духовное целомудрие что это

Целомудрие

Целому́дрие – (греч. σωφροσύνη “соф­ро­сини”, от “сос” — здо­ро­вый, целый + “фронео” — мыс­лить, думать) – 1) доб­ро­де­тель; непо­роч­ность, нрав­ствен­ная и телес­ная чистота; 2) дев­ствен­ность; 3) бла­го­ра­зу­мие.

Это внут­рен­няя чистота, цель­ность помыс­лов и поступ­ков, кото­рая не обу­слов­ли­ва­ется внеш­ними фак­то­рами. Отож­деств­ле­ние цело­муд­рия с дев­ствен­но­стью – суже­ние поня­тия.

Цело­муд­рие и бла­го­род­ство – две аксио­ло­ги­че­ские кате­го­рии, состав­ля­ю­щие поня­тие чести.

Можно ли достичь под­лин­ного цело­муд­рия вне Церкви?

Цело­муд­рие, в высшем зна­че­нии этого слова, при­зна­ётся в хри­сти­ан­стве одной из важ­ней­ших лич­ност­ных доб­ро­де­те­лей. Как сле­дует из самого наиме­но­ва­ния, цело­муд­рие сопря­жено с внут­рен­ней целост­но­стью, цель­но­стью. Что же это за цель­ность, в чём она состоит?

Как известно, только что создан­ный чело­век, до того, как дерз­нул согре­шить, не испы­ты­вал ни малей­ших внут­рен­них про­ти­во­ре­чий в душе. Все его душев­ные силы дей­ство­вали сла­женно и гар­мо­нично, плоть все­цело и нена­силь­ственно под­чи­ня­лась душе. Пре­бы­вая в таком состо­я­нии, чело­век жил и дей­ство­вал в соот­вет­ствии со своим есте­ством, насла­ждался есте­ствен­ной для него радо­стью бого­по­зна­ния, бого­об­ще­ния.

Омра­чив­шись сквер­ной греха, чело­век под­верг себя не только внеш­нему отлу­че­нию от Бога, но и внут­рен­нему раз­ладу: раз­ла­ди­лись его душев­ные спо­соб­но­сти и силы (воле­вая, разум­ная, жела­тель­ная, чув­ствен­ная), раз­ла­ди­лись отно­ше­ния плоти с душой (см.: Гре­хо­па­де­ние). Есте­ствен­ная для него склон­ность к обще­нию с Богом и сле­до­ва­нию нрав­ствен­ному закону, зву­ча­щему в голосе сове­сти, изме­ни­лась до неузна­ва­е­мо­сти. Вместо этого чело­век под­вергся про­ти­во­есте­ствен­ному для него стрем­ле­нию ко злу.

Для того, чтобы воз­вра­тить чело­века в достой­ное его званию состо­я­ние нрав­ствен­ной чистоты, необ­хо­димо было вер­нуть ему преж­нюю цель­ность. Соб­ственно, это и яви­лось одной из бли­жай­ших целей При­ше­ствия Христа. Само слово “спа­се­ние” — греч. “σωτηρία” — имеет одним из пере­во­дов зна­че­ние «целе­ние», «при­ве­де­ние в цель­ность».

Цело­муд­рие как один из аспек­тов лич­ност­ной цель­но­сти вообще, обна­ру­жи­ва­ется, помимо про­чего, в точном соот­вет­ствии дея­тель­но­сти чело­века побуж­де­ниям голоса сове­сти. Ведь в случае про­ти­во­ре­чия мыслей и жела­ний голосу сове­сти ни о какой внут­рен­ней цель­но­сти душев­ных сил и дви­же­ний не может быть речи.

Ввиду того, что совесть явля­ется выра­зи­тель­ни­цей есте­ствен­ного нрав­ствен­ного закона, вко­ре­нен­ного в чело­ве­че­ское есте­ство Самим Богом, пони­маем, что под­лин­ное цело­муд­рие воз­можно не иначе как при соблю­де­нии тре­бо­ва­ний Божьего закона, при послу­ша­нии Богу.

Поскольку поня­тие цело­муд­рия, как доб­ро­де­тели, под­ра­зу­ме­вает, что голосу сове­сти должны быть созвучны не только душев­ные побуж­де­ния чело­века, но и телес­ные, постольку оче­видно, что оно дости­жимо лишь в случае осво­бож­де­ния чело­века от плот­ских стра­стей, через отвер­же­ние от мир­ских похо­тей и нече­стия ( Тит.2:12 )

О том, что цело­муд­рие дости­га­ется не иначе как путем стя­жа­ния пра­вед­но­сти, чело­веку было воз­ве­щено ещё во вре­мена Вет­хого Завета ( Прем.8:7 ). Но Вет­хо­за­вет­ная Цер­ковь не обла­дала той пол­но­той бла­го­дат­ных спа­си­тель­ных средств, кото­рыми наде­лена Цер­ковь Хри­стова, и конечно же, пра­вед­ность вет­хо­за­вет­ного чело­века отли­ча­лась от пра­вед­но­сти, свой­ствен­ной хри­сти­ан­ским святым.

Пра­вед­ность как норма жизни, а значит и свя­зан­ное с ней (под­лин­ное) цело­муд­рие дости­жимы лишь во Христе. Об этом хорошо сказал Сам Гос­подь: «без Меня не можете делать ничего» ( Ин.15:5 ).

Не бой­тесь оттолк­нуть жениха стро­го­стью. Многие муж­чины счи­тают, что сна­чала надо пожить в т.н. «граж­дан­ском браке», а потом уже жениться. Правда, до женитьбы дело часто не дохо­дит. Начи­нать отно­ше­ния с плот­ской бли­зо­сти – непра­вильно. Суще­ствует опре­де­лен­ная после­до­ва­тель­ность в раз­ви­тии отно­ше­ний мужа и жены: сна­чала – дружба, пони­ма­ние, узна­ва­ние этого чело­века. Ведь вам жить с этим чело­ве­ком, раз­го­ва­ри­вать, делиться впе­чат­ле­ни­ями, смот­реть вместе на мир, вос­пи­ты­вать детей, помо­гать друг другу, пере­жи­вать скорби, болезни, труд­но­сти – это же самое глав­ное и именно к этому надо гото­виться!

Вы себе ищите не «парт­нера», а спут­ника жизни, отца ваших детей. Не бой­тесь совер­шенно внятно и опре­де­ленно ска­зать ему о том, что для вас до брака близ­кие отно­ше­ния невоз­можны. Это хоро­шая про­верка того, насколько чело­век готов ува­жать ваше мнение и идти вам навстречу. Надо выбрать чело­века, кото­рый умеет дер­жать в узде свои жела­ния, иначе потом они просто могут выйти из-под кон­троля и все может кон­читься тра­ге­дией. Если начи­нать стро­ить отно­ше­ния на плот­ских потреб­но­стях, это неиз­бежно иска­зит созна­тель­ность вашего выбора — поме­шает ваша влюб­лен­ность, увле­чен­ность, страст­ность, зави­си­мость от при­ят­ного вам чело­века. И вы не смо­жете оце­нить его трезво.
епи­скоп Пан­те­ле­и­мон (Шатов)

Дьявол слабее Бога, но его так­тика — раз­дро­бить, раз­мель­чить внут­рен­нее состо­я­ние чело­века. Поэтому если чита­ешь молитву — заклю­чай ум в слова молитвы, и не отвле­кайся, не блуж­дай мыс­лями. Точно так же и в миру: слу­ша­ешь лекцию — слушай, а не мечтай о вещах более при­ят­ных. Всякая небреж­ность, раз­бол­тан­ность — и в работе, и в одежде — это ума­ле­ние духов­ной сущ­но­сти. Доб­ро­де­тель цело­муд­рия, кото­рая очень ценится в Церкви — это не столько сохра­не­ние деви­чьей чистоты или юно­ше­ской све­же­сти — это именно целе­устрем­лен­ность, целе­на­прав­лен­ность, цель­ность лич­но­сти. Цело­муд­рен­ный чело­век не раз­ме­ни­вает себя на мишуру.
Какие сред­ства для духов­ного вос­хож­де­ния? Средств много, но смысл один — пре­одо­ле­ние «плю­ра­лизма». Жизнь наша мно­го­об­разна: дела­ешь одно, дума­ешь другое, отве­ча­ешь третье. Быть совер­шен­ным во всех сферах дея­тель­но­сти — удел единиц. Поэтому чело­век, кото­рый кон­цен­три­рует свои силы в одном направ­ле­нии, дости­гает боль­шего. Очень важна цель­ность, сосре­до­то­чен­ность внут­рен­них усилий.
мит­ро­по­лит Пити­рим (Нечаев)

Слово «цело­муд­рие» состоит из двух корней: «целост­ность» и «муд­рость». To есть можно ска­зать, что это знание о целост­но­сти. В свя­то­оте­че­ской лите­ра­туре под стя­жа­нием цело­муд­рия под­ра­зу­ме­ва­ется про­цесс соби­ра­ния чело­века в ту гар­мо­нич­ную лич­ность, кото­рую изна­чально заду­мы­вал Творец. Бог — Лич­ность, и потому чело­век, лишь ста­но­вясь целост­ной лич­но­стью, обре­тает спо­соб­ность к под­лин­ному бого­об­ще­нию.
— To есть изна­чально, в раю, чело­век был цело­муд­рен­ным, а после гре­хо­па­де­ния утра­тил это свой­ство? И взра­щи­ва­ние цело­муд­рия — это, по сути, воз­вра­ще­ние в рай­ское состо­я­ние?
— Именно так. Пер­во­род­ный грех пере­да­ется из поко­ле­ния в поко­ле­ние, чело­век уже рож­да­ется с иска­жен­ной сла­бо­стями душой. Без­за­ко­ние, нару­ше­ние запо­ве­дей Божиих, удо­вле­тво­ре­ние раз­дра­жен­ной похоти и про­ти­во­по­став­ле­ние себя Богу — такая жизнь неиз­бежно ведет к рас­паду лич­но­сти. С хри­сти­ан­ской точки зрения чело­век соби­ра­ется в целост­ную лич­ность именно в свете Лич­но­сти Бога, ста­но­вясь отра­же­нием Боже­ства, через прямое дей­ствие Бога на чело­века. Дух Божий ожи­во­тво­ряет чело­ве­че­скую при­роду: разум напол­няет муд­ро­стью, тело — здра­вием, а пси­хику — радо­стью и воз­мож­но­стью реа­ли­зо­вы­вать данные Гос­по­дом таланты.
про­то­и­е­рей Сергий Ксе­но­фон­тов

Источник

Скажи мудрости: “Ты сестра моя!”

Приблизительное время чтения: 3 мин.

Целомудрие обычно понимается как антоним склонности к любовным приключениям или, как говорится в Святоотеческих писаниях, блудной страсти. Это либо полное воздержание от половой жизни (для монахов или для мирян до брака и во вдовстве), либо (уже в браке) хранение верности своему супругу или супруге.

В таком толковании ничего неверного, конечно, нет. Однако интересно то, какое огромное значение христианское вероучение придает хранению телесной чистоты для человека. Стоит обратить внимание на звучание самого слова – цело-мудрие, целая мудрость. Оно недвусмысленно подсказывает, что воздержание от распутства напрямую связывается с обретением полной, совершенной мудрости.

Об этом же говорит и древнегреческое слово, обозначавшее целомудрие – ἡ σωφροσύνη (sophrosyne). Этимологически оно образовано от прилагательного σῶς (здравый, невредимый, неповреждённый) и существительного φρήν (грудь, сердце, мышление, мысль). Оно тоже указывает, что целомудрие предполагает правильное состояние внутренней духовной жизни в целом, цельность и единство личности.

Таким образом, целомудрие возможно лишь при неповрежденном духе человека, поскольку оно требует не только телесной, но и душевной чистоты. Ведь, как известно, всякий, кто только смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с ней в сердце своем (Мф 5, 28).

Почему воздержание от блудной страсти и связанная с этим телесная и нравственная чистота подразумевают такую концентрацию духовных сил человека? Дело в том, что все страсти связаны друг с другом, и одна страсть влечет за собой другую. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин в «Добротолюбии» выстраивает следующую лестницу пороков: чревоугодие – блуд – сребролюбие – гнев – печаль – уныние. Излишества в еде и питье порождают блудные помыслы. Чтобы иметь возможность их реализовать, начинают уже гоняться за деньгами. Затем страсть к деньгам порождает сначала обиду на мир и гнев, когда человек узнает, что обладание «златом» вовсе не дает счастья и оставляет его столь же неудовлетворенным. Потом гнев и обида сменяются печалью и унынием, и человек в итоге приходит к духовному тупику.

Чревоугодие и страсть к любовным приключениям относятся к начальным этапам печального пути. С них в каком-то смысле все начинается. И чтобы не вступить ни на нижние, ни тем более на верхние ступени лестницы, ведущей в конце концов в пропасть, нужно быть целомудренным человеком, не подверженным никаким страстям-убийцам. Человек целомудренный имеет в своей перспективе совсем другую лестницу, духовную, ту самую, о которой писал преподобный Иоанн Лествичнник в своей знаменитой «Лествице».

Источник

ЧТО ТАКОЕ, ПО-ВАШЕМУ, ЦЕЛОМУДРИЕ? ВОЗМОЖНО ЛИ ОНО В НАШИ ДНИ?

Приблизительное время чтения: 17 мин.

директор дирекции молодежных изданий ИД «Бурда»

Настоящую зависть вызывало у меня удивительное спокойствие этих людей, когда судьба подвергала их нравственные принципы испытанию. Не знаю, что происходило у них в душах, шла ли там какая-то внутренняя борьба, но только внешне это все выглядело так, что иного исхода у ситуации и быть не может. Куда до них мне, a wanna be-приличному человеку, рефлексирующему по поводу правильности того или иного выбора.

Хочется назвать сразу назвать таких людей ханжами. Это вообще очень удобный ярлык. Лицемеров у нас много. Сразу вспоминаются персонажи, которые с трибуны ругали современную массовую культуру за безнравственность, а в кулуарах выясняли, какие в среде этого масскульта приняты гонорары.

ведущий телепрограммы «Библейский сюжет» (канал «Культура»), руководитель московской православной телекомпании «Неофит» при Свято-Даниловом монастыре

преподаватель кафедры мировой литературы МГИМО, кандидат исторических наук

Кстати, мы не можем судить о целомудренности, о внутреннем содержании человека «по одежке», по его внешнему виду. И мне кажется, что целомудрие возможно всегда, в любые времена. Я сама знаю много людей с очень чистой душой. Просто сейчас мы живем в мире, где существуют другие стандарты, другая скорость по сравнению с прошлыми веками. Между прочим, и раньше не все так было хорошо в смысле нравственности. Но мне кажется, что-то вечное, присущее человеку с самого начала его существования в мире, было, есть и будет.

На мой взгляд, определение вполне исчерпывающее. Можно, конечно, говорить и о целомудрии мысли (которое далеко не всегда равно целомудрию телесному), можно говорить о целомудрии житейском, используя слово в переносном смысле, как синоним скромности, порядочности и деликатности.

Но в данном случае полезнее будет исходить из основного,

Возможно ли целомудрие в наши дни?

«Эры целомудрия» по сути не было нигде и никогда. Галантные средневековые рыцари, совершая подвиги во имя дамы сердца, не считали даже подобием измены «любовь» окрестных селянок. Английские джентльмены не гнушались содержанками из «низших слоев общества». Отношение к целомудрию в русском обществе прекрасно видно даже из произведений классиков русской литературы, многие из которых тоже не были образцами нравственности. Советское время, изжив крайние рецидивы вроде революционной теории «глотка воды», породило курортные романы и прочие «приемлемые обществом» формы супружеской измены. О сексуальной революции середины прошлого века на Западе или о нынешнем положении дел в России можно и не говорить. Разумеется, всегда и во все времена существовали люди, сохранявшие девственность до брака и не нарушающие супружеского союза. Но думаю, что этот процент примерно одинаков в любом обществе.

профессор Московской Духовной Семинарии и Академии:

В отношении нашего времени я скажу так. Христос вчера и сегодня и вовеки тот же. И целомудрие возможно. А вот уже степень достижения полноты целомудрия зависит, прежде всего, от каждого человека и, конечно, обусловлена окружающей средой. Недаром те, кто хотел достичь большего, уединялись, уходили в отдаленные монастыри. Потому что в мирской среде почти невозможно достичь полноты этого. Даже Иоанн Кронштадтский, который был великим праведником и чудотворцем, как мы знаем, не достиг бесстрастия. Это возможно, конечно, исключительно в условиях затвора и монастырского существования. Но зачем уж нам говорить о таких вершинах недостижимых? Важно другое: возможно это целомудрие, возможно. Именно в нашей среде, в нашей жизни. Но только при нашем искреннем желании.

актриса, лауреат Государственной премии РФ

Если размышлять логически, то, наверное, это «мудрость от целого». То есть некий внутренний стержень, который и определяет целостность души, тела, образа мыслей, поступков. Иначе говоря, все в человеке должно быть подчинено одному целому.

Целомудрие, безусловно, возможно. Но для этого нужно совершать очень нелегкую работу: не поддаваться соблазнам и четко видеть, в каких именно вещах проявляется давление «мира сего».

Кандидат медицинских наук, акушер-гинеколог Юго-Западного округа г. Москвы, доцент кафедры акушерства и гинекологии университета «Дружбы народов»

Диакон Андрей КУРАЕВ,

Уважаемая редакция журнала «Фома»!

С большим интересом прочитал в №4 за 2004 год подборку ответов на вопрос «Что такое целомудрие?».

И все же я благодарен доц. 3. Мигранян за то, что ее замечания помогают уточнить толкование слова целомудрие в общелитературных словарях. В новом издании «Словаря русского языка» С.И. Ожегова оно будет представлено так: «1. То же, что девственность, 2. nepeн. Строгая нравственность; духовная чистота, непорочность».

С уважением, Л.И. СКВОРЦОВ,

доктор филологических наук, профессор,

редактор «Словаря русского языка» С.И.Ожегова

Источник

Что ожидает блудников и что не так в добрачных связях? — священник объясняет это непонятное слово «целомудрие»

Приблизительное время чтения: 9 мин.

В Церкви есть понятия, смысл которых зачастую не до конца известен даже воцерковленным людям. Одно из них — целомудрие. Помочь разобраться в том, что такое целомудрие, зачем оно нужно и как это — жить целомудренно, «Фома» попросил протоиерея Федора Бородина, настоятеля московского храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке.

духовное целомудрие что это. Borodin krug. духовное целомудрие что это фото. духовное целомудрие что это-Borodin krug. картинка духовное целомудрие что это. картинка Borodin krug.

Целомудрие — это про сексуальную жизнь?

Целомудрие — это о здоровом духовном, душевном и телесном состоянии, о целостной личности, умеющей жить с Богом, умеющей любить. Да, в обыденном сознании это слово чаще ассоциируется только с вопросами физической близости, но на деле это значительно более широкое церковное понятие.

Церковь признает, что состояние, в котором мы родились и живем, — это состояние греха, глубочайшего искажения, унаследованное от падшего Адама. Избавиться от него мы можем лишь через стремление приблизиться к Богу — к тому идеалу, который предлагает нам христианство. Так, апостол Павел говорит: Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе (Флп 2:5). Он имеет в виду, что человек должен быть похож на Иисуса Христа — вмещать в себе отражение всех Его качеств. Такие добродетели Церковь и определила словом целомудрие.

При этом нам нужно помнить, что союз всех добродетелей — любовь. То есть целомудрие — это в конечном счете умение любить.

Что же лежит в основе этого умения?

Первое — это душевная и телесная чистота.

Второе — целостность. Грехопадение все перевернуло в человеке: он перестал понимать Бога, а его душевная составляющая разлетелась в клочья.

Если до познания греха в нем господствовал дух, то после — плоть. Чувство гнева до грехопадения было благим чувством — своеобразным иммунитетом против греха, а после — обратилось на ближнего.

Разрушение этой естественной для человека иерархии привело к тому, что его чувства, воля и разум оказались разобщены. Самые пронзительные, самые горькие слова об этом в послании апостола Павла к римлянам: Добро, которого хочу, не делаю, а зло, которого не хочу, делаю (Рим 7:19).

Достижение же целостности — в умении плотское подчинить духовному. Быть целомудренным в этом смысле — значит снова собрать себя воедино, воспитать волю — иметь силы на борьбу со грехом.

Как в повседневной жизни проявляется нарушение этой целостности?

Каждый из нас, к примеру, сталкивается с тем, что не находит времени и сил для молитвы, а главное, духовно не участвует в ней. Человеческое сознание стало клиповым, то есть не способным воспринимать длинные тексты. Мы постоянно отвлекаемся на звонки, сообщения, уведомления и не можем сосредоточиться, довести хотя бы одно дело до конца.

Живя в таком состоянии, современный человек очень слаб в собирании своего сознания. Сколько он сможет удержать внимание на словах молитвы? Если сможет минуту — уже подвиг. Повторю, целомудрие — это о концентрации на том, что действительно важно. О собирании себя вокруг стержня.

Но ведь слово «целомудрие» чаще звучит в разговорах не о молитве, а о межполовых отношениях. Почему?

Потому что в них наше неумение управлять своими чувствами, волей и разумом сказывается в повседневной жизни болезненнее всего.

В чем именно проявляется эта болезненность?

Целомудрию Церковь противопоставляет распущенность и разврат. «Распутный», «блудящий» означает, что человек заблудился, свернул с пути. Эти выражения, через которые мы говорим о телесной нечистоте, о том, что человек потерял путь к Богу — пренебрег имеющимися способами борьбы с грехом. Это не может не сказаться на внутреннем, душевном состоянии человека.

Во-первых, распутный человек никогда не станет состоявшейся сильной личностью. Будучи разрушен своими собственными ошибками, не умея пользоваться волей, разумом и мудростью, не соединив в себе эти разлетевшиеся куски Адама и даже не стремясь к этому, находясь в ситуации, когда тело не слушается духа, он не может обрести того, что мы называем внутренним стержнем.

Во-вторых, мой небольшой опыт наблюдения за жизнью многих знакомых мне — в том числе еще со школы — людей показывает, что большинство из тех, кто рано начал вести распущенный образ жизни, не познал счастья в браке.

Из-за постоянного переключения с одного, как сейчас говорят, партнера на другого целостность человека разрушается, и он уже не в состоянии полюбить всем сердцем. Он все время сравнивает свои нынешние отношения с предыдущими и не может отдать всего себя одной любви, ведь часть его естества осталась в прошлых связях.

Мы знаем слова апостола Павла: совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею (1 Кор 6:16). То есть эта связь, как рубец, остается с ним навсегда. Поступая подобным образом, ведя распутный образ жизни, вы дробите свое познание Бога, мира и любимого человека на бесконечные фрагменты.

духовное целомудрие что это. glass bullet blood shot bullet hole injury crime disc 990720.jpgd. духовное целомудрие что это фото. духовное целомудрие что это-glass bullet blood shot bullet hole injury crime disc 990720.jpgd. картинка духовное целомудрие что это. картинка glass bullet blood shot bullet hole injury crime disc 990720.jpgd.

В-третьих, нецеломудренный человек, сам не являясь человеком целым, и своего супруга не воспринимает как целостную личность, любит не всего человека, а лишь его телесную составляющую, душевную частично, про духовную и речи нет. Он умеет только владеть и пользоваться, даже если обставляет это очень красиво и романтично.

В-четвертых, такой человек, естественно, не способен к любви как служению, ведь он нацелен исключительно на получение, обладание и присвоение себе. Это любовь конечная: как только иссякает то, что человек привык получать — супруг состарился, заболел, обнаружились его незаметные раньше недостатки, — иссякает и его любовь, и он ищет замену.

Потому и предполагается, что христианская семья может быть создана только с одним человеком. Христианин хранит себя в телесной чистоте до брака для будущего супруга. Церковь считает: все, что нужно познать мужчине в женщине, есть в его жене. И все, что нужно познать женщине в мужчине, есть в ее муже.

Нарушая свое целомудрие, человек разрушает целостность своей души, которая должна быть подарена, посвящена супругу. Для христианина естественно не вступать в добрачные связи — для него это потеря. Потеря возможности той любви, до которой он хочет дотянуться.

А до любви как до служения можно дорасти только в браке, когда человек на протяжении всей своей совместной жизни с любимым возрастает до полного раскрытия личности своего супруга. Причем он любит и тогда, когда в полной мере получает ответную любовь, и когда получать ее перестает — это не является препятствием для любви.

Как священник, я постоянно вижу, как нецеломудренный человек, став христианином и решив изменить свою жизнь, часто претерпевает горькие неудачи в попытках построить семью по церковному образцу — ему мешает его прошлый жизненный опыт. Целомудренному до брака человеку гораздо легче стать счастливым в семейной жизни, потому что вся та часть его души, которая создана Богом для сочетания с супругом, отдана единственному человеку.

Но почему целомудрие ставится в зависимость от формальной регистрации брака?

Любовь в высоком смысле становится возможной тогда, когда человек берет на себя полную ответственность за своего супруга. Самые светлые переживания — увлеченность, влюбленность, плененность — перерастают в настоящую любовь только тогда, когда человек говорит: «Все твое теперь мое — твои молодость и красота, старость и болезни, все твои родственники и все тяжести твоего характера, все сложности твоей судьбы и все возможные сложности в будущем — это все теперь будет моим так же, как и твоим».

духовное целомудрие что это. photo 1432098508451 eb3b73e6b49b. духовное целомудрие что это фото. духовное целомудрие что это-photo 1432098508451 eb3b73e6b49b. картинка духовное целомудрие что это. картинка photo 1432098508451 eb3b73e6b49b.

Только после этого человек может принять дар любви от Бога — настоящей, глубокой. Ключ к этой христианской любви — именно в ответственности. Поэтому-то Церковь и не венчает незарегистрированные браки: роспись в загсе сейчас является свидетельством принятия на себя этой ответственности.

А пока человек не возьмет ответственность за своего возлюбленного так же, как за себя, пока есть какое-то лукавство — он не готов принять дар христианской супружеской любви, стать целостным человеком.

Но существует же развод и повторный брак — как к этому относится Церковь?

Несмотря на то, что для христианина брак может быть только один, сегодня Церковь в некоторых случаях делает снисхождение человеческой немощи, разрешая повторное венчание. Однако если вы посмотрите последование о второбрачных — чин повторного венчания, — то это не светлый и радостный чин, это чин покаяния. Иногда священнику его даже как-то неловко служить: с одной стороны, белое платье, свечи, гости, а с другой — молитва покаяния, скорбь.

Это касается и овдовевшего человека, который хочет повторно создать семью: Церковь благословляет такой брак, но по снисхождению — ведь ушедший супруг ждет тебя там! Благословляя повторный брак овдовевшего христианина, Церковь раньше на год отлучала его от Причастия. Да, на время вы разлучены, но если человек дорос и постиг, что такое настоящая любовь, то для него время ожидания вечности будет пусть и горьким, но не бесконечным.

Пожалуй, все правила, которым, по мнению Церкви, должен следовать каждый христианин, применяются по всей строгости только к семьям священнослужителей: священник не может разводиться, а овдовев — повторно жениться.

И это не потому, что к священнослужителям применяются какие-то особые правила, просто к их семье Церковь применяет свои ожидания от брака полностью. Именно поэтому недавняя инициатива Вселенского патриархата разрешить повторно вступать в брак священникам так отвергается нами.

Выходит, сохранять целомудрие верующие могут либо в браке, либо в монастыре. А как же быть людям-одиночкам?

Ошибочно полагать, что целомудрие достижимо только в браке или в монашестве. Есть много целомудренных людей, живущих вне брака или монастыря: это люди, которые так возлюбили Бога, что не используют свое законное право на супружескую жизнь, а все свое время и силы тратят на служение Богу и ближним. И есть люди, которым Бог Своим Промыслом не дал семьи, и они приняли это.

Но чтобы достичь целомудрия в миру вне брака, нужно стяжать еще одну добродетель — смиренномудрие, то есть умение со смирением принять волю Божию о своем пути и предназначении.

Как смирение сочетается с обретением внутреннего стержня? Разве этот стрежень не предполагает самоуверенности?

В Евангелие от Марка сказано: возлюби Господа Бога всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею (Мк 12:30). Ключевое в контексте нашей темы здесь «крепостию» — то есть аскезой, волей, хоть и малым, но подвижничеством. В житии преподобного Антония Великого был эпизод: одного мученика заставляли сочетаться с блудницей — он откусил свой язык и плюнул ей в лицо. На этом примере можно представить, что значит любить Бога «крепостию».

Крепость — противостояние греху и тот самый внутренний стержень, на который человек опирается, который помогает человеку жить по Божьим заповедям. Такой стержень не имеет отношения к самоуверенности, потому что внутренняя крепость идет в первую очередь от смирения — одной из главных добродетелей.

Но достижима ли эта целостность в условиях современного мира, установки на многозадачность, когда времени на собирание себя у многих просто нет?

Митрополит Питирим (Нечаев) говорил: «Добродетель целомудрия, которая очень ценится в Церкви, — это не столько сохранение девичьей чистоты или юношеской свежести, это именно целеустремленность, целенаправленность, цельность личности. Целомудренный человек не разменивает себя на мишуру. Какие средства для духовного восхождения? Средств много, но смысл один — преодоление “плюрализма”. Жизнь наша многообразна: делаешь одно, думаешь другое, отвечаешь третье. Быть совершенным во всех сферах деятельности — удел единиц. Поэтому человек, который концентрирует свои силы в одном направлении, достигает большего. Очень важна цельность, сосредоточенность внутренних усилий».

Да, сегодня жизнь людей часто заточена на многозадачность в условиях дефицита времени, и при этом мы не всегда выбираем, чем нам заниматься. Другой вопрос — может ли человек осветить этот список дел молитвой, служением Богу и ближнему? Если в жизни Бог будет на первом месте, а все остальное — на своем, не будет и внутренней раздробленности.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *