дретуньский полигон расположение объектов
Пеший поход по заброшенному полигону «Дретунь»
Включенно в стоимость
Не включенно в стоимость
Как добраться, место встречи
Туда: сбор группы и встреча с инструктором осуществляется в Минске на ст.м. «Могилёвская» (парковка возле ТЦ «МОМО») в 06:30 в первый день похода. К месту старта перемещаемся на заказном автобусе, который будет сопровождать нас весь поход.
Обратно: в Минск возвращаемся на этом же автобусе не позднее 21.00
Для тех, кто желает добираться на место старта самостоятельно, местом встречи может быть ж/д станция Алёща или деревня Малое Ситно (время согласовывается дополнительно).
Если вы едете на своей машине или добираетесь до места старта самостоятельно на общественном транспорте, то гарантировано получаете скидку 20 руб, а так же, если вы готовы разместить в своем автомобиле других участников группы, вы дополнительно получите скидку в размере 20 руб за каждого взятого пассажира, но не более 80 руб (включая вас).
Описание маршрута похода
Мы пройдём по территории бывшего военного полигона, получившего своё название по имени находящейся рядом деревни Дретунь. Это очень живописные места с огромным количеством больших и малых озёр, проток, рек и речушек. Здесь и сосновые леса, и заболоченные низины, и песчаные возвышенности. Кроме того, на территории полигона находится несколько довольно интересных военных объектов, таких, как высота Абашина.
В тёплое время года здесь множество грибов и ягод, а рыбаки, если не поленятся, могут испытать удачу на вечерней стоянке.
Живём в палатках, так что все атрибуты настоящего похода у нас будут! Но! Их не надо носить на себе: все тяжёлые вещи на ночёвку привезёт машина сопровождения! Поэтому маршрут подойдёт даже для не слишком подготовленных туристов и для родителей с детьми.
Программа похода по дням
День 1
Встреча группы с инструктором на ст.м. «Могилёвская». Из Минска мы отправляемся на заказном автобусе, который будет сопровождать нас весь поход.
Едем в Витебскую область, район деревни Малое Ситно. Расстояние около 300 км.
По прибытии на место завтракаем. После этого наши пути с автобусом разойдутся. С собой возьмём только перекус на обед и воду или чай в дорогу. Остальные вещи, которые не нужны нам до вечера, оставляем в машине.
Мы отправляемся через озёра Недружно, Крупань, Хатнешик гулять по лесным живописным тропинкам. Пройдём между озёр Тросно и Вырвино. Пообедаем на одном из этих озёр.
Далее мимо озера Лешно выйдем к командному пункту «Высота Абашина».
С крыши этого сооружения открываются потрясающие виды, в том числе и на озеро Сосно, на берегу которого мы планируем ночевать.
На озере встречаемся с нашей машиной, ставим лагерь, ужинаем, отдыхаем и делимся впечатлениями возле костра.
Расстояние за день примерно 20 км
День 2
Утром, после завтрака, собираем вещи, загружаем их в машину, взяв с собой, как и в предыдущий день, только обед, и отправляемся гулять дальше. Нас ждёт множество небольших озёр с очень звучными названиями: Серебряное, Остинец, Свотье, Одинокое, Пьяное, Рыбное…
Мимо них выйдем на второй командный пункт, полюбуемся пейзажами с высоты. Дальше идём мимо озёр Нечвора и Уклейно, с севера обойдём озеро Тросно и выйдем в деревню Дретунь. Здесь встречаемся с нашим автобусом и отправляемся в Минск. Дома планируем быть не позднее 21:00.
Расстояние на день около 20 км.
Дополнительная информация
Корпоративным группам и группам друзей: мы можем организовать поход по данному маршруту в любые дни (выходные и будние), если у вас сформировалась группа друзей, или коллег по работе. Мы найдём варианты, что бы организовать для вас поход!
Отчеты о походах
Туристское предприятие оставляет за собой право изменять график поездки, а также вносить некоторые изменения в программу тура без уменьшения количества и качества предоставляемых услуг.
Любой из маршрутов может быть скорректирован во время похода в большую или меньшую сторону руководителем группы в зависимости от физического состояния участников, погодных и других факторов.
Новое в блогах
Запад-81. Дневники бульбаша лейтенанта-взводного
Приблизительно в 19 часов 30 минут 12 августа 1981 года мои товарищи приняли по пятьдесят граммов перед ужином, вышли из офицерской палатки шестой роты, и я сфотографировал их на память.
«Запад-81» — оперативно-стратегические учения армии и флота СССР, проходившие с 4 по 12 сентября 1981 года на территории Белорусского и Прибалтийского военных округов, а также в акватории Балтийского моря. Являются крупнейшими учениями в истории советских Вооруженных Сил. По масштабам сопоставимы лишь с крупными операциями времен Великой Отечественной войны.
Заключительной фазой учений стало десантирование 7-й гвардейской воздушно-десантной дивизии на полигон под Минском. Присутствовали министры обороны всех стран Варшавского Договора, а также министры иных дружественных стран.
Считается, что попутно со стратегическими целями учений решались и актуальные на тот момент военно-политические задачи по отработке возможной операции по вводу войск на территорию Польши. Значительная часть материалов по учениям «Запад-81» до сих пор засекречена.
Гати для показной войны на Дретуньском полигоне строили несколько лет!
Потребовали, чтобы наш товарищ Женя Жданович (на снимке ниже) и сотни ему подобных лейтенантов наколотили и сожгли как можно больше реальной бронетехники. Чтобы создали «пейзаж», как в июле 1944 года.
Лейтенант Евгений Жданович возле вспоротой снарядами и сгоревшей бронированной разведывательно-дозорной машины (БРДМ-1) на Дретуньском полигоне. 1981 г. Фото Сергея Крапивина
То ли танк подцепил бревна гати колейным ножевым минным тралом КМТ-4, то ли там прореха была… Очевидцы рассказывали так: идет танк и вдруг останавливается, начинает погружаться. Потом «буль» и — нету танка. Множество людей слышало в эфире смертный крик тонущего экипажа… И только чудом выскочивший командир бредет по болоту, держась за голову. Механик-водитель ушел на глубину вместе с машиной, а наводчика, на счастье, в экипаже не было. Подготовку к учениям приостановили, технику загнали в парки. Затем вызвали водолазов с Балтфлота. Чтобы танк зацепить тросами, их опускали в болото в емкости, похожей на огромную бочку. Что-то долго не получалось, говорили о каких-то умопомрачительных глубинах, но в конце концов сделали локальное осушение и танк достали. Тело механика нашли на лобовой броне. На Дретуньском полигоне появилась большущая песчаная «лунка», а на картах масштаба 1:25 000 сделали пометки «Ловушка». А нам комбат сказал (а ему комполка, соответственно), что наверху принято решение обойтись без репрессий и вообще «надо лучше готовить гати».
Ух, как горела потом эта «вертушка», в которой топливные баки намеренно оставили полными!
На фотографии, которую я сделал на Дретуньском полигоне 8 сентября 1981 года во время загрузки снарядов, командир 6-й роты Байков стоит справа вверху — в черном комбинезоне и полевой фуражке, с ведомостью выдачи боеприпасов в руке.
Танки тонули не единожды на Дретуньском полигоне при подготовке учений «Запад-81». Но большинство случаев не получало огласки потому, что экипажи успевали спастись. Как, например, на публикуемом ниже любительском снимке, где изображена развалившаяся гать при въезде в лагерь мотострелков 339-го полка.
Да, теоретически можно в озеро Байкал навалить много-много песка, бревен и таким образом построить дорогу для танков. Но зачем это нужно, если существует техника переправы с применением понтонов? На войне — не только сплошное преодоление невозможного, но и должен быть здоровый рационализм. Для чего в 1980-1981 годах на Витебщине варварски извели тысячи гектаров леса и закатали их в болотные глубины?
Полагаю, что дури ради.
По прошествии времени я специально поинтересовался: какие армейские подразделения форсировали Дретуньские болота в период Великой Отечественной войны?
А практически никакие. Немцы в сорок первом эти места обошли.
Летом же 1944 года наша 4-я ударная армия в составе 1-го Прибалтийского фронта двинулась правее Дретуни и Полоцка. А 6-я гвардейская армия наступала левее по фронту Дретуньских болот и вышла к Полоцку с юга. И еще вопрос: где в Центральной и Западной Европе (предполагаемый в 1981 году театр военных действий для 120-й дивизии) можно отыскать такие болота, как в районе Дретуни?
В лесу у границы с Россией: от Алёщи до Дретуни
Прежде я рассказал, как проехал на дизель-поезде по белорусской части Бологое-Полоцкой железной дороги и прибыл на разъезд Алёща, что в трёх километрах от белорусско-российской границы. Дальше я отправился в пеший поход по нескольким деревням белорусского приграничья, соединённых грунтовыми дорогами.
Как уже раньше упоминал, жилые поселения в этой местности на «Крайнем Севере» Беларуси окружены обширными лесами. Преобладают здесь сосновые боры, раскинувшиеся на холмистой равнине. Во впадинах между холмов тут и там блестят воды больших и малых озёр. Деревень здесь немало, но они, в основном, небольшие, так сложилось исторически. Людей здесь всегда жило относительно немного, а сейчас и подавно — за последние десятилетия сельское население на белорусском Севере сократилось весьма значительно. Тем не менее, в летнее время ощущения безлюдности здесь не возникает, недостаток постоянных жителей восполняют временные обитатели этих мест — дачники, рыбаки, грибники.
У разъезда, бывшей станции, Алёща живёт небольшой пристанционный посёлок (офиц. деревня) с тем же именем. Возник он благодаря железной дороге, а имя ему и станции дала, давно ушедшая в историю, деревушка Алёща в нескольких километрах от стальной магистрали.
2. Посёлок Алёща. Типовые деревянные дома и остановка автобуса в Полоцк, который ходит здесь два раза в день 5 дней в неделю.
3. Дизель, которым я приехал. Заинтересовал памятник-пирамидка, прямо возле одного из домов.
4. Подумал, что могила солдата или партизана, оставшаяся с войны. В наших краях встречаются такие захоронения прямо у домов, даже в палисадниках. Однако это было гораздо более странный памятник. Использовался он явно вторично и похоронен под ним, согласно табличке, человек умерший в 1994 году, а родившийся в 1938-ом (то есть, не ветеран войны). Может это и не могила даже, а кенотаф.
От станционного посёлка Алёща идёт грунтовка в деревню Малое Ситно, куда я и отправился. Идти до деревни около 5 километров по лесу. Мимо несколько раз проезжали автомашины. Одна из них, старенький тарахтящий «Жигулёнок», сначала проехал в сторону Алёщи, а уже минут через семь вновь показался на дороге, двигаясь в обратную сторону. Вдруг остановился возле меня. Пожилой водитель, перекрикивая стреляющий мотор своего «коня», спросил куда я иду и предложил подвезти. Я отказался, всё-таки моей целью была пешая прогулка по этим местам, да и времени до обратного поезда было много.
5. Дорога в Малое Ситно
Вдруг в дорожной пыли увидел маленькие стеклянные шарики, рассыпанные по поверхности дороги вместе с песком. Это вызвало детские воспоминания. В моём детстве эти шарики считались ценностью. Их использовали как обменную валюту и ими играли в разные игры. Но, главное, никто не знал для чего они и откуда берутся. Ходила легенда, что если положить стеклянную бутылку на рельсы, то после прохода поезда стекло не разобьётся, а расплавится и превратится в такие шарики. Мы, конечно, клали бутылки под поезд, но желаемого результата не получали. Уже потом, во взрослой жизни, я прочитал, что эти шарики — полуфабрикат при производстве стекловолокна и изделий из него. А делают их на заводе в Полоцке. Подобрал несколько стеклянных сфер на память.
Через два километра пути свернул с грунтовки на лесную дорожку к небольшому озеру Девички. На повороте вдруг из кустов спросили «Сколько времени?». Это был мужик средних лет и несколько «зэковских» повадок, собиравший чернику.
7. Рыбак у озера Девички
8. Такие таблички там висят повсеместно. Я слышал про отчёты лесхозов о штрафах за мусор в лесу или незаконный (неправильный) сбор ягод, которые помогли назначить развешенные по лесу видеоловушки. Сами устройства не видел.
Наконец, из-за очередного поворота показался первый дом Малого Ситно. Это крупная по местным меркам деревня, в 2010 здесь жило около 300 человек. Сельсовет. Трудно сказать, когда образовалось это поселение, но известия о нём начинаются во времена Ливонской войны, в середине 16 века.
В 1563 году Иван Грозный, ведя войну с Великим княжеством Литовским, приказал заложить у озера Измок и реки Полота деревянную крепость Ситно. В 1566 литовские казаки хитростью завладели крепостью и вырезали её гарнизон в 300 душ, а крепость сожгли. Но русские войска восстановили укрепление, согласно рисунку 1579 года новая крепость имела 4 башни и одни ворота. Окончательно крепость Ситно была захвачена и разрушена войсками польского короля Стефана Батория в 1579 году. С той поры до нас дошло небольшое замчище, к которому я направился.
Валы укрепления расположены в паре сотен метров от крайних домов Малого Ситно. На местности остатки крепости выражены не очень сильно, но мимо не пройдёшь, хотя бы благодаря памятной доске, которая здесь установлена. Да и некуда дальше идти: на севере озеро Измок, на востоке из него вытекает река Полота, на западе заболоченные заросли. Место было подобрано хорошо.
13. Озеро Измок, вид с валов замчища
Вернулся в деревню. Стоял разгар уборочной кампании картофеля, главного овоща белорусов, и многие обитатели М. Ситно проводили время в огородах. Перешёл по мосту Полоту, реку, давшую имя Полоцку, войдя в основную часть деревни. В Малом Ситно несколько улиц, в центре сельсовет, братская могила и кладбище. Где-то на окраине работает школа. Раньше в деревне был филиал, так называемой, «химии» — колонии-поселения открытого типа. Заключённым разрешалось свободно ходить по деревне. Теперь «химии» здесь нет, но часть бывших «зэка», как мне показалось, осела в этих краях.
14. Несмотря на наличие трактора, «бульбу» выкапывают по старинке — конём.
15. Жёлто-зелёный — один из самых популярных в Беларуси вариантов окраса деревенских домов.
17. Река Полота в Малом Ситно. Несмотря на сентябрь, из воды только что вылез купавшийся. Погода стояла жаркая.
19. Братская могила
20. На кладбище заметил захоронение семьи с немецкими корнями.
21. У некоторых были славянские фамилии, но отчества ещё немецкие. При этом православные кресты.
22. Живописная остановка
23. «Рука кремля» 🙂 Различные бочки в деревне используются как контейнеры для сбора мусора.
24. Водоразборная колонка в резном деревянном кожухе и дом с украшенным фронтоном. Два ромба на фронтоне — особенность шумилинско-полоцкого региона. В Витебске обычно ромбов или квадратов 3-5. Вообще же, ромбы на фронтонах характерны только для северной Витебщины, насколько я успел заметить.
25. Николаевская церковь в приспособленном для храма доме.
По песчаной дороге в сосновом бору пошёл на запад, к деревне Недружно. Солнечная погода, запах смолистой хвои и пение птиц — выходной складывался удачно. Омрачали путь лишь оленьи кровососки, в народе их называют «лосиными клещами» или » лосиными мухами». Это такие назойливые летающие насекомые, которые садятся на вас, отбрасывают крылья и лезут в волосы и под одежду. Пишут, что если их не выкурить оттуда, то через некоторое время кусают и пьют кровь. Меня может один-два раза укусили, но не уверен. Первый раз они напали на меня на замчище Ситно, а потом периодически преследовали весь день, стоило зайти в какие-нибудь заросли.
28. По дороге в Недружно
В деревне Недружно, кажется, остались почти одни лишь дачники. Деревня в красивом возвышенном месте, над одноимённым озером. Топонимический словарь утверждает, что название это означает «недружное поселение». Но я сомневаюсь, скорее название деревни перешло от названия озера. Тем более, ещё одно озеро с таким названием есть и севернее, за железной дорогой. А там деревни на берегу нет ни на одной карте…
Подтверждение своей мысли неожиданно нашёл в «Вестнике Приамурского государственного университета им. Шолом-Алейхема» в Биробиджане. «Все названия лимнонимов типа Невежа, Недружно, Нежлево являются названиями-предупреждениями, указывают на тупиковость озёр для плавания, попасть водным путем в них можно, а дальше — только движение назад», утверждается в статье.
29. Деревня Недружно. Такие полосатые ставни я видел и в Малом Ситно, и в Недружно. А вот в других местах они мне не встречались.
31. Деревня Недружно сейчас разделена на две части с пустырём между ними. В западной части встретился ещё один дом с полосатыми ставнями.
Дальше опять сосновый лес и озеро — под названием Крупань. После этого дорога стала совершенно песчаной, так что было трудно по ней идти. Взрослый сосновый бор вскоре сменился молодыми посадками хвои и я понял, что зашёл на территорию бывшего военного полигона Дретунь. Дретуньский полигон довольно большой, занимает площадь примерно 15 на 7 километров, но я прошёл его лишь по касательной.
32. На краю полигона Дретунь
Ранее в комментариях мне писали, что полигон появился ещё до революции, но я нашёл сведения, что он был оборудован уже в советское время, в апреле-октябре 1925 года. Полигон обычно использовался как артиллерийский, но считался общевойсковым. Ещё в детстве я от своих друзей и родственников, которые проводили лето в деревнях, окружавших Дретуньский полигон, слышал разговоры о том, какие взрывы доносились отсюда и как дрожали стёкла в домах. В 1981 году здесь прошла часть учений «Запад-81» — крупнейших военных учений в истории СССР, а возможно и всего мира. В постсоветское время полигон был закрыт и сейчас его территория открыта для посещения. Однако, иногда здесь всё же проводятся военные учения.
Через пару километров я вновь вышел к Полоте, которую перешёл по пешеходному мостику, на одной из карт обозначенном как Красноармейский. До деревни Дретунь, конечной точки моего пешего маршрута, оставалось ещё два километра, которые я и миновал за следующие полчаса.
33. Мост через Полоту, а рядом брод для машин (и танков 🙂 )
34. За мостом обнаружил вот такую инсталляцию. Так и не понял её предназначение, остались только версии…
35. Последние километры пути запомнились шишкинскими пейзажами
Деревня Дретунь, можно сказать, центр этой лесной округи. Станция здесь с момента постройки железной дороги, работает лесхоз, население около 330 человек (2010). Однако, странно, что деревня даже не имеет статуса агрогородка и не является центром сельсовета (входит в Малоситнянский с/с).
37. Остановочный павильон
38. Все хотят жить в какой-нибудь столице!
39. Вот этим почтовым аистом и закончилась моя 20-километровая прогулка.
В Дретуни я провёл около полутора часов, ожидая дизель, которым вернулся в Полоцк. А оттуда (благодаря «мудрой» отмене маршруток) на ПДСе «Полоцк-Гомель» добрался до Витебска.