявок на звание «Заслуженный коллектив народного творчества Российской Федерации», которое, начиная с 2010 г. по настоящее время, получили 250 любительских художественных коллективов различных жанров.
С 1995 года проводится Всероссийский смотр информационной деятельности Ц(Д)НТ регионов по номинациям «Музыка», «Фольклор», «Театр», «Хореография», «Информационные издания», «Работа пресс-службы», «Лучший сайт», «Публикации на региональных корпоративных ресурсах». Как продолжение развития информационной деятельности появился, и успешно развивается Всероссийский фестиваль видеофильмов по народному творчеству, традиционной культуре и этнографии «От чистого истока». Таким образом, архив ГРДНТ им. В.Д. Поленова раз в два года пополняется лучшими материалами по профилю своей деятельности, созданными в субъектах РФ.
Кроме того, ведется собственная издательская деятельность. Среди последних проектов научно-методические сборники «Народное творчество на рубеже веков», «Информационно-методическая деятельность», «Традиционная народная культура как действенное средство патриотического воспитания и формирования межнациональных отношений», «Формирование репертуара детского фольклорного коллектива», «Секреты нашего ремесла», «Народные ремесла России», «Народная культура в XXI веке. Традиции и инновации», научный альманах «Традиционная культура», журнал «Живая старина».
ГРДНТ им. В.Д. Поленова ведет плодотворную информационную работу в сети Интернет. Поддерживаются корпоративный сайт www.rusfolk.ru и официальные группы в социальных сетях «ВКОНТАКТЕ», «FACEBOOK», а также YOUTUBE-канал.
С 2019 г. в Российской Федерации стартовал Национальный проект «Культура», рассчитанный на 6 лет, в рамках которого запланирован ежегодный Всероссийский фестиваль любительских творческих коллективов с вручением победителям – лауреатам фестиваля 20 грантов по 2 млн. рублей каждый. Основным исполнителем выступает ГРДНТ им. В.Д. Поленова, который успешно провел Фестиваль в 2019 году в номинации «Традиции». В 2020 году Фестиваль проходит в номинации «Культура — это мы!».
Дом народного творчества адрес
Из истории ГРДНТ: становление и развитие методической службы народного творчества России
В декабре 2015 года исполнилось 100 лет со дня открытия Поленовского Дома – первого в мире учреждения, осуществлявшего помощь деревенским и фабричным театрам. Его предтечей была созданная в 1909 году «Комиссия содействия устройству деревенских театров» при «Союзе сценических деятелей», куда на режиссерский съезд явились ходоки из крестьянского театра с. Бурмакино Ярославской губернии во главе со своим руководителем Н.В. Скородумовым. Комиссия выросла позднее в «Секцию содействия устройству деревенских, фабричных и школьных театров» при Московском обществе народных университетов. Это было знамением времени, подлинным демократическим движением русской творческой интеллигенции, вдохновленной идеей просвещения искусством. Вокруг академика живописи В.Д. Поленова объединились актеры, режиссеры, художники. Они помогали любителям в поиске и адаптации репертуара, в изготовлении декораций и костюмов. На средства В.Д. Поленова и при поддержке мецената С.И. Мамонтова для этой работы был сооружен необычный особняк, торжественно открытый в 1915 году, где и развернулось, по выражению Поленова, «театральное дело на всю Россию». В Доме на Медынке, построенном по его собственному оригинальному проекту, располагались зрительный зал на 300 мест, библиотека, кабинеты для репетиций, мастерские, прокатный склад портативных декораций.
В июле 1929 года на первой Всероссийской конференции по деревенской политпросветработе ставится вопрос о переименовании Поленовского Дома в Центральный Дом самодеятельного искусства в городе и деревне им. Н.К. Крупской (ЦДИСК); 19 февраля 1930 года Поленовский Дом получает новое название. В 1931 году решением коллегии Наркомпроса был одобрен проект создания краевых и областных домов искусств. Первые 19 ДИСКов стали основой вновь создаваемой методической службы народного творчества. Их организаторами были выпускники трехгодичных мастерских Центрального Дома.
30-е годы – время формирования разветвленной централизованной структуры партийно-государственного управления культурой. К середине 30-х годов складывается и система головных органов и учреждений методического руководства художественной самодеятельностью. Сферы влияния четко разграничиваются: селом ведает ЦДИСК (позднее – ВДНТ им. Н.К. Крупской), художественной самодеятельностью профсоюзов – отдел культуры ВЦСПС, армейской самодеятельностью – Центральный Дом Красной Армии им.М.В. Фрунзе, некоторые из них имели соответствующие подразделения на местах – в республиках, краях, областях, военных округах.
В 1932 году при ЦДИСКе был создан научно-исследовательский институт самодеятельного искусства с аспирантурой. С одной стороны, это свидетельствует о его высоком авторитете, с другой, именно это событие обозначило собой начало кризиса, отрыва от мест, резкого сокращения посылаемых туда материалов, и соответственно, получаемых известий оттуда. Дела у только что созданных местных ДИСКов шли нелегко: к этому моменту их осталось всего три – Саратовский, Западно-Сибирский и Крымский. А как нужна была тогда их работа! Культработники строек первых пятилеток, студенческих клубов и поднимающихся колхозов атаковали письмами: «Пришлите мобилизующий материал! Даешь пьесы, песни и частушки, призывающие к патриотическим поступкам!».
В 1936 году ЦДИСК был преобразован во Всесоюзный Дом народного творчества им. Н.К. Крупской Комитета по делам искусств при Наркомпросе СССР, и в этом качестве он просуществовал до 1958 года, осуществляя методическое руководство художественной самодеятельностью всего Советского Союза. А в 1958 ВДНТ был переименован в Центральный дом народного творчества (ЦДНТ). В 1940-х гг. дома народного творчества организованы во всех республиках, краях и областях.
Так, в 1979 году Центральный Дом народного творчества им.Н.К. Крупской превратился во Всероссийский научно-методический центр народного творчества и культурно-просветительной работы им.Н.К. Крупской (ВНМЦ НТ и КПР им.Н.К. Крупской). Одновременно пошла реорганизация на местах. Получив также новое здание в Сверчковом переулке, Дом расширяет свою выставочную деятельность. В фойе второго этажа организуются небольшие камерные, но очень современные по своему наполнению экспозиции.
80-е годы стали временем оживления международных контактов ВНМЦ. Работая на основе договоров о сотрудничестве с коллегами из стран социализма, мы могли обмениваться рабочими визитами, знакомиться с опытом друг друга. Агитбригадчики пытались освоить приемы политических кабаре в ГДР; проводили даже совместные семинары.
Постепенно начала приоткрываться дверь в «мир капитализма»; один за другим выезжали наши коллективы на фестивали фольклора, проводившиеся за границей «социалистического лагеря». Нам приходилось готовить их программы. Как правило, все коллективы, выезжавшие из страны, будучи проездом в Москве, выступали в Министерстве культуры РСФСР, где их смотрели особенно придирчиво.
Предперестроечные годы ознаменовались вступлением ВНМЦ в Международную организацию по народному творчеству при ЮНЕСКО (IOV), где директор Центра Э.С.Кунина вскоре была избрана заместителем Генерального секретаря. Начались обмены делегациями организаторов фестивалей фольклора. В сентябре 1986 года по планам IOV в Новгороде прошел Международный симпозиум по народному танцу. Специалисты ВНМЦ совместно с новгородскими коллегами его готовили и проводили. В концертной программе наряду с танцорами из России выступили коллективы Грузии и Литвы.
Неопределенность первых лет перестройки, экономические трудности не могли остановить нас в стремлении продолжать работу по развитию любительского искусства и повышению мастерства ведущих коллективов России.
Зарождавшаяся конкурсная практика, постоянно расширяясь, вводила в сферу интересов и влияния ДНТ все новые и новые жанры, отдельные национальные культуры и жанровые разновидности, которым раньше не уделялось достойного места в глобальных фестивальных программах, делавших упор главным образом на массовые виды коллективного творчества. Так появились всероссийские конкурсы солистов-вокалистов, исполнителей народной и эстрадной песни, Всероссийский конкурс «Поющее мужское братство», всероссийские фестивали театров, где играют дети – драматических «Калужские театральные каникулы» и музыкальных «Синяя птица», Всероссийский конкурс ансамблей русского танца на приз Т.А. Устиновой, Всероссийский конкурс детских хореографических коллективов «Здравствуй, мир!», Всероссийский конкурс коллективов классического танца «Душой исполненный полет», всероссийские фестивали искусств народов и детей Севера «Северное сияние» и «Вслед за солнцем», конкурс базовых фольклорных коллективов ДНТ «Традиции», фестиваль «Поет село родное», всероссийские конкурсы оркестров и ансамблей народных инструментов, духовых оркестров и многие другие. Новое время, демократизация общественной жизни обусловили внимание к проблемам, которые раньше замалчивались. В сферу нашей деятельности вошло художественное творчество социальных групп прежде нам мало или совсем незнакомое: ветераны, инвалиды, творческие семьи, соотечественники в ближнем зарубежье. Мы провели четыре всероссийских фестиваля творчества инвалидов; традиционными стали всероссийский фестиваль «Семья России» и фестиваль соотечественников «С Россией в сердце».
Даже неполный перечень традиционных мероприятий, становление которых пришлось на непростые 90-е годы, поражает обилием, разнообразием, массовостью. Это был один из сложнейших периодов истории методической службы народного творчества, которой предстояло доказать свою необходимость и востребованность культурой новой России.
Говоря о трудностях 90-х годов, хотелось бы подчеркнуть, что для руководства и коллектива ВНМЦ какой-то четкой грани, за которой кончилось старое, и началась новая жизнь, некоей остановки, даже краткого периода бездействия не было. Как и многие наши коллеги мы не выживали, а жили напряженной творческой жизнью. Формальная перестройка была, была ликвидация ВНМЦ им.Н.К. Крупской и создание на его основе Государственного Российского Дома народного творчества с передачей функций по культурно-досуговой деятельности вновь организованному в то время Центру ремесел. После расформирования Министерства культуры СССР и Всесоюзного НМЦ в наш коллектив влились новые сотрудники.
Совершенно новым направлением было создание видеофильмов. Организованную в 1992 году видеостудию ГРДНТ возглавила Т.Б. Поваркова, имевшая большой опыт работы телевизионного режиссера. И сразу же на бытовой технике, когда еще не было соответствующего оборудования для монтажа, начали делать не только видеохронику, но и учебные фильмы, которые по самым низким в стране ценам стали распространять по регионам России.
Новые технологии медленно, но верно начали внедряться в информационную деятельность ДНТ, которая постепенно становилась одним из ведущих направлений работы. ГРДНТ развернул информатизацию методической службы.
Немало достигнуто за эти годы в области традиционной народной художественной культуры. В 2003 году при ГРДНТ был создан Российский Комитет по сохранению нематериального культурного наследия при Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО.
В новое тысячелетие ГРДНТ вступил, находясь в поре, когда ясны приоритеты, когда сложился коллектив специалистов высокой квалификации, сплоченных общими целями, настоящим взаимопониманием и дружескими отношениями.
Разумеется, в этом кратком очерке невозможно отразить все эпизоды истории методической службы народного творчества и нашего Дома. Основные этапы становления и развития методической службы, деятельность Домов и Центров народного творчества описаны в книге «Дома народного творчества России: ретроспектива и современность». Исторические очерки. Редактор-составитель Л.А. Богуславская. Государственный Российский Дом народного творчества. 2009. Фотографии из архива ГРДНТ.