дворец бутримовича пинск адрес
Дворец Бутримовича в Пинске
Дворец Бутримовича в Пинске, или «Пинский Мур», стал одним из первых дворцов в Западной и Центральной Беларуси (наряду с дворцами в Святске и Ружанах), где в единое композиционное целое были объединены черты характерные как барокко, так и классицизму. 7 сентября 1784 года в честь приезда в Пинск последнего короля Речи Посполитой Станислава Августа Понятовского в фундамент была заложена памятная плита. Этот день и считается официальным днем рождения Пинского Мура. Муром он называется потому, что в те времена стал первым жилым домом, построенным из камня. До этого момента из камня строились только монастыри и храмы.
Дворец строил активный политический деятель Речи Посполитой, пинский городской судья, дедушка композитора, художника и скульптора Наполеона Орды Матеуш Бутримович по проекту виленского архитектора Кароля Шильдхауза. Бутримович прославился своими усилиями связать Пинск с крупными портами в Гданьске и Кенинсберге. При закладке фундамента, оказалось, что дворец будет стоять на родниках. Поэтому была создана ювелирная дренажная система, которая была повреждена во время строительства гостиницы «Пинск» уже в наше время. Если бы не безответственное отношение ответственных за современную горе-стройку, система Бутримовича проработала бы еще 200 лет.
Одноэтажный Дворец Бутримовича с цокольным этажом построен в виде буквы П, благодаря чему внутри образовывается парадный двор. В самом же дворце хранились ценнейшие коллекции произведений искусства, заморские ковры, драгоценности. После пожара 1901 года, когда барочные элементы были уничтожены в огне, во дворце появляются архитектурные элементы неоготики.
После смерти Бутримовича дворец достается его дочери Юзефе – она была замужем за Михаилом Ордой. А затем Гортензии – внучке Матеуша Бутримовича и сестре Наполеона Орды. Гортензия вышла замуж за Александра Скирмунта, таким образом дворец стал принадлежать семье Скирмунтов. Гортензия же передала семейное имение своей внучке Констанции Скирмунт, которая отписала его католическому бискупству в 1920-х годах, сама же умерла в 1933 году и похоронена в Пинске. После ее смерти здание отошло государству.
Во время Первой мировой войны Пинск был сильно разрушен, а богатства из дворца Бутримовичей разграблены и вывезены войсками за границу (по разным сведениям, это были либо российские, либо немецкие войска). После Второй мировой войны в здании дворца размещалась типография, после – кинотеатр «Пионер» и Дом пионеров. Вероятно, это и спасло архитектурный памятник от разрушения и забвения. В 2009 году была проведена реконструкция и в дворце Бутримовичей открылись ЗАГС и филиал Музея Белорусского Полесья. Попасть на экскурсию в Дворец Бутримовича можно со среды по воскресенье с 9.00 до 13.00. Сам Музей Белорусского Полесья находится в Иезуитском коллегиуме в центре Пинска.
Дворец Бутримовича
«Пинский Мур» – один из первых дворцов в Западной Беларуси, памятник архитектуры XVIII в., сочетающий в себе черты, присущие стилям барокко и классицизму. Дворец Бутримовича был возведен по приказу Матеуша Бутримовича, видного политического деятеля того времени: судьи, финансиста, руководителя строительства и посла на Сейм от Речи Посполитой. А первый камень в фундамент будущего дворца в Пинске заложил последний король Речи Посполитой Станислав Август Понятовский. Другим высоким покровителем Бутримовича был гетман ВКЛ Михаил Казимир Огинский.
Главный фасад здания выходил на одну из центральных улиц Пинска, которая шла параллельно реке Пине. В центре фасада был эркер с дорической колоннaдой и небольшой террaсой-балконом. Парадный въезд был с другой стороны, именно через него гости попaдали в просторный вестибюль, a потом в шикарный бальный зал.
Внутри дворец был не менее роскошен. В главном корпусе было более десяти парадных помещений, а в боковых крыльях здания размещались жилые помещения. Лестницы на чердaк и цокольный этaж были умело замaскированы в укромных уголках рядa периферийных комнaт, что позволяло прислуге выпoлнять свои обязaнности, не доставляя излишнeго беспокойствa хозяевам и их гостям.
Матеуш Бутримович умер в 1814 году, дворец достался в наследство его дочери Юзефе, а потом он перешел внучке – Гортензии, жене Александра Скирмунта. С этогo времeни «Пинский мур» стал собственностью Скирмунтов. Гортензия была родной сестрой Наполеона Орды. Она оставила памятник архитектуры в наследство своей незамужней внучке, писательнице Констанции Скирмунт, которая приняла решение завещать его католическому бискупству. Это произошло в 20-е годы XX века.
Пока дворец был зимней резиденцией Скирмунтов, здесь хранились фaмильные ценности и aрхив семьи. Кроме того, во дворце находилась коллекция ценнейших предметов искусства: картины голландских мастеров, портреты Скирмунтов, венецианские люстры, коллекции гемм и камей, слуцкие пояса, сакский фарфор, восточные ковры и гобелены. Были здесь и скульптуры Хелены Скирмунт.
В 1901 году здание очень сильно пострадало при пожаре. Богатейшая коллекция была уничтожена. То, что не сгорело в пожаре, разграбили кайзеровские войска во время первой мировой войны. Тогда же пропали многочисленные рaботы знаменитого художника Наполеона Орды.
Позже дворец отстроили и добавили элементы неоготики. Появились готические стрельчатые проемы в застройке парадного входа. Последняя хозяйка «Пинского мура» Гортензия Скирмунт попыталась восстановить былую роскошь, но после eе смерти в 1933 году здaние перешло госудaрству.
Дворец пережил Великую Отечественную войну, после которой здесь расположилась типография. Позже в здании был кинотеатр «Пионер» и городской Дом пионеров. Благодаря этому здание не снесли, но внутренний барочный интерьер был уничтожен. Построенная позже гостиница «Припять» заслонила дворец, он стал совершенно незаметен. К счастью, в конце 90-х годов здесь стали проводиться исследования, выяснилось, что дворец стоял на роднике. А еще выяснилось, что при строительстве гостиницы была нарушена изящная дренажная система времен Бутримовича. Которая работала бы еще лет двести, если не больше. Началась реконструкция памятника архитектуры.
Реконструкция закончилась в 2009 году, и «Пинский мур» снова открыл свои двери. Теперь здесь расположены Дворец бракосочетаний и филиал Музея Белорусского Полесья.
Брестская область, г. Пинск, ул. Ленина, 44
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Дворец Бутримовича
Официальной датой начала строительства дворца Бутримовича в Пинске принято считать 7 сентября 1784 года, когда прибывший в Пинск последний король Речи Посполитой Август Понятовский заложил первый камень в виде подписанной плиты. Сам дворец в плане представлял собой классическое П-образное сооружение, состоявшее всего из одного этажа, расположенного на высоком цоколе, отданном под служебные и хозяйственные помещения. При этом при закладке фундамента была использована довольно сложная дренажная система.
Дворец принадлежал Матеушу Бутримовичу (1745-1814) активному государственному и хозяйственному деятелю на Полесье, реформатору, городскому судье, депутату Трибунала Литовского. Большой патриот Полесья, он сыграл особую роль в экономическом развитии края. Три славных полесских рода – Бутримовичи, Орды и Скирмунты – поочередно владели дворцом. Дочь Матеуша, Юзефина, вышла замуж за Михаила Орду, а внучка Гортензия – за Александра Скирмунта. Вернувшись из эмиграции, здесь, во дворце своего деда, жил и творил Наполеон Орда (1807-1883) – художник, музыкант, композитор, педагог. Впоследствии последней хозяйкой дворца стала Констанция Скирмунт.
В советское время дворец служил детским кинотеатром и Домом пионеров. Строительство со стороны реки гостиницы отсекло дворец от реки и флигелей (один из них, стилизованный под классицизм, был продан в 1913 г. уездной управе), и дворец пришел в упадок. В 2009 г. в истории дворца М. Бутримовича открылась новая страница. Завершилась начатая в 2007 г. реставрация, и теперь здесь – пинский Дворец бракосочетания. Не забыта и славная история «пинского мура». Ей посвящена экспозиция миниатюрного музея, который разместился в правом крыле дворца.
Главный парадный въезд располагался во дворе. Внутри пинский дворец был спроектирован таким образом, что бальные и парадные залы образовывали две параллельные галереи, соединенные дверными проемами. При этом в конце галерей располагались кабинеты, через которые можно было попасть в хозяйские покои. Переходы же к служебным помещениям, находившимся в цоколе, были умело замаскированы и отгорожены так, чтобы слуги могли выполнять свои обязанности, не тревожа хозяев.
ДВОРЕЦ МАТЕУША БУТРИМОВИЧА
Это красивое здание с античными портиками на боковых крыльях, выступающим в центре ризалитом и пятью высокими крыльцами, прежде раскрытое к реке, в историю города вошло как первая каменная гражданская постройка – «пинскиймур».
The Pina riverfront used to overlook a beautiful building with as many as five porches descending towards the river became in the history of the city as the first stone civil construction the Pinsk “mour».
The palace belonged to Mateus Butrimovich (1745-1814) an active estate and economic figure of Polessye, there former, thetown’s judge, the deputy of Lithuanian Tribunal, the ambassador and a great patriot of Polessye he played a special role in the economic development of the land, in the melioration of bogs, in the construction and development of Oginski (1767-1783) and Royal (1775-1783) channels, which turned Pinsk into a port of international value.
На закладке дворца 9 сентября 1784 присутствовал король Станислав Август Понятовский, который собственноручно положил первый камень в его основание. Строительство велось по проекту К. Шильдхауза около десяти лет (1784-1790е гг.). Более полутора веков никто не догадывался, что «пинскиймур», заняв собой оплывший берег былого оборонного рва, стоит на бьющих из-под земли ключах, воды которых отводит в сторону дренажная система, изобретенная в XVIII в
На закладцы палаца 9 верасня 1784 прысутнічаў кароль Станіслаў Аўгуст Панятоўскі, які ўласнаручна паклаў першы камень у яго падмурак. Будаўніцтва вялося па праекце К. Шыльдхауза каля дзесяці гадоў (1784-1790 гг.). Больш за паўтара стагоддзя ніхто не здагадваўся, што «пінскі мур», заняўшы сабой аплыўшы бераг былога абароннага рва, стаіць на крыніцах, якія б’юць з-пад зямлі, а іх воды адводзіць убок дрэнажная сістэма, вынайдзеная ў XVIII ст.
A king Stanislav Augustus Poniatowski personally placed the first stone in the basement of the palace designed by architect K. Shildkhauson September 9, 1784. The construction lasted for about ten years (the 1784-1790th). For more than one and a half centuries nobody guessed that the «Pinsk mour», having borrowed the swollen coast of a former defensive ditch, is located on the springs beating from under the ground, taking aside the waters with its drainage system, which was invented in the XVIII th century.
Планировка дворца – коридорно-анфиладная. В его центральной части – овальный зал, что образует на главном фасаде дворца полукруглый эркер с балконом. Дворовый фасад богато украшен дорические колонны и полуколонны, плоские и рустованные лопатки, сандрики, фриз, покрытый триглифами. Ранний классицизм здесь сочетается с уходящим в прошлое стилем барокко.
The planning of the palace is corridor-enfilade. There is an oval hall in its central part, which forms the semicircular bay window with a balcony on the main facade of the palace. Domestic facade is decorated with Dorian columns and semi-columns, flat and rustic pilasters, fasciae, the friezed elements covered with triglyphs. The early Classicism celebrates its victory over the declining Baroque.
Три славных полесских рода – Бутримовичи, Орды и Скирмунты – поочередно владели дворцом. Дочь Матеуша, Юзефина, вышла замуж за Михаила Орду, а внучка Гортензия подолгу – за Александра Скирмунта. Вернувшись из эмиграции, здесь, во дворце своего деда жил и творил Наполеон Орда (1807_1883) – художник, музыкант, композитор, педагог. Мастер архитектурного пейзажа он неутомимо путешествовал по родному краю, создавая удивительные рисунки, где соединились романтический образ и фотографическая точность. Когда-то «пинскиймур» был главным хранилищем его творческого наследия, впоследствии переданного в Краков последней хозяйкой дворца Констанцией Скирмунт.
Тры слаўныя палескія роды –
Бутрымовічы, Орды і Скірмунты – па чарзе валодалі палацам. Дачка Матэуша, Юзэфін, выйшла замуж за Міхаіла Орду, а ўнучка Гартэнзія – за Аляксандра Скірмунта. Вярнуўшыся з эміграцыі, тут, у палацы свайго дзеда, жыў і тварыў Напалеон Орда (1807–1883) – мастак, музыкант, кампазітар, педагог. Майстар архітэктурнага пейзажу, ён нястомна падарожнічаў па родным краі, ствараючы дзіўныя малюнкі, дзе спалучыліся рамантычны вобраз і фатаграфічная дакладнасць. Калісьці «пінскі мур» быў галоўным сховішчам яго творчай спадчыны, у далейшым перададзенай ў Кракаў апошняй гаспадыняй палаца Канстанцыяй Скірмунт.
Three nice Polessye families the Butrimovich, the Ordas and the Skirmunt sowned the palace in turn. Mateus’s daughter, Jusefina, married Mikhail Orda, and the granddaughter Hortensia married Alexander Skirmunt. Having returned from emigration, Napoleon Orda (1807-1883) who was an artist, musician, composer and teacher lived and created for a while here, in the palace of his grandfather. The master of an architectural landscape he tirelessly traveled around the native land, creating surprising drawings where the romantic image and photographic accuracy were combined. Once the «Pinsk mour» was the main storage of his creative heritage. Thelast hostess of the palace Konstancia Skirmun than ded the drawings to Krakow.
Частым гостем во дворце бывал Юзеф Крашевский (1812-1887) – романист, библиофил, этнограф, за творческую плодовитость удостоенный записи в Книгу рекордов Гиннесса.
Частым госцем у палацы бываў Юзэф Крашэўскі (1812-1887) – раманіст, бібліяфіл, этнограф, за творчую пладавітасць удастоены запісу ў Кнігу рэкордаў Гінеса.
The frequent guest of the palace was Juzef Krashevski (1812-1887) the novelist, the bibliophile, the ethnographer got into the Guinness Book of Records for his prolific writings.
Дочь Гортензии, Хелена Скирмунт (1827-1874), тоже оставила след в искусстве как талантливый скульптор и медальер, а внучка – Констанция (1851-1933), писательница и историк, написала три тома истории Великого княжества Литовского.
Дачка Гартэнзіі, Хелена Скірмунт (1827-1874), таксама пакінула след у мастацтве як таленавіты скульптар і медальер, а ўнучка Канстанцыя (1851-1933), пісьменніца і гісторык, напісала тры тамы гісторыі Вялікага княства Літоўскага.
Hortensia’s daughter, Helena Skirmunt (1827-1874), left a trace in arts as the talented sculptor and the granddaughter Constancia (1851-1933), the writer and the historian, wrote the history of Great Principality of Lithuania in three volumes.
Старожилы помнят «пинскиймур» как курию бискупа. Здесь была резиденция бискупов З. Лозинского и К. Букрабы.
Старажылы памятаюць «пінскі мур» як курыю біскупа. Тут была рэзідэнцыя біскупаў З. Лазінскага і К. Букрабы.
Old residents remember the Pinsk “mour» as a cultural and educational center of Catholic bishopric. There was a residence of bishops of Z. Lozinski and K. Bukraby.
В советское время дворец послужил детским кинотеатром и Домом пионеров. Строительство со стороны реки гостиницы отсекло дворец от реки и флигелей (один из них, стилизованный под классицизм, был продан в 1913 г. уездной управе), и дворец пришел в упадок.
У савецкі час палац паслужыў дзіцячым кінатэатрам і Домам піянераў. Будаўніцтва з боку ракі гасцініцы адсекла палац ад ракі і флігеляў (адзін з іх, стылізаваны пад класіцызм, быў прададзены ў 1913 г. павятовай управе), і палац прыйшоў у заняпад.
During the Soviet period the palace served as children’s cinema and the House of pioneers. The construction of the hotel on the river side cut off the palace from the river and the utility buildings (one of them styled under classicism was sold in 1913 to the Town Administration), and the palace fell into decay.
В 2009 г. в истории дворца М. Бутримовича открылась новая страница. Завершилась начатая в 2007 г. реставрация, и теперь здесь – пинский Дворец бракосочетания. Не забыта и славная история «пинского мура». Ей посвящена экспозиция миниатюрного музея, который разместился в правом крыле дворца.
У 2009 г. у гісторыі палаца М. Бутрымовіча адкрылася новая старонка. Завяршылася пачатая ў 2007 г. рэстаўрацыя, і цяпер тут – пінскі Палац шлюбу. Не забыта і слаўная гісторыя «пінскага мура». Ёй прысвечана экспазіцыя мініяцюрнага музея, які размясціўся ў правым крыле палаца.
The new page in the history of the Butrimovich palace was opened in 2009. The restoration which began in 2007 came to its end, and now there is the Pinsk wedding palace. The nice history of the Pinsk “mour» isn’t forgotten. One of the palace wings has a memorial exposition in a tiny museum devoted to its glorious past.
Дворец Бутримовича в Пинске, Беларусь: история, описание, фото
Пинск, ул. Ленина, 44
Усадьбы, дворцы, замки
Город Пинск известен как экономический и ремесленный центр Полесья еще с X столетия. Его географическое положение весьма удачное: через его территории проходил один из ключевых торговых путей того времени – «из варяг в греки».
Дворец Бутримовича, небезосновательно величаемый «Жемчужиной Полесья», был построен в 1794 году. Примечательно, что он прекрасно сохранился до наших времен и расположен прямо на главной улице Пинска.
Существованием на территории Пинска дворца мы обязаны тогдашнему владельцу этих земель Матеушу Бутримовичу. Местный шляхтич был послом от Пинска и участвовал в знаменательном Четырехлетнем сейме с 1788 по 1792 годы. Матеуш Бутримович был человеком широких взглядов, он внес неоценимый вклад в разработку пахотных земель и мелиорацию болот. Кроме того, шляхтич стоял у истоков формирования полесской промышленности и приложил руку к созданию Огинского и Днепровско-Бугского каналов.
Закладка памятного камня в честь визита польского короля Станислава Августа Понятовского, которую и принято считать датой основания дворца, произошла в далеком 1794 году. Архитектором величественного сооружения выступил виленский архитектор К. Шильдгауз. Строительство велось в течении десятилетия, при создании дворца использовались как привозные, так и местные стройматериалы.
Дворец Бутримовича абсолютно оправданно зовется жемчужиной, или «Пинским муром». Он являет абсолютно уникальный сплав архитектурных стилей, воплощая в себе черты барокко и классицизма. В его архитектурном облике встречаются канонические, типичные особенности для обоих стилей. Удивительным признан и тот факт, что дворец располагается в черте города, ведь в те времена было принято возводить резиденции среди парковой зелени и деревьев. Однако на этом необычности архитектурного памятника, построенного по инициативе Бутримовича, не заканчиваются. Во время проведения реконструкции было выяснено, что фундамент дворца построен не на твердой почве, а возведен на плывунах, то есть почве, которая со временем способна двигаться с места. Для устойчивости фундамента строителями были укреплены в почве 40 свай из крепкого дуба, обложенные ольховыми колодами. Благодаря такой конструкции, дворец горделиво возвышался над окрестностями, когда Пина, на которой и стоит город, выходила из берегов.
Дворец имеет один этаж и П-образную планировку, создающую строго симметричную композицию. Благодаря боковым крыльями, перед дворцом формируется парадный двор, где в былые времена располагался парк. Здание дворца состоит из трех корпусов: в среднем располагались парадные помещения, в боковых были размещены жилые комнаты, а также рабочие кабинеты. Внизу, в цокольном этаже, были расположены комнаты для прислуги и хозяйственные помещения. Все комнаты дворца были расположены в коридорном и анфиладном порядке: парадные залы образовывали две параллельные линии, которые переходили посредством угловых залов и с помощью специальной планировки наружных входов в левый и правый корпуса.
Дворец пережил многих хозяев, кроме Матеуша Бутримовича. Он был зимней резиденцией Скирмунтов, в свое время именно здесь жил и творил знаменитый Наполеон Орда. Удивительное сооружение сгорело в 1901 году, но было отстроено и отреставрировано. Однако собиравшаяся годами коллекция была утеряна. То, что сохранилось после пожара, уничтожили ворвавшиеся на территорию Пинска кайзеровские войска, после ухода которых пропали многочисленные работы Наполеона Орды. Пережил он и Великую Отечественную войну, после окончания которой в здании расположилась типография.
Фасад дворца Бутримовича, сохранившийся лучше всего, обращен к речке Пине, здесь же расположен парадный вход. Через него гости попадали в просторный вестибюль, который вел их далее по коридору к шикарному бальному залу.
Не так давно дворец поражал великолепием интерьеров, однако сейчас они, к сожалению, утрачены. В боковых корпусах отданы под нужды Дворца бракосочетаний и офиса ритуальных услуг. Они, нужно отдать им должное, прилагают все усилия, чтобы здание выглядело должным образом.
- дворец братьев васильевых адрес
- дворец в ломоносове адрес