дом трех бенуа адрес
Дом трёх Бенуа: его противоречивый архитектурный ансамбль, фешенебельное прошлое и неоднозначное настоящее
В 1914 году на Петроградской стороне Петербурга по заказу компании «Первое Российское страховое общество» завершилось строительство доходного дома на ни много ни мало 250 квартир. Это здание прозвали Домом трёх Бенуа, поскольку проект его возведения принадлежал трём братьям — Леонтию Николаевичу, Альберту Николаевичу и Юлию Юльевичу Бенуа. Их архитектурное творение заняло целый квартал города и совершенно особое место в истории сначала Российской Империи, а затем Советского Союза.
В начале XX века к 200-летней годовщине Санкт-Петербурга в подарок жителям города преподнесли Троицкий мост, который соединил центр города и Петроградскую сторону. Именно это событие изменило статус этой части Петербурга: из забытой Богом окраины она превратилась в роскошный, буржуазный район.
В это же время начал формироваться современный вид Каменноостровского проспекта — главной артерии фешенебельной Петроградской стороны. Проспект активно застраивали потрясающе красивыми доходными домами в стиле модерн.
«Каменноостровский проспект — одна из самых лёгких и безответственных улиц Петербурга. Ни вправо, ни влево не поддавайся: там чепуха, бестрамвайная глушь. Трамваи же на Каменноостровском развивают неслыханную скорость. Каменноостровский — это легкомысленный красавец, накрахмаливший свои две единственные каменные рубашки, и ветер с моря свистит в его трамвайной голове. Это молодой и безработный хлыщ, несущий под мышкой свои дома, как бедный щёголь свой воздушный пакет от прачки».
Архитектурное убранство и знаменитые жители
Несмотря на то, что в архитектуре Петербурга вообще и Каменноостровского проспекта в частности царили модерновые каноны, братья Бенуа решили оформить свой легендарный дом в стиле неоклассицизма.
Парадный фасад, выходящий на проспект, отличается строгостью облика: сдержанным декором и чёткой симметрией. Для облицовки этой части архитектурного комплекса Бенуа использовали горшечный камень, привезённый из Швеции (и никакого модернового сочетания различных фактур!). Центральная часть фасада отделена от линии проспекта курдонёром, обозначенным колоннадой из красного гангутского гранита, выделяющегося на фоне серого массива здания.
«Дом 3-х Бенуа» в Петербурге — неожиданная контрастность: «город в городе» и самый протяженный проходной двор
Дом, построенный на Каменноостровском проспекте 3-я братьями-архитекторами Бенуа, знаменит весьма роскошным фасадом, а также своими необычными дворами, напоминающими лабиринт.
Проект братьев Бенуа не вписывался в сложившиеся архитектурные стереотипы тех лет, не был, как сейчас говорят, в тренде. Дом был выполнен в стиле неоклассицизма, который порой называют Петербургским возрождением. В отличие от модерна этот стиль олицетворял возвращение к истокам и, одновременно, сопричастность к европейской классической архитектуре.
Особенности дома
Фасады здания выходят сразу на 3 улицы: Каменноостровский проспект, Кронверскую улицу и Большую Пушкарскую улицу. Свыше 100 лет назад дом Бенуа считался самым крупным жилым комплексом в городе на Неве.
Занимая целый квартал Петроградской стороны, можно сказать, что это не дом, а — город в городе. Он был спроектирован на 250 больших квартир и оснащён передовыми инженерными коммуникациями: электричеством, водопроводом, канализацией, паровым отоплением.
В домах были лифты, в квартирах — телефоны, внизу — встроенные гаражи. В каждой из 25 парадных служил швейцар, в каждом дворе, которых более 10, был дворник. Инфраструктура включала в себя собственную электростанцию и котельную, мусоросжигательную печь и снеготаялку, а в цокольных этажах размещались прачечная и магазины.
Этот дом, который и сегодня выглядит весьма нарядно и масштабно, является памятником истории и культуры регионального значения. Он был построен в начале прошлого века по заказу Первого Российского страхового общества в стиле неоклассицизма по проекту Л. Н. Бенуа, Ю. Ю. Бенуа и А. Н. Бенуа при участии А. И. Гунста.
Удивительная история
Осип Мандельштам в своей повести «Египетская марка» дал очень красочное и поэтическое описание этой местности:
Каменноостровский проспект — одна из самых лёгких и безответственных улиц Петербурга. Каменноостровский — это легкомысленный красавец, накрахмаливший свои две единственные каменные рубашки, и ветер с моря свистит в его трамвайной голове. Это молодой и безработный хлыщ, несущий под мышкой свои дома, как бедный щёголь свой воздушный пакет от прачки.
История Каменноостровского проспекта, на котором находится дом Бенуа, берёт свое начало с дороги, ведущей в XVIII веке от Оружейного двора к Троицкой площади. Он именовался Большой Ружейной улицей, а затем «Дорогой на Каменный остров».
В XIX веке Каменноостровский проспект, который длился от Кронверского проспекта до Большой Невки, получил своё современное название. В 1903 году проспект дополнил участок, проложенный через Александровский парк к только что открытому к 200-летию города Троицкому мосту, соединившему отдаленный район с центром города.
Строительный бум быстро превратил Петроградскую сторону в фешенебельное место проживания. Застройка района была выполнена в модном тогда, современном европейском стиле, что привлекло сюда представителей буржуазной, аристократической и творческой элиты.
В 1911-1912 годах было возведено первое здание комплекса на Каменноостровском проспекте при участии родных братьев Леонтия и Альберта и их кузена Юлия Бенуа, а в 1913-1914 годах строительство завершает корпус на Кронверкской улице. В честь представителей архитектурной династии за домом закрепилось название «Дом трёх Бенуа», или просто — Дом Бенуа.
В дореволюционный период в корпусе дома, выходящем на улицу Большую Пушкарскую, находились 3 лазарета и контора Арало-Каспийской ж/д. При СССР здесь размещались разные организации. С 1918 года в доме появились коммунальные квартиры, а часть жилого фонда занимала советская номенклатура. Тут были также клуб и редакция газеты финских коммунистов, Дом просвещения.
В годы блокады Ленинграда в корпусе, выходящем на Большую Пушкарскую улицу, работал детский сад — один из немногих в Великую Отечественную войну. Он является старейшим в городе учреждением для дошкольников, построенным в 1915 году как кружок для детей. В 1921 году он был преобразован в детский сад.
Знаменитые жильцы дома 3-х Бенуа
Дом знаменит своими выдающимися жильцами. В разные годы здесь жили знаменитые композиторы, художники, деятели театра и кино, литераторы, архитекторы, учёные, партийные и государственные деятели и военачальники СССР.
До революции здесь проживал и издавал журнал «Золотое детство» писатель Михаил Чехов, родной брат Антона Павловича Чехова. К артистке балета Нестеровской переехал из Мраморного дворца князь императорской крови Гавриил Константинович.
Композитор Д. Д. Шостакович жил и творил в квартире № 5 корпуса по Большой Пушкарской улице с 1937 г. В этом доме им были написаны первые три части его Седьмой (Ленинградской) симфонии. Мемориальная доска с горельефом Д. Д. Шостаковича установлена со стороны Большой Пушкарской улицы, а в курдонёре, открывающемся на Кронверкскую улицу, установлен его бюст.
Затем первых жильцов сменили вожди пролетариата. С апреля 1926 года и до самой своей гибели квартиру с окнами на проспект занимал глава Ленинградского обкома КПСС Сергей Миронович Киров. Мемориальный музей его имени переехал сюда в 1956 году и в настоящее время принимает посетителей как филиал Государственного музея истории Петербурга.
Многие жильцы дома внесли существенный вклад в различных сферах деятельности, их имена вошли в историю страны: маршалы Советского Союза Л. А. Говоров и Б. М. Шапошников, актёры Н. К. Черкасов («Александр Невский») и Б. А. Бабочкин («Чапаев»), научный руководитель Института мозга человека РАН, академик Н. П. Бехтерева и другие. О творческих личностях дома свидетельствуют мемориальные доски на стене, выходящей на Кронверкскую улицу.
Неожиданные контрасты
Дом отличается архитектурной строгостью, в то же время плавными мягкими линиями фасадов. Членение на 2 этажа основания плюс трехэтажная основная часть придают постройке классически сдержанный вид.
Дом украшают невысокие колоннады, лепной декор, скульптуры, статуи богов Меркурия и Фортуны, лишенные помпезности, настенные фонари — все это добавляет изящества строению и оттеняет классическую строгость его пропорций.
Въезд в парадный двор оформлен двойной колоннадой из красного гранита, соединяющей южный и северный корпуса. Так же отделан цоколь фасада, а его остатками в виде мозаики выложены стены первого этажа внутреннего корпуса.
Несмотря на элегантные и солидные фасады, внутренние дворы — типичные Петербургские дворы-колодцы с причудливыми закоулками. Открытые парадные дворы—курдонеры не могли обеспечивать доступ в квартиры всем жильцам дома.
Внутри жилого комплекса устроили целую сеть закрытых дворов, типичных для Петербурга, которые соединялись друг с другом. Дворы пронумеровали для удобства. Здесь же находится самый протяженный проходной двор в Петроградском районе. Дворы составляют целый лабиринт.
Современность дома
И ныне дом не перестаёт контрастировать. В наши дни большую часть дома занимают квартиры, причём элитные апартаменты соседствуют с коммуналками, есть офисные помещения и отель.
На 4-ом этаже дверь в музей С. М. Кирова словно — портал в прошлое. А театр «Остров», занимающий площадь в цокольном этаже дома с 1999 года, — это уже реальность и связь с будущим.
Популярный историк и краевед Лев Лурье причислил проходные дворы Дома Бенуа к небанальным достопримечательностям Санкт-Петербурга. Режиссеры Ленфильма в их лабиринтах снимали действия сериалов, получивших всероссийскую известность: «Бандитский Петербург», «Агент национальной безопасности» и многие другие.
Необычной достопримечательностью дом обязан креативной работе современного художника Кирилла Миллера. Его «Стена столетия» посвящена юбилеям выдающихся людей, что претворяет в жизнь проект касательно идеи преемственности культурных традиций народов и поколений.
Барельефы авторы начали появляться в 2002 году и сегодня перед нами предстают выполненные в необычной стилистике личности эпохи: Даниил Хармс, Дмитрий Лихачев, Дмитрий Шостакович и Сальвадор Дали. Эта стена обращена к новому скверу памяти композитора Андрея Петрова, где можно совершить приятную прогулку в летнее время и полюбоваться современной скульптурой.
Дом трех бенуа адрес
Всего здесь было распланировано примерно 250 квартир, таким образом, дом стал « крупнейший и один из самых благоустроенных в дореволюционном Петербурге жилой комплекс», как писали об этом здании без малого сто лет назад.
В городе это здание называют «Дом Бенуа» или еще «Дом трех Бенуа», поскольку строился он по проекту трех представителей известной архитектурной семьи – родных братьев Леонтия и Альберта и их кузена Юлия Бенуа, при участии А. И. Гунста. Стиль постройки можно отнести к неоклассицизму.
Рассказывают, что революционные события привели на постой в одну из квартир этого дома князя императорской крови Гавриила Константиновича — сына великого князя Константина Константиновича. Он переехал к артистке кордебалета Мариинского театра из Мраморного дворца.
Для любителей классической музыки, это здание памятно тем, что в нем несколько лет жил и работал в кв.5 корпуса по Большой Пушкарской ул. над своей Седьмой (Ленинградской) симфонией (первые три части) композитор Дмитрий Шостакович. Прожил он здесь с 1937-го по 1941 год: до эвакуации в Куйбышев (ныне — Самара). В декабре 1945 года Д. Д. Шостаковичу предоставили кв.1 в первом этаже окнами на Каменноостровский пр., где он до 1949 г. раз в месяц проводил депутатские приёмы; в этой же квартире некоторое время жили родители жены Шостаковича. Со стороны Кронверкской улицы находятся мемориальные доски, оповещающие прохожих о творческих людях, некогда живших в этом доме, в том числе горельеф с изображением композитора, а во дворе, открывающемся на Кронверкскую улицу, установлен его бюст.
Также в доме трёх Бенуа стали пристанищем для композитора Д. А. Толстого, который жил тут некоторое время со своей матерью Н. В. Крандиевской после 1935 г., а с 1950 по 1957 г. — в квартире № 1 (часть которой была ему предоставлена по ходатайству Шостаковича). Художник Е. А. Кибрик (в 1930-х занимал квартиру-мастерскую № 44).
В наше время Дом трех Бенуа получил всероссийскую известность благодаря бесчисленным криминальным телесериалам – здание находится неподалеку от «Ленфильма» и от студии питерского телевидения. Помимо удачной географии (съемочные группы «ментовских» сериалов экономят на всем и натуру выбирают поближе к технической базе) дом выделяется лабиринтом проходных дворов – всего их, причудливо соединенных друг с другом, больше десятка. Да и к тому же, тут очень удобно прятаться от надоедливых фанатов. Вероятно, «киношники» и попросили сделать нумерацию домов комплекса трёх Бенуа столь запутанной и таинственной на первый взгляд.
С 1995 года в доме находится редакция газеты «Женское счастье», имеющей несколько приложений («Ведунья», «Здоровье и экология женщины», «Практичная хозяйка»). А с 1999 года в цокольном этаже «дома трех Бенуа», со стороны Каменноостровского проспекта, дает представления театр «Остров». В его фойе устроен небольшой музей любимого россиянами писателя и драматурга А. М. Володина.
История одного здания: Дом трех Бенуа в Петербурге
Д ом трех Бенуа стал одним из самых больших и благоустроенных зданий в Петербурге начала ХХ века. Его возвели на Каменноостровском проспекте по проекту трех представителей знаменитой творческой династии — родных братьев Альберта и Леонтия Бенуа и их кузена Юлия. В разные годы здесь жили композитор Дмитрий Шостакович, писатель Михаил Чехов, советский политический деятель Сергей Киров. Об истории этого удивительного здания читайте в нашем материале.
Техническое чудо братьев Бенуа
В начале XX века в Российской империи стали строить много доходных домов, квартиры в которых сдавались в аренду. Такие здания могли принадлежать как частным владельцам, так и разным организациям — монастырям, благотворительным обществам, учебным заведениям. Квартиры в них различались по степени благоустройства: небольшие комнаты предназначались для студентов, рабочих и других небогатых петербуржцев; просторные и хорошо обставленные апартаменты часто снимали состоятельные горожане.
Одним из самых известных зданий такого типа в Петербурге стал Дом трех Бенуа, фасады которого выходят сразу на три улицы: Каменноостровский проспект, Кронверкскую и Большую Пушкарскую.
В 1910 году Первое Российское страховое общество выкупило участок на Петроградской стороне. Тогда же прошел конкурс на разработку проекта дома, в котором победили архитекторы Юлий, Леонтий и Альберт Бенуа. Вместе с Анатолием Гунстом они спроектировали жилой дом, который стал самым большим и благоустроенным в дореволюционном Петербурге.
Строительство продолжалось с 1911 по 1914 год. По тем временам это здание считалось техническим чудом: в нем работали не только канализация и водопровод, но и паровое отопление, электрические лифты, собственная телефонная станция, прачечная, мусоросжигательная печь и снеготаялка. В центре комплекса зданий располагалась котельная. В каждой из 250 квартир были установлены камины. Одной из новинок для того времени стали встроенные каретные и гаражи для редких тогда автомобилей. Доходный дом обслуживали более 100 человек: истопники, дворники, сторожа и швейцары.
Центральную часть главного фасада украшал шестигранный купол, окруженный декоративными вазами. Первые два этажа были отделаны колоннами, резными панно и наличниками. Въезд в парадный двор оформляла колоннада из красного гангутского гранита, который добывали в Финляндии. Этот материал был популярен у петербургских архитекторов в конце XIX — начале XX века. Его использовали в отделке Литейного моста, облицовке буддийского храма, магазина ювелирной фирмы Фаберже, здания страхового общества «Россия».
Квартиры в Доме трех Бенуа состояли из пяти-семи комнат. Аренда стоила дорого, поэтому снимали их в основном состоятельные горожане: чиновники, ученые, актеры и режиссеры театра и кино, литераторы, композиторы, архитекторы.
Знаменитые жильцы дома
До революции в Доме трех Бенуа жил писатель Михаил Чехов — родной брат Антона Чехова. В то время он выпускал журнал «Золотое детство», в издании публиковали игры, ребусы и шутки для юных читателей, а также выкройки игрушек, которые можно было сделать своими руками.
В 1917 году Российское страховое общество ликвидировали, а здание национализировали. Большинству квартиросъемщиков пришлось съехать. Кто-то эмигрировал за границу, кого-то сослали в Сибирь или отправили в Петропавловскую крепость. Квартиры в Доме трех Бенуа заняли большевистские партийные деятели: Григорий Евдокимов, Григорий Зиновьев, Петр Попков, Эйно Рахья и другие.
В квартире №5 корпуса по Большой Пушкарской улице с 1937 года жил композитор Дмитрий Шостакович. В этом доме он написал первые три части Седьмой симфонии, которая также известна под названием «Ленинградская». Сейчас со стороны Большой Пушкарской улицы установлена мемориальная доска с горельефным изображением композитора, а в парадном дворе — курдонере, который виден с Кронверкской улицы, — находится его бюст.
В апреле 1926 года в шестикомнатной квартире №20 на четвертом этаже поселился первый секретарь Ленинградского обкома партии Сергей Киров. Здесь он провел последние восемь лет своей жизни. 6 января 1957 года в бывшей квартире Кирова открылся мемориальный музей.
В 1940–1958 годах на первом этаже Дома трех Бенуа жил архитектор Андрей Оль, который спроектировал Дом культуры завода «Серп и молот», жилой дом Управления Октябрьской железной дороги другие здания в Ленинграде.
Блокада и массовые репрессии
После убийства Сергея Кирова в 1934 году начались массовые репрессии. За четыре года в Доме трех Бенуа арестовали жильцов 55 квартир.
Во время блокады Ленинграда в корпусе, выходящем на Большую Пушкарскую улицу, работал старейший в городе детский сад. Он стал одним из немногих учреждений для дошкольников, которые не закрывались в годы войны.
Сейчас большую часть Дома трех Бенуа занимают коммунальные квартиры и элитные апартаменты. Здесь же находятся офисные помещения, гостиница, магазины. О том, что здание принадлежало Первому Российскому страховому обществу, напоминают статуи на фасаде: они изображают бога торговли и прибыли Меркурия и богиню удачи Фортуну.
Дом трёх Бенуа в Санкт-Петербурге
Санкт-Петербург привлекателен своей неповторимой архитектурой, ярким образчиком которой являются доходные дома. Об одном из них сегодня и пойдет речь, а именно о Доме трех Бенуа. Своим именем он обязан трем архитекторам, которые приняли участие в его проектировании: Леонтий Бенуа, Юлий Бенуа, Альберт Бенуа. Здание занимает практически целый квартал и выходит сразу на три улицы — Каменноостровский проспект, Кронверкскую и Большую Пушкарскую. Примечательно, что изначально конкурс на строительство выиграли другие зодчие, но по непонятным причинам их проект так и не был реализован.
Дом трёх Бенуа в Санкт-Петербурге
Как добраться
Адрес дома — Каменноостровский проспект, д. 26—28; Кронверкская улица, д. 29; Большая Пушкарская улица, д. 37. Он равноудален от станций «Петроградская» и «Горьковская», путь от них займет 7—10 минут. Чтобы попасть на обзорную экскурсию по дому, необходима предварительная запись. Всю информацию о посещении можно получить на сайте музея им. Кирова. Стоимость пешеходной экскурсии «Тайны старого дома» — 250 рублей (декабрь 2019 года). На кассе принимают банковские карты.
Немного истории
Доходный дом трех Бенуа был возведен по заказу «Первого российского страхового общества» в 1911—1914 годах. Все квартиры в нем служили для долгосрочной аренды. После открытия Троицкого моста в начале XX века Петроградская сторона становится фешенебельным районом Петербурга. Жилье, возводимое здесь, предназначалось для обеспеченных горожан. В наши дни Дом трех Бенуа назвали бы элитным. Для сравнения: заработная плата швейцара составляла 40 рублей, кухарки — 5—8, а аренда квартиры могла достигать 400 рублей в месяц. Стоимость варьировалась в зависимости от того, на какую сторону выходили окна.
Указатели дворов Соседнее здание бывшей фабрики «Комсомолка» (сейчас — ЗАО «Салют»)
Архитектура дома впечатляет, он имеет несколько дворов различного назначения, в том числе и парадный двор-курдонёр, отделенный от Каменноостровского проспекта колоннадой из красного гангутского гранита. Для облицовки фасада был использован горшечный камень из Швеции, идеально подходящий для петербургского климата. Благодаря своим природным свойствам он не впитывает воду и разрушается крайне медленно. На настоящий момент в доме не было ни одного капитального ремонта. Фасады дома украшены маскаронами, грифонами, рельефными изображениями рыб и статуями.
Эта часть дома выходит на Кронверкскую улицу Часть западного фасада Кронверкская улица, дом № 29
К моменту постройки здания в нем были установлены подъемные машины (лифты), работало центральное отопление и горячее водоснабжение, собственные тепло- и электростанция. Обеспечением комфорта жильцов 250 квартир занимались 20—30 дворников, в парадных размещались швейцары. В каждой квартире были спланированы помещения для прислуги, черная лестница и специальная холодная комната с температурой, близкой к уличной, предназначенная для хранения продуктов.
Маскароны над окнами Элементы оформления Разнообразная отделка фасадов
После прихода советской власти в доме начали появляться коммунальные квартиры, в обычные же стали селить партийную номенклатуру. Многие жильцы впоследствии были репрессированы. Среди известных обитателей дома стоит отметить композитора Дмитрия Шостаковича, актера Бориса Бабочкина и маршала Леонида Говорова. С 1926 по 1934 г. здесь проживал С. М. Киров, первый секретарь Ленинградского обкома ВКП(б).
Скульптура на фасаде Одна из парадных Музей в квартире, где проживал Сергей Киров
В наши дни дом представляет собой сплав жилья различных социальных слоев. В нем сосуществуют коммунальные квартиры и роскошные многокомнатные. Первые этажи занимают организации и магазины. Во второй парадной на 4-м и 5-м этажах расположился музей Кирова.
Если кратко, в целом:
- великолепная архитектура; интересная экскурсия; дворы-лабиринты.