дьявол толстой о чем
Дьявол толстой о чем
Эссе # 3. Разбор повести «Дьявол» Льва Николаевича Толстого.
«Дьявол» — особенная и очень необычная повесть Льва Николаевича Толстого. Особенная она потому, что во многом личная и показывает нам автора с иной, незнакомой для нас стороны, ибо чувства и влечения главного героя — помещика Евгения Иртенева — это чувства и влечения самого Льва Николаевича к крестьянке Аксинье Базыкиной, а в зрелости — к кухарке Домне. Даже история того, как Толстой создавал, хранил и прятал повесть уже вызывает до боли сильный интерес: изначально Лев Николаевич передал её своему другу, Владимиру Григорьевичу Черткову, а тот, в свою очередь, держал её не у себя, а в Петербурге, у своей матери. Немного позже — после того, как повесть переписали — Толстой получил копию и спрятал её от своей жены, Софьи Андреевны, под обшивкой старого кресла. Но всё тайное рано или поздно становится явным и весной 1909 года Софья Андреевна нашла злосчастную рукопись, что привело к тяжёлой ссоре между сужеными.
Первый вариант повести Лев Николаевич Толстой написал за десять дней в 1889 году, между тем, как работал над другими произведениями, а потом неоднократно дополнял и изменял её. Так, например, появился второй вариант концовки. Лев Толстой писал об этом так:
«Думал за это время о повести Фридрихса. Перед самоубийством раздвоение: хочу я или не хочу? Не хочу, вижу весь ужас, и вдруг она в красной паневе, и всё забыто. Кто хочет, кто не хочет? Где я? Страдание в раздвоении, и от этого отчаяние и самоубийство».
Софья Андреевна знала про увлечения своего мужа и страшно ревновала. Они поженились с Толстым в сентябре 1862 года, а уже 16 декабря в своём дневнике Софья Андреевна писала про Аксинью так:
Немного ниже она прибавляет:
«Читала начала его сочинений, и везде, где любовь, где женщины, мне гадко, тяжело, я бы все, все сожгла. Пусть нигде не напомнится мне его прошедшее. И не жаль бы мне было его трудов, потому что от ревности я делаюсь страшная эгоистка.
Она ссылается на запись из дневника Льва Толстого от 13 мая 1858 года:
«Чудный троицын день. Вянущая черемуха в корявых рабочих руках; захлебывающийся голос Василия Давыдкина. Видел мельком Аксинью. Очень хороша. Все эти дни ждал тщетно. Нынче в большом старом лесу, сноха, я дурак. Скотина. Красный загар шеи. Был у Гимбута. Я влюблен, как никогда в жизни. Нет другой мысли. Мучаюсь. Завтра все силы».
Очевидно, что «Дьявол» — повесть личная и её нельзя воспринимать как вымысел. Это даже подтверждает фамилия Евгения Иртенева, уж очень она напоминают фамилию Николеньки Иртеньева из автобиографичной трилогии «Детство. Отрочество. Юность».
Так или иначе, я не хочу в своём эссе дотошно исследовать письма Льва Николаевича и его окружения, чтобы проследить, насколько повесть была личной, — такую работу проделали многие, а мне не по душе переписывать их труд. Меня больше интересуют концовки и их смыслы. Главный вопрос, который я хочу решить в эссе, звучит так: «Что в повести есть дьявол?»
Первая явно акцентирует внимание на том, что дьявол — это Степанида, женщина-искусительница. Она воплощает собой силу, с которой главный герой не может совладать.
«Ведь она черт. Прямо черт. Ведь она против воли моей завладела мною».
Перед тем, как спустить курок, Евгений вспоминает все свои страдания, связанные со Степанидой.
«Он приставил к виску, замялся было, но как только вспомнил Степаниду, решение не видеть, борьбу, соблазн, падение, опять борьбу, так вздрогнул от ужаса. «Нет, лучше это». И нажал гашетку».
В такой концовке Евгений Иртенев предстаёт перед нами в образе человека, павшего в руки женщины-дьявола. Он всячески старается бороться с ней, но её власть сильнее. Его греховные мысли, грязные поступки, отношение к жене, — они приходят к нему как бы извне, приходят со стороны Степаниды, а не берут начало из него самого. И — что самое ключевое! — он не отвергает Бога из своей картины мира, хоть и совершает ужасный грех.
Во второй концовке всё наоборот — в ней Евгений Иртенев и есть дьявол. Он молит Бога помочь ему, затем выходит из дома и идёт к Степаниде, думая:
«Да неужели я не могу овладеть собой? – говорил он себе. – Неужели я погиб? Господи! Да нет никакого бога. Есть дьявол. И это она. Он овладел мной. А я не хочу, не хочу. Дьявол, да, дьявол».
Но есть ещё иной взгляд. Возможно, что дьявол — это не Евгений Иртенев и не Степанида. Возможно, что дьявол — это некий дух внутри текста, его аура, энергия и устремления. Сам дьявол — у меня часто возникали такие мысли, когда я читал повесть — живёт в тени произведения, между букв и предложений. И он, подобно злой сущности, закладывает героям внутрь горсти зла, закладывает их одержимые влечения и нестерпимую до боли похоть. В таком контексте Евгений Иртенев и Степанида — это жертвы дьявольского порабощения. Они грешники, но всё же люди, которые — как и многие — пали перед натиском дьявола.
Из такой трактовки может выйти ещё кое-что интересное. Как Вы помните, Лев Николаевич Толстой написал повесть в 1889 году, — через несколько лет многие страны и государства перейдут к парадигме модерна. Учёные, живописцы, музыканты и писатели начнут искать некую новую первопричину, некий новый исток всего происходящего, — отсюда выйдет резерфордовская планетарная модель атома, теория относительности Эйнштейна, додекафоническая музыка Веберна, психоанализ Зигмунда Фрейда и так далее.
Для того, чтобы лучше понять гениальность повести Льва Толстого, нам нужно обратиться к психоанализу, а именно к теории о том, как в жизни человека переплетается Эрос — влечение к жизни — и Танатос — влечение к смерти. Чтобы не напрягать читателя излишними терминами, формулировками, спорами и критикой психоаналитиков ушедшего, да и сегодняшнего времени, я предлагаю воспринимать эту идею так, как предлагал Жан Бодрийяр, — то есть смотреть на неё как на своеобразную метафору или даже миф, иначе мы завязнем в глубокой трясине споров, препирательств и предрассудков. Заодно это поможет избежать диспутов о личности Фрейда, — сейчас к нему, конечно же, стоит относиться критически, — однако любому человеку, который хочет лучше понимать литературу XX века, всё же придётся изучать его тексты.
Мы с вами будем акцентировать внимание на Танатосе, ибо повесть Толстого больше о влечении к смерти, нежели о влечении к жизни.
2008. Дьявол — краткое содержание романа Толстого. Русский язык, литература
Краткое содержание — Дьявол. Русский язык и литература
Молодой помещик Евгений Иртенев после смерти отца приезжает в деревню, чтобы поправить дела поместья и раздать долги. Бросив службу и отложив успешную карьеру, он остается жить с матерью в большом деревенском доме. Евгению было 26 лет, он был хорош собой, и тоска по женской ласке провоцирует его вступить в сексуальную связь с крестьянкой Степанидой, муж которой уехал в город на заработки. Девушка — красива и чувственна, и у помещика появляется сильная страсть и привязанность. Несмотря на то, что он считал эту связь нехорошей, тайно регулярно встречался с ней и платил деньги.
К Степаниде возвращается муж, и свидания прекращаются. Но слух об их связи уже прошел по деревне. Муж вскоре опять уехал на заработки, и свидания иногда были, чтобы, как думал об этом Иртенев – поправить мужское здоровье.
Для того, чтобы разобраться с долгами, необходимо найти удачную партию. Евгению делает предложение молодой дворянке Лизе Анненской– хрупкой, романтичной и заботливой девушке. Иртенев мучается выбором – поступиться социальными устоями и связать свою жизнь с крестьянкой, или образумиться и жить так, как велит высший свет. Лиза, будучи натурой сентиментальной, влюбляется в Евгения настолько сильно, что чувства становятся даже болезненными.
Евгений встречает Степаниду с ребенком на руках, и думает, что ребенок может быть от него.
После свадьбы с Лизой, он решает больше не видеться со Степанидой и хранить верность своей жене. В его доме проживают жена и мама, поэтому он пресекает любые попытки увидеть прошлую любовницу, чтобы не поддаться былому порыву и не осквернить себя. Лиза теряет ребенка. Переживания делают ее болезненной. Приезд тещи осложняет ситуацию в доме. Из долгов выпутаться не получается.
Вскоре Лиза снова беременеет и однажды вызывает в помощь по домашнему хозяйству несколько молодых крестьянок, среди которых Степанида. Встретив ее в своем доме, Иртенев вновь ощущает прежние чувства. Он просит слугу не пускать ее на работу в дом.
На сельском празднике он вновь видит Степаниду, которая кружится в танце.
Беременная Лиза на прогулке неловко шагнула, упала и почувствовала себя плохо. У Иртенева с тещей – Варварой Алексеевной, накалились отношения. Жена, сердцем чувствует неладное и заболевает, чем привязывает к своей постели героя. Но он постоянно думает о крестьянке.
К ним в дом приезжает дядя Евгения, которому тот сознается в своем увлечении.
Для того, чтобы забыть Степаниду, он уезжает в Крым, где налаживает отношения с женой, и она рожает девочку.
После возвращения в имение, Евгений выведывает о том, с кем встречалась Степанида. Герой совершает самоубийство в своей комнате при помощи револьвера. Следствие не могло найти причины его поступка.
Краткое содержание Толстой Дьявол
Роман Льва Толстого «Дьявол» относится к позднему периоду творчества писателя. Это одно из последних его произведений. У писателя уже окончательно сформированы взгляды на взаимоотношения между мужчиной и женщиной. Этой темой пронизано все повествование, суть которого – разрушение человека, как духовное, так и физическое, плотскими желаниями.
Главный герой – молодой преуспевающий Иртенев. Во всех отношениях это человек буквально идеален. Толстой долго описывает положительные стороны Евгения. Но есть основной порок, на котором и основано все произведение. Это неудержимое сексуальное влечение главного героя.
Поселившись в деревне, Евгений находит Степаниду для реализации своих желаний, используя ее исключительно в качестве разрядки. Женщина замужем, но Иртенева это вовсе не смущает.
Но постепенно Евгений привязывается к Степаниде настолько, что это можно назвать сексуальной зацикленностью к этой женщине.
Через некоторое время Евгений женится на Лизе Анненской. На первых порах семейной жизни наш герой старается не осквернять семейную жизнь связью со своей постоянной сексуальной подругой. Но сохранить верность жене он уже не в состоянии. Евгения тянет к Степаниде – простой крестьянской девке. Жена, теща – женщины дворянского сословия, которые окружают молодого человека в семейной жизни, не только не могут остановить его, но из-за своей безответственности невольно потакают ему.
Евгений понимает, что он погряз в этих проблемах и уезжает на отдых в Крым. Это дает пользу, но ненадолго. Степанида берет верх и, по сути, унижает мужское достоинство успешного дворянина. Как мужчина Евгений уничтожен. Ирпенев видит выход только в убийстве этой деревенской бабы.
В последний раз, удовлетворив свое желание, Евгений утоляет собственную злобу убийством Степаниды.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Толстой Лев. Все произведения
Дьявол. Картинка к рассказу
Сейчас читают
В Древнем греческом городе Афины живет известный мастер Дедал. Он славится своими прекрасными картинами и скульптурами, архитектурными сооружениями, а также на его счету множество изобретений
В вечернем выпуске московской газеты вышло объявление. В нём говорилось об открытии школы клоунов. В ней был открыт набор учеников. К открытию пришло множество клоунов.
В этот день Денис Кораблёв быстро справился с домашними заданиями. Он нарисовал избушку Бабы Яги, которая в окошке читала потрёпанную газету, и придумал предложение на заданную тему. Потом он взял горбушку хлеба
«Дьявол»
Н. К. Гудзий в статье «История писания и печатания повести „Дьявол“ установил, что „в конце 1880-х и в начале 1890-х гг. Толстой усиленно был занят работами над художественными произведениями и отчасти статьями на тему половой любви“.
К этому времени относится «Крейцерова соната» и послесловие к ней, начало работы над «Коневской повестью» – «Воскресением», «Отец Сергий», статья «Об отношениях между полами» и «История Фредерикса» (1889).
Надо различать событийный ряд, который передается в художественном произведении, и авторское отношение к миру, служащее основой художественного произведения и подчиняющее приемами стиля и композиции событийный ряд.
Пишу об этом в биографической книге, нарушая хронологическую последовательность, потому что читателю должно быть интересно, как проходили первые годы семейной жизни Толстого; но Лев Николаевич выразил это художественно не столько в «Войне и мире» и «Анне Карениной», сколько в поздней повести.
Прошлое в искусстве существует иначе, чем другие явления человеческого сознания. У археологов есть способ определения эпох, в которых жил древний человек, по цветочной пыльце, которая остается в торфяниках. Она не разлагается, она – память об исчезнувших народах, деревьях, о сменяющихся лесах, о наступлении степи.
Человеческая боль, ошибки, достижения как бы бессмертны, если они сохраняются в строках рукописи.
Фредерикс был близорук, под Тулой в те дни стоял мороз, Николай Николаевич был закутан в башлык, поэтому решили, что Н. Н. Фредерикс не видел и не слышал приближающегося поезда.
Такова событийная цепь, которая легла в основание вещи и как будто целиком выполнена в ней.
Герой носит фамилию Иртенев, то есть назван почти так, как герой «Детства».
Иртеньев, Оленин, Нехлюдов, Левин, Иртенев – все это имена, связанные с биографией Толстого; имя Иртенева как будто замыкает эту цепь.
Вызывает удивление, что Лев Николаевич рукопись «Дьявола» дома не держал; она была передана Черткову и сохранялась в глубокой тайне. У Толстого первоначально дома не осталось ничего, но и Чертков рукопись держал не у себя, а у своей матери в Петербурге.
При переписке рукописи были соблюдены строжайшие правила конспирации. Лев Николаевич получил копию и держал ее у себя в кабинете под клеенчатой обшивкой старого кресла, в котором содержались и другие его тайны от дома.
Весной 1909 года Софья Андреевна нашла рукопись, и в результате произошла тяжелая сцена; Толстой записывает про Софью Андреевну: «…в ней поднялись старые дрожжи, и мне было очень тяжело. Ушел в сад. Начал писать письмо ей то, что отдать после смерти, но не дописал, бросил…»
Когда Толстой был молод, то ссоры с женой он замазывал, как он сам говорил, поцелуями. Это непрочная починка. Стариком он заплакал, и жена заплакала. «И обоим стало хорошо».
Но рукопись напечатана была только после смерти Толстого. В последней редакции Толстой дал повести название «Дьявол».
Из-за случая, происшедшего с Николаем Николаевичем Фредериксом, Софья Андреевна не стала бы волноваться. Она волновалась о другом – о той пыли отцветшего цветка, которая сохранилась в рукописи. В рукописи сохранилась память о любви к одной женщине и о разочаровании в семейной жизни. Вот что огорчило Софью Андреевну через сорок шесть лет.
Я говорил уже о любви Толстого к Аксинье, к женщине, от которой он оторвался с таким трудом. По повести «Тихон и Маланья» мы знаем, как она одевалась, как ходила по деревне, как была всех цветастей, всех стройнее, всех желаннее.
Лев Николаевич любил ее так, как герой «Дьявола» Иртенев любил Степаниду: «Я думал, что я ее взял, а она взяла меня, взяла и не пустила… Я обманывал себя, когда женился… С тех пор, как я сошелся с ней, я испытал новое чувство, настоящее чувство мужа».
Мы знаем эти слова, они возвращают нас к дневникам Толстого, к записи 26 мая 1860 года: «Уже не чувство оленя, а мужа к жене».
Софья Андреевна после своего замужества знала о любви Толстого. Когда очень молодая, красивая женщина, Софья Андреевна, приехала в запущенное имение, то она приказала мыть полы. Из деревни пришли бабы, какие-то женщины показали молодой хозяйке на моющую пол Аксинью и сказали, вероятно, со зла, что это «сударушка хозяина». Софья Андреевна с горечью пишет об этом в своей восьмитомной рукописи – «Моя жизнь».
Она думала об этом все время. Запись 16 декабря 1862 года, часть которой я приводил выше, она заканчивала словами: «Я просто как сумасшедшая. Еду кататься. Могу ее сейчас же увидать. Так вот как он любил ее. Хоть бы сжечь журнал его и все его прошедшее».
13 июня 1909 года записано в записной книжке: «Посмотрел на босые ноги, вспомнил Аксинью, то, что она жива, и, говорят, Ермил мой сын, и я не прошу у нее прощенья, не покаялся, не каюсь каждый час и смею осуждать других».
Лев Николаевич ошибался. Ермил – это был муж Аксиньи, а сын назывался Тимофей. И сын, очень похожий на Льва Николаевича, служил потом кучером, и дети Льва Николаевича по дворянской простоте относились к нему как к брату.
Лев Николаевич записал уже не точно – он стар; и в то же время помнит конкретно: видит босоногую, любимую женщину, глядя на свои босые ноги.
Тот случай, который он хотел забыть, замолить как-то, оказался происшедшим навечно.
Рассказывал про свою юность Толстой по-разному.
Когда Бирюков привел в биографии Толстого выдержку из статьи Н. П. Загоскина «Граф Л. Н. Толстой и его студенческие годы», что «как тетушка Полина Ильинична, так и окружавшие его систематически портили юношу, ломали хорошую от рождения натуру, развращали и его ум, и его душу, и его сердце» и т. д., то Толстой на полях рукописи написал: «Напротив, очень благодарен судьбе за то, что первую молодость провел в среде, где можно было смолоду быть молодым, не затрагивая непосильных вопросов и живя хоть и праздной, роскошной, но не злой жизнью».
Н. Н. Гусев в книге «Лев Николаевич Толстой. Материалы к биографии с 1828 по 1855 год» пишет: «Это замечание Толстого было вызвано его желанием высказать свое несочувствие участию студенчества более поздних лет в политической борьбе и нисколько не выражает его действительного мнения о Юшковых и окружавшем их обществе».
Замечания Н. Гусева очень категоричны. Очевидно, он считает, что действительное мнение о самих Юшковых у Толстого – протест, но в примечаниях на предыдущей странице Толстой пишет: «Никакого протеста не чувствовал, а очень любил веселиться в казанском, всегда очень хорошем обществе». Слово «веселиться» написано вместо зачеркнутого слова «танцевать».
К студенчеству же, участвующему в политической борьбе, Толстой откосился скорей сочувственно.
В начале 1862 года Лев Николаевич в гостинице, расположенной в Москве на Лубянке, разговаривал с группой студентов, которые принимали участие в волнениях, начавшихся из-за вводившихся матрикулов. Волнения перешли на политическую почву. Правда, Лев Николаевич указал студентам на бесплодность этих волнений, но он пригласил их быть учителями в его школе.
Этих студентов Толстой в письмах противопоставлял семинаристам и считал их лучшими учителями.
Во всяком случае, об особом желании Толстого высказывать свое неодобрение революционному студенчеству ни в шестидесятые годы, ни в более позднее время мы говорить так категорически не можем.
Не надо думать, что Лев Николаевич вычеркивал свои воспоминания или даже целиком их отвергал. Он жил своими воспоминаниями, они были костями и мясом художественных построений, они возникали все снова и снова, они спорили с Толстым, и он спорил за них со своими последователями.
Лев Николаевич не забыл своего увлечения, которое проще назвать любовью, и это Софья Андреевна хорошо понимала; она видала это во сне и во сне разрывала на куски чужого ребенка; внутри оказывалось не мясо, а вата; она радовалась тому, что истинное преступление было только во сне, и огорчалась тем, что месть не совершена.
Но и это не так изранило сердце Софьи Андреевны, как то, что Лев Николаевич рассказал в «Дьяволе» историю своей женитьбы совсем иначе, чем в «Анне Карениной»: дал беспощадный анализ того, что произошло и обнаружило свою ложность.
«Дьявол» повествует о лицемерии брака.
Лев Николаевич начинает повествование, показывая молодого человека, который налаживает свое хозяйство. Он сходится с женщиной, женой одного крестьянина, работающего в городе, встречи с женщиной происходят в караулке и в оранжерее – в такой оранжерее, какие бывали в крупных имениях, а в Ясной Поляне такая оранжерея осталась от большого дома. Евгений – хороший человек, добрый, хозяйственный и близорукий, как близорук Толстой; он не замечает, что в Степаниду он влюблен. Между тем ему надо жениться: «Почему Евгений выбрал Лизу Анненскую, нельзя объяснить, как никогда нельзя объяснить, почему мужчина выбирает ту, а не другую женщину».
Нельзя объяснить, и почему Лиза влюбилась в Евгения, а Евгению нравились глаза Лизы. «Смысл же этих глаз был такой. Еще с института, с 15 лет, Лиза постоянно влюблялась во всех привлекательных мужчин и была оживлена и счастлива только тогда, когда была влюблена… Эта-то ее влюбленность и давала ее глазам то особенное выражение, которое так пленило Евгения.
В эту же зиму в одно и то же время она уже была влюблена в двух молодых людей, и краснела и волновалась, не только когда они входили в комнату, но когда произносили их имя. Но потом, когда ее мать намекнула ей, что Иртенев, кажется, имеет серьезные виды, влюбление ее в Иртенева усилилось так, что она стала почти равнодушной к двум прежним…»
Роман развивался дальше так: когда Иртенев сделал предложение, «она и гордилась им, и умилялась перед ним и перед собой и своей любовью, и вся млела и таяла от любви к нему».
Степаниду Иртенев любил другой любовью; он искал ее следов на траве. Это и была любовь.
Он хотел приладиться. Он был молод, и она была молода. Прилаживались на недели и годы, но он не мог врасти в жизнь, которую перерос. С «дьяволом» нельзя было справиться.
Память о прошлом осталась раскаяниями, снами.
Но, кроме того, она осталась как необычность пути, как сложный, горький, извилистый путь к крестьянству, к народу, хотя и понятному в его вчерашнем и тогдашнем, а не завтрашнем дне.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Глава 10 Дьявол Рамади
Глава 10 Дьявол Рамади Начало Несколько ночей спустя я взошел на борт патрульной лодки морских пехотинцев, известной как SURC (Small Units Riverine Craft — речной катер для малых подразделений)[109], и нырнул под бронированный планширь.Расчеты пулеметов М-60 на носу смотрели за тем, как
6. Дьявол и его влечения
6. Дьявол и его влечения Еще до гроба материя вас покидает. Виктор Гюго Умилительные прогулки с Жоржем и Жанной, ангельские стихи любящего деда не должны искажать образ Виктора Гюго в последние годы его жизни. Преклонение перед детской чистотой не положило конец любовным
Дьявол
Дьявол Рассказывал Оганян мне историю времен своих мистических исканий — были такие времена в начале 1980-х! — см. Клуб «ЭТО» — как к нему ночью приходил сам Диавол с целью его погубить, и как он, Оганян, еле отбился — но я ее не запомнил в подробностях, а ее интерес именно в
«Дьявол»
«Дьявол» Н. К. Гудзий в статье «История писания и печатания повести „Дьявол“ установил, что „в конце 1880-х и в начале 1890-х гг. Толстой усиленно был занят работами над художественными произведениями и отчасти статьями на тему половой любви“.К этому времени относится
Дьявол хохочет…
26. «Дьявол — это женщина»
26. «Дьявол — это женщина» В 1935 году Штернберг взялся за съёмки фильма по сценарию Джона Дос Пассоса и Сэма Уинстона, написанного по мотивам классического романа Пьера Луиса «Женщина и кукла».В фильмах Штернберга сюжету придаётся второстепенное значение. На первый же
Глава 15 Черный Дьявол
Глава 15 Черный Дьявол Понижение в звании, которое так унизило Дюма, предоставило ему новую возможность проявить себя. Лишившись должности дивизионного генерала, командующего тысячами людей, он освободился от административных и политических обязанностей и вынужденно
Дьявол поднял его в воздух
Дьявол поднял его в воздух В притче с Иисусом в пустыне искушение ставится в самый центр христианской традиции – и далеко не каждый может похвастаться тем, что отказал дьяволу. Фауст не был первым, кто, как считалось, заключил договор с дьяволом, и он не был последним. У
Глава 13. «ЖЕЛТЫЙ ДЬЯВОЛ»
Часть 2 Крылатый дьявол
Часть 2 Крылатый дьявол Глава 1 Под колпаком В толстых стенах мрачного здания на Лубянской площади маленький рыжеватый человечек с мутными глазками преуспевающего булочника собрал оперативников секретного отдела главного управления государственной безопасности при
Глава 6 Красный дьявол
Глава 6 Красный дьявол Проверяя свои подопечные эскадрильяс, генерал Дуглас сообщил, что представил капитана Хуана и полковника Хулио к наградам. Летчиков-истребителей он по-прежнему называл соколами, но не «сталинскими», как прежде, а «красными». Федоров постеснялся
Молодой дьявол
Молодой дьявол Высокая, бледная, вся в черном, она подошла к нему, держа в тонких изящных пальцах бокал шампанского…— Я Патриция Кеннели, журналистка. Могу задать вопрос? — она посмотрела ему прямо в глаза. На дне ее темных зрачков плескалась тайна, желание и грех. Джим
Дьявол на чердаке
Дьявол на чердаке Однажды осенним вечером Джованнино с матерью гостил у дедушки с бабушкой в Каприлио. Во время ужина вся семья собралась за столом, тускло осветленным масляной лампадкой. Внезапно над потолком раздался какой-то шорох. Он повторился несколько раз. Все
Возможно – это дьявол
Возможно – это дьявол «Новый храм, как отмечает дон Боско – стал служить молодежи, которая желала участвовать в литургии, а также дневной и вечерней школе (так как часовня Пинарди, церковь и ризница днем использовались под учебные классы). Но как позаботиться о целых