душа в смятении что значит
Смятение души толкование cтихотворения М. Ю. Лермо
Владимир Сабиров. Смятение души (толкование cтихотворения М.Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу…»)
Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу…» известно всем. Однако не каждый, наверное, задумывался о том, что в этом небольшом поэтическом произведении за переживаниями лирического героя можно прозреть гораздо большее смысловое содержание, нежели фактологию душевной драмы, разворачивающейся в сердце самого поэта. Последняя, безусловно, интересна и поучительна, как интересна и поучительна жизнь всякого гениального человека. Тем не менее, в поэтических строках этого стихотворения нас привлекают не столько перипетии индивидуальной судьбы М.Ю. Лермонтова или его лирического героя, сколько сконцентрированные в них типические черты самосознания определенного социально-культурного слоя. По нашему мнению, в стихотворении М.Ю. Лермонтова зашифрован некий ментальный код, имманентный душевному строю русской интел-лигенции или шире русскому образованному слою непосредственно и с некоторыми оговорками – русскому национальному со-знанию вообще. Этот потаенный смысл скрыт едва ли не в каждом слове стихотворения. И поскольку в каждой строфе имеются ключевые слова, подчеркнутые нами и выражающие главную мысль или идею данного фрагмента поэтического текста, то задача прояснения этих смыслов становится вполне разрешимой.
Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу,
И звезда со звездою говорит.
Мотив одиночества и странничества человека является главным в первой строфе стихотворения.
Первая и вторая строчки стихотворения наводят на мысль о том, что здесь дорога – символ жизни, жизненного пути. Каждый че-ловек проходит свой путь и в этом смысле он одинок и неприкаян. Одиночество человека есть уникальность его судьбы, его пере-живаний и надежд. Дорога, как и жизненный путь, имеет начало и конец. Начало пути связанно с ожиданиями и надеждами, которые неясны, просматриваются как бы «сквозь туман». Будущее наше никому, кроме Бога, неизвестно. Путь, лежащий перед чело-веком, труден. «Кремнистый путь блестит» – амбивалентный образ жизненных тягот («кремнистый» ассоциируется с «терни-стым») и света надежды. Оправдаются ли эти надежды? Ведь не все золото, что блестит. Надежда и тревога, чаяние лучшей доли и страх упустить счастье идут рядом. Тем более, если иметь в виду, что в стихотворении подразумеваются русские дороги, т.е. жизнь в России. Русские дороги в силу огромности расстояний приобретают не пространственный, а временной смысл. Что-бы пройти Россию, нужно прожить целую жизнь. Россия велика и многокачественна, она есть целый континент, она есть целый космос. Не случайно в последующих строчках стихотворения взгляд путника устремляется в небеса.
«Ночь тиха». Эта фраза усиливает мотив человеческого одиночества. Только в ночной тиши мы остаемся наедине со своей сове-стью, погружаемся в глубину своей экзистенции, пытаемся вступить в диалог с Богом, который не так-то просто установить. Это тем более обидно, что природа легко общается с божественными небесами. «Пустыня» — это образ безлюдной природы, которая слушает и слушается Бога, действует в соответствии с Его наставлениями и законами. А человек не всегда послушен, он отпадает от Бога, поэтому-то и смотрит с завистью, как природа внемлет Богу, как звезда со звездою говорит. В мире царит не-бывалый пир общения, но только человек не имеет доступа к нему. Он одинок и заброшен. Душа его жаждет общения со всем миром, с Богом. Однако его чаяния не оправдываются. Что же ему остается делать? Наблюдать, созерцать со стороны, вздыхать и надеяться, что и он будет когда-то допущен на соборный праздник общения.
В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сиянье голубом…
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? Жалею ли о чем?
В этой строфе сталкиваются два настроения, два угла зрения на действительность. Здесь русский космизм соседствует с русской тоской.
В первых двух строчках несколько приглушается мотив одиночества, поскольку человек смог оценить красоту и величие мира и это эстетическое, точнее софийное чувство поднимает его над суетой обыденности, причем на такую высоту, что он располагает возможностью созерцать спящую землю в «сиянье голубом» (только из космоса Земля предстает голубой планетой, какой ее увидел первым Ю.А. Гагарин, поэт же видит ее духовным зрением). Важен также образ спящей земли. Он передает состояние умиления человека перед своей Родиной, любви к ней, почитания ее. Ведь Земля светится божественным советом, «тот свет» прони-кает на нее.
Однако тут происходит резкая перемена настроения. Умиления и чувство восторга сменяются судорогами небывалой тоски. На смену сердечному созерцанию и любованию миром приходит горестная рефлексия. Взгляд человека с земли в космос и из космо-са на землю перемещаются внутрь собственной совести и души в целом.
Да, на небесах хорошо и Земля со стороны красива и умильна. Но я-то живу на этой грешной земле и в непосредственной близости жизнь на земле выглядит совсем другой. Вот почему торжественность небесной сферы делает еще острее боль от жизнен-ных передряг, лжи и предательства, а чудесность мироздания резко контрастирует с тяготами, лишениями и разочарованиями в жизни. Прыжок из космоса на землю больно ранит, а переход из состояния невесомости в зону земного притяжения затрудняет, сковывает движения и дыхание. Русский моралистичен, он слишком высокими мерками судит землю, по небесным эталонам, до которых мир, лежащий во зле, сильно не дотягивает и потому-то он и разочаровывается в жизни. Раз мир земной не соответствует самым высшим, божественным идеалам, то он достоин осуждения, а жизнь теряет ценность и смысл. Остается только задать последние вопросы и определится, как быть дальше.
Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть;
Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!
Но не тем холодным сном могилы.
Я б желал навеки так заснуть,
Чтоб в груди дремали жизни силы,
Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь.
В четвертой строфе выявляется бессознательная жажда русского человека в нетленности и мечта о веч¬ной жизни на земле.
Картина могил, трупов, поедаемых червями, кладбищенского уны¬ния отвратительна. Она ужасает, парализует волю, чувства, мысли. Неужели это участь человека, моя участь?! Нет! Я не хочу этого! До¬лой эти видения! Я желаю вечной жизни /»навеки так заснуть»/, которая бы была подобна истоме сна, сохранила возможность видения жизни как в сновидениях. Вечное бытие желательно не в виде бестелесного пребывания души на небесах, а во всей духовно-душевно-телесной целостности человека после мнимой /сон/ или действительной смерти. Со всеми признаками не только духовного, но и телесного, физического существования. Дышащая грудь — символ и физической, и духовной жизни. Слова «дыша» и «душа», «дых» и «дух», «вздыматься» и «вдуматься» — созвучны и, по-видимому, соизмеримы друг с другом.
Дважды повторенные в двух последних строчках строфы предлог «чтоб» и слово «грудь» передают тайную мечту русского человека о том, чтобы вечность не была просто чистой бескачественной длительностью, а чтобы стала подвижным, событийно насыщенным потоком времени, со своими ритмами, чередованиями вдоха и выдоха, дня и ночи, зимы и лета, что возможно только на земле. Устроение Царства Божьего на земле – очень русская интеллигентская идея, утопичная, но вполне реализуемая, правда, как показала история, в виде антиутопии.
Чтоб всю ночь, весь день, мой слух лелея,
Про любовь мне сладкий голос пел,
Надо мной чтоб, вечно зеленея,
Тёмный дуб склонялся и шумел.
*****
Предложенная читателю интерпретация стихотворения М.Ю. Лермонтова позволяет сделать несколько важных в плане рассматриваемой темы вывода.
• Во-первых, в данном стихотворении представлена очень типичная для рус¬ского сознания /не только интеллигенции/ душевная драма, наиболее точно охватываемая понятием «смятение». Что же представляет собой смятенная душа? Во-первых, это душа, смятая под ударами судьбы, деформированная и утратившая первозданную божественную чис¬тоту. Во-вторых, человек со смятенной душой склонен к аберрационным проявлениям совести и может представлять со¬циальную опас-ность, ибо способен при определенных обстоятельствах сминать других и уничтожить все ценности. В-третьих, смятенная душа — это мечущаяся, неприкаянная душа, беспочвенная в силу оторванности от национально-культурных и духовных основ жизни. В-четвертых, это — душа, живущая мечтами, но не верой. Наконец, в-пятых, смятенная душа как бы помечена высшими трансцендентными силами, она вмещается в сердце, где дьявол с Богом борется, а совесть может быть слугой как Бога, так и его антипода. Вот отчего Россия выступает как ристалище, на котором определяется судьба человечества.
o Послесловие
Эта статья была написана в начале 2000-х годов, нигде не была опубликована и совсем недавно обнаружена автором среди разных бумаг: опубликованных статей, записей разного рода, подготовительных материалов, конспектов каких-то источников… Про-читав ее, пришел к выводу, что можно ее публиковать, несмотря на то, что, возможно, она кому-то не понравится. В начале 90-х годов я как-то показал первый вариант этой статьи одному московскому интеллигенту с неопределенной жизненной и творческой судьбой: она вызвала у него резкое неприятие. Я думаю, отчасти, потому что в ней он увидел словесный портрет самого себя, не совсем лицеприятный для него.
Публикуя данную статью сейчас, я сознательно делаю акцент на том, что сейчас для русских вообще и русских образованных людей в частности, коих осталось не так уж и много, пришло время собирать камни. Иначе говоря, искать пути единения обще-ства, на основе критики тех слабых сторон национального характера, которые нашли отражение в стихотворении М.Ю. Лермонтова. Кстати, и сам величайший поэт России является слишком противоречивой фигурой, а преждевременная гибель была обусловлена не только внешними интригами, но отчасти спровоцирована некоторыми чертами его весьма сложной и противоречивой личности.
СМЯТЕННОСТЬ (СМЯТЕНИЕ)
Смятенность (Смятение) как качество личности – склонность часто находиться в состоянии беспомощной взволнованности, сильного потрясения, панической растерянности и откровенного замешательства.
Смятение – это когда человек теряет точку опоры, когда не знает за что хвататься. Это когда человек не знает, как ему теперь быть, что делать, как себя вести. Ни одно из решений не является для него оптимальным, подходящим, ведущим к позитивному развитию событий.
Смятение – это состояние когда тебя поставили перед необходимостью срочного выбора. В шахматах и шашках есть положение цугцванг, в котором любой ход игрока ведёт к ухудшению его позиции. Цугцванг, как и смятение, сопровождается внутренними колебаниями, сомнениями, неуверенностью в правильности сделанного выбора. Человек осознает, что любой выбор будет недостаточно внутренне мотивирован, но, в то же время, отказ от него будет неоправданным.
Смятение – убийца уверенности в себе. Дочь страха, смятение встает преградой для человека в его попытках справиться со страхом. Любопытно, что человек не чувствует в себе этой преграды. Диагностировать ее можно по возникающему чувству безнадежности.
Смятение зачастую возникает, когда жизнь выходит из-под контроля. Душа – это вечность, знание и счастье, ей не пристало чего-то бояться. И вдруг в жизни возникает ситуация, которую трудно объяснить с позиций логики. Человек приходит в смятение, теряя обычную для себя уверенность. Он близок к грубому проявлению смятения – панике. А всё потому, что человек понимает, что нужно что-то предпринимать, но не знает как и что нужно делать.
Смятенность – это затянувшийся кризис безнадежного положения, беспомощной взволнованности и сильного потрясения. Чудесное противоядие от смятенности – еще раз пережить ситуацию полного смятения, испытанного в прошлом, а затем перейти к позитивной странице воспоминаний, когда всё благополучно и счастливо закончилось. Хорошие позитивные ощущения нужно до мелочей запомнить и десятки раз пережить, а плохие нужно просто учитывать, как факт, что они были. Такая техника позволяет разрушить образовавшиеся в подсознании бастионы смятенности.
Смятенность (Смятение)
Нет смятения более опустошительного, чем смятение неглубокой души.
Обещания вселяют в людей уверенность, а их невыполнение смятение.
Наше душевное спокойствие или смятение зависят не столько
от важнейших событий нашей жизни, сколько от
удачного или неприятного для нас сочетания житейских мелочей.
Смятенность (Смятение) как качество личности – склонность часто находиться в состоянии беспомощной взволнованности, сильного потрясения, панической растерянности и откровенного замешательства.
Смятение – это когда человек теряет точку опоры, когда не знает за что хвататься. Это когда человек не знает, как ему теперь быть, что делать, как себя вести. Ни одно из решений не является для него оптимальным, подходящим, ведущим к позитивному развитию событий.
Смятение – это состояние когда тебя поставили перед необходимостью срочного выбора. В шахматах и шашках есть положение цугцванг, в котором любой ход игрока ведёт к ухудшению его позиции. Цугцванг, как и смятение, сопровождается внутренними колебаниями, сомнениями, неуверенностью в правильности сделанного выбора. Человек осознает, что любой выбор будет недостаточно внутренне мотивирован, но, в то же время, отказ от него будет неоправданным.
Полную чашу смятения пришлось испить Горчакову — главе русского внешнеполитического ведомства при Александре II, последнему канцлеру Российской империи. После победной войны с Турцией (1877-78 гг) Россия заключила выгодный Сан-Стефанский мирный договор, вызвавший гневную реакцию Англии и Австрии. В Берлине был назначен конгресс великих европейских держав. В Берлин поехал восьмидесятилетний канцлер Горчаков. Старый пес решил доказать хозяину, что у него еще крепкие зубы. Всё закончилось катастрофой. Горчаков не надеялся на свою память и распорядился сделать для себя секретную карту, на которой должны быть отмечены максимальные уступки России, на которые она даст согласие, если врагам удастся объединиться. Горчаков был нездоров и в день открытия конгресса восьмидесятилетнего министра внесли на стуле. По рассеянности больной Горчаков развернул карту на всеобщее обозрение. Такую злую шутку судьба сыграла с немощным дипломатом. Когда он понял, что английский премьер Дизраэли прекрасно ознакомился с ее содержанием, пришел в смятение и так и не мог выйти из этого состояния до конца конгресса.
Теперь Англия и Австро-Венгрия уже не уступали. И тогда Бисмарк, конечно же, с грустью, потребовал, чтобы его русские друзья согласились с этой плохой картой. Так был заключен Берлинский договор. В результате независимым остался только север Болгарии. Площадь Болгарского княжества урезалась почти втрое. Из приобретений по Сан-Стефанскому договору Россия возвращала город Баязет в Закавказье. Не воевавшая Австрия получила Боснию и Герцеговину в управление — до наведения там порядка. (В начале XX века Австрия аннексирует эти территории.) Территориальные приобретения Сербии сокращались. После Берлинского конгресса министр Горчаков написал Александру: «Это самая черная страница моей биографии». «И в моей тоже», — ответил Александр старому министру. И это не было преувеличением.
А. С. Пушкин точно отразил состояние смятения в «Евгении Онегине»:
Зовут, сажают двух друзей.
Сажают прямо против Тани,
И, утренней луны бледней
И трепетней гонимой лани,
Она темнеющих очей
Не подымает: пышет бурно
В ней страстный жар; ей душно, дурно;
Она приветствий двух друзей
Не слышит, слезы из очей
Хотят уж капать; уж готова
Бедняжка в обморок упасть;
Но воля и рассудка власть
Превозмогли. Она два слова
Сквозь зубы молвила тишком
И усидела за столом.
Смятение – убийца уверенности в себе. Дочь страха, смятение встает преградой для человека в его попытках справиться со страхом. Любопытно, что человек не чувствует в себе этой преграды. Диагностировать ее можно по возникающему чувству безнадежности.
Смятение зачастую возникает, когда жизнь выходит из-под контроля. Душа – это вечность, знание и счастье, ей не пристало чего-то бояться. И вдруг в жизни возникает ситуация, которую трудно объяснить с позиций логики. Человек приходит в смятение, теряя обычную для себя уверенность. Он близок к грубому проявлению смятения – панике. А всё потому, что человек понимает, что нужно что-то предпринимать, но не знает как и что нужно делать.
Психолог Руслан Нарушевич в контексте этой мысли говорит: «Мы приходим в состояние смятения всякий раз, когда сами теряем связь с присущей нам способностью отчетливо видеть, понимать и считать имеющим смысл то, что с нами происходит. Вот смятение, оно есть тогда, когда мы теряем связь. Нам присуще ощущение, что все в порядке. Понимаете? Нам, как душе, каждому из нас присуще это естественное ощущение, это здоровое состояние психики. Особенностью психики счастливого человека является то, что ему хоть кол на голове теши, он все равно счастлив. Он все равно ведет себя так, как будто всё знает… На самом деле все это из-за того, что у людей в голове смятение просто, растерянность, нет уверенности. В смятении мы допускаем, что лишены чего-то важного, какой-то важной информации, чего-то не хватает мне сейчас. Что бы принять правильное решение, мне чего-то не хватает сейчас. Я сейчас уже должен действовать, а я не знаю, что делать, мне не хватает. И вместо того, чтобы стать открытым в поиске или ожидании ответа, вместо того, чтобы просто открыться и сказать: мне нужен ответ. Мы думаем, что ответ уже должен был быть, он должен был быть, он должен быть здесь, прямо, понимаете? Не в том, чтобы ждать его, дождаться ответа. Ситуация сложилась, мне совершенно не понятно, зачем она такая нужна. Мне не понятно, какой смысл этого. Но идея у нас в голове такая, что почему-то, уже ответ должен быть сразу, вместе с появившийся проблемой. Нам нужно это, потому что у нас есть статус решающего, как бы, контролирующего свою жизнь».
Смятенность – это затянувшийся кризис безнадежного положения, беспомощной взволнованности и сильного потрясения. Чудесное противоядие от смятенности – еще раз пережить ситуацию полного смятения, испытанного в прошлом, а затем перейти к позитивной странице воспоминаний, когда всё благополучно и счастливо закончилось. Хорошие позитивные ощущения нужно до мелочей запомнить и десятки раз пережить, а плохие нужно просто учитывать, как факт, что они были. Такая техника позволяет разрушить образовавшиеся в подсознании бастионы смятенности.
СМЯТЕНИЕ
Смотреть что такое «СМЯТЕНИЕ» в других словарях:
смятение — См. бунт, тревога приводить в смятение. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. смятение бунт, тревога; возбуждение, волнение; ажитация, ошеломление, мандраж, замешательство,… … Словарь синонимов
СМЯТЕНИЕ — СМЯТЕНИЕ, я, ср. Паническая растерянность, тревога. С. в рядах неприятеля. Душевное с. С. чувств. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
смятение — • безмерное смятение • большое смятение • великое смятение • невыразимое смятение • необоримое смятение … Словарь русской идиоматики
смятение — СМЯТЕНИЕ1, я, ср Состояние общей растерянности, вызванное сильной тревогой и страхом; Син.: переполох, паника, волнение. Горожане проснулись, и на улицах началось смятение (Булг.). СМЯТЕНИЕ2, я, ср Состояние сильного волнения, возбуждения,… … Толковый словарь русских существительных
Смятение — ср. 1. Состояние сильной взволнованности, беспокойства, замешательства. 2. Паника, растерянность, переполох. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
смятение — смятение, смятения, смятения, смятений, смятению, смятениям, смятение, смятения, смятением, смятениями, смятении, смятениях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
смятение — смят ение, я … Русский орфографический словарь
смятение — (2 с), Пр. о смяте/нии … Орфографический словарь русского языка
смятение — Syn: возбуждение, волнение, тревога Ant: спокойствие … Тезаурус русской деловой лексики
смятение — я; ср. 1. Сильное волнение, возбуждение, тревога. Душевное с. С. чувств. Мною овладело с. Убежать в смятении. 2. Паника, растерянность, переполох. С. в городе. Везде царит с. Поднялось всеобщее с … Энциклопедический словарь
СМЯТЕНИЕ
смятение ср. 1) Состояние сильной взволнованности, беспокойства, замешательства. 2) Паника, растерянность, переполох.
смятение
с.
1. (состояние смущения, замешательства) confusion, disarray
2. (паника, растерянность) commotion, perturbation
приводить в смятение (вн.) — perturb (d.)
1) (тревога, волнение) confusión f, turbación f, perturbación f
мною овладело смятение — me quedó angustiado
душевное смятение — angustia del alma
приводить в смятение — perturbar vt
2) (паника, переполох) perturbación f
везде царит смятение — reina el pánico por doquier
3) уст. (мятеж) revuelta f, motín m
Взгляд назад — темно, смятение, обозы, барабанный бой для сбораПут1.
ни зги не видать, смятение.Пут3.
Смятенье! обморок! поспешность! гнев! испуга!ГоУ 2.8.
Затихло смятенье — сече конец.С3.
Она, верно, хотела скрыть смятение первой любви.Студ. 1.9.
способов, чтоб восстановить беспорядки и смятение.ОД6.
В смятенье были вы, погружены в печалиМС 13.
chonza (-), fujo (ma-), ghasia (-), kikuli (vi-), kitisho (vi-), kituko (vi-), mangungumbaro мн., mashamshamu мн., mawenge мн., msisimko (mi-),mwako (mi-), rangaito (-), mtibuko (mi-) перен.;
смяте́ние чувств — dhaa (-), dukuduku (-; ma-), dungudungu (ma-), mchanganyiko wa mawazo (mi-), kivinyovinyo (vi-) перен.;
приводить в смятение — perturb
СМЯТЕНИЕ смятения, ср. (книжн.). 1. только ед. Состояние крайнего замешательства, смущения, взволнованности. Бопре в смятении хотел было привстать, и не мог. Пушкин. Смятение духа. 2. только ед. Паника, растерянность. Гости в смятении ринулись в переднюю. Салтыков-Щедрин. Всеобщее смятение. Вызвать смятение в рядах неприятеля. 3. То же, что смута (устар.). В бурные ль смятений времена нам помышлять о столь великом деле? Пушкин.