дух противления что это
В чем выражается противление Святому Духу.
Вильям Э. Бидерфольф
Словами данного заголовка, как мы считаем, уместно классифицировать все грехи против Духа Святого. Мы делаем большую ошибку, если ограничиваемся тем значением слова, которое встречается в Писании только один раз. Правильная теория должна основываться на правильных предпосылках. Считается, что только невозрожденные могут противиться Духу Святому, основываясь на том, что единственное упоминание о противлении Духу Святому относится к невозрожденным. Однако мы знаем, что человек — будь то верующий или неверующий — не может грешить против Духа Святого, не противясь Ему.
Некоторые говорят, что только христиане могут оскорблять Его, потому что единственное место, где употреблено это слово, обращено к христианам; но мы можем быть уверены, что нежное, доброе сердце Бога оскорблено упорным противлением также и невозрожденных. Поэтому вряд ли будет разумным, если мы с помощью таких урезанных методов будем исследовать Писания и создавать теории, основанные на единственном тексте, где встречается то или иное слово. Имея в виду эти предостережения, мы рассмотрим несколько текстов, в которых говорится о грехах против Святого Духа.
Это слово встречается только один раз и относится к невозрожденным людям (Деян.7:51). Оно заключается в противлении воле и намерениям Духа Святого, объявленным в Его влиянии и делах. Кумминг говорит: «Есть такая черта характера, присущая даже христианам, которая часто, а может быть, даже всегда обнаруживает склонность действовать вопреки Духу Святому». При этом он справедливо ссылается на Гал.5:17. Невозможно отделить наше «я» от греховности, которая остается даже в христианах, и всякий раз, когда происходит внутренняя борьба, прежде чем побеждает дух, — а особенно, когда побеждает плоть, — наблюдается противление воле и работе Духа Святого.
Это слово встречается только однажды, причем в отношении христиан (Еф.4:30). Оно означает «наносить обиду», «заставлять печалиться», чем доказывается, что Дух Святой — это личность, и открывается Его чуткий характер. «Не удивительно, — пишет Скоуфилд, — что некоторые видят в этом выражении «материнское» проявление божественной любви». В данном месте Писания «оскорбление» непосредственно относится к гнилым словам, что видно из контекста, а также по соединительному предлогу «и», хотя, безусловно, данная истина имеет более широкое применение. Всякий раз, когда Духу Святому создаются помехи, когда Ему не повинуются, когда не откликаются на новые откровения Христа, которые Он дает, — Он оскорблен. В Ис.63:10 сказано о том, что «они огорчили Святого Духа» в том смысле, что Он разгневался на них. В Септуагинте это выражение так и переводится: «прогневали Святого Духа». Однако текст из Пс.77:40 не может служить подтверждением вышеупомянутого словоупотребления, если иметь в виду, что Дух Святой является отдельным Лицом, отличающимся от Бога-Отца.
Хотя гнев действительно имеет близкое отношение к оскорблению (см. Быт.34:7), все же форма глагола в Ис.63:10 лучше может быть передана, как «причинять боль», в чем, собственно говоря, и заключается оскорбление (ср. это же слово в 3Цар.1:6 — не стеснял его вопросом, и в 1Пар.4:10 — чтобы я не горевал). Мы можем исключить мысль о гневе в Ис.63:10 при оскорблении Духа Святого на том основании, что нигде в Слове Божьем Духу Святому не приписывается проявление гнева. Нежный и любящий, Он может быть оскорблен, но не разгневан. Но можно ли оскорбить Духа Святого так, что Он уйдет? Невозрожденный человек может оскорбить Его таким образом, что Дух Святой навсегда перестанет просить, чтобы Ему предоставили место в сердце. Однако Он никогда не покидает возрожденного человека.
Это слово встречается только один раз и обращено к христианам. Оно является метафорой, так как сравнивает отношение к Духу Святому с тушением огня. Не следует относить данное выражение к какому-то одному проявлению Духа Святого, хотя по контексту самым близким даром, подвергающимся угашению, может быть пророчество, то есть дар для служения. Однако мы можем угашать Духа Святого и тогда, когда отвергаем Его просьбу что-то сделать, когда начинаем служение без упования на Него, когда стесняемся говорить истину по Его побуждению. Однако мы не можем ограничиться только этими предположениями. В 1Фес.5:19 слово «угашать» не имеет вполне определенного значения, но даже если бы и имело, то вся фраза не ограничивалась бы только обращением к верующим в Фессалониках. Мы знаем, что существовали «огненные языки» (Деян.2:3), которые были знаком силы для служения, но в то же время существовало и «крещение Духом» (Матф.3:11), которое многими толкуется, как Дух Святой, посылаемый для очищения. Сюда же относят и место из Ис.4:4, где Он назван «Духом огня», Который очищает и дает силу для служения а также чистоту жизни, благодаря Своему присутствию и действию внутри нас. Все вышесказанное оставалось бы справедливым даже в случае, если бы образное слово «угашение» вообще не употреблялось. Скоуфилд пишет: «Угашать Духа, таким образом, — значит противиться Его очищающему воздействию и Его попыткам употребить нас». Можно вполне обосновано сказать, что угашение Духа — это такой вид оскорбления Духа, который присущ только христианам.
Слово «искушать» в данном случае лучше перевести словом «испытывать» или «проверять». Оно происходит от греческого peirazo и имеет два значения.
(I). Испытывать, подвергать проверке.
(а) Бог испытывает людей (Евр.11:17).
(б) Люди испытывают Бога (Деян.15:10 и 5:9).
(в) Человек испытывает самого себя (2Кор.13:5).
(г) Люди испытывают друг друга.
(II). Соблазнять, склонять ко греху. Этим занимается дьявол. Бог не склоняет ко греху никого, и Его Самого невозможно склонить ко греху (Иак.1:13). Петр сказал Анании, что он солгал Духу Святому (Деян.5:3), а в ст. 9 он сказал, что они согласились искусить Духа Святого. Без всякого сомнения можно сказать, что они согласились солгать Петру, но Петр, исполненный Духа Святого, был Его носителем и инструментом, и поэтому он правильно определил их попытку обмана как грех не против себя самого, но против Духа Святого.
Но поскольку из слов Петра в ст.9 следует, что они оба согласились сделать осознанный и умышленный поступок, и поскольку присутствие и сила Духа были столь очевидны в даре различения и в языках, что даже глупцу было известно о Его присутствии и силе, в особой мере почивавших на апостолах, что включало в себя и способность распознать обман, то наиболее вероятным объяснением данного случая, независимо от смысла слов Петра, будет то, что Анания и Сапфира захотели либо приобрести себе авторитет, либо обеспечить уход за собой (что вполне можно предположить), и ради этого решили обмануть Петра, а это, в свою очередь, включало в себя и искушение Духа Святого, на что они сознательно решились. Кумминг говорит, что они искушали Духа Святого «покинуть Церковь как Свое жилище и прекратить Свое дело», но в таком смысле искушение Духа Святого вряд ли вообще возможно.
Нигде не сказано, что мы можем искушать Духа Святого в таком смысле, какой дает грамматический анализ этого слова или его общеупотребительное значение. Однако в Библии упоминается о грехе искушения Святого Духа Божьего, когда мы не верим в Его безграничное совершенство и испытываем Его терпение своим отношением и действиями. Грех Анании и Сапфиры заключался в том, что они подвергали испытанию Его всеведение и хотели проверить, узнает ли Он их обман и откроет ли его Петру. Но могут ли христиане искушать Святого Духа?
Анания сомневался в том, что Дух Святой его накажет. Он хотел проверить, распознает ли Он его обман, и если распознает, то станет ли что-либо предпринимать. Христиане часто сомневаются в том, что Дух Святой может их благословить. Анания хотел удостовериться в Его способности наказать, и это было грехом. Христиане, желающие удостовериться в Его способности благословить, поступают хорошо, и в этом нет греха. Он Сам говорит: «Испытайте Меня; вкусите Меня». Итак, проверка имеет двоякое значение. Мы сомневаемся в том, что христиане могут испытывать Бога в греховном смысле.
Но были ли Анания и Сапфира христианами? Августин и множество других авторитетов говорят «да». Еще больше есть тех, кто говорит «нет». Никто этого не знает. Но если бы они были христианами, то их грех вряд ли говорил бы о чем-нибудь христианам наших дней, поскольку сегодня нет точно таких же духовных обстоятельств, которые представляли бы для этого возможность. Невозрожденный человек искушает Духа Святого постоянно, главным образом, тем, что не верит Его предупреждениям, продолжает противиться и ожидает Божьего наказания, рассчитывая в то же время на Божье долготерпение и считая, что Он должен спасти их, несмотря на то, что они грешат.
Из вышесказанного понятно, что есть разница между ложью Духу Святому и испытанием Духа Святого, хотя то и другое может проявляться в одном и том же действии. Можно сказать, что и мы говорим ложь Духу Святому в том смысле, как это сделали Анания и Сапфира, когда пытаемся обмануть церковь или верующего, в которых обитает Дух Святой. Хотя христиане не называют этот грех своим именем и не делают его целенаправленно против Духа Святого, однако этот грех все же обращен не столько против человека, исполненного Духом Святым, сколько против Духа Святого, исполняющего человека. И, конечно же, Дух Святой оскорблен всяким подобным противлением Его святой воле.
Храм, в его классическом значении, есть «место обитания Божества». Данное слово употреблено дважды по отношению к Духу Святому. В 1Кор.3:16, 17 «храм» относится к церкви, то есть организованному церковному обществу, а в 1Кор.6:19 «храм» относится к личности верующего. Так же, как в сиянии «шехины» — славы — Бог обитал в ветхозаветном храме, так в Своем Духе Он обитает в христианском храме, освящая его Своим присутствием.
Слова «разорит» и «покарает» в 1Кор.3:16-17 в греческом одно и то же слово, оно означает «осквернять», «повредить», «разлагать», «делать вред», «разрушать». В Ветхом Завете всякое небрежное отношение к храму, всякое осквернение считалось разрушением храма. Мы можем разрушать храм Святого Духа — Церковь, — когда допускаем разного рода церковные беспорядки и разделения (именно об этом в первую очередь идет речь в 1Кор.3), а также когда любым способом отвлекаем ее от прямого Божьего предназначения. В 1Кор.6:18-20 говорится о блуде как о грехе против тела, которое Павел называет «храмом Святого Духа», поскольку тело является сосудом и хижиной для человеческого духа, в котором обитает Дух Божий. Мы можем грешить против тела как храма Божьего, допуская любые виды злоупотребления телом. В обоих случаях мы противимся и оскорбляем Духа Святого.
Поскольку ложь (Деян.5:3) не обязательно надо понимать, как прямой, умышленный грех против Духа Святого (ведь мы не можем знать, что было на уме у согрешивших супругов), то таким же образом можно рассматривать и многие грехи против храма Духа Святого. Поскольку же Петр, будучи исполнен Духа Святого и действуя от Его имени, оценил эту ложь не как грех против него лично, но как грех против Духа Святого, то и грех против храма, где обитает Дух Святой (в Церкви или в верующем), может и даже должен быть назван грехом против Духа Святого, даже если, как в случае с ложью, согрешивший мог не осознавать этого.
В Синодальной Библии «презрение» переведено словом «оскорблять». Этот грех назван таким словом, которое больше нигде не встречается в Новом Завете. Оно буквально означает «наносить оскорбление». В данном случае это слово описывает оскорбление и надругательство над благословенным Духом Божьим, через Которого нам даны все Божьи дары. Здесь, в Евр.10:29, говорится о грехе отступления, который совершили те, которые, как в другом месте (Евр.6:4-5) сказано, были однажды просвещены и сделались причастниками Святого Духа, вкусили дара небесного и благого глагола Божьего и сил будущего века.
Многие исследователи отождествляют этот грех с хулой на Духа, о которой говорится в Евангелиях. В определенном смысле это верно, поскольку тот и другой грехи происходят от одного и того же состояния души и выражают в высшей степени дерзкое и умышленное противление чудесным откровениям и совершенно очевидным проявлениям силы Святого Духа. Разницу можно увидеть в характере согрешивших: грех, описанный в Евангелиях, совершили те, кто от самого начала решили злостно противиться силе Божьей, проявленной в Сыне Божьем; грех из Посл. к евреям совершили те, кто в большой мере приняли Его благодать и признали истину, которой научил их Дух. Первый из этих грехов — более злостный в своем внешнем проявлении, в то время как второй, учитывая положение и познание согрешивших, а также действие Божьей силы, которое они на себе испытали, оказывается не менее дьявольским по своей сути. Поэтому апостольское предупреждение об этом страшном грехе звучит столь категорично и завершается словами: «Страшно впасть в руки Бога живого!»
Грех, который не прощается. Что это за грех? Кто отважится ответить на этот вопрос? Не покрыл ли наш Господь этот грех каким-то покрывалом таинственности? Ниже приводятся различные мнения по этому поводу, а также доводы, которые автор счел наиболее правильными в свете беспристрастного исследования Писания.
В Матф.12:31-32 Спаситель сказал: «Поэтому говорю вам: всякий грех и хула простятся людям, а хула на Духа не простится людям; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в этом веке, ни в будущем». В Марк.3:28-30 написано подобное этому: «Истинно говорю вам: будут прощены сынам человеческим все грехи и хуления, какими бы ни хулили; но кто будет хулить Духа Святого, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению. Это сказал Он, потому что говорили: в Нем нечистый дух». Мы находим подобное место также и в Лук.12:10: «И всякому, кто скажет слово на Сына Человеческого, прощено будет; а кто скажет хулу на Святого Духа, тому не простится».
Перед тем, как мы будем рассматривать различные толкования, полезно обратить внимание на некоторые детали и различия в прочитанных текстах.
(1) Всякий грех является грехом против Духа Святого, хотя далеко не всякий по своей сути приближается к этому единственному непростительному греху, который Иисус назвал хулой на Духа. Таким образом, это название «грех против Духа Святого» может быть истолковано превратно, и поэтому необходимо выяснить, что именно подразумевал Иисус, когда говорил о хуле на Духа.
(2) Слово «хула» (от греческого blepto — оскорблять и theme — речь; либо от blaks — хвастливый, глупый и theme — речь) первоначально означало злые речи против того, что священно и употреблялось в отношении разных грехов, вплоть до хуления имени Иеговы в Ветхом Завете и хуления Духа Святого — в Новом.
(3) Очевидно, Иисус имел в виду непростительное Ветхозаветное оскорбление, о котором сказано в Лев.24:16 «И хулитель имени Господня должен умереть, камнями побьет его все общество: пришелец ли, туземец ли станет хулить имя Господне, предан будет смерти». Стефан был побит камнями на основании этого закона. Однако благодать Нового Завета столь велика, что хула на Бога прощается и даже, по словам Христа, прощается хула на Сына Человеческого. Но говорить злое против Духа Святого — такая хула обрекает согрешившего на вечное осуждение.
Ввиду этого мы не имеем возражений против мнения Ольсхаузена, который различает три степени хулы на Бога: хула на Отца, хула на Сына и хула на Духа Святого. Однако в Слове Божьем нет абсолютно никаких оснований для подразделения Лиц Божества по ранжиру. В таком случае Отец стоял бы ниже всех в Святой Троице. Тяжесть данного греха определяется не рангом хулимого Лица, но ясностью Божьего откровения, которое дано людям через Духа Святого, и пропорционально этому откровению грех становится более осознанным и злонамеренным.
Есть мнение, согласно которому этот грех был возможен только в то время, когда Христос видимо присутствовал среди людей (Менкен, Иероним, Златоуст), однако для такого мнения нет практически никаких оснований. Мы знаем, что, например, Савл был хулителем (1Тим.1:13), также и иудеи распяли Иисуса после воскрешения Лазаря, но они сделали это по неведению, из-за неверия. Савл получил прощение, а об иудеях Иисус просил: «Отче, прости им, ибо не знают, что делают». Однако чем понятнее и убедительнее становятся в наши дни «дела, которые больше этих» (Иоан.14:12), чем сильнее обличительная работа Духа Святого, Который вступил в Свои полные права после Христа, — тем больше возможность совершения этого страшного греха, о котором мы говорим. Стайер хорошо сказал, что хула на Духа Святого — это, по преимуществу, грех последнего времени.
Вильям Э. Бидерфольф, Исследование учения о Святом Духе.
Толкования Священного Писания
Содержание
Толкования на Еф. 2:2
Свт. Василий Великий
Ст. 2-3 в которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления, между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочие
Вопрос. В каком смысле называются некоторые сынами противления и чадами гнева?
Ответ. Чадами или сынами чьими, обыкновенно, называет Господь тех, которые исполняют волю того, чьи они чада, добр ли он, или зол. Ибо говорит: «если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы» (Иоан.8, 39); и еще: «Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего» (Ин.8 44). Посему и сыном противления бывает тот, кто делает дела противления. А может быть, как диавол называется не только грешником, но и самым грехом, потому, думаю, что стал первым виновником греха: так, по той же причине, и самым противлением может быть диавол. Чадом же гнева бывает иной, поколику соделал себя достойным гнева. Ибо как тех, которые достойны Господа и делают дела света и дня, Апостол наименовал сынами света и сынами дня (1Сол.5,5): так следует понимать и слова: «были по природе чадами гнева». Впрочем, надобно знать, что сын противления есть то же, что и чадо гнева, потому что Господь изрек: «Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем» (Иоан.3, 36).
Правила, кратко изложенные в вопросах и ответах.
Свт. Иоанн Златоуст
в которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления
Свт. Феофан Затворник
В нихже иногда ходисте, по веку мира сего, по князю власти воздушныя, духа, иже ныне действует в сынех противления
Указав на греховную мертвость ефесян в первом их состоянии, теперь выставляет производителей сей греховности, чтобы, как замечает святой Златоуст, не слишком их опечалить указанием на мрачное состояние, в котором они прежде самопроизвольно держали себя. «Замечаешь ли кротость Апостола Павла, с какою он увещевает своих слушателей, нисколько не устрашая их? Сказавши своим слушателям, что вы дошли до крайней степени зла (ибо быть мертвым есть именно крайняя степень зла), чтобы этим слишком не опечалить их (так как люди обыкновенно смущаются, если им выставляют на вид их прежние преступления, будь это преступления гибельные или не заключающие в себе ничего особенно опасного), он теперь указывает им на помощника, который содействовал им дойти до такой степени зла, и на помощника сильного; и это делает с тою целию, чтобы они не подумали, будто они одни во всем виноваты».
Или для того вводит он сюда сии силы — производители греха, чтоб показать величие силы и богатства благости Бога, спасающего их, говоря как бы: видите, в каких руках вы находились! Но Бог исторг вас из них и ввел в лучшую жизнь. Святой Дамаскин пишет: «Вас, говорит Апостол, язычников, в смерти держимых за грех, в коем жили вы под злым диаволом, властвовавшим над вами посредством злых помышлений, Бог удостоил милости и благодати и мертвость вашу во грехе преложил в жизнь, чрез общение со Христом». К сему можно прибавить из Феодорита: «Сказал так Апостол, напоминая ефесянам Божие благодеяние, а именно, что сподобил их спасения, когда по причине греха были еще мертвы и находились под властию диавола».
Грехи мертвили и держали вас в мертвости, потому что вы ходили в них. Грехолюбие составляло господствующее направление вашей свободной деятельности. Хотя состояли вы под действием сильных врагов — мира и диавола, но во грехах все же сами ходили, те действовали на вас, соблазняли, но никак не принуждали. Сами вы шли вслед их тлетворных внушений. Феодорит пишет: «Диавол, потеряв свое достоинство, сделался учителем злочестия и лукавства; однако ж владычествует не над всеми, а над теми только, кои не приемлют Божественных вещаний».
Первая производительная сила греха есть — век мира сего. Век сей, мир сей — равнозначительны в Новозаветном Писании. Здесь стоят вместе, может быть, для более полного выражения их вредоносности. Век — собственно период времени, долгий ряд годов, а отсюда — вообще течение времени и того, что во времени. Мир — совокупность тлящих обычаев и лиц, кои им покорствуют. Век мира — течение долгим временем утвердившихся пагубных для души обычаев мирских, над всеми миролюбцами властвующих, по коим ходят они все, хотя и нехотя, как едет повозка по углубившейся колее, с которой свернуть нет возможности и сил. Отличительная черта сего хождения есть забота об одном временном, без внимания к другой жизни, забота об устроении счастия на земле, без внимания к требованиям нравственного закона и внушениям страха Божия. Оттого мир во зле лежит. Или мир и век однозначительны с греховностию, подвластностию греху, тиранством греха. Блаженный Феофилакт пишет: «Веком мира сего называет Апостол развращенную жизнь, жизнь во грехах, ради того, что настоящая жизнь обилует грехами». Апостол хочет указать: вот под каким игом, в каких узах вы были держимы — иногда, то есть прежде, чем прилепились ко Христу верою. Теперь же, пребывая со Христом, вы уже не сообразуетесь веку сему (Рим. 12, 2), — имеете силу противостоять напору его тлетворного влияния, ибо приняли новые начала и новые силы ходить по сим началам, наперекор прежним обычаям. Видите ли державную силу и на вас явленную?!
Другая производительная сила греха есть диавол, который у Апостола назван: князем власти воздушныя, князем духа, действующаго в сынех противления. Не остановился святой Павел на указании на один век или мир, но проходит далее, к самому источнику греха. Поприще, сцена, на которой раскрывается грех, есть мир; приводящий все в нем в движение — есть диавол. Кто по веку мира ходит, тот ходит по диаволу, которого Господь назвал князем мира и века (Ин. 12, 31; 14, 30).
Апостол назвал его князем власти воздушныя: князем власти, — князем властным, воздушныя — в воздухе живущим. Или под словом власть можно разуметь чин злых духов, как и среди святых Ангелов есть чин, именуемый — власти. Обобщая это название, можно под словом власти разуметь коллективно всех духов, — или царство злых духов, коих князь — сатана, и кои все и с князем своим живут в воздухе. Далее в сем послании Апостол называет их духами злобы поднебесными (Еф. 6, 12). С неба низвергнуты, на земле не имеют твердой опоры и витают бездомовно и рассеянно в воздухе, откуда чинят всякие беспорядочные нападения на людей и поддающихся увлекают на зло. Этим хорошо выражается нетвердость и непостоянство сатанинской власти, — а может быть, и эфемерность ее, то есть что она вся мечтательна, основана не на чем-либо существенном, а на обмане, прелести, призраках. Святой Златоуст говорит: «по князю власти воздушныя. Это говорит Апостол с тем, чтобы показать, что диавол обитает в поднебесной, что духи воздушные суть бестелесные силы, которые помогают ему в его действиях».
Духа, иже действует в сынех противления. Ожидалось бы: по духу, как впереди: по князю. Вы ходили во грехах по князю власти воздушныя, — то есть по духу, действующему ныне в сынах противления. Иные толковники так и понимают, и такое понимание им так нравится, что они готовы были бы поправить самую речь Апостола. Такое покушение можно назвать не совсем разборчивым и всячески ненужным. Слово духа зависит от слова по князю, как и слово власти. Князь власти воздушныя, он же князь и духа, действующего в сынах противления. Этим означается источник духа противления истине, которое встречал Апостол всюду на своем проповедническом поприще, не исключая и самых ефесян. Сатана со своими духами поселил его в душах язычников и постоянно поддерживает своим воздействием. Под этим духом можно разуметь и вообще исходящее от сатаны и действующее в неверных злое начало, дух лжи и самообольщения, с какою-то уверенностию обманчивою противостоящий всем убеждениям истины. Или подобно тому, как под словом власти разуметь можно коллективно все злые силы, можно и под словом дух, стоящим подобно ему в одинаковом грамматическом сочетании, разуметь коллективно всех злых духов, которые под руководством своего князя своим тлетворным дыханием воздействуют на людей и, приучая их к страстям и порокам, делают упорно непокорными истинам, направленным к освобождению их от тех страстей, а чрез то и от власти самых духов, разжигателей страстей.
Сыны противления — упорные противники Евангельской истине. Слово сын, в связи с добродетелию или пороком, означает человека, преданного той добродетели или пороку, чтоб означить, что он преисполнен тем или другою, как о сыне говорят: вылитый отец. Сатана есть противник Богу, всякой истине и всякому добру. И те, кои противятся истине Евангельской, сыны его суть, как упорные противники, подобно самому сатане. Греческое слово — απειθειας, — значит сыны неубежденности, которых ничем не убедишь. Что им ни говори, они упорно противостоят всякому убеждению и всякой очевидности. Но неубеждение в одном предполагает противоубеждение в другом. Потому хотя слово духа, действующего в сынах противления, указывает на воздействия совне, тут, однако же, ничего нет приневоливающего. Но сатана предлагает, склоняет, убеждает. Те соглашаются и стоят на своем… и вышел дух противления. Святой Златоуст говорит: «Видишь ли, что не насильно, не тирански как-нибудь, но чрез убеждение он привлекает к себе? Указывая на противление (απειθεια), Апостол как бы хочет сказать (по противоположности), что диавол увлекает всех лестию и убеждением».
Ныне — означает или век сей, до будущего возустроения всяческих, или ныне, когда началась проповедь и Евангелие стало проходить по земле. Дух сей и прежде действовал, но как его не тревожили, то он не обнаруживал своего присутствия. Стали его теснить провозвестники истины христианской, он и подал голос, и власть свою старается удержать возбуждением противления истине, непокорением вере. Апостолы видели такое воздействие противной силы всюду.
Святой Павел выставляет сие, как знак мертвости душевной, или мертвящей силы греха, и производителей его, действующих в язычниках. Всем этим выясняет Апостол, сколь велика сила, которая препобедила сии силы греха, разорвала узы греха, исторгла из мертвости греховной и даровала им истинную жизнь. Подлинно и в этом явлено действие державной крепости Бога, спасающего всех, хотящих спастися.
Послание святого апостола Павла к Ефесянам, истолкованное святителем Феофаном.
Прп. Ефрем Сирин
в которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления