дух божий что это

Дух божий что это

1) бес­те­лес­ное лич­ност­ное суще­ство (Бог ( Ин.4:24 ), ангел ( Пс.103:4 ), душа почив­шего чело­века ( 1Пет.3:19 ) либо чело­ве­че­ская душа вообще ( Тов.3:6 );
2) высшая сила чело­ве­че­ской души, посред­ством кото­рой чело­век познает Бога (чело­ве­че­ский дух вме­щает в себя Боже­ствен­ную бла­го­дать, явля­ется ее про­вод­ни­ком для всех сил души);
3) духовно-нрав­ствен­ное рас­по­ло­же­ние; духовно-нрав­ствен­ный настрой (см. молитву прп. Ефрема Сирина);
4) харак­тер, нрав ( Пс.75:13 ) (пример: чело­век силь­ный духом = чело­век с силь­ным харак­те­ром).

«В каждом чело­веке есть дух – высшая сто­рона чело­ве­че­ской жизни, сила, вле­ку­щая его от види­мого к неви­ди­мому, от вре­мен­ного к веч­ному, от твари к Творцу, харак­те­ри­зу­ю­щая чело­века и отли­ча­ю­щая его от всех других живых тварей назем­ных. Можно сию силу ослаб­лять в разных сте­пе­нях, можно криво истол­ко­вы­вать ее тре­бо­ва­ния, но совсем ее заглу­шить или истре­бить нельзя. Она неотъ­ем­ле­мая при­над­леж­ность нашего чело­ве­че­ского есте­ства» (св. Феофан Затвор­ник)

Следуя св. Отцам, чело­ве­че­ский дух – не само­сто­я­тель­ная часть души, не нечто отлич­ное от нее. Чело­ве­че­ский дух нераз­рывно связан с душой, всегда соеди­нен с ней, пре­бы­вает в ней, состав­ляет ее высшую сто­рону. По слову св. Фео­фана Затвор­ника, дух есть «душа души чело­ве­че­ской», «сущ­ность души».

По слову св. Игна­тия Брян­ча­ни­нова, «суще­ство чело­века, вер­хов­ная сила его, кото­рой он отли­ча­ется от всех земных живот­ных, кото­рой он равен анге­лам, дух его, есть образ суще­ства Божьего; свой­ства духа чело­ве­че­ского служат в состо­я­нии непо­роч­но­сти своей, подо­бием свойств Бога».

Согласно св. Гри­го­рию Чудо­творцу, чело­ве­че­ский дух не имеет качеств, кото­рые вос­при­ни­ма­ются чув­ствами.

Чело­ве­че­ский дух есть разум­ное начало в силу чего св. Отцами он часто назы­ва­ется умом (св. Иоанн Дамас­кин, св. Гри­го­рий Нис­ский, св. Игна­тий Брян­ча­ни­нов).

По мысли св. Игна­тия Брян­ча­ни­нова, чело­ве­че­ский дух неви­дим и непо­сти­жим, подобно неви­ди­мому и непо­сти­жи­мому Уму Божию. В то же время чело­ве­че­ский дух есть только образ своего Боже­ствен­ного Пер­во­об­раза, а совсем не тож­де­стве­нен Ему.

«Сотво­рен­ное по образу, конечно, во всем имеет упо­доб­ле­ние Пер­во­об­разу, умствен­ное – умствен­ному и бес­плот­ное – бес­плот­ному, сво­бодно от вся­кого вре­мени, как и Пер­во­об­раз, подобно ему избе­гает вся­кого про­стран­ствен­ного изме­ре­ния, но по свой­ству при­роды, есть нечто иное с ним», – гово­рит св. Гри­го­рий Нис­ский. В отли­чие от нетвар­ного Духа Божьего, чело­ве­че­ский дух тварен и огра­ни­чен. По своему суще­ству Дух Божий совер­шенно отли­ча­ется от духа чело­ве­че­ского, ибо сама сущ­ность послед­него огра­ни­чена и конечна.

Св. Феофан Затвор­ник гово­рит, что чело­ве­че­ская духов­ность есть твар­ная, огра­ни­чен­ная и конеч­ная духов­ность. Совер­шен­ной духов­но­стью она ста­но­вится только через соеди­не­ние с бес­ко­неч­ным, нетвар­ным и неогра­ни­чен­ным Духом – Богом. «Ника­кая тварь не рав­но­честна Свя­тому Духу. Все чины Анге­лов, все небес­ное воин­ство, сово­куп­лен­ные воедино, не могут быть упо­доб­лены и срав­нены со Святым Духом» (св. Кирилл Иеру­са­лим­ский).

Свя­ти­тель Игна­тий Брян­ча­ни­нов о чело­ве­че­ском духе

«Все чело­ве­че­ство, кото­рое не входит в глу­бо­кое рас­смат­ри­ва­ние есте­ства души, доволь­ству­ясь позна­нием поверх­ност­ным, обще­при­ня­тым, без­раз­лично назы­вает неви­ди­мую часть суще­ства нашего, живу­щую в теле и состав­ля­ю­щую его сущ­ность, и душою и духом. Как при­зна­ком жизни живот­ных служит так же дыха­ние, то они обще­ством чело­ве­че­ским назы­ва­ются от жизни живот­ными, и от души оду­шев­лен­ными (animales). Прочее веще­ство назы­ва­ется без­жиз­нен­ным, неоду­шев­лен­ным, или без­душ­ным. Чело­век, в отли­чие от прочих живот­ных, назы­ва­ется сло­вес­ным, а они, в отли­чие от него, бес­сло­вес­ными. Масса чело­ве­че­ства, все­цело заня­тая попе­че­ни­ями о земном и вре­мен­ном, на все иное смот­ря­щая поверх­ностно, видела раз­ность между чело­ве­ком и живот­ными в даре слова. Но мужи разум­ные поняли, что чело­век отли­ча­ется от живот­ных внут­рен­ним свой­ством, осо­бен­ною спо­соб­но­стью души чело­ве­че­ской. Эту спо­соб­ность они назвали силой сло­вес­но­сти, соб­ственно духом. Сюда отне­сены не только спо­соб­ность мыс­лить, но и спо­соб­ность к ощу­ще­ниям духов­ным, каковы ощу­ще­ние высо­кого, ощу­ще­ние изящ­ного, ощу­ще­ние доб­ро­де­тели. В этом отно­ше­нии зна­че­ние слов душа и дух весьма раз­лично, хотя в обще­стве чело­ве­че­ском оба слова упо­треб­ля­ются без­раз­лично, одно вместо дру­гого…

Учение о том, что чело­век имеет душу и дух, нахо­дится и в Свя­щен­ном Писа­нии ( Евр. 4:12 ), и в святых отцах. По боль­шей части оба эти слова упо­треб­ля­ются для обо­зна­че­ния всей неви­ди­мой части суще­ства чело­ве­че­ского. Тогда оба слова имеют зна­че­ние тож­де­ствен­ное ( Лк.23:46 ; Ин.10:15,18 ). Раз­ли­ча­ется душа от духа, когда это тре­бу­ется для объ­яс­не­ния неви­ди­мого, глу­бо­кого, таин­ствен­ного аске­ти­че­ского подвига. Духом назы­ва­ется сло­вес­ная сила души чело­ве­че­ской, в кото­рой напе­чат­лен образ Божий и кото­рой душа чело­ве­че­ская отли­ча­ется от души живот­ных: живот­ным Писа­ние также при­пи­сы­вает души ( Лев. 17:11,14 ). Пре­по­доб­ный Мака­рий Вели­кий на вопрос: «Иное ли есть ум (дух), и иное ли душа?» – отве­чает: «Якоже члены тела, многие суще, единым чело­ве­ком име­ну­ются, так и члены души суть многие, ум, воля, совесть, помыш­ле­ния осуж­да­ю­щие и оправ­ды­ва­ю­щие; однако вся сия в едину соеди­нены сло­вес­ность, и члены суть душев­ные; едина же есть душа внут­рен­ний чело­век» (Беседа 7, гл. 8. Пере­вод Мос­ков­ской Духов­ной Ака­де­мии, 1820 г.). В пра­во­слав­ном бого­сло­вии читаем: «Что каса­ется до духа, кото­рый, на осно­ва­нии неко­то­рых мест Писа­ния ( 1Фес.5:23 ; Евр.4:12 ), почи­тают тре­тьей состав­ной частью чело­века, то, по словам свя­того Иоанна Дамас­кина, он не есть что-либо отлич­ное от души и подобно ей само­сто­я­тель­ное, а есть высшая сто­рона той же души; что глаз в теле, то ум в душе»

Свт. Феофан Затвор­ник о чело­ве­че­ском духе

«Что же это за дух? Это та сила, кото­рую вдох­нул Бог в лицо чело­века, завер­шая сотво­ре­ние его. Все роды существ назем­ных изво­дила по пове­ле­нию Божию земля. Из земли изошла и всякая душа живых тварей. Душа чело­ве­че­ская хотя и сходна с душою живот­ных в низшей своей части, но в высшей она несрав­ненно пре­вос­ход­нее ее. Что она явля­ется такою в чело­веке, это зави­сит от соче­та­ния ее с духом. Дух, вдох­ну­тый Богом, соче­тав­шись с нею, столько воз­вы­сил ее над всякою нече­ло­ве­че­скою душою. Вот почему внутри себя мы заме­чаем, кроме того, что видится у живот­ных, и то, что свой­ственно душе чело­века оду­хо­в­лен­ной, а выше еще – то, что свой­ственно соб­ственно духу.

Дух, как сила, от Бога исшед­шая, ведает Бога, ищет Бога и в Нем одном нахо­дит покой. Некиим духов­ным сокро­вен­ным чутьем удо­сто­ве­ря­ясь в своем исхож­де­нии от Бога, он чув­ствует свою полную от Него зави­си­мость и сознает себя обя­зан­ным вся­че­ски уго­ждать Ему и жить только для Него и Им.

Более ося­за­тель­ные про­яв­ле­ния сих дви­же­ний жизни духа суть:

1) Страх Божий. Все люди, на каких бы они сте­пе­нях раз­ви­тия ни стояли, знают, что есть вер­хов­ное суще­ство, Бог, Кото­рый все сотво­рил, все содер­жит и всем управ­ляет, что и они во всем от Него зави­сят и Ему уго­ждать должны, что Он есть Судия и Мздо­воз­да­я­тель вся­кому по делам его. Таков есте­ствен­ный символ веры, в духе напи­сан­ный. Испо­ве­дуя его, дух бла­го­го­ве­ин­ствует пред Богом и испол­нен страха Божия.

2) Совесть. Созна­вая себя обя­зан­ным уго­ждать Богу, дух не знал бы, как удо­вле­тво­рить сей обя­зан­но­сти, если бы не руко­во­дила его в сем совесть. Сооб­щив духу частичку своего все­ве­де­ния в ука­зан­ном есте­ствен­ном сим­воле веры, Бог начер­тал в нем и тре­бо­ва­ния Своей свя­то­сти, правды и бла­го­сти, пору­чив ему же самому наблю­дать за испол­не­нием их и судить себя в исправ­но­сти или неис­прав­но­сти. Сия сто­рона духа и есть совесть, кото­рая ука­зы­вает, что право и что не право, что угодно Богу и что не угодно, что должно и чего не должно делать; указав, властно понуж­дает испол­нить то, а потом за испол­не­ние награж­дает уте­ше­нием, а за неис­пол­не­ние нака­зы­вает угры­зе­нием. Совесть есть зако­но­да­тель, блю­сти­тель закона, судия и воз­да­я­тель. Она есть есте­ствен­ные скри­жали завета Божия, про­сти­ра­ю­ще­гося на всех людей. И видим у всех людей вместе с стра­хом Божиим и дей­ствия сове­сти.

3) Жажда Бога. Она выра­жа­ется во все­об­щем стрем­ле­нии ко все­со­вер­шен­ному благу и яснее видна тоже во все­об­щем недо­воль­стве ничем твар­ным. Что озна­чает это недо­воль­ство? То, что ничто твар­ное удо­вле­тво­рить духа нашего не может. От Бога исшедши, Бога он ищет, Его вку­сить желает и, в живом с Ним пре­бы­вая союзе и соче­та­нии, в Нем успо­ка­и­ва­ется. Когда дости­гает сего, покоен бывает, а пока не достиг­нет, покоя иметь не может. Сколько бы ни имел кто твар­ных вещей и благ, все ему мало. И все, как и Вы уже заме­чали, ищут и ищут. Ищут и нахо­дят, но, нашедши, бро­сают и снова начи­нают искать, чтоб и то, нашедши, также бро­сить. Так без конца. Это значит, что не того и не там ищут, что и где искать сле­дует. Не ося­за­тельно ли это пока­зы­вает, что в нас есть сила, от земли и зем­ного вле­ку­щая нас горе – к небес­ному?

Не разъ­яс­няю Вам подробно всех этих про­яв­ле­ний духа, навожу только мысль Вашу на его при­сут­ствие в нас и прошу Вас побольше поду­мать об этом и довесть себя до пол­ного убеж­де­ния, что точно есть в нас дух. Ибо в нем отли­чи­тель­ная черта чело­века. Душа чело­ве­че­ская делает нас малым нечим выше живот­ных, а дух являет нас малым нечим ума­лен­ными от Анге­лов. Вы, конечно, знаете смысл ходя­щих у нас фраз: дух писа­теля, дух народа. Это сово­куп­ность отли­чи­тель­ных черт, дей­стви­тель­ных, но неко­то­рым обра­зом иде­аль­ных, умом дозна­ва­е­мых, неуло­ви­мых и неося­за­е­мых. То же самое есть и дух чело­века; только дух писа­теля, напри­мер, видится иде­ально, а дух чело­века присущ в нем как живая сила, живыми и ощу­ща­е­мыми дви­же­ни­ями сви­де­тель­ству­ю­щая о своем при­сут­ствии. Из ска­зан­ного мне жела­тельно было бы, чтоб Вы вывели такое заклю­че­ние: в ком нет дви­же­ний и дей­ствий духа, тот не стоит в уровне с чело­ве­че­ским досто­ин­ством…

Воз­дей­ствие духа на душу чело­века и про­ис­хо­дя­щие отсюда явле­ния в обла­сти мыс­ли­тель­ной, дея­тель­ной (воле) и чув­ству­ю­щей (сердце).

При­ни­ма­юсь за то, что было пре­рвано, – именно что при­в­зо­шло в душу вслед­ствие соеди­не­ния ее с духом, иже от Бога? От этого вся душа пре­об­ра­зи­лась и из живот­ной, какова она по при­роде, стала чело­ве­че­скою, с теми силами и дей­стви­ями, какие ука­заны выше. Но не об этом теперь речь. Пре­бы­вая такою, как опи­сано, она обна­ру­жи­вает сверх того высшие стрем­ле­ния и вос­хо­дит на одну сте­пень выше, явля­ясь душою оду­хо­в­лен­ною.

Такие оду­хо­в­ле­ния души видны во всех сто­ро­нах ее жизни – мыс­лен­ной, дея­тель­ной и чув­ству­ю­щей.

В мыс­лен­ной части от дей­ствия духа явля­ется в душе стрем­ле­ние к иде­аль­но­сти. Соб­ственно душев­ная мыс­лен­ность вся опи­ра­ется на опыте и наблю­де­нии. Из того, что узна­ется сим путем раз­дроб­ленно и без связи, она строит обоб­ще­ния, делает наве­де­ния и добы­вает, таким обра­зом, основ­ные поло­же­ния об извест­ном круге вещей. На этом бы и стоять ей. Между тем она нико­гда не бывает этим довольна, но стре­мится выше, ища опре­де­лить зна­че­ние каж­дого круга вещей в общей сово­куп­но­сти тво­ре­ний. Напри­мер, что есть чело­век – это позна­ется посред­ством наблю­де­ний над ним, обоб­ще­ний и наве­де­ний. Но не доволь­ству­ясь этим, мы зада­емся вопро­сом: «Что значит чело­век в общей сово­куп­но­сти тво­ре­ний?» Доис­ки­ва­ясь этого, иной решит: он есть воз­глав­ле­ние и венец тварей; иной: он есть жрец – в той мысли, что голоса всех тварей, хва­ля­щих Бога бес­со­зна­тельно, он соби­рает и воз­но­сит хвалу Все­выш­нему Творцу разум­ною песнию. Такого рода мысли и о всяком другом роде тварей и о всей их сово­куп­но­сти порож­дать имеет позыв душа. И порож­дает. Отве­чают ли они делу или нет, это другой вопрос, но несо­мненно, что она имеет позыв искать их, ищет и порож­дает. Это и есть стрем­ле­ние к иде­аль­но­сти, ибо зна­че­ние вещи есть ее идея. Это стрем­ле­ние обще всем. И те, кото­рые не дают цены ника­ким позна­ниям, кроме опыт­ных, – и они не могут удер­жаться от того, чтобы не пои­де­аль­ни­чать против воли, сами не заме­чая того. Языком отвер­гают идеи, а на деле их строят. Догадки, какие они при­ни­мают и без кото­рых ни один круг позна­ний не обхо­дится, суть низший класс идей.

Образ воз­зре­ния иде­аль­ный есть мета­фи­зика и насто­я­щая фило­со­фия, кото­рые как были всегда, так всегда и будут в обла­сти позна­ний чело­ве­че­ских. Дух, всегда нам при­су­щий как суще­ствен­ная сила, сам Бога созер­цая яко Творца и Про­мыс­ли­теля, и душу манит в ту неви­ди­мую и бес­пре­дель­ную область. Может быть, духу, по его бого­по­до­бию, пред­на­зна­чено было и все вещи созер­цать в Боге, и он созер­цал бы, если б не паде­ние. Но вся­че­ски и теперь тому, кто хочет созер­цать все сущее иде­ально, сле­дует исхо­дить от Бога или от того сим­вола, кото­рый Богом напи­сан в духе. Мыс­ли­тели, кото­рые не так делают, уже по тому самому не суть фило­софы. Не веря идеям, постро­е­ва­е­мым душою на осно­ва­нии вну­ше­ний духа, они неспра­вед­ливо посту­пают, когда не верят тому, что состав­ляет содер­жа­ние духа, ибо то есть чело­ве­че­ское про­из­ве­де­ние, а это – Боже­ское.

В дея­тель­ной части от дей­ствия духа явля­ется жела­ние и про­из­вод­ство бес­ко­рыст­ных дел или доб­ро­де­те­лей или даже и выше – стрем­ле­ние стать доб­ро­де­тель­ною. Соб­ственно, дело души в этой ее части (воле) есть устро­е­ние вре­мен­ного быта чело­века, да благо будет ему. Испол­няя это назна­че­ние, она все делает по тому убеж­де­нию, что дела­е­мое или при­ятно, или полезно, или нужно для устро­я­е­мого ею быта. Между тем она этим не доволь­ству­ется, но выхо­дит из этого круга и совер­шает дела и начи­на­ния совсем не потому, что они нужны, полезны и при­ятны, но потому, что они хороши, добры и спра­вед­ливы, стре­мясь к ним со всею рев­но­стию, несмотря на то что они ничего не дают для вре­мен­ного быта и даже небла­го­при­ятны ему и вредны бывают на счет его. У иного такие стрем­ле­ния про­яв­ля­ются с такою силою, что он жерт­вует для них всем своим бытом, чтоб жить отре­шенно от всего. Про­яв­ле­ния такого рода стрем­ле­ний повсюдны, даже и вне хри­сти­ан­ства. Откуда они? Из духа. В сове­сти начер­тана норма святой, доброй и пра­вед­ной жизни. Полу­чив веде­ние о ней чрез соче­та­ние с духом, душа увле­ка­ется ее незри­мою кра­со­тою и вели­чием и реша­ется ввесть ее в круг своих дел и своей жизни, пре­об­ра­зуя и ее по ее тре­бо­ва­ниям. И все сочув­ствуют такого рода стрем­ле­ниям, хотя не все все­цело пре­да­ются им; но ни одного нет чело­века, кото­рый бы по вре­ме­нам не посвя­щал своих трудов и своего досто­я­ния на дела в таком духе.

В чув­ству­ю­щей части от дей­ствия духа явля­ется в душе стрем­ле­ние и любовь к кра­соте, или, как обычно гово­рят, к изящ­ному. Соб­ствен­ное дело сей части в душе – вос­при­ни­мать чув­ством бла­го­при­ят­ные или небла­го­при­ят­ные свои состо­я­ния и воз­дей­ствия совне по мерке удо­вле­тво­ре­ния или неудо­вле­тво­ре­ния душевно-телес­ных потреб­но­стей. Но видим в кругу чувств вместе с этими корыст­ными – назо­вем так – чув­ствами ряд чувств бес­ко­рыст­ных, воз­ни­ка­ю­щих совсем помимо удо­вле­тво­ре­ния или неудо­вле­тво­ре­ния потреб­но­стей, – чувств от услаж­де­ния кра­со­тою. Глаз не хочется ото­рвать от цветка и слуха отвра­тить от пения потому только, что то и другое пре­красно. Всякий упо­ря­до­чи­вает и укра­шает свое жилище так или так, потому что так кра­си­вее. Идем в про­гулку и изби­раем место для того по тому одному, что оно пре­красно. Выше всего этого – насла­жде­ние, достав­ля­е­мое кар­ти­нами живо­писи, про­из­ве­де­ни­ями ваяния, музы­кою и пением, а и этого всего выше – насла­жде­ние тво­ре­ни­ями поэ­ти­че­скими. Изящ­ные про­из­ве­де­ния искус­ства услаж­дают не одною кра­со­тою внеш­ней формы, но осо­бенно кра­со­тою внут­рен­него содер­жа­ния, кра­со­тою умно-созер­ца­е­мою, иде­аль­ною. Откуда такие явле­ния в душе? Это гостьи из другой обла­сти, из обла­сти духа. Дух, Бога веда­ю­щий, есте­ственно пости­гает кра­соту Божию и ею единою ищет насла­ждаться. Хотя не может он опре­де­ленно ука­зать, что она есть, но, сокро­венно нося в себе пред­на­чер­та­ние ее, опре­де­ленно ука­зы­вает, что она не есть, выра­жая сие пока­за­ние тем, что не доволь­ству­ется ничем твар­ным. Кра­соту Божию созер­цать, вку­шать и ею насла­ждаться есть потреб­ность духа, есть его жизнь и жизнь рай­ская. Полу­чив веде­ние о ней чрез соче­та­ние с духом, и душа увле­ка­ется вслед ее и, пости­гая ее своим душев­ным обра­зом, то в радо­сти бро­са­ется на то, что в ее круге пред­став­ля­ется ей отра­же­нием ее (диле­танты), то сама при­ду­мы­вает и про­из­во­дит вещи, в кото­рых чает отра­зить ее, как она ей пред­ста­ви­лась (худож­ники и арти­сты). Вот откуда эти гостьи – сла­дост­ные, отре­шен­ные от всего чув­ствен­ного чув­ства, воз­вы­ша­ю­щие душу до духа и оду­хов­ля­ю­щие ее! Замечу, что из искус­ствен­ных про­из­ве­де­ний я отношу к сему классу только те, кото­рых содер­жа­нием служит боже­ствен­ная кра­сота незри­мых боже­ствен­ных вещей, а не те, кото­рые хоть и кра­сивы, но пред­став­ляют тот же обыч­ный душевно-телес­ный быт или те же назем­ные вещи, кото­рые состав­ляют все­гдаш­нюю обста­новку того быта. Не кра­си­во­сти только ищет душа, духом води­мая, но выра­же­ния в пре­крас­ных формах неви­ди­мого пре­крас­ного мира, куда манит ее своим воз­дей­ствием дух.

Так вот что дал душе дух, соче­тан будучи с нею, и вот как душа явля­ется оду­хо­в­лен­ною! Не думаю, чтоб что-либо из этого затруд­нило Вас, прошу, однако ж, не мимо­хо­дом про­бе­жать писан­ное, а пооб­су­дить хоро­шенько и к себе при­ло­жить.

Источник

Святой Дух, мы и злые духи

дух божий что это. 341173.p. дух божий что это фото. дух божий что это-341173.p. картинка дух божий что это. картинка 341173.p.

От Духа Святого – жизнь нашего духа.

Не вдохнуть аромат всех цветов, не налюбоваться каждым восходом солнца, не обнять радости всех майских дней, не насладиться теплом любви самых близких – на земле всё кратковременно, быстротечно до боли. Душа жаждет полноты, насыщения – на земле не встречает этого.

Сокровенные глубины сердца, необъятные и бесконечные, – ибо душа призвана к вечности – насыщаются лишь Бесконечным, Необъятным. Дух человеческий увядает, лишенный Небесного Духа, Дыхания Жизни, Благого Утешителя.

Человек создан как храм Духа Святого

Какие же простые, но важные истины! Адам жил в Раю, и Рай жил в Адаме. Адам наполнял Рай доброй заботой, а Бог – несказанная Любовь, Жизнь, Благо – наполнял Адама благодатью Своей. Вспоминать об этом полезно, а стремиться к тому же – похвально.

Открываю Писание и вижу нечто удивительное:

«Дух Божий создал меня, и дыхание Вседержителя дало мне жизнь» (Иов 33: 4).

Оказывается, человек, каким он был создан, немыслим без Духа Святого.

«И вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт. 2: 7).

Дыхание Жизни есть благодать Животворящего Духа, оживляющего всех и вся. Так говорят те, которые стяжали Духа Святого: преподобный Серафим Саровский, святители Афанасий Великий, Василий Великий, Игнатий (Брянчанинов)… Человек сотворен как обитель, храм Животворящего. Каждый из нас призван быть причастным Святому Духу. Наши души живы, пока причастны Дыханию Жизни!

Но вот послушаем преподобного Макария Великого:

«Нет иной такой близости и взаимности, какая есть у души с Богом и у Бога с душою. Бог сотворил разные твари, но ни в одной из сих не почивает Господь… Таково сродство Бога с человеком. Как небо и землю сотворил Бог для обитания человека, так тело и душу человека создал Он в жилище Себе… Посему душа осмысленная и благоразумная, обошедши все создания, нигде не находит себе упокоения, как только в Едином Боге. И Господь ни к кому не благоволит, как только к человеку».

«Тело и душу человека создал Бог в жилище Себе»

Собственно, Рай, о котором тоскуют все народы земли, есть не просто гармония богозданного мира – то есть того, что созерцается вовне. Рай и не только гармония душевно-телесных сил самого человека – то есть того, что внутри. Рай, прежде всего, есть причастие Духу Святому. И вот он, человек, каким его замыслил Бог, – душа и тело, преисполненные Духом Святым.

Представить это трудно, почти невозможно: мертвый не может понять живого, слепой – зрячего, плотской – духовного. Сокрыт от нас и весь ужас грехопадения, масштаб которого своим слабым рассудком мы вряд ли представим. Как высказался преподобный Нил Мироточивый, как только Адам согрешил, «мгновенно отступило от него сияние Солнца Солнцев, и Адам стал тьмою».

Грехопадение – в утрате Духа Святого

Вся суть грехопадения – в утрате Духа Святого. Словно оклад без святой иконы, словно сосуд без драгоценного мира, словно книга с пустыми страницами, человек обнажился, совлекся благодати Духа Святого. Сиявшее нетварным светом одеяние утрачено, и обнажилась собственная природная нагота.

Человек лишился Самого Дорогого, Самого Близкого, Того, Который роднее всех родных, родимее самых родимых. Сердце отвернулось от Животворящего, душа обнажилась боготканых одежд, покрывавших первозданного лучше, чем царские ризы.

И вот человек вне Рая, вне Царствия Духа Святого. Диким животным озирается он по сторонам, утратив благодать Животворящего. Зверообразие, оскал агрессии, мучительство по отношению к другим и мучение внутри самих себя – вот что такое история людей без Духа Святого.

И пусть простят меня за строгое высказывание, но без благодати Святого Духа человек – неполноценный, ущербный. Весь этот беспорядочно-суетный, уныло-недовольный, горделиво-надменный, завистливо-обиженный кокон нашей внутренней жизни даст отчетливый ответ на вопрос: кто стал человек без Духа Святого.

Плоть становится диктатором над душой: смертное командует бессмертным, тленное – нетленным

Без Его всеосвящающей благодати человек уподобляется животному, подчиняется физиологии, когда всё заполоняют инстинкты, позывы телесной природы. Так плоть становится диктатором над душой: смертное командует бессмертным, тленное – нетленным. Лишившись причастия Святому Духу, выйдя из повиновения Высшему, душа подчинилась низшему. И потому в Писании сказано: «Не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками; потому что они плоть… И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время» (Быт. 6: 3, 5).

Если бы мы постигли весь трагизм греха, то вряд ли смогли бы жить. Боль об утраченном нестерпимо сокрушала бы сердце, а справиться с грехом не хватает нам сил. Но вот в повести Гоголя «Вий» излагается потрясающая, хотя и несколько жуткая истина. Храм, предназначенный для служения Богу, заброшен, запущен. В этой почерневшей, покрывшейся зеленым мхом церкви давно не совершалось никакого служения Богу. Нерадение привело к тому, что там, где должна сиять Божия благодать, поселилась нечистая, темная сила.

Человек – существо не только уникальное, но и в каком-то смысле трагичное. Человек способен стяжать Святого Духа, а значит – обрести обожение, ибо Святой Дух – Бог. Но человек же способен утратить Святого Духа, подпасть под влияние духов падших – злых, обольщающих, повреждающих.

Душа подобна сосуду, который не терпит пустоты. Если ум твой не наполнен добрыми мыслями, значит там – хаос и злоба. Если в сердце твоем не царит чистота, значит там разбойничают самые скверные чувства. Если душа не стяжала Духа Святого, она невольно подпадает под власть духов падших.

Человека определяет то, чему он причастен

Что ты воспринял в глубины сердца своего, то ты и есть. Чем напитал свою душу, то и живет в тебе

Человек всегда там, где его сердце. А сердце там, где его сокровище, что оно приняло для себя как сокровище. Что любит твое сердце? К чему стремится? В чем хочет иметь сокровище? Если хочет злобу копить, то что накопит в себе?

Живущая в душе злоба уподобляет человека «духам злобы поднебесным, мироправителям тьмы века сего» (ср.: Еф. 6: 12). Рыкая, диавол ищет, кого поглотить. И падшая душа, рыкая и ища кого поглотить, уподобляется падшим духам.

Вот какое удивительное наблюдение. Падшие духи злобой живут. И потому, где живет ненависть, нетерпимость, враждебность, там нет места Святому Духу. Такой человек – глубоко страждущий и глубоко несчастный, ибо сам себя мучает своей злобой.

Представим, что бесы материализовались бы, обрели земные тела и вторглись в мир земной. Какие монстры во плоти они оказались бы! Гордыня, коварство, хитрость, уничтожение всего вокруг… Но разве не таковы мы сами, лишенные Духа Святого? Кому же уподобляемся мы, когда носим в своих душах надменность, лукавство, двуличие?

Об этой трагедии плачут и кровоточат святые иконы, ибо человек утратил в своем поведении образ Господа. Созданный как святая икона, отражающий в себе лик Неизреченного Бога, человек перестал иконой быть. Плачут и сами люди. Плачут от утрат по причине чужой злобы, вторгшейся вулканом в нашу жизнь, а порой стремительной лавой уносящей жизнь наших близких. Плачут, надо сказать, и сами злодеи, ибо никто из совершивших зло еще не был счастлив.

Зачастую мы и становимся демонами во плоти, воплощаем зло своими делами. А если бы еще открылось пред миром всем, что носим мы внутри себя, если бы в один миг вскрылось содержание наших умов, сердец, душевных движений (да и не только душевных), то Солнце скрыло бы свет свой, планеты в страхе рассыпались, а Земля со стыдом улетела бы в открытый космос в неизвестном направлении. И то, что мир еще существует, есть величайшая милость Божия.

Куда бежать человеку от самого себя? Везде, где ты, там и то, что ты носишь внутри

Куда бежать человеку от самого себя? Везде, где ты, там и то, что ты носишь внутри. А что носишь внутри, то источаешь вовне. Дух человека сквозит в его речи, в его делах, в его отношении к людям, к природе, ко всему миру Божию.

Разве примут в Рай, в это Царство Святого Духа, того, кто сроднился с падшими духами? Как он вместе со своими демонами в Рай попадет?

Без благодати Духа Святого люди давно бы перегрызли друг друга, порушили бы всё живое и уничтожили самих себя. Безблагодатная жизнь есть саморазрушение. Если мы и не уничтожаем кого на деле, то в мыслях точно грызем, расправляемся, мстим, вершим свою «справедливость» до полного уничтожения тех, кого ненавидим. Такова безблагодатная жизнь – разруха, вражда, мстительность и в конечном итоге сплошное несчастье.

Но в сердце всё равно живет тоска по чистоте, любви, добру, искренности. Без благодати Святого Духа нет чистой любви, ни полноценной жизни, ни подлинного блага человека. И вот вся эта наша тоска по беззаветной чистоте, искренней правде, открытых и добрых отношениях есть жажда благодати Святого Духа. Ибо только Он преображает, исцеляет, воскрешает, только Он соделывает жизнь человека подлинной. Вся тайна спасения, весь секрет благополучия человека заключается в общности с Духом Святым.

На пути к Сошествию Святого Духа

«И обратился я и увидел всякие угнетения, какие делаются под солнцем: и вот слезы угнетенных, а утешителя у них нет» (Еккл. 4: 1). Пытались утешать душу философия и различные науки, искусство, политика и много всего прочего, в чем выразился беспокойный, отчаянный поиск отрады. Но душа, словно Иов своим друзьям, отвечает им: «Жалкие утешители все вы!» (Иов 16: 2). Кто утешит глубины страждущей, ослабшей от жизненных невзгод, превратностей мира и собственного неразумия души? «Об этом плачу я; око мое, око мое изливает воды, ибо далеко от меня утешитель, который оживил бы душу мою» (Плач. 1: 16).

Утешителя еще долго не было, а жизнь без утешения – не жизнь. Но вот настал момент, когда Господь Иисус Христос сказал:

«Приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит» (Ин. 15: 26).

Для утешения характерны мир и покой, тогда как для безутешности – внутренние терзания. Святой Дух Утешитель несет с Собой в душу мир, ибо возрождает к Райской гармонии.

Святой Дух являл Себя и в Ветхом Завете

Святой Дух являл Себя и в Ветхом Завете. Неисповедимыми, неведомыми нам судьбами осенял Он праведные души, избранные для служения Богу.

Его вразумлением Иосиф Прекрасный разгадал таинственный сон фараона. Вопрошая Иосифа, фараон искал человеческого: «Мне снился сон, и нет никого, кто бы истолковал его, а о тебе я слышал, что ты умеешь толковать сны» (Быт. 41: 15). Кроткий Иосиф ответил: «Это не мое; Бог даст ответ во благо фараону» (Быт. 41: 16). И когда прозорливо открыл он грядущее (семь лет изобилия и столько же – голода), фараон воскликнул: «Найдем ли мы такого, как он, человека, в котором был бы Дух Божий?» (Быт. 41: 38). Прав был фараон, сказав Иосифу: «Так как Бог открыл тебе всё сие, то нет столь разумного и мудрого, как ты» (Быт. 41: 39). Подлинная мудрость – от Духа Святого. И если не стяжал ты благодати Святого Духа, то никакая земная ученость и прожитые годы не приложат тебе мудрости.

Святой Дух вразумлял пророков. Собственно, Он и дает дар пророческий. Так, когда Моисей избрал семьдесят старейшин для помощи в управлении народом,

«сошел Господь в облаке, и говорил с ним, и взял от Духа, Который на нем, и дал семидесяти мужам старейшинам. И когда почил на них Дух, они стали пророчествовать» (Числ. 11: 25).

Двое из сподобившихся дара, Елдад и Модад, пророчествовали в стане Израильском, и Иисус Навин, ревнуя, как бы не появилось помимо Моисея новых духовных лидеров, просил его запретить им, но Моисей сказал:

«О, если бы все в народе Господнем были пророками, когда бы Господь послал Духа Своего на них!» (Числ. 11: 29).

Моисей жаждал схождения Духа Святого на всех в народе Божием. И надежда его спустя много веков исполнилась – в лице учеников Христовых, в лице всех, кто стал искренним чадом Церкви.

Где Святой Дух – там духовное видение. Он – Дух Истины, и потому пророчества от Него истинны и неложны. Ему не могут противостоять даже враги истины. Прорицатель Валаам, тот самый, которого призвал моавитский царь Валак проклясть Израиля и которого вразумила его же собственная ослица, и он неожиданно сподобился дара Божия. «И был на нем Дух Божий» (Числ. 24: 2), и пророчествовал он о грядущем Христе:

«Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля, и разит князей Моава и сокрушает всех сынов Сифовых» (Числ. 24: 17).

От Духа Святого – дар руководить и править теми, кто вручен твоему попечению. Как сказал Господь Моисею:

«Возьми себе Иисуса, сына Навина, человека, в котором есть Дух, и возложи на него руку твою… и дай ему от славы твоей, чтобы слушало его всё общество сынов Израилевых» (Числ. 27: 18, 20).

Также про Гофониила, избавившего народ от чужеземного ига, сказано:

«На нем был Дух Господень, и был он судьею Израиля. Он вышел на войну, и предал Господь в руки его Хусарсафема, царя Месопотамского, и преодолела рука его Хусарсафема» (Суд. 3: 10).

Способность рассудительного правления – от Святого Духа. Им подаются и сила, мужество, дар ратного подвига

Способность рассудительного правления – не плод страстей и интриг, а дар Святого Духа.

От Духа Святого подаются сила, мужество и дар ратного подвига: «Дух Господень объял Гедеона» (Суд. 6: 34) – и вместе с тремястами сподвижниками он поразил полчища мадианитян. «Был на Иеффае Дух Господень» (Суд. 11: 29) – и он поразил аммонитян. «Сошел на Самсона Дух Господень» (ср.: Суд. 15: 14) – и он в одиночку одолел множество филистимлян.

Дары различны, но подающий их Святой Дух – Один и Тот же.

«Взял Самуил рог с елеем и помазал Давида среди братьев его, и почивал Дух Господень на Давиде с того дня и после» (1 Цар. 16: 13).

И тысячи лет после призвания Давида мы утешаемся боговдохновенными псалмами его. Не случайно последними словами на земле царя и пророка Давида были:

«Дух Господень говорит во мне, и слово Его на языке у меня» (2 Цар. 23: 2).

Святой Дух вразумлял пророка Даниила, и Он же прохладил огонь вавилонской печи для трех праведных отроков, так что «в средине печи был как бы шумящий влажный ветер, и огонь нисколько не прикоснулся к ним, и не повредил им, и не смутил их» (Дан. 3: 50).

Святой Дух во Христе

Святой Дух являл Свою силу, Свои дары. Но Ветхий Завет – лишь путь к обетованному. Пророчество Иоиля: «излию от Духа Моего на всякую плоть» (Иоил. 2: 28) предполагало будущее время.

Восстановление человека как храма Духа Святого стало возможно лишь с рождением на земле Того, храм тела Которого разрушили и в три дня Он воздвиг его (см.: Ин. 2: 18–22). Рай как Царство Святого Духа отверзся, когда явился Тот, Кто наконец-то сказал: «Ныне же будешь со Мною в Раю» (Лк. 23: 43).

Пришел Святой святых, Чистейший самых чистых, и нам даровано освящение сокровенных глубин нашего сердца. Не полки филистимлян или аммонитян теперь ниспровергаются, ибо то всё были победы временные и земные. Теперь казалось бы непобедимые легионы злых духов в панике покидают одержимых людей, едва рядом появляется Он, «исполненный Духа Святого» (Лк. 4: 1).

О Нем сказал Предтеча Иоанн:

«Я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем. Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: “на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым”. И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий» (Ин. 1: 32–34).

Святой Дух пребывал с Ним как с Сыном Божиим изначала. И тайна Боговоплощения совершилась под Его священным покровом. Где вершится Божия Тайна, там всегда действует Дух Святой. И потому Воплощение Сына Божия совершилось при Его сокровенном участии. Потому и архангел Гавриил возвестил Пречистой Деве:

«Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лк. 1: 35).

Святой Дух есть Дух Святыни. С Рождением Христа в мир пришла подлинная Святость – от Святости неразрывен Дух Святой.

В Ветхом Завете отдельные люди принимали от Духа те или иные дары, принимали как временное служение. В Новом Завете действует Тот, Кто раздает дары Духа Святого как силу, возрождающую к вечности.

«Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит» (2 Кор. 3: 6).

Он ниспосылает людям Духа Святого от Бога Отца и дарует в Церкви всем, чье сердце чисто и потому готово к принятию.

Он говорил нечто удивительное. Например, Он сказал:

«Если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святого просящим у Него» (Лк. 11: 13).

Так всем нам Он подал надежду. А как-то Он сказал о реках воды живой, которым станут причастны уверовавшие в Него. Евангелист Иоанн поясняет:

«Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святого, потому что Иисус еще не был прославлен» (Ин. 7: 39).

И вот Он явил славу Своего Воскресения. Сквозь затворенные двери Он приходит к ученикам, говорит:

«Мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20: 21–23).

Возрождение людей Духом Святым

В Священном Писании дуновение Божие упоминается дважды. Первым дуновением сотворен человек – чистый, еще не имевший греха. Вторым дуновением подается дар очищения грехов. Так Духом Святым исцеляется изначальная рана. Впрочем, дуновение Христово и ниспослание благодати прощать грехи подобно предрассветной заре, предвещающей скорый восход Солнца.

В пятидесятый день по Его Воскресении, когда ученики Его были единодушно вместе,

«внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого» (Деян. 2: 2–4).

Вот собственно воссоздание скинии падшей, обновление человека как храма для Бога. Посмотрите на образ действий апостолов до и после сошествия Святого Духа, и вы увидите решительную перемену. Вместо страхов – бесстрашие, вместо робости – мужество, вместо колебаний – решительная проповедь перед правителями и царями, вместо неразборчивости в смыслах Писания – ясное видение и собственное написание Богодухновенных строк.

Вместо страхов – бесстрашие, вместо робости – мужество, вместо колебаний – решительная проповедь

Святой Дух нисходит как Сила возрождающая, всеисцеляющая, всеосвящающая.

Мы не остались сиротами, ибо с нами Утешитель. Если бы не так, то не знала бы история преподобных Серафима Саровского и Паисия Святогорца, Сергия Радонежского и Гавриила Самтаврийского. Но они есть, потому что в Церкви есть Утешитель. И это дается,

«чтобы и мы могли утешать находящихся во всякой скорби тем утешением, которым Бог утешает нас самих» (2 Кор. 1: 4).

Святой Дух – рядом, вблизи. Он настолько рядом, что мы и не можем представить. Он ближе воздуха, которым дышим, ближе света, которым освещаемся, ближе земного тепла, которым согреваемся. Любовь Святого Духа чище любви самых чистых и самых любвеобильных. И потому причастные Святому Духу имеют неземную любовь.

Святой Дух есть Дух Жизни, Животворящий, Оживляющий. Он – Дух Святыни, и свято всё, что причастно Ему. Люди сподобляются святости не потому, что понесли столько-то трудов, явили добродетели и боролись со страстями, а потому, что посредством этих трудов обрели возможность приобщиться Святому Духу. Святой человек – человек, причастный Святому Духу. Но – в той или иной мере – дар Духа дан каждому крещенному. Это как семя, которое у усердных произрастет и принесет плод, а у нерадивых так и останется в земле их сердца, под спудом их нерадения.

Мы немощны и грешим. Но Святой Дух очищает и глубины сердечные. Очищает за покаяние, за сокрушение нашего собственного духа. В этом суть Таинств Церковных: душа преображается, претворяется, очищается Духом Святым. И на кого ранее ты смотрел как на врага, тот становится близким твоему сердцу, и о его спасении ты молишься от самого сердца – так изменяет Святой Дух человека.

В этом суть Таинств Церковных: душа преображается, претворяется, очищается Духом Святым

Святым Духом прелагаются Святые Дары Евхаристии, освящаются воды на Богоявление, исцеляются безнадежно больные, воскресают мертвые. Таинства Церкви – Его дар, и спасение людей – плод Его присутствия в Церкви.

Святой Дух есть Дух Любви, потому и первый плод духовный есть любовь, а затем, как неразрывные звенья драгоценной цепи – радость, мир, долготерпение и всё прочее, включая воздержание (см.: Гал. 5: 22–23), ибо приобщившийся Святому Духу насыщен Им и потому свободен от потребительства, от жадных влечений эгоистичной плоти. Не в том смысл даров Духа Святого, чтобы видеть видения и пророчества произносить, а в том, чтобы сердце твое чистоту полюбило.

От нас – дух сокрушен, от Духа Святого – очищающая сила.

Благодать Всесвятого Духа – одеяние Ангелов. Она же – риза первозданных людей. Она – и порфира тех, кто восстал от страстей. Она покрывает лишь смиренных и кротких, чей собственный дух безмолвен и чист. Сияние Духа Святого очищает их лики чище лучей восходящего Солнца.

В дорогой оклад вкладывается святая икона, в перстень – восхитительный камень, в сосуд – драгоценное миро. А человек сотворен как обитель для Духа Святого. Храм был разрушен. Но он же – воссоздан.

От Духа Святого – жизнь нашего духа. Но и жизнь тела – Его же дар.

«Так говорит Господь Бог: вот, Я открою гробы ваши, и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших… И вложу в вас Дух Мой, и оживете» (Иез. 37: 12, 14).

Духом Святым воскреснут тела всех людей. Но просияют лишь те, кто устроил в глубинах души чистую обитель для Духа Святого.

Потому и апостол Павел говорит:

«Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм – вы» (1 Кор. 3: 16–17).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *