дом политехнического общества адрес
Малый Харитоньевский переулок, 4. Здание Политехнического общества
Здание по адресу Малый Харитоньевский переулок, 4 было построено в 1907 году по заказу Политехнического общества города Москвы, которое основали выпускники московского Высшего технического училища в целях распространения и популяризации технических знаний.
Для осуществления этого проекта в 1904 году был объявлен архитектурный конкурс, победителями которого стали архитекторы Адольф Борисович Минкус и Вильям Францевич Валькот. Так случилось, что работы по основному проектированию провел уже архитектор и инженер-конструктор Александр Васильевич Кузнецов, правда, использовав их наработки.
В окончательном варианте здание Политехнического общества приобрело формы английской готики.
Архитектура и история дома
«… во-первых, техническая наука чужда национальности и черпает свои успехи из всемирных успехов техники, не считаясь с национальными вопросами, а во-вторых, русский стиль представляется очень неудобным для общественных зданий, потому что он препятствует достаточно полному освещению внутренних помещений. Создавался русский стиль в те времена, когда русские люди при отсутствии свободы мысли и под давлением неблагоприятных обстоятельств прятались от света».
Первая цитата, которая принадлежит Зимину, может вызвать улыбку, но именно таким образом он высказал свое мнение, переплетая его, скорее всего, со своими политическими взглядами.
Стоит отметить, что изначально здание в Малом Харитоньевском переулке, 4 строилось не только для нужд самого Политехнического общества, но и как доходный дом.
Таким образом, для работы организации было выделено лишь два нижних этажа. На первом устроили конторские помещения, а второй этаж отдали под размещение столовой, библиотеки, а также залов для собраний, на которых впоследствии выступали такие известные ученые и инженеры, как:
В годы Первой Мировой войны помещения Политехнического общества были отданы под размещение военного госпиталя, который содержался на их же средства.
Дом после революции
После Октябрьской революции 1917 года Политехническое общество с его инженерными организациями постепенно вытеснили комиссии и инспекции новой власти.
В 1918 году в этих стенах разместился Российский Коммунистический Союз Молодежи, который провел здесь свой первый съезд. Здесь же проходили различные съезды, конференции и всевозможные совещания под эгидой Наркомата просвещения, на которых в период с 1919 по 1921 годы часто выступал Владимир Ильич Ленин (в качестве напоминания на доме установлена памятная доска).
Со временем здание в Малом Харитоньевском переулке, дом 4 передали Академии наук СССР под размещение различных академических институтов, в числе которых был и Институт машиноведения, в штате которого работали такие великие ученые, как Анатолий Аркадьевич Благонравов, Евгений Алексеевич Чудаков и Иван Иванович Артоболевский.
Дом Московского политехнического общества
В 1905–1907 годах в Малом Харитоньевском переулке по проекту архитектора Кузнецова было построено здание в неоготическом стиле. Дом напоминает замок из темного камня с башенками и узкими окнами в духе английских архитектурных мотивов.
Для владельцев заведений
Московское политехническое общество появилось в столице в 1878 году, чтобы объединить всех выпускников Императорского технического училища (сейчас это МГТУ им Баумана). В 1902 году один из его членов, инженер Абакумов выступил с инициативой выстроить для общества собственное здание на собранные со всех участников деньги.
Руководил проектом архитектор Кузнецов. Строительство началось в 1905 году, а уже через год дом начал принимать посетителей. Вдохновением для автора послужила архитектура викторианской Англии. В качестве элементов декора над входом можно увидеть буквы П и О (как нетрудно догадаться, они обозначают «политехническое общество») и ключевые даты — 1878 и 1905.
В советское время здесь разместился Коммунистического союза молодежи, где бывал сам Владимир Ильич Ленин. Сейчас дом вернулся к своим истинным хозяевам — инженерам, здесь находится институт машиноведения.
moscow_gothica
Готическая архитектура Москвы
Сейчас в нем находится «Институт машиноведения им. А.А.Благонравова РАН». Над входом в здание высеченные буквы «П» и «О», которые означают «Политехническое Общество».
Московское Политехническое Общество, учреждённое в 1877 гoду, объединяло выпускников Императорского Московского технического училища (сейчас это «Московский Государственный Технический Университет им. Н.Э.Баумана») для сохранения связи со школой и дальнейшей помощи выпускникам, а также распространения в России технических знаний. В апреле 1902 года инженер-механик К.В.Абакумов предложил Обществу идею постройки собственного дома на средства, собранные по подписке среди его членов. В 1904 году был объявлен конкурс на проект дома Общества. Первую премию получил архитектор А.Б.Минкус, а вторую — автор здания гостиницы «Метрополь», известный тогда архитектор Вильям Валькот. Однако составление окончательного проекта было поручено инженеру А.В.Кузнецову, использовавшему некоторые идеи проекта В.Валькота.
Закладка дома состоялась в 1905 году, а уже осенью 1906 года он начал функционировать. Построенный на деньги пайщиков и жертвователей, он обошёлся всего в 450000 рублей. В 1907 году состоялось первое собрание членов Политехнического Общества в собственном доме.
Внутренний двор дома, со всех сторон окруженный стенами «замка», создает атмосферу защищенности от внешних угроз.
Немного пройдемся внутри. Интерьеры института Машиноведения под стать внешнему обличью: та же массивность, основательность. Входная дверь.
На первом этаже дома были предусмотрены помещения для контор. Может быть, именно этот диван был предназначен для засидевшихся посетителей?
Заметно, что со временем изменилась обшивка кожаного дивана, пропали светильники, похожие на волшебные фонари, но, к счастью, не добавилось элементов, портящих интерьер.
На втором этаже находились залы для совета и общих собраний Общества.
Дверь второго этажа с резной отделкой, на которой видны гербы с инженерными символами: кувалдой, молотками, топориками.
Пролет между вторым и третьим этажом украшает необычный витраж.
Верхние этажи отводились для квартир, сдаваемых внаем. В одной из них в 1910 — 1920-х годах жил художник И.И.Машков, и там же была его студия. Надо признать, что виды на Москву из окон пятого этажа открываются прекраснейшие.
Интересны окна в коридорах, заполненные шестиугольными стеклами Луксфера, дающими мягкий, рассеянный свет.
После октября 1917 года из дома Политехнического Общества выживают инженерные организации, помещая различные комиссии и инспекции, а в 1918 году именно в этом доме состоялся первый съезд Российского Коммунистического Союза Молодежи. В дальнейшем В.И.Ленин произносил здесь свои речи, о чём свидетельствует мемориальная доска у входа.
В 1938 г. в здании был образован Институт машиноведения как центр фундаментальной науки о машинах в составе Отделения технических наук АН СССР. Одним из основателей Института и его первым директором (1938-1953 гг.) являлся академик Е.А.Чудаков. В дальнейшем его возглавляли академик А.А.Благонравов (1954-1975 гг.) и академик К.В.Фролов (1975-2007 гг.). В настоящее время директором Института машиноведения им. А.А.Благонравова является академик Р.Ф.Ганиев.
vil/kniga/o14.htm, М. Нащокина «Архитекторы московского модерна», С.К. Романюк «Из истории московских переулков»
Здание Политехнического общества
Высокий пятиэтажный дом выделяется среди малоэтажной застройки переулка не только своей высотой, но и обликом. Здание выглядит как готический замок, облицованный тёмным камнем, с узкими окнами-бойницами, эркерами и башенками.
Это дом Политехнического Общества выпускников Императорского Московского технического училища (ИМТУ), впоследствии МГТУ имени Н.Э. Баумана.
Здание было построено в 1905-1907 годах на средства, собранные по подписке среди членов общества, по проекту А.В. Кузнецова с использованием идей Валькота. Последний участвовал в конкурсе на проект дома и получил вторую премию (первую премию получил А. Б. Минкус).
Первый этаж дома были предназначался для конторских помещений, на втором располагались залы для совета и общих собраний Общества, столовая и библиотека. Верхние этажи отводились для квартир, сдаваемых внаем. Среди тех, кто выступал в стенах этого здания, такие известные ученые и инженеры, как физиолог Иван Петрович Павлов, изобретатель Константин Эдуардович Циолковский, механик Николай Егорович Жуковский, инженер-архитектор Владимир Григорьевич Шухов, физик Сергей Иванович Вавилов и другие.
Впоследствии здание передали Академии наук СССР. В 1938 году был образован Институт машиноведения, в штате которого работали такие великие ученые, как Анатолий Аркадьевич Благонравов, Евгений Алексеевич Чудаков и Иван Иванович Артоболевский. В настоящее время в здании располагается Институт машиноведения имени А. А. Благонравова.
Посторонним В.
В Москве не так уж мало дореволюционных особняков и усадеб с сохранившимися интерьерами — больше, чем кажется. Но попасть в них человеку с улицы невозможно — даже в те два дня в году (18 апреля и 18 мая, так называемые дни культурного наследия), когда все они должны теоретически открываться для посещения. Потратив почти год на договоренности и согласования, БГ сумел попасть в восемь старинных особняков, сфотографировать их изнутри и поговорить с обитателями
Здание Московского политехнического общества
Институт машиноведения
М.Харитоньевский пер., 4
Закрыто для посещения
Здание построено в 1904–1906 годах по проекту архитектора Александра Кузнецова и является одним из лучших примеров нео-готической архитектуры Москвы. Кроме того, на протяжении более 100 лет оно выполняет одну и ту же функцию — вмещает технические научные организации. Сейчас здание занимает Институт машиноведения имени А.А.Благонравова РАН. Декор дома соответствует его назначению. На уровне третьего этажа в стене высечены две даты — 1878 (как год основания Московского политехнического общества) и 1905 (год завершения основных работ по строительству здания). На среднем балконе автор поместил картуш с наименованием общества (переплетенные буквы П и О). Кузнецов писал в журнале«Зодчий»: «При проектировании фасада приняты в руководство архитектурные мотивы Англии — страны, давшей нам первую паровую машину, паровоз, пароход и ткацкий станок». Фасад украшен изображениями электро-мотора, подвесного моста, ткацкого станка, химического аппарата с тигельной печью и своим собственным архитектурным портретом. Кроме англиканского собора в Вознесенском переулке, здание Политехнического общества, наверное, самое английское в Москве. В 1918 году в здании прошел съезд Российского коммунистического союза молодежи, в актовом зале неоднократно выступал Ленин. Верхние этажи дома сдавались внаем. Например, в 1920‑е годы квартиру снимал работник Совета национальных меньшинств эстонец Георгий Вайно, впоследствии расстрелянный. В башне дома располагались квартира, студия и мастерская художника Ильи Машкова. До 1990-х годов в квартире проживала вдова Машкова Мария Данилова, отказывавшаяся покидать дом до самой своей смерти, несмотря на отсутствие горячей воды и другие коммунальные неудобства. Как рассказывают сотрудники института, после смерти вдовы рабочие не смогли вытащить ее рояль и тогда просто сбросили его с шестого этажа. Экскурсии в здании института не проводятся, лишь изредка приходят группы сотрудников Академии наук.
ученый секретарь Института машиноведения
«Я работаю в институте с 1976 года — тогда я поступил сюда в аспирантуру после МГТУ им. Баумана. Я попал в отдел, который возглавлял академик Артоболевский — основоположник теории машин и механизмов. Еще в МГТУ я ездил на практику в Германию, кое-что видел из готической архитектуры Европы. И когда я впервые попал в институт машиноведения, он меня невероятно впечатлил: если употреблять церковную терминологию, то я сразу прочувствовал, что здание намолено. Помню, у нас была вахтерша, которая была просто хозяйкой этого дома, следила за залами, была по-старому очень воспитанной женщиной. Она мне рассказывала, что стол, за которым сейчас сидит охранник, принадлежал академику Чаплыгину, а в той комнате, где я работал, сидел академик Горячкин. Я во многом объясняю успехи советского машиноведения атмосферой этого дома. Здесь хорошо было творить, царило бесконечное дружелюбие. Говорили, что у директора института, академика Благонравова, никто не сидел в приемной больше пяти минут. Это был человек исключительной вежливости».