дьявольское поспешение что такое
«Господи, избави мя от диавольского поспешения»
В утренних молитвах мы взываем: «Господи, избави мя от диавольского поспешения». Почему? Что плохого в поспешении, спешке?
У святых отцов сказано: во всем должна быть золотая середина – не медлить, но и не спешить, а все делать размерено, только тогда человек обретет душевное равновесие.
О чем говорит размеренность, отсутствие спешки? О том, что человек во всем видит Промысел Божий, во всем полагается на Бога. Сказано: «Бог любит тишину». В тишине приходит Господь и стучит к нам в сердце, призывает к спасению. Суета – враг тишины, покоя, душевного мира и спасения.
Когда произошла революция, объявили, что Бога нет, все можно, надо брать от жизни все и не ждать милости природы. И началась гонка: давай, давай, быстрей, быстрей.
Человек, живя в суете, забывает Бога, весь день его проходит в заботах: утром, только светает, у него в голове одно – приготовить поесть и идти на работу. На работе: как больше заработать. Духовной жизни нет, нравственности нет, и это на руку диаволу. Как же человеку жить в этом неспокойном мире?
Посмотрите, как у Бога все мирно и спокойно. Если мы в огороде посадили помидоры, огурцы, морковку, они вырастут не вмиг – на другой день вышли и пошли плоды собирать, нет. Семя еще в земле полежит, подождет, когда солнце землю прогреет, когда дождик оросит и только потом даст всходы. Постепенно плоды начинают созревать, и только к осени их можно будет собирать.
А сейчас мы часто видим, что ради денег, наживы используют ускоренные технологии, выращивают, например, бройлерных кур, быстрорастущие фрукты, ягоды, но все это вкуса не имеет, и здоровью от этого пользы нет. Все это пустота.
И в своей жизни мы должны избегать суррогатов. Все внимание обратить на духовную жизнь, на свою внутреннюю жизнь, научиться спокойно говорить, не возвышать голос, ни о ком плохого не говорить, не возмущаться, не обижаться, то есть надо дать своей душе возможность успокоиться. Когда человек внутренне успокоится, тогда и внешняя жизнь его станет более размеренной, все лишнее, ненужное отпадет (ведь мы в своей жизни так много делаем ненужного). А когда человек живет спокойно и умиротворенно, то и здоровье у него и телесное, и духовное, и жизнь его налаживается. Потому мы и молимся: «Господи, избави мя от дьявольского поспешения!»
Дьявольское поспешение что такое
В утренних молитвах мы взываем: «Господи, избави мя от диавольского поспешения». Почему? Что плохого в поспешении, спешке?
У святых отцов сказано: во всем должна быть золотая середина – не медлить, но и не спешить, а все делать размерено, только тогда человек обретет душевное равновесие.
О чем говорит размеренность, отсутствие спешки? О том, что человек во всем видит Промысел Божий, во всем полагается на Бога. Сказано: «Бог любит тишину». В тишине приходит Господь и стучит к нам в сердце, призывает к спасению. Суета – враг тишины, покоя, душевного мира и спасения.
Когда произошла революция, объявили, что Бога нет, все можно, надо брать от жизни все и не ждать милости природы. И началась гонка: давай, давай, быстрей, быстрей.
Человек, живя в суете, забывает Бога, весь день его проходит в заботах: утром, только светает, у него в голове одно – приготовить поесть и идти на работу. На работе: как больше заработать. Духовной жизни нет, нравственности нет, и это на руку диаволу. Как же человеку жить в этом неспокойном мире?
Посмотрите, как у Бога все мирно и спокойно. Если мы в огороде посадили помидоры, огурцы, морковку, они вырастут не вмиг – на другой день вышли и пошли плоды собирать, нет. Семя еще в земле полежит, подождет, когда солнце землю прогреет, когда дождик оросит и только потом даст всходы. Постепенно плоды начинают созревать, и только к осени их можно будет собирать.
А сейчас мы часто видим, что ради денег, наживы используют ускоренные технологии, выращивают, например, бройлерных кур, быстрорастущие фрукты, ягоды, но все это вкуса не имеет, и здоровью от этого пользы нет. Все это пустота.
И в своей жизни мы должны избегать суррогатов. Все внимание обратить на духовную жизнь, на свою внутреннюю жизнь, научиться спокойно говорить, не возвышать голос, ни о ком плохого не говорить, не возмущаться, не обижаться, то есть надо дать своей душе возможность успокоиться. Когда человек внутренне успокоится, тогда и внешняя жизнь его станет более размеренной, все лишнее, ненужное отпадет (ведь мы в своей жизни так много делаем ненужного). А когда человек живет спокойно и умиротворенно, то и здоровье у него и телесное, и духовное, и жизнь его налаживается. Потому мы и молимся: «Господи, избави мя от дьявольского поспешения!»
Дьявольское поспешение что такое
Притча: ДЬЯВОЛЬСКОЕ ПОСПЕШЕНИЕ
Поздно ночью в пустынной келье молился послушник. Он очень устал, натрудившись за день, и теперь торопливо проговаривал слова, спеша закончить длинное правило. Несколько раз сбивался, останавливался, а затем все так же быстро продолжал. И не видел того, как под окном выросла чья-то фигура.
Непрошеный гость был огромным и стоял, наклонившись, прислушиваясь к каждому слову, а на его лице блуждала довольная ухмылка. Когда же он услыхал, что послушник перепутал слова молитвы, – толкнул плечом дверь и оказался внутри. Хозяин опешил. Перед ним, смрадный и безобразный, стоял… дьявол. — Ну, что? Доболтался? – мерзко ухмыльнулся гость. Человек взмахнул руками, попятился в угол и упал, вжавшись в стену.
— Изыди, изыди! Прочь, прочь! – шептал он. Рука его поднялась, четки беспомощно повисли. Дьявол оскалился, насмешливо покосился на четки и придвинулся ближе:
— Да нет, теперь без тебя не уйду. Мой ты! Послушник замотал головой.
— Нет! Нет! Не твой! – в ужасе повторяли его губы.
— Как же не мой? Болтун ты! Всё скорее да быстрее, проболтать – и с плеч долой! Вставай, идем! Лицо послушника покрылось испариной. Он пытался овладеть собой, но задыхался от отвратительного запаха, что распространял вокруг себя дьявол, и хотел отвернуться.
— Что нос-то воротишь? – вдруг гаркнул дьявол. – Слыхал я, как ты молишься! – и он начал поспешно проговаривать слова, передразнивая послушника. Тот мучительно покраснел.
— Узнал себя? – издевался демон. Да, послушник узнавал себя, и свою торопливость, и то, как путал слова. Но всё-таки он был тем, кто любил и почитал Бога, а потому поднял глаза и, почувствовав внезапную смелость, твердо сказал:
— Я – не твой! Я – христианин!
— Ха-ха-ха. – загоготал дьявол. – Христианин! Много вас, таких, по земле бродит!
Он сделал движение, и в один миг стена кельи распахнулась, и взору послушника открылся весь мир. Множество людей, обгоняя друг друга, куда-то спешили, торопились и путались. Напряженные, с уставшими лицами, они казались заводными игрушками.
— Вот они, — насмешливо скалился дьявол, — куклы человеческие. Все наспех, навскидку, да абы как… Ты думаешь, они успевают задуматься? Сделать что-либо глубоко и серьезно? Послушник с тоской покачал головой: где уж тут успеть! А дьявол продолжал:
— Весь мир так живет: бегом, бегом. Наспех едят, наспех общаются с друзьями. А знаешь, как это называется? Дьявольское поспешение. А дьявольское – значит, моё! И с этими словами он властно и требовательно протянул свою лапу:
Человек задрожал. Он понял, что если сейчас, сию минуту, ничего не предпримет, то навсегда попадет в мучительную власть этих когтистых безжалостных лап. Но как же помочь себе, если даже молитва, это единственное средство, в его устах не имела спасительной силы? И вдруг… Тихо, твердо и ясно он произнес:
Слова звучали отчетливо, и демон нахмурился.
— Да святится имя Твое! Да приидет Царствие Твое! – он произносил каждое слово: веско, медленно, глубоко, и та молитва, что уже тысячу раз была проговорена им бездумно, вдруг обрела новую силу. – Да будет воля Твоя… Гостю стало нехорошо, он закрутил носом, не находя себе места. А когда послушник закончил молитву и все так же ясно и твердо отчеканил «Аминь!»
— дьявол дернулся – и исчез.
В келье стало тихо. Обливаясь слезами, послушник подполз к алтарю и схватил икону Божьей Матери. «Простите, простите!» — шептали его уста. Он долго плакал, прося прощения, а затем открыл свое правило и медленно, спокойно и внятно начал его читать.
…Дьявол долго бродил по лесу, оглядываясь на хижину послушника. Прежде темная, сейчас она светилась огнем. То был жар молитвы, и даже отсюда, издалека, он жег демона нестерпимым пламенем. Он злился, сверкал зубами, но подойти ближе уже не мог…
Новое в блогах
Приложения пользователя
Почему «экономически эффективная церковь» никуда не торопится и везде успевает?
Среди душеполезных брошюрок, продающихся в церковных лавках, встречаются поистине курьезные экземпляры. Пальму первенства здесь удерживает брошюра «Лекарство от греха». Особенно популярен помещенный там список женских прегрешений, о которых якобы нужно докладывать священнику на исповеди. Среди них: «Дерзко поднимала глаза», «Часто мылась», «Работала парикмахером», и наконец, «Мочилась при посторонних и шутила по этому поводу». Есть в этой брошюре и другие забавные моменты. Например, курьезное толкование слов «диавольское поспешение» из 3-й утренней молитвы Макария Великого. Автор брошюры утверждает, будто речь идет о «торопливости», «спешке». На самом же деле, имеется в виду дьявольская помощь в делах, от которой молящийся просит его избавить (в русском языке есть похожий глагол: «поспешествовать»). Спешка же тут совершенно не при чем. Об этом знает любой мальчик-алтарник. Если, конечно, его интересует содержание молитв, которые он каждый день читает, а не карьерные перспективы. Какого же было мое удивление, когда смешную формулу из «лекарственной» брошюрки почти слово в слово повторил сам патриарх!
За годы, проведенные в церковной ограде я, конечно, всякого насмотрелся. Был случай, когда одна молодая прихожанка, не знающая слов «отроковица» и «отрок», написала в записке «о здравии»: «от рукавицы Вали и потроха Алексея». Пришлось ее найти и растолковать: что к чему. Но тут сам патриарх – внук и сын священника, охотно рассказывающий про свои «церковные университеты»! Получается, что предстоятель РПЦ в течение всей своей сознательной жизни так ни разу и не попросил Господа защитить себя от неправедного успеха, полученного с дьявольской помощью («поспешением»). Возможно, даже ни разу не задумался над этим.
Вот одна из типичных историй, которая в самое ближайшее время может закончиться очередной победой РПЦ над совестью и здравым смыслом. Это случится, если 12 января 2011 года будет принято судебное решение, позволяющее подмосковному Крестовоздвиженскому женскому монастырю ликвидировать детский реабилитационный центр «Детство». Это уникальное медучреждение, через которое за год проходят до 30 тыс. детей, страдающих тяжелыми формами аутизма, ДЦП, синдрома Дауна и другими заболеваниями находится в Домодедово. Крестовоздвиженский монастырь воюет с ними уже пять лет.
Первая победа была одержана еще 18 лет назад – монастырю вернули всю его «историческую» территорию, и тем самым отрезали поликлинику реабилитационного центра от его основных корпусов. Дети (в том числе инвалиды-колясочники) недолго пользовались монашеским «гостеприимством» – то есть, имели возможность время от времени перемещаться по монастырской земле. Вскоре единственная калитка была заварена. С тех пор дети огибают монастырскую ограду по тропинке, не приспособленной для таких путешествий. Но если суд вынесет решение в пользу монастыря там, вообще, никого не будет.
Если же враг не сдается, его, как известно, уничтожают. Об этом хорошо знают «последние из могикан» – хозяева четырех домовладений, оставшихся на землях уже перешедших в собственность монастыря. По информации фонда «Здравомыслие», областная казна оплатила строительство домов в соседней деревне, в которые предполагалось их переселить. Но собственниками этих домов стал все тот же монастырь. Теперь его предприимчивые насельницы предлагает людям их выкупить. За деньги. А чтобы те быстрее собрали требуемую сумму, у них отобрали огороды. Потом запылал один из старых домов. Огонь перекинулся на другой. Пожар с божьей помощью потушили. «Проводка», говорят, «неисправная». Беда с этой проводкой!
Решается вопрос и с бесплатной рабочей силой – обязательным атрибутом крепкого монастырского хозяйства. К традиционным трудникам «за еду» – бомжам – в ближайшее время могут присоединиться бывшие заключенные (уже ведутся разговоры на официальном уровне, что «монастырь лучше исправляет, чем воля после тюрьмы»).
Единственное, с чем возникла заминка – деньги, собранные этим летом у населения для погорельцев. Они все никак не дойдут до адресатов. Впрочем, может быть деньги погорельцам уже не нужны…
Все эти примеры церковной «экономической эффективности» оставляют неприятный осадок. Как-то все это не по-божески. Будто поспешествует церковной бюрократии во всех ее начинаниях какой-то могущественный покровитель. По проторенной им дороге РПЦ бодро шагает от победы к победе, не замечая, что все они – пирровы.
Дьявольское поспешение
Среди душеполезных брошюрок, продающихся в церковных лавках, встречаются поистине курьезные экземпляры. Пальму первенства здесь удерживает брошюра «Лекарство от греха».
Особенно популярен помещенный там список женских прегрешений, о которых якобы нужно докладывать священнику на исповеди. Среди них: «Дерзко поднимала глаза», «Часто мылась», «Работала парикмахером», и наконец, «Мочилась при посторонних и шутила по этому поводу». Есть в этой брошюре и другие забавные моменты. Например, курьезное толкование слов «диавольское поспешение» из 3-й утренней молитвы Макария Великого. Автор брошюры утверждает, будто речь идет о «торопливости», «спешке». На самом же деле, имеется в виду дьявольская помощь в делах, от которой молящийся просит его избавить (в русском языке есть похожий глагол: «поспешествовать»). Спешка же тут совершенно ни при чем. Об этом знает любой мальчик-алтарник. Если, конечно, его интересует содержание молитв, которые он каждый день читает, а не карьерные перспективы. Какого же было мое удивление, когда смешную формулу из «лекарственной» брошюрки почти слово в слово повторил сам патриарх!
За годы, проведенные в церковной ограде я, конечно, всякого насмотрелся. Был случай, когда одна молодая прихожанка, не знающая слов «отроковица» и «отрок», написала в записке «о здравии»: «от рукавицы Вали и потроха Алексея». Пришлось ее найти и растолковать: что к чему. Но тут сам патриарх — внук и сын священника, охотно рассказывающий про свои «церковные университеты»! Получается, что предстоятель РПЦ в течение всей своей сознательной жизни так ни разу и не попросил Господа защитить себя от неправедного успеха, полученного с дьявольской помощью («поспешением»). Возможно, даже ни разу не задумался над этим.
Эта патриаршья проговорка, на самом деле — удивительно точная и глубокая метафора, понятная любому, даже совсем не религиозному человеку. Ведь что такое «диавольское поспешение» в переводе «с церковного на светский»? Это те или иные блага, полученные вопреки элементарным нормам морали. Шагая по головам. Отнимая у слабого насущное, чтобы приобрести излишнее. Любой ценой. Стоит ступить на этот скользкий путь — остановиться будет уже невозможно. И бесконечные имущественные споры, уже стяжавшие РПЦ сомнительную славу безжалостного и циничного рейдера, — лучшее тому подтверждение.