духовная пища что это значит
Духовная пища
Даже маленькие дети знают, что для развития и роста необходима разнообразная пища. Большинство людей насыщают только своё физическое тело, забывая о питании для души и духа. Это происходит из-за отсутствия понимания о значении термина «духовная пища».
Что такое духовная пища
Апостол Павел говорил, что человек состоит из трёх равнозначных сущностей:
Каждой оболочке, составляющей единое человеческое существо, необходимо питание для роста и развития. Люди давно поняли, что без постоянного питания, состоящего из разнообразных и качественных продуктов, физическое тело не развивается, что приводит к дистрофии и смерти.
Но отсутствие душевного и духовного питания приводит к более тяжёлым последствиям. Душевное голодание делает человека пассивным, неспособным на положительные эмоции существом, жизнь которого протекает только в материальной плоскости.
Дистрофии души приводит к слабости духа, так как отсутствие эмоций и переживаний не позволяет человеку услышать Божественное Слово, через которое обретается истинный смысл человеческого бытия — соединение с Господом.
В связи с тесной взаимосвязью души и духа, люди часто объединяют пищу для этих уровней человеческой личности в целое. В общечеловеческом понимании духовной пищей являются следующие категории:
Где искать пищу для духа
Питание для духовно-нравственного развития человека можно получить из следующих источников:
Выбирая духовную пищу, следует помнить, что не любая еда полезна для организма. Далеко не каждое произведение искусства способствует духовному развитию. С особой осторожностью следует относиться к псевдорелигиозному искусству, которое несёт ложные идеалы и отдаляет человека от Господа. Следует чётко разграничивать произведения развлекательного характера, и серьёзные труды, насыщающие ум, сердце и дух человека.
Источники духовной пищи для православных
Православная традиция называет духовную жизнь, заключающуюся в постоянном насыщении человеческого существа духовной пищей, единственным путём к обретению единства с Господом.
К типам духовной пищи православного человека можно отнести следующие деяния:
Сподвижники православной веры преподобный Варсонофий и его ученик Иоанн говорили, что христиане должны искать духовную пищу во всём, что окружает человека.
Главная духовная пища для христианина
Главный источник духовной пищи для христианина — Слово Божие, отраженное на страницах Священного Писания. В библейских строках можно найти множество информации, полезной для развития и возвышения духа:
В Библейском тексте можно найти ответы на любые вопросы духовного и нравственного характера, встающие перед человеком в течение всей жизни, в том числе и ответ на вопрос о пище для духа. Он содержится в словах Иисуса Христа, произнесенных им после насыщения множества голодных несколькими хлебами.
Сын Божий говорит, что истинной пищей, насыщающей человеческую жизнь, является Слово Божие. Человек, стремящийся к Его поиску и познанию никогда не будет испытывать чувство жажды и голода, как в духовном, так и в физическом смысле.
Следует уточнить, что Священное Писание — довольно сложное для понимания неподготовленного человека произведение. Священнослужители советуют знакомиться с этим трудом неспешно и вдумчиво, так как за простыми библейскими образами и притчами часто глубокие метафоры.
Непонятные моменты следует выписывать в тетрадь, чтобы затем ещё раз обдумать или найти их толкование в святоотеческой литературе. Также следует выписывать отрывки, вызвавшие отклик в душе и сердце человека.
Ежедневная духовная пища
Как и насыщение физической оболочки, питание духа должно совершаться постоянно. В регулярный ежедневный духовный рацион должны входить следующие деяния:
Чтение религиозно-духовной литературы — основной источник духовного питания. В христианской ионической традиции чтение Священного Писания и биографией святых предстоятелей должно сопровождать каждый приём физической пищи, напоминая монахам о бренности тела.
Простым христианам следует начинать приобщение к духовной литературе с кратковременного ежедневного чтения. В связи с развитием современных технологий чтение религиозных текстов можно заменить прослушиванием в формате аудиозаписей.
Святые отцы Церкви говорят, что молитва должна сопровождать каждое дело, совершаемое человеком. Для современного христианина ежедневно следует совершать утреннюю и вечернюю молитву, а также ежедневный чин освящения трапезы. Этим действием верующий человек возвеличивает дух над телом, борясь с искушениями и страстями.
Современные реалии не позволяют простым христианам посещать ежедневные церковные службы. Священнослужители отмечают, что сегодня необходимым минимумом для мирян является участие в воскресных службах и торжественных службах в двунадесятые праздники. Более частое посещение Дома Господа — личный выбор каждого человека. При этом следует учитывать, что не менее угодным Богу делом является общение с семьёй, которым не должен пренебрегать каждый истинный христианин.
Последствия духовного голодания
Неудовлетворение духовного голода приводит к отдалению человека от Господа, что приводит к попытке замещения истинной духовной пищи продуктами массовой культуры, направленной на удовлетворение телесных потребностей. Это приводит к замене людских добродетелей греховными пороками: насилию, агрессии, прелюбодеянию, блуду, убийствам, жажде накопительства.
Человечеству следует помнить, что возможность приобщиться к истинной духовной жизни даёт Господь. Но он же может забрать этот дар. В Библии говорится, что настанет времена, когда девы и юноши будут скитаться в поисках Слова Божия.
Но не найдя его, будут томиться от неудовлетворенной духовной жажды и голода. Поэтому не следует откладывать Вступление на путь приближения к Царству Небесному и пренебрегать духовной пищей, посылаемой Господом.
Духовная пища
Святой праведный Иоанн Кронштадтский |
Возлюбленные братья и сестры, нынешнее евангельское чтение повествует нам о милосердии Господа к людям и Его божественной всемогущей силе, именно говорит об исцелении многих больных и о чудесном напитании пяти тысяч народа чудесно умноженными пятью малыми хлебами и двумя рыбами.
Оно научает нас той истине, что Господь Иисус Христос есть Творец всего, Жизнодавец и Питатель наш и Врач душевный и телесный; Он сотворил и творит в изобилии всякие плоды земные в пищу и наслаждение наше; Он посылает с небес дожди ранние и поздние; Он гремит в круге небесном и страшно осиявает молнией; Он изводит ветры из сокровищ Своих; Им мы живем, движемся и существуем (Деян. 17, 28). А потому, братья и сестры возлюбленные, пользуясь всякий день различными дарами Божиими, будем благодарны за них Господу и за столь великую Его к нам любовь и столь богатый Его о нас Промысл будем платить Ему любовыо и по мере Его к нам щедрот будем взаимно щедры к ближним нашим. Если так будем поступать, то земля не перестанет произращать изобильно всякие плоды, ибо по мере плодов любви нашей к Богу и добрых дел и земля наполнится плодами и не будет неурожаев и голода или тяжкой дороговизны всех потребностей. Если же будем немилостивы и жестокосерды, то и земля будет жестка под ногами нашими и не даст плода.
Еще нынешнее Евангелие научает нас тому, чтобы мы не сомневались уделять ближнему и из малого по силе своей, ибо и малое Господь силен умножить, так что дающий нищему не обеднеет (Притч. 28, 27). Апостолы имели только пять хлебов и две рыбы и думали, что не стоит и делить такую малость на столь великое множество народа. А эта малость сделалась великим множеством: все ели и насытились, да еще и осталось в сорок раз больше того, сколько было.
Не бывает ли подобного чуда и ныне с людьми милостивыми? И весьма часто. По мере даяния и Господь им подает в десять, двадцать, во сто раз больше. Верен Господь во всех словах Своих (Пс. 44, 13).
Когда народ после чудесного насыщения стал ходить за Иисусом Христом, с тем чтобы еще и еще поесть чудесного обеда, тогда Господь сказал им обличительно: Истинно говорю вам: вы ищите Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытилисъ. Старайтесъ не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнъ вечную, которую даст вам Сын человеческий. Истинно говорю вам: Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес. Ибо хлеб Божий естъ тот, который сходит с небес и дает жизнь миру. Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкатъ, и верующий в Меня не будет жаждатъ никогда (Ин. 6, 26-27, 32-33, 35). Пища земная, тленная укрепляет только тело, а не душу бессмертную; апостол говорит: Добро благодатию утверждати сердца, а не брашны, от нихже не прияша пользы ходившии в них (Евр. 13, 9).
Что такое духовная пища?
Для нормальной работы организма человеку требуется питание. Но люди забывают о том, что помимо телесной пищи, существует еще и духовная. Итог подобного пренебрежения наблюдается повсеместно. Бездумная гонка за материальными благами, что оставляет после себя только пустоту в душе и расстройства психики.
Пища для души – это размышления о вопросах Бытия. Чтобы расти духовно, необходимо знать, что духовность является внутренним достоинством, которое никак не выражают. Она проявляется сама в необходимое время. Для начала измените мысли, разрушьте старое мировоззрение. А чтобы построить новое придется потратить гораздо больше времени. Каждый человек, как строитель, рано или поздно приходит к познанию истины.
Искусство является духовной пищей народа, оно необходимо каждому. Один найдет «питание» для души и разума в посещении музеев и галерей, другой – в театре и кино, а третий в прослушивании классической музыки.
Духовная пища на каждый день
Спросите у кого-либо о том, что такое духовная пища на каждый день, а также, что такое телесная пища. Скорее всего, вам ответят на последний вопрос, а на первый последуют философские рассуждения. Это предсказуемый результат, ведь о потребностях тела мы узнаем благодаря сигналам органов, а вот о требованиях души ничего не сообщает. Помимо этого, нельзя говорить, что потребности в пище для души у всех совпадают. Правильнее предполагать, что истинные интеллектуалы или рабы инстинктов нуждаются в такой пище меньше людей религиозных и духовно развитых.
Но, чем же можно подпитывать свою душу? Истинные христиане скажут, что лучшей пищей для души является Библия. Сторонники других конфессий отметят собственные священные книги. В этом есть доля истины, но не ограничивайте себя чтением только духовной литературы.
Подпитка есть в чем угодно – кино, музыка, картины, скульптура, театр и многое другое. Но стоит серьезно подходить к выбору духовной пищи. Современная эстрада и бульварное чтиво вряд ли можно назвать пищей для души. И дело не в том, что определенное направление имеет больше духовности, а в очень малой крупинке творчества, которая содержится в подобных продуктах.
В остальном нет ограничений. Один человек найдет пищу для души в мантре или церковном пении, а другой – в стихотворениях любимого поэта и классической музыке.
Что такое пища для ума
Как уже упоминалось, мы немало внимания уделяем процессу удовлетворения физиологических потребностей, но и пище для ума почти не задумываемся. Здесь дело не в плохих способностях интеллекта, а в лени человеческой – пичкать ум веселыми материалами легче, чем думать над прочитанным. Но что такое пища для ума?
Человеку постоянно требуется еда и вода, а информационный голод также важно вовремя удовлетворять. Мы умеет распознавать некачественную пищу для тела и разума, но в первом случае это гораздо легче. Но существует общий признак, который объединяет 2 случая: неправильное питание кажется людям более приятным, чем здоровое питание.
«Быстрая» еда для ума бывает разной, но один принцип объединяет это: ее легко поглотить, для ее усвоения не требуются усилия разума. Такое питание – это все что угодно: журналы, веб-сайты, игры для ПК, передачи на ТВ и т.д. Мы поглощает информацию оттуда без усилий. Мозг в такие моменты спит. С течением времени напряжение мозга дается труднее, в итоге человек теряет умение видеть ситуацию с разных сторон, принимает за истину каждый придуманный факт. Так люди превращаются из мыслящих существ в передатчики чужого мнения.
Но что отнести к полезной умственной пище? Книги? В некотором роде да, но и среди книг попадается «быстрая» и некачественная пища. Детективы, любовные романы, фантастика с похожими сюжетами не могут стать зарядкой для разума. На их написание тратится меньше месяца, у автора просто нет времени для создания качественного продукта.
Вы скажете, что к детективам это не относится, ведь в них приходится думать. Это так, если имеются в виду качественные произведения. Остальные похожи на сканворды: если разгадать пару, то остальные уже неинтересны, поскольку все вопросы повторяются. По этой причине важно выбирать литературу, которая заставляет задумываться. Для кого-то таким чтением станет классика, для другого – научные издания, а третьему сложнее даются учения философов.
Так что выбирать головоломки необходимо согласно личным предпочтениям. Это же относится к телепередачам, ресурсам Интернета и остальным источникам информации. Помните и о культуре восприятия информации, если вы не привыкли задумываться над прочитанной книгой, то пищу для разума вы не отыщете найти нигде.
Духовная пища
Д ля чего живёт человек?
Наверное, на этот вопрос каждый сам даёт себе ответ и каждый получает затем последствия этого ответа. Можно жить, как цветочек, — дышать воздухом, впитывать водичку и греться под солнышком. Но то, что подходит для цветка, совершенно не подходит для человека.
Счастье и удовольствие на уровне физического тела всё-таки оставляют какую-то пустоту, которую не заполнить ни едой, ни деньгами, ни развлечениями. Потому что человек — это в первую очередь духовное существо. И, если человек живёт на уровне удовлетворения инстинктов, он ничем не отличается от животного. И это такая же нелепость, как пытаться электромобиль заправить дизелем.
Конечно, во всём должен быть баланс. Пища духовная и материальная одинаково важны для человека. Человек — это в первую очередь душа, но без физического тела душа не сможет действовать в материальном мире. Существует и такая проблема, когда человек увлекается духовной пищей, но при этом в плане телесной пищи ест что попало. Физическая пища влияет на сознание, поэтому все продвинутые духовные практики и святые люди отказывались от убойной пищи. Потому что нельзя говорить о сострадании, жуя котлету. Вернее, говорить-то, конечно, можно, только смысла в этом нет никакого.
Но правильное питание — это далеко не всё. Не менее важно духовное развитие. Как же питаться духовной пищей? Когда Иисус 40 дней постился в пустыне, однажды Сатана сказал ему: «Если ты Сын Божий — преврати камни в хлеб». На что Иисус ответил искусителю: «Не хлебом единым жив человек, но всяким словом, исходящим из уст Божьих». И далее Иисус учил во время «Нагорной проповеди»: «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо насытятся». То есть он давал наставления о том, чтобы всё время искать правду, и ищущему она обязательно откроется.
Виды духовной пищи
В «Нагорной проповеди» Христа много сказано о духовной пище. Во-первых, говорится о том, что знания нужно не только получать, но и ими делиться. Он говорил так: «Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И зажегши свечу, не ставят её под сосудом, но — на подсвечнике, и светит всем в доме». Это очень важный момент: потребляя духовную пищу, можно стать таким же эгоистом, как и в случае с материальными благами. Поэтому важно помнить, что знанием, которое мы получили, нужно поделиться. Тут, опять же, и закон кармы можно упомянуть: чем больше мы чем-то делимся, тем больше нам возвращается. И, если мы хотим получать знания и дальше, ими нужно делиться.
Многие ученые и искатели со всего мира утверждают, что Иисус Христос, основатель христианской религии, не умер, когда был распят. Согласно их взглядам, Иисус достиг «самадхи» посредством силы йоги. Эти ученые имеют точку зрения, что в юности Иисус мистическим образом исчез из поле зрения людей на 18 лет. Этому времени не дается никакого описания в Библии. Согласно некоторым ученым, в этот период Иисус путешествовал в различные страны и также жил в Индии.
Что касается самой духовной пищи, в первую очередь это знания о мироустройстве, философия, практики и так далее. Знание — оно как лекарство, как противоядие от иллюзий. Считается, что наше питание должно не только не загрязнять, но и очищать организм. С духовной пищей тоже самое. Даже если мы 40 раз прочитали какой-то священный текст, но ничего из него не поняли, как минимум такое чтение очистит нас, да и какие-то частички истины всё-таки осядут в сознании. С другой стороны, конечно, читать, совсем не понимая о чём, тоже не стоит. Это как в спортзале: не стоит сразу гнаться за большими нагрузками. Если пока какие-то трудные философские тексты не по силам, можно почитать классику. Лев Толстой, Пауло Коэльо, Ричард Бах — они пишут о самых главных вещах простыми словами, интересными рассказами и притчами.
Но читать мало, надо уметь применять в жизни. Есть люди, которые наизусть знают все заповеди, но в жизни друзей у них немного, потому что в реальной действительности общаться с ними — сплошная аскеза, ведь все заповеди для них остаются на бумаге. И лучше прочитать одну книгу и хотя бы что-то из неё понять, чем прочитать сто, но не понять ничего.
Поэтому даже простые русские народные сказки могут многому нас научить. И в них можно найти гораздо больше, чем в различных религиозно-философских трактатах, которые часто неизвестно кем и неизвестно как переведены и порой несут в себе какие-то странные концепции.
Второй формой духовной пищи можно считать творчество. Здесь речь идёт как об изучении творчества других людей, так и о собственном творчестве. Конечно, творчество творчеству рознь. Современная музыка и по смыслу, и по музыкальному сопровождению чаще всего направлена на деградацию. Чего нельзя сказать о классической музыке, пользу которой можно ощутить буквально мгновенно. Бах, Моцарт, Шуберт и многие другие гениальные композиторы оставили нам не просто музыку — они оставили нам лекарство для души. И менять его на современную попсу — это просто кощунственно.
Тоже самое можно сказать про поэзию. Стихи суфийских поэтов, даже в переводе, позволяют ощутить духовный экстаз от той глубины познания мироздания, которой обладали поэты-мистики. Глубокие философские посылы можно увидеть и в творчестве наших соотечественников: Пушкина, Лермонтова, Есенина. Важно уметь видеть второй смысловой ряд — за простыми образами часто кроются совсем не простые размышления.
Трансформация через творчество
Жизнь человека подобна строительству храма, где храмом является он сам. И речь не только о здоровье физического тела — это лишь половина успеха. Но, учитывая, что на этой половине часто всё развитие и заканчивается, можно считать, что это и вовсе только начало пути. Как ни прискорбно признать, но тело — временная субстанция, и только душа — вечна. Как бы мы не совершенствовали своё тело, мы его оставим, как старую одежду. Поэтому здоровый организм — это лишь инструмент для совершенствования души, и не более того. Как писал Лев Толстой: «Единственный смысл жизни человека — это совершенствование своей бессмертной основы. Все остальные формы деятельности бессмысленны по своей сути в связи с неотвратимостью гибели». Это, надо полагать, писатель всё же преувеличил — все остальные формы не то чтобы бессмысленны, а, скорее, должны быть инструментом для выполнения основной задачи — совершенствования своей бессмертной основы.
Однажды одного духовного учителя спросили: «Что будет с вашим учением, когда вы умрёте?», на что он ответил: «Я никогда не умру, я останусь жить в своих книгах». Именно творчество — делает нас бессмертными. И духовная пища высшего качества — это проявление себя через творчество. Увлечённые художники и поэты порой сутками забывают о физической пищи. И это для них не аскеза, просто в этот момент они питаются своим вдохновением, и физическая пища им не нужна. Поэтому лучшее, что мы можем сделать, — это проявить себя через творчество. И это будет одновременно духовной пищей и для нас, и для окружающих. И вот это очень интересный момент — в материальном мире, если мы отдали еду другому, то себе осталось меньше. В духовном мире всё наоборот: если мы отдаём кому-то духовную пищу, то в этот момент насыщаемся и сами. Об этом и была та история, когда Иисус накормил всех пятью хлебами. Речь-то не о еде была. А о том, что он одной лишь проповедью смог накормить духовной пищей всё собрание.
Важно понимать, что духовная и физическая пища важны, но физическая пища и физическое тело — не самоцель, а только лишь инструмент, фундамент для обретения духовной пищи. Об этом и сказал Иисус в «Нагорной проповеди»: «Не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи и тело — одежды? Взгляните на птиц небесных: они не сеют, не жнут, не собирают в житницы, но Отец ваш небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?». А дальше поясняет, что искать прежде всего нужно истину, а всё остальное — приложится. И, если мы живём в гармонии со Вселенной, она даст нам всё, что нужно для нашего развития.
Именно духовная пища — и даёт смысл нашей жизни. Погоня за материальными благами даёт лишь по итогу жизни только одну возможность — пышные похороны. Но разве ради этого стоило приходить в мир? Только ради того, чтобы обеспечить себе красивый уход? Скорее всего, смысл в том, чтобы сеять разумное, доброе, вечное. А чтобы сеять, нужно самому быть в изобилии. Чтобы иметь семена разумного, доброго и вечного, нужно именно эти культуры возделывать на поле своего сознания. А если там сорняки, то что мы сможем дать другим?
Таким образом, нужно уделять внимание духовной пище в той же мере, в какой мы уделяем внимание пище физической. Это как минимум. А в идеале эта забота должна быть для нас приоритетной. Вспомните, сколько раз в день вы думаете о том, что приготовить, что купить, что покушать и так далее. А теперь соотнесите это с тем, сколько раз в день вы думаете о том, что почитать, послушать или в какой форме творчества себя проявить? Какое получилось соотношение? То-то же…
Что такое духовная пища
Есть такая шутка про людей, которые мало едят: «Ты что, Святым Духом питаешься»?
Выражение столь заезженное, что о его содержании мы редко задумываемся. А смысл, между прочим, есть. И его источник — Божье Слово. Так что такое духовная пища?
Что такое духовное пища? Это чтение
О духовной пище сказано довольно много разного. Но чаще всего под ним подразумевают именно чтение. Например, так пишет Иоанн Златоуст:
«Чтение для души есть духовная пища, которая укрепляет ум и делает душу сильною, твердою и мудрой, не позволяет ей увлекаться неразумными страстями».
Есть книги пустые, есть вредные. Скорее разумно говорить о чтении как о духовной пище в историческом смысле. В прежние времена не существовало письменности, и люди передавали знания устно.
Раз умеется, далеко не каждый текст — духовная пища.
Для нас это звучит фантастически, но древние индоарийцы заучивали на память тексты, которые сопоставимы с полным собранием сочинений А.С.Пушкина.
Чем мотивированна такая преданность? Явно не стремлением к эрудиции. Знания, которые удостаивались такой чести, были не художественными, а духовными произведениями.
Св. Марк, как и все Евангелисты, изображён с рукописью: чтение Священного Писания — это важнейшая духовная пища
Впоследствии люди утратили подобный навык и принялись записывать самые важные тексты. Этим занимались:
И письменность изначально фиксировала лишь самые ценные знания — духовную пищу.
Духовная пища нужна, чтобы открыть душе человека важные истины
Человеку полезно подбирать приемлемый рацион питания на каждый день. Также дела обстоят и с духовной пищей. Нет большого толку в том, чтобы ежедневно читать одно и то же, либо просто читать всё без разбора.
Много ли пользы было бы, если бы человек ел одни орехи, либо питался бы всем, что попадётся под руку? Нет. Организм либо бы пересытился отдельными веществами, либо погиб от отравления.
То же касается и человеческой души. Она — субстанция хрупкая, а потому о ней нужно проявлять заботу.
Значит ли это, что человеку не стоит читать Агату Кристи, Брема Стокера, Стивена Кинга? Вовсе нет. Чтение — это занятие культурного человека, в нём много полезного:
Но есть другие книги, чья цель — не играть с интеллектом и воображением, а обратиться напрямую к душе, открыть ей самые важные для человека истины. Да и сам человек преобразуется. Как говорит Священное Писание:
«…славу Господню взирающе, в той же образ преобразуемся от славы в славу».
Человеку в качестве духовной пищи полезны только боговдохновенные писания и благодеяния
Далеко не всякая духовная пища нужна человеку.
Есть такой восточный афоризм:
«Даже капля яда способна испортить ведро молока».
Есть много текстов, которые в качестве «молока» используют религию или любое священное писание как прикрытие. Пишет, например, человек второсортные детективы, и вдруг у него в романе встречается пассаж о Христе, вере, спасении.
Вроде бы, с христианской точки зрения, хорошо. Но нет. Столько в этом непонимания, фальши, самолюбования, ложного самоуничижения и псевдофилософии, что страшно становится.
Всё же художественный писатель должен оставаться в рамках выдумки, а проповедь ему нужно оставить тем, кто этому научен и способен преподнести Священное Писание в чистом виде. Потому в качестве духовной пищи православному человеку полезны:
Собственно, любой верующий в эпоху аудиокниг способен наполнить свою жизнь духовным чтением в любое удобное время, когда может на нём сосредоточиться.
Монахи принимают пищу земную, слушая пищу духовную.
И хотя мы в большей степени говорим о чтении, нужно отметить, что духовная пища им не исчерпывается. Любые праведные дела — это тоже духовный опыт и действует он подобным образом, приближая человека к Богу.
Но об этом мы поговорим дальше, когда заглянем в труды христианских деятелей.
Божье слово — это главная духовная пища для христианина
Священное Писание — это главная духовная пища потому, что в нём можно найти много полезного для верующего:
Человек, который обращается к Библии, непобедим: в ней он обретает Божественный свет, дабы идти в его лучах через жизнь. А потому апостол Пётр через толщу веков призывает человечество:
«Итак, отложив всякую злобу и всякое коварство, и лицемерие, и зависть, и всякое злословие, как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение, ибо вы вкусили, что благ Господь».
Но главную мысль, как всегда выражает Иисус Христос. Он говорит:
«Истинно говорю вам: вы ищите Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытилисъ. Старайтесъ не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнъ вечную, которую даст вам Сын человеческий. Истинно говорю вам: Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес. Ибо хлеб Божий естъ тот, который сходит с небес и дает жизнь миру. Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкатъ, и верующий в Меня не будет жаждатъ никогда».
Хлеб, который раздавал Христос, возможно, — аллегория знания. И мы тогда понимаем, что он предлагает нам не простой, а духовный хлеб. То есть речь идёт о метафоре.
И здесь уместно сделать отступление и сказать, что ряд исследователей и вовсе предполагают, что ученики Мессии многое в тексте передали метафорически. И хлеба, которыми насыщались слушатели Христа, — это знания.
А что же рыба? И тут есть объяснение. Значок рыбы изображали в местах, где собирались христиане. Этот символ отождествляли с нашей верой ещё до того, как его заменил крест.
Но это уже совсем другая история.
Святые отцы учили, что духовная пища есть во всём
Преподобный Макарий Оптинский полагал, что духовная пища нужна душе не меньше, чем делу — физическая:
«Чтение духовных книг просвещает наш разум и показывает путь ко спасению, питает душу так, как физическая пища питает тело. Мы поучаемся, что нам должно делать, чтобы исполнить волю Божию; и познавая свою немощь, просим помощи Божией, каемся, смиряемся: а на смиренные Бог призирает (Пс. 112:6) и дает им Свою благодать (Притч. 3:34)».
Преподобные Варсонуфий и Иоанн Пророк учили находить духовную пищу во всём:
Преподобный Ефрем Сирин не употреблял понятие «духовная пища», но мы прекрасно можем видеть, что высказывался он именно о ней. Ефрем Сирин указывает, что пища для духа — это подвиги, труд и благодетель:
«Как младенец, рожденный в веке сем, не навсегда остается в младенческом возрасте, но ежедневно растет вследствие необходимости, по неизъяснимым законам природы, пока не придет в совершено мужа, в полноту разумных понятий, таким же образом и рожденный свыше водою и Духом должен быть возведен не в младенчество духово возраста, но, ежедневно пребывая в подвиге, труде и многом терпении, обязан чрез борьбу с духовным сопротивником преуспевать и возрастать до полноты духово возраста».
Священноинок Дорофей писал, что духовная пища приводит человека к Господу
Но особенно подробно к рассмотрению духовной пищи подошёл священноинок Дорофей. Он учил, что духовная пища есть во всём, но степень её полезности, как и в случае пищи обычной, бывает разной:
«Во всякой пище духовной одна закваска — благодать Духа Святого. Но разный вкус имеет слово для разума. Вот — простая, однообразная, умеренная и удобовразумительная пища духовная, вдоволь насыщающая и услаждающая душу. Понимающий да поймет сказанное».
Далее Дорофей подчёркивал, что телесное и духовное имеют очень много сходств, которые мы порой не замечаем:
«Начало всему — человеколюбие Божие к роду людскому, неизреченное и бесконечное. Ибо даровал Бог людям чувства душевные и телесные. Душевные же чувства таковы: сознание, мышление, речь, воображение, восприятие. А телесные чувства таковы: зрение, обоняние, слух, вкус, осязание. С их помощью и совершаем добродетели, душевные и телесные».
Священноинок Дорофей уверял, что полезные для духа книги написаны по воле Божьей и призваны пробудить в человеке самые лучшие чувства:
« И написаны были по воле Божией книги. Чтоб над книгами размышлял человек и учился. А начало духовной мудрости — страх Божий. Страх рождает веру. Вера рождает надежду, надежда рождает любовь к Богу и к людям. Любовь рождает милосердие, послушание, терпение и многое другое. Терпение рождает послушание и всякую добродетель, ибо оно источник всех добродетелей. Послушание рождает упование. Упование кладет основание посту. Пост рождает чистоту душевную и телесную, и безмолвие. Безмолвие рождает воздержание, молитву, слезы и отсекает всякое злоязычие. Воздержание рождает бдение, молитву, бодрость, умиление, слезы, трезвенность и многое другое. Плач рождает страх Божий и бескорыстие. Бескорыстие рождает правду и всякое коварство отсекает. Правда же светлее солнца. Ибо правда — это Сам Бог».
Так духовная пища приводит человека к Богу. Далее священноинок продолжает цепочку причинно-следственных связей на духовном пути человека:
«И все праведные, как солнце, воссияют правдою и бледностью своей телесной от всяких бед и страданий, и жизнь вечную обретут. Молитва рождает трезвость ума, рассудительность, прозорливость, слезы, радость. Слезы рождают смирение сердечное и кротость. Смирение рождает смиренномудрие, прозорливость, скромность. Смиренномудрие отсекает горделивое высокомерие, самомнение и тщеславие, и взращивает плод духовный. От этих добродетелей исчезают все страсти, душевные и телесные. И мало-помалу возрастает в нас благодать, и мы достигаем совершенства и спасаемся. Телесно здоровым, терзаемым плотскими страстями, следует стяжать все эти добродетели. А немощные, живущие в них с помощью Божией, ни в чем так не нуждаются, как в святом смирении и молитве Иисусовой, и благодарении, которыми все эти добродетели неиссякаемо наполнены».
Среди главнейших форм духовной пищи священноинок Дорофей упоминал Иисусову молитву:
«Молитва отрешает от всех помышлений настолько, что все мирское кажется прахом и пеплом. Когда вкусит душа сладости молитвы, тогда жизнь свою тленную начинает презирать человек. Не желает ни красот, ни наслаждений. Забывает и самого себя и всех, живущих на земле».
Иисусова молитва способна привести верующего в Царство Божие: