Чернение (или дымление) — это такой способ отделки керамических изделий, при котором поверхность черепка становится темной. Цвет изделию придает металл, который переходит из оксидной формы в обычную с помощью восстановительного обжига. При этом цвет может получится разным — от темно-коричневого до глубокого черного с серебристым отливом.
Чернить керамику можно разными способами. Один из способов — это «окунание» изделий в опилки. После обжига изделия достаются из печи при температуре около 700°С и погружаются в чан с опилками, опилки также набрасываются сверху, и чан закрывается. Это очень зрелищный способ, гончары любят показывать его на разных фестивалях. Но вместе с тем он довольно трудоемкий, изделия часто растрескиваются из-за перепада температур. (Чтобы они не лопались, нужно добавлять в глину шамот).
Другой способ чернения — это добавление восстановителя (дров, смолы, резины и т.д.) непосредственно в печь. Восстановитель закладывается также при температуре около 700°С. При этом все отверстия в печи закрываются и замазываются глиной или смесью глины с песком, золой и пр., так, чтобы не было доступа кислорода.
Таким способом издавна чернили керамику в дровяных печах (горнах). Но как быть с нашими электрическими печами, которые используются в помещении? Главное свойство, которым должна обладать такая печь для восстановительного обжига — это полная герметичность. Александр Поверин смог добиться хороших результатов за счет проварки швов в металлическом корпусе печи и плотного прилегания крышки. Подробнее о таких печах можно почитать в его книге «Гончарное дело. Энциклопедия».
И есть еще один очень простой способ чернения, правда подходит он в основном для небольших изделий. Нужно взять консервную банку или другую какую-нибудь негорючую емкость, и положить в нее наши «пирожки» вместе с опилками или ветошью или еще чем-нибудь (некоторые засыпают сахаром, но по-моему это расточительство, особенно в наше нелегкое время).
Потом закрываем сверху крышкой или другой банкой и замазываем щели глиной. После этого ставим нашу банку в печь и обжигаем как обычно. Если у вас печь с открытыми спиралями, то важно проследить, чтобы банка к ним не прикасалась.
Подобным способом можно обжечь своих зверюшек в любой дровяной печи — отопительной, банной и т.д.
После чернения можно задекорировать наши изделия, например, способом затирки. Черное и белое — смотрится очень эффектно.
Чернение керамики — очень древняя техника, например, на территории Москвы находят изделия, датируемые III веком нашей эры (Дьяковская культура). Широкое распространение в России такая керамика получила, начиная с XVII века.
Дополнительно к чернению, часто делали еще и лощение (полировку). При этом поверхность изделия получается блестящей, похожей на металл.
Сегодня в нашем отечестве есть немало мастеров, делающих чернолощеную керамику. Один из них, Михаил Шумилов, живет и работает в деревне Большие Карелы Архангельской области. Его изделия унаследовали характерные черты традиционной русской посуды.
Наши братья украинцы также делают чернолощеную керамику. На картинке изделия мастеров из села Гавареччина.
А эти изделия сделаны мексиканскими мастерами. Это известная во всем мире керамика «Барро Негро».
Надеюсь, сегодняшний урок оказался для вас полезным, и вы примените какой-нибудь из способов чернения керамики в своей практике.
А пока я с вами прощаюсь. До новых встреч, и успехов в гончарном деле!
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Экологиески чистая посуда, создана в городе Суздаль, заботливыми руками российских мастеров
Факты создания, правила ухода и использования в этой статье
Как создают изделие
Чернолощеная керамика изготавливается по старинному рецепту: сначала изделие «скручивается» вручную на гончарном круге, затем сохнет. Иногда изделия декорируют, пока они еще сырые. Этот процесс называется «процарапка».
Перед обжигом высохшее изделие обязательно зачищают и «полируют». Чтобы после обжига они получились гладкими и блестящими.
Изделия помещают в чан с опилками, так как они раскаленные, то сразу вспыхивает огонь.
Как только начинается процесс горения, чан закрывают крышкой, чтобы не было доступа кислорода, там изделия остаются дымиться. И выходят уже черными.
После дымления, изделия моют и покрывают растопленным пчелиным воском от суздальско-владимирских пчеловодов.
Воск служит окончательной пропиткой и необходимым компонентом для придания «финишного» блеска. После воск растапливается заново уже на изделии, для этого используют фен.
Где используют чернолощеную керамику
Эти изделия используют для приготовления блюд в духовке, печи и на открытом огне, для хранения продуктов и декора интерьера.
Приготовление в чернолощеной керамике
В чернолощеной посуде можно готовить мясо, рыбу, овощи, выпекать кулинарные изделия без добавления жиров.
Технология приготовления пищи проста – каждый раз перед применением посуду и крышку опустить на 10 минут в емкость с прохладной водой.
Подготовленные продукты поместить в посуду, плотно закрыть крышкой и поставить в духовку. Постепенно нагреть духовку и готовить 35-55 минут при температуре 225-250С. Доливать в уже согревшееся блюдо можно только горячую воду.
Рекомендации по уходу
Правила использования чернолощеной керамической посуды:
Керамическую посуду можно использовать в газовых и электрических духовках. Основное условие использования – нельзя подвергать ее резкому перепаду температур, от которого она разрушается:
Хранение посуды из керамики
Если хранить керамический чайник в шкафу, где хранятся пахучие предметы – это отрицательно скажется на его аромате и испортит вкусовые качества.
Приобрести эти изделия можно в нашем магазинчике, в разделе «Керамическая посуда»
Чернение (или дымление) — это такой способ отделки керамических изделий, при котором поверхность черепка становится темной. Цвет изделию придает металл, который переходит из оксидной формы в обычную с помощью восстановительного обжига. При этом цвет может получится разным — от темно-коричневого до глубокого черного с серебристым отливом.
Чернить керамику можно разными способами. Один из способов — это «окунание» изделий в опилки. После обжига изделия достаются из печи при температуре около 700|С и погружаются в чан с опилками, опилки также набрасываются сверху, и чан закрывается. Это очень зрелищный способ, гончары любят показывать его на разных фестивалях. Но вместе с тем он довольно трудоемкий, изделия часто растрескиваются из-за перепада температур. (Чтобы они не лопались, нужно добавлять в глину шамот).
Другой способ чернения — это добавление восстановителя (дров, смолы, резины и т.д.) непосредственно в печь. Восстановитель закладывается также при температуре около 700|С. При этом все отверстия в печи закрываются и замазываются глиной или смесью глины с песком, золой и пр., так, чтобы не было доступа кислорода.
Таким способом издавна чернили керамику в дровяных печах (горнах). Но как быть с нашими электрическими печами, которые используются в помещении? Главное свойство, которым должна обладать такая печь для восстановительного обжига — это полная герметичность. Александр Поверин смог добиться хороших результатов за счет проварки швов в металлическом корпусе печи и плотного прилегания крышки. Подробнее о таких печах можно почитать в его книге «Гончарное дело. Энциклопедия».
И есть еще один очень простой способ чернения, правда подходит он в основном для небольших изделий. Нужно взять консервную банку или другую какую-нибудь негорючую емкость, и положить в нее наши «пирожки» вместе с опилками или ветошью или еще чем-нибудь (некоторые засыпают сахаром, но по-моему это расточительство, особенно в наше нелегкое время).
Потом закрываем сверху крышкой или другой банкой и замазываем щели глиной. После этого ставим нашу банку в печь и обжигаем как обычно. Если у вас печь с открытыми спиралями, то важно проследить, чтобы банка к ним не прикасалась.
Подобным способом можно обжечь своих зверюшек в любой дровяной печи — отопительной, банной и т.д.
После чернения можно задекорировать наши изделия, например, способом затирки. Черное и белое — смотрится очень эффектно.
Чернение керамики — очень древняя техника, например, на территории Москвы находят изделия, датируемые III веком нашей эры (Дьяковская культура). Широкое распространение в России такая керамика получила, начиная с XVII века.
Дополнительно к чернению, часто делали еще и лощение (полировку). При этом поверхность изделия получается блестящей, похожей на металл.
Сегодня в нашем отечестве есть немало мастеров, делающих чернолощеную керамику. Один из них, Михаил Шумилов, живет и работает в деревне Большие Карелы Архангельской области. Его изделия унаследовали характерные черты традиционной русской посуды.
Наши братья украинцы также делают чернолощеную керамику. На картинке изделия мастеров из села Гавареччина.
А эти изделия сделаны мексиканскими мастерами. Это известная во всем мире керамика «Барро Негро».
Надеюсь, сегодняшний урок оказался для вас полезным, и вы примените какой-нибудь из способов чернения керамики в своей практике.
А пока я с вами прощаюсь. До новых встреч, и успехов в гончарном деле!
В продолжение к прошлой записи видео о Михаиле Шумилове, гончаре из Больших Карел.
Один из древнейших способов обработки керамики применялся еще этрусками в VIII-II в. до н.э.Эта технология была широко распространена, в том числе и в России, но сейчас многими забыта.Чернолощеная керамика или как ее еще называют дымленая керамика может, не нуждается во втором (политом) обжиге, это ускоряет процесс и экономит энергоресурсы. Можно обходится без глазури вообще, а если использовать глазурь, то сочетание дает очень приятный эффект на посуде и декоративных скульптурах и формах.
Процесс создания чернолощеной керамики состоит из нескольких этапов:
В подвяленном состоянии (кожетвердом) поверхность изделий шлифуется до очень гладкого состояния при помощи камня или гладкого твердого предмета до зеркального состояния. Кроме гладкой поверхности, лощение уплотняет поверхность черепка делая ее более прочной и почти водонепроницаемой. После полного высыхания изделий производится утильный обжиг в печи. При остывании печи до 700-600 гр. можно приступать к дымлению (восстановительному обжигу) керамических изделий. Есть несколько способов восстановительного обжига придающего изделиям чернолощеную поверхность. Помещение где производится восстановительный обжиг должно хорошо проветриваться. Работы достаются из печи при помощи металлических щипцов и помещаются в короб, наполненный древесными опилками. Короб закрывается крышкой, что бы пресечь доступ кислорода. Под воздействием высокой температуры изделия, описки начинают тлеть, выделяя окись углерода, которая покрывают поверхность черепка изделия копотью. Такое покрытие глубоко поникает в черепок и хорошо закрепляется на нем.
Перед Новым годом нагрузка на курьерские службы и транспортные компании возрастает В связи с этим сообщаем некоторые изменения в приеме и доставке заказов. Доставка заказов в города.
На ряд товаров из каталога посуды действуют скидки! В октябре можно купить некоторые популярные сковороды-кеци, сковороды с крышкой, формы для запекания, жаровни и тажины со скидкой. Все.
У нас в ассортименте долгожданная новинка: деревянные доски для подачи, они же подставки для кеци! С одной стороны доски сделана выемка, которая позволяет красиво и безопасно подать.
В связи с Новогодними праздниками изменится режим работы некоторых пунктов выдачи Пункты выдачи заказов компании Почтальон Сервис в Москве в период с 1 по 10 января будут работать по.
Способы оплаты
Глиняная посуда с лощением
Что такое лощение керамики и зачем его делают?
Глиняная посуда и горячие напитки
Можно ли использовать глиняные кружки и чашки для горячих напитков?
Всю глиняную посуду, представленную в нашем магазине, можно использовать для горячих напитков и блюд. Причём не только для подачи, но и для приготовления: т. е. в кружку не просто можно налить горячий чай или кофе, но и спокойно поставить её в духовку. Почему нет? Глиняная посуда в этом смысле абсолютно универсальна — можно в ней и готовить, и подавать блюда на стол.
Кстати, обратите внимание на новинку нашего ассортимента — кружка «Яблочко», которая идеально подходит не только для кофе, но и для порционного приготовления десертов или горячих закусок типа жюльена. Кружка покрыта внутри пищевой глазурью — это значит, что её легко будет отмыть, и она будет радовать вас не только своей красотой и самобытностью, но и практичностью.
Глиняная посуда: с глазурью или без?
Что такое глазурь? Это не вредно?
Глазурь — это стекловидное покрытие на поверхности керамического изделия. Глазурование делается для того, чтобы изделия из глины не напитывались жидкостью, т. е. для придания им большей водонепроницаемости. Молочение преследует ту же цель, но глазурование — более надёжный способ. Глазурь делает глиняную посуду более практичной.
Глазури могут быть прозрачными или непрозрачными, бесцветными или окрашенными, блестящими или матовыми. Основой глазури является каолин, кварц и полевой шпат. В состав глазури вводят также оксиды металлов.
Бояться глазурованной посуды не стоит — глазурь это по сути стекло. Вы же пьёте из стеклянных стаканов и не считаете их опасными для здоровья?
Практически любая керамическая посуда в обычном магазине покрыта глазурью — глянцевой или матовой. Это обеспечивает ей водонепроницаемость и даёт возможность мыть такую посуду в посудомоечной машине.
Изготовление глиняной посуды с применением молочения
Что такое молочение керамики?
Молочение (молочный обжиг) — это технология, позволяющая придать керамике определённый цвет и влагонепроницаемость, чтобы в посуде можно было готовить пищу при высокой температуре.
Технология молочения чередует обжиг, обвар (опускание в молоко) и ещё один обжиг. Первый обжиг проходит при температуре около 1000 градусов, а второй после обвара — около 300. Температура второго обжига не должна превышать 350 градусов, т. к. при такой температуре молоко выгорит и потеряется весь смысл молочения.
Молочение — один из способов изготовления обварной керамики. К обварным смесям относятся также растворы из ржаной или пшеничной муки.
У нас в магазине представлены изделия молочного обжига. Цвет таких изделий варьируется от светло-коричневого до тёмно-коричневого, почти чёрного, и зависит от многих факторов: например, жирности и даже производителя молока, количества сахара, цвета и источника глины. Цвет конкретного изделия может отличаться от фото, представленного на витрине, т. к. в одной партии изделия более светлые, в другой — более тёмные, но в один заказ мы подбираем изделия, близкие друг к другу по оттенку, чтобы вы получили более похожие друг на друга предметы.
Глина или керамика?
«А у вас посуда глиняная или керамическая?»
Самый популярный вопрос: «А у вас посуда глиняная или керамическая?» Каждый раз он вводит нас в ступор. Это всё равно что спросить «У вас стул дубовый или деревянный?» По-гречески «керамос» как раз и значит глина. В принципе понятно, почему люди его задают, и мы сейчас объясним, что к чему.
Что же такое керамика? Керамика известна с глубокой древности и является, возможно, первым созданным человеком искусственным материалом. Керамика — это изделия из неорганических материалов (например, глины) и их смесей с минеральными добавками, изготавливаемые под воздействием высокой температуры с последующим охлаждением. Сейчас в мире существует множество видов керамики. В зависимости от строения различают тонкую керамику и грубую. Основные виды тонкой керамики — фарфор, полуфарфор, каменная керамика, фаянс. Основной вид грубой керамики — гончарная керамика.
У нас в магазине представлена разнообразная гончарная керамика. Такая керамика имеет черепок красно-коричневого цвета, если используются красножгущиеся глины, большой пористости. Для меньшего водопоглощения керамика проходит молочение и лощение, часть изделий покрыта изнутри глазурью.
Так что глиняная посуда самая что ни на есть керамическая. Это самый древний подвид керамической посуды, так сказать прадедушка или прабабушка остальных, более современных видов керамики.