духовно нравственное развитие воспитание и социализация могут осуществляться через что

Статья «Духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация детей и молодежи»

духовно нравственное развитие воспитание и социализация могут осуществляться через что. 32f88004cbeb74a27d59a26393829254. духовно нравственное развитие воспитание и социализация могут осуществляться через что фото. духовно нравственное развитие воспитание и социализация могут осуществляться через что-32f88004cbeb74a27d59a26393829254. картинка духовно нравственное развитие воспитание и социализация могут осуществляться через что. картинка 32f88004cbeb74a27d59a26393829254. Олеся Хабибова (Коваленко)
Статья «Духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация детей и молодежи»

Духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация детей и молодежи http://www.maam.ru/detskijsad/324662/newpost.html

Я хочу начать свою статьюс очень простой мысли: когда рождается ребенок,он не умеет ничего: не говорить, не играть, не баловаться, не злится… ничего. Всему этому он учится у своих родителей, у бабушек и дедушек, у педагогов, у тех взрослых которые его окружают.

По мере того, как развиваются его духовно-нравственные и социальные качества, ребенок формируется как личность. Только от взрослых зависит, каким он станет. В корне неверно перекладывать ответственность только на семью, в которой растет ребенок. Очевидным становится тот факт, что в современном мире решать проблемы социальной жизни маленького человека можно только при объединении усилий семьи и образовательных учреждений. Начиная с самого раннего возраста, необходимо помогать ребенку в социальной адаптации путем создания такого пространства, которое позволило бы ему получать педагогическую и социальную помощь и максимально сократить время пребывания ребенка без контроля, без участия со стороны взрослых. В этой связи, необходимо упомянуть, что одним из способов воспитания социальной личности ребенка, является, в том числе, раскрытие талантов и возможностей. Участие в различных видах деятельности способствует самореализации личности, стимулирует ее к творчеству. Само собой создается органическое сочетание видов досуга (отдых, развлечения, праздник, творчество, решается проблема занятости ребенка и сокращается «бесконтрольное» по отношению к ребенку пространство.

Наиболее благоприятные условия для духовно-нравственного развития детей создаются еще в дошкольном возрасте. Это период, когда расширяется и перестраивается система взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками. Стремясь стать взрослым, ребенок постигает мир человеческих отношений, открывает законы, по которым строится взаимодействие людей, нормы и правила поведения.

Вместе с тем, нельзя забывать, что взросление – дело трудное, а иногда даже, болезненное. Главное – не допустить равнодушия. Чтобы ребенок не начал вести себя агрессивно, никогда нельзя быть безразличным по отношению к малышу, так нуждающемуся в любви и внимании. Агрессия всегда проявится там, где ребенок не может положительно самоутвердиться вследствие неправильной по отношению к нему позиции взрослого. Например, нарисовал малыш рисунок, а воспитатель не заметил, похвалил другого. Тогда ребенок разорвал чужой рисунок и был замечен взрослым. Повторяясь, проступки образуют стиль поведения, закрепляются и превращаются в привычку и формируют отрицательные черты характера. Если детскую душу ранить и оставить в запустении, ребенок «заболевает».Со временем мы станем говорить о нем: «трудный ребенок», как бы оправдывая себя, забывая, что изначально, в основе его проступков, скорее всего, лежало неумелое, но очень горячее стремление защитить свое «я» от переживаний, ущемлений и обид.

Чтобы такого не случилось необходимо вдохновлять каждого ребенка, выражать свою уверенность в нем, в его способностях и в его умении принимать верные решения. Каждый ребенок уникален и неповторим, такого, как он не было, нет, и никогда не будет на нашей планете, помогите ему понять это. Помните, что мнение ребенка о самом себе формируется, прежде всего, через призму слов взрослого человека, находящегося рядом. Духовно-нравственный образ, который сформируется в его сознании, останется с ним на всю жизнь и от нас, взрослых, зависит, станет ли он источником постоянно разочарования, или источником уверенности в себе.

Духовно-нравственное развитие и воспитание детей с задержкой психического развития Духовно – нравственное развитие и воспитание детей с задержкой психического развития М. Н. Беретарь, Воспитатель коррекционной группы, МБДОУ.

Духовно-нравственное воспитание детей 3–5 лет «Духовно-нравственное воспитание детей 3-5 лет» «Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке.

Духовно-нравственное воспитание детей посредством взаимодействия с родителями » Духовно-нравственное воспитание детей через взаимодействие с родителями» 1сл. Здравствуйте! Вас приветствует МДОУ д/с №8»Сказка» 2сл.

Духовно-нравственное воспитание детей 3–4 лет на произведениях Л. Н. Толстого МБДОУ №74 «Семицветик» г. Смоленск Воспитатели П. В. Лупачева, Е. В. Володченкова Некоторые аспекты духовно-нравственного воспитания детей.

Духовно-нравственное воспитание детей 4–5 лет Занятия «Что такое хорошо и что такое плохо?» Цель: Приобщать детей к духовным и нравственным ценностям. Задачи: 1. Учить детей разбираться.

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста (СЛАЙД 1) С точки зрения государственной политики в области образования, на современном этапе вопросы духовно-нравственного воспитания являются.

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста «Без памяти нет традиций, без традиции нет воспитания, без воспитания нет культуры, без культуры нет духовности, без духовности нет личности,.

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста Юламанова С. Т., воспитатель МАДОУ «Солнышко» села Бурибай МР Хайбуллинский.

Духовно-нравственное воспитание детей в детском саду ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ. Сл1 Россия,Родина,родной край….До боли знакомые каждому человеку слова. Но в последнее.

Источник

Статья «Духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся»

Духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся.

Какие ждут вас в будущем дела?

Об этом думать вы должны все чаще. И если гражданин вы настоящий,

Большой отдачи ждет от вас страна.

В ФГОС второго поколения духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся определены, как задачи первостепенной важности. Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся в нашей школе интегрировано в основные виды деятельности: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно-полезную. Ведь именно так ставится вопрос в новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования, где урочной и внеурочной деятельности школьника уделено особое внимание, определено пространство и время в образовательном процессе. Расширение образовательного пространства для реализации образовательной потребности обучающихся происходит через систему внеклассной работы по предметам: предметные декады, олимпиады, тематические праздники, интеллектуальные марафоны, а так же конференции, Ломоносовские чтения, которые стали традицией школы. Приобщение детей к исследовательской деятельности позволяет реализовать личностно-ориентированный подход, педагогику сотрудничества, поддержку одарённых детей, выстраивать индивидуальную траекторию развития личности. Такие исследовательские работы учащихся начальных классов презентуются как в школе, так и в конкурсах различного уровня.

Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся формулируются, достигаются и решаются в контексте национального воспитательного идеала. Такой идеал обоснован — высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации (ФГОС).

Цель: Создание условий для становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

В основе программы духовно-нравственного развития и воспитания лежат следующие принципы:

Принцип следования нравственному примеру.

Принцип идентификации (персонификации).

Принцип диалогического общения.

Принцип полисубъектности воспитания.

Принцип системно-деятельностной организации воспитания.

Воспитание гражданственности, патриотизма;

Воспитание нравственных чувств и этического сознания ;

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде;

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.

Воспитательные результаты деятельности обучающихся распределяются по трём уровням:

Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями.

Второй уровень результатов — получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения.

Третий уровень результатов — получение обучающимся опыта самостоятельного общественного действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

Школа активно сотрудничает с большинством учреждений и организаций посёлка: школа искусств (музыкальное и художественное отделение), детская юношеская спортивная школа, дом культуры, студия «Палитра», пожарная часть, налоговая инспекция, центральная районная больница, ж/д станция, ГИБДД, полиция.

Большое внимание уделяется работе с семьёй: изучение семей будущих первоклассников, посещение опекунских и неблагополучных семей, оказание помощи: «Акция милосердия», санаторно-курортное лечение и оздоровительные лагеря Забайкальского края, пришкольный лагерь «Солнышко».

Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) рассматривается как одно из важнейших направлений реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания на ступени начального общего образования. Родители (законные представители) так же, как и педагог, подают ребёнку пример нравственности.
Собрания, родительские лектории – одна из форм работы с родителями. Тематика различна.

Обозначим новые требования ФГОС к ДНВ, которые проявляются :

в перестройке взглядов учителя на новое (принятие нового): для поворота ребенка к духовности учитель сам должен стать носителем высших духовных ценностей;

в целостности направления ДНВ (охватывает все направления воспитательного процесса);

в системе мероприятий, тематических модулей, направлений в условиях непрерывного образования и преемственности;

в просветительской работе среди родителей;

в интегративности программ духовно-нравственного воспитания;

ДНВ – сквозная линия всего школьного уклада жизни (проходит через урочную и внеурочную деятельность на основе ресурсной интеграции и социального партнёрства);

ДНВ предполагает интеграцию усилий школы, семьи, учреждений культуры и спорта, тр. религиозных организаций, общественных объединений;

в интеграции усилий школы, семьи, учреждений культуры и спорта, тр. религиозных организаций, общественных объединений;

при планировании любого воспитательного мероприятия необходимо сначала отбирать формы работы, а потом наполнять их содержанием;

духовность и нравственность развивают и воспитывают не сами проведённые мероприятия, а испытанные эмоциональные переживания ребёнка, душевные порывы.

Важную роль в системе воспитательной работы ОУ играют школьные традиции, которые необходимо обновить и взять с собой в «новую школу», т.к. каждое мероприятие является ярким эмоциональным переживанием. Наше образовательное учреждение имеет свои традиции: День знаний; праздники: «Посвящение в первоклассники и 5кл», «Папа, мама, я – спортивная семья», «Алло, мы ищем таланты!», «Лучше всех на свете – мамочка моя!»; спортивные соревнования, смотр песни и строя, походы, акции милосердия, урок мужества и др.

Формирование базовых ценностей школьников происходит и через реализацию следующих социальных проектов:

проект взаимодействия с пожилыми людьми дома-интерната;

проведение экологических проектов и мероприятий по очистке территории школы и посёлка;

«Встречи с интересными людьми» — проект предполагает организацию встреч с интересными людьми разных возрастов, профессий как средство воспитания учащихся на личных примерах;

«Школьный дворик» — проект предполагает реализацию программы по благоустройству школьного двора: озеленение, уборка, оформление клумб;

программы посещения музеев, концертных программ школы искусств, выставок художественной школы и т.д.

Таким образом, основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые ценности (патриотизм, гражданственность, человечность, семья, искусство, природа и т.д.). Они должны лежать в основе уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность. Иными словами, необходима интегративность всех программ духовно-нравственного развития личности. Для реализации такого пространства необходимо взаимодействие школы с семьёй, общественных объединений, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, средств массовой информации.

Новая российская школа должна стать важнейшим, структурообразующим компонентом общенационального пространства духовно-нравственного развития личности гражданина России, средоточием не только интеллектуальной, но также гражданской, духовной, культурной жизни школьника.

«Руководить нравственным воспитанием – это значит создавать

тот моральный тонус школьной жизни, который выражается в том,

что каждый воспитанник о ком–то заботится, о ком-то печётся

и беспокоится, кому-то отдаёт своё сердце».
(В.А. Сухомлинский)

Источник

Духовно-нравственное воспитание обучающихся – залог успешной социализации

Построение в России нового демократического гражданского общества осуществляется в условиях его социокультурной модернизации. В этой связи новые требования предъявляются к системе образования как к ресурсу повышения конкурентоспособности личности, общества, государства в современном мире. Как отметил президент Д.А.Медведев «Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» направлена на модернизацию и развитие системы общего образования страны …

Новая школа – это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей». Основным направлением развития общего образования является переход на новые образовательные стандарты.

Стандарты образования – важнейший механизм, обеспечивающий стабильность общества, в его основе лежит идея построения гражданского общества

В Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования (далее — Стандарта) духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся определены как задачи первостепенной важности в соответствии с Законом «Об образовании в РФ» (Ст. 9, п. 6).

Стандарты выступают не только инструментом организации и координации системы образования, но и являются ориентиром в духовно-нравственном воспитании личности, рассматриваются в контексте «здоровье», а также являются фактором становления гражданского общества. Одним из базовых ориентиров Стандартов является выделение ценностных установок, отражающих требования и гарантии семьи, общества и государства к условиям, обеспечивающим социально ожидаемое качество образования.

Задача определения ценностно-смысловых ориентиров, разделяемых всеми общественными субъектами воспитания и социализации была решена в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». В ней определен современный общенациональный идеал – высоконравственный, творческий, компетентный, ответственный гражданин России, укорененный в духовных и культурных традициях, а также система базовых национальных ценностей, среди которых – патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные религии России, искусство, природа, человечество. «Воспитание приобретает «сквозной» характер. Оно осуществляется средствами обучения, дополнительного образования, различных социо-культурных практик, в которые включаются учащиеся для того, чтобы приобрести опыт ценностного отношения к различным сторонам жизни общества, опыт творчества, опыт нравственного выбора. (Кондаков А.М. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования и подготовки учителя// Педагогика. 2010 №5 с.21)».

Когда мы слышим, что «Система образования формирует личность, создавая тем самым образ жизни народа», мы должны хорошо осознавать свою гражданскую ответственность за воспитание нравственного, ответственного, инициативного гражданина Отечества, за формирование его гражданского самосознания, которое должно стать залогом его успешной социализации.

В МБОУ «Школа №32» Приокского района г.Нижнего Новгорода (директор Т.В.Корнилаева) на протяжении многих лет ведется большая работа по социализации обучающихся. В соответствии с требованиями Закона «Об образовании в РФ», Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Концепции и опыта реализации воспитательной деятельности школы №32 разработана Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся

В школе на протяжении ряда лет действует инновационная площадка Департамента образования г.Нижнего Новгорода «Организационно-управленческий аспект внедрения социально-психоло-педагогической службы и вопросы социализации обучающихся, формирование социально-адаптивной личности» (научный консультант Т.Н.Зайчикова., к.п.н)

МБОУ «Школа №32» имеет богатый опыт воспитательной работы. В школе реализуются программы «Одаренный ребенок», «Семья и школа», «Школа Здоровья». Воспитательная работа осуществляется по следующим направлениям:

В рамках организации деятельности этой площадки в МБОУ «Школа №32» реализуется ряд учебных и социальных проектов, направленных на воспитание гражданско-патриотического самосознания, формирование активной жизненной позиции, развитие нравственных качеств обучающихся.

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит их жизнь. Поэтому перед школой стоит задача воспитания ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств и качеств личности школьника. В ходе реализации проекта мы попытаемся выявить психолого-педагогические условия духовно-нравственного воспитания школьников на уроках, во внеурочной деятельности, а так же определить место духовно-нравственной культуры в структуре воспитания обучающихся

Школа для ребёнка – та адаптивная среда, нравственная атмосфера которой обусловит его ценностные ориентации. Поэтому важно, чтобы нравственная воспитательная система взаимодействовала со всеми компонентами школьной жизни: уроком, переменой, внеурочной деятельностью, пронизывала всю жизнь обучающихся нравственным содержанием. Именно поэтому школа, решая задачи воспитания, должна опереться на разумное и нравственное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные основы собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ общества. Этому поможет духовно-нравственное воспитание, органически вплетённое в учебно-воспитательный процесс и составляющее его неотъемлемую часть.

Целью проекта является создание необходимых условий для формирования гражданского самосознания, ценностно-смысловых ориентаций, нравственной культуры обучающихся, развитию интеллектуального и творческого потенциала для становления духовной, физически здоровой, социально успешной личности.

План реализации проекта

Учебная деятельность

Система классных часов

Мероприятия, акции

Работа с социумом

Уроки литературы,
истории, граждано-
ведения,
музыки,
изобрази-
тельного искусства,
библиотечные уроки

1, «Сын. Отец.
Отечество»
2 «Овеянные славой флаг наш и герб».
3. «Мы помним тебя, солдат»
4. «Матери-хранительницы нравственного очага семьи»
5. «Моя семья в истории страны»
6. «Украсим жизнь цветами»
7.Благотворительная акция «Мой подарок
Ветерану», «Доброе сердце»

Совместные праздники с жителями микрорайона:
1.«Золотая осень»
2.«День города»
3.«Разудалая масленица»
4.«Веселая ярмарка»
5.Спортивные эстафеты 6.«Веселые старты»,
7.«Папа, мама, я – спортивная дружная семья»
8. «Сердце отдаю детям»

Деятельность в рамках проекта сопровождается службой СППС. Школьным психологом проводятся мониторинги обучающихся на предмет уровня нравственной воспитанности, этики поведения, отношения к жизненным ценностям. Было проведено социально-психологическое исследование с целью изучения сформированности устойчивых отношений у обучающихся к миру, к людям, к самому себе и т.д. на основе их самооценки.

Как показывают результаты исследований, дети имеют достаточно полное представление о положительных качествах человека. Социализация учащихся как приобщение растущего человека к познавательной и нравственной норме, состоялась. У большинства учащихся сформированы внутренние представления о нравственных нормах взаимоотношения с миром других людей и миром культуры. Данные результаты позволяют предположить, что итогом реализации работы экспериментальной площадки будет повышение уровня гражданско-правовой компетентности обучающихся, гражданского самосознания и самосовершенствования, приобретение опыта общественно полезной гражданской деятельности, освоение обучающимися общечеловеческих ценностей, понятий нравственности и морали и раскрытие творческих талантов и способностей обучающихся, приобретение опыта коллективно-творческой и проектной деятельности, развитие социальной активности и лидерских качеств.

Школа должна видеть свою цель не только в проявлении социализации личности в формировании системы знаний, умений и навыков, но и в становлении готовности к самоопределению в нравственной, интеллектуальной, коммуникабельной, гражданско-правовой, трудовой сферах деятельности. Школа должна стремиться создавать свою социокультурную среду, обогащать образ жизни детей. Мы должны обеспечить простор разнообразной детской деятельности, занятия должны выходить за пределы школы в досуговые формы и учреждения дополнительного образования.

Источник

Духовно нравственное развитие воспитание и социализация могут осуществляться через что

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

Общие положения

В соответствии с Конституцией Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. При этом каждый гражданин Российской Федерации, обладая на её территории всеми правами и свободами, несёт равные обязанности.

Конституция Российской Федерации гласит:

«Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединённые общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость её демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».

Современный период в российской истории и образовании — время смены ценностных ориентиров. В 90-е гг. прошлого столетия в России произошли как важные позитивные перемены, так и негативные явления, неизбежные в период крупных социально-политических изменений. Эти явления оказали отрицательное влияние на общественную нравственность, гражданское самосознание, на отношение людей к обществу, государству, закону и труду, на отношение человека к человеку.

В период смены ценностных ориентиров нарушается духовное единство общества, меняются жизненные приоритеты молодежи, происходит разрушение ценностей старшего поколения, а также деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок.

В России указанный период был обусловлен быстрым демонтажем советской идеологии, поспешным копированием западных форм жизни.

Несмотря на установленные российским законодательством общественные нормы и приоритеты, у российских граждан в то время не сложилась ясно выраженная система ценностных ориентиров, объединяющих россиян в единую историко-культурную и социальную общность.

В российском обществе стал ощущаться недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, отсутствует согласие в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, выбора жизненных ориентиров.

В 2007 и 2008 гг. в посланиях Президента России Федеральному собранию Российской Федерации было подчеркнуто: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности — это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений».

Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны.

Ценности личности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых, армейских и других коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т. д. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни.

Новая российская общеобразовательная школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества.

Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося. Отношение к школе как единственному социальному институту, через который проходят все граждане России, является индикатором ценностного и морально-нравственного состояния общества и государства.

Ребёнок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы.

Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. При этом особое значение имеют следующие друг за другом переходы от детства к подростковому возрасту, а затем к юности. «Перестройка потребностей и побуждений, переоценка ценностей, — утверждал Л.С. Выготский, — есть основной момент при переходе от возраста к возрасту».

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (далее — Концепция) разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию Российской Федерации.

Концепция является методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования.

Концепция представляет собой ценностно-нормативную основу взаимодействия общеобразовательных учреждений с другими субъектами социализации — семьёй, общественными организациями, религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Общеобразовательные учреждения должны воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. При этом образовательные учреждения должны постоянно взаимодействовать и сотрудничать с семьями обучающихся, другими субъектами социализации, опираясь на национальные традиции.

Концепция формулирует социальный заказ современной общеобразовательной школе как определённую систему общих педагогических требований, соответствие которым национальных задач.

Социальный заказ образованию устанавливается в следующей системе фундаментальных социальных и педагогических понятий, а также отношений между ними:

Воспитание ориентировано на достижение определённого идеала, т.е. образа человека, имеющего приоритетное значение для общества в конкретно-исторических социокультурных условиях.

В средневековой Руси воспитательный идеал был укоренён в религии и представлен для православных христиан прежде всего в образе Иисуса Христа. Православная церковь направляла и объединяла деятельность семьи, народа и государства в общем пространстве религиозного, духовно-нравственного воспитания. Православная вера была одним из важных факторов, обеспечивающих духовное единство народа.

Для сохранения целостности страны, территория которой постоянно Арасширялась, нужна была общая система нравственных ориентиров, ценностей и смыслов жизни, таких, как честь, верность, соборность, самоотверженность, служение, любовь. Православие объединяло русских людей (ими считались все принявшие православие, а не только этнические русские) в единый народ. Именно поэтому защита русской земли приравнивалась к защите православия, что и породило такой компонент самосознания, как образ Святой Православной Руси.

В XVIII в. Россия стала империей, сила которой заключалась в централизации и концентрации государственной власти в руках правящего монарха — императора. Государство возвышалось над церковью, был сформулирован новый воспитательный идеал — «человек государственный, слуга царю и Отечеству». Образовательная система стала ориентироваться на задачи подготовки профессиональных кадров для государственных нужд. «Всяческое беззаветное служение на благо и на силу Отечества, — утверждал М.В. Ломоносов, — должно быть мерилом жизненного смысла» Главным в воспитании стало формирование человека-патриота, отличающегося высокой нравственностью, любовью к науке, трудолюбием, служением России. Для императорской России был характерен идеал полезного государству и Отечеству гражданина.

В советский период государство обрело всю полноту власти над гражданином и его частной жизнью. Устраняя влияние церкви на общественную и личную жизнь, подавляя религиозное сознание, советское государство само стало претендовать на роль новой вселенской церкви. Спектр жизненных смыслов был сжат до веры в коммунизм и служения коммунистической партии.

Вместе с тем советская эпоха в отечественной истории сформировала высокий педагогический идеал — воспитание всесторонне развитой личности, дала примеры массового патриотизма, героического служения, вплоть до самопожертвования, во имя будущего своей страны и своего народа, пренебрежения материальным во имя идеального.

В 90-е гг. ХХ в. в России сформировался идеал свободной в своём самоопределении и развитии личности, «освобождённой» от ценностей, национальных традиций, обязательств перед обществом.

Сегодня, на новом этапе развития Российской Федерации, при определении современного национального воспитательного идеала необходимо в полной мере учитывать:

Национальным приоритетом, важнейшей национальной задачей является приумножение многонационального народа Российской Федерации в численности, повышение качества его жизни, труда и творчества, укрепление духовности и нравственности, гражданской солидарности и государственности, развитие национальной культуры.

Решение этой задачи способно обеспечить устойчивое и успешное развитие России.

Современный национальный воспитательный идеал определяется:

Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

2. Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания

Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

В сфере личностного развития воспитание обучающихся должно обеспечить:

В сфере общественных отношений духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должно обеспечить:

В сфере государственных отношений духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должно содействовать:

3. Духовно-нравственное развитие и воспитание

Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений — всё это непосредственно зависит от принятия гражданином России общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.

Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 9, п. 1) установлено, что «основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учётом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся».

Таким образом, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.

Содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности определяется в соответствии с базовыми национальными ценностями и приобретает определённый характер и направление в зависимости от того, какие ценности общество разделяет, как организована их передача от поколения к поколению.

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности в целом является сложным, многоплановым процессом. Оно неотделимо от жизни человека во всей её полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом, от страны проживания и культурно-исторической эпохи, формирующей образ жизни народа и сознание человека.

Сфера педагогической ответственности в этом процессе определяется следующими положениями:

Таким образом, сфера общего образования призвана обеспечивать духовно-нравственное развитие и воспитание личности обучающегося для становления и развития его гражданственности, принятия гражданином России национальных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.

Носителями базовых национальных ценностей являются различные социальные, профессиональные и этноконфессиональные группы, составляющие многонациональный народ Российской Федерации. Соответственно духовно-нравственное развитие гражданина России в рамках общего образования осуществляется в педагогически организованном процессе осознанного восприятия и принятия обучающимся ценностей:

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.

Следующая ступень развития гражданина России — это осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края, республики. Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «Отечество», «малая родина», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом».

Более высокой ступенью духовно-нравственного развития гражданина России является принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации. Российскую идентичность и культуру можно сравнить со стволом могучего дерева, корни которого образуют культуры многонационального народа России. Важным этапом развития гражданского самосознания является укоренённость в этнокультурных традициях, к которым человек принадлежит по факту своего происхождения и начальной социализации.

Ступень российской гражданской идентичности — это высшая ступень процесса духовно-нравственного развития личности россиянина, его гражданского, патриотического воспитания. Россиянином становится человек, осваивающий культурные богатства своей страны и многонационального народа Российской Федерации, осознающий их значимость, особенности, единство и солидарность в судьбе России.

Важным свойством духовно-нравственного развития гражданина России является открытость миру, диалогичность с другими национальными культурами.

Программы духовно-нравственного развития и воспитания школьников, разрабатываемые и реализуемые общеобразовательными учреждениями совместно с другими субъектами социализации, должны обеспечивать полноценную и последовательную идентификацию обучающегося с семьёй, культурно-региональным сообществом, многонациональным народом Российской Федерации, открытым для диалога с мировым сообществом.

4. Базовые национальные ценности

Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в социально-исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях.

Базовые национальные ценности производны от национальной жизни России во всей её исторической и культурной полноте, этническом многообразии. В сфере национальной жизни можно выделить источники нравственности и человечности, т.е. те области общественных отношений, деятельности и сознания, опора на которые позволяет человеку противостоять разрушительным влияниям и продуктивно развивать своё сознание, жизнь, саму систему общественных отношений.

Традиционными источниками нравственности являются: Россия, многонациональный народ Российской Федерации, гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа, человечество.

Соответственно традиционным источникам нравственности определяются и базовые национальные ценности, каждая из которых раскрывается в системе нравственных ценностей (представлений):

Базовые национальные ценности лежат в основе целостного пространства духовно-нравственного развития и воспитания школьников, т.е. уклада школьной жизни, определяющего урочную, внеурочную и внешкольную деятельность обучающихся. Для организации такого пространства и его полноценного функционирования требуются согласованные усилия всех социальных субъектов — участников воспитания: семьи, общественных организаций, включая детско-юношеские движения и организации, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ, традиционных российских религиозных объединений. Ведущая, содержательно определяющая роль в создании уклада школьной жизни принадлежит субъектам образовательного процесса.

Система базовых национальных ценностей лежит в основе представления о единой нации и готовности основных социальных сил к гражданской консолидации на основе общих ценностей и социальных смыслов в решении общенациональных задач, среди которых воспитание детей и молодёжи.

Достижение гражданского согласия по базовым национальным ценностям позволит укрепить единство российского образовательного пространства, придать ему открытость, диалогичность, культурный и социальный динамизм.

Гражданское согласие по базовым национальным ценностям не имеет ничего общего с единообразием ценностей нации и самой нации, духовной и социальной унификацией. Единство нации достигается через базовый ценностный консенсус в диалоге различных политических и социальных сил, этнических и религиозных сообществ и поддерживается их открытостью друг другу, готовностью сообща решать общенациональные проблемы, в числе которых духовно-нравственное воспитание детей и молодёжи как основа развития нашей страны.

5. Основные принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания

Организация социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, нравственного уклада жизни обучающихся осуществляется на основе:

Говоря о нравственном примере педагога, следует вспомнить А. Дистервега, выдающегося немецкого педагога, который считал, что «повсюду ценность школы равняется ценности её учителя». Нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам — всё это имеет первостепенное значение для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог не являет собой всегда главный для обучающихся пример нравственного и гражданского личностного поведения.

В педагогическом плане среди базовых национальных ценностей необходимо установить одну, важнейшую, системообразующую, дающую жизнь в душе детей всем другим ценностям — ценность Учителя.

Необходимо существенно повысить государственный и социальный статус педагога, уровень его материального обеспечения. Учитель должен стать уважаемым в обществе человеком, а педагогическая профессия должна быть престижной для молодёжи.

В современных условиях без социально-педагогического партнерства субъекты образовательного процесса не способны обеспечить полноценное духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся. Для решения этой общенациональной задачи необходимо выстраивать педагогически целесообразные партнёрские отношения с другими субъектами социализации: семьёй, общественными организациями и традиционными российскими религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ.

Организация социально-педагогического партнёрства может осуществляться путём согласования социально-воспитательных программ общеобразовательных учреждений и иных субъектов социализации на основе национального воспитательного идеала и базовых национальных ценностей. Это возможно при условии, что субъекты воспитания и социализации заинтересованы в разработке и реализации таких программ.

Развитие социально-педагогического партнёрства должно стать приоритетной сферой государственной политики. Индивидуально-личностное развитие являлось приоритетом отечественной педагогики 90-х гг. ХХ в. и остаётся одной из важнейших задач современного образования. В пространстве духовно-нравственного развития оно приобретает полноту своей реализации.

Педагогическая поддержка самоопределения личности, развития её способностей, таланта, передача ей системных научных знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для успешной социализации, сами по себе не создают достаточных условий для свободного развития и социальной зрелости личности. Личность несвободна, если она не отличает добро от зла, не ценит жизнь, труд, семью, других людей, общество, Отечество, т.е. всё то, в чём в нравственном отношении утверждает себя человек и развивается его личность. Знания наук и незнание добра, острый ум и глухое сердце таят угрозу для человека, ограничивают и деформируют его личностное развитие.

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должны быть интегрированы в основные виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную. Иными словами, необходима интегративность программ духовно-нравственного воспитания. Одной из таких программ может быть обучение духовным основам религиозной культуры и светской жизни.

Содержание воспитания группируется вокруг базовых национальных ценностей. В педагогическом плане каждая из них формулируется как вопрос, обращённый человеком к самому себе, как вопрос, поставленный педагогом перед обучающимся. Это воспитательная задача, на решение которой направлена учебно-воспитательная деятельность.

Каждая из базовых ценностей, педагогически определяемая как вопрос, превращается в воспитательную задачу. Для её решения обучающиеся вместе с педагогами, родителями, иными субъектами духовной, культурной, социальной жизни обращаются к содержанию:

Базовые ценности не локализованы в содержании отдельного учебного предмета, формы или вида образовательной деятельности. Они пронизывают всё учебное содержание, весь уклад школьной жизни, всю многоплановую деятельность школьника как человека, личности, гражданина.

Система базовых национальных ценностей создаёт смысловую основу пространства духовно-нравственного развития личности. В этом пространстве снимаются барьеры между отдельными учебными предметами, между школой и семьёй, школой и обществом, школой и жизнью.

Принцип социальной востребованности предполагает, что воспитание, чтобы быть эффективным, должно быть востребованным в жизни ребёнка, его семьи, других людей, общества. Социализация и своевременное социальное созревание ребёнка происходят посредством его добровольного и посильного включения в решение проблем более взрослого сообщества. Полноценное духовно-нравственное развитие происходит, если воспитание не ограничивается информированием обучающегося о тех или иных ценностях, но открывает перед ним возможности для нравственного поступка.

Духовно-нравственное развитие достигает содержательной полноты и становится актуальным для самого обучающегося, когда соединяется с жизнью, реальными социальными проблемами, которые необходимо решать на основе морального выбора. Таких проблем в России множество, и они не уходят даже из жизни самых благополучных, динамично развивающихся стран. Сделать себя нравственнее, добрее, чище — значит сделать таким мир вокруг себя.

Программы духовно-нравственного развития и воспитания должны предусматривать добровольное и посильное включение обучающихся в решение реальных социальных, экологических, культурных, экономических и иных проблем семьи, школы, села, района, города, области, республики, России. Традиционной и хорошо зарекомендовавшей себя формой социализации являются детско-юношеские и молодёжные движения, организации, сообщества. Они должны иметь исторически и социально значимые цели и программы их достижения.

Организация воспитательного процесса в системе «школа — семья — социум» потребует педагогов, способных не только учить, но и воспитывать обучающихся.

Заключение

Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности. Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя человека, состояние и качество его внутренней жизни.

Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его мотивационно-волевой сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей.

Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *