духовная коллегия чем занималась
Коллегии при Петре 1
Наименование | Функции и задачи | Годы существования |
---|---|---|
Военная | Управление сухопутной армией | 1719-1802 |
Адмиралтейская | Управление флотом | 1717-1827 |
Чужестранных (иностранных) дел | Взаимодействие с другими государствами | 1718-1832 |
Берг | Тяжелая промышленность | 1719-1807 |
Мануфактур | Легкая промышленность | 1719-1805 |
Коммерц | Вопросы торговли | 1719-1805 |
Камер | Государственные доходы (налоги) | 1718-1801 (с 1785 по 1797 не работала) |
Штатс-контор | Государственные расходы | 1717-1780 |
Ревизион | Контроль за финансами | 1717-1788 |
Юстиц | Судопроизводство | 1718-1780 |
Вотчинная | Управление землями, решение земельных вопросов | 1721-1786 |
Главный магистрат | Управление городами | 1720-1796 |
Рассмотрим более подробно каждую коллегию, ее задачи и руководителей.
Военная коллегия
Указ о создании Военной коллегии был подписан Петром 1 в конце 1719 года, а работать ведомство начало с началом 1720 года. Общая численность ведомства по указу составила 530 человек, в том числе и 454 солдата, приписанных к коллегии. При этом 83 места были вакантными, так как в России остро не хватало профессиональных офицеров. Военное ведомство подразделялось на 3 структуры:
Руководителями ВК при Петре Первом значились:
Ведомство упразднено по указу 1802 года от 7 сентября. Она прекратила самостоятельное существование и передала свои функции Министерству.
Адмиралтейская коллегия
Адмиралтейств-коллегия была создана в 1717 году. Основанием послужил указ от 22 декабря 1717 года. Ведомство управляло всем флотом России, как гражданским, так и военным. С момента формирования коллегии, до смерти Петра 1, ею заведовал Апраксин Федор Матвеевич. Его заместителем значился норвежец, Крюйс Корнелиус.
С 1723 году Адмиралтейство подразделялось на 12 контор: адмиралтейская (вопросы работы верфей), цейхмейстерская (артиллерия), комиссариатская (решение проблем служащих), подрядная (ведение подрядов), провиантская (вопросы продовольствия), казначейская (финансовые вопросы), цалмейстерская (выдача жалования), контролерская (надзор за финансами), мундирная (вопросы обмундирования), обер-сарваерская (непосредственное кораблестроение и прием материалов для этого), вальдмейстерская (управление лесами для нужд флота), московская.
Самостоятельное существование коллегия завершила в 1802 году, когда перешла под контроль Морского Министерства. Окончательное же прекращение существования относится к 1827 году, когда орган стал совещательным и никаких практических задач не решал.
Коллегия иностранных дел
Коллегия иностранных (чужестранных) дел была создана в 1718 году. Она преобразована из Посольского приказа. С 1717 по 1734 годы (время царствования Петра Великого, Екатерины 1, Петра 2 и Анны Иоанновны) ведомством управлял Головкин Гаврила Иванович. Коллегия являлась аналогом современного министерства иностранных дел. Именно эта государственная структура решала все вопросы, связанные со взаимоотношения с другими (чужими) государствами.
Коллегия существовала до 1802 года, когда было создано министерство иностранных дел, которому перешли многие функции коллегии. Окончательное же упразднение пришлось на 1832 год.
Берг-коллегия
Мануфактур-коллегия
Руководители при Петре 1:
После смерти Петра, в 17272 году мануфактур-коллегия была ликвидирована. Восстановили ее только в 1742 году. В 1779 году опять прошла ликвидация, но в 1796 году вновь восстановили. Окончательно упразднено управление в 1805 году. Приказ о закрытии был подпиmanufactur802 году.
Коммерц-коллегия
С 1731 года данной структуре были отданы функции трех коллегий, которые временно прекратили работу: берг, мануфактур, главный магистрат. Функции первых двух исполнялись до 1742, а магистрата до 1743 года.
27 сентября 1796 Екатерина 2 подписывает указ о закрытии коммерц-коллегии. Это требовало определенного времени, но уже 2 ноября Екатерина 2 умерла, а Павел 1, занявший престол после нее, коммерц сохранил указом от 30 ноября 1796 года. Либеральные реформы Александра создали Министерство финансов, при котором временно работала коллегия, но с существенным ограничением полномочий. Окончательное упразднение ее относится к 1824 году, когда 8 января был подписан соответствующий указ.
Камер-коллегия
Камер-коллегияКамер-коллегия была создана в 1718 году. Это было любимое детище Петра, поскольку это ведомство занималось налогами, к которым царь-император был крайне благосклонен.
В петровскую эпоху на посту президента Камер-канцелярии сменилось 3 человека:
Штатс-контор-коллегия
Еще при жизни Петра штатс-контор-коллегия перешла под начало Сената. Произошло это в 1723 году. Самостоятельность органу возвращена Анной Иоанновной в 1730 году. В таком виде коллегия существовала до 1780 года, когда Екатерина 2 ее ликвидировала.
Ревизион-коллегия
Ревизион-коллегия была создана в 1717 году для надзора за финансами страны. До 1723 года органом управлял Долгоруков Яков Федорович. Позже Ревизион на 2 года лишилась статуса самостоятельности. С 1723 по 1725 годы коллегия была переведена под контроль Сената. С возвращением самостоятельности, коллегию возглавил Бибиков Иван Иванович.
Коллегия существовала до 1788 года, когда ее ликвидировала реформами Екатерины 2. Также следует отметить, что в период непродолжительного царствования Петра 2, Ревизион работала в Москве.
Юстиц-коллегия
Указ о создании юстиц-коллегии был подписан Петром Первым в 1717 году, а работа ее началась год спустя, в 1718. Орган выполнял функции верховного суда России под всеми типами дел. Также коллегия отвечала за работу судов. В петровскую эпоху этим органом управляли 2 человека:
Уже после смерти Петра 1 юстиц-коллегию наделяли дополнительными полномочиями. В ее ведение была передана “крепостная контора” (до 1740 года и сыскной приказ (1730-1763 гг). Проведение реформ Екатериной 2 прекратили существование юстиц коллегии. Ее ликвидировали в 1780 году.
Вотчинная коллегия
Вотчинная коллегия возникала в 1721 году на базе Поместного приказа. Она отвечала за все дела, связанные с земельным вопросом (регистрация поместий, переход земель между людьми, выдача земли, конфискация и так далее. Изначально коллегия работала в Москве, но после 1727 года переехала в Санкт-Петербург.
С 1717 по 1721 годы земельными вопросами ведала юстиц-коллегия. В дальнейшем Вотчинная канцелярия функционировала без серьезных потрясений и изменений до реформ Екатерины 2, по которым был создан вотчинный департамент, а коллегию закрыли в 1786 году.
Главный магистрат
Создавался как единый орган, управляющий всеми магистратами городов Российской Империи Главный магистрат начал работу в 1720 году. Кроме непосредственного управления городами, в его функции входило утверждение всех судебных решений в городах: как гражданских, так и уголовных. Также происходил контроль над сбором налогов в городах.
Президенты коллегии при Петре:
После смерти Петра 1, магистрат был переименовал в Ратушу (1727 год). В 1743 году органу вернули название Главного магистрата, но перевели из Петербурга в Москву. Упразднен магистрат в 1796 году.
Святейший Правительствующий Синод
при Петре I Великом
Святейший Правительствующий Синод — высший орган церковного управления, созданный по приказу Петра I, с целью заменить упразднённую в 1700 году должность Патриарха.
5 февраля 1721 года — дата издания «Манифеста об учреждении Духовной коллегии». 25 февраля 1721 года — произошло официальное открытие Духовной коллегии, которая получила название Святейший Правительствующий Синод.
Это событие стало завершающим в церковной реформе Петра I.
Причины и цели создания Святейшего Синода
Итоги и результаты учреждения Синода
Функции Святейшего Синода (Духовной коллегии)
История создания Правительствующего Синода
В 1718 году происходило формирование коллежской системы исполнительных органов и Пётр I объявил, что «для лучшего впредь управления мнится быть удобно духовной коллегии». Псковскому епископу Феофану Прокоповичу царь приказал разработать устав будущей коллегии, впоследствии названный «Духовный Регламент».
На протяжении 1720 года все архиереи и архимандриты различных монастырей подписывали Регламент.
25 января (5 февраля) 1721 года Петр I объявил об издании «Манифеста об учреждении Духовной коллегии». Президентом Синода назначался Стефан Яворский. В том же году царь направил официальное обращение к Константинопольскому патриарху Иеремии III с просьбой о признании восточными патриархами Святейшего Синода.
В сентябре 1723 года Антиохийский и Константинопольский патриархи подписали особую грамоту, согласно которой Святейший Синод признавался равным «во Христе братом», обладающим равнопатриаршими правами.
14 (25) февраля 1721 года Духовная коллегия, названная Святейшим Правительствующим Синодом, была официально открыта.
Необходимость в Монастырском приказе отпала и он был преобразован в Камер-контору 25 января 1725 года.
Состав Святейшего Правительствующего Синода
Согласно Духовному регламенту, Синод насчитывал 11-и членов: президент, 2-х вице-президента, 4 ассессора и 4-х советника; кроме того, различные архиереи, лица белого духовенства и настоятели монастырей также входили в его состав.
Святейший синод
Русская Православная Церковь управляется сегодня Патриархом Всея Руси при котором действует и Священный Синод — совещательный орган, который контролирует деятельность митрополий и священнослужителей, а также помогает Патриарху в принятии решений.
Однако в истории РПЦ было время, когда ее жизнью и деятельностью полностью управляла созданная Духовная Коллегия, также именуемая Святейшим Синодом. Создание Коллегии было инициативой императора Петра I, после того, как полностью была упразднена должность Патриарха в 1700 году.
Это была не просто реорганизация Церкви, а полное ее подчинение воле монарха, который получал возможность манипулировать и управлять священнослужителями. Святейший Синод существовал на протяжении 1721–1917 годов и стал заключительным событием церковной реформы Петра I.
Правовой статус
После смерти Адриана в 1700 году император Петр I принимает решение завершить церковную реформу созданием государственного органа. В 1701 году император упраздняет должность Патриарха и создает Святейший Правительствующий Синод.
Согласно своему правовому статусу Синод — это главный государственный орган церковно-административной власти в Российской Империи. Созданная Духовная Коллегия полностью заменяла Патриарха, выполняя его функции как внутри Церкви так и во всех международных отношениях.
Кроме этого, Совет заменял собой и соборы поместных епископов, полностью контролируя всю деятельность Церкви. С помощью созданного органа правительство Империи могла контролировать внутренние и внешние взаимоотношения РПЦ, управляя ею по своему усмотрению.
Важно! Такой статус был признан не только священнослужителями РПЦ внутри Российской Империи, но также подтвержден и принят восточными патриархами и автокефальными церквами.
Все члены Коллегии назначались на должность самодержавной властью в лице императора, который помимо этого имел и официального представителя в Коллегии — обер-прокурора. Распоряжения самодержца для созданного органа не подлежали обсуждению и были обязательными к выполнению.
Причины и цели создания
Главной целью Петра I, помимо полного реформирования государственных устоев Российской Империи, было сосредоточения всей власти в руках императора. Именно для этого он провел ряд государственных реформ, а в 1700 году принялся и за Церковь.
Поскольку до этого времени деятельность РПЦ полностью подчинялась одному лицу, император и прочие государственные органы власти не имели контроля над ней, поэтому целью Петра I стало полное подчинение РПЦ. Он хотел не просто управлять, но заключить ее в аппарат управления государством и монополизировать власть.
Духовная Коллегия была сформирована для управления Русской Православной Церковью и возможности императору принимать решения во всех внутренних и внешних вопросах. Формирование и создание органа проходило по общим правилам реформирования исполнительных учреждений периода 1717-1722 годов, когда вместо приказов создавали коллегии.
Функции
Поскольку Правительствующий Синод был создан вместо должности Патриарха, то он сосредоточил в себе 2 его основные функции:
Император наделил орган права решать все внутренние и внешние конфликты и вопросы, при этом непосредственно контролируя эти процессы. Правительствующий Совет выполнял следующую работу:
Орган занимался всеми вопросами, которые ранее находились в ведении Патриарха (духовные, казенные, монастырские и дворцовые приказы).
История создания
Осенью 1700 года священник Адриан умирает и император Пётр I, стремясь избежать выборов нового руководителя РПЦ, назначает митрополита Стефана Яворского блюстителем престола — он занимался Петербуржской епархией, но не имел права выполнять прочие его обязанности.
Временно все кадровые и административные функции Патриарха были отданы под руководство Монастырского Приказа (он был восстановлен зимой 1701 года). В таком состоянии пребывала РПЦ до 1718 года.
Петр I начал активное преобразование государственных органов в 1717 году, и через год предложил создание Духовной Коллегии для управления административными и судебными делами Церкви. Для создания Устава, по которому бы работал орган, был призван епископ из Пскова Феофан Прокопович, который и создал регламент деятельности будущего государственно-церковного органа.
Он обосновывал свои действия желанием защиты народа от создания некоего кумира в лице Патриарха. По мнению богослова, могущественная фигура во главе Церкви скорее вредит духовному состоянию народа. В будущем Манифест был подписан всеми действующими епископами и архимандритами Империи, при этом почти на всех было давление со стороны светской власти.
Важно! В 1721 году (25 января) император издал манифест, который обосновывал учреждение Духовной Коллегии и официально наделял ее Патриаршими функциями. Он также позаботился о мировом принятии созданного им органа, для чего направил обращение в Константинополь к действующему патриарху Иеремии III.
Президентом нового органа стал Стефан Яворский, который в целом не одобрял действия самодержца, но не вступал с ним в открытую конфронтацию. В 1723 году такая форма власти была одобрена и принята патриархами Константинополя и Антиохии, которые признали патриаршие права Совета.
Свою деятельность Духовная коллегия начала в феврале 1721 года, еще до признания мировых патриархов, и продолжила вплоть до 1918 года, когда пало самодержавие в России. Для контроля была создана должность обер-прокурора, который назначался непосредственно императором.
Деятельность Коллегии в XVIII-XIX вв.
На протяжении всего существования Правительственного Синода (при Екатерине I он стал ненадолго именоваться «Духовным») его члены должны были публично приносить клятву, в которой были слова о полном подчинении власти монарха Российской империи. Помимо основной административной и судебной деятельности Коллегия до 1742 года выполняла и работу епископа в области, которая ранее управлялась Патриархом.
В первые годы существования были открыты тиунская контора, духовная дикастерия, канцелярия и приказ инквизиторских дел, однако все они были закрыты в следующие 20 лет. Также на протяжении 18-19 вв. менялся и состав: изначально в нее входило 12 человек, однако впоследствии их количество менялось от 10 до 15 человек.
В 1888 году появилось официальное собственное печатное издание — журнал «Церковные ведомости», где были рассказаны все новости РПЦ и важные события в ее жизни.
Последние годы (1912-1918)
В 1912 году ситуацию вокруг Совета обострилась, поскольку усилилось вмешательство в его дела не только монарха, но и доверенного лица императрицы — Григория Распутина. Митрополит Владимир (Богоявленский), занимавший должность председателя за несогласие с Распутиным был переведен в Киев, а атмосфера в Совете установилась напряженная.
Дело в том, что некоторые члена были напрямую подчинены Распутину и доносили обо всем, что происходило и говорилось на заседаниях в Царское Село. Даже обер-прокуроров назначали по решению Распутина, что откровенно возмущало всех членов Церкви. Именно поэтому обстановка внутри Совета накалилась и многие откровенно стали оппозицией престолу.
Священный Совет принял революционеров еще до отречения Николая II, поскольку днем 2 марта решил вступить в связь с Исполнительным Комитетом. Уже 6 марта вышло постановление молится не о самодержце, а о новом Временном Правительстве.
Летом 1917 года была упразднена должность обер-прокурора, а 31 января 1918 года постановлением Всероссийского Собора полномочия Духовной Коллегии перешли Патриарху и коллегиальным органам при нем. Как государственная структура была ликвидирована соответствующим указом Совета Комиссаров в том же году.
Состав
Состав и структура Синода были прописаны в Духовном регламенте. Согласно документу в состав Совета входило всего 12 членов:
Помимо основного состава в Совет входили несколько архиереев, представители высшего духовенства и настоятели монастырей. По регламенту минимум 3 члена Совета должны были носить сан архиерея. При этом у президента голос был равный с прочими членами.
Обер-прокурор
По структуре работы Совет не отличался от Сената или коллегии, а в качестве непосредственного императорского представителя был назначен обер-прокурор. В 1722 году им стал полковник Иван Болтин, в чьи обязанности входило не только донесение о всех действиях Петру I, но и контроль за взаимоотношениями Синода с гражданской властью, а также возможность голосовать против принятых решений, если они не соответствовали воле императора.
Обер-прокурор назначался и подчинялся непосредственно императору, и со временем эта должность перестала быть наблюдательной, а превратилась в руководящую. Прокурор контролировал не только работу и принятые Синодом решения, но и все его связи с государственными учреждениями и светской властью. Со временем полномочия прокурора стали идентичными с министерскими, а сам чиновник заседал в Комитете министров.
Первенствующие члены
Со временем светские названия должностей членов Совета были заменены на более церковные и должности «президент», «вице-президент» стали именоваться «первенствующими членами». Первыми первенствующими членами в истории Синода стали:
Первенствующим членом Синода чаще всего являлся митрополит Петербуржский.
Итоги и результаты учреждения Синода
Благодаря церковной реформе Петра I РПЦ полностью утратила независимость и перешла в подчинении светской власти монарха. Все решения, которые принимал Совет были одобрены императором и постановления были соответствующе подписаны. Церковная власть стала частью государственной системы и стала именоваться Ведомством.
Никто из духовенства не мог противостоять императору, поэтому власть была полностью сосредоточена в его руках. Члены Совета присягали ему на верность, что лишило Церковь не только возможности принимать самостоятельно решения, но и власти над народом.
Духовная коллегия
Святе́йший прави́тельствующий сино́д (рус. дореф. Святѣйшій Правительствующій Сѵнодъ ) — высший орган церковно-государственного управления Русской церковью в синодальный период (1721—1917).
Содержание
Правовой статус
В таковом качестве был признан восточными патриархами и прочими автокефальными церквами. Члены Святейшего правительствующего синода назначались императором. Представителем императора в Синоде был Обер-прокурор Святейшего синода.
История
XVIII—XIX вв.
В 1718 году Пётр I высказал мнение, что «для лучшего впредь управления мнится быть удобно духовной коллегии»; Пётр поручил псковскому епископу Феофану Прокоповичу составить для будущей коллегии устав, получивший название Духовный Регламент.
25 января ( 5 февраля ) 1721 года «Регламент, или устав Духовной коллегии» был подписан в форме Манифеста [6] ; документ предусматривал учреждение Духовной коллегии, которая была торжественно открыта 14 февраля. Президентом Духовной коллегии, сразу же переименованной в Святейший синод, стал митрополит Стефан Яворский. В том же году Пётр I обратился к Вселенскому патриарху Иеремии III с ходатайством о признании восточными патриархами Святейшего Синода. В сентябре 1723 года Константинопольский и Антиохийский патриархи особой грамотой признали Святейший Синод своим «во Христе братом», обладающим равнопатриаршим достоинством.
14 ( 25 ) февраля 1721 года Духовная коллегия, получившая название Святейшего Правительствующего Синода, была официально открыта.
До 1901 года члены Синода и присутствующие в Синоде при вступлении в должность должны были приносить присягу, которая, в частности, гласила:
Исповѣдую же с клятвою крайняго Судію Духовныя сея Коллегіи быти Самаго Всероссійскаго Монарха Государя нашего всемилостивѣйшаго.
До 1 сентября 1742 года Синод также был и епархиальной властью для бывшей Патриаршей области, переименованной в Синодальную.
В ведение Синода были переданы патриаршие приказы: духовный, казённый и дворцовый, переименованные в синодальные, монастырский приказ, приказ церковных дел, канцелярия раскольнических дел и типографская контора. В Санкт-Петербурге была учреждена тиунская контора (Тиунская Изба); в Москве — духовная дикастерия, канцелярия синодального правления, синодальная контора, приказ инквизиторских дел, канцелярия раскольнических дел.
Все учреждения Синода были закрыты в течение первых двух десятилетий его существования, кроме синодальной канцелярии, московских синодальной конторы и типографской конторы, которые просуществовали до 1917 года.
В 1888 году стал выходить журнал «Церковные ведомости», официальное печатное издание Святейшего Синода.
Последние годы (1912—1918)
В апреле 1917 года, член Государственного совета, член Совета Русского Собрания профессор-протоиерей Тимофей Буткевич писал в передовице официального издания Святейшего Синода «Церковный Вѣстникъ» о состоянии в высшем управлении российской церковью в последние годы царствования Николая II: « Особенно тяжело сказалось влияние Распутина на царя в жизни православной церкви. И церковью управлял, собственно, Распутин. Он назначал обер-прокуроров Св. Синода из лиц, лизавших его руки. Своих единомышленников он возводил на митрополичьи (м. м. Питирим и Макарий) и архиепископские кафедры. » [15]
Определением Святейшего Синода от 29 апреля ( 12 мая ) 1917 года за № 2579 [18] из делопроизводства Синода изымался ряд вопросов «на окончательное разрешение в епархиальные управления»: о снятии священного сана и монашества по прошениям, об учреждении новых приходов на местные средства, о расторжении браков по неспособности одного из супругов, о признании браков незаконными и недействительными, о расторжении браков по прелюбодеянию — при согласии обеих сторон, и ряд других, ранее бывших в компетенции Синода. В тот же день Синод принял решение о сформировании предсоборного совета для подготовки вопросов, подлежащих рассмотрению на «Церковном учредительном собрании»; основной задачей стала подготовка всероссийского поместного собора.
25 июля ( 7 августа ) 1917 года В. Н. Львова на посту обер-прокурора сменил А. В. Карташёв — последний, кто занимал должность обер-прокурора Святейшего Синода.
5 ( 18 ) августа 1917 года было учреждено министерство вероисповеданий во главе с Карташёвым; обер-прокуратура упразднялась.
Состав
Первоначально, по Духовному регламенту, Синод состоял из одиннадцати членов: президента, двух вице-президентов, четырёх советников и четырёх асессоров; в его состав входили архиереи, настоятели монастырей и лица белого духовенства.
С 1726 года президент Синода стал называться первенствующим членом, а прочие — членами Святейшего синода и просто присутствующими.
Обер-прокурор Синода
Обер-прокурор Святейшего Правительствующего Синода — светский чиновник, назначавшийся российским императором (в 1917 году назначались Временным правительством) и являвшийся его представителем в Святейшем Синоде. Полномочия и роль различались в различные периоды, но в целом в XVIII—XIX века имелась тенденция к усилению роли обер-прокурора.