духовные жертвы что это
Жертва
1) жертвоприношение, священное приношение чего-либо или кого-либо в дар Единому и Истинному Богу, совершаемое в рамках религиозного обряда;
2) приношение кого-либо или чего-либо в дар ложным богам или демонам, осуществляемое в рамках языческих или демонических культов;
4) внутренний добровольный отказ человека от чего-либо во имя Единого и Истинного Бога;
5) добровольный отказ человека от чего-либо во имя кого-либо, не обладающего Божественным достоинством;
В Ветхом Завете под жертвой понималось умилостивительное или благодарственное приношение Богу от земных плодов или от царства животных. При этом обряд жертвоприношения не подменял и не затмевал собой смысл религии. Внешняя жертва не исключала собой внутренней жертвы ( Притч.15:8 ). На протяжении всей пророческой эпохи пророки настаивали на необходимости внутренней жертвы – сокрушения духа пред Богом и совершения праведных дел милосердия. Внешние ветхозаветные жертвы служили великим прообразом той добровольной Спасительной жертвы, которую некогда Сын Божий имел принести на земле за грехи людей. В своем высшем значении ветхозаветные жертвоприношения способствовали подготовке человеческого рода к пришествию Богочеловека Иисуса Христа.
Жертва в Новом Завете – Подвиг Богочеловека Иисуса Христа, заключающийся в крестных страданиях и крестной смерти, принятый Им мир ради искупления грехов мира. На Голгофе Господь добровольно совершил принёс Себя в жертву ради спасения человека. Он страдал и умер не потому, что не мог избежать страдания, но потому что возжелал пострадать. Он Сам допустил над Собою совершиться временному торжеству неправды. Его страдание не было необходимостью, но было проявлением Божественной Любви. Святой Григорий Нисский сказал, что Христос не стал ждать, когда Он будет вынужден к Своей жертве предательством Иуды, злобой священников, неразумием народа: «Он предварил эту волю зла, и до того, как был к тому вынужден, вольно отдал Себя накануне Страстей, в Великий четверг, даровав Свою плоть и кровь». Именно поэтому говорится о Христе как об Агнце, «предопределенном прежде основания мира» ( 1Пет.1:19 ) и даже «закланном от создания мира» ( Откр.13:8 ).
Итак, если в Ветхом Завете жертву приносил человек, то в Новом Завете Жертву приносит Бог. Эта жертва – Он Сам. В этой Жертве – вся любовь Бога Отца, – «ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» ( Ин. 3:16 ). В этой жертве – вся любовь Бога Сына, ибо «нет больше той любви, как если кто душу свою положит за друзей своих» ( Ин. 15:13 ). И если с разрушением храма ветхозаветные жертвы упразднились, то искупительная Христова Жертва, единожды принесённая на Голгофе, всегда, ныне и присно, явлена нам на Литургии, потому что на Литургии является нам Сам Христос – Жертва за грехи мира и Жертва за жизнь мира.
Бескровная Жертва – одно из названий Таинства Евхаристии.
Суть жертв Ветхого Завета, которые приносились патриархами, заключалась в том, что эти жертвы являлись прообразом жертвы Сына Божия за грехи всего миpa. Поэтому ветхозаветная жертва и была жертвой кровавой. Она несла в себе символ Агнца, закланного за весь миp. И когда совершилось исполнение этого прообраза, тогда кровавая жертва престала. Потому в православном миpe всякие кровные жертвоприношения отсутствуют.
Жертва Сына Божия, Богочеловека, явилась свидетельством истиной веры. Как говорит святитель Николай Сербский, ни один из предводителей всевозможных течений и учений не принес себя в жертву за своих последователей. Только один Сын Божий пострадал прежде всех за всех.
Это свидетельство истинной любви – до смерти. Об этом и сказано: Больше сея любве никто-же имать, да кто душу свою положит за други своя ( Ин. 15:13 ). Эта жертва, принесенная за весь миp, является свидетельством любви Божией к человеку, к миpy. К тому миpy, который Господь сотворил и который возвращается к Богу через очищение, через покаяние. Тако бо возлюби Бог миp, яко и Сына Своего Единородного дал есть, да всяк веруяй в Онь не погибнет, но имать живот вечный ( Ин.3:16 ). Эти слова сказаны в Евангелии для того, чтобы засвидетельствовать истину любви Божией. Любовь Божия – это сущность Божества. Это то, что только и можно постигнуть, исповедуя Святую Троицу.
Современному читателю эта история непонятна из-за непонимания культурного контекста. На самом деле, это история отмены человеческого жертвоприношения. В ту эпоху принести в жертву Богу первенца было общеизвестной практикой. Обычно это совершалось в каких-то особенно тяжелых обстоятельствах – при нападении превосходящих врагов, эпидемии, когда люди шли на крайние меры, чтобы «достучаться до небес».
Как мы читаем, например, в Книге Царств, «И увидел царь Моавитский, что битва одолевает его, и взял с собою семьсот человек, владеющих мечом, чтобы пробиться к царю Едомскому; но не могли. И взял он сына своего первенца, которому следовало царствовать вместо него, и вознес его во всесожжение на стене» ( 4Цар.3:26,27 ).
Авраам проявляет предельную свою преданность Богу тем, что готов отдать своего сына, но Бог, в итоге, принимает преданность Авраама, но не принимает самой жертвы.
Для древнего сознания характерно прецедентное право. На вопрос «почему мы, израильтяне, в отличие от соседних народов, не приносим человеческих жертв» история Авраама давала ответ: потому что Бог в свое время отменил это, дав Аврааму Свое благословение и без такой жертвы.
В истории Церкви образ Авраама, который был готов принести в жертву Богу своего Сына, предизображает самого Бога, о котором сказано: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» ( Ин.3:16 ).
Так как никакие жертвы, приносимые людьми, не могли искупить грех, Бог в Иисусе Христе Сам стал такой Жертвой.
Во времена Ветхого Завета жертвы имели несколько значений:
В настоящее время в православных храмах, во время Божественной Литургии, осуществляется Евхаристическая Жертва. Кроме того, христиане регулярно жертвуют свои силы, время, материальные средства на благие цели во Славу Божию.
Жертва в Христианстве. Что это?
Небольшое исследование. Игра мыслью. На http://www.proza.ru/2013/02/11/1549 Денис Пилипишин.
Вероятно, чтобы ему проще было жертвовать, ему советуют помнить, что ради спасения его и всего человечества, ради светлой идеи, сам молодой бог пожертвовал собой. Так что мелкие повседневные жертвы не так болезненны, как расстаться с плотью в 33 года в жару на кресте, еще и гвозди ржавые, еще и какой-то гад копьё метнул. в общем.. конец не для слабонервных…
Исходя из вышесказанного. Бог-Дух(высшее в человеке) принес жертву дьяволу(низшие страсти человеческие) ради того, чтобы люди могли постоянно это помнить и осознавать, и искупать свои грехи и исправляться.
Кроме того, нужно не забывать, что означает слово Христос. Это же не фамилия Иисуса. Христос означает помазанник, мессия и тп. Но всё-таки не Бог, а один из детей Бога, несущий людям(остальным детям бога) духовные истины о спасении(воспитании, становлении)души и духа человека, истины о добре и зле, о научении людей отличать добро от зла и научении людей делать добро, и не творить зло(ради своей корысти).
И тогда, когда человеку приходится думать не только о своей выгоде и корысти, но и о других людях – в этом тоже есть жертвенность.
Человеку приходится жертвовать своими корыстными желаниями ради других, чтобы не причинять зло другим. Вот эту истину и должен был нести Мессия так же.
Далее…
Всё же о самой казни. Вернувшись в реальность с небес.
Религиозная идея принесения кого-то или чего-то в жертву была задолго до возникновения Христианства, как и идея о непорочном зачатии тоже была не нова в то время, когда Павел решил стать на место Иисуса и приложил свою руку к Христианству после смерти Иисуса… создал свою версию учения Иисуса.
Да и Иисус не первый был.. если учесть, что он фактически был последователем Иоанна Крестителя и занял его место после смерти Иоанна.. в свою очередь и Иоанн нес идеи как последователь, а не был первооткрывателем.. но мы пойдем не назад во времени, а вперед…
Начиная с того времени, когда Иисус еще проповедовал. А пока он был жив, он сам себя богом не называл. Богом его назвали уже после того, как Павел поучаствовал в гонениях на Христиан, которые знали Иисуса, а уничтожив и разогнав первых и главных последователей Иисуса, после этого Павел решил сам подхватить эстафетную палочку Христианства и возглавить христианское движение.
Вот только тогда Иисуса и назвали Богом.
Кажется, Козлов писал тоже об этом моменте, что Христианство у нас версии Павла, а не Иисуса. Кстати в первой версии не было идеи о непорочном зачатии, это тоже позже внесли и без ведома Иисуса.
А учитывая, что прошло веков 20, то и версию Павла уже много раз подправляли и изменяли.
В конце концов Христианство одно, но различных христианских направлений масса. Уже и не разберешь, какие нюансы меняли со времени Иисуса и затем Павла.
Наши тела как духовные жертвы
Итак, умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего.
Истинное поклонение Нового Завета включает в себя то, что мы должны представить свои тела в живую жертву Богу.
Библия говорит, что эта духовная жертва благоприятна Богу, и Он принимает ее как духовный дом и как святое священство: “И сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы ПРИНОСИТЬ ‘ ДУХОВНЫЕ ЖЕРТВЫ, благоприятные Богу Иисусом Христом ”.
Иисус сказал мне в явлении: “Если люди не научены о духовном поклонении, истинном духовном поклонении, они не смогут войти в него. А они не знают об истинном поклонении. Харизматы очень мало знают о том, как славить Меня, и ничего не знают об истинном поклонении”.
Многие харизматы совершенно ничего не знают о таком духовном поклонении, когда люди представляют свои тела в духовную жертву, святую, благоприятную Богу.
Давайте посмотрим, чего же еще в качестве элемента духовного поклонения ожидает от нас Бог.
И не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего.
Бог хочет, чтобы мы преобразовали наши тела и наш ум. Это духовные жертвы, которые, как учит Библия, должны приносить Богу верующие.
Жертва хвалы.
18. Благодаря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа.
16.Итак, будем чрез Него (Иисуса) непрестанно приносить Богу ЖЕРТВУ ХВАЛЫ (вот, что нам нужно делать в Новом Завете), то есть плод уст, прославляющих имя Его.
Но что подразумевается в Библии под “жертвой хвалы”? И как нам приносить ее Богу? Давайте вновь обратимся к этому же стиху: “. непрестанно приносить Богу жертву хвалы, то есть плод уст, ПРОСЛАВЛЯЮЩИХ имя Его”.
Так что по Писанию жертва хвалы Нового Завета- это плод уст, прославляющих имя Его. Давайте посмотрим, что же Библия говорит о плоде наших уст.
1. Впрочем, братия мои, радуйтесь о Господе.
4. Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь.
1 ФЕССАЛОНИКИЙЦАМ 5:16,18
18.За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе.
“Да, все это верно, брат Хейгин, но, видишь ли, мне не дают петь в хоре прославления. ”.
“Но меня никогда не зовут, когда надо что-то сделать в церкви!”.
Благодари Бога. Если ты наполнен Духом, то ты можешь славить Бога, и ты будешь делать это!
А теперь еще нечто, что вы можете увидеть из места Писания, которое мы рассматривали в главе 9. Но теперь обратите особое внимание на слова, выделенные заглавными буквами.
18. ИСПОЛНЯЙТЕСЬ ДУХОМ,
19.НАЗИДАЯ самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, ПОЯ и ВОСПЕВАЯ в сердцах ваших Господу,
18.БЛАГОДАРЯ ВСЕГДА за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа.
Помните, что Иисус говорил: “Новый Завет делает ударение на том, чтобы каждый верующий наполнялся Святым Духом и поклонялся Богу в Духе”. И Он показывал мне это место из Писания, Ефесянам 5:20. И вы можете убедиться, что здесь говорится как раз о том, чтобы мы приносили духовные жертвы хвалы, плод наших уст, благодарность Богу, не так ли?
Человек, исполнившись Святого Духа будет полон благодарности. Он будет благодарить Бога за Его великий план искупления; за то, что Он послал Иисуса для завершения этого плана; за всякий благой и совершенный дар. Истинное поклонение Нового Завета
— это жизнь в благодарении. И это благодарение произведет в вас огромные перемены!
Каков план Божий для верующего Нового Завета? Это исполняться Духом, петь и воспевать, и всегда благодарить. Это истинное поклонение Нового Завета.
Новый Завет ставит акцент на наполнении Святым Духом и на поклонении Богу в Духе. Но в нем нет ничего насчет хлопанья в ладоши. Я не думаю, чтобы вы могли хлопать в Духе, хотя вы можете танцевать в Духе, и можете даже улыбаться в Духе. Улыбайтесь в Духе, это освободит вас!
Духовные жертвы что это
Нищета духа – соль для всех духовных жертв и всесожжений. Если они не осолены этой солью, Бог отвергает их. 1. 518
Верой святые погрузились в глубину смирения: они узрели чистым оком веры, что жертвы человеческие Богу – дары Божии в человеке, долги человека, ненужные Богу, но необходимые, спасительные для человека, когда человек старается приносить, усугублять, уплачивать их. 1. 175
Жизнь земная
Убедимся, что мы – странники на земле. Только из этого убеждения мы можем сделать расчет и распоряжение, безошибочные для земной жизни нашей; только из этого убеждения можем дать ей направление верное, употребить ее на приобретение блаженной вечности, не на пустое и суетное, не на погубление себя. Ослепило и ослепляет нас падение наше! И принуждены мы насильно, в течение долгого времени убеждать себя в яснейших истинах, не нуждающихся, по ясности своей, в убеждении.
Странник, когда остановится на пути в странноприимном доме, не обращает на этот дом особенного внимания. К чему внимание, когда он приютился в доме на кратчайшее время? Он довольствуется одним необходимым; старается не истратить денег, которые ему нужны на продолжение пути и на содержание в том великом городе, в который он шествует; недостатки и неудобства претерпевает великодушно, зная что они – случайность, которой подвергаются все путешественники, что ненарушимое спокойствие ожидает его на том месте, куда он стремится. Не привязывается он сердцем ни к какому предмету в гостинице, как бы предмет ни казался привлекательным. Не теряет он времени для посторонних занятий – ему нужно оно для совершения многотрудного путешествия. Постоянно углублен он в размышление о великолепной царской столице, в которую направился, о тех значительных препятствиях, которые должно преодолеть, о средствах, могущих облегчить путешествие, о разбойничьих засадах, наветующих путь, о несчастной участи тех, которым не удалось совершить этот путь благополучно, о счастливейшем положении совершивших его с желанным успехом. Пробыв нужное время в гостинице, он благодарит хозяина ее за оказанное ему гостеприимство и, ушедши, забывает о гостинице или помнит о ней поверхностно, потому что хладно было к ней сердце его.
Стяжем и мы такие отношения к земле. Не растратим безумно способностей души и тела; не принесем их в жертву суете и тлению. Охранимся от привязанности к временному и вещественному, чтобы она не воспрепятствовала нам приобрести вечное, небесное. Охранимся от удовлетворения наших неудовлетворимых и ненасытных прихотей, от удовлетворения которых развивается наше падение и достигает страшных размеров. Охранимся от излишеств, довольствуясь только существенно-нужным. Устремим все внимание к ожидающей нас загробной жизни, не имеющей уже конца. Познаем Бога, заповедавшего нам познание Его и дарующего это познание Своим словом и Своей благодатью. Усвоимся Богу в течение земной жизни. Он предоставил нам теснейшее соединение с Собой и дал на совершение этого величайшего дела срок – земную жизнь. Нет другого времени, кроме времени, определяемого земной жизнью, в которое могло бы состояться чудное усвоение: если оно не совершится в это время, то не совершится никогда. Приобретаем дружбу небожителей, святых ангелов и почивших святых человеков, чтобы они приняли нас в вечные кровы ( Лк. 16, 9 ). Стяжем познание духов падших, этих лютых и коварных врагов рода человеческого, чтобы избежать козней их и сожительства с ними в пламени адском. Светильником на жизненном пути нашем да будет Слово Божие. Прославим и возблагодарим Бога за обильные блага, которыми преисполнен, в удовлетворение потребностей наших, временный приют наш – земля. Чистотой ума проникнем в значение этих благ, они – слабые образы благ вечных. Вечные блага изображаются ими так слабо и недостаточно, как изображаются тенью предметы, от которых она падает. Даруя нам земные блага, Бог таинственно вещает: «Человеки! Временный приют ваш снабжен разнообразными, бесчисленными благами, пленяющими, восхищающими и взор и сердце, удовлетворяющими до преизбытка потребностям вашим; заключайте из этого о благах, которыми снабжено ваше вечное жилище. Поймите бесконечную, непостижимую благость Божию к вам и, почтив земные блага благочестивым разумением и созерцанием их, не поступите безрассудно: не поработите себя ими, не погубите себя ими. Пользуясь ими сколько нужно и должно, всеми силами устремитесь к приобретению благ небесных». 1. 91–93
Льстив, обманчив путь земной жизни: для начинающих он представляется бесконечным поприщем, исполненным действительности; для совершивших его – путем самым кратким, обставленным пустыми сновидениями.
И славу, и богатство, и все прочие тленные приобретения и преимущества, на стяжание которых употребляет всю земную жизнь, все силы души и тела ослепленный грешник, он должен оставить в те минуты, в которые насильственно снимается с души одежда ее – тело, когда душа ведется неумолимыми Ангелами на суд праведного Бога, ей неведомого, пренебреженного ею.
Трудятся, торопятся люди обогатить себя познаниями, но только познаниями маловажными, годными лишь для времени, способствующими для удовлетворения нуждам, удобствам и прихотям земной жизни. Познание и дело, существенно нужные, для которых единственно дарована нам земная жизнь, – познание Бога и примирение с Ним при посредстве Искупителя – мы вполне презираем. 1. 96
Чтобы стяжать любовь к предметам духовным и небесным, должно отречься от любви к предметам земным; чтобы полюбить отечество, необходимо отказаться от болезненной любви к стране изгнания. 1. 511
Все мы такие кратковременные гости на земли! То и дело, что кто-либо отъезжает в дальнейший путь. Очень хорошо сравнивает Георгий Затворник жизнь нашу с пребыванием заключенных в темнице, из которых то тот, то другой требуются к суду и окончательному приговору. Будем приготовляться к этому суду, чтобы приговор был для нас благоприятный. Праведные представят свои правды, как жертву тучную пред престолом Судии; а мы, грешные, принесем туда хотя покаяние и слезы! 6. 170
Земная жизнь – ни на час не прерывающееся путешествие. Идем, идем: внезапно отворяются врата вечности, и мы теряемся в ее невообразимом пространстве. Как прекрасно говорит святой Давид: Пришлец аз есмь на земли: не скрый от Мене заповеди Твоя! Точно: закон Христов – нить, по которой мы выбираемся из мрачного лабиринта земной жизни в блаженную вечность. 6. 343
Жизнь наша есть цепь скорбей, оканчивающихся смертью, этой величайшей скорбью для человеков, особливо для забывающих свое назначение истинное, в вечности. Цепь эту надо перебирать терпением звено по звену, чтобы кончить с благим упованием. 6. 583
Заповеди Божии
К тому, кто исправлен, предочищен Истиной, приходит Дух Святой, как Дух Истины, неожиданно, непостижимо проникает в ум, душу и тело, обновляет, возрождает человека в жизнь духовную. «Привлекох Дух, яко заповедий Твоих желах» ( Пс. 118, 131 ).
Евангельские Заповеди да будут предметом твоего учения, размышления, деятельности всей жизни. Иже будет во Мне, и Аз в нем, чрез соблюдение Евангельских Заповедей, – сказал Господь, – той сотворит «плод мног». Напротив того, без Мене не можете творити ничесоже, т.е. никакой духовной добродетели. Добродетели же, свойственные всему падшему человеческому естеству, – как бы ничто, не имеют никакой цены пред Богом, подлежат огню геенскому. «Аще кто во Мне не пребудет, соблюдением Евангельских Заповедей, извержется вон, якоже розга, и изсышет: и собирают ю и во огнь влагают, и сгорает» ( Ин. 15, 5–6 ), несмотря ни на какие добродетели естества падшего. 6. 266
Если ты проводишь жизнь греховную, удовлетворяешь страстям и вместе думаешь, что любишь Господа Иисуса Христа, то присный ученик Его, возлежавший на персях Его во время Тайной Вечери, обличает тебя в самообольщении. Он говорит: Глаголяй, яко познах Его, и заповеди Его не соблюдает, ложь есть, и в сем истины несть. А иже аще соблюдает слово Его поистине, в сем любы Божия совершенна есть ( Ин. 2, 4 ).
Если ты исполняешь греховную волю твою и тем нарушаешь Евангельские Заповеди, то Господь Иисус Христос причисляет тебя к числу нелюбящих Его. «Не любяй Мя, – говорит Он, – словес Моих не соблюдает» ( Ин. 14, 24 ). 1. 103
Очень недостаточно: только с удовольствием прочитать веления Евангелия и подивиться высокой нравственности, которую они в себе содержат. К сожалению, многие этим удовлетворяются.
Когда приступишь к исполнению велений Евангелия, тогда с упорством воспротивятся этому исполнению владыки твоего сердца. Эти владыки: твое собственное плотское состояние, при котором ты подчинен плоти и крови, и падшие духи, которым подвластная страна – плотское состояние человека.
Плотское мудрование, его правда и правда падших духов потребуют от тебя, чтобы ты не уронил чести своей и других тленных преимуществ, защитил их. Но ты с мужеством выдержи невидимую борьбу, водимый Евангелием, водимый Самим Господом.
Пожертвуй всем для исполнения Евангельских Заповедей. Без такого пожертвования ты не возможешь быть исполнителем их. Господь сказал ученикам Своим: Аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе ( Мф. 16, 24 ). 1. 123
Подвижник, только что начнет исполнять их, как и увидит, что он исполняет их весьма недостаточно, нечисто, что он ежечасно увлекается страстями своими, т.е. поврежденной волей, к деятельности, воспрещаемой заповедями. Затем он с ясностью усмотрит, что падшее естество враждебно Евангелию. Усиленная деятельность по Евангелию яснее и яснее открывает ему недостаточность его добрых дел, множество его уклонений и побеждений, несчастное состояние падшего естества, отчуждившегося от Бога, стяжавшего в отношении к Богу враждебное настроение. Озираясь на протекшую жизнь свою, он видит, что она – непрерывная цепь согрешений, падений, действий, прогневляющих Бога, и от искренности сердца признает себя величайшим грешником, достойным временных и вечных казней, вполне нуждающимся в Искупителе, имеющим в Нем естественную надежду спасения. Образуется у него незаметным образом такое мнение о себе от делания заповедей. С достоверностью можно утверждать, что руководствующийся в жительстве Евангелием, не остановится принести полное удостоверение в том, что он не знает за собой ни одного доброго дела. 1. 306–307
Исполнение заповедей или, правильнее, усилие к исполнению заповедей по необходимости обличает живущий внутри нас грех и возбуждает жестокую внутреннюю борьбу, в которой принимают сильнейшее участие духи злобы. 2. 369–370
Жертва
I. ЖЕРТВА
1) с древнейших времен Ж. играли важную роль в богослужениях различных народов. Однако в разных религиях в обряд жертвоприношения вкладывался различный смысл – от примитивного желания ублажить божество, предлагая ему пищу, до выражения благодарности, преданности ему или демонстрации собств. ничтожности. По свидетельству Библии, Ж. Богу приносили Авель, Каин, Ной, Авраам, Исаак, Иаков, Иов ( Быт. 4:3.4 ; Быт. 8:20 ; Быт. 15:9 ; Быт. 26:25 ; Быт. 31:54 ; Иов. 1:5 ). Ж. Каина была бескровной (плоды земли), тогда как остальные жертвоприношения были связаны с пролитием крови, поскольку при этом убивали животных. Точно установить назначение названных жертвоприношений сегодня невозможно. Их основной смысл, по-видимому, состоял в том, чтобы выразить благодарность Богу, преданность Создателю;
2) о значении жертвоприношений Бог поведал Израилю после его освобождения из егип. рабства, когда у горы Синай народ принял от Господа ⇒ Закон, устанавливающий число и вид угодных Богу Ж., а также порядок их принесения. К важнейшим видам Ж. относятся: Ж. всесожжения ( Лев. 1 ), хлебное приношение ( Лев. 2 ), Ж. благодарности, или мирная Ж. ( Лев. 3 ), а также Ж. за грех ( Лев. 4 – Лев. 5:13 ) и Ж. повинности ( Лев. 5:14 – Лев. 6:7 ). Среди этих пяти видов Ж. только одна была бескровной: хлебное приношение, которое рассматривалось как дополнение к Ж. всесожжения ( Лев. 9:16.17 ). Различные поводы, по которым приносились Ж., отчасти видны уже из их названий (напр., Ж. за грех, Ж. благодарности); см. пункт V.
II. ВЕТХОЗАВЕТНЫЕ ЖЕРТВЫ
2) при принесении ЖЕРТВЫ ВСЕСОЖЖЕНИЯ ( Лев. 1 ) идея примирения отступала на второй план; в этом случае кровью кропили только внешние стороны жертвенника. Сущность Ж. всесожжения состояла в том, что за представлением жертв. животного, возложением руки, закланием и кроплением кровью следовало полное сожжение Ж. Священник разрезал тушу животного на куски, и, возложив на жертвенник, сжигал ее. Т.о., Ж. в дыму и пламени полностью возносилась к Богу, и все ее части сгорали. Жертвователь ничего не оставлял себе, все принадлежало Богу (ср. Быт. 22:2 ). Это жертвоприношение символизировало полную преданность Господу человека, приносящего Ж. Жертвами всесожжения были, напр., ежедневные жертвы израил. народа – два однолетних барана, которых приносили в качестве утренней и вечерней Ж. ( Исх. 29:38–42 ; Числ. 28:3–8 ; 1Езд. 9:4.5 ; Дан. 9:21 );
3) ХЛЕБНОЕ ПРИНОШЕНИЕ ( Лев. 2 ) состояло из плодов земли; оно вместе с Ж. возлияния дополняло собой Ж. всесожжения ( Числ. 28:4–6 ). (При Ж. возлияния на жертвенник изливалось некоторое количество вина, соответствовавшее величине хлебной Ж.) Поскольку идеи примирения (переноса собственной вины на Ж.) в этом обряде не было, то возложения рук в данном случае не предписывалось. Хлебное приношение состояло из муки высшего качества ( Лев. 2:1 ), белый цвет которой символизировал чистоту. К этой Ж. добавляли ⇒ ладан ( Лев. 2:1.2 в Синод. пер. – «ливан»), символизировавший молитву (ср. Пс. 140:2 ; Лк. 1:10 ; Откр. 5:8 ); молитва и выражение благодарности должны были сопровождать жертвоприношение. Приношение не должно было содержать квасного теста ( Лев. 2:11 ), которое символизирует греховность (ср. 1Кор. 5:6–8 ). Ж. следовало приносить соленой ( Лев. 2:13 ): соль предохраняет продукт от порчи, что символически означает возможность противостоять всякой порочности. В хлебное приношение входило также оливковое масло (⇒ Маслина, масло, елей) ( Исх. 29:40 ). Те остатки Ж., которые не сжигались, предназначались священникам ( Лев. 2:3 );
4) МИРНАЯ ЖЕРТВА ( Лев. 3:3 ) приносилась из крупного скота – быков (волов) или коров, или из мелкого – овец или коз. Обряд протекал так же, как и обряд принесения Ж. всесожжения, с той лишь разницей, что сжигалось не все животное, а только его жир, т.е. лучшее от Ж. (см. Ис. 25:6 ; Ис. 55:2 ). После того как Господу было отдано самое лучшее, начиналась трапеза, во время которой жертвователь и его родственники ели мясо жертв. животного ( Лев. 7:15 ). Эта совместная трапеза была одноврем. радостным праздником примирения (ср. Пс. 22:5 ; Лк. 15:23 ) в Доме Божьем ( Втор. 12:5–7.17.18 ), символом восстановленного общения с Богом. Среди мирных жертв различали ЖЕРТВУ БЛАГОДАРНОСТИ ( Лев. 7:12.15 ; Лев. 22:29 ), ЖЕРТВУ ПО ОБЕТУ и ЖЕРТВУ ПО УСЕРДИЮ ( Лев. 7:16 ; Лев. 22:21 ; Числ. 15:3 );
5) назначение ЖЕРТВЫ ПОВИННОСТИ ( Лев. 5:14 – Лев. 6:7 ; Лев. 7:1–10 ) состояло в том, чтобы возместить ущерб, нанесенный по ошибке или сознательно. Чтобы возмещение ущерба было полным, виновный должен был возместить сверх определенного размера еще пятую часть оцененного ущерба ( Лев. 5:16 ; Лев. 6:5 ). Обряд приношения Ж. повинности почти ничем не отличался от обряда Ж. за грех ( Лев. 7:7 ), только кровь Ж. наносилась не на роги жертвенника, а на все его стороны;
III. ВЕЛИКИЙ ДЕНЬ ОЧИЩЕНИЯ
Один раз в год, в ⇒ день очищения, полагалось приносить наиболее торжественную Ж. за Аарона и его дом (т.е. за священников), за народ и скинию, а позднее за храм ( Лев. 16 ):
1) прежде чем Аарон мог принести Ж. за грехи народа, ему (как позднее и всякому первосвященнику) надо было получить очищение от своих собств. грехов. Для этого он закалывал тельца у жертвенника всесожжения, входил в святилище с чашей, наполненной кровью, и кадильницей и возлагал благовонное курение на огонь «пред лицем Господним». Дым и запах благовония символизировали возносившиеся к Богу молитвы о прощении грехов первосвященника. Кровью Аарон кропил ⇒ крышку ковчега завета. Этим он свидетельствовал перед Господом (см. Исх. 25:22 ; Числ. 7:89 ), что жизнь замещающего его жертв. животного была отдана, т.е. вина за грехи первосвященника оплачена;
3) скиния тоже считалась запятнанной, поскольку находилась там, где жил грешный народ; для нее тоже требовался обряд очищения ( Евр. 9:16–19.33 ; Евр. 9:21 ). Поэтому Аарон окроплял кровью не только крышку ковчега завета, но и землю перед ковчегом, а также Святое Святых и, наконец, жертвенник всесожжения.
IV. ПРОРОЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ВЕТХОЗАВЕТНЫХ ЖЕРТВ
5) в свете подвига, совершенного Иисусом, правильным порядком жертвоприношения будет тот, при котором жертва за грех предшествует жертве всесожжения. Ж. за грех свидетельствует нам о прощении наших грехов и о принятии нас Богом, Ж. всесожжения напоминает о том, что наша новая жизнь, обретенная благодаря примирению с Богом во Христе ( 2Кор. 5:17–21 ), отныне полностью принадлежит Господу. Это требование становится выполнимым благодаря тому, что Сам Христос живет в нас ( Гал. 2:20 ; Кол. 1:27 );
6) на примере этих двух важнейших ветхозаветных жертвоприношений становится ясно, каким образом они должны были подготовить народ Израиля к явлению Христа, Который, как Агнец Божий, один только мог принести Ж., способную дать людям искупление и спасение ( Евр. 9:9–14 ). Будучи откровением Божьего замысла спасения, ветхозаветные Ж. имеют непреходящее значение и для христиан.
V. ВИДЫ ЖЕРТВ И ПОРЯДОК ИХ ПРИНЕСЕНИЯ
А. О регулярных жертвоприношениях, совершавшихся на израил. богослужениях в течение года.
Б. Ж. по особым случаям:
а) Ж. всесожжения ( Лев. 1 ), которой сопутствовали хлебное приношение и Ж. возлияния ( Числ. 15:1–12 ): телец (т.е. бык), овен (т.е. баран), ягненок, горлицы или голуби;
б) хлебное приношение ( Лев. 2 ): мука или колосья, елей (т.е. оливковое масло), ливан (т.е. ладан), соль; закваска и мед воспрещаются;
в) мирная Ж. ( Лев. 3:1 ; Лев. 7:12–14 ): быки, телицы (т.е. коровы), бараны, овцы, козы; пироги из пресного теста или лепешки с оливковым маслом;
а) Ж., принесенные по случаю посвящения в священство Аарона и его сыновей ( Лев. 8 – Лев. 9:1 ). В течение 7 дней: по одному теленку в Ж. за грех; по одному барану в Ж. всесожжения; по одному барану в Ж. посвящения и по одной корзине опресноков (т.е. лепешек из неквасного теста). На 8-й день: от священника – теленок в Ж. за грех; баран в Ж. всесожжения; теленок и овца в Ж. всесожжения; бык и баран в мирную Ж., а также хлебное приношение с оливковым маслом;
б) Ж. каждого священника в день его помазания ( Лев 6 и след.): десятая часть ефы пшеничной муки;
в) Ж. посвящения левитов ( Числ. 8:5–22 ); теленок – в Ж. за грех; теленок – в Ж. всесожжения вместе с хлебным приношением;
г) Ж. начальника каждого из израил. колен по случаю освящения скинии ( Числ. 7 ): одно серебряное блюдо (весом 130 сиклей) и одна серебряная чаша (весом 70 сиклей), наполненные пшеничной мукой, смешанной с оливковым маслом; одна золотая кадильница (весом 10 сиклей), наполненная курением; один теленок, один баран, один ягненок в Ж. всесожжения; один козел в Ж. за грех; два теленка, пять баранов, пять козлов, пять ягнят в Ж. мирную;
4) Ж. за грехи, совершенные по неведению или по ошибке:
а) Ж. за грех ( Лев. 4 – Лев. 5:13 ; Числ. 15:24–28 ): первосвященник – одного теленка; народ – одного теленка в Ж. всесожжения (вместе с хлебным приношением и возлиянием) и одного козла в Ж. за грех; начальник – одного козла; рядовой израильтянин – одну козу или одну овцу; бедняк – двух горлиц или двух голубей или одну десятую часть ефы пшеничной муки;
б) в Ж. повинности ( Лев. 5 – Лев. 6:7 ): одного барана стоимостью «серебряными сиклями по сиклю священному»;
а) за телесную нечистоту ( Лев. 15:14.15.29.30 ): две горлицы или два голубя в Ж. за грех и в Ж. всесожжения;
б) за роженицу ( Лев. 12 ): молодого голубя или горлицу в Ж. за грех; ягненка в Ж. всесожжения; для бедных – двух голубей или двух горлиц в Ж. за грех и в Ж. всесожжения;
в) за очищение от проказы ( Лев. 14:1–32 ). В первый день: две чистых птицы; кедровую древесину; червленую (т.е. красную) нить; иссоп. В восьмой день: одного барашка и один лог оливкового масла (11/36 л) в Ж. повинности; одну овцу в Ж. за грех; одного барашка в Ж. всесожжения; три десятых части ефы пшеничной муки с оливковым маслом как хлебное приношение; для бедных – ягненка и один лог оливкового масла в Ж. повинности; двух горлиц или двух голубей в Ж. за грех и в Ж. всесожжения; одну десятую часть ефы пшеничной муки с оливковым маслом как хлебное приношение;
г) за очищение дома от «язв проказы» ( Лев. 14:48–53 ): то же, что для прокаженного в первый день;
д) для приготовления очистительной (⇒ Вода, III, 2) воды ( Лев. 19 ): одну рыжую корову; кедровую древесину; иссоп; червленую шерсть;
е) за убитого (если убийца неизвестен) ( Втор. 21:1–9 ): одну телку;
а) если обет назорейства прерван: ягненка в Ж. повинности; двух голубей или горлиц в Ж. за грех и в Ж. всесожжения;
б) по окончании обета: одну овцу в Ж. за грех; одного барана в Ж. всесожжения (с хлебным приношением и Ж. возлияния); барана в мирную Ж. и корзину пресных хлебов и пресных лепешек, помазанных оливковым маслом;
7) приношение ревнования или воспоминания ( Числ. 5:11–31 ; ⇒ Брак, IV,2): десятую часть ефы ячменной муки без оливкового масла и ладана;
8) Ж. при исчислении израил. народа ( Исх. 30:12–15 ): половину сикля за каждого исчисляемого.
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»