дворцовый мост питер адрес
Дворцовый мост в Санкт-Петербурге
Одной из главных достопримечательностей Санкт-Петербурга можно по праву назвать Дворцовый мост. Пятипролетный мост соединяет Адмиралтейский остров со стрелкой Васильевского, Дворцовый проезд и Биржевую площадь.
Но поражает мост не только своими размерами. Разведённый центральный двукрылый пролёт — одна из визитных карточек города. Ко времени разводки Дворцового моста по обе стороны Большой Невы собираются туристы и проводятся ночные экскурсии на теплоходах, чтобы посмотреть на это удивительное зрелище.
Всего в городе более 300 мостов, 13 из которых разводятся в период летней навигации.
Развод Дворцового моста
Санкт-Петербург известен своими разводными мостами, ведь первое время все мосты, которые делали в городе, были разводными — так важны были для перевозок водные артерии города. Сейчас в городе более 300 мостов, 21 из них разводной, но из них регулярно разводятся всего 10 в период летней навигации и еще три по запросу. Дворцовый мост — один из самых величественных, но еще привлекательнее виды, которые открываются по обе стороны Невы.
Именно поэтому туристы часто не один раз приезжают сфотографировать момент разведения моста. Посмотреть на это зрелище можно со стороны Адмиралтейского острова, но не менее красивые виды открываются на разведенный дворцовый мост и Зимний дворец с другой стороны реки. Автобусные и теплоходные экскурсии предлагают за одну поездку увидеть развод сразу нескольких мостов, один из них обязательно Дворцовый. Именно его изображение украшает обложки путеводителей по Санкт-Петербургу.
После реконструкции Дворцового моста в 2012 году старый шестеренчатый рабочий механизм был заменен на немецкое гидравлическое оборудование. Пульт управления разводкой находится в одной из опор моста со стороны Васильевского острова. Именно из этого помещения осуществляется контроль за всеми внешними и внутренними системами Дворцового моста. Его обслуживает бригада из шести человек. Мост разводится за 5 минут.
Расписание развода Дворцового моста в 2021 году
Только в период летней навигации:
Видео: развод Дворцового моста, аэросъемка
История
Долгое время для того, чтобы попасть от Зимнего дворца к учреждениям Торгового порта, людям приходилось пользоваться лодочным перевозом. Это создавало неудобства, поэтому в 1853 году Биржевой комитет обратился к Николаю I с просьбой о перемещении сюда наплавного Исаакиевского моста. Что и было сделано по указу императора в 1856 году. Таким образом, первый Дворцовый мост (так его назвали из-за близости к одноименной площади) был плакшкоутным.
В основе таких мостов — плавучие опоры, закрепленные якорями и оттяжками с берега, а на них уже уложен настил. Плакшкоутные мосты легко устанавливаются, но в петербургском климате требуют регулярных ремонтов. Для прохода судов по Большой Неве, Дворцовый мост каждый раз частично разбирали, а из-за повреждений во время наводнений, ледохода и ледостава его приходилось восстанавливать.
Для минимизации ущерба от крепости Шлиссельбург передавали информацию о начале ледохода, после чего настил моста в срочном порядке демонтировали, а плавучие опоры закрепляли на берегу. Тем не менее, совсем предотвратить повреждения не удавалось, и одним из тяжелых испытаний для Дворцового моста стал ледоход 1872 года. Об этом можно судить по сохранившимся ходатайствам о скорейшем его восстановлении и протоколам строительной комиссии.
Очевидной была потребность в постоянной переправе через Неву, и в 1882 году жители района и общественные деятели подали в Городскую Управу соответствующее прошение. Для возведения Дворцового моста в 1901 году был объявлен архитектурный конкурс, однако из 28 эскизных проектов в итоге ни один не был принят. Дальнейшей работе помешали русско-японская война и революция 1905 года.
Только к весне 1908 года были разработаны новые технические требования и проведен новый конкурс. В результате второго конкурса утвержден проект инженера Андрея Павловича Пшеницкого, а оформление моста было поручено Роберту-Фридриху Мельцеру. Одно из основных условий, поставленных строительной комиссией — никаких иностранцев. Для всех работ нужно было найти русских инженеров, русских рабочих и использовать отечественное сырье. В результате подрядной организацией проекта стало «Общество Коломенских заводов».
Строительство моста началось в октябре 1911 года, а окончание планировалось через два года. Затянувшимся работам в апреле 1914 года помешало наводнение, а потом началась Первая мировая война. 23 декабря 1916 года Дворцовый мост был открыт без архитектурной отделки.
Реконструкция Дворцового моста
В 1939 году деревянные перила моста сменили чугунные с советской символикой по эскизу архитектора Л. А. Носкова. Они были отлиты известным ленинградским скульптором и художником Игорем Всеволодовичем Крестовским.
Капитальный ремонт моста провели в 1967 году — улучшили гидроизоляцию и провели ремонт осей вращения, а через 10 лет очередь дошла до реконструкции фонарей, настила и разводной части.
В 1997 году во время очередной реконструкции моста, которая проходила под руководством инженера Юрия Александровича Петрова, были разобраны трамвайные пути и появилась художественная люминесцентная подсветка. Подсветка может быть синей, белой, голубой, зеленой или красной, но чаще всего используются первые три цвета.
Последняя реконструкция, проводившаяся без полного перекрытия движения, завершилась в 2013 году.
Достопримечательности рядом
Со стороны Адмиралтейского острова по одну сторону Невского проспекта можно увидеть Зимний дворец (Эрмитаж) и Александровскую колонну. За Эрмитажем, если пройти вдоль Невы, расположен Дворец Великого князя Владимира Александровича.
По другую сторону Невского проспекта стоит Адмиралтейство, а чуть дальше вдоль Невы — Медный всадник. За Медным всадником открывается вид на величественный Исаакиевский собор.
Со стороны Васильевского острова расположены Ростральная колонна, Кунсткамера и здание Биржи, а через Малую Неву открывается вид на Петропавловскую крепость, стоящую на Заячьем острове.
С 1917 по 1944 год Дворцовый мост назывался Республиканским.
Мостостроители не используют выражение «свести мост», а говорят «навести пролёт».
В рамках международного арт-форума «graFFFest» в ночь с 17 на 18 августа 2012 года крыло разведенного Дворцового моста со стороны Эрмитажа служило гигантским экраном. Его площадь составила более 400 квадратных метров, сделав Дворцовый мост самым большим кинотеатром под открытым небом.
Дворцовый мост включен в реестр объектов культурного наследия РФ.
Как добраться до Дворцового моста
Дворцовый мост расположен рядом с Эрмитажем. Удобнее всего дойти до него от станции метро «Адмиралтейская» (фиолетовая, Фрунзенско-Приморская линия). При выходе из метро сразу повернуть направо, выйти на Невский проспект и идти вдоль него в сторону Зимнего дворца.
От станции «Невский проспект» (синяя, Московско-Петроградская линия) нужно пройти по Невскому проспекту в сторону Эрмитажа, а дальше так же повернуть в сторону Зимнего дворца.
Можно воспользоваться станцией метро «Василеостровская» Невско-Василеостровской линии (зеленая ветка). При выходе из метро повернуть направо и по Среднему проспекту дойти до набережной Макарова. Вдоль набережной идти направо до Дворцового моста. Вы окажетесь у моста со стороны Биржевой площади.
Подъехать к Дворцовому мосту можно на городских автобусах маршрутов 7, 10, 24, 191, а также троллейбусах 1, 7, 11, 10.
Доехать до Дворцового моста в Санкт-Петербурге можно, воспользовавшись приложениями такси: Яндекс.Такси, Везёт / Rutaxi, Gett и Uber.
Дворцовый мост на панорамах Google Maps
Дворцовый мост
Аудиогид
Фотографии
Дворцовый мост перекинут через Большую Неву и расположен между Дворцовой площадью и Стрелкой Васильевского острова. Это пятипролётный чугунный мост, его центральный разводной двукрылый пролёт шириной 56,5 метров — один из крупнейших в мире. Масса металлических пролётных конструкций составляет 4868 тонн, противовесов — 2800 тонн.
Где находится мост, как добраться?
Дворцовый разводной мост перекинут через реку Неву (Большую Неву) в Санкт-Петербурге и соединяет центральную часть города (Адмиралтейский остров) и Васильевский остров.
Разводка Дворцового моста
Многие туристы едут в Санкт-Петербург, чтобы увидеть летние ночи и сфотографировать разводку мостов. Это поистине потрясающие события, на которых стоит побывать, тем более, что они совпадают и западают в душу на всю жизнь.
Хотя увидеть разводку переправ Северной столицы можно не только летом, но и весной и осенью.
Дворцовый мост разводится с апреля по ноябрь 2 раза за ночь: 01:10 — 02:50 и 03:10 — 04:55. График разводки мостов в Санкт-Петербурге актуален в навигационный период. В зимнее время, когда навигация завершена, мосты не разводятся.
Где лучше увидеть разводку?
Уникальные факты о разводке
Прогулки у моста на набережной
Дворцовый мост получил свое название от расположенного рядышком Зимнего дворца. Каждый день по знаменитой переправе проходят тысячи людей. Гости Северной столицы фотографируются на фоне величественной переправы, а петербуржцы любят прогуливаться по набережной, любуюясь пейзажами Невы и родного города в лучах солнца или в блеске вечерней иллюминации.
Гуляя по набережной Невы можно сделать лучшие снимки удивительного архитектурного сооружения, гениального продукта инженерной мысли. Даже с мимолетного взгляда переправа поражает своей красотой и величием. Дворцовый мост, построенный много лет назад. и сегодня является одним из уникальных исторических памятников Санкт-Петербурга.
Если вам хочется побольше прогуляться, представляем вашему вниманию пешеходный маршрут: 10 дворцов на Дворцовой набережной — за 33 минуты. Именно на этой набережной расположены одни из самых знаменитых дворцов Северной столицы.
В их великолепных интерьерах, выполненных знаменитыми и гениальными отечественными и заграничными зодчими, жили и вершили великие дела крупные личности истории Российской империи XVIII — XIX вв.
История Дворцового моста
Как же он был создан, какие события предшествовали его появлению, всё это мы узнаем, отправившись в путешествие на машине времени по страницам истории.
Плашкоутный мост
Первая переправа тут появилась в 1727 году. Наплавной Исаакиевский мост располагался ниже по течению, между зданиями Сената и Синода и Меншиковым дворцом. Это был временный мост, состоящий из деревянных барок-плашкоутов. Переправу строили во время навигации, а зимой переправлялись по льду Невы.
Вопрос о наводке плашкоутного моста через Неву на магистрали, соединяющей Адмиралтейский остров с Васильевским островом в районе Зимнего дворца, по-видимому, обсуждался в правительстве в конце 20-30-х годах XIX века.
В 1850 году произошло большое событие в жизни Петербурга: был построен первый постоянный мост через Неву — Благовещенский. По этому случаю Биржевой комитет написал письмо Николаю Первому. В нём излагалась просьба, о перенесении Исаакиевского моста к Зимнему дворцу.
В 1853 году Николай I удовлетворил просьбу представителей купеческого сословия перенести Исаакиевский Плашкоутский мост к Зимнему дворцу для прямого и постоянного сообщения с Биржей и другими учреждениями Торгового порта. Стоит заметить, ранее здесь действовал лодочный перевоз.
В том же году началось строительство моста по проекту Ивана Кондратьевича Герарда. Был принят вариант переправы с деревянными береговыми опорами и такими же перилами. Также установили чугунные художественные торшеры с фонарями, которые представляли собой стержни с развитыми базами на пьедесталах, увенчанные фонарями в виде усеченных шестиугольных пирамид.
В ноове сооружение вошли 3 плашкоута от старого Исаакиевского моста. Работы вёл инженер Фёдор Иванович Энрольд. На завершение проекта ушло более 3-х лет. Переезд Исаакиевского моста был завершён только 10 декабря 1856 года.
Интересное из ранней истории
Перенос переправы
В 1880 году появилась большая потребность в постоянной переправе между Адмиралтейской и Университетской набережной. Однако коллективное письмо в городскую управу было написано лишь в 1882 году. Запрос о строительстве постоянной переправы был отклонён.
В 1896 году у западного фасада Зимнего дворца был создан живописный сквер. Поэтому было принято решение Дворцовый мост перенести на 53,25 метра вниз по Неве. Строительные работы велись с 1896 по 1897 года. В это же время на переправе появилась конная железная дорога.
К весне 1859 года плашкоуты Дворцового моста затонули из-за своей непригодности. Это происшествие дало толчок в решении о строительстве постоянного Благовещенского моста. Но лишь в 1900 году было решено заменить временный мост, и соорудить постоянную переправу.
Строительство моста
К концу XIX века старые плашкоуты начали протекать и тонуть. Власти Петербурга приняли решение о строительстве постоянной переправы. В 1900 году специальной комиссии было поручено разработать и спроектировать проект постоянного моста через Неву. Стоит отметить, что именно эта комиссия контролировала возведение Троицкого моста.
В 1901 году был объявлен конкурс на строительство Дворцового моста. Поступило 27 работ, из них 13 проектов были творением петербургских авторов. Но ни один из предложенных 27 проектов не был принят. Среди участников конкурса оказалась и французская фирма «Батиньоль», проектировавшая Троицкий мост. И её проект отклонила комиссия, которая объявила новый конкурс.
Во втором туре приняли участие только отечественные предприятия. Специальной комиссии были проверены проекты. По их мнению, с техническим заданием справились все участники конкурса. Итоги были подведены в 1909 году.
Победителем признали проект инженера Андрея Пшеницкого и архитектора Роберта-Фридриха Мельцера. Договор подряда заключили с «Обществом Коломенских заводов». Согласно контракту, на стройке работали только российские специалисты и использовались только отечественные материалы.
Строительство Дворцового моста началось в октябре 1911 года, а открытие планировалось на ноябрь 1913 года. Однако строительство затянулось. В апреле 1914 года работе помешало наводнение, затем началась Первая мировая война.
Открытие и день рождения
Первый экипаж проехал по Дворцовому мосту 23 декабря 1916 года. Эта дата считается официальным днём рождения Дворцового моста.
Празднование открытия было скромным — шла война: не пришли ни представители царской семьи, ни городской голова. Последний предоставил право перерезать ленточку своему заместителю.
В целом, переправа получилась величественная. Общая протяженность составила 260,1 метра, при ширине 27,75 метров. Вес моста также внушал к себе уважение, металлическая конструкция весила 4 868 тонн. Разводной механизм был продуман лучшими инженерами того времени.
Дворцовый мост стал ещеё одним символом и украшением величественного Петербурга.
Республиканский мост
В 1918 году на годовщину Октябрьской Революции власти города пришли к решению переименовать переправу. Так в жизнь города вошёл Республиканский мост.
С 1918 по 1952 год переправа носила имя «Республиканский мост». С таким именем мост прошёл по страницам истории города на Неве. В 1952 году вновь появился Дворцовый мост.
В 1939 году было решено заменить деревянные ограждения моста, чугунными. В качестве декора была использованы такие символы как: пятиконечные звёзды, колосья, герб и знамёна. Автором оформления переправы был Игорь Крестовский, один из лучших скульпторов того времени. А всеми архитектурными работами руководил Лев Носков.
Во время Великой Отечественной войны на мосту производился только срочный ремонт: восстанавливались повреждения от обстрелов и бомбёжек. В январе 1943 года возле левобережной опоры разводного пролёта взорвалась авиабомба, причинившая большие разрушения.
Реконструкции ХХ века
В 1957 году на устоях и промежуточных опорах установили гранитные парапеты. До конца 1970-х годов некоторые элементы конструкции Дворцового моста были из дерева. В 1978 году в ходе капитального ремонта достроили опоры разводного пролета, деревянный настил заменили ортотропной плитой.
В 1997 году был проведён новый ремонт: с моста убрали трамвайные пути, а заодно он получил ночное освещение. В честь этого события 14 ноября 1997 года состоялся фестиваль «Дворцовый мост зажигает огни». Под пушечный залп Петропавловской крепости включили освещение, на мосту прошли фейерверки и бальные танцы в старинных костюмах.
«Дворцовый мост зажигает огни»
На мосту состоялось настоящее театрализованное шоу. Дамы в пышных бальных платьях, кавалеры в камзолах кружились в медленном танце. С берегов доносилась инструментальная музыка. Под конец празднования над Дворцовым мостом был устроен грандиозный фейерверк.
После обновления мост приобрёл ночную подсветку. Поэтому многие туристы и жители города любят прогуливаться вдоль набережной с наступлением сумерек. В это время суток, Дворцовый мост обретает другую жизнь, благодаря мерцанию многочисленных огоньков.
Полная модернизация
В начале XXI века Дворцовый мост исчерпал свой ресурс. В 2005 году, обследование моста показало, что за период эксплуатации Дворцового моста в конструкциях разводного пролётного строения, мостовом полотне и механизмах разводного пролёта появились дефекты различной степени, влияющие на надёжность, грузоподъёмность и долговечность сооружения.
Одной из основных задач при реконструкции стала замена металлоконструкций и механизмов разводного пролёта. Разводной механизм с момента открытия моста до реконструкции в 2012-2013 годах был электромеханическим. Огромные цельнолитые шестерни приводились в движение электрическим двигателем.
Капитальный ремонт начался 21 октября 2012 года и был завершен 19 октября 2013 года. Во время реконструкции движение по мосту не прекращалось. В ходе ремонта разводная часть подверглась полной модернизации. Была произведена замена механической конструкции разводного пролётного строения на электрогидравлическую, заменена конструкция противовесов, ремонт опор и другие не менее важные работы.
Разводной механизм был оснащён современной гидравлической системой, в то же время на неподвижных частях Дворцового моста сохранились заклепки царских времён.
Что внутри моста? Как устроен? Фотографии
На каждой опоре, в которых находятся разводные механизмы, расположено более тысячи масляных каналов для смазки механизмов. Сами опоры похожи друг на друга как в визуальном, так и в техническом плане.
Разводной механизм с момента открытия переправы до реконструкции в 2012-2013 годах был электромеханическим. Огромные цельнолитые шестерни приводились в движение электрическим двигателем.
Во время ремонта разводная часть подверглась полной модернизации. Разводной механизм был оснащён современной гидравлической системой. В то же время на неподвижных частях Дворцового моста сохранились заклёпки царских времён.
Вход внутрь осуществляется по металлической лесенке рядом с будкой на смотровой площадке. Первое, что встречается — эта «галерея».
Не самый старый мост
Свой узнаваемый архитектурный облик Дворцовый мост приобрел в 1930- е. В 1932-1933 годах «Ленгорисполком» объявил конкурс на архитектурное проектирование моста. Через несколько лет, в 1939 году, мост был спроектирован Львом Носковым.
Тогда деревянные перила были заменены узнаваемыми чугунными. Именно этим и объясняется, почему на царском, казалось бы, мосту так много советской символики.
Что внутри моста?
За век конструкция Дваорцового моста претерпела много перемен, а в 2013 году механическое обородувание полностью заменили на современное гидравлическое.
Условно мост можно поделить на Василеоостровскую и городскую сторону. На стороне острова находится пульт управления, с которого и осуществляется разводка.
Программа разводки
Но сначала каждый ротивовес надо «расклинить» — отпустить опорные замки. Чтобы это сделать, пролёты сперва чуть-чуть приподнимают в «обратную» сторону, то есть в сторону берегов. Процесс осуществляется с помощью поршней (8 на 1 крыло), приводимых в движение масляными насосами, находящихся в машинном отделении.
Весь цикл занимает порядка 5 минут.
Современная пультовая
Внутри Дворцового моста есть пультовая с главными кнопками. Она представляет собой функциональное и эргономичное рабочее пространство, за которым оператор следит за показаниями приборов и мониторами. Теперь многие системы автоматизированы, и вся необходимая информация выводится на сенсорный экран посреди массивной панели.
Для того, чтобы поднять вверх бетонную конструкцию весом 700 тонн, достаточно нажать одну кнопку. Пульт управления спрятан в одной из опор моста, ближе к Васильевскому острову. Внутри находится бригада из 6 человек, отвечающая за исправную работу систем Дворцового моста.
Программа специально разрабатывыалась для Дворцового моста, в ней учтены все особенности работы, и она была создана с учётом 100-летнего опыта эксплуатации. Ресурс моста таков, что даже если разводить и наводить переправу каждый день, то даже спустя ещё век механизмы не отработают свой ресурс.
Сложное сооружение и балкон
Дворцовый мост считается одним из самых сложных сооружений не только в России, но и за рубежом.
Но самый большой плюс интерьера — чудесный балкончик.
Другой балкон выходит внутрь конструкций.
Как устроен Дворцовый мост?
Схема Дворцового моста
Видео и аудио-экскурсия
Освещение и «пение» моста
Дворцовый Мост освещают 28 фонарей, закрепленные на 16 столбах. Решетка состоит из 156 секций, каждая из них весит 280 килограммов.
Первый раз Дворцовый мост с музыкальным сопровождением был разведён в июле 2016 года. Это новшество так пришлось по душе петербуржцам и по вкусу туристам города, что организаторы приняли решение «Поющие мосты» сделать новой ежегодной традицией и визитной карточкой Северной столицы.
Тогда, в 2016 году, «Поющие мосты» посетили свыше 2-х миллионов человек. Шоу вошло в Топ-10 самых значимых и интересных событий Санкт-Петербурга. Дворцовый мост в ту ночь был разведён не под фонограмму, а в сопровождении живого оркестра.
Уникальное музыкальное шоу прошло в 2019 году — в ночь с 26 на 27 мая. Событие было приурочено ко Дню рождения Санкт-Петербурга. Началось светомузыкальное шоу в тот день, как и было запланировано, в 23:30.
В течение всего сезона навигации можно было наслаждаться этим зрелищем каждую ночь. Расписание проекта «Поющих мостов» совпадает с графиком развода Дворцового моста. Эту переправу разводят в сопровождении классической и современной музыки.
Горячо любимое музыкальное шоу мостов традиционно проходит в Санкт-Петербурге с конца мая по сентябрь. «Поющие мосты» стали уже визитной карточкой города на Неве. Новый сезон шоу обычно открывается к празднованию Дня города — 27 мая.
В этот период Дворцовый мост в Петербурге разводится под симфоническую музыку и собирает тысячи зрителей и слушателей со всей России и мира. Уникальная система распределённого звука позволяет получить от всего зрелища неподражаемые впечатления.
Звучание уже можно услышать за несколько секунд до разводки моста. Начинается разводка в 01:10 и длится 5 минут. Шоу совершенно бесплатно. Ожидание разводки создаёт у публики эмоциональное напряжение и интригу перед предстоящим красочным зрелищем. Время звучания плей-листа до 25 минут. Каждую неделю меняется программа шоу. В ротации находится несколько плейлистов.
23 декабря 2016 года Дворцовый мост — всемирно известный символ Санкт-Петербурга — отпраздновал свой 100-летний юбилей. В праздничный день более 8000 тысяч жителей и гостей города приняли участие в интерактивных играх и акциях. В 2021 году любимой переправе исполнилось 105 лет.