дом с самолетом адрес
Ядерная парковка. Что происходит с «Домом-самолетом» на 1-й Фрунзенской улице
В глубине домов между Фрунзенской набережной и Комсомольским проспектом, за высоким забором с редкой колючей проволокой, спрятан «Дом-самолет», одна из жемчужин района Хамовники. Сейчас обветшавший объект культурного наследия готовят к реставрации. Жители и депутаты района не против приведения здания в порядок, но опасаются подземных работ — раньше здесь располагалось конструкторское бюро Минсредмаша, отвечавшего за атомную промышленность СССР. О судьбе «Дома-самолета» рассказывает Дмитрий Сидоров.
Недовольный охранник из своей будки следит за въезжающими на территорию «Дома-самолета» машинами. Встретив его недовольный взгляд, решаю спросить, что это за здание.
— Да тот самый «Дом-самолет», — начинает он, вынося из будки мусор, — 1936 года постройки (на самом деле 1933-34-го — прим. автора).
— Реставрировать будут или снесут?
«Дом-самолет». Фото «Архиновости»
Когда-то «Дом-самолет» был главным павильоном Постоянной всесоюзной строительной выставки. Первый директор выставки Яков Лернер заприметил участок примерно в 20 гектаров, который не застраивали из-за его излишней затопляемости во время половодий. В конце 20-х и в самом начале 30-х годов прошлого века на месте дома была городская свалка, вокруг которой были хаотично расставлены жилые дома и огороды.
Лернеру предстояла сложная работа по созданию полноценной выставки, функционирующей при Государственном научно-экспериментальном институте гражданских, промышленных и инженерных сооружений (ГИС). Институт создали в 1927 году как центр по изучению вопросов строительства в СССР и среди прекрасных архитекторов, работавших в нем, были легендарные Борис Иофан, Моисей Гинзбург и Алексей Щусев.
Свою первую экспозицию ГИС открыл в Парке Горького в 1929 году, а остальные здания были разбросаны по всей Москве. Тогда же появилась идея перенести ГИС из Парка Культуры в Хамовники, а павильоны сделать постоянными.
В 1931 году Лернер закрепляет за собой территорию около Фрунзенской набережной, после чего началось ее преобразование в строительную выставку. Генплан разрабатывал репрессированный в 1938 году архитектор Генрих Людвиг в созданном весной того же года проектном тресте Госпроектстрой-2, специализировавшимся на строительстве зданий для ВПК.
«Дом-самолет». Фото с сайта icmos.ru
В 1933-34 годах по проекту архитектора Лященко был построен тот самый «Дом-самолет». В течение нескольких лет планировалось полностью перестроить и расширить территорию выставки, чтобы провести там «Индустрию социализма» — грандиозное художественное мероприятие, приуроченное к 20-летию установления советской власти.
Грандиозным планам не удалось сбыться, в том числе, из-за самоубийства в феврале 37-го года члена политбюро ЦК ВКП(б), первого наркома тяжелой промышленности СССР Серго Орджоникидзе, курировавшего строительную выставку.
Хотя «Индустрия социализма» в павильоне-таки заработала, во второй половине 40-х годов ансамбль зданий выставки был нарушен — часть павильонов разобрали, началась застройка территории.
При Хрущеве территория выставки перешла в управление Академии строительства и архитектуры, потеряв автономию, а в 1958 году ее объединили с сельскохозяйственной и промышленной выставками, создав ВДНХ.
Надобность в главном здании строительной выставки на Фрунзенской отпала окончательно, и туда переехали научно-исследовательский институт «Изотоп» и конструкторское бюро Министерства среднего машиностроения.
«Дом-самолет» отгородили высоким забором, вместо сквера, ведущего к нему, было построено двухэтажное административное здание для нужд Минсредмаша. С этого момента начинается радиоактивная история здания.
Министерство среднего машиностроения отвечало за атомную промышленность СССР, в том числе, конструкторские бюро и институты министерства разрабатывали ядерные боезаряды. В их ведении, например, находились город Арзамас-16 и Курчатовский институт.
Шли годы, и в 2013 году московские власти решили «Дом-самолет» реставрировать, но напоролись на противодействие жителей.
В начале прошлого года мэрия в очередной раз взялась за реконструкцию объекта культурного наследия. Первым делом, в ноябре 2019 года была завершена экспертиза, согласно которой под зданием появятся парковка и фудкорт.
«Мы обнаружили в акте ГИКЭ сведения о том, что планируется вырыть подземную парковку. В акте это написано таким образом, как будто эти подземные помещения уже есть. На самом деле, их нет. Это выставочный объект, он не строился с подземными этажами», — рассказала МОХ муниципальный депутат Хамовников Александра Парушина.
схема «Архиновости»
Из-за того, что практически все документы, оставшиеся со времен Минсредмаша, до сих пор находятся под грифом «секретно», нельзя точно говорить о том, чем занимались организации, располагавшиеся в этом здании.
Тем не менее, основания опасаться реконструкции у жителей Хамовников, а в перспективе и всей Москвы, есть.
Нынешние владельцы здания из ОАО «Оргмонтажпроект» говорили Парушиной, что в «Доме-самолете» проводились некие подводные эксперименты. Ради этого там якобы даже сделали бассейн, в который спускали железные модели кораблей. В 2013 году, в ответ на запрос Парушиной, «Оргмонтажпроект» тем не менее утверждал, что никаких радиоактивных излучений вокруг здания нет.
Однако анализ проводился лишь на поверхности, и неизвестно, что скрывается под землей, которую придется рыть ради строительства подземного паркинга. Корреспонденту МОХ дать комментарии в «Оргмонтажпроекте» отказались.
Между тем в прошлом году экологические активисты обнаружили, что строительство моста Юго-восточной хорды, который, по проекту, соединяет районы Москворечье-Сабурово и Печатники, затронет радиоактивное захоронение отходов, оставленное Московским заводом полиметаллов. Этот завод, как и КБ, располагавшееся в «Доме-самолете», входил в ведомство Минсредмаша. Нет никаких гарантий, что под землей в Хамовниках нет похожего радиоактивного захоронения.
Ни соседи, ни муниципальные депутаты не высказываются против реставрации прекрасного объекта позднего авангарда, но опасаются именно подземного строительства. Тем более, что парковочных мест в этой части района хватает, и нужда в подземном паркинге — надуманная, считают они. «Жители за реставрацию, но против «рытья». К тому же много раз уже было так, что под реставрацией подразумевается реконструкция», — говорит Парушина.
Пока реставрация «Дома-самолета» так и не началась — после возмущенных писем жителей об отсутствии в нем подземных этажей, решено было провести повторную экспертизу.
автор: Дмитрий Сидоров
Ядерная парковка. Что происходит с «Домом-самолетом» на 1-й Фрунзенской улице: 1 комментарий
Ровно год назад Совет депутатов МО Хамовники принял Решение от 14 февраля 2019 года № 2/10 «Об обращении граждан в связи с информацией о работах по адресу 1-я Фрунзенская ул., 3а (Объект культурного наследия Главный павильон ПВСВ «Дом-самолет»)». В п.1 Решения говорилось о: «Сохранение объекта культурного наследия … исключающих устройство каких либо сооружений под ОКН и на его территории, в том числе гаражей, стоянок и тому подобных объектов …». Любой, кто внимательно следит за работой Совета депутатов наверняка обращает внимание на то, что регулярно особую обеспокоенность депутатов вызывают вновь возводимые и реконструируемые здания проекты которых предусматривают наличие подземных гаражей. Одновременно с этим почти на каждом заседании Совета депутаты согласовывают установку шлагбаумов во дворах, благодаря которым эти дворы превращаются в стоянки для личного автотранспорта. Формально эти стоянки бесплатные, но фактически платить надо за установку шлагбаума, за его техническое обслуживание, за ремонт, за диспетчеризацию и т.д. и т.п. И нередко для «инициативной группы», которая занимается таким шлагбаумом этот самый шлагбаум становится предлогом для бесперебойного получения денежных средств с жителей дома проезд в который перекрывает этот шлагбаум. А теперь представьте себе ситуацию, когда вдруг в соседнем реконструируемом доме открывается подземный гараж в котором хватает мест и для жителей соседних домов. И вот жители соседних домов перемещают свои машины в этот гараж и перестают платить «инициативной группе» за шлагбаум. А еще представьте себе ситуацию, в которой построен новый дом с подземным гаражом, который вмещает все машины жителей этого дома и получается что такому дому вообще не нужен шлагбаум, а значит и нет необходимости обращаться к депутатом за согласованием установки шлагбаума. Именно поэтому не стоит удивляться тому, что там где появляется «угроза» создания подземного гаража (да и надземного тоже), там сразу появляются «обеспокоенные жители». А депутаты просто обязаны реагировать на обращения своих избирателей, выражающих беспокойство.
«Когда амбары и хранилища наполнены, то народ понимает ритуал и правила, когда одежда и пища в достатке, то народ понимает разницу между славой и позором.»
Гуань цзы (Гуань-цзы. — 管子 один из крупнейших древнекитайских философских трактатов (около 130 тыс. иероглифов), объединяющий произведения разных авторов, в основном IV–III вв. до н. э.)
Каким до наших дней сохранился построенный в СССР дом-самолет
Даже не все москвичи знают, что этот дом вообще существует. В течение долгих лет допуск к зданию был ограничен. И его необычную форму можно разглядеть только с воздуха. Но сегодня здание внесено в список объектов культурного наследия страны, которые подлежат восстановлению.
Каким сохранился до наших дней построенный в СССР дом-самолет?
Самолеты, тракторы, корабли
Эпоху первых десятилетий существования СССР историки считают периодом расцвета в области архитектуры. Правда работы архитекторов в ту пору отражали идеи, которыми жила молодая страна. А это значит, что в камне увековечивали индустриальные объекты. А скульпторы воспевали тружеников. В ту эпоху появлялись дома в форме тракторов, кораблей и самолетов.
Дом-самолет в Хамовниках – один из немногих объектов той поры, который дожил до наших дней. И за это время он пережил разные периоды.
История постройки
Здесь, на земле площадью 80 гектаров, советское правительство приняло решение разместить строительную выставку. Строительные работы начались в 30-х годах прошлого века, и главному зданию уделялось особенное внимание.
Создание проекта приписывали братьям Весниным, в ту пору весьма известным. Но исследования, которые проводились уже в наши дни, доказали, что автором был другой человек. Весьма неординарная личность – Генрих Людвиг, специалист в разных сферах.
Дом должен был напоминать самолет, и у создателей это действительно получилось. Если стоять рядом со зданием, заметить это трудно. А вот с высоты птичьего полета округлый фасад и форма креста создают вполне даже заметное сходство.
Не обошлось и без украшения фасада в духе эпохи. На стене был размещен барельеф «Семь сталеваров», его создал Исаак Менделевич, который позже стал обладателем Сталинской премии.
В результате в 1935 году дом стал известен тем, что здесь открылась выставка «Индустрия социализма».
Забвение
Дом-самолет пережил войну, а в 50-х годах власти решили объединить сразу несколько экспозиций. Так появился прообраз ВДНХ, и сначала это было в Хамовниках. Но вскоре грандиозный проект перенесли, туда, где он существует и поныне.
После этого в доме-самолете разместилось конструкторское бюро и другие структуры НИИ машиностроения. Мирное название существовало лишь на бумаге, на самом деле предприятие работало на военную промышленность.
И здание стало жертвой другой крайности – сверхсекретности. Появилась колючая проволока, и никто уже не заботился о красоте и сохранности фасадов. Отдельные участки дома и вовсе были перестроены.
Настоящее
Дому-самолету повезло в том, что когда СССР прекратил свое существование, здание не перестроили и не снесли. Добротные помещения пригодились новым организациям.
Но лишь в 2010 году к владению домом пришел инвестор, которого заинтересовала историческая ценность дома-самолета. И в 2012 году здание попало в реестр культурного наследия. И теперь дом восстановят. Он станет памятником советской эпохи и архитектуры.
Подписывайтесь на наш канал Яндекс Дзен и ставьте палец вверх!
Новостройки Самолет Девелопмент на карте
Спецпредложения: квартиры в популярных жилых комплексах Москвы и Подмосковья
Цена м 2 : 250 000 Р
Метро: Фили, 15 мин транспортом
Район: Москва
Цена м 2 : 189 000 Р
Метро: Озерная, 2 мин транспортом
Район: Москва, Озёрная улица, 35с5
Цена м 2 : 331 600 Р
Метро: Молодёжная, 2 мин транспортом
Район: Москва, Рублевское шоссе 101-105
Цена м 2 : 262 100 Р
Метро: Ботанический сад, 20 мин транспортом
Район: Москва, ул. Сельскохозяйственная, вл. 35, стр. 100, блок 1, 2, 3
Самолет Девелопмент – застройщик московского региона, на счету которого сегодня 12 объектов. Это такие новостройки Москвы и новостройки Московской области, как ЖК «Томилино 2018», ЖК «Люберцы 2015», ЖК «Люберцы 2016», ЖК «Внуково 2016», ЖК «Пригород Лесное», ЖК «Октябрьский 2016», ЖК «Люберцы 2017», ЖК «Внуково 2017», Спутник. Город будущего, ЖК «Химки 2019», ЖК «Остафьево», ЖК «Большое Путилково». Узнать характеристики новостроек и прочитать отзывы о работе «Самолет Девелопмент» вы можете на нашем сайте.
Для добавления объявлений вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.
Через социальные сети
Через социальные сети
Нажимая «Зарегистрироваться» вы
подтверждаете своё согласие с условиями
пользовательского соглашения