дыши ради нас о чем
Рецензия на фильм «Дыши ради нас»
Не слишком драматичный, но зато душевнейший трагикомичный байопик о мужчине, который живет на аппарате искусственного дыхания
После свадьбы молодые британцы Робин (Эндрю Гарфилд) и Диана Кэвендиш (Клэр Фой) полны планов на будущее. Однако вскоре после того, как Диана беременеет, Робин заболевает полиомиелитом, и вирус почти полностью парализует мужчину. Теперь Робин не может даже сам дышать. Он должен быть постоянно подключен к аппарату искусственного дыхания. Врачи заверяют Диану, что болезнь неизлечима и что Робин должен провести свои последние дни в больнице. Но когда состояние мужа стабилизируется, Диана добивается, чтобы Робина перевезли домой и он увидел, как растет сын. Воодушевленный любовью жены, Робин придумывает кресло-каталку со встроенной системой искусственного дыхания, и она позволяет ему обрести мобильность, о которой пациенты с его диагнозом прежде даже не смели мечтать.
Кадр из фильма «Дыши ради нас»
Новый британский байопик «Дыши ради нас» спродюсирован Джонатаном Кэвендишем – сыном Робина и Дианы, главных героев ленты. Кэвендиш руководит спецэффектной студией The Imaginarium, и это позволило ему нанять сценариста Уильяма Николсона и поручить режиссуру картины своему бизнес-партнеру Энди Серкису, известному исполнителю ролей нарисованных персонажей (Голлум, Кинг Конг и так далее). «Дыши ради нас» стал дебютом Серкиса-постановщика.
Кадр из фильма «Дыши ради нас»
Очевидно, Джонатан вырос в глубоком уважении к отцу и матери, которые десятилетиями боролись со страшной болезнью, и его отношение к родителям окрасило каждый кадр картины. «Дыши ради нас» изображает Кэвендишей как практически безупречных святых. Герои ленты глубоко влюблены друг в друга с первого до последнего мгновения их совместной жизни, и их считаные и недолгие конфликты – состязания в том, кто большим пожертвует ради супруга.
Кадр из фильма «Дыши ради нас»
Такое изображение Кэвендишей делает ленту трогательной, вдохновляющей и приятной, но также плоской и скучноватой. Герои столь сильны духовно, что они с легкостью перешагивают любое препятствие, душевное или медицинское, которое встает у них на пути. Нам показывают, как Диана забирает Робина из больницы, как Робин начинает перемещаться по дому и окрестностям, как супруги странствуют по миру, как Робин отстаивает право инвалидов на жизнь среди людей, а не в больничной палате… Все это любопытно, но не захватывает – если у вас нет особого интереса к пациентам, которые нуждаются в искусственном дыхании.
Кадр из фильма «Дыши ради нас»
Лишь в конце повествования, когда жизнь Робина подходит к концу, фильм становится трагически сентиментальным. Впрочем, печаль героев светла, потому что человек, которому обещали всего несколько месяцев жизни после паралича, провел 36 лет на аппарате искусственного дыхания и ушел позже, чем многие его здоровые ровесники. Хотя Робин Кэвендиш не мог даже пошевелиться, он прожил насыщенную жизнь, полную путешествий и свершений. Он и его жена заслужили экранный памятник, и их сын создал красивый киномонумент, с яркими актерами и живописными природными пейзажами (герои проводят время в Британии, Испании и Африке). Но с иконописностью Кэвендиш-младший, пожалуй, переборщил.
Дыши ради нас о чем
Фильмы о тяжелых заболеваниях можно условно поделить на две категории. Первая — это ленты, где зрителю демонстрируют силу воли главного героя, показывают, как он сам преодолевает трудности, несмотря на постепенно ухудшающееся состояние. Картины из второй категории делают ставку на дружбу или любовь — в этих случаях уже близкие люди стараются облегчить жизнь отчаявшегося персонажа.
«Дыши ради нас» — это типичный представитель второй категории. Фильм наивен, однако его «трогательная» формула работает и все еще способна задеть за живое.
Сюжет ленты основан на реальной истории Робина Кавендиша (Эндрю Гарфилд), британца, у которого в 28 лет диагностировали неизлечимый паралич всех частей тела. Как это обычно бывает, герой сразу же закрывается, впадает в депрессию и просит дать ему спокойно умереть, чтобы уберечь от мук и себя, и своих близких. Но тут в его завещание вмешивается жена (Клер Фой), которая всеми силами старается вытащить мужа из апатичного состояния, а также обеспечить ему полноценную и счастливую жизнь.
Если не вдаваться в детали, «Дыши ради нас» — это уютное кино, оно идеально подойдет для просмотра осенним или зимним вечером. Простой фильм, не перегруженный излишней философией и понятная история, которую без труда можно описать парой-тройкой слов.
Главный герой живет легкой и беззаботной жизнью, встречает красивую девушку и тут же заводит с ней роман. Во время медового месяца тело Робина вдруг парализовывает, после чего выясняется, что Кавендиш не может дышать без особого аппарата, да и жить ему, по словам врачей, осталось максимум три месяца. Его утешают друзья, любящая жена, и затем нам показывают полуторачасовую нарезку из самых счастливых моментов в жизни персонажа.
Кому-то станет грустно, кто-то даже заплачет, но в целом эффект будет один — через полчаса после выхода из кинозала вы напрочь забудете об увиденном.
И нет, не стоит сразу же винить актеров или режиссера — сомневаться в игре Гарфилда и Фой не приходится, а в качестве дебюта Серкис представил действительно серьезную и достойную работу. Единственная проблема фильма — это его тематика, а также подача самой истории.
«Дыши ради нас» — шаблонный байопик, который только и делает, что два часа пытается давить на жалость и взамен не предлагает ничего нового или необычного. Да, возможно, от такого фильма и не требуется какого-либо креатива, но это не оправдание тому, что большую часть времени лента кажется нудной.
Более того, у нас уже есть «1+1», «Теория всего», «До встречи с тобой» и десятки подобных картин, которые сняты по схожему принципу. Однако если в перечисленных фильмах была отличительные черты вроде выдающейся игры актеров или просто красивой съемки, то «Дыши ради нас» удивить зрителя попросту нечем.
Авторы покажут пару живописных пейзажей под неспешную джазовую музыку, но на большее рассчитывать не приходится — далее идут одни лишь штампы и слезливые диалоги.
Следует отметить, что Серкис пытался разнообразить предложенный сценарий, но вместо этого сделал его еще более неоднозначным. Чтобы совсем не превращать фильм в мыльную драму, режиссер решил акцентировать внимание на историчности. Дело в том, что люди с параличом, вызванным полиомиелитом, буквально вынуждены были проводить всю оставшуюся жизнь в заключении — прикованные к койкам рядом с шумящими медицинскими аппаратами.
Главный герой «Дыши ради нас» стал исключением: для него впервые в Британии смоделировали коляску, с помощью которой человек с подобным диагнозом мог передвигаться за пределами больничных стен.
В начале фильма эта идея воспринималась как некая сверхзадача — нам хотели показать, что, несмотря на свое состояние, Кавендиш мог путешествовать по миру и чувствовать себя счастливым даже с одной действующей частью тела (головой). Но затем «Дыши ради нас» ввел социальный подтекст, так как персонаж Гарфилда стал «адвокатом», борющимся за свободу прав инвалидов.
В те времена идея жизни больных параличом без медицинской опеки звучала как нонсенс, а использование оборудованных колясок было в диковинку. Врачи не хотели брать лишней ответственности за больных, поэтому боялись выпускать их из больниц — даже под присмотром родных. Кавендишу удалось исправить ситуацию: своим примером он повлиял на мнение специалистов и фактически обеспечил всем инвалидам справедливую жизнь.
Все это, конечно, звучит здорово и воодушевляет, однако с самого начала фильм выбрал для себя совершенно иную тональность. «Дыши ради нас» — это, прежде всего, кино о любви и семейной поддержке, которое зачем-то испортили уклоном в гуманизм.
Чтобы мелодрама и впрямь «подействовала», нужно постараться все 2 часа удержать зрителя в некоем эмоциональном вакууме — в каждом кадре он должен ощущать героев и их трагедии, даже если фильм сплошь набит пафосом.
И Серкису практически удалось довести свою ленту до той самой «плаксивой» ноты: парализованный персонаж со счастливой улыбкой путешествует по миру, знакомится с новыми людьми и все время проводит в кругу искренне любящих его родных. Как тут не проникнуться историей? Но когда драматичность ленты достигает своего апогея, и начинают виднеться отголоски трагедии, «Дыши ради нас» вводит 20-минутную социальщину, которая напрочь рушит всю атмосферу.
В итоге «Дыши ради нас» можно охарактеризовать как некую почти сработавшую формулу, которую просто не смогли довести до конца. У нас есть полтора часа действительно хорошей и чуткой истории — она не нова, но способна растрогать сентиментальных зрителей. Перед просмотром нужно быть готовым лишь к одному — в определенный момент магия разрушится, и перед вами окажется еще один фильм о глобальных общечеловеческих проблемах. И это как раз тот случай, когда ложка дегтя испортила всю бочку меда.
«Дыши ради нас»: Рецензия Киноафиши
Фильм «Дыши ради нас» основан на реальных событиях. Центральные фигуры ленты – родители продюсера картины Джонатана Кавендиша. Жизнь молодых супругов была полна нежности и любви. Диана (Клэр Фой) выбрала мужа не за красивые глаза или приличный счет в банке. После свадьбы она поехала за ним в Африку ‒ Робин (Эндрю Гарфилд) занимался закупкой чая. Он увлекался спортом, друзьям едва ли удавалось победить молодого мужчину в крикет или теннис. В 1958 году его состояние резко ухудшилось. Врачи диагностировали полиомиелит и подключили Робина к аппарату искусственной вентиляции легких. Его парализовало от шеи. Диана была беременна, когда ей сообщили, что ее мужу осталось жить несколько месяцев. Тем не менее она смогла взять себя в руки и создать более приемлемые условия жизни для любимого. Вопреки запретам врачей, женщина вывезла супруга из больницы и заботилась о нем дома. Друг семьи (Хью Бонневиль) помог создать специальное кресло с переносным аппаратом ИВЛ, позволившее Робину выбраться из четырех стен и путешествовать по миру. Он смог увидеть, как растет его сын.
Кадр из фильма «Дыши ради нас»
Джонатан Кавендиш доверил фильм о своих родителях Энди Серкису. На тот момент актер, сыгравший Голлума и Цезаря в франшизе «Планете обезьян», не мог похвастаться большим режиссерским опытом. Он был вторым режиссером ленты «Хоббит: Нежданное путешествие», еще один его фильм сейчас находится на постпродакшне. Но Серкис не понаслышке знает о жизни людей с ограниченными возможностями – его сестра болеет рассеянным склерозом. И то, что «Дыши ради нас» ‒ лента личная, действительно волнующая создателей фильма, ощущается практически в каждом кадре. В картине сыновье признание в любви и бескрайнем уважении, гордости своими родителями совмещается с, безусловно, важным посланием. При этом фильм не уходит в подчеркнутый натурализм при передаче состояния Робина Кавендиша и деликатен по отношению как к героям ленты, так и зрителю.
Кадр из фильма «Дыши ради нас»
«Дыши ради нас» не занимается самозабвенным выдавливанием слез из зрительских глаз, как, например, «Призрачная красота». Робин Кавендиш привлек внимание широкой общественности к людям, прикованным к аппаратам ИВЛ, к тому, как к ним относятся медики и обыватели. Он и его жена приложили немало усилий, чтобы обеспечить «креслами Кавендиша» нуждающихся в них. Именно на том, что страшный диагноз не должен ставить крест на социальной жизни и перекрывать доступ к простым радостям жизни, и концентрируется работа Энди Серкиса и Джонатана Кавендиша. Немаловажно, что самая сильная сцена в ленте, неожиданно появляющаяся посреди семейной идиллии, показывает отделение больницы в Германии для болеющих полиомиелитом. В ней заявляет о себе оторванность от мира и нехватка человеческого тепла. Белизна стен, яркий искусственный свет и больничные койки одна над другой производят неизгладимое впечатление.
Кадр из фильма «Дыши ради нас»
Энди Серкис снял духоподъемную мелодраму, в очередной раз напоминающую о том, как силен и хрупок человек. Его фильм, подобно «Вселенной Стивена Хокинга», рассчитан на широкую аудиторию. Ждать от «Дыши ради нас» нюансированной прорисовки характеров и быта главных героев не стоит. Серкис явно больше фокусируется на формулировании месседжа и удерживании выбранной интонации – подчас очень сладостной. Он старательно обходит острые углы и перманентно выводит за скобки трудности, с которыми сталкивались Диана и Робин, едва успев их обозначить. И все же «Дыши ради нас» обращает внимание на остающиеся и по сей день актуальными проблемы людей с ограниченными возможностями. При этом лента не забывает о важности минут, проведенных рядом с любимым человеком, и наслаждается семейным счастьем.
В российском прокате с 30 ноября 2017 года
Расписание и покупка билетов на фильм «Дыши ради нас»
Эндрю Гарфилд рассказал о фильме «Дыши ради нас»
Кадр из фильма «Дыши ради нас» (2017)
The Imaginarium Studios
— В прошлом году вы снялись в «Молчании» Мартина Скорсезе и «По соображениям совести» Мэла Гибсона. «Дыши ради нас» — режиссерский дебют Энди Серкиса, проект куда более скромный. Чем он вас заинтересовал?
— Честно говоря, я был в полном восторге от сценария Уильяма Николсона. Мало того, что это поразительная история о человеческом мужестве и преодолении, так она еще и потрясающе написано. Это очень поэтичный текст, я сразу захотел поучаствовать в его экранном воплощении. Ну а потом мы встретились с Джонатаном Кавендишем. Я видел до этого фильмы, которые он продюсировал, но тут был особый случай — речь все-таки шла о его отце. И он настолько горел этим проектом, что моментально зарядил меня этим волшебством. Не было сомнений в том, что фильм получится достойным и невероятно трогательным.
– Ощущалось ли, что в режиссерском кресле сидит все-таки актер, а не опытный режиссер?
— Знаете, это было очень здорово, потому что актеры понимают, насколько сложен и порой невозможен процесс актерской игры, что не всегда ясно не владеющим этой профессией режиссерам. Энди по-настоящему проникся историей, смог прочувствовать и понять, как ее представить зрителю. Он очень чуткий постановщик. Кроме того, всегда очень весел, на площадке все время царила отличная атмосфера.
— Вашего героя Робина Кавендиша парализовало в 28 лет. И большую часть жизни он провел в инвалидном кресле. Как вы работали над ролью?
— Физически ограничение приносило жуткое неудобство и в то же время освобождало. В процессе съемок сыгравшая Диану, жену Робина, Клэр Фой стала моим телом, моим способом передвигаться в мире. Точно так же Робин продолжал познавать мир через свою супругу… Знаете, эта зависимость, особенно для мужчины, не просто мужчины, а очень ответственного мужчины, для которого важно все держать под контролем, это сильно подрывает эго. Робину пришлось отказаться от многих идей, пожертвовать самостоятельностью и привычкой все контролировать. Кроме того, он принадлежал к высшему обществу, и отсюда свойственное ему сильное чувство собственного достоинства. Я думаю, это во многом история про любовь как доверие. Робину было очень тяжело, но в конечном счете это помогло ему обрести свободу.
— Что вы имеете в виду?
— Он научился радоваться жизни в самых тяжелых обстоятельствах, несмотря на то, что судьба обошлась с ним не самым честным образом. Он выжал максимум из ситуации, послал свою хромую судьбу к черту и отказался смиряться со своим недугом. Еще болезнь помогла Робину развить чувство сострадания к другим и к себе. Я думаю, поэтому он начал бороться за равные права, доказывая, что для каждого есть место на этой земле независимо от цвета кожи, убеждений, вероисповедания, какого-то недостатка, болезни. Конечно, если бы не полиомиелит, он бы продолжил жить прекрасной привилегированной жизнью, но вряд ли бы совершил все эти невероятные вещи. Есть что-то прекрасное и мистическое в том, как его увечье породило нечто столь потрясающее.
– Вы говорите, что у вас сложился творческий союз с Клэр Фой. Расскажите чуть подробнее, каково было работать с ней?
— Несмотря на то, что до начала работы над «Дыши ради нас», я не видел ее фильмов, я был моментально потрясен талантом Клэр, ее теплотой, а также всем, что она нашла в себе от Дианы — это великодушие, способность выражать любовь без слов, бескорыстно любящую душу… Все это было легко почувствовать в самой Клэр.
Близость Робина и Дианы выходит за рамки обычного представления о том, что такое брак или партнерские отношения…
Ведь они были не просто любовниками или супругами. Диана сопровождала его везде. Понимаете, она ходила вместе с ним в уборную и мыла его. Но, встретив настоящую Диану Кавендиш, я понял, что для нее в этом ничего не было сложного. Она один из самых сильных людей, которых я когда-либо встречал. И, мне кажется, Клэр прекрасно удалось это воплотить.
— Если резюмировать, можете сказать, о чем, на ваш взгляд, эта история?
— История Робина Кавендиша потрясающая сама по себе, но мне кажется, что в ней есть то, что близко каждому человеку, вне зависимости от частных обстоятельств его жизни. Конечно, фильм о конкретном человеке, который «теряет» свое тело, но каждый испытывал на себе ограничения. Навязанные обществом или культурой нормы всегда сталкиваются с нашими собственными представлениями о жизни. Иногда это столкновение переживается настолько остро, что мы будто не можем пошевелиться, будто находимся в тюрьме. В этом смысле история Робина универсальна. Это картина о том, чего мы все хотим — свободы, счастья, отношений, любить и быть любимыми, изменить мир в лучшую сторону… В данном случае речь идет о том, чтобы в мире стало больше сострадания, чтобы люди не боялись включать фантазию и находить выход из любой ситуации. Мне кажется, этот фильм способен заставить зрителя поверить в то, что несмотря на лишения и тяготы, каждый имеет возможность прожить полноценную жизнь, потому что каждый ее заслуживает. Нужно лишь поверить.
Дыши ради нас. Рецензия
Сюжеты, в основе которых лежат истории людей, трагическим образом оказавшихся полностью прикованными к постели, довольно специфичны. Поскольку в центре истории – персонаж в статичном положении, драматургам приходится изобретать разные ухищрения, чтобы сделать историю не только драматичной, но и увлекательной. Что характерно, подобных картин довольно много – среди них «Скафандр и бабочка», «Море внутри» и «До встречи с тобой». Попытку внести свою лепту и рассказать ещё одну подобную историю предпринял актёр Энди Серкис, для которого «Дыши ради нас» стал дебютом на поприще режиссуры.
Биографическая мелодрама повествует о жизни Робина Кавендиша (Эндрю Гарфилд), который только-только начал счастливую семейную жизнь с беременной женой (Клэр Фой), как внезапно оказался парализованным из-за полиомиелита. В госпитале ему сделали трахеотомию и подключили к аппарату искусственного дыхания, но единственное, чем он мог шевелить с тех пор, была голова. И, несмотря на такую горькую долю, он прожил 64 года, став одним из самых долго живущих респинавтов (людей, пожизненно находящихся на обеспечении аппарата вентиляции лёгких) в Британии.
Эту картину, спродюсированную сыном Робина Джонатаном Кавендишем, можно описать выражением «акварель маслом». Команда для постановки фильма была подобрана весьма внушительная – Серкис, неплохо проявивший себя здесь как постановщик, хорошие актёры в главных ролях (близнецы в исполнении Тома Холландера, правда, немного раздражают) и один из лучших операторов современного Голливуда, трёхкратный лауреат «Оскара» Роберт Ричардсон, создавший очень красивую картинку с роскошными панорамами на фоне солидного сеттинга. Но вот сценарий Уильяма Николсона («Гладиатор», «Отверженные», «Золотой век») оказался довольно простым, бесконфликтным и порой откровенно скучным. История Кавендиша подаётся очень ровно, без мелодраматических заносов, но и совсем без должного трагизма.
Конечно, отдельное спасибо за оптимизм авторов, поскольку главный посыл «Дыши ради нас» всё же намного позитивнее, нежели в недавнем хите «До встречи с тобой», чей спорный финал разозлил многие сообщества инвалидов (заслуженно). Вот только показывать почти два часа, как персонажа подключают к разным розеткам, ведут с ним задушевные разговоры и таскают по странам, всё же мелковато для полноценной драмы. Ведь исследовать особо глубокие и серьёзные аспекты картина никак не хочет. Очень хорошо, что из всех героев брызжет исключительно хорошее настроение, но итог стараний авторов и исполнителей выглядит пустым и не трогающим стандартным рассказом о силе духа.
В этой истории слишком много поверхностных шаблонов, в результате чего практически не цепляют ни диалоги, ни ситуации, ни сами персонажи. Сентиментальному зрителю этот фильм, скорее всего, понравится: он мил, уютен, красив и содержит именно те компоненты, которые призваны тренировать слёзовыделение. Что у авторов не получилось, так это затронуть те струны в сердце, которые находятся намного глубже.