дышло что это фото
Упряжь лошадью красна: виды и строение сбруи
Упряжь для лошадей – это неотъемлемая часть любого конного экипажа. Сбруя зависит от типа повозки, а также от количества запряженных коней. Более того, качество упряжи определяет производительность животного, поэтому важно знать и ее составные части, и уметь правильно подбирать. Как утверждают специалисты как костюм на человеке, так и сбруя должна сидеть «по фигуре».
История возникновения
Первая упряжь самых примитивных форм была изобретена человеком в то же время, что и первая повозка. По археологическим данным это произошло еще примерно за 2 тыс. лет до нашей эры. Значению сбруи и ее красоте впервые начали придавать внимание персы, которые использовали закрытые повозки с четверкой лошадей. Тогда стало важно смастерить такую упряжь, которая была бы и красивой, и позволяла бы равномерно распределить тягу.
После, конные повозки появились в Героическую эпоху у греков. Тогда сбруя состояла из ярма, подпруги, грудного ремня, уздечки и вожжей. При этом, чем богаче был владелец повозки, тем красивее и ярче была упряжь. Во времена Римской империи широко распространились двухколесные колесницы. Они также могли похвастаться своей пышностью и нарядностью.
В Средние века расписная упряжь в драгоценных камнях утратила свою актуальность, так как повозки использовались исключительно, как грузовой рабочий транспорт. Однако уже после 1568 года после создания более удобных и легких экипажей, улучшилась и сбруя. Во времена расцвета карет она достигала пика своего развития. В те времена упряжь шилась, как на одиночную повозку, пару, четверку, шестерку и восьмерку.
Старинные украшения
Когда мы видим греческую колесницу или средневековый экипаж, то, конечно же, нас удивляют разные украшения сбруи. Например, наносник возник в раннее скифское время (VII век до н. э.) и был придуман для защиты лба и носа лошади от стрел. Начельник, который представляет собой бронзовую шапочку с пучком волос, возник впервые у аланов в VII веке. Однако пика популярности достиг в Римской империи.
А вот наши любимые бубенчики, которые вешаются главным образом на сбрую тройкам, так и не известно точно, когда и для чего были придуманы. Есть версия, что это были позывные сигналы и впервые были применены на российских землях. Другие историки утверждают, что бубенцы не позволяли заснуть извозчику на длительных дистанциях.
Строение и виды упряжи
Да, конная упряжь прошла длинный путь своего развития, но не утратила актуальности. Сегодня существует отдельный вид конного состязания, напрямую связан со сбруей – соревнования экипажей. Это очень увлекательный и сложный вид спорта. Он подразумевает не только умение управлять лошадьми, но и правильно их подбирать, украшать. Экипаж должен целиком и полностью составлять единое целое.
Для управления упряжкой необходимо знать из чего состоит сбруя и как она одевается. Прежде всего, она должна быть хорошего качества. А также нужно знать ее виды, так как от этого зависит и строение. Итак, сегодня выделяют следующие типы упряжей:
Одноконная дуговая и бездуговая
Такая упряжь подразумевает запрягание в повозку только одной лошади. Ее строение подразумевает наличие дуги, хомута, супони, гужей, оглобель, сиделки с черезседельником, шлеи, уздечки с вожжами.
Бездуговая упряжь состоит главным образом из шлеи, которая принимает тяжесть повозки, хомута с гужевыми мочками, ременных гортов, оглобель, уздечки с вожжами. Второе название этой сбруи – оглобельно-постромочная. Чаще всего в ней используют укороченные оглобли, которые крепятся к седелке, а не к хомуту.
Схема-строения упряжи одноконной бездуговой европейской
Постромочно-дышловая
Главная составляющая этого вида упряжи – это дышло. При этом подходит он как для одноконной запряжки, так и для пароконной. Его задача – регулировать поворот повозки и ее движение. Строение такой сбруи более подробно смотрите на фото.
Постромочная
Этот вид упряжи отличается тем, что не имеет ни дуги, ни дышла, ни оглобель. Тяга происходит за счет постромок и хомута. Она является очень простой, но не совсем удобной, так как не позволяет удерживать повозку на движении вперед. Чаще всего дополнительно их оборудуют ручными тормозами.
Тачаночная
Этот вид сбруи сегодня немного устарел, так как не используется тачанка и четверка коней. Однако все же вспомним и о ее строении. Такая упряжь состоит из дышла и постромок. При этом две лошади в центре запрягаются в дышло, а боковые за постромки. Последние крепятся к вагам.
Комбинированная
Это вид упряжи применяется в основном за границей для запрягания большого количества лошадей: шесть и восемь. Она включает в себя сочетание дышла с постромками и оглобель, что можно увидеть на фото. Для такой запряжки очень важно правильно подбирать лошадей по росту и силе.
Так, например, коренники должны быть выше и сильнее, так как они сдерживают экипаж. Пристяжные кони находятся в паре или в тройке с коренниками и запрягаются постромками. Они определяют поворачивание повозки. Выносные лошади идут впереди коренника, также запрягаются постромками и задают направление движения.
Еще один вид упряжи для шестерки лошадей. В этом случае используется дышло, к которому пристегивают коренников. Остальные лошади являются выносными.
Фотогалерея
Предлагаем посмотреть несколько фото разных видов упряжи из нашей фотогалереи.
Видео « Курская мастерица шьет упряжь для лошадей »
Шорник — одна из самых редких и старинных профессий. Однако настоящие мастера есть и в современном мире. Об одной из таких мастериц по конской сбруе, смотрите новостной сюжет.
Части конской сбруи
журнал «Наука и жизнь» №12 1983 год
Конный клуб
1.4K пост 2.8K подписчиков
Правила сообщества
-Пожалуйста, будьте вежливы. Не опускайтесь до оскорблений.
-Троллинг и агрессивный диалог (без прямых оскорблений) так же является нарушением.
-Не добавляйте рекламу.
-«Маска лошади» не являются лошадью.
-Не нужно пропагандировать Невзорова.
По поводу банов и разбанов вы можете написать сюда http://pikabu.ru/story/otrazhenie_4158717
А где та самая «зга», которую не видно?)
Спасибо, буду использовать как подсказку!
Специально для конников. Прошу прощения, что оффтоп, но)) Занимаюсь копательством, попадаются интересные артефакты!! Что за мустанг носил крайнюю правую подкову?
Нога моя. Размер 43. Тапок-46.
Пы.сы. подковы не выбрасывают, кидаю в соляру и зрарю в гараже.
Есть такое выражение «шлея под хвост попала». Так ведь она под хвостом и есть, не?
Ух ты, сколько новых обзывательств.
Сколько новых. и бесполезных знаний.
Первая фота, без ТЯЖа рулить не получится.
А где гуж переходит в оглоблю? На рисунке, вроде, это одна и та же палка.
Теперь я понял смысл фразы-шлея под хвост попала. Мягко говоря это неудобно. Погодите, а ношение стрингов это равнозначно шлее под хвост? Это многое объяснило бы.
Нафуя «дуга»? Для допсвета чтоли?)
После этого фотки с перепутанными кабелями и патч-кордами выглядят, как детский лепет.
А как вам клубок из немаркированных кожаных ремешков размером со шкаф и задача срочно запрягать во всё это лошадей и ехать? Буа-ха-ха!
А кому это сейчас нужно знать?
Фууууууу! Шлея под хвостом.
Спасибо, распечатал для детей, дети довольны
Наш автопилот надёжнее
Мул: Самый древний гибрид. Зачем скрещивают ослов и лошадей, если их потомство бесплодно?
Лошади славятся своей скоростью, но требуют серьезного ухода, Ослы трудолюбивы и неприхотливы, но упрямы и не вышли ростом. Как же объединить все бонусы и избавиться от недостатков? Может скрестить два абсолютно разных вида?
Сердцу не прикажешь.
Реализовали такую безумную затею еще в античные времена. С тех пор гибрид осла и кобылы, мул, только обретал популярность. К 20 веку по планете шастало уже 15 миллионов миксовых животин. Чем же они снискали такую популярность?
Самый качественный коллаж лошади и осла с 380 года до нашей эры.
А тем, что дитя осла и лошади впитало в себя бонусы обоих родителей. От мамы-кобылы ему досталась хорошая скорость, ум и больший размер, а от папы-осла — выносливость, крепкое здоровье, неприхотливость в уходе и еде, долголетие до 40-50 лет и высокое трудолюбие.
Мулы мало уступают коням в скорости, так что их даже в скачках используют.
Даже внешний вид мулов — это половинка от одного родителя и половника от другого. Голова с длинными ушами и ослиный хвост скомбинировались с лошадиным стройным туловищем. Главное — не перепутать родителей и не скрестить жеребца с ослицей. Иначе получится не мул, а лошак. Он больше похож на осла и чуть хуже по своим плюшкам в качестве работяги.
То чувство, когда гибрид лошади и осла выглядит элегантнее, чем ты.
За долгие годы среди мулов вышло две «породы» — вьючные и упряжные. Вьючные ростом доходят до 140 сантиметров и весят 300-400 кило. Их упряжные собратья выше на голову и тяжелее на 200 кг.
Я КАМЕНЩИК, РАБОТАЮ ТРИ ДНЯ!
Единственный недостаток нашего гибрида — бесплодие в первом же поколении. Весь косяк в том, что у лошадей 64 хромосомы, а у ослов 62, и это портит все карты по разведению мулов из мулов. Но люди продолжают плодить их по старой схеме.
Особенно часто осло-лошадок можно встретить в Азии и на Кавказе.
Вот понадобился людям неприхотливый универсальный трудяга, они скрестили два недалеких, но все же разных вида. В результате появилась крепкая здоровьем и прикольная на вид трудолюбивая животина. Вот бы всё в селекции так просто получалось!
Почему люди не приручили зебру?
Бескрайняя саванна, тысячные стада полосатых бело-черных копытных, которые несутся по ней в даль в поисках пропитания и воды. Обычно люди не задумываются над тем любопытным фактом, что лошадь и зебра – прямые родственники.
Когда же человек осознает это, то очень скоро к нему в голову закрадывается простой, но интересный вопрос: а почему человечество не приручило зебру точно также, как лошадку и не использует ее для передвижения и транспортировки предметов?
Когда в Африку пришли европейские колонизаторы, то они стали вывозить оттуда не только чернокожих местных жителей в качестве рабов и многочисленные ресурсы. Приглянулись европейцам и местные лошади. Интерес у них вызвала и очевидная родственница этого вида – зебра. Животное казалось перспективным товаром в качестве новой ездовой и тяглой скотины для сельского хозяйства, производства и армии. Тем более, что зебры были устойчивы к многим болезням, в том числе переносимым мухой цеце. Однако, у пришлых европейских поработителей и грабителей ничего на этом поприще не вышло, точно также как ничего в «отношениях» с зебрами не получилось за многие столетия и у местных жителей.
Начать стоит с того, что одомашнить можно далеко не каждое живое существо. Дикий зверь должен отвечать целому набору критериев. Только при более-менее полном соответствии им, животное можно одомашнить. Собственно, все виды, которые были пригодны для этого – от собаки до слона, человек на протяжении своей тысячелетней истории уже одомашнил. К самым важным критериям можно отнести следующие: наличие у вида социальной структуры, покладистый характер, не привередливость в еде и самое главное – животное должно быть способно размножаться в неволе. Многие дикие звери категорически отказываются делать это даже в зоопарках с имитацией дикой среды, что уж говорить про ферму.
Собственно зебра не подходит под одомашнивание по целому ряду факторов. Во-первых, она даже не строптивая. Было бы уместнее сказать, что зебра – больная на всю голову, относительно привычных нам лошадей. Все потому, что в отличие от лошадей зебры живут в куда более опасной среде и постоянно сталкиваются с весьма суровыми хищниками. Достаточно сказать, что загнанная в угол зебра способна забить копытами не слишком сильного льва.
Во-вторых, зебры куда сильнее впадают в панику, относительно лошадей и почти не поддаются дрессуре. Все это сильно связано с тем, что у зебр нет как таковой социальной структуры. Эти животные сбиваются в стада, однако вожаков у них нет. А потому и человек не способен занять для зебры это место во время подготовки и эксплуатации.
В-третьих, зебра не проходит медосмотр! Животное не слишком хорошо размножается в заточении и почти никогда не размножается в условиях фермы. А самое главное, спина зебры очень сильно отличается по-своему устройство от лошадиной, что не позволяет ее широко использовать в качестве ездового животного. Не стоит забывать и о том, что даже самая крепкая зебра слабее и мельче большинства лошадей.
Хотя, конечно, попытки приручения зебры были. Правда в конечном итоге закончились они ничем.
Не трогать. Не кормить. Не подходить
Паровой конь
Принюхиваются..
Забавный факт: лошади узнают друг друга по запаху дыхания.
Знакомство особей в табуне совершается по определенному ритуалу. Они осматривают друг друга, идут навстречу, высоко подняв голову, соприкасаются мордами, дотрагиваются губами до спины и корня хвоста, обнюхивают друг друга. При доброжелательном отношении лошади легко покусывают друг другу шею, холку, становятся рядом и могут приглушенно ржать.
Почему в тройке лошадей две крайние всегда смотрят в стороны?
«. Эх, тройка! птица тройка, кто тебя выдумал? знать, у бойкого народа ты могла только родиться, в той земле, что не любит шутить, а ровнем-гладнем разметнулась на полсвета, да и ступай считать версты, пока не зарябит тебе в очи». Перечитывая строки классика, невольно рисуешь образ мчащейся во весь опор упряжки, причем, в тройке лошадей две крайние всегда смотрят в стороны, а центральная – прямо. Чем это объясняется?
Нужно сказать что тройка – это исключительно русское изобретение. Изначально такой тип упряжи использовался в курьерской и почтовой доставке и перевозке пассажиров. Позднее смысловая нагрузка изменилась, и тройку стали использовать преимущественно для парадного выезда, чтобы продемонстрировать удаль и силу лошадей и богатство и роскошь владельца.
Центральная лошадь в такой упряжи – это коренник. Обычно эта роль отводилась представителю рысистой породы, чтобы всю дорогу конь двигался рысью, не переходя на галоп. Боковые лошади, которые носят название пристяжных, не выступают в виде основной тягловой силы. Их задача – поддерживать темп, заданный коренником, и дополнять общую концепцию. Поэтому в качестве пристяжных использовались более легкие породы.
Если коренной шел сильной размашистой рысью, то пристяжные двигались размеренным галопом: правая лошадь – с левой ноги, а левая – наоборот. Лошади инстинктивно выбирают именно галоп, и при этом движение уравновешивается изящно повернутой в одну сторону головой. Такой вариант упряжи позволяет животным двигаться легко, свободно и красиво, не мешая друг другу, и, собственно, дает ответ на вопрос, почему в тройке лошадей две крайние всегда смотрят в стороны.
У возницы есть поводья для управления каждой лошадью в упряжи. Центральную лошадь он держит прямо, а для правой и левой поводья натягиваются в соответствующую сторону. Так выполняются правила, и тройка выглядит действительно роскошно и изящно.
Кстати, до их появления в упряжь впрягали коренника и пристяжную. Затем добавили вторую пристяжную, сделав выезд быстрее и красивее. Долгое время тройка на Руси использовалась именно для скоростных доставок, поскольку этот вид упряжки (быстрый и сильный центральный конь и две легконогих пристяжных лошадки) позволял развивать и удерживать солидную по тем временам скорость.
Кучер-Экстремал
Обучение самоконтролю или воспитание из-под палки?
Что я ставлю во главу угла при воспитании жеребенка и молодой лошади? Обучение самоконтролю! Что же это такое? И почему так важно?
Яркий пример. Жеребцу почти четыре года. Он прекрасно чувствует и понимает свою силу и потому если ему хоть чуть-чуть чего-то не хочется – топчет человека и убегает к чертям. Примерно также поступает и со всадником на спине. Скидывает и драпает. Либо тащит прямо так, полностью игнорируя трензель.
То есть лошадь осознала, что даже боль можно перетерпеть, если ей хочется уйти от работы. И она прекрасно понимает, что может избавиться от человека, каким бы мастером он ни был. Если не сегодня – так завтра. Если не мягкими методами – так со свечи или закончить сотрудничество уже в деннике. Лошадь всегда сильнее.
Почему такое происходит? В частности у данного коня помимо сложных генов был косяк при заездке. Берейтор пытался воспитывать его силой. Из-под палки. Мол «если я захочу – ты сделаешь это! Причем НЕМЕДЛЕННО!». Когда не даешь коню ни осознать задачу, ни помедлить, ни выразить свои эмоции – ты добиваешься в какой-то момент идеального исполнения приказов. Но надолго ли?
Ненадолго. Наступил период заездки. Жеребец окреп, вырос, заявил о своем я… и вдруг обнаружил, что этот хрупкий мелкий человечек намного слабее него в физическом плане. Так зачем его слушать?
Незачем. Потому что коню не объяснили, что он с человеком должен сотрудничать. Ради благ, ради интереса или даже ради какого-то удовольствия. Ну, или даже на крайний случай – потому что нужно. Но эту культуру в лошади нужно ВОСПИТЫВАТЬ.
То же самое и с человеческими детьми, кстати. Пока он маленький – он еще примерно понимает авторитеты. Слушается родителей, взрослых… или хотя бы боится. Но что происходит в подростковом возрасте?
Правильно. Наступает тот самый бешеный период сопротивления всему и вся. Демонстрация силы и заявление прав на свою свободу. На свободу желаний и действий.
И именно в этот момент оголяется воспитание ребенка. Или его отсутствие. Если до этого возраста родители не успели вдолбить культуру в мозг малыша – то в подростковом возрасте этим заниматься уже поздно. Он сформировался. И даже если этот маленький человек будет обрастать новыми качествами и найдется-таки на него более сильный воспитатель, который подавит этого бесенка… все равно при первой же удобной возможности подросток выходит из-под контроля. И лишь надевает маску добродетели (то бишь, лицемерит), скрывая свой внутренний бунт.
А если детки еще и права человека начинают читать… ну об этом вы много раз уже слышали. Права все любят защищать, а на обязанности – благополучно глазки закрывают.
Вот по этой же причине случай с тем конем оказался запущенным. И берейтора пришлось менять. Три года девушка билась над этой лошадью, пытаясь ей объяснить те самые простые истины, от которых зависели результаты в спорте и… жизнь всадника. Она вдалбивала ему в голову, что нет смысла нападать на нее. Что она осознает его силу, но при этом превосходит хитростью. Что сотрудничать с нею намного приятнее, чем воевать. И что она никогда не отступит.
За три года борьбы, пота и крови, она добилась своего. Хотя до сих пор конь остается опасным для малоопытных всадников. И для сильно борзых. Стоит попытаться вступить с ним в соревнования по силе – он тут же плюет на все твои аргументы и включает в ответ силу.
Это как в шутейке: «Женщина остается женщиной лишь до первого удара. После этого она превращается в спаринг-партнера». Здесь точно такая же ситуация.
Не всех можно сломать. И не со всеми это нужно делать. Поэтому чтобы не пришлось потом сплавлять коня-убийцу на бойню, лучше научите его с детства простым истинам общения с людьми. Договаривайтесь-договаривайтесь-договаривайтесь…
Как говорил мой отец во время лечения или чистки коней: «Если ты не можешь удержать лошадь на недоуздке – то брать уздечку бесполезно». И речь идет не о физических силах, а о доверии, взаимопонимании и уступках. Культурная лошадь готова слушаться и без палки.
Основные сведения о дышле прицепа на легковой автомобиль
Дышло прицепа можно назвать важнейшим его элементом, так как оно — главное связующее звено прицепа и автомобиля. На него приходится множество нагрузок: от сжимающих и растягивающих до крутящих и винтовых. В статье далее подробно рассмотрено, какие бывают дышла, как можно удлинить заводскую конструкцию или создать деталь самостоятельно.
Что такое дышло и какие они бывают
Это горизонтальный рычаг имеющий V- или I-образную форму. Он закреплён на передней стороне рамы. Зачастую изготавливается из одной или трёх металлических труб, приваренных непосредственно к раме или закреплённых на болты (если оно съёмное). Также на дышле располагается непосредственно узел сцепки и страховочные тросы.
Как уже было отмечено выше, существует два вида дышла: V-образные и I-образные.
Зачастую предпочтение отдают первому виду, на что есть ряд причин:
Из преимуществ I-образного можно назвать более мягкий ход прицепа на дороге.
I-образное и V-образное дышло для сравнения
Как выбирать
Теперь нужно сказать пару слов про выбор дышла к прицепу.
Начинающим водителям стоит выбрать I-образное дышло. Несмотря на преимущества V-образного, в условиях плотной застройки и узких дорог (в городе или в дачных кооперативах) водителю без соответствующих навыков будет легче справиться с I-образным.
Опытные водители смогут управиться как с V-образным в ограниченном пространстве, так и с I-образным на неровной дороге. Выбор зависит от личных предпочтений и целей: если покупатель собирается постоянно преодолевать километры сельской местности, то I-образное явно не подойдёт.
Стоить обратить внимание, что конструкция приобретаемого дышла не должна ограничивать подвижность прицепа относительно сцепного шара.
Опытный водитель может цеплять прицеп как ему нравится
Технические особенности
Дышло не имеет каких-либо технических особенностей, так как это несколько сваренных вместе труб с закреплёнными на них приспособлениями.
Важно, что эксплуатация прицепа накладывает обязательства соблюдения техники безопасности:
Самодельное дышло
Изготовление дышла своими руками
При собственноручном изготовлении следует помнить, что чем меньше его длина, тем лучше прицеп будет реагировать на движение машины. То есть, даже при лёгком боковом перемещении ведущих колёс, он тут же переместится за ними. Рекомендуется делать дышло от 1,5 до 2,5 м, в зависимости от назначения прицепа.
Основной материал — полая закрытая труба (I-образное), либо три трубы с квадратным сечением (V-образное). Перед сваркой выполняется примерка, чтобы сцепка выполнялась точно по оси рамы.
На сцепке устанавливается соединительная муфта, которая выполняет главную функцию дышла — сцепление с автомобилем-тягачом. Выполняется монтаж подобных приспособлений болтами восьмого класса прочности.
Затем конструкция приваривается к раме. Также её следует укрепить уголками.
Когда всё готово остаётся лишь установить страховочный трос. При движении он не должен волочиться по земле.
Теперь стоит рассмотреть процесс изготовления подробнее:
Схема рамы прицепа
Удлинение дышла своими руками
Как правильно выбрать крепление для телефона на велосипед
Тем, кто решил самостоятельно удлинить дышло предстоит запастись временем и инструментом — это не сделать на коленке, даже с помощью золотых рук. Прежде всего понадобятся болгарка и дрель, ключи разводные, газовые, сварочный аппарат, металлический швеллер, болты и гайки, уплотняющие материалы, смеси для антикоррозионной обработки.
Можно купить уже готовый удлинитель дышла на прицеп транспортного средства. Они выпускаются в виде труб с размерами 40 на 80 или 40 на 60 мм. Такое дышло может изменять положение и удлинять расстояние от прицепа до машины на 2 положения: 40 или 80 см.
Последовательность действий по его установке будет такой:
В заключении можно сказать, что дышло — простой, хоть и важный элемент. Его несложно выбрать, просто желательно трезво оценить свои водительские навыки и разобраться, зачем водителю вообще нужен прицеп. Те, кто хотят изготовить или удлинить его, тоже не будут огорчены, ведь его создание хоть и трудоёмкий, но не требующий исчерпывающих знаний или соблюдения строгих стандартов процесс. А удлинение и вовсе потребует один вечер, большую часть которого займёт покупка всего необходимого, а автолюбитель с полным гаражом полезностей может сразу приступить к работе.