дом под рюмкой адрес
«Дом под рюмкой»: 5 легенд и одна история знаменитого здания на Остоженке
Дом 3/14 в самом начале улицы Остоженка бросается в глаза сразу, потому что выглядит так, словно попал в столицу прямиком из романа Джонатана Свифта о Гулливере и лилипутах. Архитектурная находка моментально сделала здание знаменитым, а в народе его стали называть не иначе как «дом под рюмкой» (реже можно встретить вариант «дом с рюмкой»). Эклектичное здание, на самом деле, состоит из двух сооружений, построенных в разное время. Левую половину дома в 1904 году возвели по проекту архитектора Эрнеста Нирнзее (точнее перестроили из существовавшего на том месте четырехэтажного здания). Вторая половина строилась с нуля в 1907-1909 годах архитекторами Дубовским и Архиповым. Вот только зачем они водрузили на башню гигантскую рюмку?
Маркетинговый ход
С 1890-х годов в Москве началась эра арендного жилья. С развитием промышленности и науки в Москву устремились люди свободных профессий – рабочие, студенты, инженеры, научные работники. Все они нуждались в жилье, но не могли позволить себе его купить. Рост спроса на аренду вызвал волну строительства жилья для найма: город начал застраиваться так называемыми «доходными домами», в которых сдавались внаем меблированные комнаты, квартиры и даже мастерские.
Дома дешевых квартир братьев Бахрушиных на Болотной площади. Из «Альбом зданий
Московского Городского Управления». Фототипия П. Павлова, 1900-е гг.
Арендное жилье делилось на четыре категории: престижные дома «барского» типа, апартаменты для высокооплачиваемых служащих и частных предпринимателей, меблированные комнаты для служащих со средними доходами, подвалы с «каморочными» комнатами и ночлежками для бедняков. За койко-место в доходном доме платить нужно было в среднем 5 копеек за ночь, а за самую дешевую комнату – около 20. В домах для чиновников со средним доходом комната стоила 10-15 рублей в месяц.
В начале XX века конкуренция между владельцами арендного жилья была нешуточная. Что нужно было сделать, чтобы обойти конкурентов? Построить особенный дом, о котором все будут говорить. Так, например, предприниматель Сергей Перлов решил перестроить свой дом на Мясницкой в восточном стиле, чтобы привлечь внимание чрезвычайного посла и канцлера Китайской империи Ли Хунчжана, который собирался приехать на коронацию Николая II. Легендарный «чайный дом» сохранился до сих пор. Не исключено, что и рюмка на башенке доходного дома Якова Филатова – не что иное как умелый маркетинговый ход.
Чайный магазин Перлова на Мясницкой улице. Фото: Елена Коромыслова / Shutterstock.com
Сейчас здание на Остоженке считается ярким примером архитектуры Москвы Серебряного века, но в начале прошлого столетия архитекторское решение многие восприняли скептически. Газета «Московский еженедельник» писала: «Каждый новый год приносит Москве несколько десятков новых, чудовищно нелепых зданий, которые врезаются в городские улицы с какой-то особенной, только одной Москве свойственной, удалью. Ну где еще встретишь что-нибудь подобное новому дому в начале Остоженки. ». Антиреклама? Отнюдь. Создатели «дома под рюмкой» добились главного – здание мелькнуло во всех московских газетах (да еще и с точным адресом).
Загадочная рюмка
За более чем столетнюю историю дом стал одной из самых узнаваемых построек района и оброс легендами. Большинство из них связаны, разумеется, с необычным украшением его угловой башни. Итак.
Легенда первая
Купец Филатов так любил кутить, что едва не растратил все свои средства. Он смог вовремя остановиться, снова разбогател и построил доходный дом, на крыше которого поставил перевернутую рюмку как символ отказа от алкоголя.
Легенда вторая
Легенда третья
Говорят также, что дом построил Филатов-старший, чтобы сын-гуляка отказался от выпивки. Отец купца пообещал подарить ему новое жилье, если тот бросит пить, и отпрыск согласился.
Легенда четвертая
У первых трех версий есть много противников, которые рассказывают, что купец Яков Филатов был попечителем московской старообрядческой общины – одной из важнейших в Российской империи. Учитывая, что за пьянство старообрядцы пожизненно отлучали человека от церкви, а за курение – посмертно, в «алкогольную» версию верится с трудом, а перевернутая рюмка – это просто перевернутая рюмка.
Легенда пятая
Самой правдивой кажется версия, по которой архитектор Дубовский, мастер стиля модерн и любитель средневековой романтики, задумал дом как олицетворение подводного царства. Из перевернутой чаши, а не рюмки, «растеклись» по стенам здания обитатели морских глубин: ундины, ракушки, кальмары, рыбы, морские водоросли, моллюски и невиданные чудища. Можно предположить, что доходный дом Филатова был воплощением городской крепости, защищенной от суеты: пугающая рыбья голова под линией карниза угловой башни напоминает о горгульях на средневековых соборах, а «рюмка» – об остроконечных башенках на замках европейских феодалов.
Перевернутая «рюмка» – не единственный предмет посуды, который украшает здание: под высоким козырьком слева на фасаде со стороны Остоженки внимательный взгляд заметит «чайную ложку». Фото: Фотобанк Лори
Здание доходного дома до наших дней сохранило статус жилого дома. После революции в нем находились коммуналки, которые в конце прошлого столетия постепенно переделали в обычные квартиры. В начале XXI века знаменитую «рюмку» отреставрировали и она по сей день красуется в центре столицы.
Фото: Фотобанк Лори
Улица как выставка. Гуляем по Остоженке
Воскресная прогулка по центральным улицам легко превращается в культурный поход. Фасады старинных зданий можно изучать как интересный музейный экспонат, главное — вооружиться знаниями. О прошлом Остоженки и легендах, связанных с расположенными на ней особняками и доходными домами, — в материале mos.ru.
Доходный дом купца Я.М. Филатова: «под рюмкой»
Улица Остоженка, дом 3/14, строение 1
Форма крыши на угловом эркере-башенке подарила этому зданию неофициальное название — дом «под рюмкой». Необычный доходный дом построил Валентин Дубовский в 1907–1909 годах для купца Якова Филатова. Архитектор любил сочетать в своих работах стиль модерн с элементами готических и романских мотивов. После революции в доме были коммуналки, которые к концу столетия переделали в обычные квартиры.
Есть несколько объяснений значения перевернутой рюмки на крыше дома Филатова. По одной из версий, она символизирует важное событие из жизни владельца, который якобы любил выпить, но смог избавиться от пагубной привычки. Согласно другой легенде отец купца пообещал подарить ему дом, если тот бросит пить. Не исключено, впрочем, что рюмка — это не более чем маркетинговый ход. В начале XX века среди доходных домов шла конкуренция, каждое здание должно было чем-то выделяться. В газете «Московский еженедельник» в свое время вышла заметка про дом «под рюмкой», однако нелестная.
«Каждый новый год приносит Москве несколько десятков новых, чудовищно нелепых зданий, которые врезаются в городские улицы с какой-то особенной, только одной Москве свойственной, удалью. Ну где еще встретишь что-нибудь подобное новому дому в начале Остоженки. »
Некоторые историки архитектуры считают, что на самом деле это не рюмка, а чаша, из которой растекаются по стенам обитатели подводного царства: морские чудища и водоросли, раковины и ундины, рыбы и кальмары. Если вспомнить о любви архитектора к средневековой готике, можно разглядеть в этом здании подобие замка с остроконечной башенкой.
Особняк Кекушевой на Остоженке: готический дом Маргариты
Улица Остоженка, дом 21, строение 1
Продолжаем готическую тему и переходим к особняку Кекушевой. Трехэтажное здание, построенное Львом Кекушевым, напоминает средневековый замок благодаря граненой башенке с высоким шатром и выполненному из гранита цокольному этажу. Стены облицованы розовой керамической плиткой, которая контрастирует с оштукатуренными поверхностями, обрамляющими окна разной величины. Здание украшено лепными цветами и листьямив, на башне есть лепнина в виде орлов, а на фронтоне уличного фасада высится трехметровая фигура льва — изображение этого животного Кекушев размещал на многих своих постройках. Изначально лев был, вероятно, гипсовым; он не сохранился. С 2017 года на здании красуется его медная копия.
Лев Кекушев построил особняк для своей семьи в 1903 году и записал на имя жены. Дом возводили по чертежам, которые архитектор подготовил для Саввы Мамонтова. Однако меценат обанкротился, здание не смогли построить. Кекушев недолго прожил в особняке — уже в 1906-м он расстался с женой и продал дом. После революции здание перешло в ведомство Центрального бюро по обслуживанию иностранцев.
Некоторые поклонники и исследователи романа «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова считают, что именно там жила главная героиня. Среди возможных адресов Маргариты называют еще особняк Листа в Глазовском переулке, также построенный по проекту Кекушева. Писатель обозначил место жительства героини неопределенно:
«Маргарита Николаевна со своим мужем вдвоем занимали весь верх прекрасного особняка в саду в одном из переулков близ Арбата. Очаровательное место!»
Дом Варваринского акционерного общества домовладельцев: лев и ангелочки
Улица Остоженка, дом 7, строение 1
Еще одно здание, попавшее в роман «Мастер и Маргарита», — огромный доходный дом на углу Пожарского переулка. В произведении дом появляется в главе «Погоня» — сюда попадает поэт Бездомный, преследующий Воланда. Булгаков часто бывал здесь: в одной из квартир жил его друг, филолог Николай Лямин.
«В громадной, до крайности запущенной передней, слабо освещенной малюсенькой угольной лампочкой под высоким, черным от грязи потолком, на стене висел велосипед без шин, стоял громадный ларь, обитый железом, а на полке над вешалкой лежала зимняя шапка, и длинные ее уши свешивались вниз».
Главная архитектурная деталь дома — два ряда эркеров, расположенные с обеих сторон фасада. Центральная часть дома несколько вынесена вперед, на уровне четвертого и пятого этажей размещена арочная ниша на несущих колоннах с украшенным решеткой балконом. Под ним находится маскарон, арку украшает лепнина в виде головы льва и цветов. Окна балкончиков, расположенных над эркерами, обрамляют барельефы в виде фигур женщин, а выше красуются ангелочки, которые держат герб.
Дом был построен в 1898 году архитектором Александром Ивановым для Варваринского акционерного общества домовладельцев. Это была одна из первых компаний в Москве по строительству и приобретению недвижимости. В разное время здесь жили инженер Владимир Шухов, профессор Московского университета Алексей Абрикосов, биолог и основоположник экспериментальной биологии в России и СССР Николай Кольцов.
Дом, в котором жил Иван Тургенев: дом Муму
Улица Остоженка, дом 37/7, строение 1
Особняк, где сейчас находится Дом-музей Ивана Тургенева, стал прототипом дома барыни из рассказа «Муму». В действительности здесь жила его мать Варвара Тургенева, урожденная Лутовинова. Она была строгой и властной женщиной, с Тургеневым они не ладили. В пылу одной из ссор Варвара Петровна разбила портрет сына. Сегодня разбитый портрет — один из экспонатов музея писателя, открывшегося после масштабной реставрации в 2018 году.
Одноэтажный ампирный особняк с шестиколонным портиком, антресолями, семью окнами на фасаде является типичным образцом московской послепожарной застройки. Его возвел в 1818–1819 годах неизвестный архитектор для титулярного советника Федорова.
Доходный дом Г.Е. Бройдо: серны и кувшинки
Улица Остоженка, дом 20
Один из самых необычных домов Остоженки (и, возможно, всей Москвы) — это доходный дом Бройдо. Самой примечательной частью здания является скульптурный фриз, на котором изображены серны между цветов на фоне гор и стая летящих птиц. Такая тематика не встречается больше ни на одном московском здании. К нему стоит присмотреться на закате: при определенном освещении фигурки серн становятся объемнее — кажется, будто они вот-вот начнут двигаться.
Необходимо обратить внимание и на характерные для стиля модерн металлические кронштейны, поддерживающие выступающий карниз, и металлический козырек, расположенный над главным входом. В центре фасада красуется огромное витражное окно, захватывающее три этажа. Над ним возвышается аттик с лепниной в виде растений, напоминающих кувшинки. Балконы украшены чугунной ковкой завитков орнамента и удара бича. Рамы окон на углу здания имеют специфические модерновые изогнутые линии.
Дом был построен по заказу московского застройщика Германа Бройдо и его жены, которые выкупали участки и возводили на них здания для продажи. Проект стал первым опытом архитектора Николая Жерихова, впоследствии построившего несколько десятков доходных домов.
«Дом с рюмкой»
Фото дома с рюмкой
Кропоткинская, Парк культуры, Боровицкая
Доходный дом Я. Н. Филатова или, как его еще называют, «дом с рюмкой» — здание, расположенное в Москве по улице Остоженка 3/14, стр. 1. Его строительство велось в период с 1904 по 1909 г. Здание выделяется среди других сооружений необычным архитектурным элементом в виде перевернутой рюмки на крыше. До настоящего времени первоначальный облик дома частично сохранен. Здание признано памятником архитектуры.
Архитектурные особенности
На участке построено два дома в разное время. Слева — четырехэтажное здание, возведенное в 1904 г. по проекту архитектора Эрнста Рихарда Нирнзее. Справа находится шестиэтажный дом, сооруженный в период с 1907 по 1909 г. В. А. Дубовским и Н. А. Архиповым. Это здание имеет различные по форме архитектурные элементы, рельефные узоры. Над окнами пятого этажа обустроен керамический фриз. Крыша увенчана колоколообразным шатром над угловой башенкой, напоминающем перевернутую рюмку. Отсюда здание и получило свое неофициальное название.
Тем не менее, дом уникален не только необычным элементом архитектуры. Внешним видом он не похож ни на одно здание в столице. Визуально строение напоминает замок. Его фасад выполнен в стиле модерн, выделяется загадочным лепным декором. Если присмотреться, в выпуклых узорах можно различить изображения моллюсков, ракушек, рыб, подводных морских чудищ.
Кроме морских обитателей, на стенах можно увидеть нечто, напоминающее распущенные хвосты павлинов и уникальных растений.
История
До Октябрьской революции собственником здания был купец Я. М. Филатов, владелец склада электротехнических и водопроводных атрибутов. В период СССР здесь обустраивали коммуналки. В одной из них в начале 90-х проживал галерист, арт-менеджер М. А. Гельман.
В начале 21 века была проведена реставрация дома. После внесенных изменений здание несколько утратило первоначальный вид, к которому привыкли москвичи-старожилы.
Легенды основания дома с рюмкой
Известно несколько легенд, объясняющих необычный внешний вид дома:
Более правдоподобная версия — перевернутая рюмка является частью общего замысла Дубовского, который был известен как любитель средневековой романтики. Зодчий проектировал в столице исключительно доходные дома. Можно сказать, что архитектор с помощью «рюмки» сделал намек на остроконечные завершения над башнями типичных замков европейских феодалов.
Дом с рюмкой сегодня
В настоящее время дом до сих пор жилой. После реставрации внешний вид здания несколько отличается от того, каким оно было ранее. На первом этаже размещаются кофейня, отделение Сбербанка России, продуктовый магазин и другие объекты инфраструктуры.
На верхних этажах размещены квартиры с открытыми террасами и мансардами. Потолки в помещениях достигают 3,4 м. Оборудованы эркеры и балконы. Из окон открывается вид на Храм Христа Спасителя, во двор, улицу Остоженку.
«Дом под рюмкой»: рецепт от пьянства и любовь к модерну
Самое известное здание в начале Остоженки – доходный дом Якова Филатова, известный как «дом под рюмкой». Рассказываем настоящую историю и расхожие легенды.
Фото: портал Москва 24
Элегантное здание в стиле модерн: затейливые рельефные узоры, керамический фриз над окнами пятого этажа, а главное украшение – колоколообразный шатер над угловой башенкой, похожий на перевернутую вниз рюмку.
Популярная московская легенда гласит, что купец Яков Михайлович Филатов сильно пил и чуть было не лишился своих владений (складов водопроводных и электротехнических атрибутов) из-за пагубной привычки. В один прекрасный день он завязал с выпивкой и заказал проект дома, на крыше которого должна была быть рюмка – напоминание о печальном прошлом. История красивая и вдохновляющая, однако есть одно «но»: Филатов был старообрядцем (и даже попечителем Московской старообрядческой общины), а старообрядцам алкоголь запрещен. Есть у истории и другие вариации – дом построил кто-то из родителей Филатова, чтобы прекратить его пьянство. Якобы отец пообещал подарить сыну доходный дом, если тот возьмется за ум. А по другой версии, мать пошла за советом к священнику, тот придумал построить дом с назидательным символом, и это почему-то сработало.
Фото: портал Москва 24
Что известно точно – над зданием работали сразу три архитектора с 1904-го по 1909 год. Сначала была построена левая половина дома – ее автор Эрнст‑Рихард Нирнзее, автор первых московских «небоскребов» (самая известная его постройка – дом в Большом Гнездниковском высотой девять этажей – это-то и считалось «небоскребом» или «тучерезом» в то время). Правую часть здания – как раз с оригинальной крышей – достраивали любители изысканного модерна Валентин Дубовской и Николай Архипов. Не исключено, что «рюмка» – всего-навсего архитектурная деталь, эффектная, но ничего не символизирующая.
До революции в доме располагались квартиры, сдававшиеся внаем. А в советское время их сменили коммуналки. Удивительно, но, несмотря на все перипетии, практически полностью сохранился внутренний декор подъездов столетней давности – с лепниной, мозаиками, керамической плиткой и коваными фонарями в стиле модерн.
Один из самых загадочных домов Москвы попал и в кино: в фильме Эльдара Рязанова «Привет, дуралеи!» (1996) здесь живет героиня Татьяны Догилевой, миллионерша Светлана.
«Дом под рюмкой» и городские легенды: на что намекал архитектор здания на Остоженке?
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
В дореволюционные годы все знали его как доходный дом купца Якова Михайловича Филатова. Здание состоит из двух частей. Та его часть, которая и вызвала так много пересудов, построена в 1907-1909 годах по проекту архитектора В.Е. Дубовского при участии Н.А. Архипова. Кстати, это был не единственный доходный дом богатого купца. Но именно его здание на Остоженке имеет такой странный облик и именно его окрестили в народе «Домом под рюмкой». Так почему же? Точная информация об образе жизни купца не сохранилась, поэтому до наших дней дошли сразу несколько версий.
Версия первая
Согласно этой легенде, заказчиком строительства дома был никто иной как отец молодого купца. Мол, его сын имел пристрастие к винопитию и, чтобы пристыдить и вразумить отпрыска, Филатов-старший показал ему свой новый дом и пообещал: «Если бросишь пить, подарю его тебе». Видя такую перспективу, сын решил отказаться от пагубной привычки.
Версия вторая
Купец Яков Филатов был весьма успешен в делах и богат. Отсюда и предположение, что обеспеченная жизнь стала причиной его вольного поведения: как многие купцы того времени, молодой мужчина любил гулять на широкую ногу в питейных заведениях, благодаря чему едва не разорился. Впрочем, он, дескать, вовремя одумался, бросил пить и даже приумножил свое состояние, в знак чего и построил этот доходный дом, увенчанный опрокинутой чаркой. Этой символической «рюмочкой», согласно данной гипотезе, купец отметил свое возвращение к трезвой и благоразумной жизни.
Версия третья
Если верить этой городской легенде, заказчиком дома был не отец купца, а его мать. Мол, женщина очень переживала по поводу пристрастия сына к алкоголю и решила посоветоваться со священником, как ей быть. Тот и рекомендовал построить для сына этот доходный дом с дешевыми квартирами. Как ни странно, совет помог, и сын бросил пить. Новый дом женщина приказала увенчать перевернутой рюмкой – в назидание потомкам.
Версия четвертая
Несмотря слухи по поводу пьянства купца Филатова, у «алкогольной» версии достаточно много противников. Они резонно замечают, что почетный гражданин, преуспевающий купец третьей гильдии Яков Михайлович Филатов был старообрядцем. Более того – членом-учредителем и попечителем Московской старообрядческой общины Рогожского кладбища. В связи с этим разговоры об алкогольной зависимости столь ярого приверженца веры выглядят неправдоподобно. Как мог быть пьяницей человек, который пользовался столь большим уважением у старообрядцев?
Согласно данной гипотезе, известный архитектор доходных домов В.Е. Дубовской в каждое свое детище любил привносить что-то новое, и столь характерный элемент здания на Остоженке – вовсе не перевернутая рюмка, а просто плод художественной фантазии архитектора, любившего экспериментировать с формами. Тем более что делать на углах зданий башенки в то время в Москве было модным.
Морские чудища
Впрочем, несправедливо было бы считать, что данное здание уникально и знаменито лишь благодаря перевернутой рюмке. Вся его архитектура весьма интересна и, между прочим, не имеет аналогов в Москве. Доходный дом чем-то напоминает замок. У дворового фасада очень необычна пластика объемов и выступов стен, а главные фасады завораживают загадочным лепным декором. В таинственных фигурах угадываются ракушки, морские водоросли, головы рыб, моллюски и сказочные подводные чудища. Кстати, именно из-за обилия изображений морских обитателей на фасаде здания выдвигается и пятая версия : мол, все строение, по замыслу архитектора, представляет собой морское царство, а перевернутая чаша, символично венчающая доходный дом, как бы низвергает сверху потоки воды.
Уникальный памятник архитектуры или нелепое здание?
Современные искусствоведы считают, что в доме на Остоженке отразились самые яркие тенденции архитектуры Москвы Серебряного века.
Кстати, в дореволюционной Москве столь смелое решение архитектора оценили не все. Вот что писала в начале прошлого века газета «Московский еженедельник»: «Каждый новый год приносит Москве несколько десятков новых, чудовищно нелепых зданий, которые врезаются в городские улицы с какой-то особенной, только одной Москве свойственной, удалью. Ну где еще встретишь что-нибудь подобное новому дому в начале Остоженки. »
Что же касается дальнейшей судьбы доходного дома, то после революции в нем обустроили коммунальные квартиры для горожан, а в конце прошлого века коммуналки постепенно стали преобразовываться в многокомнатные квартиры новых владельцев. До наших дней здание сохранило статус жилого дома.
Кстати, в начале XXI века знаменитую «рюмку» отреставрировали. Увы, после обновления она стала более современной и несколько утратила свой первоначальный вид, столь привычный москвичам-старожилам. Теперь память о ней хранят лишь ретро-фотографии.
В центре Москвы сохранилось еще несколько домов с причудливым декором. Например, потрясающе красивое здание на Чистых прудах, которое в народе называют «Дом со зверями».
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: