душе истины что значит
История молитвы «Царю Небесный»
Следует сказать, что молитва «Царю Небесный» появилась в молитвенной жизни Церкви, примерно тысячу лет назад. Известный литургист Михаил Скабаллановичв «Толковом Типиконе» пишет, что молитва «Царю Небесный» не известна богослужебному уставу Константинополя IX века, что позволяет с высокой степенью уверенности относить время ее появления к концу IX-X векам. Нужно заметить, что молитва «Царю Небесный» появляется в литургической жизни церкви не как самостоятельная молитва, а как стихира службы Пятидесятницы. В настоящее время, проследить каким образом стихира «Царю Небесный» сформировалась в самостоятельную молитву, не представляется возможным. Одно можно сказать с уверенностью, что уже в синайском Часослове XII века, «Царю Небесный» расположена в качестве тропаря на 3-м часе.
ДУШЕ ИСТИНЫ
Дух Истины просвещает нас светом учения Христова. Это значит, что Он дает особую благодать, которая наставляет и просвещает человека в истинах Христовой веры. Именно эта благодать вразумляет пастырей и учителей Церкви для ограждения Ее от различных ересей и заблуждений. О Нем Христос сказал, что Он пребудет с Церковью всегда. «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек» (Иоан.14:16) и именно потому, по слову ап. Павла «Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины» (1Тим.3:15). Посему-то истинное учение Господа Иисуса Христа сохранялось и будет сохранятся в Церкви неповрежденным до скончания века. Не люди хранят это учение, а Бог Святой Дух хранит и свидетельствует об Истине всей вселенной.
Святой Дух открывает нам не только Христа. Своей благодатью, Святой Дух открывает нам нас же самих. Без благодати Духа Святого мы оказываемся абсолютно слепы, мы не только не способны увидеть болото, в котором находимся, но даже иметь о нем самые светлые представления. Не так давно я встретил человека, который был убежден в том, что жить нужно только для того, чтобы получать удовольствие. Когда я спросил, по какому критерию он определяет степень допустимости удовольствия, то он ответил, что можно все, что не осуждается обществом. Но ведь общество бывает разное. Есть общество людей, воспитанных в духе христианства, а есть общество разбойников, общество извращенцев и т.п. По какому критерию мы определяем, какое общество нам ближе? Естественно по расположению нашего сердца, которое, если не просвещено Святым Духом, то непременно «просвещено» дьяволом. Из этого выходит, что человек духовно слеп, и только в присутствии духовного света видит вещи такими, какими они являются на самом деле. Этот свет есть благодать Святого Духа. Только в этом свете мы можем увидеть себя такими, какими мы являемся на самом деле. Видеть свои грехи, буквально познать себя, узнать о себе истину, это первое действие благодати. Преподобный Петр Дамаскин пишет: «Аще увидишь свои грехи, аки песок морской, и это есть здравие души».
Но, как мы уже говорили, если мы призываем Святого Духа с просьбой вселиться в нас, значит, мы сами же своими грехами буквально выселяем Его из нас. И вот наступает темнота. Духовный мрак окутывает нашу жизнь. Если вовремя не обратиться с покаянием к Богу, то этот ледяной мрак начнет сгущаться вокруг сердца настолько, что само сердце может сильно охладеть к духовной жизни. Это страшное состояние. Людей обращает к покаянию только память о свете, желание этого света, теплоты и ненависть к тьме, которая тоже имеет свой дух. В этом смысле очень ясной становится молитва преподобного Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю! Даруй ми зрети моя прегрешения, И не осуждати брата моего. Яко благословен еси во веки веков».
Дух Истины это не усыпаемый компас нашей совести. Именно Святой Дух наставляет нас на путь истинный, путь, который ведет в Царство Небесное. Именно глас Духа Истины заставляет нас осмотреться, опомниться и обратиться на путь покаяния. Его голос слышит наша совесть, когда мы стоит перед пропастью греха. Его действие мы переживаем, когда совершаем благое дело и Его отсутствием тяготится наша совесть, когда мы делаем поступки худые. Это Дух Истины внушает нам, что за добрые дела будет награда, а за грех наказание.
Царю Небесный
Царю́ Небе́сный – сокращенное название молитвы Святому Духу, которая начинается словами: «Царю Небесный, Утешителю, Душе истины…».
От Пасхи до Вознесения вместо этой молитвы читается тропарь Пасхи «Христос Воскресе…», а от Вознесения до Дня Святой Троицы (49 дней) она не читается.
Молитва Святому Духу
Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.
Душе – дух. Иже – который. Сый – сущий, пребывающий. Вся исполняяй – всё наполняющий. Сокровище – хранилище, источник. Благих – добрых. Вселися в ны – вселись в нас, среди нас. Скверна – грех.
Перевод: Царь Небесный, Утешитель (Советник, Наставник), Дух истины, везде сущий (находящийся) и все наполняющий (присутствием Своим), Сокровище благ и Податель жизни, прииди и поселись в нас (среди нас), очисти нас от всякого греха и спаси, Преблагий, души наши.
В этой молитве мы молимся Святому Духу, третьему Лицу Святой Троицы. Мы называем в ней Духа Святого Царем Небесным, потому что Он, как истинный Бог, равный Богу Отцу и Богу Сыну, невидимо царствует над нами, владеет нами и всем миром.
Называем его Утешителем, потому что Он утешает нас в наших скорбях и несчастиях.
Называем Его Духом истины (так назвал Его Сам Спаситель — Ин.15:26 ), потому что Он, как Дух Святой, научает всех только одной истине, правде, только тому, что для нас полезно и служит к нашему спасению. Он Бог, и Он везде находится и все Собою наполняет: Иже везде сый и вся исполняяй.
Он, как управляющий всем миром, все видит и, где что нужно, дает. Он есть сокровище благих, то есть источник всех благодеяний, источник добра.
Мы называем Духа Святого – жизни Подателем, потому что все в мире живет и движется Духом Святым, то есть всё от Него получает жизнь, а христиане получают от Него святую вечную жизнь ( Ин.3:5 ), очищаясь от грехов и обретая добродетели.
Мы просим Его, чтобы Он пришел и вселился «в нас». Последнее можно понимать двояко (и одно понимание отнюдь не исключает другого): или мы хотим, чтобы каждый из нас стал обителью Духа, храмом Бога; либо (ср. Ин.1:14 ) – чтобы Святой Дух обитал среди нас, между нами, объединяя христиан в единое Тело Христово – Церковь.
Очисти нас от всякой скверны, то есть греха, сделай нас святыми, достойными Твоего в нас пребывания, и Спаси, Добрый Источник высшего добра, наши души от грехов и через это даруй нам Царство Небесное.
Дышу Православием
О православии с любовью… Миссионерский портал. Здесь вы найдете множество ответов на самые разные вопросы о православии
ПОПУЛЯРНОЕ
Наши друзья
Толкование молитвы «Царю Небесный»
«Царю Небесный» – пожалуй, одна из наиболее известных молитв, наряду с «Отче наш» (молитвой Господней) и 90-м псалмом царя Давида. Она входит в состав так называемого «обычного начала», т. е той последовательности молитв, которая звучит в начале многих служб и последований, в том числе в начале привычных нам утренних и вечерних молитв: «Царю Небесный», Трисвятое, «Пресвятая Троице», «Отче наш».
Молитва «Царю Небесный» – это еще и стихира службы Пятидесятницы. Мы призываем Святой Дух, чтобы Он пришел и вселился «в нас» и это можно понимать двояко: или мы хотим, чтобы каждый из нас стал обителью Духа, либо – чтобы Святой Дух обитал между нами, объединяя нас в Тело Христово. Но одно не исключает другого.
МОЛИТВА
«Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша».
ПЕРЕВОД
«Царь Небесный, Утешитель, Дух Истины, везде пребывающий и всё наполняющий, Сокровищница благ и жизни Податель, приди и вселись в нас, и очисти нас от всякой скверны, и спаси, Благой, души наши.»
– Молитва «Царю Небесный» обращена к Третьему Лицу Святой Троицы – Святому Духу, Господу Животворящему, исходящему от Отца (см. Символ веры). Происхождение и авторство этой молитвы неизвестны, однако есть основания полагать, что она возникла ближе к концу первого тысячелетия христианской эры.
Кроме того, есть обычай читать «Царю Небесный», чтобы призвать Святого Духа перед началом какого-либо дела. Несмомненно, одно из таких дел – молитва, церковное богослужение. И этим, надо полагать, объясняется включение молитвы «Царю Небесный» в состав обычного начала.
Наконец, эта молитва является одной из стихир службы Пятидесятницы – и именно это обстоятельство стало поводом для сегодняшней нашей заметки. Однако рассмотрим сначала сам текст молитвы.
Мы обращаемся к Святому Духу как к Небесному Царю (ср. начало Господней молитвы: «Отче наш, сущий на Небесах…»). Это обращение, строго говоря, не является специфическим для Третьей Ипостаси. Так, например, на великопостной вечерне читается молитва «Небесный Царю, веру утверди…», которая, вероятнее всего, относится ко Христу – однако это не вполне ясно; можно думать также, что она адресована Святой Троице.
Далее следует обращение «Утешитель» (греч. παράκλητος). Так Спаситель назвал Святого Духа в беседе с учениками: «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет» (Ин 14:16–17). Помимо очевидного значения «тот, кто утешает», это слово может пониматься также в значении «посредник», «ходай», «заступник».
О Святом Духе, как и Боге «вообще», мы говорим как о вездесущем: «Иже везде сый». Церковнославянское выражение, идущее следом – «вся исполняяй» – вероятно, многих сбивает с толку. Как видно из приведенного выше русского перевода, в данном случае речь идет не об исполнении наших молитв и желаний, а все о том же – о вездесущии Божества: «вся исполняяй» означает «все наполняющий Собой». Однако здесь можно усмотреть и нечто большее: Святой Дух не просто «механически» наполняет Собой вселенную, но Он оживотворяет ее, ежесекундно поддерживает ее существование – иначе бы все распалось и рассыпалось, поскольку видимый нами мир не имеет иной причины собственного возникновения и длящегося существования помимо Бога.
Есть еще одно выражение в церковнославянском переводе молитвы, которое, как можно предположить, многими понимается превратно: «Сокровище благих» вовсе не значит, что Святой Дух – некое сокровище для хороших людей. Нет, Дух Животворящий – это сокровищница благ, вместилище и источник всего благого, доброго.
Далее мы называем Духа подателем жизни – тут уместно вспомнить другое песнопение, довольно часто звучащее на всенощной: «Святым Духом всяка душа живится, и чистотою возвышается…»
Все те слова и выражения, о которых сейчас шла речь, – все это было обращение, которое занимает около двух третей молитвы. А дальше идет просительная часть.
О чем мы просим Бога Духа Святого? Мы просим Его, чтобы Он пришел и вселился «в нас». Последнее можно понимать двояко (и одно понимание отнюдь не исключает другого): или мы хотим, чтобы каждый из нас стал обителью Духа, храмом Бога; либо (ср. Ин 1:14) – чтобы Святой Дух обитал среди нас, между нами, объединяя нас в единое Тело Христово.
Затем мы просим, чтобы Дух, поселившись в нас, очистил нас от всякой скверны – т. е. от страстей, от греха – и чтобы Он, Благой (т. е. добрый) спас наши души, т. е. избавил бы нас от власти мира, диавола и, опять-таки, наших собственных страстей, и чтобы Он даровал нам Царство Небесное – т. е. Его собственное Царство (см. начало молитвы).
Как было сказано выше, молитва «Царю Небесный» входит в состав службы праздника Пятидесятницы (иначе, Дня Святой Троицы). Напомним, что эта молитва не читается в период от Пасхи до Пятидесятницы: в пасхальный период она заменяется троекратным чтением (или пением) тропаря Пасхи, а от Вознесения до Пасхи и вовсе ничем не заменяется – и это значимое отсутствие подчеркивает то напряжение, с которым Церковь всякий год ожидает дня ниспослания Святого Духа. И вот в день Пятидесятницы, после семи недель своеобразного воздержания, вновь звучит молитва «Царю Небесный» (нередко ее поют всенародно) – сначала на великой вечерне, в качестве предпоследней стихиры на стиховне, а затем дважды на утрене – после 50-го псалма и перед великим славословием (вместо обычного «Преблагословена еси, Богородице Дево…»). С этого дня «Царю Небесный» читается ежедневно вплоть до первого дня Пасхи.
О духовном смысле молитвы «Царю Небесный»
Проповедь в День Святой Троицы о молитве «Царю Небесный», в словах которой заключена тайна нашего спасения. Жительство наше на небесах, мы сотворены не для земли, а для неба.
Царь Небесный. Отец, Сын и Дух Святой. Дух Святой ниспосылает нам благодать из недр Божественного Существа и землю делает небом, делает нас, причастников благодати, гражданами Царства Небесного. И об этом нужно всегда вспоминать, зная, что жительство наше на небесах, мы сотворены не для земли, а для неба. И в уме нашем, и в сердце нашем, в помыслах, в намерениях, в чаяниях, устремлениях пусть главенствует небесное, как говорит Господь: о горнем мудрствуйте, а не о земном. Живя на земле и по необходимости имея земные попечения, будем и их обращать ко славе Царя Небесного. Все свершать, как учит нас апостол Павел, во славу Господа Иисуса Христа, променивая земное на небесное. Земные сокровища, так сказать, используя ради пользы ближних, будем непрестанно запасаться, умножать сокровище небесное – благодать Духа Святого.
«Утешитель» – таким словом Христос наименовал третье Лицо Святой Троицы. Нет такой беды и скорби, болезни, таких тягостных обстоятельств, которые не развеяла бы Божественная благодать. Нужно лишь иметь веру в Него, Утешителя, меньше жаловаться окружающим, а лучше и вообще не жаловаться, но слушать чужие жалобы. И прибегать к Нему, Утешителю, зная, что всех, кто отвратился от этого скоропреходящего мира и всецело посвятил себя Господу, Дух Святой непременно и поддержит, и укрепит, трудности разрешит, болезни умалит и исцелит, и утешит так, как не утешает родная матерь. Ибо Он есть Бог, «Иже везде сый и вся исполняяй».
«Душе истины», – обращаемся мы к Святому Духу, прося Его наставить нас на всякую правду, избавить нас от всякой мысленной лжи, всякого заблуждения, всякого прельщения, соделать наше сердце простым, чистым, слова и поступки правыми, богоугодными. Человек, созданный по образу и подобию Божьему, льнёт к истине, она ему приятна, она радостна для него. И, напротив, всякое лукавство, экивоки, всякое вранье, ложь оставляют всегда на душе осадок, отзываются тяжестью. И мы просим Господа, чтобы Он даровал нам всегда ходить во истине, ибо ложь от диавола, а Бог наш есть путь, истина и жизнь.
«Иже везде сый и вся исполняяй». Если бы у нас открылись сердечные очи, мы бы увидели, что вся вселенная – и небо, и земля, и всякое творение Божие, и животный, и растительный мир, и небесные тела, и люди, все они движутся и существуют благодаря пребыванию в них Духа Святого. Тот есть воистину Царь, Который, пребывая вне этого мира, Своей энергией пронизывает все видимое и невидимое. И созерцая красоту Божьего мира, расцветающую природу, взирая на людей, нам должно воспоминать зиждительного творческого Духа и, так сказать, черпать вдохновение от внимательного рассматривания чистым оком всего, что открывается нашему взору. Но не прилепляться ни к чему земному, потому что главный предмет нашего вожделения, алкания есть невидимый Господь.
«Жизни подателю». Дух Господень несёт с Собой жизнь, Он сотворил эту жизнь. Тайна жизни никогда не будет разгадана сухим и чёрствым, а особенно неверующим умом. И воздавая Господу благодарность за дар жизни, мы должны понимать, что истинная жизнь есть общение с Богом, союз с Ним, истинная жизнь даётся нам, когда мы входим в Божественную область, когда Дух Святой прикасается к нашей душе, её священным и таинственным образом очищает, её украшает, её исполняет. И соответственно, дыханием жизни является только молитва, устремление к Богу всей нашей природы – тела, души и духа, мыслей и чувств. И об этом говорит Господь: «Жаждущий да приидет ко Мне и черпает, пьёт воду жизни даром».
В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей.
Именно силою Духа Святого вспомоществуемая наша молитва привносит вечную жизнь в наши сердца.
«Прииди – молимся, – и вселися в ны». Слово «вселися» говорит о том, что благодать Божия посещает нас не только в храме и не только в час причащения, но она всегда сопребывает с богобоязненным христианином, её черпать мы должны в течение всего дня, а может быть, и части ночи. И просим Господа, чтобы Он никогда не расставался с нами и не отступал от нас, а Он и обещает нам всегдашнее сопребывание с нами. А значит, всего больше мы должны бояться греха, любого: и деятельного, и словесного, и мысленного, потому что грех единственный и может отлучить нас от этого дыхания жизни.
«И очисти ны от всякия скверны», – просим Господа Бога Духа Святого, чтоб Он хранил нас от пленения диаволу, от воспоминаний лукавых, от всякого преступления заповедей Божиих. Просим, чтобы Он очищал нас от страстей, которые, к сожалению, нам присущи. Просим Господа Бога, чтобы Он всегда Своей чистительной энергией соблюдал ясность ума нашего непременяемой, сердце хранил в мире и любви.
«И спаси, Блаже, души наша». Общение со Христом и Духом Святым и Отцом есть самое спасение. И тот, кто позаботится, причастившись Святых Христовых Таин, пребывать в благодарении, в смирении, в любви, в молитве, не потерпит умаления Божественной благодати и по выходе из храма, потому что по Божьему предназначению сам человек есть одушевленный храм, в котором таинственно пребывает Божественная благодать.
И мы с вами праздничную нашу службу продолжим вечерней и будем молиться Святой Троице о том, чтобы Дух Святый, некогда освятивший апостолов, прикоснулся и к нашим сердцам, а мы хранили, блюли и умножали Божественную благодать покаянием, молитвой и деятельной любовью.
Царю Небесный: молитва, текст, толкование
О молитве Царю Небесный
Молитва Царю Небесный — это обращение к Святому Духу, являющееся частью церковного богослужения. Святой дух — третье Лицо Святой Троицы, Господу Животворящему. Название молитвы происходит от первых двух слов из ее текста. От Пасхи до Вознесения эта молитва не читается, ее место занимает тропарь Пасхи «Христос воскресе…». от Вознесения до Дня Святой Троицы молитву не произносят.
Молитва Царю Небесный — стихира шестого гласа на стиховне на великой вечерни Пятидесятницы. Ее относят к VIII—IX векам. Авторство молитвы остается неизвестным. Точную дату обозначить нельзя, но известно, что ее не было при Константинопольском уставе IX века. Читать молитву Царю Небесный можно и келейно, в домашней молитве.
Часто приходится слышать о том, что Царю Небесный — очень сильная молитва. Произносить ее можно, когда человек:
Но сила молитвы зависит не от того, какой текст произносится, а от веры человека. Ритуальное произношения текста молитвы без истинного разговора с Богом не имеет никакой «особенной» силы.
Царю Небесный текст молитвы
Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.
Объяснение:
Душе – дух. Иже – который. Сый – сущий, пребывающий. Вся исполняяй – всё наполняющий. Сокровище – хранилище, источник. Благих – добрых. Вселися в ны – вселись в нас. Скверна – грех.
На русском:
Царь Небесный, Утешитель (Советник, Наставник), Дух Истины, везде сущий (находящийся) и всё наполняющий (присутствием Своим), Сокровище благ и Податель Жизни, прийди и поселись в нас, очисти нас от всякого греха и спаси, Преблагий, души наши.
Толкование молитвы «Царю Небесный»
Святой Дух упоминается в Ветхом Завете три раза: дважды в книге пророка Исаии и один раз в 50 псалмах. А вот в Новом Завете Святой Дух появляется уже гораздо чаще. В виде голубя он спускался во время Крещения Господа нашего Иисуса Христа. О нем не раз говорили евангельские персонажи. Он приходил к Апостолам, когда те шли на проповедь. Поэтому при произношении молитвы Царю Небесный нет привычного припева «возрадуйся» или «радуйся», но зато есть слово «приди», которое призывает третье лицо Святой Троицы.
О Святом Духе в Писании
Нетленный Твой дух пребывает во всём. Прем.12,1
Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам. Он прославит Меня, потому что от Моего возьмёт и возвестит вам. Ин.16:13–14
Но вы примете силу, когда сойдёт на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли. Деян.1,8
Бог же надежды да исполнит вас всякой радости и мира в вере, дабы вы, силою Духа Святаго, обогатились надеждою. Рим.15,32
Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Ин.4,23
Когда же поведут предавать вас, не заботьтесь наперёд, что вам говорить, и не обдумывайте; но что дано будет вам в тот час, то и говорите, ибо не вы будете говорить, но Дух Святый. Мк. 13:11
Ибо не мерою даёт Бог Духа. Ин.3,34
Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божий. Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем- «Авва, Отче!» Сей Самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божий. Рим.8,14–16
И не оскорбляйте Святого Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления. Еф. 4,30
Человеку бывает сложно осмыслить, что такие ипостаси Бога. Кто есть — Святой Дух? Чтобы объяснить на более понятном человеку примере, можно сказать, что мужчина одновременно является:
В молитве говорится о вездесущности Господа, о том, что ничто и никто не укроется от Него. Дух пребывает везде, и мы просим его защитить нас от власти смерти и греха, которым человек был поражен. Мы говорим о Святом Духе «Утешитель», потому что Он утешает нас в скорбях, называем Его Духом Истины, потому что Истина есть только в Боге. Мы говорим, что Он — жизни Податель, потому что для человека источник жизни в Боге и Его милости. Поселившись в нас и, очистив нас от скверны грехов, Дух Святой дарует нам вечную жизнь и спасение через жертву Господа нашего Иисуса Христа.