дворец в петергофе адрес
Дворец в петергофе адрес
1 этап постройки: 1715-1725 гг.
Архитекторы И.Ф. Браунштейн, Ж.-Б. Леблон, Н. Микетти.
2 этап постройки: 1745-1755 гг. Архитектор Ф.Б. Растрелли.
Величественный и изысканный, Большой петергофский дворец, чей фасад протянулся вдоль террасы почти на 300 метров, занимает доминирующее положение в композиции петергофского ансамбля, связывая в единое художественное целое Верхний сад и Нижний парк. «Раскинув крылья» над водяной феерией Большого каскада, он объединяет и формирует вокруг себя стройную систему аллей, архитектурных сооружений и фонтанов.
Существующий облик дворца формировался в течение почти полутора веков. В Петровскую эпоху это было небольшое двухэтажное здание, ширина которого не превышала ширины Большого каскада, оно называлось Верхними или Нагорными палатами и служило для приемов и праздников. Идея местоположения и первоначального облика дворца принадлежала самому Петру, а воплощали её архитектор И.Ф. Браунштейн и такие выдающиеся зодчие, как Ж.-Б. Леблон и Н. Микетти. В 1732 году к дворцу пристроили две галереи по проекту М. Земцова, однако скромный петровский дворец уже не отвечал блеску и роскоши русского двора того времени.
Это и послужило причиной его перестройки, выполненной Ф.Б. Растрелли. Любимому архитектору императрицы Елизаветы Петровны предстояло выполнить непростую задачу – не просто создать жемчужину елизаветинского барокко, но и сохранить стены петровского дворца, встроив их в новое окружение. С поставленной задачей Растрелли справился блестяще. Во дворце появился ещё один этаж, значительно увеличилось центральное пространство, к которому примкнули крылья одноэтажных галерей, завершенных боковыми корпусами – Церковным и Корпусом под гербом. Интерьеры дворца, созданные архитектором, поражали динамикой и сказочной роскошью. Стены залов были украшены золоченой резьбой, зеркала создавали впечатление бесконечных перспектив и зрительно увеличивали внутреннее пространство. Сохраненный Растрелли Дубовый кабинет Петра I стал реликвией, помещенной в великолепное обрамление нового дворца.
В 60–70–х годах XVIII века барочная пышность выходит из моды, и интерьеры дворца начинают принимать иные очертания, в соответствии с новым стилем – классицистическим. В это время главным элементом украшения стали лепные композиции, создававшие впечатление благородства, простоты и изысканности художественного вкуса. По приказу императрицы Екатерины II архитектор Ю.М. Фельтен заново оформляет Столовую, Тронный и Чесменский залы, а Ж.- Б. Валлен – Деламот создает в 1766 – 67 гг. два Китайских кабинета.
Меняется дворец и в XIX веке. В 1846 г., по приказу императора Николая I, в восточном флигеле, выходящем в Верхний сад, архитектор А.И. Штакеншнейдер, надстроив третий этаж, создает восемь интерьеров по случаю бракосочетания дочери императора Ольги Николаевны с принцем Карлом Вюртембергским. С тех пор восточный флигель стал называться Ольгинской половиной Большого Петергофского дворца.
Сформировавшийся в результате всех перестроек архитектурный облик Большого дворца несет на себе отчетливые следы различных художественных вкусов и стилей, но талант и профессиональное уважение друг к другу позволили архитекторам разных эпох создать законченное произведение.
Большой петергофский дворец долгое время был центром светской жизни. Здесь проходили праздники, приемы, балы и маскарады, на которые приглашалось до трех тысяч гостей. В придворной церкви венчались, крестили детей и служили молебны в ознаменование воинских побед.
Петергоф. Большой Петергофский дворец
Аудиогид
Фотографии
Режим работы 2021
Телефон для справок: +7 (929) 116-26-55
Стоимость билетов 2021
Бесплатное посещение
Второе воскресенье каждого месяца день бесплатно для:
Где купить билеты?
Как добраться? Адрес
Большой петергофский дворец расположен в Петергофе, который относится к Петродворцовому району Санкт-Петербурга. Петергоф расположен на южном берегу Финского залива.
Расстояние между Санкт-Петербургом и Петергофом по трассе составляет 32 км. Примерное время преодоления этого расстояния на машине составляет 44 минуты.
Официальный сайт
Официальный сайт ГМЗ «Петергоф»: peterhofmuseum.ru
Фото и видеосъёмка
Разрешена любительская фото и видеосъёмка во всех музеях и парках музея-заповедника «Петергоф» фотоаппаратом или мобильным устройством (смартфоном, планшетом и т.п.), держа его в обеих руках, без использования вспышки и дополнительного оборудования (штативов, напольных, ручных и телескопических моноподов (селфи) и подобных устройств), не мешая при этом экскурсоводам и другим посетителям.
История дворца в Петергофе
Большой Петергофский дворец входит в состав Государственного музея-заповедника (ГМЗ) «Петергоф», который находится в одноимённом городе. Петергоф был основан в 1710 году как императорская загородная резиденция. В 1762 году получил статус города. Сегодня это музей-заповедник, аналогов которому нет в мире.
Ещё он известен как Петродворец с уникальнейшим и красивейшим ансамблем фонтанов. Не зря этот выдающийся памятник мировой архитектуры и дворцово-паркового искусства XVIII—XIX веков называют «Петровским Версалем».
В 2015 году государственному музею-заповеднику «Большой Петергофский дворец» исполнилось ни много ни мало – 300 лет. Три столетия назад своим указом Пётр I подписал Петергофу «приговор» исторического значения: именно здесь заложили Верхние палаты – будущий Большой дворец.
В XXI столетии потомки решили не осрамиться перед Петровой памятью, и в течение юбилейного года посетители должны были по достоинству оценить старания устроителей: юбилейные выставки, научно-практическая конференция, обновленная «ольгинская» коллекция, выставка рисунков Петра Алексеевича – и это еще неполный перечень мероприятий, подготовленных к отмечаемой дате.
Большой дворец в Петергофе по праву считается самым красивым дворцом Европы. К тому же занимает не последние позиции в числе самых крупных памятников XVIII столетия и находится под надежной охраной ЮНЕСКО.
Возвышаясь над водяной феерией Большого каскада, дворец объединяет вокруг себя стройную и камерную систему аллей, уникальных и восхитительных архитектурных сооружений, а также свежих и несказанно красивых фонтанов, которыми славится эта бывшая императорская резиденция. Совранный облик здания формировался на продолжении почти полутора столетий.
Скромный царский дворец
Задумки о расположении дворца и его первоначального облика принадлежали самому Петру I. Он возводился в стиле «петровского барокко». А воплощали идею государя архитектор Иоганн Браунштейн и такие выдающиеся зодчие, как Жан-Батист Леблон и Николо Микетти.
В 1732 году к дворцу пристроили 2 галереи по проекту Михаила Григорьевича Земцова. Но скромный петровский дворец уже не отвечал блеску и роскоши русского двора того времени. Дворец был перестроен в 1745—1752 годах по велению императрицы Елизаветы Петровны.
Царице хотелось видеть копию Версаля, вот и использовали модель последнего. Дворец в Петергофе перестроил архитектор Бартоломео Франческо Растрелли, в так называемом, стиле зрелого барокко.
Любимому архитектору императрицы Елизаветы Петровны предстояло выполнить нелёгкую задачу – не просто создать жемчужину елизаветинского барокко, но и сохранить стены петровского дворца, встроив их в новое окружение. С поставленной задачей гениальный зодчий Растрелли справился блестяще.
Прежде чем судить, это надо видеть
Петергофский красавец – «приверженец» линейной симметрии: 300 метров главного фасада его барочной композиции обращено на Финский залив. Террасу дворца оборудовали площадкой с балюстрадой, и с неё было приятно любоваться видом на Морской канал и Большой каскад. Последний выполнял роль парадной дворцовой лестницы.
Всё было детально продумано, гениальная идея более, чем удачно воплощена в жизнь, а сам дворец настолько органично вписывался в окружающий вид, что Жан-Батист Леблон – главный архитектор Санкт-Петербурга – в своё время выразил отношение к сему чуду:
. это такие вещи, которые надо видеть, чтобы судить об их красоте.
Мы строили-строили и… перестраивали-перестраивали
Вся эта красота возводилась в несколько этапов. Первый припал на 1710 год: Иоганн Браунштейн начал возводить Верхние (Нагорные) палаты, но не учёл особенности местных почв – палаты дали усадку и покрылись трещинами.
Через 6 лет в Петергоф на помощь приехал Жан-Батист Леблон, который составил план переделок: укрепление фундамента, постройка подземного акведука для отвода грунтовых вод, полное изменение планировки и интерьерного дизайна. Сторонник светлого пространства, архитектор в первую очередь занялся увеличением оконных и дверных проёмов, а также расширением площади балкона Итальянского салона – Леблону хотелось, чтобы одновременно там могло находиться достаточно много людей.
Грандиозные планы зодчего после его смерти продолжил Николо Микетти – он придал дворцу завершённый вид, достроив по бокам галереи.
Взошедшая на престол императрица Елизавета Петровна занялась переустройством дворца. Ей хотелось перемен, а тут – целый дворец ждал её хозяйской руки. Масштабы были ещё те!
Архитектору Растрелли поручили разработать новые чертежи здания, к чему он и приступил в 1745 году. Центр Большого дворца был не тронут – всё осталось, как при Петре, а вот боковые галереи дополнили величавыми Церковным и Гербовым корпусами.
Также пристроили и корпуса-ризалиты, изменившие плоскость фасада. Украшением западного корпуса стала Парадная лестница и Светлая галерея. Эта галерея получила ещё одно название – Танцевальный зал. Он был самым изысканным помещением в Большом дворце.
Вдобавок ко всему Растрелли оформил интерьеры помещения с особой тщательностью, превратив дворцовые залы в утончённые, изящные парадные комнаты. Всё здесь дышало роскошью и пышностью: подвесные «зеркальные» своды, плафонная живопись, сплошная позолота, обилие зеркал, настенная роспись – они придавали ощущение нескончаемого праздника.
Для полного оформления понадобилось 9 лет, на протяжении которых не прекращались дворцовые пышные торжества. Дочь Петра, стоит отметить, знала толк в организации подобных мероприятий.
Но пришёл 1762 год, а с ним – и время правления Екатерины II. Место уже неугодного Растрелли занял новый фаворит – Жан-Батист Валлен-Деламот, который переделал две дворцовые комнаты. Для них он подобрал модный тогда китайский стиль.
Ещё один императорский архитектор Юрий Фельтен переоборудовал некоторые парадные залы – Аванзал, Тронный зал и столовую. На этом крупные переделки Большого дворца прекратились. Правда, менялся дворец и в XIX веке.
В 1846 году, по приказу императора Николая I, в восточном флигеле, выходящем в Верхний сад, архитектор Андрей Иванович Штакеншнейдер надстроил третий этаж и создал 8 интерьеров в честь бракосочетания дочери императора Ольги Николаевны с принцем Карлом Вюртембергским. С того времени восточный флигель стал называться Ольгинской половиной Большого Петергофского дворца.
Композиция Большого дворца приобрела полную симметрию. Штакеншнейдер бережно обновил декор ряда гостиных, особенно в восточном крыле. Это была последняя перестройка дворца. Восточный флигель дворца имел 8 помещений, оформленных в стиле «второго рококо». Они были богато украшены золочёной резьбой, ткаными шелками, изготовленными на московских шелкоткацких мануфактурах Кондрашева и Сапожниковых.
В комнатах этой половины дворца была собрана коллекция русского фарфора. Так, специально для спальни на фарфоровом заводе в Петербурге были изготовлены рама к трюмо, камин и туалетный прибор. Бронза для интерьеров Восточного флигеля заказывалась фирме Шопена в Петербурге, мебель изготовляли мастерские Тура и Гамбса.
Обычно двор переезжал в Петергоф в июне. Переезд отмечался праздником. Долгое время Большой Петергофский дворец выступал центром светской жизни, где проводились приёмы и праздники, балы и маскарады. Последние посещали порядка 3000 гостей. В придворной церкви венчались, крестили детей и служили молебны в ознаменование воинских побед Российской империи.
Дворец и ХХ век, в советское время
Перед I мировой войной в Большом Петергофском дворце велись переговоры, в ходе которых были оформлены союзнические отношения империалистических держав. В первый день августа 1914 года Германия объявила войну России. С тех пор царский двор больше не выезжал в Петергоф.
Осенью 1917 года из Петергофа отправили более 100 ящиков с фарфором, бронзой, живописью, деталями архитектурно-декоративного убранства. Но многое оставалось в Большом дворце. В 1917 году 7 ноября вышло постановление Народного комиссариата просвещения за подписью А. В. Луначарского об охране памятников искусства и старины по бывшему министерству двора.
Этим постановлением предусматривался строгий учёт дворцового имущества и составление художественно-исторического каталога. В декабре для проведения этой работы комиссией по делам искусств при Наркомпросе была создана специальная Петергофская художественно-историческая комиссия.
Зимой 1917-1918 годов параллельно с работами по каталогизации коллекций были возвращены на свои места оставшиеся в Петергофе предметы. А 18 мая 1918 года более 500 рабочих с развёрнутыми красными знаменами, революционными плакатами и оркестром прошли по залам бывшей императорской резиденции.
В июле 1918 года Владимир Ильич Ленин Ульянов подписал декрет Совета Народных Комиссаров «О конфискации имущества низложенного Российского императора и членов императорского дома». Художественные собрания Большого Петергофского дворца стали пополняться за счёт предметов бывших императорских и великокняжеских дворцов Знаменки, Михайловки, Стрельны, Ропши.
В ноябре 1921 года из Москвы в Петергофский дворец вернулись эвакуированные в 1917 году дворцовые ценности. Несколько месяцев ушло на расстановку предметов по залам дворца. В 1930-е годы Петергоф превратился в один из крупнейших музейных центров СССР. В 1940 году число посетителей достигло 2 миллионов человек.
Царская резиденция во время войны: фото
С первых дней Великой Отечественной войны начались работы по эвакуации коллекций музеев Петергофа, и в частности Большого дворца. За короткий период времени небольшому коллективу сотрудников удалось проделать огромнейшую работу: определить предметы, подлежащие эвакуации в первую очередь; снять со стен живописные полотна и образцы декоративных тканей; упаковать фарфоровые и фаянсовые сервизы, хрусталь, люстры. Частично была снята со стен кабинета Петра I дубовая резьба Н. Пино.
Единственное фото, как горел дворец
Из Большого дворца было вывезено лишь 22% предметов искусства и 13% книг. Из более чем 4000 предметов, составлявших до войны коллекцию Большого дворца, удалось вывезти более 2000. Спасённые ценности были укрыты в подвалах Исаакиевского собора, также 55 вагонов с экспонатами были отправлены в Сарапул и Горький, затем в Новосибирск.
С сентября 1941 по конец января 1944 года пригороды Ленинграда находились в зоне оккупации. В день захвата Петергофа Большой дворец загорелся от снаряда, попавшего в Церковный флигель и нацисты запретили жителям тушить пожар. Дворец горел три дня, сгорела его часть. Затем всё, что осталось, было полностью разграблено.
Эти факты известны из воспоминаний главного хранителя музеев Петергофа М. А. Тихомировой. В огне погибли деревянная золочёная резьба, живописные плафоны, наборные паркеты. Во время оккупации Петергоф был превращён фашистами в особо укреплённый пункт. К счастью, 19 января 1944 года советские войска освободили Петергоф.
В это время была взорвана центральная, петровская часть дворца. Обгоревший, с выбитыми окнами, с обрушившимися перекрытиями и кровлей – такой стала бывшая роскошная царская резиденция после фашистов. Тогда казалось уже, что поднять из руин дворец сможет только большое чудо.
Большой Петергофский дворец, подобно птице Феникс, восстал из гари и пепла. Всю страну обошли фотографии разрушенного фашистами дворца и фонтанов, опубликованные во многих газетах и журналах.
В гневных стихах клеймили оккупантов, превративших в руины один из красивейших ансамблей, ленинградские поэты. М. Дудин писал:
3 сентября 1944 года в газете «Правда» было помещено сообщение Чрезвычайной Государственной комиссии «О разрушениях памятников искусства и архитектуры в городах Петродворец, Пушкин и Павловск». В передовой статье газеты говорилось:
Мы побеждаем, мы победим подлого и ненавистного врага. Будут залечены раны, нанесённые фашистскими захватчиками нашей земле. Будут восстановлены наши дворцы, музеи, картинные галереи, фонтаны, парки.
Благодаря огромному таланту и неимоверным усилиям советских рестораторов, в мае 1964 года были открыты первые возрождённые залы дворца. Сейчас в нём посетителей ожидает увлекательное путешествие по волшебному дворцу, наполненному предметами декоративно – прикладного искусства, великолепной мебелью и превосходными произведениями скульптуры и живописи.
Восстановление дворца
После окончания Великой Отечественной войны к руинам дворца подступили с осмотром состояния архитекторы-реставраторы и музейные работники. В 1947 году в мастерской русского, советского архитектора Андрея Андреевича Оля был составлен проект по воссоздания внешнего облика здания.
Углубленное изучение памятника сопровождалось рядом открытий. Впервые были названы имена многих мастеров, работавших в Большом дворце. При восстановлении отдельных помещений были удалены наслоения более позднего времени.
Нередко реставраторам приходилось заново возрождать некоторые практически уже забытые виды искусства, секреты которых были утрачены. Так, позолотчики вернули к жизни старинный способ золочения деревянной резьбы.
В 1979 году восстановили Растреллиевские интерьеры Аудиенц-зала. В 1985 году было завершено воссоздание Парадной лестницы. За проделанную огромнейшую работу по воссозданию Большого дворца в Петергофе многие реставраторы получили высокие награды и звания.
Дворцово-парковый ансамбль сегодня
После дворца, центральное место в дворцово-парковом ансамбле занимает Нижний парк с фонтанами. Вместе с Верхним садом он образует старейшую часть ансамбля. С востока Нижний парк граничит с Александрией, которая, в свою очередь, на юге продолжается Александровским парком.
К Верхнему саду с юга примыкает Ольгин пруд, являющийся частью Колонистского парка. К югу от него простирается обширный Луговой парк. К юго-западу от Нижнего парка в XVIII веке сформировался пейзажный Английский парк. Вниз по Петергофской дороге, к западу от Нижнего парка с севера на юг протянулся парк Сергиевка, с востока граничащий с Собственной дачей.
Архитектура
Сформировавшийся в результате всех перестроек архитектурный облик Большого дворца несёт на себе отчетливые следы различных художественных вкусов и стилей, но талант и профессиональное уважение друг к другу позволили архитекторам разных эпох создать законченное произведение.
Дворец снаружи
Центральная часть фасада переходит в симметричные трёхэтажные ризалиты с более низкой крышей. Орнаментальный декор выделяет окна 2-го этажа. Балконы подчёркивают 3 парадных входа северного фасада. Кованые решётки балконов с вензелями Петра и Елизаветы дополняют отделку. Стены, окрашенные в жёлтый цвет, оживлены белыми пилястрами и рельефными украшениями из светлого пудостского камня.
Симметрично по отношению к центральной части здания расположены Церковный и Гербовый корпуса. Они имеют золочёные фигурные купола, увенчанные фонариками и луковицами. Грани куполов украшены золочёными гирляндами пальмовых листьев.
Купол Гербового корпуса завершён вращающимся флюгером в виде трёхглавого орла с распростёртыми крыльями, державой и скипетром в лапах. Орёл выполнен так, чтобы с любой точки воспринимался как двуглавый. Центральный купол пятиглавого церковного корпуса увенчан православным крестом, высота которого составляет 27 метров.
Одноэтажные двусветные галереи с вазами на балюстрадах связывают основную часть дворца с флигелями. Южный фасад дворца, обращённый к старой Петергофской дороге, решён в традиционных формах русской усадебной архитектуры. Это П-образный объём, флигели которого образуют границы внутреннего двора.
На черновых набросках, сделанных Петром I, видны следы этого дворового пространства, ограниченного каналами для отвода воды. На фронтоне со стороны Верхнего сада изображена голова богини весны Флоры среди цветов и орудий земледелия. Южный фасад дворца как бы охватывает Верхний сад.
Дворцом пользовались члены царской семьи только в летнее время. Помещения 1-го этажа отводились для придворных и знатных гостей. Во 2-м этаже находились парадные залы, гостиные и жилые покои царской семьи.
Цари – со дворцом, архитектор – с носом
Если смотреть на Большой дворец из Верхнего либо Нижнего парков, то кажется, что здание огромно. Но это обманчивое впечатление: на самом деле дворец более узкий и не таких внушительных размеров, как представляется.
Особый интерес во дворце являла Голубая приемная: к парадным залам она не относилась, а выступала в роли секретарской. Особенностью приемной было ведение там «поденных журналов», в которых фиксировали все события в жизни Большого дворца.
По преданию, дочь Петра, Елизавета, специально приказала Растрелли украсить Танцевальный зал особым образом – побогаче, с позолотой. Ведь основным назначением зала был прием именитых купцов, падких до благородного металла.
Великий Растрелли, создав восхитительный дворец, который являлся парадной царской резиденцией и, возможно, превосходящий по красоте, пышности и шику даже Версальский шедевр, не заслужил достойного вознаграждения. Елизавета Петровна была очень довольна работой архитектора, но не заплатила ему ни гроша.
В петровские времена Большой дворец был сосредоточением официальной летней жизни России: в его стенах поднимались важные государственные вопросы, а залы принимали знатных гостей, спешащих на балы и маскарады.
Даже спустя 300 лет после строительства, изумительный Петергофский Большой дворец поражает своим великолепием и роскошью.
Архитектор
Автор проекта Большого дворца в Петергофе и его главным зодчим был Бартоломео Франческо Растрелли (1700-1771) — русский архитектор итальянского происхождения, академик архитектуры Императорской Академии художеств, яркий представитель так называемого елизаветинского барокко.
Франческо Растрелли был сыном обрусевшего итальянца Бартоломео Карло Растрелли, который в 1715 году вместе с семьёй был приглашён Петром I в Россию, где для важности стал именовать себя графом.
В 1716 году семья Растрелли поселилась на Первой линии, на месте нынешнего дома № 29 по Шпалерной улице. Первоначальное профессиональное образование Франческо получил под руководством своего отца, привлекался к достройке дворцов А. Д. Меншикова.
Во второй половине 1720-х гг. несколько раз выезжал на обучение в Европу, предположительно в Италию и во Францию. Наиболее ранняя задокументированная работа Растрелли — это строительство каменного трёхэтажного дворца Дмитрия Кантемира вблизи Потешного поля в Петербурге в 1721—1727 годах. Эта постройка вписывалась в основное русло петровского барокко и мало отличалась от подобных сооружений.
По рекомендации Бирона он стал обер-архитектором императрицы Анны Иоанновны, а затем и её преемницы Елизаветы. В начале 1740-х годах он дважды ездил в Москву, где, видимо, ознакомился с традиционным русским зодчеством и значительно расширил свой архитектурный кругозор.
Период расцвета архитектора начался с постройки для императрицы Елизаветы Петровны деревянного летнего дворца в Санкт-Петербурге в 1741—1744 годах, который, увы, не сохранился. На пике славы мастер по требованию императрицы сопровождал сразу несколько поистине грандиозных строительных проектов. С 1747 по 1752 год архитектор посвятил себя работе над Большим дворцом в Петергофе. В 1752—1757 годах Растрелли строил Екатерининский дворец в Царском Селе.
После смерти Елизаветы Петровны стиль барокко вышел из моды, и поток заказов быстро иссяк. Взошедшая на престол Екатерина II благоволила Антонио Ринальди, который на протяжении ряда лет работал по заказам «молодого двора» и был осведомлён о новейших веяниях в европейской архитектуре.
В октябре 1763 года по высочайшему указу архитектор Франческо Растрелли был уволен «в рассуждении старости и слабого здоровья» с назначением ему пенсиона — 1000 рублей в год.
В начале августа 1764 года Растрелли с семьёй покинул Петербург. Он жил в Курляндии, где возобновил строительство Рундальского и Митавского дворцов вернувшегося из ссылки Бирона. В 1766 году Растрелли предпринял попытку найти нового покровителя в лице прусского короля Фридриха II, известного как приверженец стилей барокко и рококо.
Растрелли отправился в Берлин с подробным отчётом с чертежами и описанием всех своих работ. Однако хлопоты архитектора были напрасны: Фридрих не дал ему аудиенции, передав лишь записку с рекомендацией сделать гравюры с чертежей для публики, «сие доставило бы вам аплодисменты всех ценителей изящных искусств и наук».
Старый архитектор был вынужден вернуться в Курляндию. Зимой 1767 года умерла его жена Мария. Через некоторое время в газете «Митавские новости» появилось объявление о распродаже в доме Растрелли мебели, дорожной кареты, столового серебра и ювелирных изделий.
Патриарх советского искусствоведения Борис Виппер считал последней работой Растрелли курляндскую усадьбу Грюнхоф, достроенную в стиле классицизма датчанином Северином Йенсеном. Есть другая версия последней работы Растрелли, но архитектор создал только, якобы, проект, а достроен объект был после его смерти.
Увы, дата кончины и место захоронения Франческо Растрелли, гениального зодчего, неизвестны. Но существует предположение, что он умер в Митаве и был похоронен рядом с супругой Марией, близ Реформатской церкви. Эта могила была утрачена во время II мировой войны.
Косвенно о дате смерти свидетельствует Указ о выплате пенсии, назначенной Растрелли, его зятю и наследнику Франческо Бартолиати, датированный 29 апреля 1771 года. За несколько месяцев до кончины Растрелли, в январе 1771 года, собрание академиков удовлетворило его прошение о принятии «в число наиболее именитых членов Императорской академии художеств в качестве почётного вольного общника».
Бюст установлен рядом с Екатерининским дворцом и выполнен скульптором Марией Тимофеевной Литовченко и архитектором Сергеем Леонидовичем Михайловым. Находится на постаменте возле дома номер 5 на пересечении улиц Садовой и Дворцовой в городе Пушкин.
Интерьеры и залы дворца
Интерьеры дворца в Петергофе, созданные гениальным архитектором Бартоломео Франческо Растрелли, поражали динамикой и сказочной роскошью. Стены залов были украшены золочёной резьбой, зеркала создавали впечатление бесконечных перспектив и зрительно увеличивали внутреннее пространство.
Роскошь, вмещённая в 30 залов
Прототипом Петергофского Танцевального зала служила зеркальная галерея Версаля. Особенностью таких помещений были фальшивые зеркальные окна-обманки. Тронный зал являлся наибольшим по площади залом 330 кв. м дворца предназначались для официальных приемов, балов и концертов. Звание старейшего дворцового помещения носил Картинный зал. Кроме того, изначально он был и наиболее крупным парадным помещением.
Парадные комнаты Собственной половины включали в себя личные императорские кабинеты, спальни, салоны и туалетные. Доступ сюда имели лишь лица приближённые.
Небольшая Куропаточная гостиная, названная так за изображения куропаток на драгоценном шелке, до наших дней сохранила отдельные элементы дорогой обивки на одной из стен, в оконных драпировках и в нише.
Уникальным являлся и Дубовый кабинет: он единственное помещение дворца, которое и в XXI веке может похвастаться полностью сохраненным оформлением времен эпохи Петра. В кабинете имеются и некоторые личные вещи царя, в числе которых – его дорожные часы.
Дворец внутри: фото
В ходе Растреллиевской перестройки были созданы новые интерьеры: вдоль всего северного фасада дворца протянулась анфилада парадных залов, гостиных и жилых комнат, которая начиналась в западной части здания Аванзалом (ныне Чесменским) и заканчивалась в его восточной части Голубой (Большой) гостиной.
Ось анфилады с обеих сторон завершается окнами, что создает впечатление бесконечной протяженности. Главную роль в убранстве интерьеров Большого дворца играла деревянная золочёная резьба. Особое место в декоративном убранстве залов занимала живопись. В интерьерах, созданных Растрелли, достаточно большую роль играли зеркала и наборные паркеты. Отделка Большого дворца была закончена в 1755 году.
К 1755 году строительство Большого дворца была завершено. Здание приобрело торжественный облик в стиле елизаветинского барокко. В целом, над интерьерами Большого Петергофского дворца более 2-х столетий трудились знаменитые архитекторы и художники, а также по восстановлению разрушенного фашистами дворца и его внутреннего убранства вели лучшие советские реставраторы, художники и скульпторы.
Парадная лестница
Парадный вход во дворец размещён в его западном флигеле. Такое решение позволяло Растрелли развернуть анфиладу парадных залов, нанизанных на ось вдоль фасада. Квадратный в плане зал с двухцветной лестницей — один из самых эффектных интерьеров дворца, отличающийся парадной и роскошной отделкой.
В нём Растрелли достиг максимального синтеза искусств, применив едва ли не все возможные средства декорирования: масляная живопись плафона, темперная роспись стен, лепнина, резьба по дереву, кованый металл. В интерьере лестницы многообразно представлены различные скульптурные формы: барельефы, картуши, статуи, рокайли, вазы.
Дубовый кабинет и Дубовая лестница
Сохранённый Растрелли Дубовый кабинет Петра I стал реликвией, помещённой в великолепное обрамление нового дворца. Дубовый кабинет — старейший интерьер дворца, создан ещё в первой четверти XVIII века. Отделан четырнадцатью дубовыми панелями, восемь из которых подлинные.
Дубовая лестница была сооружена в 1720-1721 годах по проекту А. Леблона. Она сохранялась на протяжении двух веков почти без изменений. Лишь Растрелли, изменяя отделку Центрального зала, в который ведёт лестница, украсил двери на верхней площадке богатыми резными золочёными наличниками.
Плафон создал И. Я. Вишняков в 1751 году. Он изображал Аврору, богиню утренней зари, но светильник во время войны погиб и был воссоздан в 1964 году Я. А. Казаковым.
Ступени лестницы устланы дубом, из него же вырезаны балясины её перил, отсюда и название. Все дубовые детали, кроме фрагмента одной из балясин, сгорели при пожаре 1941 года, были воссозданы по моделям скульптора Н. Оде. При восстановлении интерьера решено было вернуться к наличникам, характерным для первой четверти XVIII века.
Танцевальный зал
Танцевальный (или Купеческий) зал площадью около 270 м2 занимает всё западное крыло дворца. По декоративному убранству —самый пышный интерьер дворца, разработан в особом праздничном ключе. Он создавался в 1751-1752 годах и полностью сохранил изначальный замысел Растрелли.
Особенность Танцевального зала — фальшивые зеркальные окна-обманки, занимающие основное пространство глухих западной и северной стен. На противоположных им стенах — окна настоящие, большие, в два яруса. Простенки между окнами, как настоящими, так и фальшивыми, занимают огромные зеркала. Изобилие зеркал создаёт эффект многократно умноженного пространства. В отделке господствует золочёная резьба по дереву.
Голубая приёмная
Небольшая комната, связанная с Танцевальным и Чесменским залами; также имеет выход через стеклянные двери в галерею, соединяющую основную часть дворца с Гербовым корпусом. Своё название получила по отделке стен: они затянуты голубым шёлковым штофом.
Чесменский зал
Руководил перестройкой зала Ю. М. Фельтен. От первоначального растреллиевского интерьера был оставлен только паркет, зеркала в простенках и плафон работы Л. Вернера «Церера, вручающая колосья Триптолему».
Фельтен, создавая интерьер в классицистическом ключе, использовал минимальное декоративное оформление: только сочетание белого и светло-жёлтого цвета стен, лепные орнаменты строгого рисунка на падуге потолка и разместившиеся в десюдепортах барельефы.
Тронный зал
Самый большой, его площадь 330 м2, и наиболее торжественный зал дворца. Первоначально зал именовался Большим и не имел чётко выраженного предназначения. Интерьер создал Ю. М. Фельтен в 1777—1778 годах. От предыдущего барочного интерьера, разработанного Ф. Б. Растрелли, остался только паркет.
Основной элемент декорирования зала — живопись, ей отведены наиболее значимые места в интерьере. Центральное место восточной стены занимает конный портрет Екатерины II, самое крупное живописное полотно зала.
Аудиенц-зал
Относительно небольшой зал в числе парадных помещений дворца, интерьер которого был разработан Б. Ф. Растрелли. Первоначальный план постройки дворца предполагал существование на месте зала двух небольших комнат, с световым двориком между ними, но этот план архитектора был отклонён.
Ему пришлось в те же размеры попытаться вписать Аудиенц-зал. Сложность заключалась в том, что пространство для помещения оказалось зажатым Большим (Тронным) залом с одной стороны, и Белой столовой — с другой; а большие двухсветные окна при этом должны были выходить на обе стороны от дворца.
Получалось узкое и высокое, вытянутое поперёк дворца пространство помещения. Архитектор продемонстрировал незаурядное композиционное мастерство, успешно справившись с декорированием сложного пространства.
Белая столовая
Первоначальный декор Столовой, выполненный в традиционной для Б. Ф. Растрелли манере, просуществовал недолго. В 1774—1775 годах Ю. М. Фельтен существенно переделал зал, и по характеру переделки он получил своё нынешнее название. Белая столовая составляет выразительный контраст предыдущему интерьеру: после изобилия блеска позолоты и игры зеркал — почти полная монохромность и матовая текстура.
Интерьер решён в строгих канонах классицизма, и на контрасте двух соседних залов легко прослеживаются отличия двух стилистичексих подходов. Белая столовая также выделяется среди остальных залов дворца отсутствием живописи. Функцию главного декоративного оформления несут на себе настенные барельефы, в других интерьерах выполнявшие лишь вспомогательную роль.
Белая столовая замыкает анфиладу больших парадных залов дворца. Её местоположение в планировке проводит границу между официальными залами и приватными дворцовыми покоями.
К Белой столовой примыкают две небольшие комнаты — Буфетные (название закрепилось с середины XIX века; до этого одна из них именовалась Подогревальней). Подсобные помещения использовались для подготовки блюд к подаче на стол и хранения посуды; были меблированы дубовыми столами и посудными шкафами. Сейчас в одной из Буфетных выставлены живописные произведения из коллекции музея работы А. Сандерса, выполненные в 1748 году.
Китайские кабинеты
Самыми экзотическими по декору помещениями дворца без сомнения являются Западный и Восточный Китайские кабинеты. Они расположены симметрично относительно центральной оси дворца, обрамляя собой Картинный зал. Это та часть дворца, которая существовала изначально; со временем она перестраивалась и изменяла своё функциональное предназначение.
В Восточном кабинете ранее, при Петре I, существовала столовая. Идея обустроить Китайские кабинеты принадлежит Екатерине II и была реализована в 1766—1769 годах и в дальнейшем существенно не изменялся. Интерьер разрабатывал архитектор Ж. Б. Валлен-Деламот.
За основу декоративного убранства были взяты китайские лаковые ширмы, китайские лаковые миниатюры, привезённые в Россию ещё при Петре I. Современная экспозиция музея включает в себя также коллекцию фарфоровых изделий XVII—XIX веков, выполненных китайскими и японскими мастерами: посуду, вазы, подсвечники, статуэтки; кантонскую эмаль, лаковые расписные шкатулки и кабинеты.
Большая (Голубая) гостиная
Голубая гостиная в середине XVIII века называлась Столовой. Обивка стен неоднократно менялась. Голубая брокатель, давшая интерьеру новое название, впервые упоминается в 1876 году.
В настоящее время стены украшены шёлком, изготовленным по образцу 1897 года. До 1941 года здесь сохранялась живописная падуга художника Л. Дорицкого (1753).
Падуга воссоздана художником Л. Любимовым в 1980 году. Гостиную украшают парадные портреты Екатерины II и жены Павла I Марии Фёдоровны — копии художников XVIII века с портретов работы Д. Левицкого и Л. Виже-Лебрен. Интерьер дополняет печь с так называемыми «ландшафтными» изразцами.
Куропаточная гостиная
Куропаточная гостиная, или Будуар, открывает анфиладу комнат женской половины дворца. Расположенная в непосредственной близости от спальни и Туалетной, она использовалась для утреннего времяпрепровождения императриц в ближайшем окружении. Комната расположена в старой, петровской части дворца.
До перепланировки, предпринятой Б. Ф. Растрелли, на месте гостиной были две маленькие комнаты, причём одна из них — без окон. Впоследствии Растреллиевский интерьер был переработан Ю. М. Фельтеном, который, однако, не изменил его общий характер: были оставлены некоторые золочёные орнаменты на стенах и дверях, остался и альков, отделяющий размещённый в гостиной диван от остальной части комнаты. Фельтен создал новую нишу для дивана, плавно изогнув к алькову плоскости стен.
Своим названием комната обязана изысканной отделке стен. Шёлковая бледно-голубая ткань серебристого отлива с вытканными изображениями куропаток, вписанных в орнамент из цветов и колосьев пшеницы, создана по эскизам Филиппа де Лассаля. Рисунок с куропатками специально разрабатывался для Петергофского дворца; заказчицей дорогого шёлка была Екатерина II.
Картинный зал
Картинный зал — одно из старейших помещений Петергофского дворца, он создан ещё при строительстве «Нагорных палат» Петра I. В первоначальном варианте здания зал был самым крупным парадным помещением. Объёмы и пропорции зала за все последующие перестройки не изменялись; он даже сохранил элементы изначальной отделки по замыслу императора, который воплощали Ж.-Б. Леблон и Н. Микетти.
Известно, что при Петре I интерьер украшали гобелены французской работы и 16 картин итальянских живописцев, за что зал именовался Итальянским салоном. В дальнейшем декор зала неоднократно переделывался. В 50-е годы XVIII века интерьер был изменён по проекту Растрелли: в зале появился паркет, заменивший мраморную плитку, зеркала в барочных рамах, а также изысканные десюдепорты. Их выразительная скульптурная композиция из женского бюста в окружении птиц с распростёртыми крыльями многократно повторяется в различных вариациях в дальнейших дворцовых покоях.
Экскурсии в ГМЗ «Петергоф»
Индивидуальные экскурсии для группы до 5 человек, стоит 3000 рублей, купить можно на сайте: tickets.peterhofmuseum.ru
Экскурсия по Нижнему парку на электрокарах
Экскурсия в парк «Александрия» на экскурсионном паровозике
На этой экскурсии можно бегло оглядеть сразу два парка. Начало экскурсии возле каскада «Шахматная гора»
Экскурсия в Петергоф с посещением Большого дворца
Главная доминанта Петергофского ансамбля является Большой дворец. До 1917 года он был излюбленным местом отдыха всех царственных особ, начиная с основателя Санкт-Петербурга и Российской империи — Петра Великого.
Вы не поверите, но поначалу это был скромный царский дворец, сооружённый в стиле «петровского барокко» в 1714—1725 гг. Его возводили по проекту Ж-Б. Леблона, а затем Н. Микетти.
На экскурсии вы узнаете, как императрица Елизавета I превзошла даже своего отца, затмив сам Версаль. Царица основательно перестроила резиденцию Петра I, которая ей показалась довольно-таки скромной. Дворец возводился в 1747—1752 годах по модели Версаля — в так называемом стиле зрелого барокко.
Со свежим порывом ветра перемен ворвались в архитектуру Петергофского дворца ослепительные лучи московского и петровского барокко, переплетённые с северо-итальянским бризом. Подобный стиль особенно удачно получился у автора проекта непревзойдённого архитектора Ф.-Б. Растрелли.
Историки полагают, что при обустройстве интерьеров, используя все доступные в то время средства, великий зодчий достиг невозможного. Что мы можем увидеть как снаружи, так и внутри здания, не переставая восхищаться.
Лайфхаки для туристов-новичков: куда пойти в первую очередь?
Все элементы паркового убранства что-то обозначают, как-то читаются. К примеру, фигуры на ступенях Большого каскада служат не только украшением: По ступеням массивных лестниц спускаются боги и герои на праздник в честь победы. С помощью аллегорий Большой каскад должен был современникам и потомкам напоминать о главном военном достижении юной Российской империи – об отвоевании выхода к Балтийскому морю.
Фонтаны и музей фонтанного дела во дворце
Дворцово-парковый ансамбль Петергофа, расположенный на южном берегу Финского залива, знаменит своим красивейшими фонтанами, каждый из которых представляет собой не только сложное гидротехническое сооружение, но и произведение искусства. Поэтому, неудивительно, что именно в Петергофе был открыт Музей фонтанного дела.
Ведь, создать фонтаны в Петергофе, такие как Большой каскад, Самсон, Гроты, Львиный каскад, Шахматная горка, Золотая горка, Шутихи, Адам и Ева, Солнце, Римские и другие фонтаны, стоило огромных усилий и великого мастерства. И создавали их выдающие мастера фонтанного дела.
Музей фонтанного дела расположен в восточной галерее Большого Петергофского дворца. Это новый музей, основанный уже в нашем, XXI веке. Музей фонтанного дела открыл свои двери для посетителей 12 июля 2013 года. Удивительная экспозиция музея посвящена фонтанному искусству, истории создания и развития водоподводящей системы Петергофа.
Так как музей современный, то традиционный показ уникальных экспонатов происходит с помощью мультимедийных средств. На плазменном экране чередуются изображения знаменитых резиденций Европы. Когда их посетил Пётр I, то решил создать грандиозный дворцово-парковый ансамбль на южном берегу Финского залива.
В музее представлена интерактивная схема петергофского водовода, что позволяет проследить все этапы развития фонтанной системы, начиная со времён Петра I. В период царствования Николая I трасса водовода обогащалась романтическими парками с павильонами. Эти сооружения служили местом отдыха императорской семьи.
В музее можно увидеть изображения исторических построек, которые не дошли до наших дней. Любопытно посмотреть на фрагменты деревянных и чугунных труб XVIII века, детали водяного оборудования, фонтанные насадки, а также инструменты фонтанных мастеров.
В музее представлены документы, посвящённые восстановлению фонтанов Петергофа после Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. В экспозицию входят уникальные изображения несохранившихся до настоящего времени построек и фонтанов, разрушенных фашистами.
Один из раритетов музея — гипсовая модель скульптурной группы «Самсон, разрывающий пасть льва», выполненная в 1947 году Василием Симоновым. Фонтан «Самсон» со своей знаменитой скульптурой стал символом Петергофа. Он несёт в себе патриотическую идею победы России над врагом.
Особый раздел посвящён команде фонтанных мастеров, которая, сохраняя преемственность поколений, существует с петровских времён. В ученики для обучения фонтанному делу брали смышлёных ребят, которые смогли бы разбираться в инженерных делах, а также худых и долговязых. Фонтанным мастерам часто приходилось устранять неисправности непосредственно внутри труб.
В музее можно услышать интересный рассказ о знаменитом российском мастере фонтанного дела Фёдоре Алексеевиче Стрельникове (1754-1815), посвятившему этой работе 44 года. Любопытный факт из биографии Стрельникова. В 1762 году он был зачислен в школу, по окончании которой стал певчим в церковном хоре. Однако, в 1771 году «по спадению с голоса» был исключён из хора и направлен в «фонтанную команду» учеником — так тогда называли рядовых фонтанщиков.
В середине XIX века Петергофский водовод пополнился укромными павильонами, требующими романтического декора. Фонтанщиков тогда набрали много. А в начале ХХ столетия фонтанную систему обслуживали четыре десятка мастеров. Благодаря современным технологиям, в Петергофе работают около 25 мастеров фонтанных дел.
Церковь Петра и Павла в Петергофе
Петропавловская церковь входит в состав ГМЗ «Петергоф» и открыта для свободного посещения. Собор Святых Петра и Павла — православный храм, расположенный на берегу Ольгина пруда, на Санкт-Петербургском проспекте, вблизи дворцово-паркового ансамбля «Петергоф».
Храм относится к Санкт-Петербургской епархии Русской православной церкви. Первым с ходатайством о строительстве нового храма в Петергофе в 1892 году обратился заведующий придворным духовенством протопресвитер Иоанн Янышев. Ходатайство было вызвано тем, что, несмотря на большое количество церквей, в городе отсутствовал храм, способный вместить большое количество прихожан — рядовых жителей.
Ходатайство через министра И. И. Воронцова-Дашкова дошло до Александра III, который лично определил место около Царицынского (Ольгина) пруда. На конкурс были назначены императором архитекторы Л. Н. Бенуа, Н. И. де Рошефор, А. И. Семёнов и Н. В. Султанов. Весной 1893 года Александр III утвердил проект храма, разработанный Н. В. Султановым.
В 1894 год начаты подготовки к строительству храма: вырыт котлован, устроены временные сараи и дом чертежника. Закладка храма протопресвитером придворного духовенства Иоанном Янышевым состоялась 6 августа 1895 года. Работами руководил архитектор В. А. Косяков. Строительство собора велось на средства Министерства Императорского Двора.
За 4 года было возведено само здание, затем 3 года шли штукатурные работы, работы по отоплению и вентиляции. Последние 2 года производилась роспись храма, устройство иконостаса. Собор был построен в формах русского зодчества XVI—XVII веков. Вокруг храма был разбит сквер. Тогда же были построены здания церковно-приходской школы, котельной и электростанции.
Храм был освящён 25 июня 1905 года тем же протопресвитером Иоанном Янышевым в присутствии императорской семьи. Боковые приделы Св. Александра Невского и преп. Ксении были торжественно освящены в один день — 10 сентября 1905 года. Храм был причислен к придворному ведомству.
После войны здание храма использовался под склад тары. С 1972 года собор был взят на учёт, а в 1974 году — под охрану государства как памятник истории и культуры. В том же году были установлены строительные леса для проектных работ, которые выполнялись архитектором-реставратором Е. П. Севастьяновым.
К 1980 году были установлены купола, а к 1987 году были завершены все работы по реставрации фасадов. Предполагалось устроить в храме музей или концертный зал. В 1989 году собор был возвращён церкви. С 1990 года шла реставрация интерьеров собора, иконостаса. 9 июля 1994 года храм был полностью освящён Патриархом Алексием II.