дуплет это что в ювелирке
Дублеты
Если же нижняя подложка выполнена из стекла, и лишь верхняя имеет природной происхождение, то дублет считается ложным. Когда дело касается дублетов, подделку выявить очень трудно, ведь сверху, как правило, находится настоящий природный камень. Осмотр нижней части затруднен оправой (как правило, для дублетов подбираются кастовые оправы), поэтому определить, цельность и неделимость вставки, проблематично. Для этого нужно извлекать драгоценный камень из оправы и тщательно исследовать.
Надо сказать, что несколько веков назад составные камни были довольно популярным видом подделки: дублеты, триплеты были широко распространены до начала двадцатого века. А вот с возникновением технологий синтезирования драгоценных камней потребность в дублетах отпала. Синтетические минералы завоевали рынок имитаций, однако дублеты по-прежнему играют важную роль в ювелирной отрасли. Они стали намного совершеннее, теперь дублеты мало похожи на грубые составные камни, которые встречаются в антикварных ювелирных изделиях. Современные дублеты очень хорошо имитируют натуральные драгоценные камни, тем более, что их сложно распознать.
Собственно, ничего плохого в дуплетах нет, с помощью хорошей склейки могут получиться весьма красивые минералы, однако продавцы зачастую умышленно скрывают факт фабрикации минерала и выдают склеенные камни за цельные.
Автор: Озерова Юлия.
Дата публикации: 07.02.2012
Перепечатка без активной ссылки запрещена
Что такое композитные камни? Понятия «дублеты» и «триплеты»
Композитные камни, в полном соответствии с названием, являются камнями, состоящими из более чем одной части. Композитные камни делятся на две основные категории. Дублетами называются композитные камни, состоящие из двух частей, иногда соединенных цветным скрепляющим веществом. Триплетами называются камни, состоящие из трех частей, которые, как правило, приклеиваются к цветной прослойке.
Знать о дублетах особенно важно. Они часто использовались в старинных ювелирных украшениях до распространения синтетических камней, а сегодня снова возвращаются на сцену и появляются в разных сегментах ювелирного рынка.
В старинных ювелирных украшениях наиболее часто встречался так называемый искусственный дублет, состоящий из красного граната (верхняя часть), впаянного в стеклянное дно соответствующего цвета. При правильном сочетании таким способом можно сымитировать любой цветной драгоценный камень. На верхнюю часть искусственных дублетов выводились гранаты, потому что они обладали приятным блеском и отличной прочностью и были легко доступны в больших количествах, что делало их очень дешевыми.
Еще один вариант дублета делается из двух частей бесцветного материала, соединенных цветовым элементом. Например, используя верх и низ из бесцветной синтетической шпинели, склеенные посередине (область рундиста) зеленым клеем, можно получить «изумруд» (иногда продаваемый как изумруд «судэ»). Для имитации рубинов и сапфиров может использоваться красный или голубой клей.
Настоящие дублеты создаются с использованием двух сделанных из настоящих камней частей и соединения их цветным клеем для создания «более крупного» камня, цветом в лучшую сторону отличающегося от первоначальных компонентов. Так, иногда можно увидеть изумрудные дублеты, состоящие из двух настоящих бледно- зеленых изумрудов, соединенных темно-зеленым клеем с целью создания крупного темно-зеленого «драгоценного» изумруда.
Хитрая разновидность настоящего дублета под названием «сапфировый» дублет состоит из двух частей натурального сапфира: в данном случае бледно-желтый сапфир склеивается голубым клеем. Таким образом, создается особенно убедительный «высококачественный голубой сапфир». Эта же методика применяется и для изготовления рубиновых дублетов, хотя они не выглядят так же убедительно. Те же самые основные процедуры позволяют получить изумрудные дублеты, сделанные из берилла вместо сапфира.
Существуют также опаловые дублеты, которые обычно состоят из тонкого верхнего слоя натурального опала, впаянного в основную часть, сделанную либо из менее качественного опала, либо из совершенно другого материала. Наиболее распространенные опаловые дублеты своим внешним видом воспроизводят драгоценный черный опал. Этот дублет, как правило, состоит из просвечивающего или прозрачного верха, приклеенного субстанцией черного цвета к нижней части, сделанной из более дешевого опала или другого используемого в качестве основы материала. Обратите внимание, что верхние части таких «черных опалов», как правило, не являются настоящими черными опалами, хотя всем своим видом они создают именно такое впечатление.
Опаловые дублеты также создаются методом соединения тонкого кусочка дорогого опала с крупным менее дорогим опалом для создания массивного внешнего вида. Распознать дублеты можно, если присмотреться к месту соединения двух компонентов в области рундиста: вы сможете увидеть темную линию соединительного вещества между двумя частями камня.
Из-за огромного количества наводнивших рынок дублетов любители сапфиров, рубинов и изумрудов должны быть особенно внимательными и делать покупки только у респектабельных ювелиров. Мы знакомы с одной женщиной, которая недавно заплатила 16 тыс. долл. за пару серег из «натурального» изумруда. Они состояли из четырех дублетов (изумрудов «судэ») и стоили каких-то пару сотен долларов — фактическая цена золота и алмазов в оправе. К счастью, вся эта информация была изложена в договоре купли-продажи, и женщина отнесла свою покупку на проверку геммолога-оценщика. Ошибка была обнаружена как раз вовремя, чтобы вернуть эти украшения и получить деньги обратно.
Вызывает тревогу огромное количество рубиновых и сапфировых дублетов, состоящих из натуральной верхней части (как правило, почти бесцветных или недорогих зеленовато-коричневых камней) и нижней части, сделанной из синтетических рубинов и сапфиров и выдаваемых за натуральные. Остерегайтесь «эксклюзивных предложений» от любого продавца, если у вас нет возможности проверить потенциальную покупку. Особенно внимательно нужно вести себя с уличными торговцами, когда вы путешествуете по Азии и Южной Америке. Нам попадалось бесчисленное количество дублетов в ювелирных изделиях и «неоправленных» камней, которые привозили с собой незадачливые туристы, особенно из поездок в известные своими драгоценными камнями регионы.
Большая часть появляющихся в настоящий момент на ювелирном рынке и продаваемых респектабельными фирмами дублетов первоначально была отправлена по всему миру своим покупателям вместе с натуральными камнями. Учитывая трудность распознавания дублетов, которые могут с положительным результатом пройти до четырех геммологических экспертиз, такой экземпляр легко непреднамеренно продать клиенту, особенно если он закреплен в красивую современную гнездовую оправу.
Нет ничего страшного в покупке дублета, если вы знаете, за что платите деньги и цена находится в пределах разумного. Главное — избежать покупки дублета по незнанию. Обязательно проверяйте всю информацию.
Триплеты нередко встречаются на рынке опалов и в значительной степени вытеснили оттуда дублеты. Триплет совершенно идентичен опаловому дублету, с той лишь разницей, что сверху имеет коронку в форме кабошона из бесцветного кварца (третий элемент), которая прикрывает весь дублет, придавая хрупкому дублету большую защиту от разламывания и позволяя добиться большей яркости камня.
При внимательном осмотре компетентный ювелир или геммолог должен без проблем отличить дублет или триплет от натурального камня.
Следует, однако, заметить, что распознавание опалового дублета может быть затруднено, если он оправлен с ободком (гнездовая оправа), который закрывает шов между двумя склеенными частями. Может возникнуть необходимость удаления камня из оправы для вынесения окончательного заключения. Из-за хрупкости извлечение опала должно проводиться только очень компетентным мастером (который имеет постоянную практику изготовления или ремонта ювелирных изделий), а ювелир, не желая брать личную ответственность на случай поломки камня, может согласиться на подобную операцию, только если связанный с этим риск вы возьмете на себя.
Если вы имеете дело с черным опалом стоимостью в несколько тысяч долларов, не пожалейте дополнительных средств и неудобств, чтобы убедиться, что вы не получите дублет, стоимость которого не превышает нескольких сотен долларов. Будьте бдительны при покупке «опала с плоским верхом», т.е. закрепленного в гнездовой оправе.
Доброе утро
Дуплет, триплет и изумруд. Доброе утро. Фрагмент выпуска от 20.07.2016
Код для встраивания видео
Настройки
Плеер автоматически запустится (при технической возможности), если находится в поле видимости на странице
Размер плеера будет автоматически подстроен под размеры блока на странице. Соотношение сторон — 16×9
Плеер будет проигрывать видео в плейлисте после проигрывания выбранного видео
По оценкам ювелиров, каждое десятое украшение — подделка. Самой «благородной» заменой можно считать искусственно выращенные камни. Так искусственный рубин легко выдать за природный. Даже профессионал не сразу отличит. По свойствам он схож с натуральным, хоть и стоит намного дешевле. Так что такие подделки — это еще не самый плохой вариант. Ведь даже обычное стекло при правильной обработке не отличить на глаз от драгоценного камня.
«Блеск, выигрышный свет, огранка — все будет схоже с природным камнем, и отличить такой камень можно только в лаборатории с помощью специального оборудования», — заявила эксперт-геммолог Татьяна Гвозденко.
Часто для подделок используют и натуральные камни, только вместо драгоценных берут дешевые аналоги. Более сложный способ обмануть покупателя — дуплеты и триплеты. Верхняя часть камня — натуральная, а снизу приклеивается хрусталь или стекло. Процесс довольно трудоемкий, зато выгодно.
Золото, в отличие от камней, можно попытаться проверить на подлинность народными способами. Например, капнуть на изделие йод. На фальшивке он оставит следы. Или проверить металл на слух — золото, в отличие от дешевых металлов, дает звонкий чистый звук. Правда, назвать эти методы совсем надежными нельзя. Лучше обратите внимание на пробу на украшении. «Если проба официальная, то она стоит ровно, симметрично, не завалена, не закошена и четко просматривается», — рассказал филигранщик Михаил Сергеев.
Но лучший способ избежать подделок — покупать украшения только в проверенных местах. Переходы метро, рынки и даже интернет — не лучшие варианты. «Чаще всего ненастоящая продукция реализуется именно через интернет, потому что там сложнее найти человека или фирму, которая это украшение изготовила, — пояснила ювелир Юлия Пузырева. В стационарной точке вы хотя бы чуть-чуть защищены теми лицензиями и теми документами, которые у них есть».
Старайтесь адекватно оценивать стоимость. Натуральный изумруд будет стоить десятки, а то и сотни тысяч рублей. Если вам предлагают похожее украшение за 10 или даже 20 тысяч, вас точно обманывают!
Дублеты, триплеты и другие сборные драгоценные камни
Сборный драгоценный камень состоит из комбинации двух или более материалов. Дублеты и триплеты драгоценных камней, интарсии и стразы – хорошо известные примеры. В этой статье мы обсудим, как создаются сборные драгоценные камни.
Ограненный дублет New World P от Mark Oros – это опал Минтаби, вырезанный, помещенный на основу из арканзасского кварца и повторно ограненный. © Hashnu Stones & Gems
Сборные драгоценные камни – натуральные или синтетические?
Хотя составные части сборных драгоценных камней образуются естественным путем, сами сборные камни не являются естественными. Например, огранщик драгоценных камней может наложить тонкий слой натурального опала на слой натурального оникса. Эти компоненты, конечно, натуральные, а вот комбинация из них – нет. Иногда сборные камни включают синтетические компоненты, такие как стекло и пластик.
Почему люди создают сборные драгоценные камни?
Вот некоторые общие причины:
Дублеты и триплеты драгоценных камней
Большинство ценителей драгоценных камней легко узнают дублеты и триплеты, особенно разновидности опала. Опалы часто встречаются в виде тонких пластов материала внутри вмещающей или матричной породы. Несмотря на то что они красиво окрашены, некоторые отложения слишком тонкие и хрупкие, и их нельзя использовать для украшения. Однако приклеивание одного из этих тонких слоев на прочную основу, такую как черный оникс или черный опал, создает дублет или триплет. Дублет – это тонкий слой опала, приклеенный к черной основе. Триплет добавляет прозрачный верхний слой.
Опаловый дублет. © Opalcutters23
Комбинирование этих материалов позволяет достичь двух целей. Во-первых, основа обеспечивает толщину и прочность, необходимые для установки закрепок. Готовое ювелирное изделие получается достаточно устойчивым к износу. Во-вторых, темный цвет подложки под полупрозрачным драгоценным камнем подсвечивает его черным или темно-серым. В результате на этом темном фоне игра цвета материала драгоценного камня становится очень контрастной.
Открытая поверхность дублета опала все еще относительно мягкая. Поэтому владельцы ювелирных изделий должны осторожно обращаться с ними. Все украшения из опала требуют особого ухода и чистки. Тем не менее, хорошо выполненные и ухоженные дублеты выглядят чудесно и делают ювелирные изделия достаточно прочными.
Слева: опаловый дублет, готовый к закрепке. Справа: украшения с дублетом из опала. © Artistic Colored Stones
Дублеты из ограненных драгоценных камней
Дублеты драгоценных камней также могут быть огранены, как вы можете видеть ниже. Сначала огранщик драгоценных камней доводит материал до «грубого» состояния. Затем материал ограняется для получения определенного оптического эффекта.
Ограненный дублет Orion’s Belt C от Mark Oros. © Hashnu Stones & Gems
Являются ли боулдер опалы дублетами природных драгоценных камней?
Боулдер опалы формируются на матрице коричневого железного камня и могут сверкать ослепительным пламенем. Матричные опалы состоят из частичек драгоценных опалов, которые образуются в матрице породы, обычно песчанике. Матричные опалы и боулдер опалы некоторые продавцы называют «натуральными дублетами». Но это неверно, такое утверждение – оксюморон. Огранщики драгоценных камней создают из этих натуральных материалов тонкие опаловые пласты на поверхности натуральной матрицы. Это не сборные камни.
Боулдер опал со станции Карисбрук недалеко от Винтона, Квинсленд, Австралия. © JJ Harrison
Триплет с опалом
Триплеты опала имеют бесцветную, обычно куполообразную шапочку, прикрепленную к дублету. Чаще всего такие колпачки состоят из прочных, устойчивых к царапинам материалов, таких как горный хрусталь, кварц, синтетическая бесцветная шпинель или даже синтетический бесцветный сапфир. Хотя триплеты довольно прочные, им обычно не хватает естественного вида хорошо сделанных дублетов.
Триплет опала с хорошо различимыми слоями: прозрачной кварцевой крышкой, тонким слоем опала и темным фоном
Сборные аммолитовые драгоценные камни
Аммолиты – это переливающиеся, радужные слои окаменелых раковин аммонитов, вымерших моллюсков, родственных современным наутилусам. По мере роста популярности этих драгоценных камней на рынок вышли дублеты и триплеты из этого материала.
Выставка аммолитов. © Sandra Cohen-Rose and Colin Rose
Хотя эти тонкие и чрезвычайно хрупкие слои очень ценятся, они находятся на относительно мягкой матрице. Поэтому практически все аммолиты проходят, как минимум, пропитку смолой для обеспечения стабильности с помощью запатентованного процесса вакуумирования. Даже эти изделия, называемые «твердые аммолиты», остаются хрупкими и должны вставляться в ювелирную оправу с высокой защитой для снижения износа. Тем не менее, дублеты и триплеты делают аммолиты более прочными и дают возможность использовать их во многих ювелирных украшениях.
Слева: аммолитовое дублетное украшение. Справа: украшения с триплетом из аммолита. © Artistic Colored Stones
Интарсии и инкрустации из драгоценных камней
Интарсии – это изображения или узоры, созданные небольшими плоскими кусочками драгоценного материала, помещенными в углубления в каменных плитах. Некоторые из этих творений могут напоминать миниатюрные мозаики, если выполнены с точностью и мастерством.
Копролиты – ископаемые экскременты – состоят в основном из карбонатов и силикатов кальция. Из них можно изготавливать очень необычные драгоценные камни, например, эти вставки в запонках. © Jessa and Mark Anderson
Если вместо этого детали вставляются в каналы в металле, результаты называются инкрустациями.
И интарсии и инкрустации иллюстрируют, почему люди делают сборные камни. Для этого используют мелкие или тонкие кусочки драгоценного камня, которые в противном случае могут оказаться бесполезными. Они также предоставляют ценителям драгоценных камней уникальные, прекрасные продукты, которых нет в природе.
Слева: интарсия из драгоценных камней. Справа: инкрустация из драгоценных камней. © Artistic Colour Stones
Жемчуг мабе
Жемчуг мабе – еще один пример красивых сборных камней. Фермеры делают его из полых блистерных жемчужин, которые собирают из раковин различных моллюсков. Моллюски морского ушка приносят особенно ценные экземпляры. Поскольку блистерные жемчужины образуются на панцире животного, а не внутри тела, они не считаются настоящими жемчужинами. Из ракушки вырезают перламутровый блистер, заполняют его специальным составом, вкладывают перламутровую бусину, а затем приклеивают к перламутровой спинке. Жемчуг мабе бывает разных размеров и стилей. Благодаря плоской спинке он легко регулируемый. По сравнению с культивированным жемчугом того же размера, жемчуг мабе – недорогая альтернатива.
Сборные камни для праздничных колец
Хотя синтетический изумруд широко распространен, он остается достаточно дорогим. Это создает потребность в красивом, но менее дорогом заменителе. Как оказалось, недорогой процесс плавления в пламени, используемый для синтеза корунда и шпинели, может давать много цветов. Однако он пока не может создать убедительный изумрудно-зеленый цвет.
В настоящее время эта задача чаще всего ложится на триплет синтетической шпинели. Ювелиры продают их тысячами, если не миллионами, как искусственные изумруды. Эта сборка состоит из бесцветной синтетической шпинельной коронки, приклеенной к бесцветному синтетическому шпинельному павильону слоем зеленого клея, и довольно прилично выглядит.
Подделки и мошенничество
Сборные камни принесли на рынок драгоценных камней большее разнообразие, красоту, практичность и доступность. Однако покупатель должен быть внимательным. Хотя период расцвета сборных камней как преднамеренных подделок драгоценных камней прошел, вы все равно можете встретить нечистоплотных торговцев. Отметим, что дублеты драгоценных камней, фольга на обратной стороне или любые другие сборные камни не являются обманом по своей сути. Однако если продавец предлагает их как натуральные или целые, «твердые» драгоценные камни, это будет искажением фактов.
Уловка с дублетом из граната и стекла
Если вы покупаете антикварные украшения, обратите внимание на печально известные дублеты драгоценных камней из граната и стекла. Эта уловка выглядит чрезвычайно убедительно, если все сделано правильно.
Павильон и большая часть коронки сделаны из стекла. Это стекло может иметь практически любой цвет: красный – для рубина, синий – для сапфира, зеленый – для изумруда и т.д. Тонкий кусочек натурального граната, обычно красного цвета, сплавлен нагреванием, давлением или (что менее убедительно) клеем в центре коронки. Вы думаете, что могли бы отличить их за милю, верно? На самом деле, хорошо выполненные изделия при виде сверху выглядят как настоящие драгоценные камни и не имеют видимой для глаз границы между стеклом и гранатом. Кроме того, гранат обеспечивает прочность, высокий блеск, глянец и даже некоторые естественные включения при увеличении. После помещения в оправу эти превосходные подделки могут пройти все проверки, кроме самых тщательных.
Определение сборных драгоценных камней
При установке в оправу с закрепкой типа безель дублеты драгоценных камней становятся очень убедительными подделками. С другой стороны, попытка выдать нестандартные драгоценности за то, чем они не являются, оказывается не менее сложной задачей. Например, если вы посмотрите на твердый опал сбоку, то увидите, что это однородный материал. А теперь посмотрите сбоку на не поставленный в оправу дублет опала. Вы увидите резкую границу на прямой линии между опалом и основанием.
Природные боулдер или матричные опалы имеют неровности и волнистости между слоем опала и матрицей. Эти характеристики позволяют легко отличить их от цельных или дублетных.
Из всех сборных драгоценных камней легче всего идентифицировать триплеты. Даже когда они установлены, их бесцветные короны кажутся очевидными практически под любым углом.
Каталог сборных камней AGTA
Перечисление множества подделок драгоценных камней, с которыми вы можете столкнуться, займет много страниц. Эта печальная глава показывает все разнообразие человеческой изобретательности. Обманщики будут пробовать все что угодно и, к сожалению, продолжают находить покупателей. Тем не менее, авторитетные дилеры полностью раскрывают характер продаваемых ими материалов.
Американская ассоциация торговли драгоценными камнями (AGTA) предложила стандарты маркировки обработок драгоценных камней. Код улучшения драгоценных камней ASBL определяет сборные камни.
Уход за сборными драгоценными камнями
Ограненный дублет New World C от Mark Oros. © Hashnu Stones & Gems
Рекомендации по уходу и ношению сборных камней зависят от используемых материалов и метода сборки. Однако, как правило, нельзя использовать ультразвуковую и паровую очистку. Кроме того, по возможности удалите эти камни из ювелирных украшений перед ремонтом или изменением размера.
Странный дуплет изумруда
В то время как различные комбинации материалов используются для формирования дублетов драгоценных камней, редко можно наблюдать дублеты, состоящие из одинаковых материалов.
Рисунок 1
Перед тем как купить изумруд с любого месторождения, нужно очень внимательно изучить сопроводительную документацию (сертификаты, экспертные заключения) и покупать драгоценный камень только у проверенных поставщиков.
Лаборатория GIA недавно изучила природный изумруд весом 1,81 карата, размерами 7,22 × 6,71 × 5,55 мм (Рисунок 1). Стандартное геммологическое оборудование (рефрактометр) показывал изумрудное преломление. Спектр хрома, соответствующий изумруду, был виден с помощью портативного спектроскопа. На первый взгляд этот камень представлялся натуральным колумбийским изумрудом и можно спокойно заказать изумруд себе в кольцо, но при тщательном осмотре легко обнаруживался его «дублетный характер», в то время как спектроскопия комбинационного рассеяния подтверждала, что и верхняя, и нижняя части являлись природным бериллом (природным изумрудом).
Рисунок 2
Рисунок 3
Микроскопические наблюдения выявили плоскость, расположенную под рундистом камня, пересекающую павильон по диагонали. Вдоль плоскости были видны плоские пузырьки газа (рис. 2, слева), а также эффект синей и оранжевой вспышки. Зубчатые трехфазные включения, характерные для колумбийских изумрудов, были видны в обеих частях, в то время как тонкие трубки роста и отпечатки пальцев в спиральных узорах были видны только в верхней части. Включения не пересекали границу между двумя частями камня. При длинноволновом УФ-свете верхняя часть имела более сильную красную флуоресценцию чем нижняя, с четкой границей между ними (рис.2, справа). Вдоль плоскости наблюдалась также беловатая флуоресценция. Освещение через скрещенные поляризаторы показали, что верхняя и нижняя части имеют различные оптические ориентаций, с двумя оптическими осями (рис. 3). Типичные для большинства изумрудов, расширенные трещины, показывающие эффект вспышки, были найдены в обеих частях. Погружение в йодистый метилен выявило зеленое угловое зонирование в нижней части, тогда как верхняя имела ровный, насыщенный зеленый цвет. Обе части, имеют достаточно зеленого цвета, чтобы считаться изумрудом. Клей вдоль плоскости разделения был бесцветным. Это необычно, так как наблюдаемые имитации изумруда (дуплеты) часто состоят из бледного берилла или других бесцветных материалов с зеленым «цементным слоем». Можно только гадать об обстоятельствах, приведших к созданию этого необычного дублета.