дух душа тело что это
Дух, душа и тело – из чего состоит человек
Человеческие дух, душа и тело
По мнению большинства православных богословов, человеческое естество имеет три составляющих. Это дух, душа и тело. Они являются не разрозненными автономными сущностями, а гармонично взаимодополняющими друг друга элементами личности. Однако прежде чем разобраться в каждом из них, следует вспомнить о православном понимании природы человека.
Человек – образ и подобие Бога
Согласно Священному Писанию, человек задуман Творцом как Его образ и подобие (Быт. 1:26). Святые Отцы учили, что образ Божий изначально заложен в нашей природе. Разум, чувства, свобода воли, способность к созиданию и творчеству – всё это унаследованные нами Божественные свойства. Наконец, каждый из нас сообразен вечному Богу тем, что обладает бессмертной душой, призванной к Вечной Жизни. Приведём слова святителя Игнатия (Брянчанинова):
«Бог, неприступный в величии Своем, Бог, превысший всякого образа, изобразился в человеке, изобразился с ясностью и славой. Так изображается солнце в смиренной капле воды» («Аскетические опыты», том 1).
Божественное подобие, в отличие от образа, не дано нам изначально. Но Творец даровал каждому из нас возможность богоподобия, то есть обожения, достижения святости. Это призвание человека, цель, достигаемая усердным нравственным совершенствованием при помощи благодати Святого Духа. Впрочем, трудиться над собой или нет – личный выбор каждого. Протоиерей Серафим Слободской отмечает:
«Если человек стремится к истине, к добру, к правде Божией, то он становится подобием Божиим. Если же человек любит только самого себя… и не заботится о душе своей, то делается похожим на животных и может окончательно уподобиться злому духу – диаволу».
Душа человека
Душа нематериальна и бессмертна. Она сообщает физическому телу жизнь, является носителем наших воли, разума и чувств.
Судьба души в загробном мире зависит от духовного состояния, которого она достигла при жизни с телом (то есть когда человек был одним целым). Праведники обретают окончательное единение с Богом в раю. Нераскаявшиеся души, ставшие рабами греховных страстей, ещё при жизни разорвали связь с Господом. Поэтому в загробном мире они продолжают находиться во власти злых духов – в аду. Преподобный Исидор Пелусиот учит:
«Душа не ощутима взору (потому что невидима), но телу сообщает крепость и силу; по отшествии ее тело не только остается мертвым, но и разрушается. Поелику могущественна и непобедима лепота души, когда осиявает она соразмерностью добродетелей, напротив того, несносным и зверообразным делается вид души, когда приемлет она на себя срамоту порока».
Тело человека
Тело материально и с момента грехопадения человека является тленным. Это не только сосуд, но и орудие души в физическом мире, исполнитель наших разума и воли.
Существует ошибочное мнение, что дух и душа Православием превозносятся, а плоть унижается и даже рассматривается как источник греха. Однако само по себе тело не греховно. Пороки гнездятся в душе, позволяя ей быть в подчинении у плоти. Грешник разрывает связь с Богом и заменяет духовную пищу её суррогатом из материального мира. Так человек становится подверженным телесным искушениям: чревоугодию, блуду, праздности и т.п.
Плоть необходимо обуздывать, но она тоже призвана к обожению и спасению. Христианство не унижает тело, поскольку Сам Господь через Боговоплощение облёкся в человеческую плоть. Произошло освящение всей нашей природы – не только на духовном, но и на телесном уровне. Апостол Павел говорит:
«Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» (1Кор.6:19-20).
Во время Второго Пришествия Спасителя тела всех людей воскреснут в обновлённом виде для жизни в Вечности.
Дух человека
Это не самостоятельный «компонент» человека, а часть его души. Дух и душа – в чем разница? Православие рассматривает дух как высшую силу души, обеспечивающую общение человека с Богом. Душа отвечает за «горизонтальные» связи человека с миром (область душевного), а дух – за «вертикальную» связь со Всевышним (область духовного). Святитель Феофан Затворник учит:
«Дух, как сила, от Бога изшедшая, ведает Бога, ищет Бога, и в Нем Одном находит покой, Неким духовным, сокровенным чутьем удостоверяясь в своем происхождении от Бога, он чувствует свою полную зависимость от Него и сознает себя обязанным всячески угождать Ему и жить только для Него и Им».
Протоиерей Серафим Слободской, рассказывая о том, что такое душа и дух человека, отмечает, что последний проявляется в нас в виде страха Божьего, совести и жажды Бога. Человек призван к тому, чтобы его дух насыщался Господом и питал душу. Она, в свою очередь, должна питать тело.
Нарушение иерархии духа, души и тела
«Когда низшее (душевное) преобладает над высшим (духовным), оно его поглощает, истощает, когда же преобладает высшее, – оно обогащает и направляет весь человеческий состав к Богу. Духовный человек непременно развит душевно, просто свет преображенного духа затмевает собственно душевное богатство. Духовное развитие обеспечивает правильное развитие души».
Дух, душа и тело: религия и физика
Все в мире – проявление этого божественного триединого начала. Дух, душа и тело – три единых элемента всего сущего, будь это растение, животное, человек или космическое тело. Энергия (дух), соприкасаясь с материей (телом), рождает взаимодействие (душу), суть которого – жизнь. Все живое живо только этим постоянным движением. В клетках безостановочно происходят обменные процессы. Электроны вращаются вокруг атомных ядер. Планеты движутся вокруг своих солнц. Невозможно себе представить жизнь без движения, как невозможно представить, абсолютный покой (небытие).
Духовной созидающей силой создана вся Вселенная. Мистические практики отождествляют ее с Духом Святым, обозначая ее любовью Творца. Любовь в их понимании — единственно возможный первоначальный импульс, который стал причиной зарождения жизни. Как писал святитель Лука:
«Любовь не может заключаться в себе самой, ибо основное свойство ее – потребность изливаться на кого-нибудь и на что-нибудь, и эта потребность привела к созданию Богом мира».
Дух, душа и тело — это универсальная система система бытия. Дух – это божественный огонь, который эманирует из Первоисточника и вдыхает жизнь в застывшую форму. Подобно тому, как энергия не может существовать в покое, так и природа духа есть вечное движение. Дух же бессмертен, подобно тому, как бессмертна и энергия.
Энергия преобразовывается в материю, материя преобразовывается в энергию. Ничто не исчезает, а только лишь меняет свою форму. Потому, дух божественный везде и во всем. Недаром во множестве традиций Бога уподобляли Солнцу, которое дает жизнь всему земному. Растения используют энергию фотонов, излучаемых Солнцем, в построении собственных химических связей. На примере растительного мира мы явно видим, как солнечный свет, сливаясь с материальной основой, рождает жизнь. Та же энергия света, множественно преобразуясь, проходит всю иерархическую цепочку мира природы, сотворяя на своем пути буйное разнообразие видов. И во всем, абсолютно во всем ни на миг не прекращается движение. Так себя проявляет присутствие духа.
Когда дух покидает тело, материальная форма рассыпается на кирпичики: атомы и кванты. Только активность духа может объединять эти кирпичики в единую систему. Система же наблюдается во всем: как в Микро-, так и в Макрокосме. Атом, клетка, организм, солнечная система — это системы разных уровней реальности. Вместе они составляют иерархию Универсума.
Душа — это производное от встречи духа и тела — божественной искры и физической формы. Душа так же безостановочно движется, как и все живое. И путь ее по умолчанию направлен в сторону развития и эволюции. Души живых существ шаг за шагом проходят долгий путь перерождений, чтобы с каждым разом усложняясь и совершенствуясь, однажды родиться в человеческом облике.
Да, душой обладает все. Но только душа человека, как вершина эволюции биологического мира, наделена в полной мере свободой выбора своего пути. Выбор – это высший дар Творца — говорят эзотерики. И именно возможность самоопределения делает нас подобными Богу.
Не было бы у нас выбора, не было бы зла, страданий и лжи. Но тогда не было бы индивидуальности и творчества. Ибо для каждого путь был бы только один. Жизнь была бы подобна строгому алгоритму действий. Она не имела бы смысла и была бы похожа на существование биороботов, которые не задают себе вопросов, не мыслят, не чувствуют, не анализируют, а просто делают то, что задано кем-то вшитой программой.
По правде, вышеописанное и так довольно похоже на современные реалии. Ведь многие люди, не используют свою возможность выбора. Но, несмотря на это, каждый обладает многомерной структурой, называемой душой. И каждый в силах направить свою душу на путь эволюции.
Тело – временное вместилище души и духа. Его также называют инструментом души на пути эволюции. Также верно, что дух, душа и тело неразделимы, пока человек является человеком; пока длится его земное существование. Без тела мы не сможем взаимодействовать с материальной реальностью. Но без духа и души тело превращается в прах.
Физическая форма – только отражение души, и она не вечна. Но не правы те, кто умаляет важность сохранности телесной оболочки в течение жизни. Тело дано нам Матерью Землей для того, что бы у нас была возможность приобретать опыт в ее пространстве, нужный для эволюции нашей души. И небрежное отношение к своему телу — такое же нарушение, как и небрежность к миру тонкому. Потому нет ничего зазорного в заботе о своем теле. Даже наоборот это важно и нужно. Следует содержать его в чистоте, давать ему положенный отдых и прислушиваться к его желаниям. Ведь многие желания происходят из инстинктов, которые даны нам с целью выживания в царстве природы. Игнорирование инстинктов может привести к нежелательным последствиям, точно так же, как и чрезмерное следование лишь только одним инстинктивным порывам. Помните, жизнь – это постоянный поиск золотой середины. И наше воплощение в материальной среде – это тренировочная площадка, где души методом проб и ошибок учатся отыскивать свой серединный путь.
Физическая форма — отражение души, крайняя степень материализации тонкого в плотном.
Дух, душа и тело составляют каждую индивидуальную единицу Универсума: будь это атом, животное, человек или планета. Все живое — есть сознание. Какая-то единица сознания ушла дальше в своем развитии, какая-то меньше. Ведь с уровня планеты, возможно, кажется, что и человек — будто микрочастица с вращающимися вокруг ядра электронами.
Только эти три элемента мироздания вместе организуют движение жизни, проявленное в развитии и совершенствовании. Одно без другого не существовало бы. Ведь и свет виден только тогда, когда ему есть, от чего отражаться.
Читайте также:
КУДА ПОПАДАЕТ ДУША ПОСЛЕ СМЕРТИ
— о распаде, реинкарнации, чистилище и бесконечности развития.
Вам будет интересно:
ЧТО ТАКОЕ ДУША
— коротко о главной категории эзотерических и духовных учений.
Дух, душа и тело
Человек – это всего лишь тело и душа, или же он дух, душа и тело? Полагаю, это один из самых фундаментальных вопросов, на который любому важно знать правильный ответ. Я считаю, что тема тела, души и духа – одна из наиважнейших тем, которых мы касаемся на страницах нашего журнала. Поэтому я попрошу вас быть предельно внимательными, когда мы будем углубляться в Слово Божье, чтобы найти ответы не только на вопрос о духе, душе и теле, но также и на другие, равно важные вопросы, связанные с ним.
1. Дух, душа, тело: кто умер в день грехопадения Адама и Евы?
Прежде, чем мы приступим к вопросу о духе, души и тела, нам следует обратиться к первой книге Библии – Бытию. Там говорится, что после того, как Бог сотворил человека, Он наложил на него ограничение, ясно обозначив наказание на случай, если данное ограничение будет нарушено. Прочтем:
Теперь проследуем к главе 3 книги Бытия, чтобы посмотреть, выполнили ли Адам и Ева то, что наказывал им Бог:
Бытие 3:1-6
«Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и ЗЛО. И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, И ОН ЕЛ.»
В этом отрывке описывается, как змей (это другое имя дьявола 2 ) обманул Еву. В первом выпуске нашего журнала мы узнали, что сатана преуспел в своем замысле потому, что Ева не знала точно Слово Божье. Точное знание Слова Божьего – причина жуткой головной боли дьявола. Итак, в конце концов, Адам и Ева поели с дерева познания добра и зла. Сделав это, согласно сказанному Господом, они должны были в тот же момент умереть. Но проблема в том, что Бытие 5:5-6 говорит:
Бытие 5:4-5
«Дней Адама по рождении им Сифа было восемьсот лет, и родил он сынов и дочерей. Всех же дней жизни Адамовой было девятьсот тридцать лет; и он умер.»
Таким образом, согласно Библии, Адам продолжал жить в своем теле еще много-много лет после того, как поел с дерева познания добра и зла. Но, с другой стороны, Бог сказал, что он обязательно умрет в тот же день, если вкусит с этого дерева. На первый взгляд, тут возникает противоречие в том, что же в конце концов случилось в тот самый день, когда Адам и Ева поели с дерева? Умерли они, как сказал Бог, или все-таки нет? Кто может распутать это «противоречие»? Идеи, теории, религии и традиции людей? Нет! Только одно может дать нам верный ответ, и это не что иное, как Слово Божье. И если вы хотите, чтобы Библия ответила вам, вы должны дать ей свободу говорить самой за себя (самотолкование).
2. «Ибо вы есть прах».
В начале нашего исследования, касающегося первого человека, обратимся к книге Бытия 2:7. Там говорится:
Бытие 2:7
«И создал Господь Бог человека из праха земного…»
Какую часть человека Господь создал из праха земного? Его тело. Вот почему элементы человеческого тела можно найти в земле. Итак, одна из частей, составляющих первого человека, было тело. Но давайте продолжим:
Итак мы увидели, что Бог сотворил тело человека из праха земного. Но это тело не имело жизни. Оно было простой безжизненной формой. Затем, как говорит нам Слово Божье, Бог «вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою». Так что же такое душа? Это то, что дает телу жизнь. Тот факт, что люди не понимают простые истины Слова Божиего, изложенные в этом стихе, порождают бесконечную путаницу. Здесь Слово Божье говорит нам, что душа – это то, что дает жизнь телу. Без души тело мертво. Где находится душа, жизнь тела, жизнь плоти? И опять Слово Божье предельно точно:
Левит 17:11, 13-14
« потому что душа («нефеш» на еврейском) тела в крови … Если кто из сынов Израилевых и из пришельцев, живущих между вами, на ловле поймает зверя или птицу, которую можно есть, то он должен дать вытечь крови ее и покрыть ее землею, ибо душа («нефеш» на еврейском) всякого тела [есть] кровь его, она душа («нефеш» на еврейском) его ; потому Я сказал сынам Израилевым: не ешьте крови ни из какого тела, потому что душа («нефеш» на еврейском) всякого тела есть кровь его. »
Итак, что же такое «нефеш», или душа? Согласно книге Бытия 2:7, душа – это то, что дает телу жизнь. Где находится «нефеш», жизнь тела, душа? Согласно книге Левит 17:11-14, в крови: «потому что душа тела в крови.» Как жизнь, основанная на душе, передается от поколения к поколению? Через кровь. Вот почему в Деяниях 17:26 говорится:
Деяния 17:26
«От ОДНОЙ КРОВИ Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли.»
«Одна кровь» в этом отрывке – это кровь Адама, которая передается из поколения в поколение, и именно она течет в венах каждого из нас.
На самом деле, душою обладают не только люди. У животных тоже есть душа, которая, опять же, находится в крови. Хотя это и понятно из вышеприведенного отрывка из книги Левит, где говорится, что душа всякого тела есть кровь его, давайте обратимся к книге Бытия 1:20-21, 29-30, чтобы еще раз убедиться в этом:
Бытие 1:20-21
«И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу («нефеш» на еврейском) живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной. И сотворил Бог рыб больших и всякую душу («нефеш» на еврейском) животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что [это] хорошо.»
Стало быть, не только человек, но также и животные имеют «нефеш», то есть «душу». Это не удивительно, если понимать, что душа – это то, что дает телу жизнь. Когда вы умираете, в вас больше нет жизни, нет души. То же самое происходит и с животными. Для них душа – то же, что она для людей, а это значит, то, что дает жизнь телу. И хотя определение души, которое дается в Библии, понятно, возникают проблемы, когда люди обращаются к Слову Божьему с ложным убеждением о бессмертии души. Если бы душа была бессмертна, тогда и души различных животных были бы бессмертны, так как у них, как и у человека, есть «нефеш». Душа – не вечная субстанция. Она просто дает телу жизнь. Когда в вашем теле больше нет жизни, у вас больше нет и души.
Итак, мы узнали, чему учит Библия: Господь создал тело человека из праха земного, дал этому телу жизнь, то есть, душу. То же самое у животных. У них также есть тело и душа. Любой человек мира, верующий и неверующий, обладает душой и телом. Таким образом, можно сделать вывод: очевидно, что Адам, прожив 930 лет, хотя он ел с дерева познания добра и зла, очевидно, не утратил ни тела, ни души. А поскольку что-то должно было умереть для Адама в тот день, у него первоначально была по крайней мере еще одна составляющая, которая умерла, была утрачена, когда он поел. Итак, давайте продолжим искать в Библии информацию по этому поводу.
3. «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его».
Для продолжения нашего исследования обратимся к книге Бытия 1:26-27. Там говорится:
«И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему… И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его ; мужчину и женщину сотворил их.»
Согласно этому отрывку, Бог сотворил человека «по образу Своему». Это особенно важный, ключевой момент для понимания не только произошедшего в день, когда Адам и Ева поели с дерева познания добра и зла, но также и других отрывков Библии, которые относятся к тому, что здесь сказано. Читая вышеприведенный отрывок, вы должны задать себе вопрос: а что такое образ Божий? На что это похоже? Евангелие от Иоанна 4:24 говорит нам:
В этом отрывке говорится, что Адам родил сына «по подобию своему по образу своему». Что это значит? Что сын был таким же, как Адам, то есть, у Сифа, как и у Адама, были руки, ноги и так далее. Так же, как и Адам, Сиф обладал телом и душой. Точно так же, когда Слово Божье говорит, что Бог сотворил человека «по образу Своему», «по подобию Божию», это значит, что Адам был таким же, как Бог. Бог – не плоть. У него нет рук, ног, головы. Он – дух. Так, если Господь – дух, то и Адам – дух. Кто-то может спросить, зачем Господь дал Адаму, кроме тела и души, еще и дух? Причина проста: не имея духа, Адам не смог бы общаться с Богом, Который есть дух. Будучи духом, Господь не может общаться с телом и душою. Это разные вещи. Вы ведь не можете получать сигналы радиостанции, если у вас нет радиоприемника. У вас может быть стиральная машина. Но ее наличие не дает вам возможности получать сигналы радиостанции. Вам обязательно нужен радиоприемник. Точно так же Бог – это дух, и чтобы общаться с Ним, у вас должен быть дух. Тела и души достаточно для вещей, воспринимаемых пятью органами чувств. Но когда дело доходит до того, что имеет отношение к Богу, вам нужен дух. Эта истина содержится также в 1-м послании Коринфянам 2:14:
«Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем [надобно] судить духовно.»
Видите, как четко Библия расставляет все на свои места, когда вы позволяете ей толковать саму себя. Именно этот дух, утраченный тогда, был восстановлен в день Пятидесятницы, когда сошел Дух Святой; и сегодня, уверовав в Иисуса Христа, вы снова стали духом, душой и телом. Поэтому апостол Павел говорит в 1 Послании Фессалоникийцам 5:23:
«Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа».
Русский: Julia Popova (Christian-translation.com)
1. Традиционно многие из нас думают о яблоке, когда читают этот отрывок. Но Библия ничего не говорит о яблоке. Она говорит «от дерева познания добра и зла». Поэтому так называемое «яблоко» – не более чем выдумка людей.
2. Как и в случае с яблоком, мы привыкли думать, что здесь говорит змея. Однако Библия объясняет, что имеется в виду под словом «змей». Откровение 20:1-2 говорит: «И увидел я (Иоанн) Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей. Он взял дракона, ЗМИЯ ДРЕВНЕГО, КОТОРЫЙ ЕСТЬ ДИАВОЛ И САТАНА, и сковал его на тысячу лет.» Может ли быть сказано яснее, что «змей» в книге Бытия 3 – это дьявол?
3. То же самое слово «психикос» (душевный человек, человек тела и души) еще встречается в 1-м послании Коринфянам 15:44, посланиях Иакова 3:15 и Иуды 19.
Обратите внимание на то, что только после полного восстановления физических тел всего этого мёртвого полчища, посредством введения в эти тела их же духов-личностей, Господь говорит уже о духе, который является именно ДЫХАНИЕМ ЖИЗНЕЙ исходящим от Духа Святого. Это же дыхание жизней Господь вдохнул и в ноздри Адама. То есть в этом случае Господь говорит уже о духе жизней (мн. число), который животворит именно все физические тела абсолютно всех живых существ созданных Богом.
Поэтому-то Господь и говорит пророку: «Изреки пророчество Духу, изреки пророчество, сын человеческий, и скажи Духу: Так говорит Господь Бог: От четырёх ветров (от четырёх сторон) приди Дух и дохни на этих убитых, и они оживут». И только после того как пророк изрёк пророчество «вошёл в них дух (дыхание жизней), и они ожили, и стали на ноги свои».
Таким образом мы видим, что само воскрешение человека происходит в два этапа. Эти два этапа могут следовать друг за другом или же свершаться почти одновременно. Ибо прежде всего в тело человека возвращается его дух-личность, и только затем его тело оживляется дыханием жизней, то есть оживляется духом жизней исходящим уже от Духа Святого. Всё это может происходить почти одновременно, в зависимости от воли Самого Бога.
Итак, душа человека тесно связана с жизнью его же тела, именно поэтому душа будет уничтожена вместе с телом, если Богом будет уничтожено само тело человека. Из этого следует вывод, что душа человека смертна, как и его тело: «Семь дней ешьте пресный хлеб; с самого первого дня уничтожьте квасное в домах ваших, ибо кто будет есть квасное с первого дня до седьмого дня, ДУША ТА ИСТРЕБЛЕНА БУДЕТ из среды Израиля» (Исх.12:15). То есть нарушитель этого повеления Бога будет умерщвлён Самим Господом.
Вот ещё и другие места из Писания, где ясно сказано, что за определённые нарушения повелений Бога: «истребится душа та из народа своего» (Чис.9:13, Чис.15:30, Лев.22:3, Лев.19:8, Лев.23:30). Всё это нам ясно свидетельствует о том, что душа человека смертна, как смертно и само тело человека, ибо душа-жизнь НЕРАЗРЫВНО СВЯЗАНА с жизнью тела человека.
Сын Божий был всегда одним, единым целым с Духом Бога: «К сему-то спасению относились изыскания и исследования пророков, которые предсказывали о назначенной вам благодати, исследуя, на которое и на какое время указывал сущий в них ДУХ ХРИСТОВ, когда Он предвозвещал Христовы страдания и последующую за ними славу.
Им открыто было, что не им самим, а нам служило то, что ныне проповедано вам благовествовавшими ДУХОМ СВЯТЫМ, посланным с небес, во что желают проникнуть Ангелы» (1Пет.1:11,12). Здесь Пётр приписывает действия Новозаветного Духа Христова к Ветхому Завету, а действия Ветхозаветного Духа Святого к Новому Завету, указав нам так, что это Один и тот же Дух Бога.