дыба что это такое
Дыба что это такое
Содержание
История термина
Первоначально дыбой на Руси называлась орудие наказания — колода или колодка, к которой привязывали обвиняемого («сажали в дыбу»).
Дыба-ложе
В Западной Европе обычно представляла собой специальное ложе с валиками на обоих концах, на которые наматывались верёвки, удерживающие запястья и лодыжки жертвы. При вращении валиков верёвки тянулись в противоположных направлениях, растягивая тело и разрывая суставы пытаемого. В момент послабления верёвок пытаемый также испытывал ужасную боль, как и в момент их натяжения. Иногда дыба снабжалась специальными валиками, утыканными шипами, раздиравшими жертву при протягивании.
Подвешивание
Применялся и другой вариант дыбы: она состояла из 2 столбов, вкопанных в землю и соединённых перекладиной. Допрашиваемому связывали руки за спиной и поднимали за привязанную к рукам верёвку. Иногда к его связанным ногам привязывали дополнительный груз. При этом руки у поднятого на дыбу человека выворачивались назад и часто выходили из суставов, так что осуждённый или пытаемый висел на вывернутых руках. На дыбе находились от нескольких минут до часа и более. В России поднятого на дыбу подозреваемого били кнутом по спине, и «прикладывали к огню», то есть водили по телу горящими вениками. В отдельных случаях палач ломал у висящего на дыбе человека рёбра раскалёнными клещами. Этот вариант дыбы с подвешиванием (известный как strappado) применялся и в Западной Европе.
В середине XVII века Григорий Котошихин описывал русскую дыбу следующим образом:
Этот вид дыбы можно увидеть в фильме «Царь» 2009 года.
Примечания
Полезное
Смотреть что такое «Дыба» в других словарях:
дыба — сущ., кол во синонимов: 1 • орудие (68) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Дыба — колода, как известный вид наказания впервые упоминается в начале XIII в. в договоре Смоленска с Ригой 1229 г., по которому, если русин окажется виновным, то в Д. его не сажать, а отдать на поруки; если же поруки не будет, то посадить его в железо … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
дыба — дыба, дыбы, дыбы, дыб, дыбе, дыбам, дыбу, дыбы, дыбой, дыбою, дыбами, дыбе, дыбах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
Почему дыба стало самым популярным орудием у инквизиторов?
Человечество изобрело много методик причинить страдание и боль. Для этого была придумана дыба, ее повсеместно применяли во многих странах, в том числе и в нашей. Конструкция пыточного приспособления менялась, самыми распространенными стали 2 типа: ложе и с подвешиванием. Принцип действия аналогичный. Его суть в растяжении тела, очень сильном, до разрыва мягких тканей и вырывания ног и рук из суставов. Подвергаемый такому мучению рассказывал все, что от него требовалось, конечно успевал до того, как умрет от болевого шока.
Появление и развитие
Способ распространился по всей Европе, применяли два типа конструкции:
Обе вариации были очень распространены до 17 века, встречались и в 18 веке.
Английское решение
Согласно легендам, использование дыбы начали в 1447 году. Первым стал чиновник Лондонского Тауэра, герцог Джон Холланд. Пыточное приспособление долго называли “дочерью герцога”.
У английской конструкции был ряд особенностей:
Тело повешенного поднималось и растягивалось. Если жертва не говорила то, что от нее требовалось, то слышала, как рвутся ее сухожилия.
Немецкое решение
Принцип работы орудия пыток дыбы был известен и в Германии. Самой известной стала конструкция, которую внедрили в Нюрнберге, ее основательно доработали. Нюрнбергская дыба изготавливалась из дерева, к десятифутовой конструкции была приспособлена лебедка, который управляли рычагами.
Использовали не только растяжение на дыбе, его сочетали с пытками водой, затягиванием шнура, который мучительно впивался в мягкие ткани, под живот могли положить так называемого зайца с шипами, это были острые шипы длиной в дюйм. Порой люди во всем признавались еще до попадания на дыбу, хватало одного взгляда на нее.
Пытки по-русски
На Руси орудия пыток тоже были распространены. Дыба в качестве наказания использовалась с 13 века, до нее особенным спросом пользовались колодки для заковывания. Растягивание на дыбе распространилось при Иване Грозном. В 1565 году была основана опричнина, эти тайные полицейские не смущались прибегать к самым жестоким пыточным методам. Порядки на Руси менялись, но кое-что долго оставалось неизменным.
Также есть сведения, что орудия использовали для наказания воров, вплоть до 17 века. С наказуемого снимали рубаху, кисти связывали за спиной, ноги тоже связывали, для этого применяли жесткие ремни. Конструкция, на которую подвешивали жертву, напоминала виселицу. Один из карателей наступал на ремень, а второй поднимал жертву, которая подолгу висела с вывихнутыми верхними конечностями.
Как и немцам, русским этого было недостаточно. Такой вид наказания мог быть дополнен ударами кнута. Удары были очень сильные, от них на коже оставались глубокие следы. Палачи делали все, чтобы растянуть процедуру, в некоторых случаях прибегали еще и к огню, используя раскаленные клещи, чтобы сломать ребра. У ног жертвы могли разжечь костер. Таким истязаниям на Руси подвергались не только мужчины, но и женщины.
Известные личности, которых пытали на дыбе
Так как эти наказания применяли для преступников и рабов, через них прошло много людей, и почти все они остались неизвестными. Но познакомиться с дыбой довелось и многим известным личностям:
Некоторым жертвам инквизиторов удалось спастись, от них мир узнал о жестоких пыточных методах. Часто испанские инквизиторы сами вели протоколы допроса, записи дошли до наших дней. Эти записи становятся доказательством бесчеловечности некоторых священнослужителей. Жестокостью отличались и политические деятели, они подвергали дыбе даже своих приближенных.
Пытки в кино
Искусство не передает в полной мере того ужаса, которому подвергали людей, но позволяет примерно понять, как это было. В музее при Лондонском Тауэре сохранилась настоящая средневековая дыба, ее могут увидеть все посетители.
Рассказы чёрной мазохистки. Дыба и связь времён
Дыба-страппадо (на самом деле, просто дыба, но из-за некоторой терминологической путаницы я буду называть её именно так) в простейшем варианте представляет собой П-образную конструкцию из двух вертикальных столбов с горизонтальным бревном-перекладиной. Что характерно, простейшая виселица – орудие казни – имеет совершенно аналогичную конструкцию.
Как и в случае виселицы, через перекладину перекидывают верёвку с петлёй на конце (если уж совсем лень, то можно и через толстый сук перекинуть или через горизонтальную балку в сарае или в доме).
Только затягивали не на шее казнимого (или казнимой), а на связанных за спиной руках пытаемого (или пытаемой). После чего его (или её) за эти самые руки поднимали как минимум пока ноги не отрывались от земли (хотя иногда поднимали на метр и более) и истязаемый висел на одних руках.
При этом руки у поднятого на дыбу человека, разумеется, выворачивались назад и выходили из суставов; так что осуждённый или пытаемый висел на вывернутых руках (поверьте, это ОЧЕНЬ больно).
На «просвящённом» Западе (где сей дивайс юзали намного шире, чем на Руси – особенно в период «охоты на ведьм») он получил название страппадо. Дивайс получил настолько широкое распространение в Европе, что удостоился сомнительной чести быть включённым в уголовно-процессуальный кодекс Святой Инквизиции в качестве первого орудия «допроса с пристрастием».
Чтобы тело истязаемого (или истязаемой – женщин и мужчин пытали и истязали на дыбе совершенно аналогично) было удобнее пороть и прижигать, к его или её связанным ногам привязывали дополнительный груз.
Достаточно тяжёлый, чтобы тело практически вытягивалось в струнку. На вывернутых за спиной руках, что не просто очень больно, а реально нестерпимо больно – причём безо всякой порки и огня.
Всё это имело к моей соответствующей алго-сессии самое прямое отношение. впрочем, я должна сделать небольшое «организационное отступление».
До сего момента всё всегда происходило именно так. но когда меня уже подняли на дыбу (в смысле, подвесили за вывернутые за спиной руки), Кристиан вдруг объявил, что он выпорет меня «облегчённым флагрумом» (просто плетью-трёхвосткой, без свинчаток или косточек на концах), после чего будет прижигать моё тело раскалёнными угольками из жаровни.
А чтобы ему было удобнее меня истязать, он подвесит к моим ногам груз, достаточно тяжёлый для того, чтобы я. правильно, вытянулась в струнку. На вывернутых за спиной руках.
Я подумала. и согласно кивнула. Хотя запросто могла отказаться, разумеется (добровольность это наше всё в самом что ни на есть прямом смысле). Ибо, несмотря на то, что я не поклоница Д/С (в смысле, доминирования-подчинения) от слова совсем, я почему-то почувствовала, что это будет правильно. и даже праведно (хотя последним я отродясь не заморачивалась).
Ощущение во время истязания было. странным. С одной стороны, подобным тому, которое у меня было, когда меня посадили на кол. в смысле, когда я на нём уже прочно сидела.
Боль, хоть и реально жуткая, нечеловеческая боль, каким-то странным и непонятным образом отделилась от меня, а всю меня (точнее, все мои тонкие тела – в этой эзотерике я уже неплохо разбиралась) заполнило. нет, на этот раз не сексуальное возбуждение.
Которого (совершенно неожиданно, ибо Кристиан прижигал мне и груди, и соски, а это меня возбуждает просто люто) не было совсем. Вообще. Никакого. Хотя и от порки я обычно кончаю. причём хорошо так кончаю.
А неведомое мне до того ощущение правильности и праведности происходившего. И даже. какой-то странной, но очень приятной «лёгкости бытия». На дыбе. С вывернутыми за спиной руками. Вытянутой в струнку. Во время порки и прижигания, скажем так, очень чувствительных мест моего роскошного (реально роскошного) тела.
А когда меня сняли с дыбы и сделали вторую инъекцию эликсира, странности продолжились. Обычно после столь жёстких воздействий мне (как и любой другой женщине и даже женщине-людену) вкалывают вторую инъекцию нано-регенератора с мощным снотворным. От которого дрыхнут без задних ног шесть часов как минимум даже такие крутые люденши, как Магда или Марта Эрлих.
Мне же Кристиан на этот раз ввёл нано-регенератор хоть и с просто убийственным (для боли) анальгетиком, но без снотворного. И оставил регенерировать. стоя. Привязанной за руки. Ибо на моём теле буквально живого места не было. Привязанной нормально, ибо руки мне Кристиан, разумеется, вправил.
А когда я регенерировала спустя час с небольшим, он совершенно неожиданно объявил:
Я подумала – и снова согласилась. И потому, что была уверена, что это всего лишь «расширенное испытание» Эликсира Белого Ангела – а в этом процессе с обеспечением безопасности всё зер гут. Ибо за этот аспект проекта отвечает не кто иной, как ныне обергруппенфюрер СС, начальник Службы безопасности Die Neue SS Генрих Мюллер. Гестапо-Мюллер.
Хотя и деперсонализация меня не привлекала никогда (на самом деле, ровно наоборот); и во время изнасилований я – в отличие от Виолетты и прочих кедеш – всегда думала только о себе любимой и о собственном удовольствии.
Насиловали меня капитально. Много часов подряд нон-стоп. Причём это было действительно реальное изнасилование. точнее, максимально приближённое к реальному (ибо принципиальное согласие я всё же дала совершенно добровольно).
Ибо секса мне не хотелось ни на секунду. Никакого. Вообще. Поэтому я так ни разу и не кончила. А после того, как кто-то решил, что с меня хватит, меня почему-то (или зачем-то) пребольно выпороли солдатским ремнём.
По спине, ягодицам и бёдрам. Причём не привязывая – просто держали за руки, за ноги и за волосы. Без нано-регенератора, разумеется – да мне он был и не нужен, ибо от такой порки следы у меня даже в нормальном состоянии исчезают в считанные дни.
Потом меня отвезли домой, где я приняла душ и тут же завалилась спать. Проспала почти сутки (ибо марафон был крутоват даже для меня). а затем вернулась к нормальной жизни. Нормальной для меня, разумеется.
А вот насчёт «расширенного испытания» я ошиблась. Ибо некоторое время спустя якобы случайно узнала, что семнадцать столетий назад ровно через то же самое прошла Лилит. Что это было действительно правильно и праведно. и что моя сессия была самая настоящая связь времён.
Ну а потом меня познакомили с другой дыбой (дыбой-ложем). точнее, с её усовершенствованным вариантом – «австрийской лестницей». И с дивайсом с на первый взгляд совершенно неподходящим назанием.
Орудия пыток. 18+
Вот еще немного страсти на ночь.
Это железные башмаки с острым шипом под пяткой. Шип можно было выкручивать при помощи винта. С выкрученным шипом жертве пыток приходилось стоять на мысках ноги, пока были силы. Встаньте на мыски и проверьте – сколько вы протянете.
Это такое крепление на ноге с металлической пластинкой, которая с каждым вопросом и последующим отказом отвечать на него, как этого требовалось, затягивалась все сильнее, чтобы переломать человеку кости ног. Для усиления эффекта иногда к пытке подключался инквизитор, который ударял молотом по креплению. Часто после таких пыток все кости жертвы ниже колена были раздроблены, а израненная кожа выглядела, как мешочек для этих костей.
Дыба. (классика жанра)
Та самая дыба. Их было два основных варианта: вертикальный, когда жертву подвешивали под потолком, вывернув суставы и подвешивая к ее ногам все большие тяжести, и горизонтальная, когда тело грешника фиксировалось на дыбе и растягивалось специальным механизмом до той поры, пока у нее не разрывались мускулы и суставы.
Как грешник мог как-то раскаяться в чем-то, когда сначала сжимались и крошились его зубы, потом крошилась челюсть, за ней кости черепа – до тех пор, пока из ушей не выливался мозг – мне не понятно. Еще более недоступна для моего сознания информация о том, что в некоторых странах до сих пор в качестве инструмента допроса используется версия этой дробилки.
Бдение или Колыбель Иуды.
Тамада хороший и конкурсы-интересные.
что-то похожее я видела в деканате
Эм, не христианского, а католического правосудия.Для протестантов и православных подобное не было характерно.
Аффтар, учи матчасть. Груша вставлялась в рот, после использования в других отверстиях.
То, что ты назвал колыбелью называется козлом для ведьм. И как-то не удалось найти упоминания твоей версии названия. Поиск выдает только колыбель Иуды.
Пресс для головы используется в современности из-за простоты(можно собрать даже в полевых условиях), малого вреда для здоровья и причинения, по описаниям, очень сильной боли.
За взятки неплохо бы такие санкции применять.
Христианство мирная религия!
Сколько всего интересного дала нам религия, какой толчок для развития человеческого потенциала! Ну и прямой кишки конечно.
Несколько моих фото из музея пыточных инструментов
5) Нюрнбергская дева
а нахрена становится на мысок ноги если можно стать на ребро ступни? площадь контакта больше и нагрузка меньше.
Справедливости ради стоит сказать, что деревянная «лошадка» и сегодня не потеряла своей актуальности
Кто то сходил в музей в Питере)
Неужели уже месяц прошёл!? Как быстро летит время, и как стабильно работает пикабу, раз в месяц один и тот же пост. Но скоро закончатся варианты с переставлением картинок, и что тогда делать будите?
Слышал что груша это фэйк или она не использовалась как описано, да и её механизм учитывая форму не способен раскрыться в месте дислокации
А сейчас нам рассказывают, что это мы в Бога не верим.
был в музее в районе Бенидорма, Испания не помню как называется деревушка так там типо того что есть в посте и похлеще, просто некоторые картинки похожи что и я видел, жутко конечно
Вообще-то груша могла вставляться в рот
Iron maiden.
Аттракцион.
Привет Пикабу от Lesser Evil Games
Мы небольшая инди-студия Lesser Evil Game, Вы никогда не задумывались, как ощущали себя средневековые палачи? Есть огромное количество статей на темы пыток, казней, жизни в те временна, но никто никогда и не думал о самом палаче.
Так родился наш проект The Executioner, где мы решили дать возможность игрокам ощутить на себе, те страдания, которые испытывает человек, которому приходится пытать и убивать людей, иногда даже невиновных.
The Executioner – это игра, которая сочетает в себе элементы хоррора, традиционной RPG с расследованиями, исследованием мира и принятием решений с моральным подтекстом. Интерфейс игры преимущественно текстовый. Теперь Вы принимаете на себя роль средневекового палача, который зарабатывает на жизнь казнями и пытками людей. Вас ждет увлекательная история в мрачной атмосфере мира, полного моральных противоречий.
Назревает революция. Выступите ли вы на стороне монархии и традиционных устоев, или встанете на баррикады во имя прогресса? Поддержите новорожденную науку или пойдете по пути мистика? Привыкните вы к творимому вами насилию или постараетесь сохранить остатки человечности? Решение за вами. Последствия — тоже.
Вам предстоит не только каждый день совершать тяжелый моральный выбор, но и сохранить собственный рассудок. но вашей основной задачей будет добиться признания от тех, кого вам предстоит казнить. Сюжет наполнен кровавыми и тяжелыми событиями. Здесь монстр не прячется за вашей спиной. Вы и есть монстр — если таков ваш выбор.
В общем, так наша игра вышла в 2019, а месяц назад мы вышли на Nintendo Switch. До сегодняшнего дня мы особо не заморачивались не с рекламой не с маркетингом, а просто делали игру, а теперь, да-да, спустя год, мы решили заявить о себе. А как известно, лучший способ заявить о себе- это разыграть саму игру)
И так, в чем смысл конкурса, если его можно так назвать? Мы решили выпустить цикл статей посвященных средневековым пыткам объединив их с материалами по нашей игре. В каждой из них будет спрятан ключ от Steam или Nintendo версии игры. Мы пока не решили, сколько именно ключей подарим, но пока выходят статьи и мы не заявили о том что закончили конкурс, ключи можно искать. Не пропустите следующую статью в ней уже будет ключ на Steam)
Как пытали и казнили на Руси в средние века?
Видео для ЛЛ, пост ниже)
Свою седьмую жену Василису Мелентьеву, изменившую ему, Иван Грозный велел обвязать веревками, крепко заткнуть ей рот кляпом, положить в гроб живой и закопать в землю.
Царю ничего не стоило подвергнуть людей самым тяжким мукам даже из-за пустяка. Так, придворному шуту он вылил на голову миску горячего супа, а французскому послу, вовремя не снявшему шляпу, по приказу Грозного, пригвоздили ее к голове.
Как мы уже знаем Дыба применялась в средневековой Европе, но и на Руси она была популярным способом наказания, применяемого к ворам и нарушителям закона.
Первоначально дыбой на Руси называлась орудие наказания — колода или колодка, к которой привязывали обвиняемого («сажали в дыбу»).
По сути, батоги — это толстые палки или прутья с обрезанным концом. Наказание могли применить за дурные слова про хозяина или царя, в отдельных случаях — за воровство (например, курицы).
Наказуемого клали на землю лицом вниз. Один человек садился ему на шею, другой — на ноги, блокируя любое движение. Палачи брали по два прута и избивали человека по спине до тех пор, пока он не кричал, что виноват. Или пока не заканчивались назначенные удары. Незаконным считалось бить по частям тела, которые «нужны для работы».
К слову, при Иване Грозном получить батогами можно было за пьянство. Кроме того, пьяниц сажали голыми на муравейник, заковывали в кандалы и макали в прорубь головой.
3. Повешение за ребро
4. Четвертование по-русски.
Как и в средневековой Европе, на Руси применяли такой вид смертной казни, как четвертование. В России практиковался иной способ: осуждённому отрубали топором ноги, руки и затем голову. Планировалось таким же способом лишить жизни и Емельяна Пугачева, но ему сначала отрубили голову, а уж потом лишили конечностей. По приведенным примерам несложно догадаться, что подобный вид казни применяли за оскорбление царя, за покушение на его жизнь, за измену и за самозванство. Стоит заметить, что в отличие от среднеевропейской толпы, которая воспринимала казнь как зрелище, русские люди с состраданием и милосердием относились к приговоренным.
На Руси применялся ещё один вид четвертования – разрыв деревьями.
Казнь проходила следующим образом: нагибали два дерева, привязывали казнимого к макушкам деревьев и отпускали. Деревья разгибались, разрывая пополам казнимого.
5. Посажение на кол
Подобно четвертованию посажение на кол применялось обычно к бунтовщикам или воровским изменникам. Во время казни палач вбивал молотком кол в тело человека, затем кол ставили вертикально. Казненный постепенно под тяжестью собственного тела начинал съезжать вниз. Через несколько часов кол выходил у него через грудь или шею. Иногда на колу делали перекладину, которая останавливала движение тела, не позволяя колу дойти до сердца. Этот метод значительно растягивал время мучительной смерти. Сажание на кол до XVIII века было очень распространенным видом казни среди запорожских казаков. Меньшие колы использовали для наказания насильников – им вбивали кол в сердце, а также этот метод использовали в отношении матерей-детоубийц.