духовное пробуждение что это такое

20 признаков духовного пробуждения

духовное пробуждение что это такое. 20 priznakov dukhovnogo probuzhdeniya. духовное пробуждение что это такое фото. духовное пробуждение что это такое-20 priznakov dukhovnogo probuzhdeniya. картинка духовное пробуждение что это такое. картинка 20 priznakov dukhovnogo probuzhdeniya.

Когда в жизни духовно устремленного человека начинаются проблемы с разных сторон, когда ему больно или он чувствует дискомфорт, когда кажется, что все рушится и идет наперекосяк, то это всего лишь реакция человека на духовную трансформацию, и не более того. Чтобы вы не боялись перемен, в статье приведены двадцать признаков духовного пробуждения, которые проходит каждый, кто встал на путь духовности.

Вот некоторые признаки того, что вы переживаете духовное пробуждение или собираетесь вступить в него:

1. Вы чувствуете себя оторванным или отстраненным.

Поначалу процесс духовного пробуждения может казаться ошеломляющим и сбивающим с толку. Может показаться, что все, что вы считали правдой о своей жизни, было ложью, и поэтому вы можете чувствовать себя оторванным и отстраненным от вещей и людей, которыми вы раньше наслаждались.

2. Вы переоценили свои убеждения.

Духовное пробуждение, скорее всего, заставит вас пересмотреть свои духовные убеждения или принять важные новые. Независимо от того, означает ли это глубокую связь с новой религией или убеждениями или уход с работы, чтобы преследовать свою настоящую страсть, ваши приоритеты, скорее всего, теперь другие.

3. Ваши сны более яркие.

Не только ваша бодрствующая жизнь становится более яркой в результате духовного пробуждения, но и ваша жизнь во сне может стать более яркой. Смысл ваших снов и то, как они связаны с вашим путешествием, также могут стать более очевидными.

4. Вы испытываете больше синхронности и дежавю.

Если вы часто испытываете умопомрачительные синхронности, например, думаете о ком-то и случайно сталкиваетесь с ним на следующий день, это признак того, что вы находитесь на своем духовном пути. Точно так же не редки и ощущения дежавю.

5. Ваши отношения начинают меняться.

Не может быть никаких сомнений: духовные пробуждения преображают, и люди в вашей жизни не всегда смогут это оценить. Вы можете чувствовать, что ваши близкие больше не понимают вас, потому что вы меняетесь. Рекомендуется просить ваших близких уважать то, через что вы проходите, напоминая им, что они не должны резонировать с вашим пробуждением.

6. Вы чувствуете, что духовность становится важной частью вашей жизни.

Вам будет трудно игнорировать призыв духовности, когда вы будете проходить через этот процесс. Желание найти смысл и удовлетворение в своей духовности, скорее всего, станет одним из ваших главных приоритетов.

7. Вы более интуитивны.

8. Вы можете почувствовать неаутентичность и манипуляцию.

В дополнение к этой обостренной интуиции, вы сможете почувствовать любое недостоверное или манипулятивное поведение, когда кто-то обманывает вас.

9. Вы понимаете, что каждый идет своим путем.

По мере того как вы определяете свой собственный духовный путь, вы также становитесь более восприимчивыми к идее, что все остальные тоже находятся на своем собственном уникальном пути. Такие вещи, как победа в споре или убеждение людей в своих взглядах, больше не имеют такого значения.

10. Вы хотите быть полезным.

Когда вы начнете понимать, что каждое живое существо по своей природе достойно и равно вам, вы почувствуете себя призванным служить людям и окружающей среде. Для вас важно, чтобы у вас была причина, за которую вы можете зацепиться, чтобы сделать свою жизнь целеустремленной.

11. Ваши учителя находят вас.

Во время пробуждения ваши духовные учителя могут появляться повсюду в идеальное время, чтобы помочь вам. Это не обязательно должны быть буквальные учителя: они могут быть добрым незнакомцем в магазине, новым другом, которого вы случайно встретили, или духовным деятелем.

12. Вы чувствуете себя одиноким.

13. Вы чувствуете большую связь с миром природы.

От растений и до мира в целом, вы почувствуете свою взаимосвязь со всем этим, и это может быть очень трогательно.

14. Ваши чувства обострены.

Чувства часто обостряются во время духовного пробуждения, когда вы становитесь более настроенными на настоящий момент. Это включает в себя чувствительность к эмоциональной и энергетической сферам.

15. У вас может быть больше телесных ощущений.

Наряду с повышенным осознанием и чувствами, у вас могут быть и другие телесные ощущения. Нарушения сна не редкость.

16. У вас могут быть физические симптомы.

Духовное пробуждение также может сопровождаться рядом физических симптомов, таких как усталость и туман в голове.

17. Происходит внезапное изменение ваших привычек и рутины.

По мере того, как ваша духовная жизнь начинает трансформироваться, изменится и ваша повседневная жизнь, включая привычки и рутину. Возможно, вы отказались от старых привычек, которые больше не служили вам.

18. Ваш взгляд на мир кажется другим.

Опять же, духовные пробуждения нелегки, и отчуждение и разрушающие эго осознания, которые происходят, могут заставить любого почувствовать, что он живет в новой реальности.

19. Повышенная эмпатия.

По мере того, как вы начинаете чувствовать себя более связанным с окружающим миром, у вас также будет увеличиваться сочувствие к страданиям других. Преобладание страдания может казаться невозможным игнорировать, поэтому вы ощутите себя призванным быть полезным.

20. У вас появилось любопытство.

И, наконец, теперь, когда вы «пробудились», у вас есть детское удивление и любопытство к окружающему миру, даже когда все становится трудным. Способность оставаться любопытным к своей жизни и людям в ней является признаком духовного пробуждения.

Источник

14 уникальных признаков духовного пробуждения

Духовное пробуждение является непрерывным процессом, во время которого человек осознает свою связь с бесконечностью и духовность своей натуры.

Будучи созданиями духовными, мы вечны по своей природе. Однако, рождаясь в своих телах, многие из нас «забывают» о духовности. Зачастую мы взрослеем, веря в отсутствии связи друг с другом и в то, что эта жизнь является нашей единственной сферой существования.

Когда человек переживает духовное пробуждение, он вспоминает о духовности своей натуры, начиная понимать, что все люди связаны между собой и являются вечными созданиями. Момент духовного пробуждения часто сопровождается специфическими симптомами.

Отметим, что не у всех людей, проходящих этап духовного пробуждения, будут наблюдаться все перечисленные ниже признаки и симптомы, но каждый из них обязательно заметит как минимум несколько из них. Все переживают пробуждение по-своему, в зависимости от чувствительности души.

Симптомы духовного пробуждения:

1. Интерес к метафизическим объектам и всему паранормальному.

Очень часто у людей, переживающих духовное пробуждение, наблюдается возросший интерес к метафизическим объектам и феноменам вроде кристаллов, карт таро, рэйки, ясновидения и т.д. Этот интерес помогает человеку понять суть своего пробуждения, потому что обычные объекты и знания не могут ответить на вопросы духовного характера.

2. Интерес к религии.

Некоторых людей религия притягивает сильнее, чем метафизика. Опять-таки, когда у личности наступает момент духовного пробуждения, она пытается осознать свою вновь приобретенную сознательность, а религия в данном случае способна дать ответы на все интересующие вопросы.

3. Непривычные ощущения в короне.

Корона вашей головы это место, в котором обитает чакра Сахасрара. Именно последняя и соединяет вас с вашим источником энергии. Если корона начинает вибрировать или в этой области присутствуют какие-то другие ощущения, то это явный признак того, что у вас хорошо налажен контакт с энергией Вселенной.

4. Звон в ушах.

Некоторые люди, переживающие период духовного пробуждения, слышат звон в ушах, который, как правило, появляется в момент вознесения. Точно так же, как собака слышит высокочастотные звуки, в случае человека звон в ушах означает, что вы тоже становитесь более чувствительными к высоким частотам.

5. Головокружение.

Вознесение относится к процессу трансформации и изменений. По мере того как внутри нас нарастает энергия, у человека периодически может появляться чувство дисбаланса. Если у вас головокружение, «приземлиться» вам поможет глубокое дыхание и медитация.

6. Озноб или дрожь, не связанные с болезнью.

Озноб и дрожь являются признаками сильной связи человека с источником энергии, поэтому вы и чувствуете «жужжание» своего энергетического поля.

7. Менее серьезное отношение к вещам.

Когда человек понимает, почему люди являются бесконечно вечными созданиями, ему открывается более глобальная картина мира. В мгновенье ока все насущные проблемы и трудности предстают в своем истинном виде – как временные и по большей части не имеющие никакого значения.

8. Усиление эмпатии и сострадания.

Пробудившись духовно, мы осознаем свою связь со всеми окружающими нас людьми. В итоге те, кто переживает духовное пробуждение, более склонны проявлять к другим людям любовь и понимание.

9. Получение регулярных телефонных звонков в 11:11.

Комбинацию цифр «1111» принято считать духовно значимой последовательностью цифр. Те, кто проходит через духовное пробуждение, часто видят цифры 11:11 на своих электронных часах, в телефонных номерах, автомобильных номерных знаках, выставленных счетах и прочих местах.

10. Постоянные проявления синхронности.

Синхронность или значимые совпадения случаются все чаще и чаще.

11. Принятие смерти.

12. Интерес к занятиям, которые укрепляют связь между телом и душой.

Например, йогой, медитацией или боевыми искусствами.

13. Получение посланий и понимание их смысла.

Установив контакт со своей духовной стороной, мы начинаем замечать послания, которые призваны помогать нам и дарить вдохновение. Например, в критичный момент вы можете увидеть нужные вам слова, написанные на билборде или на уличном знаке. А еще это может быть облако, принявшее форму чего-то важного или имеющего для вас значение (вроде сердца или ангела).

14. Чувство «единения».

Чтобы понять этот редкий симптом, сначала его нужно почувствовать. Это момент абсолютной ясности, когда человек ощущает абсолютную связь контакт со всей вселенной. Способствуют познанию такого чувства занятия глубокой медитацией.

А вам приходилось чувствовать какие-то из перечисленных выше симптомов духовного пробуждения?

Новое видео:

Источник

Духовное пробуждение

В жизни некоторых людей наступает время, когда перед ними встают вопросы, на которые, они порой не в силах ответить самостоятельно. Эти вопросы посвящены духовной природе человека, свойствам разума, а также нашим чувственным составляющим. Ряд других вопросов относятся к личной жизни, самоопределению и взаимодействию с другими людьми. Часто бывает и так, что это сопровождается внутренними трансформациями, осознаниями или напротив – опустошенностью, состоянием неопределенности, оторванности от мира, отрешенностью. Оставить это без внимания не получается, но также и не всегда человеку удается объяснить себе эти события правильными словами. Все это говорит о Духовном пробуждении человека.

Внутренние перемены, рука об руку идут с внешними. Снаружи они проявляются, как учащение совпадений и различного рода случайностей, стоит что-то загадать или представить, как в скором времени оно происходит в реальности. В разговоре можно предвидеть последующие фразы или произносить что-то одновременно со своим собеседником. Такие случаи можно охарактеризовать мистически, как чтение мыслей или программирование пространства. Да, такое тоже бывает. Но в силу уникальности настоящего процесса, внутренние изменения тесно переплетены с внешними, может изменяться физическое состояние человека, появляться странные ощущения в различных областях тела – покалывание, ощущение касания, жар. Духовное пробуждение, это та пора, когда человек перестает быть слабым, неопытным и ограниченным. Состояние Духа, Разума и Любви пока еще не стабильны и требуют к себе повышенного внимания.

Так происходит первое знакомство с истинным собой, наступает осознание того, что кроме звериного начала, наделенного реакциями и причинно-следственными закономерностями, существует и многомерный мир духовного совершенства, сокрытый где-то в глубине себя. К сожалению, в условиях современного мира, духовное пробуждение чаще переживается самостоятельно, хотя еще в недалеком прошлом, оно осуществлялось в сопровождении опытного проводника. Мир стремительно расширяется, и мы не всегда успеваем унаследовать мудрость и знания канувших в пучину лет. Человек чаще живет интересами завтрашнего дня, порой обесценивает вчерашний день, и редко живет в настоящем. Однако, когда духовное пробуждение настигает и начинает свою реализацию о времени речь не идет, поэтому лучше обеспечить себе безопасное пространство, в котором мало кто сможет потревожить. В это время, процессы преображения души настолько чутки, что помощь, конечно же, необходима.

Бывает и такое, что эти проблески сознания, элементы духовного преображения, желания, устремления подавляются незрелым разумом. Человек стремится избавиться от неизвестных ему побуждений, состояний и объяснить себе, что следует придерживаться «старой» жизни, обычного уклада, распорядка дня, сценария. Но это как объяснять воде прорвавшей плотину, что она должна вернуться обратно. Этому потоку, уж точно виднее, что свойственно его природе и природе вещей в этом мире. Таким состояниям предшествуют не отвеченные вопросы, нереализованные мечты, нераскрытые чувства, запреты, ограничения – они сами словно плотина, возвышаясь в человеке, преграждают путь естественному духовному преображению. Его мы проживаем, когда впервые принимаем решение следовать пути обретения и развития себя, практически это происходит в первый год нашей жизни. Мы не всегда можем ясно увидеть это желание или почувствовать его, но именно внутренне притяжение к дальнейшему развитию побуждает познавать свою истинную природу.

Следует смотреть за тем, что будет открыто окружающим миром, в руки станут попадаться книги о духовном развитии, можно встретить людей, носящих информацию об этом, случайные надписи, слова и фразы постоянно попадаются на глаза. В такие моменты лучше смотреть по сторонам, много важной информации открывается, когда знаешь куда смотреть. Знания открытые миром, наделяют способностью видеть иные сны, открыв в себе желание обрести полное знание собственной природы, человек соприкасается с дверью между миром материальным и миром первообразных творений. Это вызывает ряд особенных снов, помогающих на пути. Этот период осознания сопровождается радостью творческой и исследовательской работы. Познается целый ряд новых возможностей, а внутренний зов и намерение обрести полную, завершенную картину, позволит вскоре убрать и эту дверь, объединив пространство в одно целое.

С того момента, когда человек начинает познавать различные техники и практики, в нем может проявиться ощущение сопротивления. Из-за разности знаний, тех, что были получены ранее и тех, которые участвуют в духовном преображении, разум не всегда спокоен. Новые дисциплины не столь просты, как могут показаться на первый взгляд, и здесь, пригодится выдержка и настойчивость. Но именно возможное сопротивление подтверждает происходящий процесс, отнеситесь к нему спокойно, естественно, пусть он присутствует, не старайтесь сделать с ним что-либо, и помните, что духовное преображение это не чашка чая, выпить все разом не удастся. В такие моменты лучше остановиться, отвлечься, отдохнуть, не перегружать себя, сходить на прогулку, поговорить с кем-нибудь, провести время с близкими людьми.

Обретение знаний о собственной природе заключается не только в том, каким был рожден человек, оно заключается и в осознании того, каким стал каждый за эти годы. Возможно, страх будет останавливать, а возможно понимание своего настоящего; или начнет подташнивать от осознания себя. Отчасти это происходит вследствие определенного внутреннего напряжения, отчасти от неуравновешенности психики, незавершенности формирования личности, в неумении доводить дела до конца. Именно в такие моменты непременно следует освобождаться от этих состояний, справиться с этими трудностями, чтобы стань мудрее и опытнее. Попробуйте поговорить со своим наставником, мастером, а в случае его отсутствия используйте практику медитации единого пространства.

Тоже следует отметить, что во время пробуждения может затронуть глубинное осознание того, насколько скудна была прежняя жизнь, насколько она была пуста и незначительна, насколько неспособным был человек в восприятии и ощущении окружающего мира и чего он лишил себя в результате этого. Таким образом, человек позволяет постепенно обезвредить свое старое «я» и принять возможность перерождения или трансформации. Так можно освободиться от многих последствий неудач, страхов, иллюзий, механизмов, которые приводят к цикличности жизни, последствий дуалистического мировоззрения. Можно обезвредить все разрушающие силы, влияющие из глубин прошлого на настоящую жизнь и освободиться от оков материального мира, высвободив небывалой силы энергию своего истинного существа.

В эти моменты переживаются глубочайшие озарения, можно увидеть реальность и действительность своим обогащенным взглядом, внутренним взором. И когда удастся пройти через это, мы возвращаемся в сою «привычную» жизнь совершенно другим человеком. В это время наиболее чутко следует прислушиваться к своему духу, и внутреннему голосу, верить им, хранить молчание. Вполне вероятно, что в этот период можно увидеть, сколь неразвит еще дух. Примите это и отнеситесь к подобному осознанию, как к почве для дальнейшей работы.

Успешно преодолев противостояние и страхи, порождаемые мирским сознанием на ранних этапах обучения, пробужденный переживает зарождение центров силы и рассвет внутреннего источника творения. Это период восприимчивости, когда все покажется новым и удивительным. Это также то время, когда он начинает постигать сердцем, душой, телом и разумом, являющиеся до сих пор видения и знания.

В результате особого характера предыдущего этапа, пробуждению может сопутствовать чувство настороженности. При этом оно скорее глубоко экстатичное переживание. Здесь важно осознать, что вы молоды и сильны, что нужно учиться и развиваться. В это время лучше всего заниматься первичным наблюдением и пониманием. Чаще бывайте на природе, принимайте ее внутреннюю мудрость. Пусть она станет вашим первым учителем. Постарайтесь приблизиться к естественной жизнедеятельности. Это выражается в использовании натуральных продуктов питания, обильном питье чистой воды, прогулках на природе и свежем воздухе, физических нагрузках.

Особо внимательно следует отнестись к первым зримым результатам пробуждения. Надо постараться сохранить их и создать максимально благоприятные условия для продолжения их роста. Вам необходимо вновь направить свою энергию и свое сознание на самые первые основы познания, на фундаментальные правила и законы бытия. Человек все свое существо преображает посредством Творения Всебытия.
Закономерность это или стечение обстоятельств, но не всегда условия, в которых оказывается новорожденный, соответствуют развитию его личности и формированию правильных взглядов на жизнь. Дети двадцать первого века – это дети урбанизированного общества, растущие в технократическом мире, они оторваны от естественных условий изначальной жизни человека и познают мир через творения своих рук. Нарушается гармония миропонимания и мировосприятия окружающей среды уже в первые годы жизни ребенка. Когда ребенку необходимо познавать мир через непосредственное взаимодействие с ним, бегать босиком по траве, приобщаться к контакту с животными, к организации своего наземного пространства, он не отступает от телевизора или ПК. Это элемент современной жизни, но не фундамент. Ребенку благодатнее пройти все периоды своего развития в благоприятных условиях и необходимой обстановке, чтобы правильно сформировать свое представление о мире.

В это время необходимо настроиться на понимание законов Вселенной. При этом сам настрой, прежде всего, будет зависеть от того, насколько далеко вы позволили себе зайти в познании природы собственного бытия. Многое здесь зависит от самостоятельной работы и стремления к дальнейшему творению. А еще это время для того, чтобы наблюдать и постигать различия между разнообразными явлениями, такими как времена года, периоды жизни, природные и жизненные ситуации. Это время собирать знания, которые не раз послужат вам в будущем. Время, в котором необходимо определить основную направленность Творения и постараться обрести свое место и свое дело в этом мире, обрести связь с люди, осуществляющими или уже осуществившими свое духовное преображение.

Источник

Хорошо забытое. Духовное пробуждение через присутствие в настоящем. Часть 5

духовное пробуждение что это такое. fef482b1a. духовное пробуждение что это такое фото. духовное пробуждение что это такое-fef482b1a. картинка духовное пробуждение что это такое. картинка fef482b1a.

Субъективное время в современной и архаичной культурах

Так происходит не случайно. Такова тенденция «прогресса» современной западной цивилизации, нацеленной на создание глобального общества потребления, в котором каждый его индивид должен становиться все более управляемым извне и все менее склонным к созерцанию, самопознанию и духовному росту. Именно поэтому темп жизни постоянно взвинчивается, информационная нагрузка возрастает экспоненциально, уровень чувствительности искусственно огрубляется валом стрессогенной новостной мишуры, а уровень мышления снижается до клипового. Результатом погружения Homo Sapiens в такое информационное пространство является его все бόльшее расчеловечивание, что проявляется в шаблонности и предсказуемости его поведения. Такое манипулирование сознанием проявляет себя в хронической нехватке времени, течение которого субъективно все больше ускоряется.

Что касается древних культур, то большинство из них не рассматривало время как линейный процесс. Согласно традициям индейцев майя, основные события в мире повторяются каждые 260 лет как часть «глубинного временнόго цикла», который в целом продолжается около 5000 лет. Согласно этой концепции цикличного хода времени, мир создаётся и уничтожатся много раз. Подобные взгляды на цикличность времени характерны и для древнегреческой и для древнеиндийской культур. Наконец, в мире существовали племена, для которых время, судя по всему, субъективно не двигалось вовсе. Судить об этом сейчас можно лишь на основании свидетельств антропологов и этнографов, изучавших быт и языки аборигенов Южной Америки, Океании, Полинезии, Австралии, северных районов Америки и России (см. подробнее С. Тейлор «Покорение времени», Глава 5 «Время в разных культурах»). Так американский антрополог и этнограф Эдвард Холл, проживший около пяти лет в североамериканском племени Хопи и Навахо, пришел к выводу, что люди этих племен не ощущают хода времени, пребывая в вечном настоящем. В языке индейцев Навахо нет слова для обозначения времени, а глаголы не имеют времён. К аналогичному выводу пришла и американский антрополог Барбара Тедлок, несколько лет прожившая среди индейцев Киче в Гватемале. « Если мы разделяем время на мгновения, которые приходят и уходят, то для киче, — отмечает она, — ни в какой конкретный момент времени в прошлом, настоящем или будущем невозможно отделить время от событий, которые привели к нему ». Косвенным подтверждением того, что аборигены живут только в настоящем, является их пренебрежение возрастом и вообще любой датировкой прошлого.

Известный российский исследователь Сибири Григорий Федосеев отмечал, что для эвенков не существует линейных подразделений шкалы времени (т. е. дней недели, месяцев и лет). Они метят прошлое запоминающимися событиями. О дате рождения своих детей эвенк может сказать: « это случилось во время большого паводка на Тимптоне ». То же самое наблюдал и упомянутый выше антрополог Эдвард Холл на севере Американского континента. В своей книге «За пределами культуры» он указывает на то, что в диалекте эскимосов канадской Баффиновой земли, далекое прошлое и далекое будущее обозначаются одним и тем же словом — уваитиарру. Как это сильно отличается от современного английского языка!

Исследования антропологов и этнографов дают основания полагать, что в архаичных культурах аборигенных народов восприятие времени в корне отличается от общепринятого в «цивилизованном» мире. Аборигены в значительно бόльшей степени пребывают в настоящем моменте, руководствуясь принципом «прошлое уже прошло, а будущее может и не наступить». Это наводит на мысль, что и субъективная реальность аборигенов значительно отличается от консенсусной реальности, которую переживает современный «цивилизованный» человек, выросший в западной культуре. Неслучайно для аборигенов Австралии сновидческое состояние сознания более значимо, чем бодрствующее (см. детальнее А. Миндел «Сновидения в бодрствовании»). В своей книге «Упадок» С. Тейлор обосновывает мысль о том, что туземные племена не существуют как набор индивидуумов в том смысле, как это принято в евразийской культуре наших дней. У аборигенов личность человека неотделима от других людей и от природы. Община и земля — части их существа, как бы продолжение их самих. Ослабленное чувство отделённости от мира (слабое эго) в соответствии с его теорией психологической относительности является причиной столь глубокого отличия в субъективном восприятии времени аборигенами и нынешними людьми. Если учесть, что туземные народы современности являются представителями архаичных культур, доживших до наших дней, то есть все основания предполагать, что усиление эго (углубление ловушки двойственности) в ходе эволюции человечества происходит не случайно, но является следствием все бόльшей аналитичности его мышления, приводящей ко всё бόльшему его обособлению от природы.

Духовное пробуждение через присутствие в настоящем

Итак, культуро-зависимый способ восприятия и мышления, как показывают культурологические исследования, дрейфует по мере прогресса наук и технологий в направлении все большей абстрактности и рационализма. Особенно это заметно в цивилизации западного образца, традиционно тяготеющей к аналитическому способу мышления и эгоцентричному мировосприятию. Развитая и усиленная в процессе языковой социализации способность к аналитическому мышлению все глубже погружает представителя западной культуры в ментальную матрицу двойственного восприятия. Ум современного «цивилизованного» человека из инструмента осмысления восприятия, моделирования ситуации и коммуникации с себе подобными, постепенно превращается в господина своего «счастливого» обладателя и в его проклятие. Запущенный в раннем детстве маховик думания не может остановиться на протяжении всей человеческой жизни, подобно дыханию или кровообращению. Проявляется этот ментальный диктат в том, что человек с годами все больше выпадает из полноценного переживания настоящего (т. е. своего бытия) в раздумья о прошлом или планирование будущего. Это лишь укрепляет эгоцентричную ментальную матрицу его мировосприятия.

Совершенно не случайно центральным пунктом всех известных медитативных практик духовного пробуждения от этого сна разума является остановка бесконечного мыслительного процесса при сохранении ПРИСУТСТВИЯ в настоящем моменте, т. е. полной осознанности или, если угодно, внимания к происходящему как внутри, так и снаружи тела. Действительно, если не сохранять присутствия и одновременно не вовлекаться в мыслительный процесс, то легко перейти из бодрствующего состояния сознания в состояние сна (что и происходит чаще всего с начинающими медитативные практики). Цель же состоит в переключении стандартной работы мозга в режим созерцания. Она достигается лишь в том случае, когда человек перестаёт ассоциировать себя с мыслями, приходящими ему в голову, но становится в позицию наблюдателя за ними. Осознанность не эквивалентна погружению в мысли. Более того, настоящая осознанность исключает погружение в аналитическое мышление, но предполагает созерцание потока мыслеформ и возникающих чувств-эмоций без вовлечения в него. Человек разумный – невольник двойственности (эгоцентричности) восприятия и, как следствие, — иллюзии пространства-времени. Человек созерцающий свободен от этого. Он как бы скользит по лезвию настоящего. Такой человек постепенно теряет субъектность (ощущение «я-отдельности»), обретая взамен трансцендентное переживании целостности или, если угодно, сопричастности к бытию. Это приводит его в конечном итоге к духовному пробуждению и выходу из ловушки двойственного восприятия.

Способность к намеренному выходу из ловушки двойственности через осознанное присутствие в настоящем моменте отличает человека от животного. В самом деле, животное избавлено от двойственности восприятия, но инстинктивно следует за эмоциями, появляющимися в ответ на его поведенческие акты, т. е. остаётся психологически инертным (подробнее см. Анохон П. К. «Биологическая теория эмоций»). Человек же способен, сохраняя осознанность, не вовлекаться ни в мысли, ни в чувства, ни в эмоции, что избавляет его от психологической инертности и пробуждает духовно.

С древних времен духовные мастера всех традиций указывали на пребывание в настоящем моменте как на ключ к духовному пробуждению. Именно так, как профилактику присутствия в настоящем моменте, следует понимать строки из Евангелия от Матфея: «Не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем». Вся специфика дзэн-буддизма заключается в попытке удержать осознанность на лезвии текущего момента. Великий мастер дзэн Риндзай часто отвлекал внимание учеников от времени тем, что поднимал указательный палец и спрашивал: «Что отсутствует в этом моменте?» Это очень мощный вопрос, на который невозможно ответить на уровне ума. Его цель – направить ваше внимание как можно глубже в переживание настоящего. Еще один вопрос в традиции дзэн звучит так: «Если не сейчас, то когда?» В Евангелие от Иоана можно найти такое высказывание Иисуса: «… прежде нежели был Авраам, Я есьм». Это глубочайшее изречение, высказанное в стиле дзэн. В нем Иисус намеренно не использует прошедшее время. Он не говорит: «Я был прежде, чем Авраам», как бы подчёркивая свой выход за пределы времени в вечное, как и Бытие, присутствие в настоящем. Тема «переживания настоящего» занимает центральное место и в суфизме. Одно из суфийских изречений гласит: «Суфий – сын настоящего момента». А великий суфийский мастер и поэт Джалаладдин Руми говорил: « Прошлое и будущее скрывают Бога от нашего взора; выжигайте и то и другое огнем ». Ещё глубже выразился на эту тему и духовный учитель XIII века Майстер Экхарт: « Время – это то, что мешает нам обрести свет. Нет большего препятствия на пути к Богу, чем время! »

Как же приблизиться к прозрению присутствия в настоящем моменте? Достаточно ли будет просто наблюдать приход в голову очередных мыслей, не вовлекаясь в их поток и не ассоциируя себя с ними?

Королевской дорогой к трансперсональному переживанию целостности считается медитация (см., например, Р. Уолш «Пути за пределы эго. Раздел 2» ). Однако медитативные практики требуют ретрита, т. е. отчуждения от привычной жизни и удаления себя от социума. Эффект здесь пропорционален длительности ретрита, что в конечном итоге ведёт к отшельничеству.

Очень эффективный способ предлагает в своей книге «Сила настоящего» (глава 6) Экхарт Толле: « Просто перенаправляйте внимание с мыслей на свое тело. Делайте это всегда, когда текущая ситуация является рутинной или не требует от вас работы ума (отдых, ожидание, прогулка и т. п.). Ощутите свое тело изнутри, почувствуйте его как единое энергетическое поле. Всеми силами старайтесь сосредоточиться на том, что вы делаете в данный момент, и в то же время при любой возможности старайтесь установить связь с телом. Затем наблюдайте, как меняется ваше сознание и повышается качество работы. Это должно войти в привычку. Не обязательно делать это долго – нескольких секунд будет вполне достаточно. Но делать это нужно немедленно и именно в тот момент, когда вы фиксируете свое вовлечение в мысли, чувства или эмоции. Любая задержка спровоцирует шаблонную умственно-эмоциональную реакцию, которая завладеет вами и вернёт в привычное психологически инертное состояние двойственного восприятия ». Смысл этой техники в том, что, погружаясь в ощущение тела, человек сразу же возвращается в текущее мгновение, становится спокойным и присутствующим. Со временем переживание наступающего при этом единства с потоком жизни будет все больше похоже на возвращение домой после долгого отсутствия.

Переживание присутствия в «здесь и сейчас» не только трансформирует двойственное мировосприятие в целостное, но и гармонизирует психическое состояние. Вместе с ослаблением эго исчезают из подсознания и все сопутствующие ему психологические комплексы и блоки: страх смерти и потери всех жизненных накоплений, начиная от личностной самоидентификации и оканчивая материальными ценностями. Это высвобождает колоссальные резервы внутренней энергии и гармонизирует её обмен с тонкими телами человека. На физическом плане подобная трансформация отражается в ускорении метаболизма клеток, в замедлении старения тела, укреплении иммунной системы организма, его способности к самоисцелению.

Несмотря на то, что предлагаемая Экхартом Толле практика активного присутствия в моменте не требует ни отшельничества, ни даже временного уединения, она все же предполагает серьезное вмешательство в рутину повседневной жизни. Точнее сказать, она требует отказа от всякой рутины, что с годами человеку делать становится все труднее. Привычнее и удобнее жить в кроличьей норке своей зоны психологического комфорта. К тому же жить в сладостном ожидании волшебных перемен в будущем, и, как следствие, недовольство настоящим автоматически помещает человека в позицию «жертвы обстоятельств», которая оправдывает собственное бездействие. Увы, трансформация восприятия без осознанного вмешательства того, кто воспринимает, не случится. Саморазвитие же предполагает движение в неизвестное и часто требует отказа от привычной жизни. Именно поэтому мы склонны бояться саморазвития и, оставаясь психологически инертными, доживать свою жизнь «на автомате», отказываясь вместе с этим от своего предназначения и потенциала. Психиатр-гуманист Эрих Фромм связывал психологическую инертность и отказ от самотрансформации с «механизмами избегания», а у Абрахама Мэслоу они представлены «комплексом Ионы», по имени библейского пророка, который старался избежать своей божественной миссии.

Для того, чтобы решиться на тотальное присутствие в настоящем моменте и пережить блаженство сопричастности вечности Бытия, требуется постоянное стремление к внутренней трансформации. Для того, чтобы перешагнуть свое эго и духовно пробудиться, одной решимости и отваги мало. Необходимо несокрушимое упорство и терпение!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *