духовная дисциплина что это
Самая большая нужда нашего времени — это не люди интеллигентные или же люди талантливые, но люди глубокие. Внутренняя дисциплина требует жизни на духовной глубине. Есть неправильное мнение о том, что духовная дисциплина существует только для неких гигантов духа. Совсем не так! Бог предназначил дисциплину внутренней жизни обычным людям, которые работают, имеют детей, моют посуду и убирают сады. Вообще говоря, внутреннюю дисциплину лучше всего практиковать именно среди повседневных дел. Если она назначена для преображения жизни, то она и должна проявляться именно в наших отношениях с мужем или женой, братьями и сестрами, друзьями и соседями.
Цель дисциплины – освободить дух от всего, что его угнетает. Единственное требование – чтобы душа жаждала Бога: «Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже!» (Пс. 41:2). Внутренняя дисциплина дает возможность предоставить себя в распоряжение Бога, чтобы Он мог изменить нас.
Иногда духовная дисциплина может перерасти в контроль, когда требования к себе мы распространяем на других, контролируем их и подвергаем критике. В результате в нас развивается гордость и. страх! Гордость – от сознания собственной праведности, а страх — от того, что, контролируя других, мы боимся потерять этот контроль или же испытать его на себе.
Духовная дисциплина должна стать нормой жизни и не приводить к показному благочестию. Дисциплинированный человек — это тот, который может сделать то, что нужно сделать.
Когда сосредоточиваемся на Христе, мы рассматриваем духовную дисциплину как путь, приближающий нас к Его сердцу.
Какие бывают духовные дисциплины?
Дисциплина чтения Слова Божьего
Как в любом упражнении, так и в чтении Библии должно быть постоянство. Только регулярно читая Священное Писание, мы сможем выработать привычку начинать и заканчивать день со Словом Божьим. И Господь будет говорить в наши сердца через Свое Слово.
Дисциплина молитвы
Молиться значит меняться. Бог использует именно молитву, чтобы нас преображать. Если не хотим меняться, то забросим и молитву.
Все, кто ходит с Богом, рассматривают молитву как главное дело своей жизни. Евангелист Марк пишет об Иисусе:„«А утром, встав весьма рано, вышел и удалился в пустынное место и там молился» (Мк. 1:35). Таким был образ жизни Иисуса.
Когда от апостолов требовалось быть активными во многих церковных делах, необходимых и важных, они приняли решение пребывать в молитве (Деян. 6:4).
Мартин Лютер объявлял: «У меня столько дел, что я не могу обходиться без трех часов молитвы ежедневно». Для него было духовной аксиомой, что, кто хорошо помолился, тот хорошо и потрудится.
Джон Веслей говорил: «Бог действует, только отвечая на молитву». Веслей подкреплял это убеждение ежедневной двухчасовой молитвой.
«Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам», – сказал Христос (Ин. 15:7). Если мы поймем, что молитва включает в себя процесс обучения, это сохранит нас от гордого пренебрежения ею как чем-то ненужным.
Дисциплина поста
«Одни превознесли пост выше Писаний и выше разума, другие же совершенно пренебрегают им».
Пост всегда должен быть сконцентрирован на Боге. Во всем Писании пост – это воздержание от пищи в духовных целях. Он отличается от голодной забастовки, тем, что имеет цель. В центре библейского поста всегда находятся духовные цели. Пост – это дело между человеком и Богом. Общий пост может быть делом эффективным, если люди, принимающие в нем участие, подготовлены к этому и единодушны в данном вопросе.
Моисей, Давид, пророк Илья, царица Есфирь, пророчица Анна, апостол Павел. Многие великие христиане всех веков христианской истории постились и свидетельствовали о ценности поста: Мартин Лютер, Жан Кальвин, Джон Веслей и другие.
В истории христианства получило развитие то, что можно было бы назвать регулярными постами» – посты по средам и пятницам. Регулярный пост имел глубокое влияние на жизнь христиан.
Популярным и похожим на пост называют„«ночное бдение». Оно относится к воздержанию от сна с тем, чтобы молиться.
Дисциплина изучения
«Тот, кто изучает только людей, получит большое количество информации без души. Тот, кто изучает книги, получит знание души без тела. А тот, кто к тому, что видит, прибавляет наблюдение, и к тому, что читает, прибавляет размышление, находится на правильном пути к знанию, при условии, что, изучая сердца других, он не пренебрегает собственным».
Изучение книг очень важно. Комментарии, исторические книги, словари помогают лучше понять Писание.
Апостол Павел говорит нам, что мы преобразуемся обновлением ума (Римл. 12:2). А ум меняется, обновляется в том случае, если мы заполняем его правильной информацией:„«Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте» (Фил. 4:8).
Дисциплина уединения
«Обоснуйся в одиночестве, и ты наткнешься на Него в себе самом».
Страх остаться одному приводит людей в оцепенение. Но если мы – с Богом, то не будем бояться одиночества: мы знаем, что не одни. Не будем также бояться быть с другими людьми, потому что они не контролируют нас.
Уединение отличается от одиночества. Уединение – это свобода оставаться одному не для того, чтобы избежать людей, но для того, чтобы лучше слышать Божий голос.
Дисциплина служения
«Выучите тот урок, что, если вы должны исполнять труд пророка, вам нужен не скипетр, а мотыга».
Как крест — знак покорности, так полотенце — знак служения. Когда Иисус собрал Своих учеников на Тайную Вечерю, то среди учеников возник спор, кто из них больше. Иисус же сказал им не господствовать друг над другом, но служить друг другу: «Итак, если Я, Господь и Учитель, омыл ноги вам, то и вы должны омывать ноги друг другу» (Ин. 13:14).
Дело не в том, что людям следует вообще отказаться от всякой идеи власти и руководства. Дело в том, что Иисус дал совершенно иное определение лидерству и перестроил организацию власти. Он учил: «Кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою» (Мф. 20:25-26). Поэтому духовная власть, о которой Иисус говорил, была властью, заключающейся не в положении и не в титуле, но в полотенце — символе служения.
Дисциплина богопоклонения
«Поклоняться Богу — это значит оживлять совесть святостью Божией, питать ум истиной Божией, очищать воображение красотой Бога, открывать сердце для Его любви, посвящать свою волю целям Божьим».
Поклоняться Богу – значит чувствовать присутствие воскресшего Христа. Это означает – прорваться в сияющую славу Божию, наполниться Его Духом. Бог активно ищет Себе поклонников. Иисус заявлял:„«Истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе» (Ин. 4:23). Именно Бог ищет, влечет, убеждает нас стать Его поклонниками.
Духовная дисциплина помогает идти в том направлении, в котором должно идти. Это – путь к зрелой христианской духовности и «жизни с избытком».
Духовной дисциплине должен подчиняться каждый христианин. Такая дисциплина развивает внутреннюю молитвенную жизнь и ведет к духовному росту. Она помогает возрасти как в понимании христианской жизни, так и в практическом применении, помогает испытать истинную реальность церкви. Подчиняет нашу жизнь личности Иисуса Христа.
Подготовила Наталья Кожевникова, использованы материалы
книги Ричарда Фостера «Прославление дисциплиныя»
«Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой» (Прит.3:5.)
Когда справляться с собой – легко
О внутренней дисциплине
На первый взгляд, понятие дисциплины может показаться не связанным напрямую с духовной жизнью. И это действительно так, если воспринимать отношения с Богом как нечто абстрактное – как «веру в душе». Но для христианской жизни, которая и является именно полноценной жизнью со Христом, дисциплинированность – одно из совершенно необходимых качеств. И речь идет отнюдь не только об элементарном распорядке дня, режиме труда и отдыха, регулярности молитвы, но и о вещах более глубоких, внутренних.
Задать траекторию
Мы часто сталкиваемся в своей жизни с тем, что нас застают врасплох те или иные неприятные обстоятельства, искушения, и мы раз за разом под напором этих искушений падаем, вследствие чего унываем и даже порой совершенно отчаиваемся, потому что никак не можем понять, почему же так происходит: ведь мы молимся, учитываем на будущее какие-то моменты, но тем не менее мы решительно не можем справиться с тем, что нас побеждает. Если дело обстоит именно так, то причину, скорее всего, нужно искать либо в своей гордости, нуждающейся в подобных уроках смирения, в тщеславии, с которым так трудно бывает совладать, либо… в нехватке внутренней дисциплины.
Что такое вообще дисциплина? Думаю, у разных людей возникнут с этим словом различные, но в целом похожие ассоциации. Я, например, представляю себе, как идут по улице юные воспитанники суворовского училища. Они будут в форме, подтянутые, в них будет угадываться определенная собранность, которая не так уж часто встречается у подростков. Я не хочу этим сказать, что суворовское училище – идеальная форма обучения, но это некий наглядный пример того, что внешне дисциплинированный человек со временем и внутренне начинает отличаться от тех, кто дисциплиной пренебрегает. Поэтому приравнивать дисциплинированность только лишь к послушанию внешним правилам и тем самым приуменьшать ее значение было бы неверным – это нечто, что должно пронизывать всю жизнь человека: его мысли, взгляды на жизнь, отношение к людям, к миру, к Богу.
В ограде церковной доводится порой встречать людей, христианская жизнь которых – не что иное, как хаотичный, неуправляемый поток, и они убеждены, что именно такой она и должна быть по своей природе. И вместе с тем, как правило, можно бывает увидеть, что им с большим трудом даются самые обычные для христианина вещи. И это неудивительно. Здесь можно привести такую простую аналогию: если мы, проспав или по какой-то другой причине потеряв время, неподготовленные вываливаемся в наш обычный будничный рабочий день, как в поток – людей, событий, обстоятельств, – который нас подхватывает и несет, то, скорее всего, этот день будет трудным. И напротив: если мы заставили себя вовремя встать, собрались, помолились, если мы заранее наметили на этот день определенную последовательность дел, то те задачи, которые нам нужно в течение дня выполнить, даются гораздо легче. Безусловно, жизнь вносит свои коррективы, но тем не менее когда есть некая заданная траектория, это дает нам возможность жить гораздо более цельно.
Рулетка для ума
Наверное, практически каждого человека учат с детства элементарным нормам: смотреть, куда ты идешь, не крутить головой во все стороны, не размахивать руками. Подобным же образом мы должны назидать себя, заботясь о таком виде дисциплины, как дисциплина ума. У святых отцов ум сравнивается с птицей, которая не может ни мгновения пребывать на одном месте и постоянно перепархивает с ветки на ветку, с дерева на дерево, словно чего-то ища. Безусловно, кроме благодати Божией, ничто не может наш ум обуздать совершенно, дать ему полное ощущение бытия здесь и сейчас и полное понимание того, что он постигает. Но тем не менее определенный труд здесь все-таки предлежит человеку.
Приобрести для своего ума поводок-рулетку
Пожалуй, самым важным в воспитании дисциплины ума является умение концентрировать его на том, чем мы заняты в конкретный момент. Если мы читаем книгу, для нас главным должен быть ее текст; если мы разговариваем с человеком, нужно в этот момент отвлечься от всего остального и сосредоточить свой ум на собеседнике; если мы даем своему уму отдых, то в этот краткий, как правило, период нужно именно отдыхать. На практике всё это часто оказывается непросто. Поэтому необходимо бывает – в образном смысле, конечно,– приобрести для своего ума поводок-рулетку; есть сейчас такие для небольших собак: на нем питомец как бы гуляет свободно, но может отойти от хозяина метров на десять, не больше. Так же и нам свой ум, давая ему непринужденно мыслить, необходимо бывает постоянно к себе подтягивать. Постепенно он к такому режиму привыкнет, для него это станет уже чем-то естественным, и нам не придется искать его по «помойкам» и возвращать из «побегов».
И еще нужно иметь в виду такую закономерность: для того чтобы во что-то вникнуть, в это надо всмотреться. Нужно приучать свой ум всматриваться в то, что он желает постичь, долго, пристально, погружаться в это явление, открывать в нем внутренние взаимосвязи. Помню, один мой знакомый, выйдя на пенсию, делился: проводя много время дома, он начал вдруг замечать, из чего у него сделаны половицы, а еще через какое-то время – что за мусор между этими половицами застревает. И это наглядный пример того, как научиться видеть то, что происходит в нас самих: нужно приучать свой ум «обитать» в нас, а не просто заглядывать в самого себя ненадолго, как заглядывает занятой, почти не живущий дома человек в пространство своей квартиры. Тогда мы не просто будем знать, что и где у нас лежит, но и от каких-то застрявших мелочей вовремя сможем освободить свое сердце.
Не расплескать то, что в нас есть
Помимо дисциплины ума, есть дисциплина чувств. Для кого-то может быть удивителен сам факт того, что чувства требуют дисциплины. Но на самом деле человек свои чувства обязательно должен уметь обуздывать, чтобы они не захватили власть над ним. Это важнейший навык, в том числе для христианской жизни, потому что огромное количество людей запутывается в грехе потому, что они не могут справиться со своей привязанностью к кому-то или преодолеть чувство страха, которое парализует их душу.
Чувства нужно воспитывать, в том числе полагая им определенный предел
Дисциплинировать свои чувства – не значит сжимать их, как пружину: это приведет только к тому, что в какой-то момент произойдет срыв. Но чувства нужно воспитывать, в том числе полагая им определенный предел. И если в сложных обстоятельствах мы порой затрудняемся это сделать, в простых жизненных моментах это нам доступно и позволяет приобрести навык. Радостно нам, хорошо – можно порадоваться, но это не значит, что нужно распевать песни или хохотать на всю улицу. Раздражает нас что-то – можно огорчиться, но это не дает нам права на кого-либо срываться. И это не выхолащивание нашей жизни, а на самом деле совершенно естественная вещь.
Не надо расплескивать вокруг себя всё, что в нас есть. Любое чувство нужно поверять Евангелием, стараться понять: оно по Богу или не по Богу, – и в зависимости от этого определять его место в своей жизни и свое к нему отношение. Это умение трудно переоценить – ведь именно увлекаясь чувствами, люди совершают самые тяжелые ошибки, которые порой приводят к трагическим последствиям.
«А если бы за это расстреливали?»
Бывает, что человек приходит и говорит: «А у меня никак не получается дисциплинировать себя». Что на это можно сказать?
Я убежден, что любой дееспособный человек может принять для себя определенные правила дисциплины и придерживаться их. Есть, к примеру, люди, которые постоянно опаздывают, и они считают это своей едва ли не врожденной патологией, с которой остается только смириться. Но достаточно вспомнить относительно недавние и очень печальные для нашей страны времена культа личности, чтобы понять: никакой непреодолимой склонности к опозданиям не существует. В те годы неявка вовремя на работу грозила проблемами вплоть до уголовной статьи – и люди, вне зависимости от их устроения, как-то умудрялись приходить вовремя. Поэтому когда нам кажется, что мы никогда не научимся чего-то не делать, стоит задать себе вопрос: «А если бы за это расстреливали?» Скорее всего, мы ответим себе, что да, тогда бы мы смогли. Я ни в коем случае не одобряю такие методы, но если смогли бы тогда – значит, в принципе, можем и сейчас.
Когда приходят испытания, учиться дисциплине уже очень трудно. Нам, священникам, нередко приходится говорить с людьми, которых приводит в храм целая череда несчастий: потеряли работу, предал близкий друг, заболел кто-то из членов семьи… И человек дисциплинированный имеет все шансы из такой ситуации выкарабкаться: он может радикально себя утеснить, например, в расходах, он может увеличить свой рабочий день и максимально эффективно использовать для восстановления оставшееся время, он может пережить свое горе так, чтобы остаться деятельным и полезным для других – и в конце концов в этом следовании разумному и молитве к Богу его жизнь выправится. А если человек и раньше не мог отказать себе в удовольствии полежать на диване в ущерб делам, в ущерб всей жизни своей, подобно Обломову, то он в такой ситуации совсем уйдет в свои обломовские грезы – и погибнет. И если бы мы эту угрозу ощущали, если бы мы до конца понимали, каковы могут быть последствия нашей расслабленности, то никогда не позволяли бы ей овладевать нами.
Духовная дисциплина
Однажды мне мой Мастер сказал — «Ты можешь выбирать.».
Я не понял сразу сказанного. Так уж устроен Мастер, что он говорит очень значимые вещи, и слова — ключ. Бесценный дар, которым, действительно, можно отворить дверь своей темницы.
Потому и отношения вокруг таких ключей строятся особенным образом. Простая фраза обретает иной смысл, в ней собирается вся суть происходящего.
Выдать ключ возможно лишь жаждущему выйти за дверь. Дверь обнаружена. Годы ушли на её поиски, теперь ясно, кто тюремщик. Ты сам ковал цепи, сам запер себя. Но ключ потерян. Возможно, его не было вовсе.
Появилась возможность, Мастер не упустит её. Он даёт ключ. Эта вещица прежде была бесполезной. Сколько раз в жизни мы находили ключи? Что толку в них, когда не известна дверь? Что толку в двери, за которой то, что тебе не нужно. Зачем вообще дверь, если ты никуда не собираешься идти?
— Ты можешь выбирать — сказал мне тогда Мастер. Я находился тогда в смятении, что-то не получалось у меня, я был сердит, разумеется, искал виноватого в своих неудачах.
Я могу выбирать. Что выбирать? Из чего выбирать? Кого выбирать? Эти слова ещё сильнее рассердили меня. А спрашивать пояснений бесполезно. Тебе уже дали ключ, ты уже стоишь у двери — о чём говорить?
Ключ даётся в особый момент. Каждое слово Мастера наполнено смыслом. Такие слова бесполезно расшифровывать. Над ними бессмысленно думать. Они — сама тишина, они для медитации, для постижения. В эти слова проникаешь, когда внутри тихо, когда готов слышать, остановиться.
Стал вспоминать момент, когда были сказаны слова. К чему мне был дан ключ.
Я могу выбирать! Это стало для меня великим открытием. Это повернуло, лучше — перевернуло моё сознание — я могу выбирать!
Этот ключ дан был для духовной дисциплины. Этот ключ один из важнейших аспектов нравственности.
Духовность ведь не слова, но действие. Это поступки, это решения. Духовность — это планы и намерения. Это ответ на вопрос — что я делаю сейчас? Что я собираюсь делать?
Вы можете выбирать.
В каждый момент своей жизни, когда думаете, делаете, мечтаете или спите.
Вы можете выбирать свои мысли, чувства, поступки, намерения.
Что мы обычно выбираем думать? Что в первую очередь вы подумаете о человеке? А если он случайно толкнул вас?
Что вы думаете о близком вам человеке? А если он начал ссору? Или просто забыл что-нибудь сделать для вас вовремя. Он не сделал ничего плохого, просто забыл. Что вы скажете ему, какие чувства наполнят вас… вы можете выбирать.
Вы можете выбрать думать о человеке плохо или хорошо. Вы выбираете быть благодарным или раздражённым. Вы выбираете быть вечно недовольными, вы можете выбрать другое. Вы выбираете свои поступки, объясняя свой выбор обстоятельствами. Обстоятельства у всех одинаковые, по сути, но выбор разный.
Выбирайте. Выбирайте сами. Никто не может выбрать за вас! В этом сила человека. Можно влиять на ваш выбор, но выбираете вы.
За выбором следует поступок. Никто не сможет его сделать за вас. В этом сила человека, это место, где никто не властен над ним. Ваш выбор, ваш поступок — это точно то, что принадлежит именно вам. Свобода начинается здесь. Здесь начинается всё.
Будьте дисциплинированы. Не разрешайте себе говорить о других плохо. Не позволяйте себе сплетничать. Вы можете выбирать. Это очень заманчиво обсуждать с кем-то знакомого и говорить о нём всё такое, что стыдно повторить в глаза. Это очень просто сделать из других виноватых, но когда-то нужно стать им. Вы можете выбрать другое.
Вы выбрали то, что у вас есть сейчас. И то, что вы выбираете — это то, что будет завтра. Если ваш выбор не изменился, то не изменится и жизнь.
Вы можете выбирать.
А почему это духовная дисциплина?
Распущенность — мы себе позволяем быть такими. И часто не хотим нести за это ответственность. А духовность — это труд. И мы выбираем себя. И только потому мы такие. И изменить себя может человек только сам. И помогут только тому, кто делает.
Какие основные духовные дисциплины должен практиковать каждый христианин?
Дисциплина определяется как «обучение, ведущее к определенному характеру или модели поведения». Дисциплина не является частью греховной природы, она – естественная составляющая христианской жизни. Фактически, почти ничего, что имеет какое-либо значение в нашей жизни, невозможно достичь без нее. Духовные дисциплины могут быть описаны как образ действий, который увеличивает наш духовный рост и позволяет нам достигать духовной зрелости. Этот процесс роста и развития начинается в тот момент, когда человек встречает воскресшего Христа и приходит к Нему за спасением.
Целью духовной дисциплины является развитие нашего внутреннего существа, преобразованного Христом при спасении (2 Коринфянам 5:17). Искупленные верующие испытали полное внутреннее обновление, включая перемены в мыслях, чувствах и характере, которые в нашем внешнем поведении могут проявляться медленнее. Именно это имел в виду апостол Павел, говоря снять старую природу и одеться в новую, «обновленную истинным знанием и являющуюся образом Самого Создателя» (Колоссянам 3:9-10; тут и далее – Новый Русский Перевод).
Сегодня существует множество популярных программ и книг на тему духовных дисциплин, но некоторые из них, пытаясь очертить различные методы самодисциплинирования, слишком отдаляются от Писания. Эти методы скорее мистические и внебиблейские, иногда углубляющиеся в области восточной и католической мистики, а также философии нью-эйдж. Из этого движения вышли такие небиблейские практики, как «слушание» голоса Бога и молитва-погружение или созерцательная молитва. Лучший способ избежать ошибок в понимании духовных дисциплин заключается в следовании четкому библейскому указанию, данному всем христианам – укореняться в Слове Божьем, через которое Он говорит с нами, и в молитве, посредством которой мы обращаемся к Нему.
Запоминание Писания также важно. Мы всегда имеем выбор – что именно помещать в свой разум. Таким образом, запоминание библейских текстов жизненно важно. Если мы на самом деле верим, что Библия – это Слово Божье, то как мы можем не запоминать его? Это позволяет нам постоянно держать его на «передовой» своего ума, что дает возможность реагировать на все жизненные обстоятельства в соответствии с его заповедями. Один из самых сильных отрывков Писания относительно необходимости запоминания находится в книге Иисуса Навина 1:8: «Пусть слова книги Закона всегда будут у тебя на устах; размышляй над ними день и ночь, чтобы в точности исполнять все, что написано. Тогда ты будешь процветать и иметь успех». Именно благодаря дисциплине запоминания мы можем более эффективно молиться и размышлять. Это, в свою очередь, позволит нам «процветать и иметь успех», согласно Божьему определению успеха для нас. Когда мы ходим Его путями и согласно с Его волей, мы наделены новым внутренним существом, наполненным Духом.
Другая дисциплина – это молитва. Наши молитвы – это духовное общение с Господом посредством благодарения, обожания, ходатайства, прошения и исповеди. Замечательная вещь в молитве – это то, что Он встречает нас там, где мы находимся. Он приходит к нам, чтобы привести к более глубоким, более реальным отношениям с Ним, мотивированным не чувством вины, а Его любовью. Молитва меняет нас. Молитва меняет человеческие жизни. Молитва меняет историю. Наше знание Бога на самом деле зарождает в нас желание соответствовать Иисусу и Его воле относительно нашей жизни. Господь постепенно и милостиво открывает Себя нам, когда мы молимся, и именно в эти моменты мы можем глубже понять и испытать Его любовь. Конечно, одним из главных результатов дисциплинированной молитвы является ответ на молитву. Но, по правде говоря, это вторично по отношению к истинной цели молитвы, которая заключается в постоянном общении с Богом.
Вместе взятые, духовные дисциплины молитвы и Слова предоставят нам полезную программу, которая приведет к благочестивой жизни, празднованию нашего спасения и подчинению, служению и восхвалению Бога, Который его обеспечил. Благодаря этим дисциплинам мы сможем выполнить Его повеление: «со страхом и трепетом явите на деле плоды вашего спасения, потому что Сам Бог совершает в вас работу, пробуждая в вас и желание, и действия согласно Своей воле» (Филиппийцам 2:12-13).
Какие основные духовные дисциплины должен практиковать каждый христианин?