духовный рост христианина что это
9 принципов духовного роста человека от апостола Петра
Духовный рост для человека имеет огромное значение. Какие принципы духовного роста мы можем найти в самой читаемой книге мира — в Библии? Когда мы начали изучать основные принципы христианства, поверили во Христа и крестились, это было только началом нашего длинного христианского марафона. Интересно, что Апостол Павел в своих посланиях несколько раз сравнивает нашу жизнь с разными видами спорта. Наша жизнь похожа на бег. И это не спринт – забег на короткую дистанцию, но длинный марафон, на котором нам надо правильно распределить свои силы и сохранить их до конца.
Христианская жизнь похожа на бокс (1 Послание Коринфянам 9:26), так как выражение «бить воздух» означает бой с тенью, то есть тренировка с воображаемым противником, но наш противник – сатана с его великим войском, который реально нам противостоит. Жизнь верующих похожа на борьбу (1 Послание Коринфянам 15:32), когда мы боремся за наш характер, за нашу верность, за других братьев и сестер и неверующих людей. В 1-м столетии в Римской империи марафон и панкратион (смесь бокса и борьбы) были одними, из самых популярных видами спорта.
Часто христиане устают, замедляются или останавливаются. Лично я уже давно являюсь христианином, и очень часто моя молитва: «Боже! Я уже не могу! Дай мне физические, духовные и эмоциональные силы!» Бог хочет, чтобы мы никогда не бросали, но через трудности становились сильнее и духовно возрастали. Меня вдохновляет пример Гордона Фегюнсона, который делился с нами на пастырском собрании, что он, со своей женой, несмотря на то, что им более 70-ти лет и у них есть разные болезни, решили не просто замедлиться в своем служении, но еще и увеличить скорость. Недавно они переехали жить и служить в Лос-Анджелес, и путешествуют по миру, проповедуя и уча братьев и сестер. Когда у нас в Киеве была 3-х дневная пастырская школа с 10 до 16, я, откровенно говоря, устал, несмотря на то, что я сидел и слушал. Гордон же все это время стоял, глубоко учил, консультировал и еще отвечал на разные вопросы. Удивительно, что перед этим он целую неделю учил работающих на церковь, и еще несколько дней провел в перелетах! О своей жене, он делился, что часто он даже не знает, где она находится, потому что она либо много времени проводит на занятиях по Библии, либо поддерживает слабых сестер.
Желание Бога, чтобы мы с каждым годом во Христе становились не слабее, но сильнее. Кто-то может сказать: у меня в жизни много разных проблем, трудностей и испытаний, и когда я все решу, тогда буду духовно расти и больше времени уделять служению Богу. Во 2 послании Петра 1:3 апостол говорит, что Бог Своей великой силой уже подарил мне все необходимое для успешной христианской жизни, и что, познавая Христа, я смогу следовать за Ним.
Принципы духовного роста человека
Во 2 послании Петра 1:5-8 Бог раскрывает 9 принципов духовного роста, развивая которые мы можем достичь хороших результатов в нашей духовной жизни.
то вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь. Если это в вас есть и умножается, то вы не останетесь без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа. (2-е Петра 1:5-8)
Это похоже на тренажерный зал, в котором я должен равномерно потренировать каждую мышцу, чтобы стать похожим на Бога, и сделаться причастниками Божеского естества (1:4). Перед началом тренировки мне нужно узнать и изучить каждую отдельную мышцу, и составить для нее самостоятельно или с помощью тренера комплекс упражнений.
Принцип старания
Старание. «то вы, прилагая к сему все старание» (2 Петра 1:5). Мое старание показывает, насколько я отдаю свое сердце служению Богу. Во Второзаконие 26:16 Бог хочет, чтобы «в этот день», то есть ежедневно я жил, отдавая все свое сердце и душу Богу. Он хочет, чтобы я старался прикладывать максимум усилий, а не делал все «спустя рукава». Когда в исторических книгах делается обзор жизни Израильских царей, то подводится итог: «И во всем…он действовал от всего сердца своего и имел успех» (2Паралипоменон 31:21) или «и делал он угодное в очах Господних, но не от полного сердца» (2Паралипоменон 25:2). Мое старание и мое рвение не всегда должно выражаться только в великих делах. Но когда я прихожу на христианские собрания в церковь или в домашнюю группу, насколько я горячо приветствую братьев и сестер, и стараюсь их поддержать. Когда я пою песни, слушаю Слово, общаюсь с христианами, делаю ли я все это как для Господа? (Послание Колоссянам 3:17). Пусть у меня не все получается, но всегда для Бога и других людей очень важно мое отношение.
Принцип веры
Вера. «покажите в вере вашей» (1:5). Вера — это удивительный подарок Бога, который может непрестанно расти. Почему часто люди теряют веру? В Псалме 77:11 написано, что «они забыли дела Его и чудеса, которые Он явил им». Память человека так устроена, что плохие вещи человек часто помнит очень долго, а хорошие быстро забывает. Поэтому нам необходимо прикладывать усилия и вспоминать, что Бог уже сотворил в нашей жизни, в жизни наших близких, в жизни великих и простых людей Библии. Когда мы слышим хорошие новости и чудеса, которые происходят с нашими братьями и сестрами по всему миру, мы укрепляемся и растем в нашей вере (Притчи 15:30).
Принцип добрых дел
Добрые дела. «покажите в вере вашей добродетель «(1:5). Добродетель – это добрые дела, которые я могу делать для Бога и других людей. На самом деле разных добрых дел очень много, но мне нужно молиться Богу, чтобы Он показал, что нужно делать именно мне. В Гефсимании Иисус молился: «не моя воля, но, Твоя пусть будет» (Евангелие от Луки 22:42). Мне нужно искать волю Бога для своей жизни. Если я буду делать много хороших дел, но без воли Бога, это уже не добродетель, а суета сует (Екклесиаст 1:13-14).
Принцип рассудительности
Принцип воздержания
Воздержание. «в рассудительности воздержание» (1:5). Буквально это слово означает «удержание себя в», и во дни Нового Завета оно применялось по отношению к спортсменам, которым необходимо было ограничивать и дисциплинировать себя. Христиане должны контролировать страсти и телесные похоти, вместо того, чтобы позволить им управлять собой (1 Послание Коринфянам 9:27; Галатам 5:23). Также мы должны научиться контролировать все свои негативные эмоции (Послание Ефесянам 4:29-31).
Принцип терпения
Терпение. «в воздержании терпение» (1:6). Терпение – это способность поступать правильно и жить по истине даже в испытаниях или в искушениях. Это слово используется в спорте как силовая выносливость. Когда-то я занимался греблей на байдарках. Когда я выступал на соревнованиях в байдарке двойке или четверке, первую половину дистанции ты проходишь нормально, а потом твои руки и все тело немеет, реально ты уже не можешь грести, но ты не имеешь права бросить и подвести всю команду. Также и мы все гребем в большой христианской лодке и все вместе закончим наш заплыв на небесах. Многие ученые сотни лет ищут секреты молодости и долголетия и тратят на исследования миллиарды долларов. Недавно ученые сделали удивительное открытие, они обнаружили, как у людей начинает вырабатываться гормон молодости. Это происходило в тот момент, когда на спортивных тренировках у людей заканчивались все силы, а их тренер заставлял их продолжать физические упражнения через «не могу». То есть ученые подтвердили истинность Библии, что когда человек проходит сверхиспытания, на самом деле он обновляется. В 1-ом Послании Коринфянам 10:13 написано, что Бог никогда нам не даст испытаний выше сил, я могу проходить испытания с радостью (1 Петра 1:6-7) и верой, что я стану только сильнее.
Принцип благочестия
Благочестие. «в терпении благочестие» (1:6). Благочестие – это благоговейное и послушное отношение к Богу и к исполнению его заповедей. В 1 Тимофею 6:6 Павел пишет, что великое приобретение быть благочестивым и довольным, и показывает, что существует связь между благочестием и довольством. Благочестивый человек, это не «рвач», которому всегда всего мало, но это благодарный человек, который счастлив и научился радоваться всему, что ему дает Бог.
Принцип братолюбия
Братолюбие. «в благочестии братолюбие» (1:7). Братолюбие – это братская привязанность и взаимная жертвенность по отношению друг к другу. В 1Иоанна 4:20 написано, что наша любовь к Богу видна в том, насколько сильно мы любим наших братьев. Бога мы не видим, и иногда тяжело понять, а любим ли мы на самом деле Бога? Я всегда могу пройти очень простой тест: оценить, насколько сильно я люблю братьев и сестер, и увидеть величину моей любви к Богу. Некоторые христиане уединяются, отделяются от других или уходят в монастырь, чтобы таким образом проявить любовь к Богу. Но как, живя в одиночестве, я могу любить братьев и сестер, а тем более Бога? Моя любовь к Богу пропорциональна любви к Его Церкви и Его Царству.
Принцип любви
Любовь. «в братолюбии любовь» (1:7). Любовь представляет более широкую аудиторию и включает в себя неверующих людей. Бог хочет, чтобы я не только чувствовал ответственность и хотел спасать людей из-за чувства долга, но чтобы у меня болело сердце за них, мне их было жалко, и я их искренно любил. В Евангелии от Марка 6:34 Иисус пожалел неверующих людей, Он понимал, что на самом деле, люди без Бога несчастны, они пытаются найти радости в грехах, но приходит сплошное разочарование. Люди одиноки, и у них нет настоящих друзей, но Бог хочет, чтобы у каждого человека появилась духовная семья, которая будет о них заботиться и любить.
В 1:8 написано, что если у меня есть эти 9 качеств, и я продолжаю в них расти, в моей жизни будут успехи и духовные плоды через познание нашего Господа Иисуса Христа, а если нет (1:9), то я слепой духовно и потерял благодарность за свое спасение (Евангелие от Луки 10:20). Когда я буду расти и развивать эти качества, я буду более твердым в звании ученика Христа и в вере, что Бог меня избрал (1:10), и я никогда не споткнусь и не оставлю Бога. Именно таким образом мне откроется свободный вход в вечное Царство Христа (1:11). В 12-15 стихах Апостол Петр еще три раза акцентирует наше внимание на этом учении, и призывает помнить все эти вещи даже после Его смерти!
Духовный рост
Все живое растет. То же и с христианином — духовная жизнь в нем проявится в неизбежном стремлении стать больше похожим на Господа. Это преображение называется духовным ростом. В этой статье мы поговорим о том, как Господь работает над ним, о важности духовного роста и нашей ответственности за него.
Идея духовного роста
Концепция духовного возрастания отчетливо прослеживается в Писании. Так, апостол Павел писал:
“А обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины”
(2 Коринфянам 5:17)
В этом заключается цель роста. Чем больше в христианине виден новый человек, созданный по Богу, тем более он духовно зрелый. Не следует путать духовный рост с накоплением знаний. Они, безусловно, важны. Но не знания сами по себе — мерило зрелости, а то, как верующий их применяет, насколько он стал похожим на Христа в мышлении, характере, ценностях, поступках.
Апостол Иоанн описывал различные стадии духовной зрелости христиан:
“Пишу вам, дети, потому что прощены вам грехи ради имени Его. Пишу вам, отцы, потому что вы познали Сущего от начала. Пишу вам, юноши, потому что вы победили лукавого. Пишу вам, отроки, потому что вы познали Отца”
(1 Иоанна 2:12,13)
Иоанн сравнивает духовное развитие христианина с физическим. Подобно тому, как из ребенка вырастает мужчина или женщина, из новообращенного верующего должен вырасти зрелый последователь Христа, в котором будет проявляться Бог.
Две истины о росте
Есть две базовые истины о духовном возрастании. Во-первых, духовный рост — это результат работы Бога, Его благодати в жизни верующего. Во-вторых, мы со своей стороны можем сотрудничать с Ним или сопротивляться, проходя одни и те же уроки по кругу.
Изменить человека под силу только Богу. Одними своими усилиями мы никогда не достигнем стандарта, который Он установил.
Это важно понимать, поскольку христианство — это не просто набор духовных практик, с помощью которых верующему предлагается достигнуть совершенства. В первую очередь, это доверие Богу, Который спасает нас и ведет в Свое Царство. Без этого понимания человек будет обречен жить под постоянным гнетом вины и осуждения за свое несовершенство и неудачные попытки стать лучше.
Одновременно с этим Творец наделил нас способностью выбирать. Мы можем сотрудничать с Ним либо упорствовать, тормозя процесс перемен. Это можно сравнить с обучением в школе или ВУЗе. Одни учатся успешнее, потому что прилагают больше усилий, другие могли бы учиться лучше, но из-за лени не делают этого. Сравнение не совершенное, но некоторые аналогии с духовным ростом в нем есть.
Бог трудится над тем, чтобы в нас все больше был виден Христос, и все меньше — старая греховная природа. Однако в этом процессе есть и наша часть. Она заключается в доверии и послушании Богу: доверии тому, что Он ведет нас к духовной зрелости, и все содействует нам ко благу, и послушании тому, что говорит Его Слово. Таким образом, христианин — не тот, кто только знает волю Божью, но кто исполняет ее.
Средства для духовного роста
Бог использует различные средства, чтобы вести нас к зрелости. Первое из таких средств — Слово Божье. Так, в Евангелии от Иоанна читаем слова Христа:
“Освяти их истиною Твоею: слово Твое есть истина”
(Св. Евангелие от Иоанна 17:17)
Слово Божье очищает человека, подобно воде, питает его дух и веру, подобно хлебу, указывает ему путь, по которому идти, подобно свету, обличает и обрезает, подобно мечу. Оно исцеляет и освобождает, формирует веру и обновляет мышление. Без Слова Божьего процесс освящения невозможен.
Однако, как уже было сказано выше, одного знания воли Божьей недостаточно. Результат приносит исполнение того, что говорит Бог.
“Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне”
(Евангелие от Матфея 7:24)
Духовный рост начинается там, где мы применяем богословские знания на практике. В противном случае у нашего внутреннего человека наблюдается наполненная знаниями голова при сердечной недостаточности.
Писание также говорит, что Бог, как Отец, наказывает нас за проступки. Возможно, это не приятная весть для нас, однако она говорит о Его любви.
“Ибо кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему”
(Книга притчей Соломона 3:12)
Наказание за непослушание — признак того, что мы не безразличны Богу. В связи с этим Библия призывает:
“Наказания Господня, сын мой, не отвергай, и не тяготись обличением Его…”
(Книга притчей Соломона 3:11)
Эту мысль цитирует автор Послания к Евреям в Новом Завете. Тема наказания заслуживает отдельного внимания. В рамках этой статьи скажем лишь, что порой это единственное действенное средство, с помощью которого Господь возвращает человека на Его пути.
Рост через общение с Богом
Чтобы расти духовно, нам нужно постоянно общаться с Богом.
“Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне”
(Евангелие от Иоанна 15:4)
Господь утверждает, что мы не принесем духовных плодов, если не будем пребывать в Нем. Потому что Сам Христос, Его незримое присутствие глубоко меняет нас и производит плоды праведности. Как мы можем пребывать в Нем? Посредством молитвы, Слова Божьего, поста, а также духовного общения с другими христианами и участия в вечере Господней.
Духовный рост через испытания
Бог работает над нами также через различные жизненные обстоятельства. Он может допускать трудности в нашей жизни с целью научить чему-то. Нам сложно принять это. Однако если мы поймем и оценим роль испытаний в жизни, то сможем извлечь из них пользу вместо того, чтобы роптать.
К примеру, Священное Писание говорит:
“Но Он знает путь мой; пусть испытает меня, — выйду, как золото”
(Книга Иова 23:10)
В результате испытаний мы становимся лучше. Библия сравнивает их прохождение с переплавкой и очисткой золота от примесей. Огонь страданий причиняет боль, но он же делает нас качественно другими.
Эту мысль находим в посланиях апостолов. Так, Петр наставлял верующих:
“О сем радуйтесь, поскорбев теперь немного, если нужно, от различных искушений, дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота, к похвале и чести и славе в явление Иисуса Христа”
(1 Петра 1:6-7)
Апостол Павел согласен с ним:
“Посему мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется. Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу”
(2 Коринфянам 4:16-17)
Обратите внимание: Павел называет страдания кратковременными и легкими. Если посмотреть на земную жизнь в контексте вечности, то становится понятно, почему. Он переводит наше внимание с самих испытаний на славу, к которой они приводят.
Когда мы проходим трудности, нужно помнить о двух вещах: Бог не допускает испытаний сверх наших сил и проходит их вместе с нами.
“Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести”
(1 Коринфянам 10:13)
Преимущества зрелости
С момента обращения Бог начинает работать в человеке над важнейшим проектом, который называется “Христос в нас”. Поэтому, чем быстрее верующий это понимает и начинает с Ним сотрудничать, тем быстрее происходит духовное возрастание. И наоборот, можно замедлить прогресс, проходя одни и те же уроки по кругу.
Почему рост важен? Во-первых, потому, что есть вещи, которые Бог никогда не доверит нам, пока мы младенцы в вере. Об этом Писание говорит так:
“…наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего…”
(Послание к Галатам 4:1)
Хотя мы имеем в Господе все обетования и призвание, мы не пользуемся ими в полной мере, пока мы духовные дети. Бог доверяет нам мало-помалу то, с чем мы в состоянии справиться и правильно распорядиться. Иначе предназначенное ко благу принесет вред нашей душе.
Например, что будет, если доверить жадному человеку деньги? Гордому — власть? Грубому и не тактичному — служение пастора? Таким образом, Бог готовит нас прежде, чем доверить что-то большее. Характер, сердце, ценности, поведение верующего должны измениться, чтобы он правильно распорядился благословениями.
Во-вторых, духовный рост — показатель живой веры. Настоящее обращение к Богу подразумевает плоды — качественные перемены в жизни христианина. Если их нет, то искренность веры человека под большим вопросом.
Пункт назначения верующего — Небеса. Имея живую веру, которая проявляется в плодах, человек достигает их. По этому поводу приведем слова апостола Павла, которыми он наставлял Тимофея.
“Подвизайся добрым подвигом веры, держись вечной жизни, к которой ты и призван, и исповедал доброе исповедание перед многими свидетелями”
(1 Тимофею 6:12)
Исповедав Иисуса Христа, нужно держаться веры и вечной жизни. Обращение само по себе без этого продолжения не имеет смысла. Искренняя вера и отношения с Богом производят в человеке качественные изменения, в результате которых Бог проявляется в нем и его жизни.
Наша ответственность
С того момента, как мы доверили свою жизнь Иисусу Христу, Бог не оставляет нас. Даже если мы не чувствуем Его присутствия, Он рядом.
“Будучи уверен в том, что начавший в вас доброе дело будет совершать его даже до дня Иисуса Христа”
(Послание Филиппийцам 1:6)
Нам даны великие и драгоценные обетования и дары. Что мы сделаем с ними? Писание предупреждает об ответственности верующих за духовный рост.
“И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут”
(Евангелие от Луки 12:48)
Бог ожидает от христиан плодов. Поэтому Он дал нам все для этого. Наша ответственность — пребывать в Нем, быть послушными и терпеливо проходить жизненные уроки, которые делают нас зрелыми.
Куда движется христианин в духовной жизни?
Так какие же результаты должен увидеть в себе человек, стремящийся жить христианской жизнью? Как понять ему: растет он духовно, или все позитивные перемены в нем – самообман и тщеславие? И что делать тому, кто носит в себе постоянный набор одних и тех же грехов и никак не может сдвинуться с мертвой точки? В неделю прп. Иоанна Лествичника о лекарствах от греха, духовной предприимчивости и милосердии Божьем – протоиерей Георгий Гуляев, клирик Свято-Духовского кафедрального собора города Херсона.
– Когда мы рассуждаем о духовной жизни, важно понимать всю ограниченность и условность нашего человеческого языка. Потому что понятия, которые принадлежат к миру духовному, человек пытается выразить в символах и образах, относящихся к миру материальному. Несомненно, у обоих миров один и тот же Творец, но наши аналогии и сравнения все равно будут не до конца верными, постоянно необходимо делать оговорку: «это похоже на что-то», «как бы напоминает» и т.д..
Если этого не понимать, то попытки буквально применить пространственные категории «вверх», «вниз», «в глубину», «в ширину» по отношению к духовному миру, могут приводить к печальным последствиям. Некоторые, например, пытаются найти географические координаты входа в рай или ад на земле, или определить место, куда вознесся Христос… К духовному миру приставляют материальный теодолит и штангенциркуль… То же самое и с духовной жизнью: вверх по эскалатору или вниз, вглубь души или вширь — важно понимать, что мы говорим так с некой долей условности.
Но вот понятие духовного роста, казалось бы, тоже количественная характеристика – где есть начальное и конечное состояние, время, в течение которого происходит событие – предполагает определенную динамику и вполне измеряемые параметры.
Соизмеряем цели и ожидания
В Евангелии находим примеры подобных изменений. В притчах Господь наш Иисус Христос говорит о закваске, в которую женщина положила три меры муки – вскисло всё тесто, о «горчичном» зерне, вырастающем в большое ветвистое дерево, о зернах Слова Божьего, которые сеет Сеятель, и о том, какие изменения (количественные) с ними происходят. И притча о закопанных и приумноженных талантах – тоже об этом.
И для того, чтобы человеку понять, растет он духовно или нет, необходимо вначале определиться с целью и ожиданиями – к чему мы, собственно, стремимся. Понятно, что в самых высоких духовных категориях мы говорим о Царствии Небесном – там сразу всё станет понятно. Либо ты в Царстве, либо вне его… Но вот о цели христианской жизни – стяжании Святого Духа, этом земном деле, можно и нужно говорить уже сейчас. На земле Дух присутствует в конкретных людях – в Божьих святых. Поэтому, когда речь идет о духовных высотах, человек обращается к опыту святых отцов, который хранит Предание, он описан в книгах.
В общем можно утверждать, что носители Духа – это и священники или более опытные христиане, для детей таковыми могут быть их родители или крестные.Человек, имеющий опыт духовной жизни и знакомый со Священным Писанием, способен подсказать (на исповеди, в духовной беседе или проповеди), что хорошо, что плохо, праведно или не праведно, так или иначе стоит себя вести.
— Как и с чем сравнивать? То есть это вопрос коммуникаций – когда человек сравнивает себя с другими, читая книги или общаясь непосредственно? Но есть же и внутренне состояние – как человек себя сам оценивает, что он в себе видит, чему огорчается и радуется.
— Сам я, в любом случае, буду себя сравнивать с теми образцами, которые находятся вне меня. Потому что сам для себя я не могу быть мерой каких-то своих достижений. Вот простой бытовой пример, когда меня спрашивают: «Батюшка, вы поститесь?». А это смотря с кем сравнивать. Если сравнивать с большинством населения, которое вообще не обращает внимания на то, что пришел пост, то, конечно, я пощусь – в чем-то себя ограничиваю, придерживаюсь определенных правил и т.д. А если сравнивать с преподобным Серафимом Саровским, например, то я – обжора, который просто перешел на вегетарианскую диету, и подвиги мои совсем не подвиги, и все это достаточно скромно выглядит в свете аскетики.
Хорошо, когда человек трезво оценивает свое духовное состояние и слушает свою совесть. Он сравнивает свои дела и мысли с эталоном Священного Писания – поступает он по-Евангельски или нет? Потому что если я буду действовать по плоти, по страстным желаниям своей души, мне себя скоро станет жалко – я буду стремиться к более комфортным условиям. Но по-евангельски я должен подвигать себя идти узким путём в направлении, которым прошли святые отцы. И в этом смысле Православие имеет огромный опыт.
Если бы в духовной жизни все сводилось к количественным показателям, было бы всё просто и понятно. Как жили святые? Постились, молились, поклоны делали? Тогда чем больше молитв и поклонов, тем лучше для души! Чем меньше еды в посту, тем выше в духовных делах! Но в реальности всё не так. Пословица «заставь дурака Богу молиться – он и лоб расшибет» – христианская по смыслу, отражающая духовное состояние человека.
— Не всегда много или быстро – это хорошо. Не всегда усердие и сосредоточенность на одном аспекте духовного делания приводит к положительному результату.
Человек ограничивает себя в еде, но при этом проявляет раздражительность, нетерпение и другие страсти. Много читает молитв и духовной литературы, но при этом не исполняет домашних дел и не заботится о близких. Красиво бьёт поклоны и при этом осуждает всех подряд. Знакомо? Вот фарисеи – вроде бы исполняли закон и делали хорошие дела, но почему-то Христос не сильно поддерживал их в подобного рода подвигах. И указывал на необходимость других отношений и с Богом, и с человеком.
Проверка любовью
— Чтобы оценивать духовные изменения в человеке, применимы две условные шкалы – внешняя и внутренняя? Внешняя позволяет ориентироваться на критерии, определенные Евангелием, внутренняя же дает возможность сравнивать себя в прошлом и настоящем. Что же должен увидеть в себе человек – какие изменения?
— Если цель христианской жизни – стяжание Духа Святого, то должны быть и плоды этого стяжания. И об этом говорит нам апостол Павел в Послании к Галатам. «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона» (Гал. 5:22-23).Собственно, апостол перечисляет те христианские добродетели, которые человек может в себе обнаружить или, наоборот, увидеть их отсутствие.
— И если как человек ты не становишься добрее и милосерднее, то ты движешься не в том направлении.
— Ведь в борении со всеми нашими грехами задача не просто выйти на некий нейтральный уровень, где ни уныния, ни гнева, ни похоти, ни сребролюбия. Это ведь какая-то нирвана получается, «великое Ничто». Христианин это не нейтральный и бесстрастный безгрешник. Христианин наполнен плодами Духа – горячо любит, искренне радуется, несёт мир, проявляет терпение, жертвует своё время и силы, доверяет Богу и людям, кротко переносит испытания, воздержан в своих желаниях. Христианин – это человек, который стремиться к тому, чтобы быть достойным своего Христо-именования.
— Или как говорит Петр Мамонов «Нет любви, значит нет и христианства. Хоть ты весь обставься свечками».
— Согласен. Только это не отменяет ни свечки, ни воду святую – как присутствие особых средств для того, чтобы в человеке пробудить стремление к духовной жизни. Кто-то, может быть, так и остается годами на этом уровне – «главное, свечки поставить, а больше мне и не надо». И вот именно в этом случае стоит снова взять в руки Евангелие и попытаться понять насколько ты ему соответствуешь.
— И очень часто человек приходит на исповедь и постоянно называет свои одни и те же грехи – ему кажется, что он сросся с этими грехами, и ничего в нем больше нет. Нужно изменить образ жизни, чтобы каждый раз не возвращаться в ту же самую лужу и сражаться с теми же болезнями. Об этом мы, священники, говорим, когда рассуждаем о человеческих слабостях.
— Батюшка в общении суров, потому что ведь никто кроме священника человеку не скажет о том, что у него есть грех и духовная немощь. Чаще всего массовая культура потакает страстям, а любое недовольство своей духовной жизнью называется комплексами. Священник же исходит из того, что хочет помочь человеку выйти из грязи греха.
А мы, священники, к тому же редко хвалим наших прихожан в обычном общении, хотя они молодцы, у них есть очень много хороших качеств. Но мы думаем, может, их другие похвалят, чтобы не перехвалить и не вызвать в них тщеславие.
Надо подниматься и делать что-то
— А как же быть, когда есть состояние некой законсервированности в грехах, неспособность избавиться от них, но человек чувствует, что стал во многом другим? Можно ли доверять подобным чувствам?
— Каждую секунду мы другие – происходит обновление на материальном уровне: мы растем, стареем, воспринимаем новую информацию. И в духовном плане мы говорим о неком опыте, который человек собирает в себе. Другое дело, что те же основные страсти, которые были описаны святым Игнатием Брянчаниновым – они объективно существуют, и с ними нужно бороться, как в юности, так и в зрелом возрасте.
У молодёжи свои проблемы, у стариков – свои. Есть такое выражение, что добродетель в старости – не всегда добродетель. Чаще это просто невозможность творить грех. К сожалению, остаются такие грехи, которые требуют лечения и в старости. Очень важно замечать их у себя в душе, чтобы потом не оказалось, что и жизнь провел, и ничего толком не стяжал.
Однако все наши рассуждения о «вверх-вниз», «больше-меньше» чаще всего выходят на такой грех как тщеславие. «Пощусь — тщеславлюсь, и не пощусь — тоже тщеславлюсь», —говорит преподобный Иоанн Лествичник.
Вот и мои рассуждения по этому вопросу могут быть не совсем правильные, потому что я реально понимаю свой духовный уровень и свое духовное состояние. Мне тоже необходимо над очень многим потрудиться. И чтобы не впасть в высокоумие и какое-то учительство, я просто «паки и паки» повторю, что нужно искать опыт в Евангелии и у святых отцов.
— Господь ведет человека по жизни, не оставляет его, посылает ему откровения и знамения. И человек все равно понимает, что как-то не туда движется, хорошо или плохо поступает.
— Единственно, что настоящее успокоение у нас будет только тогда, когда мы приблизимся ко Христу. Пока же живой, если я стану говорить «я достиг чего-то», это будет означать что подобная самоуверенность может быть опасна для меня. Вот здесь уместно будет вспомнить про эскалатор. И пока ты движешься – ты живешь духовной жизнью. Да, и падения бывают, но надо подниматься и делать что-то.
— Ну, чтобы бежать вверх по эскалатору, идущему вниз, нужна большая скорость и большие усилия…
Господь каждому свою скорость задает. И возможно еще и нейтрализует действие тех, кто подобный «эскалатор» запускает. И зависит это и от тяжести наших грехов, и от страстей, и от общей склонности нашей к этому деланию. Когда плоть, что называется, тянет вниз. Господь помогает нам в этом, и в какой-то момент понимаешь, что вообще надо по-другому действовать. Не просто перебирать ногами эти ступеньки… Но такое понимание приходит со временем.
Человек должен искать способы
— И все-таки, если человек постоянно кается в одних и тех же грехах, что он должен думать о себе?
— Если человек видит, что он не меняется, главное – не впадать в уныние. Ведь мы спасаемся не каждый по отдельности, а спасаемся в Церкви. И важен опыт тех христиан, которые уже прошли что-то. Нужно искать, и найдёте. Это как с алкоголиками – первому очень трудно признаться, что он болен. А кому-то трудно принять первую заповедь Христову «Блаженные нищие духом».
Нужно довериться Богу, доверить свою жизнь Ему. В каждом конкретном случае эти вопросы требуют внимания и усилий. Нельзя просто сидеть сложа руки.
Мне очень нравится Евангельская притча о домоправителе, который, когда понял, что его выгонят, начал хитрить и списывать долги всем должникам хозяина. А хозяин похвалил его за это. На первый взгляд очень странная кажется притча. «И похвалил господин управителя неверного, что догадливо поступил; ибо сыны века сего догадливее сынов света в своем роде.» Евангелие от Луки, гл.16,8 ст.
— К сожалению, дело нашего спасения кажется некоторым малоинтересным, и человек не употребляем тех усилий для спасения, которые употреблялись в свое время для разрушения души.
— Вот почему закапывался в землю преподобный Киево-Печерский Иоанн Многострадальный? У него была страсть и он именно так с ней боролся – такой способ избрал и так спасся…
А у нас, к сожалению, нет такого желания спастись, нет такой остроты чувства, такого понимания, что без Бога мы никуда. Временами мы верующие, временами нет, то подвиги делаем, то безобразничаем. Ведь те же посты, ограничения и церковные правила имеют вполне конкретную цель – это средства для лечения определенной духовной болезни. А не просто общее место – в целом: «надо исполнять и всё».
Если душа больна – ищи лекарство, ищи так, как искал бы лекарство для страдающего тела. Не помогает одно, значит, нужно стараться найти другое. Правда, назначения должен делать опытный врач, а не соседка. И нет такого греха, который нельзя было бы исцелить.
И тут приходит милосердие Божие
Могут ли у человека быть критерии, чтобы оценить, лучше он стал или нет?
Наверное, такое осознание естественным образом приходит. И апостол пишет о том, что христиане должны иметь добрую славу даже от внешних.
Но есть такое мнение, и я с ним соглашусь, что вся цель наших духовных подвигов – прийти к пониманию, что мы вообще ничего не можем сами. Чтобы вверить себя в руки Христовы и сказать: «Господи, я весь твой и делай со мной все, что хочешь». Как тонущий в бушующем море апостол Петр, протянуть руки к Спасителю и воскликнуть: «Господи, спаси меня!» И тогда приходит милосердие Божие. И Господь показывает: Я люблю тебя таким, какой ты есть. И прощает не потому, что человек сделал что-то великое. Как блудницу и разбойника простил – совсем ничего они не сделали, не успели просто, никаких добродетелей у них не было. Это Его прерогатива – прощать, ничего не требуя взамен…